в данном случае полис ОСАГО тебе не нужен, ибо он нужен для того, чтобы в случае твоей вины в ДТП выплачивать деньги пострадавшему.А вот то, что машина не застрахована (КАСКО) - это плохо, ибо в том случае, если тебе не хватит для ее восстановления лимита ОСАГО виновнка, то остальные деньги придется отвоевывать у него через суд.
Но тебя все равно накажут:
Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
(введена Федеральным законом от 25.04.2002 N 41-ФЗ)
1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, -
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)И, кроме этого наказания, будет еще вот это:
Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 или 3 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет.
(в ред. Федеральных законов от 02.04.2012 N 31-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ)
2. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями 8.23, 9.3, частью 2 статьи 12.1, статьей 12.4, частями 2 - 7 статьи 12.5, статьей 12.37 настоящего Кодекса, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства . Разрешается движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.3 и частью 2 статьи 12.5 настоящего Кодекса, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства. После устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства государственные регистрационные знаки возвращаются его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
(в ред. Федеральных законов от 10.07.2012 N 116-ФЗ, от 25.12.2012 N 252-ФЗ)
3. Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции. Указанными должностными лицами составляется протокол о применении соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
4. В протоколе о задержании транспортного средства или в протоколе о запрещении эксплуатации транспортного средства указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства или запрещении его эксплуатации, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В протоколе о задержании транспортного средства указываются наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
5. Протокол о задержании транспортного средства или протокол о запрещении эксплуатации транспортного средства подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
6. В случае отказа лица, в отношении которого применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
7. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида или протокола о запрещении эксплуатации транспортного средства вручается лицу, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
8. Протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.
9. Перемещение транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств и обеспечение запрещения эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 252-ФЗ)
11. Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
12. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности), пунктами 3, 7 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 252-ФЗ
Введение ОСАГО в существенной степени освободило потерпевших в ДТП от тягот, связанных с материальным возмещением вреда. Даже если приходится судиться со страховой компанией о размере ущерба или в связи с нарушением порядка выплаты, в итоге чаще всего средства будут взысканы или ремонт произведён, а обиженный автовладелец получит ощутимую компенсацию в виде неустойки и штрафа. Но несмотря на обязательность страхования, время от времени происходят автопроисшествия с не застраховавшими ответственность автовладельцами. Нередки ситуации, когда недействительность полиса оказывается неожиданностью и для самого страхователя.
Участник ДТП без страховки ОСАГО: причины и ответственность
Определение размера ущерба
Важнейшим этапом при разрешении вопроса о возмещении вреда является определение размера ущерба. Не должны возникать никакие вопросы ни в суде, ни в переговорах с виновником о подлежащей уплате сумме, если потерпевший за свой счёт отремонтирует автомобиль на СТОА с соблюдением нормальных требований к ремонту (на станции дилера для гарантийного автомобиля, на официальной СТОА для негарантийного с обычным качеством и сроками работ). Завышенные требования о месте, условиях, технологии и сроках ремонта не будут удовлетворены судом и не должны оплачиваться виновником добровольно (например, потерпевший потребует заменить детали, подлежащие ремонту, установить более дорогостоящие элементы взамен повреждённых, провести ремонт не у ближайшего официального дилера по месту жительства в г. Туле, а в Москве и т. д.).
Другим способом зафиксировать полученные повреждения и установить стоимость ремонта является оформление предварительного заказ-наряда. Для этого повреждённый автомобиль необходимо направить на СТОА, где его разберут, определят видимые и скрытые повреждения и установят ориентировочную стоимость ремонта. После разборки автомобиля СТОА должна приступить к ремонту. Техстанция может потребовать частичной предоплаты или оплаты требующихся для ремонта узлов и деталей. При отсутствии оплаты ремонт не будет производиться, а автовладельцу выставят счёт за хранение машины. Возместить расходы по оплате счёта можно с виновника, если задержка ремонта произошла по его вине, но дополнительные расходы не нужны никому. Поэтому загонять машину на станцию и разбирать её следует после урегулирования с виновником вопроса о возмещении ущерба или при наличии возможности самостоятельно оплатить ремонт.
Универсальным и наиболее надёжным способом для всех сторон является проведение независимой экспертизы. Отчёт оценщика потребуется также для предъявления иска, если спор перейдёт в судебную стадию. Стоимость экспертизы зависит от места проведения, объёма и характера повреждений, модели автомобиля. Для ориентации можно назвать цифры 7000–10000 руб. Первоначальная экспертиза не определит скрытые повреждения. После разборки машины на СТОА может потребоваться проведение дополнительного осмотра и подготовка дополнения к заключению. Вопрос об оплате оценки должен решаться по согласованию участников ДТП, если они изберут такой способ определения размера ущерба. Как компромиссный вариант, можно провести осмотр транспортного средства с участием техника или эксперта. Возможно, не каждая независимая экспертиза проводит осмотры без составления отчёта, но поискать такую компанию стоит. В этом случае акт осмотра с необходимой фототаблицей обойдётся в 1000–3000 руб., а на основании акта осмотра отчёт о стоимости ремонта может быть составлен в любое время. По общему правилу размер ущерба определяется экспертом на дату ДТП.
Принудительное взыскание
Если виновник не рассчитался на месте и не достигнуто согласие о порядке возмещения и размере ущерба, либо виновник нарушил взятые на себя обязательства или ущерб возмещён не в полном объёме, единственным законным способом остаётся принудительное взыскание. События могут развиваться по нескольким направлениям:
- Документы ГИБДД оформлены, но виновник отказывается возместить ущерб. Потерпевший должен обратиться в суд с иском о взыскании ущерба, причинённого в результате ДТП. В таких ситуациях виновник часто может пойти на оспаривание своей вины. Вопрос о виновности будет разрешаться в том же процессе. В зависимости от инициативности и «креативности», виновник может первым обратиться с иском к страховой компании потерпевшего о возмещении вреда, настаивая на его вине, предъявить встречный иск к потерпевшему и его страховщику или заявить свои возражения относительности виновности в причинении ущерба при рассмотрении иска потерпевшего. Предварительно виновник может попытаться обжаловать постановление (определение) ГИБДД. Участнику ДТП следует лично принимать участие в подобных разбирательствах, так как представитель не сможет дать исчерпывающие пояснения об обстоятельствах события.
- Документы ГИБДД оформлены, виновник не оспаривает вину, не отказывается возместить ущерб, но и не выплачивает добровольно. Такая ситуация наиболее типична. Виновник не имеет средств для возмещения вреда и просто плывёт по течению. Судебное разбирательство в таких случаях обычно не вызывает затруднений.
- Документы ГИБДД оформлены, виновник частично оплатил ущерб и считает, что выплаченной суммы достаточно. Здесь имеет место спор о размере ущерба. Взыскание также производится в исковом порядке, но для подтверждения размера ущерба может потребоваться проведение судебной экспертизы. Суд, скорее всего, назначит экспертизу по ходатайству ответчика, даже если он не представит достаточных доказательств несоответствия заявленных требований реальному ущербу.
- Документы ГИБДД не оформлены, имеется письменное согласие виновника о возмещении ущерба (гарантийное письмо, извещение о ДТП и т. п.) или ничего не имеется. Если виновник решит оспаривать виновность в причинении ущерба, характер и объём повреждений, доказать свою позицию потерпевшему будет крайне сложно. «Опытные» виновники могут идти именно по такому пути. В связи с отсутствием полиса ОСАГО упрашивают потерпевшего не вызывать ГИБДД, обещая рассчитаться в течение 1–2 дней. В подтверждение слов выдают расписку с указанием суммы, но без перечня повреждений и описания обстоятельств. После этого сроки выплаты постоянно переносятся. В итоге потерпевший в лучшем случае имеет составленный значительно позднее даты ДТП отчёт оценщика или заказ-наряд, которые не подтверждают время и обстоятельства получения повреждений, и малозначащую расписку. Рассчитывать на положительное решение суда в такой ситуации сложно.
Можно порекомендовать маленькую хитрость при судебном разрешении спора о возмещении ущерба виновником. По заявлению истца ст. 139 ГПК РФ предусмотрена возможность наложения судом мер обеспечения иска, в частности, ареста находящегося у ответчика и принадлежащего ему имущества. Если виновник является собственником автомобиля, участвовавшего в ДТП, и предполагаемый размер ущерб является существенным, при подаче иска следует одновременно ходатайствовать о наложении ареста на автомобиль. Судья с большой степенью вероятности удовлетворит просьбу истца, если сумма иска не будет пренебрежимо мала по сравнению со стоимостью автомобиля виновника. Наложение ареста, во-первых, надёжно обеспечивает исполнение решения суда, а во-вторых, традиционно оказывает заметное психологическое давление на виновника.
Досудебная претензия
Претензионный порядок не является обязательным в отношениях между физическими лицами и на практике не применяется. Если незастрахованный виновник оказался юридическим лицом, предварительная претензия может оказаться полезной для фиксации сроков исполнения обязательств. Организации вряд ли пойдут на подписание соглашения о признании вины и добровольном возмещении вреда, так как такой документ не безупречен с юридической точки зрения.
В претензии должно быть указано (образец ):
- наименование адресата;
- данные потерпевшего;
- наименование «Претензия о возмещении ущерба, причинённого в результате ДТП»;
- описание события с указанием участников и транспортных средств;
- предъявляемые требования;
- сроки для добровольного удовлетворения требований.
К претензии следует прикладывать документы, которых у виновника нет:
- отчёт оценщика о размере ущерба, заказ-наряд, счёт-фактура за проведённый ремонт;
- квитанции в подтверждении сопутствующих расходов (оплата услуг оценщика, расходы на эвакуатор, если транспортное средство не может передвигаться и т. д.;
- ПТС или СР ТС.
Документы ГИБДД можно не прикладывать, так как виновник вправе сам получить их. С момента истечения срока на добровольное удовлетворение требований можно начислять проценты за каждый день просрочки уплаты в соответствии со ст. 395 ГК РФ исходя из ключевой ставки Центробанка. В настоящее время ставка составляет 7,25% годовых. Общий размер процентов будет незначительным, но повышенная неустойка и штраф может быть применён только по отношению к страховщику. При просрочке уплаты виновником - физическим лицом проценты начисляются от даты, установленной соглашением для добровольной выплаты возмещения.
Судебное взыскание
Иск подаётся в мировой суд при сумме требования до 50 000 руб. (ущерб плюс все другие требования, кроме компенсации морального вреда) или в районный суд при больших суммах. Подготовить иск и провести разбирательство можно самостоятельно, если виновник не возражает относительно виновности и размера ущерба. Образец иска с указанием прилагаемых документов приведён . При взыскании ущерба с виновника уплачивается госпошлина в размерах, установленных пп. 1) п. 1 ст. 333.19 НК РФ. В других случаях рекомендуется обратиться за юридической помощью. Привлечение виновника к ответственности за нарушение ПДД не является для суда достаточным доказательством его вины в причинении вреда. Суд в определённых случаях может установить обоюдную вину участников и даже отсутствие связи между нарушением правил дорожного движения и причинением вреда.
После вступления в законную силу решения суда, удовлетворившего требования потерпевшего, следует получить исполнительный лист и передать его в ФССП по месту проживания виновника. Пр отсутствии у должника достаточных для исполнения решения средств на счетах и картах пристав, скорее всего, начнёт удерживать взысканную сумму с зарплаты в размере до 50%. Если на автомобиль виновника был наложен арест, решение может быть исполнено через реализацию машины. На стадии исполнения могут возникнуть многочисленные проблемы, связанные с безденежностью или неофициальной зарплатой виновника.
Видео: что делать потерпевшему при отсутствии у виновника действующего полиса ОСАГО
Отсутствие полиса ОСАГО невыгодно не только виновнику, причинившему в результате ДТП вред, но и потерпевшему, вынужденному вместо оперативного разрешения ситуации в страховой компании заниматься дополнительными переговорами, судебными разбирательствами и исполнительным производством. Добросовестное исполнение обязанности по страхованию ответственности отражает достойное отношение автовладельца к окружающим и самому себе.
Согласно Федеральному закону № 40 ч.2 ст.4, водители не вправе управлять автотранспортом без полиса ОСАГО. Тем не менее, статистика гласит о том, что около половины автовладельцев не оформляют страховку.
Вероятно, они считают, что заплатить штраф – куда дешевле, чем приобрести полис автогражданской ответственности.
А ведь ситуации на дороге бывают разные. И от аварий никто не застрахован.
Как быть, если виновник аварии без страховки? Можно ли с него взыскать компенсацию за нанесённый ущерб?
Зачем нужна страховка водителю?
Принцип действия полиса ОСАГО состоит в том, что, когда случается ДТП, страховщик виновной стороны выплачивает установленную денежную сумму для ремонта машины пострадавшему участнику.
А если виновник аварии без страховки? Что делать пострадавшему? Поскольку ответственность водителя не застрахована, то и отсутствует страховая компания, которая могла бы покрыть выплаты.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, а также ФЗ № 337, все затраты на ремонт автомобиля пострадавшего лица и своего ТС виновник ДТП берёт на себя.
Помимо того, ему придётся заплатить штраф за управление авто без страхового полиса, равный 800 рублям, а также понести дополнительные финансовые затраты, включающие компенсацию и моральный вред, нанесённый потерпевшему.
Всё это говорит об одном: полис ОСАГО – это необходимый документ для каждого водителя. Застраховав свою ответственность, вы переносите часть финансовых потерь при ДТП на страховщика и освобождаетесь от административной ответственности, а также от многочисленных хлопот, связанных с судебными разбирательствами.
Если у виновника ДТП отсутствует ОСАГО: что делать?
Существует 3 варианта решения вопроса:
- Урегулирование проблем на месте, без последующих разбирательств.
- Досудебная претензия: виновник на этапе разбирательств принимает решение об оплате убытков потерпевшего в добровольном порядке.
- Судебный иск: виновник выплачивает компенсацию принудительно.
Видео: Что делать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?
Если нет пострадавших, то действия ваши могут быть такими:
- Сделайте фото или видеозапись с места происшествия.
- Заполните извещение.
- Отправьтесь на ближайший пост ГИБДД для оформления аварии.
Если же виновник аварии готов сразу же возместить ущерб, прямо на месте ДТП, то вам повезло – меньше хлопот будет далее .
Но у провокатора ДТП не всегда имеется с собой нужное количество денег для возмещения ущерба. В этом случае можно оформить расписку, гарантирующую выплату.
Преимущества данного способа решения проблемы налицо:
- это экономит время;
- избавляет от разбирательств с ГИБДД;
- виновник избежит штрафа за езду без страховки.
Как составить расписку? Расписка составляется в произвольной форме с внесением следующей информации:
- ФИО участников, их адреса;
- описание ситуации;
- повреждения, полученные автомобилем;
- причины возмещения ущерба виновником;
- сведения об автомобилях (марки, модели, номера ПТС, госномера, VIN-номера и т.д.);
- указание суммы и сроков передачи денег.
Лучше будет, если виновный напишет весь текст расписки от руки. На документе обязательно должны стоять подписи обоих участников ДТП.
Если виновник ДТП не соглашается на ваши условия, вызывайте ГИБДД . Проследите, чтобы инспектор обязательно зафиксировал в справке отсутствие полиса ОСАГО у вашего оппонента.
Помимо того, следует указать его данные:
- адрес прописки;
- номер телефона.
Следующий шаг — сбор пакета документов для составления юридической претензии, который включает:
- Отчёт о независимой экспертизе. Стоит такая процедура недёшево: от 2000 до 7000 рублей. Однако данный документ очень важен, поскольку содержит в себе описание всех повреждений и подсчёт ущерба.
- Отчёт об утилизации ТС. Составляется отчёт УТС только в том случае, когда машина не подлежит восстановлению. Стоит этот документ от 2 000 до 5 000 рублей. При составлении обоих отчётов необходимо присутствие виновника аварии. Предварительно отправьте ему по почте официальное уведомление. Важно, чтобы тот поставил свою подпись о получении бумаги.
- Досудебную претензию.
Данный документ могут составить юристы, и обойдётся он вам в 3 000-5 000 рублей. Кстати, в составлении претензии нет ничего сложного, поэтому её можно написать самостоятельно. В ней нужно указать:
- направление маршрута;
- место аварии;
- обстоятельства ДТП.
Все претензии к виновнику подкрепляйте выдержками из закона . В конце укажите общую сумму причинённого ущерба.
Обратите внимание: итоговая сумма компенсации может быть выше, чем указанная в акте экспертом. Вы вправе в неё включить услуги эвакуации, адвоката, проведение всех экспертиз, а также моральный ущерб.
К претензии прикрепите следующие документы:
- копию справки о ДТП;
- копию постановления об административном правонарушении;
- копии писем, в которых виновник приглашается на осмотр;
- заключение эксперта об оценке ущерба;
- копии документов на ТС;
- чеки, подтверждающие все ваши расходы.
В большинстве случаев после направления досудебной претензии виновники ДТП соглашаются на выплату суммы, выставленной независимыми экспертами.
Если же доводить дело до суда, то кроме ущерба, виновнику придётся оплачивать судебные издержки.
В том случае, если предложение оплатить ущерб по досудебной претензии были отвергнуты, весь пакет документов перенаправляется в суд.
Кроме того, необходимо составить исковое заявление.
Для грамотного ведения дела лучше нанять юриста, однако ему нужно будет сразу же заплатить энную сумму.
Исковое заявление подаётся, как правило, в суд по месту прописки виновника (ст. 28 ГПК РФ), но это не обязательно.
Если исковая сумма не превышает 50 000 рублей, то дело ведёт мировой судья; при большем возмещении дело направляется в районный суд.
Документы
К иску прилагается весь перечень документации, указанный ранее . Правда, вместо копий, судье понадобятся оригиналы таких документов, как:
- заключение экспертизы;
- справка о ДТП;
- постановление об административном нарушении;
- приглашение виновника на экспертизу.
Помимо того, пакет дополняется:
- доверенностью на ведение дела (в том случае, если вы наняли юриста);
- квитанцией по оплате госпошлины;
- документами по досудебному урегулированию;
- копией искового заявления, предназначенного для виновной стороны.
Составление искового заявления
Исковое заявление должно составляться грамотно, в соответствие со ст. 131 ГПК РФ. Оно содержит те же сведения, что и досудебная претензия, но сюда ещё включается рассказ о попытке досудебного урегулирования.
Кроме возмещения основного ущерба с сопутствующими расходами, вы вправе требовать возмещение морального вреда (ст. 94 ГПК РФ). Срок, в течение которого возможно подать иск на виновника аварии, составляет 3 года.
Занимает судебный процесс от 1 до 3 месяцев . Но в случае неявки виновника ДТП на заседания, тяжба может затянуться на неопределенный срок.
Для ускорения процесса получения компенсации адвокат может потребовать у суда наложить арест на ТС виновника ДТП.
Даже отсутствие постоянной работы не может служить причиной отказа от выплаты возмещения. По решению суда виновника аварии могут обязать выплачивать по 50% от ежемесячного заработка.
Сумма может вырасти и до 70%, если в ДТП был причинён ещё и серьёзный вред здоровью.
За пользование фальшивым полисом автовладельцу грозит лишение прав, значительный штраф, административная или даже уголовная ответственность. Получить возмещение с такого водителя можно по схеме, представленной выше.
Единственное исключение — сначала ему придётся подать заявление в РСА (Российский союз автостраховщиков) с просьбой о проведении экспертизы страховки.
В том случае, если РСА подтвердит фальшивость ОСАГО, пострадавшему далее придётся проводить автоэкспертизу, отправлять претензию и, возможно, обращаться в итоге в суд.
Если у виновника окажется полис-двойник (когда на один и тот же страховой номер зарегистрировано несколько машин), то шанс получить компенсацию со страховой фирмы довольно высок.
Просроченный же полис приравнивается к полному отсутствию страховки, и всё расходы по возмещению ущерба лягут на виновника ДТП.
В течение 10-дневного срока после решения суда каждая сторона получает на руки судебное постановление. Если виновник ДТП не торопится выплачивать установленную судом компенсацию, то пострадавшему стоит обратиться в службу судебных приставов .
Данная организация призвана исполнять судебные решения и обладает для этого своими методами воздействия на должника. К примеру, судебные приставы вправе заблокировать регистрационные действия на машину должника или обратить взыскание на имущество, собственником которого он является.
Пострадавшему же остаётся постоянно интересоваться у приставов о принятых мерах и ходе дела. Это вынуждает сотрудников службы работать быстрее и качественнее, например, подать повторный иск с требованием об индексации суммы долга в связи с уровнем инфляции в стране.
Обычно такие судебные дела решаются погашением задолженности.
Итак, если вы попали в ДТП, а виновник аварии без страховки, постарайтесь всеми силами решить проблему без судебных разбирательств, поскольку процесс этот не из приятных, да и обойдётся в копеечку.
Успешность исхода дела, доведённого до суда, во многом зависит от грамотного оформления документов . Надеемся, что информация, представленная выше в статье, поможет вам в случае возникновения подобной ситуации.
По российским дорогам, передвигается множество автомобилей, водители которых не имеют полиса ОСАГО. Случаев, когда водитель попал в ДТП без страховки и не виноват , гораздо больше, чем ситуаций, при которых виновник не застрахован .
Наверное, так происходит потому, что из-за отсутствия полиса ОСАГО, у водителя повышается градус ответственности, и он начинает управлять автомобилем более аккуратно. Как бы там ни было, все хотят получить возмещение ущерба.
В данной статье водитель узнает как какие шаги необходимо предпринять, если произошло ДТП, а договор автогражданской ответственности не был заключен. Надеемся наши рекомендации будут полезны.
В этой статье:
Что делать, если попал в ДТП без страховки и не виноват
Если у меня нет страховки и в меня врезались, получу ли я деньги? Автоюрист рекомендует в таких ситуациях не терять самообладания.
Ведь в случае конфликтной ситуации, даже если водитель не был виноват в дорожно-транспортном происшествии, есть большая вероятность быть привлеченным к уголовной ответственности за хулиганство.
Что же делать когда нет ОСАГО? Может ли это обстоятельство повлиять на страховые выплаты, стоит ли беспокоиться или нет?
Порядок действий, в данном случае, зависит от многих факторов :
- причина отсутствия страхового полиса;
- наличие ОСАГО у второго участника столкновения;
- насколько сильно пострадало транспортное средство;
- год выпуска автомобиля;
- в некоторых случаях могут быть учтены и другие обстоятельства имеющие отношение к ДТП.
Если авто без страховки попала в ДТП, то прежде всего инспекторы ГИБДД выяснят почему так случилось. Если договор ОСАГО не заключен по уважительным причинам, то санкций не последует.
Кстати говоря, такой причиной может быть владение автомобилем менее десяти дней. Именно этот срок предусмотрен на получение диагностической карты (прохождение ТО) новым собственником, а без него нельзя оформить автогражданку.
Если нет страховки на машину при ДТП, но ты не виноват, что грозит? Так вот если водитель должен был иметь полис автогражданки, то на него наложат административный штраф за управление без ОСАГО.
В любом случае, аварию следует оформить по всем правилам. То есть с места ДТП уезжать не стоит. Нужно дождаться инспектора ДПС, а потом получить все необходимые документы в отделе ГИБДД.
Куда обратиться за возмещением ущерба при ДТП без ОСАГО
Вопрос о том, кто выплатит ущерб, если попал в ДТП и не виновен, разрешим. Однако нужно будет приложить усилия.
После аварии, нужно получить на руки все материалы дела инспектора ГИБДД, проводившего расследование.
Этот пакет документов, должен включать в себя :
- Справку о дорожно-транспортном происшествии.
- Копию протокола об административном правонарушении.
Следующее действие – визит к страховщикам. В принципе, закон допускает обращаться не в компанию виновника, а свою.
В нашем рассматриваемом случае такой возможности нет, по объективным причинам. Поэтому за возмещением ущерба, если попал в аварию и нет страховки, можно обратиться в компанию виновника ДТП.
Бывают такие ситуации, когда это сделать довольно затруднительно, так как и автомобиль и виновник может быть из другой области. Его страховщик –возможно, компания региональная. И офисы есть только в том регионе, откуда приехал нарушитель ПДД.
Для таких случаев предусмотрено обращение в офис союза российских автостраховщиков. Кроме всего прочего, во многих крупных городах, существуют специальные единые центры возмещения ущерба по ДТП.
По конкретному случаю, лучше проконсультироваться с юристом. Он поможет разобраться в трудной ситуации. Звоните!
Какие нужны документы при обращении
Уведомление о наступившем страховом случае делается посредством заполнения извещения.
Кроме того, при себе необходимо иметь следующий пакет документов :
- Документ, удостоверяющий личность – паспорт РФ.
- Справку о ДТП.
- Копию протокола об административном правонарушении, в котором указан виновник ДТП, также он содержит, какой вид наказания был применен к нарушителю.
- Копию полиса ОСАГО виновника столкновения.
- Документы на автомобиль.
При наличии всех указанных документов, страховщики обязаны принять дело к рассмотрению. На выплату компенсации ущерба законом отводиться двадцать дней.
Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что в настоящее время в законе об ОСАГО, не очень четко прописаны эти моменты.
Законодатель предусматривает наличие полиса у обоих водителей, но если следовать аналогии, право на обращение в не свою компанию есть, у собственника повреждннного транспортного средства.
Бывают ситуации, когда некоторые страховщики могут отказать в приеме документов. Тогда с них нужно и желательно получить отказ в письменном виде.
Нужна ли независимая экспертиза ущерба автомобиля
Когда водитель автомобиля садится за руль, не застраховав свою ответственность, а потом попадает в аварию, то получает горький опыт, который должен научить его на будущее.
Обращение к независимому эксперту после ДТП – это тоже своего рода защита от недобросовестных страховщиков и работников автосервисов.
Сумму ущерба, полученного в результате аварии необходимо выяснять не только из заключений предъявленных страховщиком. Практически в 100% случаев, независимый эксперт дает оценку, которая резко и более выгодно отличается от той, что дала страховая компания.
Независимую экспертизу следует делать всегда. Это единственный шанс на справедливость. Не жалейте денег, они во многих случаях окупятся.
Кроме того, нужно позаботиться и о справке из автосервиса с указанием стоимости произведенных восстановительных работ. Этот документ тоже никогда не окажется лишним.
Направление претензии страховой
Если страховая компания начинает уклоняться от выплаты ущерба, используя различные хитрости, то следует писать претензию.
Кстати говоря, на вооружении таких организаций есть много способов, которые они с успехом применяют, надеясь на то, что потерпевший совершенно ничего не понимает в юриспруденции.
Среди таких способов отметим следующие :
- отказ принимать документы, в надежде на истечение срока давности обращения;
- затягивание сроков рассмотрения всех обстоятельств имеющих отношение к аварии;
- существенное занижение суммы ущерба;
- отказ от выплаты денег по различным причинам.
Эти нюансы встречаются не только при отсутствии полиса ОСАГО у потерпевшего, они преследуют и тех, кто своевременно застраховался.
Ну а в этом случае, эту трату нервов следует считать ответом на вопрос, который часто звучит так: «Если машина без страховки попала в ДТП, каковы последствия?». К сожалению, без лишних проблем обойтись не удастся, если конечно не обратиться в юридическую фирму.
Вообще, с 2014 года претензионный порядок разрешения споров по ОСАГО обязателен. И лишь грамотный юрист составит претензию так, что ответчика не останется шансов на хитрости.
Попал в ДТП без страховки, я виноват, что грозит, какие будут последствия
Оказавшись на месте водителя, который задает себе вопрос: попал в ДТП без страховки, я виноват, что делать, прежде всего, необходимо взять себя в руки и успокоиться. Ведь ничего смертельно опасного не произошло.
Сразу необходимо заявить, ситуация неприятная. Вообще, конечно, нужно подробно разбираться в конкретных обстоятельствах.
В нашей статье мы разберем возможные варианты развития событий. Подскажем советом. Укажем на некоторые особенности данной ситуации. Все это должно помочь сгладить негативные последствия. Так что читайте внимательно.
ДТП без страховки ОСАГО, что делать виновнику
Есть несколько вариантов разрешения этой проблемы. Понятно, что хотелось бы обойтись без ущерба личным средствам виновного в аварии гражданина.
Многое зависит от его желания бороться за содержимое своего кармана.
Здесь необходимо учитывать и другие факторы :
- Причина, послужившая для отсутствия полиса ОСАГО.
- Обстоятельства столкновения.
- Характер и серьезность повреждений.
- Цена поврежденного автомобиля.
- Наличие или отсутствие у второго участника ДТП полиса КАСКО.
- Социальный статус виновника аварии.
Вот небольшой список моментов, используя которые в нужном направлении можно сгладить негативные последствия для виновника ДТП. Для того чтобы узнать как, верно применить все перечисленные аспекты, следует обратиться к юристам.
Мы же коснемся наиболее значимых вопросов. И начнем с того, что расскажем, какими способами можно избежать выплаты ущерба, когда кто-то попал в ДТП без ОСАГО.
Обратите внимание! Если вы попали в ДТП, не затягивайте, обращайтесь к автоюристам. Своевременная юридическая консультация по ДТП, даст представление о дальнейших действиях.
Попал в дтп без страховки, я виноват, что грозит? Один из способов, это попытаться оспорить решение гаишников. Что для этого нужно сделать?
Конечно, обратиться к независимой экспертизе. Для этого понадобиться предоставить схему ДТП, копии объяснений водителей, протоколы об административной ответственности.
Перечислим вопросы, на которые нужно получить ответы :
- Скорость движения транспортных средств. Эксперты могут определить её по тормозному пути.
- Дорожные условия. Они включают в себя такие моменты как, дождь, туман, темное или светлое время суток, наличие перекрестков недалеко от места аварии, качество дорожного покрытия и так далее.
- Место происшествия. Другими словами, где именно случилось ДТП. Может быть это двор, парковка, а может быть, участок дороги с повышенной опасностью. Тогда внимание нужно заострить на наличие предупреждающих знаков, дорожной разметки.
- Какие и кем выполнялись маневры, что было предпринято водителями для предотвращения столкновения. Эту информацию можно почерпнуть из объяснений водителей.
Стоит только начать копать в этом направлении, как появятся и другие задачи, которые можно поставить перед экспертом, кстати, они очень часто принимают решения, совершенно не совпадающие с мнением гаишников.
Характер повреждений
Данное обстоятельство, следует учитывать и в первом способе, указанном выше. По повреждениям можно определить, как именно столкнулись автомобили. Выявить дополнительные характеристики имеющие отношение к аварии.
Однако, остальное, зачем можно их использовать зависит от того, насколько велик ущерб. Конечно, немаловажную роль здесь будет играть общая цена поврежденного автомобиля.
Опять же, намного удобнее будет, если ущерб небольшой. Легче будет возмещать.
Если он составляет какие-то астрономические суммы, то тоже стреляться не стоит. Законодательство предусматривает постепенные выплаты и банкротство физических лиц.
Будут учтены и другие социальные аспекты гражданина, который будет признан виновным в аварии. Стоит лишь поискать.
Облегчить задачу человеку, мысли которого заполнены вопросом «попал в ДТП, я виновник, что делать?», поможет грамотный юрист, при этом лучше не затягивать и сразу обратится за помощью. Позвоните нам!
Обратите внимание! В 7 из 10 случаев, всегда можно снизить размер ущерба при ДТП. Для этого нужно оспорить оценку ущерба страховой компании или вторым участником ДТП в суде, либо представить свою.
Поможет ли наличие у пострадавшего КАСКО
Человек, который попал в аварию, виноват и что делать не знает, вряд ли сможет избежать ответственности, даже если у водителя поврежденного автомобиля есть полис КАСКО.
Безусловно, страховая компания возместит ему ущерб. Но потом, страховщики имеют право воспользоваться таким инструментом как суброгация.
И на её основании взыскать с виновника столкновения полное возмещение ущерба. В таком случае, можно не сомневаться, страховщики непременно воспользуются своим правом.
Так что рассчитывать на позитив, исходя из наличия у пострадавшего полиса КАСКО, не приходиться.
Выходит, что способ, который был описан в первую очередь – оспаривание своей вины, наиболее подходящий, и прежде всего, необходимо пробовать использовать его.
Основное, что нужно сделать в первую очередь, это обратиться за юридической помощью. Исследовав все возможные варианты, совместно с юристом, можно сделать правильный выбор.
Если шансы равны нулю, то лучше разрешить вопрос миром, но и здесь есть дополнительные нюансы.
Не забудьте! У вас есть право в порядке административного производства оспорить виновность в дорожно-транспортном происшествии в суде. На подачу жалобы дается 10 дней.
Возмещение ущерба добровольно
Если в результате анализа возможных вариантов развития событий, становиться очевидным, что избежать оплаты за ремонт автомобиля не получиться, то лучше всего проявить добровольность. Для этого нужно самостоятельно.без вмешательства суда осуществить все необходимые выплаты.
Это сохранит часть капитала. Потому что, если мировое соглашение заключено не будет, тогда придётся платить ещё и судебные издержки. А они могут оказаться весьма внушительными.
При этом, заключив мировое соглашение с потерпевшим и оплатив всю сумму, необходимо взять с него расписку, о том, что ущерб возмещен полностью, и он к виновнику аварии претензий не имеет.
Это действие необходимо произвести обязательно. Так как потом, если водитель поврежденного автомобиля обратиться в страховую, и ему возместят ущерб повторно.
Страховая компания опять же обратить свой взор на виновника столкновения, с целью взыскать с него все тот же ущерб. А наличие такой расписки избавит от ненужных трат. Нужно быть очень внимательным в таких ситуациях.