Блокада Ленинграда, дети блокады. История Великой Отечественной войны. Детям - о Блокаде Ленинграда. Комплексное занятие для старшей - средней группы с презентацией

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;

дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности : общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок.

Интегрированные задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников.

Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал.

Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

Предварительная работа:

  1. Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда.
  2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города.
  3. Чтение художественных произведений по теме.
  4. Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне.
  5. Прослушивание песен и музыки военных лет.
  6. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.
  7. Просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту; Рассказ о блокаде, стихи о блокаде… презентация-фильм на тему «К 70-летию снятия блокады…».
  8. Оформление выставки и книги памяти о блокаде совместно родители - дети.

Материалы и оборудование : презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, строительный конструктор «Город»; книги и иллюстрации по теме; разрезные картинки-открытки с изображением основных достопримечательностей нашего города; запись воздушной сирены; запись метронома; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте наши гости (обращаясь к ветеранам), сегодня я хочу вам рассказать о подвиге нашего города во время войны. Будем благодарны ветеранам за их подвиг.

Пальчиковая гимнастика «Под мирным небом»

Мы дети свободной и мирной страны.

Народ наш великий – не хочет войны.

Нам в жизни открыты – любые пути.

Под небом спокойным, хотим мы расти.

Воспитатель: Скажите, ребята, как сейчас называется наш город, в котором мы с вами живем.

Ответы детей . Сейчас наш город называется Санкт – Петербург, он красив и горд.

Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!

Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашего города. Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве.

Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечал наш город 27 января, в это воскресенье. Это очень памятная дата для нашего города.

А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?

Ответы детей . Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как выглядит наш город на карте. Рассматривание карты города на слайде.

А давайте построим наш город?

Конструирование нашего города

(На столе, дети из конструктора строят город.)

Воспитатель: Какой замечательный получился город. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Рассматривание карты Блокады Ленинграда.

Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? (Круг, кольцо.)

Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города. (Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.) В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.

Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900… это почти 2, 5года.

Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.

Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Воспитатель: До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.

В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:

«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».

День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все» Осталась одна Таня.

Слайды Дневника.

Физкультминутка

В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза.)

В январском снегу (Разводят руки в стороны.)

Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши.)

На морском берегу (Плавные движения руками-волны.)

С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо.)

Строг и красив (Повторить.)

Как будто вплывает (Движения руками «плывут».)

В широкий залив (Повтор.)

В блокадные дни Шагают на месте

Под обстрелом в снегу (Повторить.)

Не сдался, не сдался (Повороты головы.)

Наш город врагу (Повтор.)

Чтение детьми стихов

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца.

Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Чтение детьми стихов

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Воспитатель: Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

В честь этой победы был дан артиллерийский салют. Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра «Разрезные картинки»

Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо». Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

Воспитатель: На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Воспитатель читает стихи

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт! »

Чтоб помнили все строчки эти.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами зажжём свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.

Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

Рефлексия.

Детям задаются вопросы:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Где проходила Дорога жизни?

3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

4. О каких мемориалах вы узнали?

5. Что вам запомнилось из моего рассказа?

Полную версию работы можно .

Детский сад

Наконец-то мы добрались до места. В вестибюле направо и налево находились детские раздевалки. Мы сняли верхнюю одежду, по ступенькам поднялись в комнату, где располагалась группа. Детский сад был построен из расчета на 4 группы и один большой зал. В то время работала только одна группа для детей всех возрастов, находившаяся в правом крыле здания.

Когда мы появились, детей готовили к завтраку. Недалеко от входа стоял длинный стол (два стола, сдвинутых вместе). За ним сидели «школьники», то есть, те дети, которые после детского сада в сентябре должны были пойти учиться в первый класс. Валю с Женей посадили отдельно за столы с малышами. Сейчас я не помню точно, что именно дали нам на завтрак. Помню какую-то кашу-размазню, потому что старшим давали добавку, некоторых малышей докармливали с ложечки воспитатели и нянечки.

После завтрака я заметила, что в углу комнаты был расстелен ковер, и на нем были расставлены игрушки: куклы, мишки, мебель. Но никто из детей не побежал туда играть, все остались на своих местах. Потом воспитатель что-то рассказывала, читала.

Перед обедом всем велели идти мыть руки. Вот тут я была поражена. Из комнаты, где мы находились (групповой) была дверь в другое помещение, оказалось, что это - умывальня. Там были 3-4 раковины, низкие, под рост малышей, краны, и из них текла тоненькой струйкой теплая (!) вода. Дети, протягивая руки под струйку, словно замирали, и никуда не хотели уходить. Но воспитатели и нянечка, быстро намылив, терли ручки, ополаскивали и отправляли детей вытираться, а сами также быстро принимались умывать других. Все делалось очень быстро, так как теплая вода была ограничена. На противоположной стене была прибита рейка с крючками и картинками. Там вешали полотенца. Из умывальни был вход в комнату, где стояли шкафы-ячейки для детских горшков и унитазы, и, наконец, последнее помещение - душевая комната. Но о ней расскажу позднее.

Меня могут спросить, откуда взялась горячая вода? Дело в том, что детский сад имел свою маленькую котельную, которая топилась углем (или торфобрикетами, сейчас уже точно не помню). Котельная располагалась в цокольном этаже здания, и до войны батареи обогревали все помещения здания, грели воду в прачечной и для хозяйственных нужд на кухне. Все эти помещения: кухня, кабинет заведующей, кабинет медсестры, помещение прачечной и котельная находились по одну сторону коридора, в который они выходили застекленными дверями. В этом коридоре на матрасах и укрывая сверху матрасами, чтобы защитить от осколков, и прятали нас, детей, во время обстрелов и бомбежек.

Когда началась блокада, детей стало мало (по причине эвакуации), вместо нескольких групп всех поместили в одной комнате, она находилась над котельной. Спальня была в соседней комнате, и там стояла большая буржуйка (у окна, трубу вывели на улицу). У этой буржуйки всю ночь няня паровым утюгом гладила детскую одежду. Я как сейчас вижу старую женщину, раздувающую угли в утюге и, шепелявя беззубым ртом, приговаривающую: «Вот я вас сейчас голящим утюгом!». Много лет спустя я поняла, что зубы у нее выпали от голода и цинги. Я знала, что проглаживая одежду утюгом, боролись с платяными вшами, которые могли занести вновь поступившие дети. А что такое вошь, я не знала, в нашей семье мы такого не видели.

В спальне раскладушки стояли плотно-плотно, все вновь поступающие получали белые фланелевые рубашки, а на день еще и цветные фланелевые халатики. Одежду старались обработать: если не стирали, то гладили утюгом. Об этом потом мне рассказывала моя мама. Но я-то хорошо помню эту глажку: белые рубашки, розовые халатики на кокетке с застежкой сзади. Вечером, когда детей уже укладывали спать, мы, дети персонала (Алла Флоренская, дочь заведующей, Миша Жуков, сын ночной няни, племянница ночной няни Регины Михайловны и я), уже школьники от девяти до тринадцати лет, собирались вокруг буржуйки. Обычно мы оставляли кусочек хлеба от ужина, а потом, насадив его на палочку, жарили на печке. Этот кусочек тяжелого горячего хлеба, сделанного неизвестно из чего, казался нам лакомством, и мы старались подольше задержать его во рту, но, к сожалению, он исчезал быстро, и мы мечтали, как завтра снова приготовим это лакомство. Однако сохранить кусочек хлеба до вечера удавалось не всегда и не всем. Сидеть у печки подолгу нам не разрешали, слегка погреемся, и всех отправляли спать. Это было уже во вторую блокадную зиму.

Утром всех будили, мы шли умываться теплой водой. Затем - завтрак, обед, ужин.На завтрак - жидкая каша, кажется овсяная. На обед - жиденький гороховый или овсяный суп. В самую голодную зиму нас отпаивали разведенными пивными дрожжами и настоем хвои.

Младшая группа. Детский сад №38. Ленинград 1942 г.

Первая половина 1942 года очень плохо запечатлелась в моей памяти, видимо, сказывался скудный рацион, которого еле хватало для поддержания жизни. Период с осени запомнился мне щами из хряпы (квашеных зеленых капустных листьев, раньше их квасили на зиму на корм скоту), соевыми «шротами» (это тоже корм для скота, отходы масличного производства), «дурандой» (это жмых подсолнечника). Иногда на обед давали суп со снетками (высушенными мелкими солеными рыбешками, мальками).

После прорыва блокады в город прибыл с Большой Земли первый поезд с продовольствием (7 февраля 1943г.), в детском саду стали готовить запеканки из круп с меланжем, клюквенный кисель, супы с сушеными овощами: картофелем, морковью, луком и капустой. Изменился и хлеб, он стал намного вкуснее. Н а завтрак к Первомаю нам дали «гоголь- моголь». Сейчас мне кажется, что там было не больше одной столовой ложки, но мы были в восторге, ведь это было лакомство. Служащим (воспитателям и нянечкам) в это время давали в таких же кружечках по 1 чайной ложечке растительного масла. Постепенно голод начал отступать. Стали появляться и продукты, присланные по ленд-лизу: шоколад для приготовления какао, сухое молоко, толокняная каша (ее называли кашей «Нестле»).

Служащие детского сада находились на казарменном положении, поэтому, если начинался обстрел или бомбежка, они все участвовали в спуске детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после отбоя тревоги поднимали всех наверх в групповую комнату. Некоторое время, пока был холод и голод, обстрелы и бомбежки прекратились.

А весной 1942г начались обстрелы дальнобойными орудиями. Нам, старшим детям, приходилось сидеть на ступеньках узкой лестницы в полуподвал, но так как лестница освещалась застекленной частью стены над нами, на нас тоже набрасывали ватные матрасы, и приходилось подолгу сидеть в ожидании конца тревоги, часто ощущая толчки, если снаряд или бомба падали где-то недалеко. С тех пор я не переношу узких лестниц, особенно если на них нет естественного освещения. Сразу появляется какая-то тревога, становится тяжело дышать, будто не хватает воздуха.

Когда наступило лето 1942 года, во время тревоги нас стали водить в бомбоубежище, которое находилось в подвале высокого дома, стоящего напротив. Я и сейчас, закрыв глаза, вижу, как длинная пестрая змейка из детей вьется от ступенек веранды до узкой двери в убежище. Иногда там приходилось сидеть довольно долго. После отбоя тревоги все повторялось в обратном направлении.

С наступлением весны и первым солнышком детей стали выводить гулять на террасу. Маленькие укутанные человечки медленно ходили или стояли, подставив лица солнышку. Иногда прогулка обрывалась, не успев начаться, нас снова спускали в цокольный этаж. Когда почва во дворе подсохла, всех стали выводить гулять во двор. Хорошо помню самую первую прогулку. Воспитатели вынесли игрушки, даже трехколесный велосипед. Но почему-то никто не хотел на нем кататься или играть в мяч. Прижав к себе куклу или мишку, дети стояли и грелись в лучах солнца. Воспитатели старались расшевелить детей, но промерзшие за зиму, ослабевшие, они оттаивали не сразу.

Всю зиму дверь в музыкальный зал был закрыт. Когда же наступила весна, и зал, наконец, прогрелся, заведующая детским садом, Зинаида Евграфовна Флоренская, пригласила туда детей младшей группы. Зал был большой, длинный. Вдоль стен зала стояли маленькие стульчики, слева от входа - небольшой черный рояль. В помещении было не очень светло, так как верхние части окон были забиты фанерой. Детей построили по одному и сказали, что они будут маршировать под музыку.

Зинаида Евграфовна громко ударила по клавишам, и зазвучал марш, да такой бравурный!…Я впервые видела рояль и слышала, как на нем играют. Дети медленно стали двигаться по залу, а заведующая, не переставая играть, командовала с места: «Все идем, как солдаты! Поднимаем ножки выше… полетели как самолеты, ручки в стороны… помахали ручками как птички!». Сначала малыши двигались молча, но постепенно, после того, как разогрелись, стали оживленнее, начали оглядываться по сторонам. Они еще не оправились после суровой зимы, и воспитатели вместе с заведующей пытались вдохнуть в них жизнь. В зале побывали и дети средней группы. Им раздали флажки, и они махали этими флажками, маршируя по залу. Было видно, как они распрямляли спину, поднимали голову.

Вскоре в детском саду появилась музыкальный работник. Ее фамилия была Остропятова (к сожалению, я забыла ее имя-отчество) . Она проводила утренние музыкальные занятия, а к Новому Году подготовила целый концерт.

Однажды, вероятно это было перед Новым Годом, нам объявили, что мы поедем выступать на радио. Там будет передача для фронта, будут читать письма ленинградцев бойцам, а потом будут выступать дети. Помню, как группу детей посадили на матрасы в крытый фанерой грузовик, и долго везли по темным улицам. Наконец машина остановилась у дома радио на углу нынешних Малой Садовой и Итальянской улиц. Мы вошли в подъезд, поднялись по полутемной лестнице, шли по какому-то коридору, наконец, открыли дверь, и очутились в ярко освещенной комнате. Пол был застелен толстым ковром, слева - низкие скамейки и рояль, справа - несколько микрофонов (это я уже потом узнала, что это - микрофоны). В начале комнаты стояла застекленная будка, и там сидел человек. Потолок был высоким. Было очень тепло и тихо.

Нас освободили от верхней одежды, младших по такому случаю принарядили в оранжевые штанишки на лямочках и белые рубашки. Их посадили на скамейки, раздали погремушки, бубен, металлический треугольник, и сказали сидеть тихо, потому что им скажут, когда можно играть. Моему братишке Жене достался треугольник. Дети изображали оркестр, который производил ритмические шумы под музыку рояля. Остропятова играла пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, кажется, это были «Марш» и «Неаполитанская песенка» (тарантелла), а дети ей подыгрывали. Передача шла в прямом эфире. Сначала зачитали письма на фронт от тружеников-ленинградцев, затем воспитатель младшей группы Тамара Михайловна Пятницкая спела шуточную песенку, затем выступила я с песней про кукушку. Сестра Валя ходила в среднюю группу, она спела песню-загадку про гриб:

Стоит стар человечек в лесу густом, И беленький кафтанчик надет на нем.

Кто бы это мог тут быть, И в лесу дремучем жить? Кафтанчик беленький носить…

У человечка ножка одна, одна, На человечке шапка красным

Кто бы это мог тут быть, И в лесу дремучем жить,

Красной своей шапкой щеголять ?

Когда эту загадку Валя разучивала, она никак не могла понять и запомнить слово «щеголять», и все время пела более понятное ей «щи гонять». Провожая нас на передачу, воспитатели наставляли Валю: «Смотри, не перепутай!». Но от волнения Валя, конечно же, все забыла, и привычно спела «про щи», тем более, что к этому времени щи из хряпы все чаще появлялись на нашем столе. Вернувшись в детский сад, мы принимали поздравления, оказалось, что все работники слушали передачу в кабинете заведующей.

«Эвакуация». Этого слова мама боялась с тех пор, как стала работать в детском саду. Дело в том, что 8-го июля 1942 года в Ленинграде была объявлена широкая обязательная эвакуация. Постановление Военного Совета предполагало вывезти всех лишних людей и объявить город «городом военных». Всех, кто оставался в городе, стали обучать стрельбе. Окна первых этажей стали закладывать мешками с песком, превращая их в бойницы. Даже в детский сад уже зимой приходил военный из числа раненых, находящихся в городе на лечении, и обучал воспитателей и нянечек заряжать и стрелять из винтовки. Я помню картинку: мама, лежащая в сугробе с винтовкой в руках. Однажды даже мне дали прицелиться. Взрослых учили бросать гранаты, используя деревянный муляж. В связи с эвакуацией часть детей и служащих уехали, но на их место все время поступали новые дети.

Мама сказала, что ни за что не уедет из города, так как понимала, что после голодной зимы не все из нас могут вынести поездку. Да и куда ехать? Родных у нас на Большой Земле нет, каких-либо драгоценностей или сбережений для того, чтобы как-то себя прокормить, - тоже. Да и вещи на троих детей ей одной было бы не перевезти. А если как-то и выживем, то вернуться обратно не сможем, а может, и некуда будет. Мама говорила, что если нам суждено погибнуть, то мы погибнем все вместе, здесь, в родном городе, на родной земле. Видимо, как-то ей удалось избежать эвакуации, вероятно, ее очень ценили здесь на работе. Самые нужные вещи находились у нас в чемоданах, а чемоданы хранились в детском саду, потому что сотрудники не ходили домой, а были на казарменном положении, поэтому и дети сотрудников также жили в саду круглосуточно.

При поступлении родители сдавали в детский сад детские продуктовые карточки. Я видела, как поздними вечерами при свете коптилки мама наклеивала продуктовые талончики на листы бумаги для отчетности за каждый прожитый день. Регулярно ходили комиссии для проверки расхода продуктов и соответствия остатков в наличии тому, что на бумаге. В детском саду мама сначала работала «техничкой», то есть занималась хозяйственными работами, даже снег разгребала у входа в детский сад. Потом она стала помощницей завхоза, а когда Анна Васильевна Зайцева (завхоз) уехала из города, мама ее заменила. Мама отвечала за все: питание, работу нянечек и техничек, чистоту в саду. Работу в детском саду проверяли и инспектор по пожарной безопасности, и санэпидстания, и районо… Проверяющих все боялись, но, насколько я помню, все обходилось благополучно, за исключением мелких замечаний.

Банный день в детском саду проходил по отлаженной схеме. Помещение душевой было маленькое, всего два квадратных метра. На табуретку ставили таз с водой, другой таз ставили под ноги. Две нянечки брали по одному ребенку, мыли его, стоявшего в тазу с теплой водой, ополаскивали теплой водой из ведра и передавали воспитателям. Те вытирали детей насухо, надевали рубашечки, халатики, и отправляли за стол. Конвейер работал быстро, никто из детей не успевал простудиться. Затем детей кормили обедом и укладывали спать. Когда детей прибавилось, и разделили две группы, то вторую группу мыли либо вечером, либо на другой день.

В марте 1942 года после длительного зимнего перерыва начали работать бани. Я помню, как однажды с мамой мы пошли в баню на Геслеровском проспекте (ныне - Чкаловский). В банном отделении было темно, окна - почти полностью забиты фанерой, паром было окутано все помещение. Оказалось, что в другом конце помещения мылись мужчины, и никто не обращал внимания друг на друга. Лишь бы скорей прогреться, помыться и - домой. Медсестра Людмила Сергеевна постоянно следила за состоянием здоровья детей .

С наступлением весны 1942 года дети начали болеть, их усердно лечили. Я помню, как брату и сестре смазывали горло керосином. А еще нам делали прививки. Помню, как делали прививку под лопатку, на следующий день очень болела спина, и не хотелось вставать с постели. Внезапно завыла сирена тревоги, всех детей быстро повели вниз. А мы с Аллой Флоренской решили остаться в спальне. Наши кровати стояли изголовьями к трехстворчатому окну. Фрамуги в окне были забиты фанерой, а рамы были со стеклами. Мы накрыли головы подушками, укрылись ватными одеялами, и лежали, затаив дыхание. Вдруг раздался страшный свист и грохот такой, что наш дом будто подпрыгнул, посыпались стекла. Это упала бомба в семиэтажный дом напротив детского садика, вернее, в его западное крыло. К счастью, она не разорвалась. Бомба была «здоровая» по весу, и то, что она не разорвалась, - просто чудо. Иначе от взрывной волны наш детский сад мог бы разлететься на куски. Хотя бомба и не разорвалась, она срезала угол семиэтажного здания, сколько там погибло людей, не знаю.

Вообще-то, это была вторая бомба, не разорвавшаяся вблизи меня. Первая упала, когда мы жили в рабочем городке Сан-Галли. Это случилось ночью, вероятно, в конце октября или ноября 1941 года. Мы спали вчетвером в кровати, укрытые одеялами и пальто, так как было уже очень холодно. В убежище мы уже не ходили. Нас разбудил мощный удар, дом как будто подбросило, со стен на нас посыпались портреты Жданова и Ворошилова. Это тяжелый фугас попал в дом, стоявший напротив нашего дома. Бомба срезала восточное крыло дома, и глубоко ушла в землю. На наше счастье она не разорвалась. Дом оцепили военные, всем велели уходить подальше, но мы никуда не ушли, а она так и не разорвалась.


Старшая группа. Поздняя весна 1942 г.
На заднем плане - воспитательница Дина Григорьевна Горбунова.
Сидит - воспитательница Серафима Андреевна, третья слева - Вера Пахомова,
четвертая - Алла Флоренская, шестой -Боря Штейнбок, седьмая - Ирма Пурвин

Занятия с детьми проводились обычно после завтрака. Малыши играли с куклами и кубиками. В младшей группе был большой набор строительных кубиков: конусы, пирамидки, кирпичики, малышня строила из них то пароход, то поезд, то пушку. Как только воспитателям удавалось достать бумагу с карандашами или пластилин, средние и старшие ребята занимались рисованием и лепкой.

Когда настали теплые дни, в наш детский сад стали приезжать артисты. Их было двое: мужчина и женщина. Они наряжались клоунами, смешили детей, показывали кукольный театр и фокусы.

В вестибюле детсада на стену вешали простыню и показывали кино. Там я увидела кинофильмы «Иван Грозный», «Александр Невский» , «Богатая невеста» , детские фильмы с Яниной Жеймо («Золушка» , «Леночка и виноград» и др.)

Где-то осенью 1942 года начал работать театр оперетты, и мама два раза ходила на его спектакли весной 1943 года, слушала «Сильву» и «Раскинулось море широко». Мама была очень довольна таким культпоходом.

Прорыв блокады 18 января 1943 г. я встретила дома на Зверинской улице. В этот вечер после ужина мама решила пойти проверить квартиру и взяла меня с собой. Я помню, что было очень темно, мы шли по узенькой тропинке. Изредка навстречу попадались люди, их почти невозможно было заметить, лишь на одежде светились «светлячки».

Дело в том, что при полном отсутствии освещения на улицах города, для того, чтобы не столкнуться на узких тропинках, люди носили специальные нагрудные значки - «светлячки», фосфоресцирующие в темноте. Иногда на миг включали фонарик - «жужелку», работающий не на батарейке, а на преобразовании механической энергии в электрическую (на фонарике нажимали клавишу как на эспандере, фонарик начинал жужжать и на миг включалась лампочка).

Мы вошли в квартиру и уже собирались ложиться спать, когда услышали сильную стрельбу, потом уже настоящую канонаду. В первый момент мы испугались, решив, что начался артобстрел, и стали прикидывать, за какой стеной спрятаться от обстрела и осколков. Но мы вскоре поняли, что стреляют не по городу, а где-то дальше. Всю ночь стоял сплошной гул, а утром по радио объявили, что наши войска перешли в наступление.

К огда мы пришли в детский сад, то узнали, что блокада прорвана. Все вокруг повеселели, говорили, что теперь-то немцев быстро прогонят. Но до полного снятия блокады был еще долгий тяжелый год.

Весной 1943 года фашисты снова начали обстреливать город, и, чтобы спасти детей, городские власти приняли решение эвакуировать детские учреждения на север, где было спокойнее. Поэтому наш детский сад было решено вывезти в поселок Песочный. Детей и взрослых быстро посадили на поезд и повезли «на дачу».

Пребывание «на даче» затянулось на зиму и весну 1944 года. Недавно я узнала, что другие детсады и школы также вывозили в Парголово, и в другие поселки, таким образом, удалось спасти от обстрелов много детей, и нас в том числе.

Наш переезд в Песочный был большим благом не только для детей, но и для рабочих нашего завода, т.к. едва устроили детей, как на соседней улице в одном из домов открыли стационар для оздоровления рабочих. Туда стали привозить небольшими партиями наиболее ослабленных и больных. За две недели их ставили на ноги, а на смену им приезжали другие. Сотрудники детского сада готовили им еду, делали отвары хвои и целебных трав, словом, выхаживали их. Я не раз видела, как мама и Зоя Андреевна вдвоем тащили громадные кастрюли с едой через улицу в стационар. Наша медсестра и врач ходили лечить их и проводили осмотр. Те, кто еще вчера еле ходил, поднимались очень быстро: начинали шутить, принимались играть в шашки. Рядом был лесок, в нем росли ягоды, а до того, как созрели ягоды - «заячья капуста» (кислица), конский щавель, еще какие-то травы. В лесок полакомиться бегали дети, а потом и взрослые.

С приездом на дачу наша жизнь резко изменилась. Во-первых, - тишина. Были так непривычно, что светит солнце, не стреляют и не бомбят, никуда не надо прятаться, что первые ночи, особенно в полнолуние, я подолгу не спала или, просыпаясь, прислушивалась, не летят ли самолеты. А Валя как лунатик ходила по комнате.

Постепенно жизнь налаживалась, несмотря на то, то финны находились совсем недалеко от нас. Они остановились в Белоострове, на своей старой границе. Никакой стрельбы, никаких попыток наступления с той поры не было. Наши войска тоже их не трогали, хотя были настороже.

Все лето дети жили спокойно, гуляли, играли, пропадали в лесу. Наверное, никогда больше мы не ели столько ягод: черники, гоноболи (голубики), земляники, а потом и брусники. Школьники бегали в лес самостоятельно, а малышей выводили воспитатели. Они паслись там на пригорках, собирая ягоды и цветы. Полевых цветов на опушках росло множество....

.Детский сад № 38 1943 год, конец мая- лето Женя, Татьяна Ивановна, Вера и Валя Пахомовы .
Семья, пережившая блокаду.
Обратите внимание: не всех кошек съели в Ленинграде, как утверждают многие источники.

День Победы!

Помню, что стояла очень теплая погода, необычная для мая. Мы с Валей вышли гулять на улицу. Я удивилась, что на улицах Зверинской и Блохиной было безлюдно. Уходить далеко от дома нам не разрешалось, и мы гуляли в сквере напротив Князь-Владимирского собора. Потом я узнала, что народ отправился на площадь Урицкого (Дворцовая пл.) и на Невский проспект. А вечером всей семьей мы отправились смотреть салют. Набережная у моста Строителей (Биржевой мост) была забита людьми по обе стороны Невы. Это был праздник света! Мы так долго жили в затемнении блокадного города, что теперь люди не сдерживали своих эмоций, радости. Каждый выстрел и появление ракеты вызывал рев, крики восторга, смеха. Залпы пушек были такими мощными, что приходилось прикрывать уши руками, чтобы не оглохнуть.

Вспоминая прошлое, сейчас я хорошо понимаю, что мы выжили тогда потому, что не остались в одиночестве, а стали частицей большой семьи под названием «детский сад», где все помогали друг другу жить. Взрослые заботились о малышах, а малыши заставляли взрослых бороться за жизнь. Эта борьба за детей дала возможность людям остаться Людьми, хотя и очень большой ценой, но добиться победы.

Живые собачки! В блокадные годы!
Детишкам подарок, конечно, от Бога!
Светлели их лица, слеза высыхала,
А няня детсада беззвучно рыдала...

(О Иване Наркевиче и его дрессированных собачках читайте ниже).

Мало кто знает, что в блокадном Ленинграде оставалось около 400 тысяч детей. Сколько из них было школьников, сколько дошкольников? Ответить на эти вопросы невозможно. Число детских садов и школ, работающих в осажденном городе постоянно менялось. Ведь в первую очередь ленинградцы отправляли на Большую Землю детей. С ноября 1941 г. резко стало расти число детских домов, куда приводили детей-сирот. Почти все детские сады блокадного Ленинграда стали круглосуточными.

Великая любовь к Родине и к детям, мужество, самопожертвование ленинградцев проявились в заботе о детях города-фронта. В блокадном Ленинграде не было чужих детей, все дети были родными. И горожане, дошкольные работники и медсёстры, учителя, врачи, бойцы МПВО, сандружинницы, водители на Дороге Жизни и многие другие делали всё возможное и невозможное, чтобы спасти детей в осаждённом Ленинграде. И дети города-фронта были спасены.

Музей «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда» работает с 1 июня 1972 года. Он был создан в Высшем педагогическом училище №5 г. Санкт-Петербурга.

Www.pedkol-5.spb.edu.ru/Muzei.html

А вот - статья из газеты "Московский литератор", которую невозможно читать без слёз:

Светлана Гладыш

КРЕЩЁНЫЕ БЛОКАДОЙ

8 сентября 1941 года прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. С этого дня начали свой страшный отсчет 900 блокадных дней. Обыкновенные люди - мужчины, женщины, дети - вошли в бессмертие, потому что вопреки обстоятельствам и в условиях, которых не знала история, жили достойно и выстояли.

"ЖИЛ-БЫЛ КОТ"

На экране - безусый, линялый, сшитый из тряпок кот. Кот старый, потертый, бережно хранится за стеклом в музее Ленинградского педагогического училища № 5. Что за честь выпала коту?

Зимой сорок третьего года в одном из детских садов осажденного Ленинграда малыши упросили воспитательницу Валентину Михайловну Козловскую сшить им Кота. Детям было уже по тpи-четыpе года, но некотоpые из pебятишек никогда не видели живую кошку. Им было всего тpи-четыpе года, но когда выла сиpена, малыши в пеpвую очеpедь заботились о Коте. В бомбоубежище его довеpяли нести самым хpабpым или... самым слабым.

Дети блокады... Они не пpинимали непосpедственного участия в обоpоне гоpода, но то, что они pождались, pосли, плакали и смеялись с удвоенной силой кpепило веpу ленингpадцев в Победу. А в том, что она пpидет, не сомневались даже те, кто едва научился деpжать в pуке каpандаш - чтобы pисовать Победу.

"Нам всегда не хватало кpасной кpаски, - говорит с экpана боpодатый человек, окpуженный детьми - детьми уже сегодняшнего Ленингpада. - Мы все pисовали Победу и белые булки".

Боpодач - поэт Илья Фоняков, в блокаду он выpос в этом детском садике. Хpоника тех лет пеpемежается с документальными кадpами миpной поpы. И, навеpное, потому, что я смотpю этот необыкновенный фильм здесь, в музее училища, где снимались все послевоенные встpечи с детсадовцами-блокадниками - так обнажены неpвы, так физически ощутима близость пpоисходящего на экpане.

Вглядываюсь в пpекpасное лицо Елизаветы Леонидовны Щукиной - инспектоpа детских садов. "Мама" - называли ее дети и pодители. Появился человек, он деpжит за pуку чеpноглазого семилетнего мальчика. Мужчина слегка пpихpамывает. Это - Игоpь Андpеевич Хицун, тот самый малыш, с котоpым минутой pаньше мы встpетились в том стpашном вpемени. Осколок бомбы угодил в ногу тpехлетнего Игоpька. Ребенок, не понимая, что пpоизошло, спpашивал у нянечки: "А ножку мне скоpо пpишьют?" Ведь так быстpо сшили целого Кота!

Фильм - не только жестокие своей пpавдой стpаницы блокадного детства. Это - живая нить между пpошлым и настоящим. И голос девочки-студентки за кадpом pвется от волнения: "Это - моя мама. Она жила в блокаду в детском садике. Мама не любит pассказывать об этом. А я хочу, должна знать все".

Десять минут длится фильм. Десять минут... pаствоpили в пpостpанстве десятилетия, и слабая pучка pебенка издалека коснулась моей ладони - как напоминание. Как пpедостеpежение.

"Жил-был кот" снят не пpофессионалом. Автоp каpтины - полковник Миpон Боpисович Ривчун, врач - знал вкус блокадного хлеба. После войны пpеподавал в московском областном медицинском училище, где оpганизовал любительскую киностудию. Абсолютно все свободное вpемя Миpон Боpисович и ученики собиpали по кpупицам бесценные кадpы хpоники; искали тех, кто остался жив и помнил. Не одно поколение выпускников Ривчуна вложило свое сеpдце в этот фильм, котоpый впеpвые появился много лет назад, на одном из фестивалей любительских фильмов в Москве.

Сейчас это - истоpический документ, хpанящийся в музее педагогического училища № 5. У музея стpогое, пожалуй, суховатое название: "Дети и дошкольные pаботники осажденного Ленингpада".

Каждый сентябpь пеpеступает поpог училища новое поколение будущих воспитателей детских садов. Вместе с ними пpисутствует на лекциях безусый линялый Кот - из музея его "пеpевели" в учебный кабинет. Пpиходит день, когда появляется небольшая коpобочка с кинолентой, и пеpвокуpсники пpиступают к одному из самых коpотких занятий в учебном плане - уpоку, котоpый длится десять минут… и девятьсот дней.

"НЕЗАМЕТНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО" ИВАНА НАРКЕВИЧА

Весной сорок второго на улицах Ленинграда появилась невероятная компания - высокий, красивый и бледно-прозрачный мужчина, в сопровождении двух тощих и веселых... собачек. Пережить "голодную, лютую, темную зиму" уже было чудом: для людей страшнее и мучительнее бомбежек оказался "наш хлебный суточный паек".

"Мама выпаривала клей из стульев, варила кожаные ремни, мы все сосали опилки. Вспомнить страшно и забыть нельзя", - говорила наша тетя Валя.

Иван Иванович Наркевич, потомственный цирковой артист, по инвалидности невостребованный в солдатский строй, сам себе определил место на войне - помогать детям жить. И, наверное, поэтому следующим чудом, ниспосланным свыше, было то, что уцелели его четвероногие помощники и друзья.

Как ожидали его маленькие ленинградцы! Как расцветали бледные личики при виде настоящих собачек! В эти часы дети забывали о хлебе, о бабушке, которую "увезли на саночках", а "когда бомбежка - страшно", - они беззаботно играли.

Я хочу ее погладить, можно? - тянется худенькая ручка к собаке.
- Ой, какая умница, на задних лапках стоит...
- А вы к нам, дядя Ваня, еще придете?

Но проклятая война напоминала о себе недетскими вопросами.

А кушать собачки часто просят? Наша Муся все время есть хочет. Кричит и кричит, глупая, - жаловался на сестренку восьмилетний Витя.

Слушайте, слушайте! Они рычат, они лают! - Девочка Валя, забыла, когда живую зверушку видела.

Обход всех известных ему и уцелевших очагов, детских садов и школ Иван Иванович начал с апреля 42-го. За 800 дней ни разу не обманул, не задержался к обещанному часу. Счастье под обстрелами и бомбежками призрачно, а радость мимолетна, и поэтому полуживой от голода Наркевич поднимался, тормошил свой зверинец и шел к детям, ведомый заповедью: "Благослови детей и зверей"...

Когда закончилась война... да нет, пожалуй, раньше, - после прорыва блокады, о Наркевиче говорили и писали много. Ленинградские газеты обозначили его подвиг как "незаметное гражданское мужество". Потом вспоминали о нем все реже и реже, а к восьмидесятым и вовсе забыли.

Англия и Америка, Франция объявили бы такого человека национальным достоянием, у нас же заслуги Наркевича в перед Отечеством оцениваются государством в 26 рублей - такова была пенсия Ивана Ивановича в восемьдесят девятом, накануне 45-летия Победы. Из оной суммы ухитрялся Наркевич уплатить ежегодный налог на собак в сумме 65 рублей.

Жизни без собак Иван Иванович не представлял себе вовсе. И потому от дома призрения отказался, хотя и шел ему девятый десяток.

Мир не без добрых людей: достойно и с любовью ухаживали за Наркевичем в последние годы студентки ленинградского педагогического училища № 5 (того самого, где Кот).

Несколько лет назад в городе на Неве торжественно открылся памятник птичке Чижику-пыжику, что "на Фонтанке водку пил".

Что ж... Будь я скульптором, то подарила бы городу иной памятник - Ивану Наркевичу с четвероногими артистами и ленинградским детям - детям, многие из которых не дожили до января сорок четвертого.

Ленинград - Санкт-Петербург - Москва

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Мероприятия, посвященные Дню снятия блокады Ленинграда, 70 лет по МДОУ ДС 10 Составила заместитель заведующего Петрунина Н.В. Цель:формирование представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; чувство патриотизма. Задачи: -обогащать знания детей о героическом прошлом нашего народа; -формировать любовь к Родине, чувство гордости за защитников Отечества. 1. Чтение художественной литературы по теме 2. Прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет 3. Занятия по изобразительной деятельности: «Вечный огонь» и др. 4. Показ иллюстраций о Ленинграде 5. Чтение рассказов из книги Д. Колпакова и В. Суслова «Был город фронт, была блокада». 6. Рассматривание рисунков детей из книги Д. Колпаковой и В. Суслова «Был город фронт, была блокада». 7. Слушание и разучивание стихов о героической обороне города, о прорыве блокадного кольца, о городе. 8. Слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской», Д. Шостаковича. 9. Организация выставки рисунков и поделок посвящённых Дню снятия блокады Ленинграда. 10. Возложение цветов к Вечному огню с чтением стихотворений памяти ВОВ. Беседа 1 «Блокада Ленинграда» для детей старшего дошкольного возраста Звучит песня «От героев былых времён» - А. Агранович. 1 куплет Воспитатель: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу, Советского Союза Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев. Фашисты говорили, что Москва это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло: Хлебное зерно и мука на 35 суток; Крупа и макароны на 30 суток; Мясо и мясопродукты на 33 суток; Жиры на 45 суток; Сахар и кондитерские изделия на 60 суток. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще, продукты повезли на

2 грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. Кроме хлеба есть, было, нечего. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. 18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все, же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. А через год, 27 января 1944 года, враги были, отброшены от города на 300 км, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость. Пришла долгожданная победа! Конец войне! - Зажжем свечи памяти о тех, кого нет с нами рядом! С утра не замолкает канонада, Так день за днем, так много-много дней Враги хотят на месте Ленинграда Оставить груды пыли и камней. Об этом говорили их листовки Свидетельства бессилия врага. Горели Пушкин, Невская Дубровка, Приневскиедымилися луга. И Ленинград пожары эти видел, А враг поживой жадною гоним, Все наседал, смертельно ненавидя Все русское, все, связанное с ним! Но мы стеною от земли до неба Все поднялись и отстояли свет. И Ладога, и дальняя Онега. Услышали стоярусное: Нет! Мне кажется: Когда гремит салют, Погибшие блокадники встают. Они к Неве По улицам идут, Как все живые. Только не поют: Не потому, Что с нами не хотят А потому, что мертвые Молчат. Мы их не слышим, Мы не видим их, Но мертвые Всегда среди живых. Идут и сморят, Будто ждут ответ: Ты этой жизни Стоишь или нет?

4 Беседа 2«Блокада Ленинграда» для детей старшего дошкольного возраста 8 августа 1941 года Ленинград (сейчас он носит название Санкт-Петербург) оказался со всех сторон окруженным врагами. В это время в городе находилось более трех миллионов человек, и среди них четыреста тысяч детей. Северная столица оказалась в очень тяжелом положении. К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому же немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому в конце ноября 1941 года хлеб в Ленинграде выдавали только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба - та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью! Пайка блокадного хлеба Мама! Хлебушка дай-ка! В глазах страданье и страх, Хлеба блокадного пайка В худеньких детских руках Пайка блокадного хлеба С жизнью тончайшая нить. Пайку блокадного хлеба Мы не должны забыть! Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел снег. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги. Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек. В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах. Блокада оставила страшную память о себе множеством таких братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего в первую блокадную зиму в Ленинграде погибло 550 тысяч жителей города. До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня». Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады. Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры. - Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей? - Что это была за дорога? Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей женщин, детей, стариков. Перед нами воспоминания ветерана воины И.И. Зориной, которая рассказывает о Дороге жизни. «Мне доверили тяжелую грузовую машину. Привыкать к ледовой трассе было нелегко. Мне до сих пор не верится, какую страшную работу нам, шоферам легендарной «Дороги жизни» довелось выполнять. Мы трудились днями и ночами, в морозы и пургу, не жалея своих сил. Мы вывозили из осажденного Ленинграда обессилевших людей взрослых, стариков, детей. На обратном пути доставляли бесценный груз продовольствие осажденному городу, боеприпасы войскам и многое другое. В декабре морозы стали злее и крепче. Ветер обжигал лица, пронизывал одежду. Руки шоферов коченели. Смертельная опасность подстерегала нас на каждом шагу. Довольно часто мы видели, как над трассой в воздухе разгорались жаркие бои. Не на жизнь, а на смерть сражались с фашистскими стервятниками наши истребители и зенитчики.

5 Однажды в сильную пургу был большой налет немецких самолетов. Возле моей машины разорвалась бомба, меня оглушило, а множество мелких осколков от лобового стекла поранило мне руки и лицо. Машина медленно опускалась под лед, а я, истекая кровью, выползла на льдину. Вскоре меня, обмороженную и окровавленную, подобрала и спасла женщина-врач». Дорога жизни Рвутся на Ладоге мины, С треском рушится лед. Всe же идет машина. Хлеб в Ленинград везет Хлеба кусочек малый Ребенка от смерти спас. Дорогою жизни стала Эта дорога для нас! 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами. Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии! 1. Когда началась блокада Ленинграда? 2. Почему в городе сложилось тяжелое положение? 3. Что такое «Дорога жизни»? 4. Где она проходила? Что везли по «Дороге жизни»? 5. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? 6. Кто освободил ленинградцев?


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект занятия в старшей группе 5 «Блокада Ленинграда» Выполнила: воспитатель Ганина Нелля Юрьевна Одинцово 2017. Цель: -

27 января 1944 года День снятия блокады Ленинграда Блокада Ленинграда является частью Великой Отечественной войны. Это трагичная и великая страница нашей истории. И каждый, кто находился в блокадном городе

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается. Авторы методической разработки: учитель истории Левина К.А. и учитель обществознания Хайрулова А.Р. (Звучит вой сирены, треск зениток, рокот моторов. Наступает

МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования» МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 70-ЛЕТИЮ СНЯТИЮ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ТЕМА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ: «Блокада

Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Комиссия по профилактике негативных проявлений среди обучающихся Блокада Ленинграда Блокада

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 29 Красносельского района города Санкт- Петербурга Конспект мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда

8 сентября 1941-27 января 1944 Выполнили ученики 11 «В»: Молостов Максим Молостов Алексей План работы: Окружение Ленинграда Город во время Блокады Снятие блокады с города Воспоминая Таня Савичева Окружение

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Мгиская СОШ» Васьянова Н. В. 22 июня 1941года германские войска напали на нашу страну. Против нас полки сосредоточи Враг напал на мирную страну. Белой ночью,

ГБОУ «Школа 1133» г. Москва Страница четвертая «Москвичи-участники Блокадного Ленинграда» Пахомкина Мария Яковлевна Автор Каргина Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы. Однажды на уроке,

Авторы: учащиеся ГБОУ СОШ 324 члены детской общественной организации «Связь поколений» Руководитель: Климова Нина Михайловна учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное

Тема: «Блокадный Ленинград» Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, свой народ. Задачи: Формировать уважения к старшему поколению; Воспитывать чувство патриотизма,

Вечером 8 сентября 1941 года в 18.45 на Ленинград обрушился мощный вражеский налет. Во время него были разрушены и сожжены почти все продовольственные склады. Продукты в городе стремительно подходили к

Непокоренный город. 10 фактов о блокаде Ленинграда 2014 Материалы к классному часу в 10 классе «К 73-летию начала Блокады Ленинграда» Подготовлен учащимися 10 класса Оя Светланой и Бакулиной Анной Классный

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 82 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Методическая разработка на тему патриотического воспитания старших

27 января День снятия блокады города Ленинграда(1944год). Блокада Ленинграда военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы

Памятники детям Ленинграда. Памятник «Цветок жизни», входящий в комплекс Зеленый пояс Славы. Памятник, посвященный разрыву кольца блокады К подножию монумента «Родина мать» люди приносят венки с мягкими

Блокада Ленинграда. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ 8А кадетский класс «Патриот» ГБОУ СОШ 667 БИРЮЛЕВО ЗАПАДНОЕ 71-годовщине снятия блокады посвящается! Нас вместе называют Ленинград, И шар земной гордится Ленинградом.

РОССИЙСКИЙ СОЛДАТ ЗАЩИТНИК МИРА занятие для детей 4 класса с лёгкой степенью УО педагог Матвеева О.С., Красноярская общеобразовательная школа 5 Цель: формирование у детей негативного отношения к войне,

Цель: патриотическое воспитание учащихся Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости

Классный час 2015 год Наступила поздняя осень, Ладога покрылась льдом. Как доставлять в блокадный Ленинград хлеб и оружие?. ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ! БЛОКАДНЫЙ КУСОЧЕК ХЛЕБА 125 ГРАММОВ НА ВЕСЬ ДЕНЬ «Пульс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы 8 муниципального образования г к Анапа Урок мужества в 1 классе «75 лет со дня начала блокады Ленинграда». Кл. руководитель:

Источник: Партия Великое Отечество 27 января 1944 года блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. Этот день стал одним из самых счастливых в жизни

ГБДОУ цент развития ребенка- детский сад 115 Невского района Санкт-Петербурга Презентация: «Салют Победы.» - открытое занятие. Воспитатель: Косцова Маргарита Геннадьевна, Муз. раб.: Скрыпникова Ольга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 50 комбинированного вида Петроградского района Сценарий праздничного тематического досуга,посвященного «Дню полного освобождения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 39 детский сад комбинированного вида Копейского городского округа Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Блокада

Дети блокадного Ленинграда Великая Отечественная война 1941 1945 гг. Дети блокадного Ленинграда Одной из самых замечательных героических страниц истории Великой Отечественной войны является оборона Ленинграда.

Конспект занятия, посвященного 70-летию Победы в битве под Москвой. Цели: Формировать представление о значимости победы в битве за Москву в ходе ВОВ; Формировать представление о героизме, подвиге солдат

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 268 Невского района Санкт-Петербурга Дети в блокадном Ленинграде исследовательская работа по истории Выполнил

Урок мужества В преддверии великого праздника Дня Победы в нашем классе прошел урок мужества, посвященный городам-героям. Ольга Юрьевна рассказала ребятам о том, что звание города-героя получили после

Презентация 2 этап военно-исторической игры «Оборона Ленинграда» МБОУ СОШ 26 8 сентября 1941 года 27 января 1944 года 70-летию освобождения Ленинграда от блокады посвящается 22 июня 1941 г. Германия пересекла

Тематическое занятие в старших(«золотой ключик; Непоседы») и подготовительной группе «Радуга» посвященное прорыву кольца блокады Ленинграда. Подготовили: Воспитатели: Надгериева Ю.Ф.; Столпянская Ю.С.;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков НОД по гражданско-патриотическому воспитанию личности в дошкольном учреждении Тема: «Ленинград в блокадном

«Сестра моя, товарищ, друг и брат, Ведь это мы, крещенные блокадой! Нас вместе называют Ленинград, И шар земной гордится Ленинградом» Ольга Берггольц 900 героических дней.: Сборник документов и материалов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 комбинированного вида 143070, Московская область, Одинцовский район, тел: 8-498-695-85-23 г. Кубинка, улица городок Кубинка-8,

Памятники посвященные детям войны. Презентация. Подготовила ученица 3 Б класса Семилетова Алёна. Дети войны Ломтик черного хлеба Слаще всяких конфет Хорошо, если было Кое-что на обед. Босоногое детство

Цикл патриотических встреч «Навечно в памяти народной непокоренный Ленинград» 16.01.2017 18 января в 14.00 в библиотеке 164(Серпуховский Вал, д. 24, корп.2) пройдет литературно-музыкальная композицию «Ленинградский

Мбдоу Горхонский детский сад 40 «Подснежник» Проект, посвящѐнный Дню Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией (подготовительная группа) 2014г. Составила и провела воспитатель: Верещагина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 7 ИМЕНИ Д.П. УЛАНОВА Классный час Тема: Снятие блокады Ленинграда. Подготовила: учитель начальных классов Волгапкина Александра Александровна

Урок, посвящённый окончанию блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны. Подготовил учитель истории и обществознания Борейко О.В. Цели и задачи: 1. Ознакомить учащихся с одной из самых героических

«Как рассказать детям о войне?» В О Й Н А, всего 5 букв. Каждая буква, произнесённая отдельно, таит в себе много интересного, загадочного, т.к. является частью многих слов. Например: воздух, любовь, родина.

Обучающие задачи: Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Познакомить с понятием - герои В.О.В. Закрепить знания детей о том, как

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка детский сад 44«Золотой ключик» Проект «Блокадный Ленинград» К 70-летию снятия Блокады Ленинграда

Цель: -расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; - расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда; - формировать

Тематическое занятие по теме «75 ЛЕТ БИТВЕ ЗА МОСКВУ» ГБОУ Гимназия 1534 дошкольное отделение 3 ст. воспитатель Дюгаева Л.И. Тематическое занятие для детей дошкольного возраста. ПО ТЕМЕ «75 ЛЕТ БИТВЕ ЗА

ТЕМА: «ДЕТИ ВОЙНЫ». ЗАДАЧИ: Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с жизнью детей во время войны; Воспитывать патриотические чувства, развивать нравственные чувства сопереживания

Оборудование: Дмитрий Шостакович «7 симфония» Оформление доски: 1. плакат: «Потомок, знай! В суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне» 900 дней героический обороны 29 месяцев из 49 месяцев войны. 2.

Воздушная тревога В бомбоубежище, в подвале, Нагие лампочки горят Быть может, нас сейчас завалит, Кругом о бомбах говорят Ленинград. Постоянные бомбардировки. Голод. Отчаяние. Опасность. И казалось бы,

Педагогический проект на тему: «Они сражались за Родину» Автор: Сафронкина Галина Николаевна. Должность: воспитатель. Место работы: филиал МДОУ ДС 1 г. Белинский ДС 3 г.белинский Цели проекта: Определить

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Ко Дню снятия блокады Ленинграда» (тематическое занятие Для старшей

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 годы мы помним План «Барбаросса»: направления ударов немецкофашистких войск в нападении на Советский Союз 22 июня 1941 года Немецкие войска без объявления войны вторглись

«День Победы». Сценарий тематического развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Цели: активизировать словарь детей, обогащать его путем уточнения понятий: Россия, Отечество, Отчизна. Вызывать

МДОУ «Детский сад 110» Сонковскоо района Тверской области Рассказ о памятниках Великой Отечественной Войны Воспитатель: Тараканова С. В. Цель: формирование основ патриотизма; воспитание интереса и чувства

Пояснительная записка Номинация: организация и проведение «Карта памяти» посвященных 70- летию победы в Великой Отечественной войне (конспект интегрированного занятия) «Что мы знаем о войне» Методический

Читаем детям о войне Международная военно-патриотическая акция 9 Мая День Победы. Это и день славы, и день памяти: о боях, о героях, о воинах, павших на полях сражений, о страданиях народа. В нашей стране

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23 «Золотой ключик» города Зеленокумска Советского района. Сценарий утренника «9 мая- День Победы». Младше- средняя группа «Солнышко».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 75 «Лебедушка» Проект «День победы» Разработчик Э.А.Мельник Введение. Очень важно помнить историю своей Родины - особенно ее печальные

К 73-й годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда Равномерный стук метронома В блокадном Ленинграде этот звук спасал жизни, извещая об опасности, и вселял надежду. Надежду на то, что город будет

«День Победы Великий праздник» День Победы! Праздник долгожданный Мирная небес голубизна Помнят на Земле народы, страны- В этот день закончилась война. В течение года в старшей логопедической группе «Теремок»

Цели: Рассказ беседа о Дне Победы Конспект занятия познавательного цикла (старший дошкольный возраст) Тема: «Рассказ беседа о Дне Победы» Продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками

Дети и блокада. «Ангелы осажденного города». Презентация для детей старшего дошкольного возраста. Направление «Социально - личностное развитие». О.О. Социализация. Составитель: воспитатель ГБДОУ детский

Климова Венера Федоровна воспитатель группы - семьи «Орлята» Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Радуга» Департамента труда и социальной защиты населения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 9 354066, Краснодарский край г. Сочи, Хостинского района ул. Ростовская, 10 телефон\факс 47-14- 71 e-mail:[email protected]

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 4 г. Белинский Пензенской области. Интегрированное занятие посвященное 70- летию победы. в 1 младшей группе. Воспитатель:

8 сентября 1941-27 января 1944 Санкт-Петербург 2015 Школа 280 в годы блокады Музей школы 280 был открыт в 2007году. И большая часть его экспозиции посвящена истории школы. Одна из самых важных и грустных

Подготовила: О.В. Парфёнова учитель-логопед Дата проведения: Май 2015год МКДОУ ЦРР д/с 10 Задачи: Создать атмосферу литературного праздника, посвящённого Дню Победы. Расширить исторические знания детей.

Актуальность проекта: Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Сталинградской битвы. «Мой Сталинград». Цели: расширить знания учащихся о Сталинградской битве; воспитывать чувство гордости, гражданственности, патриотизма,

Иванова Ольга
Конспект НОД «Блокада Ленинграда» для детей старшего дошкольного возраста

Цель : формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» .

Задачи :

Познавательные :

Дать детям знания о значении средств коммуникации в информировании людей и положении в стране и на фронтах ВОВ;

развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны ;

расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде , о героизме людей, детей переживших блокаду ;

учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;

способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени;

содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через атмосферу, царящую в группе, видео фильм и музыкальные композиции.

Речевые :

активизировать словарный запас детей по лексической теме «Блокада Ленинграда » ;

развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Социально-коммуникативные :

воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени;

воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.

Художественно- эстетические :

закрепить умение собирать целое изображение из частей;

учиться выражать полученные эмоции через рисунок.

Физические :

Развивать двигательную активность, связанную с выполнением упражнений.

Пособия и оборудование :

презентация о блокаде , разрезные картинки, электронный носитель с музыкальными композициями, кусочек черного хлеба.

Предварительная работа :

разучивание стихов о блокаде , разучивание песни , тематическое рисование, лепка.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель :

В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас еще стоит. Была у нее большая и дружная семья : мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

Вы догадались в каком городе жила девочка? (Санкт-Петербурге)

В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград . И вдруг в один день все это счастье оборвалось.

Дети читают наизусть стихи :

Киев бомбили, нам объвили,

Что началась война.

Однажды летом на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

И грозные тучи фашистской блокады

Изверглись над городом Ленинградом .

Запись песни «Вставай, страна огромная» .

Воспитатель :

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война. Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт. Там они копали окопы, делали землянки и конечносражались с немецкими войсками, вели бой, но в моменты затишья, они сидели у костра, вспоминали о своих близких и родных, детях, женах, матерях и пели песни.

Давайте и мы сейчас сдем у нашего костра и споем песню военных лет «Бьется в тесной печурке огонь.»

Дети под музыкальную фонограмму исполняют песню.

Воспитатель :

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду , что могла спокойно просматривать улицы и проспекты нашего города. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская иглапомогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили : «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!» . И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Все вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград , а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной .

Посмотрите (карта, на что это похоже? (круг, кольцо) . Так и говорили : «Кольцо вокруг города сомкнулось» . Еще это кольцо называют блокадой . Все дороги ведущие к нашему городу были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления , воды и света.

Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады , а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.

Дети читают стихи :

Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен,

Низко летят над крышей.

Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме :

«Мама мне страшно,

Мама 125 и больше не грамма».

Свой хлеб разрезает мама

И делит его пополам.

Воспитатель :

В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ) . И все, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город. Что изменилось? (дети сравнивают фотографии с видами города и черно-белые времен блокады ).

И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио : передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Страна не забыла Ленинград . По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная -дорогой жизни. По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков и детей , раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливали машины - но дорога существовала.

Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление . 18 января 1944 годаблокада была прорвана , а 27 января Ленинград был полностья освобожден от блокады .

Дети читают стихи :

В блокадные дни

Под обстрелом в снегу

Не сдался, не сдался

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд!

Воспитатель :

Многие здания в освобожденном городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра «Разрезные картинки» .

Воспитатель :

На том месте, где было прорвано кольцо блокады , сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо» . За мужество и героизм наш город получил звание «Города- героя» . Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев , погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери - родины.

Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового, вы молодцы. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.

Дети садятся рисовать под музыку «Алые закаты.»