Что делать если стал виновником дтп. Попал в ДТП, я виновник, что делать? Видео: Действия водителя после ДТП. Что делать и в каком порядке

П рактика, в том числе и судебная, показывает, что водитель, купивший полис ОСАГО и полагающий, что теперь его финансовая безопасность обеспечена полностью, сильно заблуждается. На деле оказывается, что становиться виновником ДТП весьма невыгодно – и не только из-за того, что это негативно влияет на , повышая стоимость следующего полиса. Попав в аварию по своей вине, можно остаться без гораздо большей суммы денег, чем кажется на первый взгляд.

ОСАГО против каско

Первый сложный случай – ДТП, в котором автомобиль потерпевшего застрахован не только по ОСАГО, по и по . В отличие от ОСАГО, каско не имеет верхнего предела страховой выплаты, а также, что более важно в нашем случае, позволяет отремонтировать автомобиль без учета износа.

При расчете страховой выплаты по ОСАГО используется единая методика «определения размера расходов на восстановительный ремонт», утвержденная Положением Банка России № 432-П, в которой имеется «порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий». Проще говоря, выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, который растет в соответствии с его пробегом и возрастом. А водитель, приобретающий полис ОСАГО, в случае ДТП по собственной вине может рассчитывать именно на выплату пострадавшему компенсации в соответствии этим расчетом.

Однако потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, где он приобрел полис каско, и воспользоваться им для ремонта. В этом случае износ учитываться не будет, а компенсация будет произведена в той форме, которую установили для себя пострадавший водитель и страховая компания. Ну и, разумеется, стоимость ремонта в этом случае с большой вероятностью окажется выше, чем по расчету с применением методики ОСАГО.

Починив автомобиль потерпевшего, страховая компания предоставит требование о компенсации убытков страховой компании виновника ДТП. А та, в свою очередь, выплатит лишь ту сумму, которая была рассчитана в соответствии с единой методикой. Ну а компенсировать разницу между этой выплатой и фактическими затратами страховщика на ремонт автомобиля потерпевшего будет… именно виновник ДТП.

Право страховой компании, отремонтировавшей автомобиль, взыскать с виновника эту разницу, определяется статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регламентирует «переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба». Согласно этой статье, выплатив страховое возмещение потерпевшему, страховая компания получает право требования от виновника компенсации в пределах выплаченной ей суммы. И часть этой суммы, недополученную от страховой компании виновника ДТП, она может взыскать в судебном порядке уже с самого виновника.

Резюмируя все вышесказанное простыми словами, можно сделать краткий вывод: если вы виновник ДТП, а у потерпевшего есть каско, то в случае ремонта его машины по каско вы будете обязаны выплатить разницу между суммой за ремонт по расчету ОСАГО и реальной конечной суммой ремонта по каско .

ОСАГО против независимой экспертизы

Второй случай, который может заставить виновника ДТП раскошелиться – это ДТП, по итогам которого пострадавший обратится к независимой экспертизе для определения ущерба и размера выплат. Формально введение единой методики расчета страховой выплаты, которая в обязательном порядке действует при проведении любой экспертизы, в том числе и независимой, должно было свести на нет разницу между результатами оценки ущерба страховщиками и независимыми экспертами. Однако на практике итоговые суммы ущерба, определенные первыми и вторыми, зачастую оказываются разными – из-за различий в оценке характера, масштаба и объема повреждений.

Таким образом, в случае, когда потерпевший получил от страховой компании выплату, с размером которой он не согласился, и провел независимую экспертизу, он может обратиться в суд для компенсации разницы виновником ДТП. Формально такая ситуация исключается законом об ОСАГО, который определяет выплату страховщиком всего ущерба, рассчитанного по установленной методике и не превышающего верхнего порога страховой выплаты. Однако на практике подобные судебные иски встречаются.

Ущерб свыше максимальной страховой выплаты

Третий случай, когда виновник ДТП может пострадать финансово, наиболее прост: это ДТП, в котором размер ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты, предусмотренной договором ОСАГО. На сегодняшний день размер максимальной выплаты составляет 400 тысяч рублей в случае, если пострадал только автомобиль, и 500 тысяч, если в ДТП пострадали люди. Таким образом, если сумма ущерба, оцененного по единой методике, окажется выше максимальной, то возмещение «остатка», не покрываемого страховкой, в полном объеме ляжет на виновника ДТП.

Дорожную аварию, следствием которой становится гибель или ранение людей, повреждение автомобиля и нанесение иного ущерба, принято называть ДТП. При этом определение виновного в аварии зависит от многих факторов. Как показывает практика, обычно виновным признают водителя, в отношении которого составляется протокол о нарушении. Правда, такое решение не всегда оказывается верным – ведь даже нарушение правил ПДД не всегда говорит о вине водителя в аварии. Кто должен устанавливать виновника, каков порядок этой процедуры, и действует ли ОСАГО в случае, когда виноватые не определены?

Когда виновника определяет ГИБДД, а когда спасает только суд?

До 2002-го года сотрудники ГАИ обладали полномочиями на «вынесение приговора». То есть, попавшему в ДТП водителю выдавалась справка о том, что он виновен в аварии, а дальше уже автовладелец сам решал – идти ли в суд возмущаться или добровольно возмещать ущерб.

С июля 2002-го года в КоАП были внесены определенные коррективы, основывающиеся на том, что определить вину человека может только суд. Одним из изменений стало устранение права сотрудников ГАИ устанавливать виновных в ДТП.

Конечно, на практике изменения несущественные: ГИБДД по-прежнему выписывает подобные справки о ДТП, но вот о вине водителя в них теперь ни слова. То есть, протокол – это документ о нарушении водителем ПДД (которое тоже можно оспорить), и не более того.

Схема установления виновного обычно примерно следующая:

  1. Группой разбора ГИБДД устанавливается водитель-нарушитель ПДД.
  2. По данному факту выносится постановление, а соответствующие справки выдают обоим участникам аварии. Виновник ДТП в справках не указывается – только нарушитель ПДД.
  3. В соответствии с КоАП, на нарушителя накладывают штраф.
  4. Либо после рассмотрения дела сотрудниками ГИБДД выясняется, что водители не виноваты оба, и дело прекращается по ст.24.5 КоАП. Штрафов никому не выносят, а на руки участникам аварии выдают постановления (справки) об отсутствии виновников.
  5. При несогласии с постановлением водитель имеет право подать в суд, чтобы найти истинного виновника ДТП (или вообще найти виновника, если обоих сочли невиноватыми).
  6. К судебному иску прикладывается, как постановление ГИБДД, так и документы, которые подтверждают ущерб, а также доказательства (при их наличии) вины или невиновности, которые могут помочь в поиске справедливости.
  7. Судом осуществляется разбирательство. При необходимости суд имеет право затребовать все материалы дела из ГИБДД.
  8. Суд может не согласиться с решением ГИБДД об отсутствии виновников, после чего назначить дополнительное расследование ДТП, автотехническую/трасологическую экспертизу, опросить свидетелей и пр.
  9. На основании результатов экспертизы/расследования и выносится решение о виновности либо невиновности.
  10. С решением суда на руках можно обращаться к страховой компании.
  11. При признании судом обоюдной вины каждый участник ДТП имеет право (в соответствии со степенью вины) на частичное возмещение ущерба.

Памятка водителю:

  1. Видеорегистратор – один из лучших инструментов для установления виновника ДТП. При его отсутствии не теряйте времени – сразу «ловите» пешеходов или других водителей и записывайте их в свидетели. Их данные следует в обязательном порядке указать в «Объяснении» протокола.
  2. Отказ инспектора в возбуждении административного дела (без которого, в свою очередь, сложно докопаться до истины) – это потеря возможности для обоих сторон ДТП воспользоваться ОСАГО (без копии постановления о нарушении, оформленном на оппонента, получить страховку затруднительно). Его можно обжаловать (ст.30.1 ч.4 КоАП) в вышестоящем ГИБДД либо в районном (по месту нахождения службы) суде в течение 10-ти дней.

Можно ли компенсировать ущерб от ДТП по ОСАГО, когда виновник не установлен?

К сожалению, не редкость случаи, когда инспектор ГИБДД, не в силах разобраться в обстоятельствах аварии, выдает участникам ДТП соответствующие документы. И в ситуации, когда нанесен серьезный вред, факт неустановления виновника лишает пострадавших права возместить полученный ущерб с помощью ОСАГО.

Действует ли страховка ОСАГО, если не определен виноватый в аварии?

Как известно, ДТП представляет собой происшествие на дороге с участием ТС, следствием которого становится повреждение автомобиля, нанесение материального ущерба, либо ущерба здоровью. То есть, в ДТП всегда присутствует пострадавшая сторона и виновник аварии. Если их нет (все живы, здоровы, счастливы и разъехались по домам) – нет и самого ДТП. Что касается возмещения ущерба – этот процесс неизменно связан с определенными материальными затратами, которые нередко сознательно увеличиваются пострадавшей стороной.

Что делать виновнику ДТП, чтобы избежать или хотя бы снизить размер расходов?

Сколько должен заплатить виновник ДТП?

В российском законодательстве четко определены положения, согласно которым оплата ущерба после дорожной аварии лежит на виновной стороне (ст.1079 ч.1, ст.1083 ГК). Виновник аварии должен возместить весь ущерб, нанесенный пострадавшей стороне, в полной мере (при этом ремонт своего авто он, как виновник, оплачивает самостоятельно).

Ущерб же, нанесенный 3-м лицам, возмещается обеими сторонами аварии.

Как всем известно, оплата ущерба пострадавшему осуществляется с помощью ОСАГО, и тарифы/условия в данном случае определены законом.

Сколько же платит виновник?

По закону максимальная сумма ущерба, выплачиваемая страховщиков виновника – 400 000 руб. Правда, тут не все так просто.

Выплаты по ОСАГО разделяются на…


При этом…

  1. Максимальный размер компенсации из основной суммы при 1-м пострадавшем – 160000 руб.
  2. При нескольких пострадавших – максимально 240 000 руб.
  3. За имущественный ущерб при нескольких пострадавших – максимально 160 000 руб.
  4. За имущественный ущерб (пострадал 1 автомобиль) – максимально 120 000 руб.

Если причиненный ущерб более суммы, которую покрывает ОСАГО, то пострадавший может воспользоваться правом – потребовать выплаты разницы через суд, непосредственно от виновника аварии (из его личного кошелька).

Стоит отметить, что страховщики чаще всего максимально занижают размеры выплат, и большая часть суммы, которую необходимо выплатить пострадавшему, ложится на плечи виновника.

Подан иск в суд после выплаты ОСАГО

Причин для подачи иска (в том числе ответного) у виновника несколько:

  1. После того, как страховщик выплачивает ущерб пострадавшей стороне, он, как правило, предъявляет к виновнику регрессные требования. То есть, требует вернуть потраченные средства.
  2. Если сумма, выплаченная пострадавшему страховщиком виновника, его не удовлетворила и не покрыла суммы по реально нанесенному ущербу, он вправе подать иск в суд и потребовать с виновника выплаты оставшейся суммы.
  3. Виновник не согласен с решением ГИБДД и страховщика, и имеет право подать иск для установления истинного виновника либо отмены регрессных требований страховщика.

Целью ответного иска, поданного виновником, может быть уменьшение суммы ущерба, поиск истинного виновника либо признание судом обоюдной вины участников аварии.

Что делать виновнику и как?

В первую очередь, не тянуть время – оно работает против вас. Сроки апелляции ограничены, и если данные сроки пропустить, то изменить уже ничего будет нельзя – придется платить.

Также стоит отметить, что проще всего это сделать с помощью автоюриста, потому что даже у опытного водителя знаний для такого процесса может просто не хватить.

Первое, что нужно сделать – составить досудебную претензию к страховщику

Вряд ли страховщик при этом даст положительный ответ, но копия претензии (а также отказ страховой) в суде пригодится, как доказательство вашей попытки урегулирования спора без участия суда.

Оспаривание законности выплаты ущерба страховщиком пострадавшему

В этом случае проводится юридическая экспертиза всех документов, на основании которых была совершена оплата. При установлении ошибок в документах либо недостаточности документов выплата будет признана незаконной, а страховщик будет лишен права требовать регрессной выплаты у виновника.

Основанием для такого признания может служить даже недостаток образования у оценщика.

Несогласие виновника с суммой ущерба

Виновник имеет полное право не согласиться с той экспертизой, что предоставляет истец, и потребовать проведения независимой экспертизы для последующего установления истинного размера нанесенного ущерба.

Уменьшение суммы ущерба

Расчет общей стоимости восстановительного ремонта авто пострадавшей стороны предполагает среднюю стоимость по региону, а не расценки официального дилера.

Наличие записи видеорегистратора виновника может стать доказательством того, что в ДТП есть и вина пострадавшего (по видео можно рассчитать скорость его движения).

Также в установлении истинного виновника поможет автотехническая экспертиза (независимая)

В результате данной экспертизы может быть доказана вина второго участника, может быть исключена вина виновника полностью, может быть установлена обоюдная вина.

Товароведческая экспертиза

С ее помощью устанавливается точная сумма восстановительного ремонта ТС, которая нередко, увы, завышается пострадавшим. На заметку: если ТС пострадавшего – на гарантии, то сумма ремонта будет выше. В дилерском центре нередко включают в стоимость ремонта «лишние» работы и лишние детали. Автотовароведческая экспертиза поможет в выявлении таких фактов для снижения общей суммы ущерба.

Если иск подан страховщиком

В данном случае избежать выплаты регресса виновник может через проверку правомерности всех претензий страховщика, чеез независимую экспертизу, через отмену заключения оценщика страховщика.

Оказываем обоюдную вину участников

При успехе мероприятия каждый водитель будет ремонтировать свое авто за свои же деньги. Доказывание обоюдной вины происходит с помощью автотехнической экспертизы, встречного иска от виновника пострадавшему о возмещении ущерба, анализ всех подлинных материалов административного дела.

Всегда есть возможность обжаловать протокол ГИБДД, регрессные требования страховщика или иск пострадавшей стороны о выплате разницы после уплаты ущерба по ОСАГО. Главное – сделать это вовремя (в течение 10 дней с момента, как вам вручили постановление) и (при отсутствии у вас соответствующих специфических знаний) воспользоваться помощью профессионала.

Как показывает практика, это обойдется вам дешевле, чем выплата ущерба виновнику из своего кошелька (сумма может оказаться очень солидной) или возврат страховщику потраченных им средств (см. выше размеры выплат по ОСАГО).

Помните! Оспорить свою вину в ДТП – это реально!

Сложности могут возникнуть разные при оформлении ДТП. Но особенно тяжелее всего будет виновной стороне выпутаться из ситуации. Причем степень вины и мотив преступления могут отличаться от случая к случаю.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Человек мог попасть в аварию по собственной невнимательности, а мог и умышленно нарушить правила дорожного движения. В любом случае, нужно знать общие правила поведения и действий, если ты оказался виноват в дорожной аварии. Этот четкий алгоритм поможет в стрессовой ситуации не наделать еще больше бед.

Первые действия

В случае ДТП по вашей вине нужно быть собранным и не паниковать. Зачастую большинство водителей из-за страха перед собственной ответственностью и наказанием покидают место аварии, чем еще больше усугубляют свою виновность.

Ведь по номеру машины при помощи спутниковых систем связи очень легко отследить сегодня местонахождение автомобиля с его водителем.

А потому убежавший виновник ДТП вполне рискует быть найденным и за это вынужден будет понести двойное наказание – за случившееся на дороге по его вине и за оставление места ДТП.

Кроме этого основного правила, существует еще целый ряд нормативов, которые надлежит выполнять по закону всем водителям, оказавшимся участниками в аварии, независимо от того, являются они виновниками, или нет.

При незначительном происшествии

На случай несущественного ДТП, которое оценивается экспертом (или даже водителями на первый взгляд) в размере ущерба не более 50 тыс. руб., предусмотрено законом оформление случившегося путем или, его еще называют извещением.

Измененные пункты Правил дорожного движения – , и – повлияли несколько на действия водителя во время ДТП.

Еще до заполнения извещения при несерьезном происшествии виновная сторона должна проделать следующие действия:

  1. Постараться собраться с моральными силами – не паниковать, не поддаваться страху, не убегать и не впадать в истерику. Сохраняйте по возможности спокойствие.
  2. Отметить, есть ли пострадавшие и окончательно убедиться в том, что их нет.
  3. Остановить машину и не перемещать ее с места, если нет на то уважительной причины (к примеру, образовался затор на дороге из-за аварии на трамвайных путях).
  4. Включить аварийную сигнализацию и выставить на дорогу соответствующий знак – аварийная остановка.
  5. Осмотреть повреждения автотранспортных средств, как своего, так и потерпевшей стороны.
  6. Произвести самостоятельно на телефон или другие средств фото или видео съемку последствий аварии. Это может понадобиться, если в дальнейшем, вдруг, возникнуть какие-либо споры.
  7. Заполнить вместе со вторым участником аварии извещение об автодорожном происшествии, где будет обозначено, что вы являетесь виновником.
  8. На случай, если вы согласны с тем, что по причине вашей невнимательности произошло нарушение ПДД, вы подписываете оба бланка извещения – свой и потерпевшего.
  9. Если же вы отказываетесь категорически признавать свою вину, тогда только можно вызывать сотрудников дорожной полиции, чтобы с их помощью была установлена вина.
  10. Если же и с их решением вы не согласны, тогда все решается через суд, где определяется также и степень вины.
  11. Когда ситуацию можно решить обоюдно, тогда не нужно никого вызванивать и вызывать на место происшествия, но когда имеются споры, тогда вызывается сотрудник ГИБДД.
  12. Не все незначительные ДТП являются страховым случаем, поэтому, если потерпевший хочет получить возмещение от страховщика виновной стороны, тогда имеет смысл вызывать независимого эксперта, который установит размер ущерба.

После того, как эксперт выдаст вам свое заключение о степени тяжести повреждений авто, вы уже сопоставите с условиями своего страхового договора, подходит ли сумма такого ущерба к страховому случаю, или нет.

Если же вы сомневаетесь, не можете определить, тогда сами звоните своему страховщику и излагайте суть дела, что, мол, вы виноваты в ДТП, а потерпевший хочет возмещения ущерба, причиненного в результате аварийного случая его машине.

При аварии с пострадавшими

От первичных действий любой из сторон-участников автодорожной аварии, на самом деле, зависит все. Это и жизнь, здоровье раненных, и устранение очагов возгорания, рисков взрыва или падений автомобилей, если они было в перевернутом состоянии.

В ситуации, которая будет по сложнее, где имеются пострадавшие люди в результате крушения на автодороге, виновнику следует, прежде всего, выполнить следующий алгоритм действий:

  1. Попытаться максимально сохранить хладнокровие и рассудительность. Ведь от этого будут зависеть и усугубления или уменьшения вашей вины, и самочувствие и безопасность пострадавших.
  2. Прежде, следует остановить машину и больше не сдвигать ее с места происшествия, если на то нет уважительных причин, как то, например:
    • выявление тяжких травм пострадавших, и срочная их доставка в ближайший медицинский пункт;
    • ситуация на дороге, которая из-за остановки вашей машины и ее расположения на дороге, может быть спровоцирована этим на дополнительные аварийные очаги;
    • существующие риски подорваться вместе с перевернутой другой машиной, когда вы заметили, что из ее бака вытекает бензин.
  3. После остановки автотранспорта вам следует включить аварийные фары, и установить на дороге знак, свидетельствующий об экстренной остановке машины.
  4. Направьте всю свою волю, сконцентрируйте внимание на деталях, сосредоточьтесь на людях, которые оказались раненными из-за вас и подойдите к ним на помощь.
  5. Первая помощь пострадавшему может быть с вашей стороны следующей:
    • сразу же осмотрите раненного на предмет выявления степени тяжести повреждений;
    • осмотрите его голову, убедитесь в его ровном дыхании и выясните в сознании ли он, задав ему пару вопросов о том, как он себя чувствует, где у него болит и т.д.;
    • если пострадавший не может подняться, тогда положите под его голову какой-нибудь сверток из одежды, чтобы голова не была запрокинута;
    • если человек без сознания, то его аккуратно следует уложить набок, чтобы он не захлебнулся рвотными массами, обильным слюновыделением;
    • если вы прошли курсы подготовки по спасению и оказания реанимационной помощи в экстренных ситуациях, тогда вы можете осуществить все необходимое, чтобы привести человека в чувство или запустить его сердцебиение.
  6. Вызвать скорую помощь (тел.: 030, 112, 03) и сотрудников дорожной службы (Госавтоинспекции, ГИБДД и др. можно по телефонам – 020, 112, 02).
  7. Во время вызова спецслужб дорожного патруля или медиков вам следует сосредоточиться и назвать правильный адрес места ДТП.
  8. Оставлять одного раненного человека нельзя, поэтому всегда просите помощи у прохожих или других водителей.
  9. Обязательно позвонить своему страховщику и сообщить о наступлении страхового случая с пострадавшими.
  10. Покидать место аварии нельзя пока не приедут сотрудники ГИБДД и не оформят все соответствующие документы, а пострадавших не госпитализируют.
  11. Если обнаружатся очевидцы происшествия, тогда необходимо взять их контактные данные и записать фамилию и имя. В идеальном варианте будет, если свидетели смогут письменно изложить ситуацию, которую увидели и подписать свои показания с указанием даты и времени происшествия.
  12. Сами же вы можете самостоятельно сфотографировать место происшествия сразу же после остановки машины, или снять видео на телефон или другие технические средства. Кроме повреждений на машинах или раненных, необходимо также зафиксировать на пленку еще и следы торможения, а также саму местность, расположение светофора, перекресток и т.д.

После того как сотрудник ГИБДД оформит все необходимые бумаги, он должен участникам ДТП выдать следующие документы (на основании ):

  • протокол административного нарушения – его копия;
  • на случай, когда вы не согласные с пунктами в протоколе, вы просто об этом письменно заявляете в самом протоколе, когда подписываете его;
  • справку о том, что стороны являются участниками ДТП и перечень повреждений машин;
  • протокол об осмотре технического состояния машин после аварии;
  • схема аварии;
  • акт о медицинском осмотре, освидетельствование того, что водители были или не были в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • объяснение – где прописываются показания водителей и очевидцев случившегося.

Если есть летальный случай

Бывают ситуации более плачевные, чем наличие пострадавших. Люди могут и погибнуть в аварии по вашей вине. Горе родственников погибших, безусловно, безмерно.

Однако и ваше состояние как виновника в причине гибели человека, также оставляет желать лучшего. В таком шоке можно натворить с перепугу каких-нибудь еще и дополнительных бед.

Поэтому органы дорожной службы позаботились и об этой ситуации, и в Памятке для водителей прописали также, способы, как действовать на случай, если в аварии оказались погибшие по вашей вине.

Если вы сбили кого-то насмерть или в результате столкновения обоих машин вы остались живы и оказались виновными, а другой человек погиб, тогда действуйте следующим образом:

  1. Машина должна быть остановлена, двигатель должен перестать работать, при этом аварийка должна быть включена и на дороге вами выставлен дорожный сигнальный знак, предупреждающий других водителей о вашей экстренной остановке.
  2. Выйдите из авто и поспешите к пострадавшему, чтобы убедиться в его состоянии. В случае тяжелой травмы, но если он еще дышит, вызовите скорую помощь (тел: 112). Хотя, по большому, счету скорая в таких случаях вызывается всегда.
  3. Вызовите также сотрудников дорожной полиции (ГАИ, ГИБДД).
  4. Когда вы уже поняли, что человек погиб по вашей вине, сразу же следует вызывать адвоката на место происшествия. Это в ваших же интересах.
  5. Пока адвокат не приедет, не нужно давать никаких свидетельских показаний сотрудникам ГИБДД.
  6. Сообщите при помощи телефонного звонка также и своему страховщику о случившемся.

Если сотрудники ГИБДД обнаружат, что вами было совершено умышленное преступление, тогда они могут вызвать и сотрудников МВД, чтобы завести на вас уголовное дело.

В любом случае подобного рода разбирательство, скорее всего, потянет за собой суд и несение соответствующего, по решению суда, наказания.

Что делать после ДТП, если ты виноват, для страховой

Каждый водитель может оказаться на виновной стороне после аварии. Поэтому каждому водителю в отношении своего страховщика следует знать, что делать после ДТП, если ты виноват.

Нужно ли звонить страховой компании сразу после столкновения, или может быть, авария не слишком значительна, чтобы возмещать ущерб потерпевшему страховыми выплатами.

Одним словом, вам, как виновнику, нужно просто следовать определенному алгоритму действий:

  1. Сохранять спокойствие.
  2. Окажите первую помощь пострадавшим, если вы в силах сделать это.
  3. Вызовите скорую помощь, если появилась такая необходимость.
  4. При наличии раненных людей вызываются также и сотрудники дорожной полиции.
  5. Определите адрес места, где произошла авария.
  6. Позвоните страховщику и сообщите о том, что по вашей вине произошла авария.
  7. Не стоит вводить в заблуждение страховую компанию, сообщая ей неверные сведения.
  8. Машину нельзя перемещать, а равно как и детали, отлетевшие от автомобилей.
  9. Сразу стоит сфотографировать или снять на видео последствия ДТП.
  10. Заполнить извещение и четко прописать там фамилию, имя и другие сведения второго участника аварии.
  11. Все документы, которые вам выдаст сотрудник ГИБДД, а также документы на машину и извещение о ДТП, заполненное и подписанное обеими сторонами, нужно обязательно отвезти сразу же в страховую компанию.

В страховой компании виновник пишет заявление о том, чтобы его страховщик выплатил по договору страховку потерпевшему.

При этом если в договоре упоминается регресс или суброгация, тогда вы как виновная сторона, вполне возможно, будете должны затем страховщику сумму, которую определит компания или же суд на основании степени тяжести вашей вины.

Если у вас нет дополнительного полиса ДСАГО, тогда вам, естественно, нечем будет покрывать такие непредвиденные расходы, и придется со страховщиком договариваться о графике платежей, примерно таком, как по кредитному договору.

Если же вы имеете еще действующий полси ДСАГО, тогда его вы сможете подключить к случаю и погасить все свои долги перед страховщиком.

Какие действия помогут смягчить наказание

Однозначно можно сказать, что обращение к юристу или адвокату сможет смягчить наказание. Ведь даже один только сбор дополнительных улик сможет помочь спасти вас от высшей меры наказания по административному или уголовному праву, в зависимости от степени тяжести.

Также вам не следует соглашаться со всеми доводами, которые может привести сторона потерпевшего – его страховщик, юрист или сотрудник ГИБДД.

Вы должны помнить, что у вас всегда имеется такое право, как обжаловать степень своей виновности в суде. Особенно же большую роль в смягчении вины могут сыграть сторонние факторы, которые повлияли на вождение и внимательность водителя-виновника.

Это и неисправности светофора, и ямы на дорогах, гололедица, метель, ливень, уменьшающие видимость для водителей и другие факторы.

Чего нельзя делать

Есть особые запреты для виновников (впрочем, как и для потерпевшей стороны), как себя вести при случившейся аварии на дороге.

Чего точно уж нельзя делать, когда произошла авария, так это следующее:

  • бежать с места происшествия;
  • менять расположение авто на площади столкновения;
  • удалять самостоятельно все следы и разбросанные детали после столкновения;
  • искажать данные о себе и о случае, давать неправильную информацию, страховщикам, врачам и сотрудникам ГИБДД;
  • предпринимать попытки наличного расчета с потерпевшим и, что еще хуже, с дорожным полицейским;
  • отказываться от документов, которые вы обязаны взять у сотрудников ГИБДД после оформления ДТП.

Кроме этих запретов, также недопустимо, чтобы вы ездили за рулем при просроченных документах – диагностическая карта техосмотра или страховой полис.

Как и где найти юриста

Если же вы впервые столкнулись с такой проблемой, как авария по собственной вине, тогда максимально безболезненно вам смогут .

Хотя адвокат обычно приглашается только при . Найти такого специалиста сегодня не составляет особого труда. Прежде всего, его просто отыскать на любом и сайтов юристов по ДТП.

Но, если у вас, вдруг, не окажется под рукой доступа к интернет ресурсу, тогда сотрудник дорожной полиции или страховой компании всегда сможет вам подсказать, где и как связаться с хорошим юристом.

Они все равно сотрудничают между собой. Кроме этого, есть сейчас такие специалисты – как аварийные комиссары (аваркомы), которые могут решать проблемы и различные нюансы по ДТП комплексно.

Каждый раз, когда водитель попадает в аварию, он должен полностью отдавать себе отчет в том, что ответственность с него за недобросовестное вождение автомобиля никто не снимал.

А потому каждому водителю изначально, как только случилось происшествие на дороге с его участием, следует хорошенько вспомнить свои действия, полностью самому себе признаться в том, что он виноват.

. Даже если он очень аккуратный водитель, он не может быть застрахован на 100 %, что непопадет в ДТП. Всегда есть процент риска, что ему разобьет автомашину какой-нибудь «лихач».

Как показала практика, даже страхование автомашины не освобождает водителя от вызова в ГАИ или Суд. Все,кто хоть раз попадал в ДТП, знают, сколько нервов и времени тратиться на посещения дознавателей или судебных заседаний.

Что делать, если вы попали в ДТП?

Если вы скроетесь с места происшествия – то попадете под статью Кодекса про Административные правонарушения - ст.122-2 (штраф 136 – 170 грн., или лишение прав от 1 до 3 лет); а в случае ДТП с телесными повреждениями под статьи Уголовного кодекса - ст.136 (ограничение свободы до 5 лет, арест до 6 месяцев,лишение свободы до 5 лет).

А главное - даже если не Вы виновны в ДТП, то доказать это будет уже раз в 10 сложнее.

Сразу после ДТП действуйте согласно п. 2.10 Правил дорожного движения:

Остановитесь и не трогайте с места автомобиль и не перемещайте предметы, связанные с ДТП. Запомните: Убирая автомобиль с дороги или иные предметы – вы уничтожаете доказательства! В результате чего в последствии невозможно будет установить «кто прав, кто виноват».

Включите аварийную световую сигнализацию и выставьте на расстоянии неменее 20 м. (вне населенного пункта - 40 м.).

Если есть пострадавшие, вызовите «Скорую помощь» или отправьте пострадавших на попутном транспорте.

Только в экстренном случае при невозможности этого, доставьте пострадавшего на своём транспорте в ближайшую больницу (где следует сообщить свою фамилию, предъявить Ваши документы), а затем вернитесь на место происшествия. Но до этого следует в присутствии свидетелей зафиксировать положение транспортного средства и следы ДТП с помощью фотосъемки, краски, мела, подручных предметов.

Важнейшее дело – СВИДЕТЕЛИ - записать фамилии/адреса/номера машин очевидцев. Свидетелями ДТП также являются все лица, находившиеся в этот момент в Вашем автомобиле (родственники, знакомые и т.д.). Свидетели могут написать свои объяснения, которые приобщаются к административномупротоколу.

Вызвать представителей ГАИ.

До приезда работников ГАИ не поддавайтесь угрозам и уговорам разобраться самим, особенно если при ДТП пострадали люди,обязательно вызовите работников ГАИ для фиксации факта и полученных повреждений.

Зафиксировать факт аварии следует в любом случае, брать у виновника в залог документы / деньги чревато обвинениями в Ваш адрес в вымогательстве или виновник в последствии заявит об их утере ит.п.


По возможности еще до приезда ГАИ запишите все повреждения и обстоятельства аварии (место аварии,дорожное покрытие, освещенность, видимость знаков, свидетели). Потом этот лист, подписанный Вами,можно будет попросить приложить к протоколу.

Если есть возможность – сделайте несколько фотографий с места происшествия.

Не употребляйте спиртосодержащие успокоительные лекарства.

Если Вы всё-таки решили разобраться без вызова ГАИ

Составьте схему ДТП. Подписать её должны оба водителя.

Обговорите стоимость ущерба и порядок её выплаты.

Возьмите обязательство (расписку) в письменном виде и желательно при свидетелях относительно суммы и сроков возмещения ущерба.

После всего, необходимо приехать в ближайший пост ГАИ и заявить о ДТП.

После приезда работников ГАИ

Не спешите признавать свою вину! Вполне может оказаться, что вина обоюдна, виноваты дорожные службы или автосервис, в котором Вам ремонтировали автомобиль.

При составлении протокола и схемы ДТП убедитесь, что все важные обстоятельства (место столкновения,следы торможения, осыпи стекла, грязи, обзорность, погодные условия, наличие дорожных знаков) иповреждения зафиксированы. Настаивайте на фиксации в протоколе максимума деталей происшествия.

Внимательно читайте все, что подписываете (протокол/схемы). При несогласии – вносите свои замечания либо вообще отказывайтесь подписывать. Никогда не подписывайте пустой или недописанный протокол! Если инспектор не реагирует на Ваши замечания, предупредите его, а затем запишите свое мнение об этом в протокол.

Зафиксируйте данные противоположной стороны (ФИО, адрес, название фирмы), чтобы знать, к кому предъявлять претензии.

В итоге


Инспектор ГАИ берёт объяснения у водителей и составляется протокол осмотра места ДТП – в нём должно быть зафиксировано максимум информации о дорожной обстановке;

схема места ДТП – проверьте, правильность расположения автомобилей, и указано ли место столкновения. Если есть расхождения по поводу места столкновения, на схеме должны быть отраженые оба. Необязательно, но может быть проведено освидетельствование на состояние опьянения. Далее материалы по ДТП направляются к дознавателю. Фактически ГАИ не устанавливает виновника ДТП. ГАИ отражает нарушения ПДД, а собственно вину в ДТП устанавливает суд. Если Вы слабо разбираетесь в юридических вопросах, дело сложное, или связано со средними или тяжкими телесными повреждениями, то обязательно обратитесь к юристу (адвокату).

Возмещение ущерба


  • - Если Ваш автомобиль застрахован, возмещение ущерба должна взять на себя страховая компания, иначе действовать придется Вам.

    Обязательное страхование решит большую часть проблем, касающихся возмещения вреда от ДТП, поэтому не следует затягивать с этим делом, уповая на то, что административной ответственности за отсутствие обязательной страховки пока ещё нет. Если Вы невиновны в ДТП, то Вам необходимо найти независимого эксперта, который проведёт исследование по оценке ущерба, нанесенного вашему автомобилю - официальное основание для возмещения ущерба.

    Если Вы были признаны виновным, то обязательно присутствуйте при проведении осмотра автомобиля экспертом, о месте и времени которого Вас обязаны известить. После осмотра, владелец автомобиля имеет право его отремонтировать, и доказать, что были включены лишние детали и работы будет невозможно.

    Следует попробовать разрешить ситуацию до суда, подав противоположной стороне требование о возмещении ущерба.

    Будет выгоднее и быстрее возместить вред без участия суда, и в этом смысле можно скинуть немного изсуммы экспертизы для быстрого получения денег, оформив это соответствующей распиской.

    Если ответчик на требование не реагирует и возмещать ущерб не хочет, то без обращения в суд не обойтись.

    Как узнать кто виноват в ДТП?

    1. Определение виновности в дорожно-транспортном происшествим во многом зависит от соответствия действий участников ДТП правилам и от технических возможностей водителя предотвратить происшествие.

    2. Сохраните следы дорожно-транспортного происшествия до того как приедут сотрудники ГАИ. Оставьте машину на месте аварии. Опросите очевидцев происшествия, возьмите их телефоны и адреса. В будущем они смогут выступать вашими свидетелями в суде.

    3. Составьте справку об аварии. Требуйте, чтобы сотрудник ГАИ внес отметки всех повреждений вашего автомобиля. Чем больше повреждений укажете, тем больше шансов получить компенсацию за материальный ущерб в полном объеме.

    4. Обязательно составьте схему ДТП. Помните, что замеры делаются от неподвижных объектов до места дорожно-транспортного происшествия (перекрестков, углов домов, светофоров, остановок и т.д.).Пройдите освидетельствование на содержание в крови алкоголя.

    5. На основании этих данных группа разбора в течение 10 дней вынесет постановление о нарушениях правил дорожного движения водителями. Окончательное решение о виновности в ДТП принимает суд. ПИск в суд подает водитель, участвовавший в ДТП.

    6. Документы для судебной автотехнической экспертизы и для производства других видов расследований:

    1. Протокол освидетельствования;

    2. Определение суда о назначении экспертизы при возбуждении дела;

    3. Вещественные доказательства;

    4. При необходимости - справка из метеослужбы;

    5. Справка о состоянии дороги в момент, когда произошло ДТП;

    6. Если потребуется - справка о времени работы фаз светофора;

    7. Протоколы допросов свидетелей.

    Кто определяет виновность в ДТП?


    Практически каждый автомобилист хотя бы раз за время своей автомобильной биографии попадает в ДТП и сталкивается с таким понятием, как автотехническая экспертиза. Причин для ее проведения может быть великое множество. В некоторых случаях требуется установления скорости автомобиля до момента столкновения, в иных необходимо измерить тормозной путь ТС, определить остановочный путь.

    Определяются с помощью автоэкспертизы и различные временные факторы, восстанавливается точная картина взаимного расположения транспортных средств на дороге в момент совершения ДТП. Она способна подтвердить или опровергнуть факт соблюдения водителями правил дорожного движения и установить, возможно ли было предотвратить столкновение. Многим водителям автоэкспертиза помогает выявить побочные причины, которые могли спровоцировать ДТП.

    Исследуются все найденные на место происшествия следы, определяется взаимное расположение участников ДТП, а также их положение относительно границ проезжей части и нанесенной на нее разметки.

    Автоэкспертиза установит место наезда на возможные объекты, ставшие причиной совершения столкновения, выявит факты, которые сообщат о состоянии движения, либо покоя автомобиля, определит повреждения частей ТС и многое другое. Иногда требуется почерковедческая экспертиза подписи, оставленной на документах для выявления возможного мошенничества или злого умысла.

    Запрос на автотехническую экспертизу может дать суд, прокуратура, следственные органы, которые занимаются расследованием уголовных, либо гражданских дел, а также административных правонарушений. Осуществляется она и по частным запросам физических или юридических лиц.

    Иногда ситуация складывается так, что может потребоваться следственный эксперимент. Он проводится обычно, если факты толкуются двояко, есть разночтения. При необходимости проведения дополнительного расследования обстоятельств происшествия, назначенный эксперт выезжает на место ДТП с целью получить дополнительные факты, которые повлияют на принятие однозначного решения.

    Те выводы, которые делает эксперт в результате своих исследований, оформляются специальным актом по установленной форме. Помимо первичной экспертизы в отдельных случаях требуются дополнительные или повторные исследования. Если вы обращаетесь к независимому эксперту, то вам может потребоваться квалифицированный анализ предыдущих экспертиз и консультация по поводу соответствия сделанных ранее выводов.