Что делать если вымогают взятку? Вымогательство взятки: возбуждение уголовного дела по факту и основные понятия Вымогательство взятки должностным лицом ук рф

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания:

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, и признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к Ст. 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.

Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. , который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует .

3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи 290 УК преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.

При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по и соответствующей части ст. 290 УК.

Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по . Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения ().

6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.

9. В ч. 3 комментируемой статьи 290 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:

а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере.

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.

Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.

Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.

Анализ действующей редакции комментируемой статьи 290 УК России позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

Взяточничество считается одним из наиболее опасных преступлений, совершаемых должностными лицами. Получение незаконного вознаграждения является посягательством на нормальную деятельность аппарата государственного управления. Распространение взяточничества дезорганизует его работу и дискредитирует власть в глазах граждан.

Общая характеристика

Необходимо понимать, что взяточничество не существует само по себе. Оно рассматривается как средство, которое придает преступной деятельности большую эффективность и, следовательно, повышенную опасность. Фактически взятка – двусторонняя сделка. Она заключается между подкупающей стороной и субъектом, продающим свои возможности и полномочия. Как правило, взятка выражается в передаче денежных средств, имущества, ценных бумаг. Они могут приниматься под разными предлогами:

  1. Оказания мат. помощи.
  2. Оплаты услуги или работ по договору.
  3. Предоставления займа на какие-либо цели.
  4. Возврата долга.

Специфика преступления

Особенность преступления заключается в том, что взятку субъект может получить как за незаконные действия либо бездействия служащего, так и за работу, которая относится к непосредственной его компетенции. При этом сотрудник был вправе, в соответствии с установленным порядком, выполнить в пользу субъекта, дающего незаконное вознаграждение, либо представляемых им лиц, какую-либо задачу или ничего не предпринимать.

Вымогательство взятки

Статья УК РФ № 290 устанавливает ответственность за совершение этого преступления. Она предусматривается в части пятой, пункте "б". За вымогательство взятки статья УК РФ предусматривает наказания в виде:

  1. Денежного взыскания. Его размер составляет 70-90-кратную сумму взятки.
  2. 7-12 лет заключения в тюрьме.

За вымогательство взятки УК РФ допускает к последнему виду наказаний вменить дополнительно запрет на осуществление определенной деятельности или пребывание на конкретных постах, установленных судом, до 3-х лет, а также штраф величиной, равной 60-кратному размеру полученного незаконного вознаграждения.

Способ совершения деяния

В процессе вымогательства взятки со стороны должностных работников они могут обращаться непосредственно к гражданам. Однако чаще всего виновные пользуются услугами третьих лиц. В случае вымогательства взятки посредниками могут быть близкий друг, член семьи, знакомый адвокат и пр. При этом действия самих участников преступления - лица, берущего, и субъекта, предоставляющего вознаграждение, - обычно тщательно скрываются ими. Передача ценностей осуществляется в большинстве случаев в отсутствии свидетелей.

Квалификация

Для выявления преступления необходимо установить, присутствуют ли признаки вымогательства взятки. От этого будет зависеть возможность привлечения к ответственности виновных. Субъект рассматриваемого преступления специальный. Если подозревается вымогательство взятки, нужно установить, занимает ли виновный какой-либо пост в госструктуре. Такие субъекты временно, постоянно или по особым полномочиям являются представителями власти.

Они также могут выполнять административно-хозяйственные либо организационно-распорядительные функции в госорганах, муниципальных и государственных подразделениях, учреждениях местного самоуправления, в Вооруженных силах, прочих воинских формированиях и войсках страны. По законодательству, сотрудники МВД выступают в качестве представителей власти и являются должностными лицами. Они наделяются распорядительными полномочиями в установленном порядке и реализуют их в отношении субъектов, которые не находятся в служебной зависимости от них. При совершении должностными лицами преступлений, которые не касаются исполнения ими своих обязанностей, соответствующего состава не образуется. При наличии оснований такие деяния могут квалифицироваться по иным уголовным нормам.

Характерные черты преступления

Вымогательство взятки должностным лицом проявляется следующим образом:

  1. Разговор о возможном вознаграждении обладает иносказательным характером. При этом речь служащего состоит из простых односложных предложений. В нем не содержится открытых заявлений относительно того, что решить вопрос чиновник может исключительно после передачи ему денежных средств либо оказания услуги.
  2. В процессе разговора служащий, отказывая в содействии субъекту (говоря, например, что не сможет помочь, что это незаконно, что он не имеет возможностей), мимикой либо жестами показывает свою готовность обсудить вероятные варианты разрешения ситуации в другом месте, в иное время и в более спокойной обстановке.
  3. Характер либо сумма вознаграждения не озвучивается. При этом соответствующие цифры могут записываться служащим на листе бумаги, набираться на калькуляторе либо компьютере, после чего демонстрируются гражданину.
  4. Служащий может перенаправить продолжение контакта третьему лицу, которое непосредственно не связано с решением возникшего вопроса.

Поведение гражданина

Как себя вести, если имеет место явное вымогательство взятки должностным лицом? УК РФ предусматривает ответственность только в том случае, если будет доказана вина субъекта и установлены прочие элементы преступления. В этой связи, рекомендуется:


Для привлечения к ответственности за вымогательство взятки необходимо собрать как можно больше доказательств виновности служащего. Поэтому правоохранительные органы рекомендуют не брать инициативу на себя, а позволить чиновнику выговориться и сообщить как можно больше сведений.

Варианты разрешения ситуации

После того как было совершено вымогательство взятки, гражданин может поступить по-разному. Он может, во-первых, пойти на сделку со служащим и предоставить ему то, что тот требует для разрешения ситуации. В этом случае уголовная ответственность грозит не только субъекту, совершившему вымогательство взятки. предусматривает наказание за предоставление незаконного вознаграждения.

При этом доказательное значение будет иметь сам факт передачи средств, оказания услуг и пр. Второй вариант заключается в прекращении всяких контактов со служащим, отказываясь, таким образом, идти на преступление. Гражданину в таких случаях придется смириться с тем, что важная для него проблема не будет решена. Но при этом чиновник будет продолжать осуществлять незаконную деятельность, становясь все более коррумпированным. И третий вариант - разоблачить субъекта, понимая, что только совместными действиями с правоохранительными органами можно искоренить это преступление. В любой ситуации человек обязан сохранять свое достоинство, не становиться пособником незаконных деяний.

Заявление о вымогательстве взятки

Если гражданин, ставший жертвой коррумпированности чиновника, решает встать на путь противодействия преступлениям, то ему следует обратиться в правоохранительные органы. Он может сделать письменное либо устное сообщение о совершенном деянии. Заявление о вымогательстве взятки должно содержать:

  1. Информацию о служащем, требующем незаконное вознаграждение. В частности, указываются: Ф.И.О., занимаемая должность, наименование учреждения.
  2. Описание характера вознаграждения.
  3. Указание суммы.
  4. Описание конкретных действий/бездействий, за совершение которых вымогается взятка.
  5. Место, время, способ передачи вознаграждения.

Наказание за вымогательство взятки вменяется вне зависимости от того, когда именно было получено вознаграждение - после либо до совершения оговоренных бездействий/действий служащим.

Предмет

В качестве него могут выступать не только денежные средства или иные материальные ценности. Взяткой может быть услуга либо какое-либо имущественное право. Например, возможность получить кредит на льготных условиях или ссуду, выдача которой не соответствует общим банковским положениям. Так, при з/п в 20 тыс. р. финансовая организация может предоставить заем до 200 тыс. р., но субъект, совершающий вымогательство взятки и имеющий право принять решение о кредитовании, выдает гражданину 500 тысяч. Предметом преступления считается услуга или выгода имущественного характера, которые предоставляются безвозмездно, однако, по общим правилам, оплате подлежат. Например, это может быть получение туристической путевки, строительство дачи, ремонт в квартире и так далее. Выгодами имущественного характера являются: занижение стоимости предоставляемого имущества или приватизируемых объектов, снижение арендного платежа, ставки процента за пользование кредитными средствами. Все это должно обладать денежной оценкой. Когда в качестве предмета преступления выступает услуга, то деяние будет считаться оконченным с первых действий, которые направлены на ее предоставление.

Освобождение от ответственности

В примечании к 291 статье УК говорится, что субъект может избежать наказания за дачу взятки, если имело место ее вымогательство или он добровольно сообщил правоохранительным органам о совершенном преступлении. В этом положении закреплено одно из специальных обстоятельств освобождения от ответственности лица при его деятельном раскаянии. Стоит отметить, что, в сравнении с предыдущей редакцией УК, суть данного института в действующем законодательстве раскрыта более полно. Сущность деятельного раскаяния в том, что лицо, в предусмотренных нормами Основной части Кодекса обстоятельствах, может освобождаться от ответственности за совершенное им преступление. Для этого ему необходимо совершить активные действия. Например, это может быть явка с повинной, оказание помощи при раскрытии преступления и так далее. Особенностью этого юридического института выступает правомерность, общественная полезности, добровольность и активность действий субъекта. Применение специальных оснований для освобождения от ответственности допустимо только к лицу, совершившему преступление.

Мотивы деятельного раскаяния

Причинами, по которым субъект совершает активные действия для последующего освобождения от ответственности, могут быть побуждения нравственного или иного характера. К примеру, лицо может не иметь уверенности в том, что у него получится скрывать преступление, он может просто бояться наказания. Любой мотив сообщения о деянии должен сопровождаться осознанием возможности быть освобожденным от ответственности. На добровольность может указывать понимание субъектом того факта, что органы правопорядка не осведомлены о совершенном поступке или, если они и располагают какой-либо информацией, то у них нет сведений о месте нахождения виновных. Если лицо осознает, что правоохранительным структурам известно о преступлении, и они предпринимают соответствующие меры для задержания злоумышленника, добровольность не имеет места. Побудить виновного признаться в содеянном могут знакомые, друзья, родственники или другие лица. Тем не менее решение о добровольном сообщении принимает сам субъект преступления.

Провокация

Она представляет собой действия, которые направлены конкретно на добывание искусственных доказательств для последующего привлечения служащего к ответственности или последующего шантажа. Они совершаются вопреки явному несогласию должностного лица на получение взятки или при его неосведомленности. Провокация считается завершенной с момента передачи материальных ценностей либо оказания служащему услуг. Если он все же принял предмет взятки, то он может быть привлечен к ответственности. Если будет доказана провокация, то он должен быть освобожден от ответственности. ВС разграничивает указанное преступление и подстрекательство оперативников на получение служащим взятки. В частности, указано, что действия такого рода нарушают положения Закона, регламентирующего оперативную деятельность. Вне зависимости от того, принят ли был объект взятки или нет, этот факт не может квалифицироваться как взяточничество.

Получать и давать взятку запрещено законом.

Вымогательство взятки также является запрещенным действием, за которое предусмотрено соответствующее наказание .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что это такое: понятие и законодательный регламент

Под данным определением понимают требования должностного лица передать ему материальные ценности, деньги .

Гражданин пользуется своим положением, пытается извлечь из него выгоду.

Проявляться вымогательства могут словесно, подкрепляются . Движет преступником чувство наживы, корысть .

Законом данное деяние наказывается. Мера ответственности закреплена в части 5 статьи 290 УК РФ . Нужно понимать, что вымогательство денежных средств, либо других материальных ценностей может быть как прямым, так и завуалированным .

Гражданин не всегда понимает, что совершается преступление. Порой нарушители действуют очень осторожно, стараясь не говорить о взятке прямо, применяя различные уловки.

Признаки преступления

Определить факт данного нарушения помогают следующие признаки:


Во время совершения преступления нарушитель всячески пытается надавить на жертву. Это могут быть словесные методы, угрозы, нанесение побоев.

Преступник пытается убедить жертву, что деньги внести необходимо, иначе она столкнется с огромными, нерешаемыми проблемами. Жертва бывает запугана , поэтому соглашается на передачу денежных средств или иных материальных ценностей.

Проблемы квалификации

Специалисты сталкиваются с проблемами квалификации данного преступления. Все дело в том, что вымогательство взятки не является квалифицирующим признаком обычных способов ее получения.

Эти методы предполагают взаимную заинтересованность обеих сторон .

В обычных способах ее передачи стороны заключают преступную сделку.

Они выполняют действия по своей воле, принуждения нет .

Вымогательство взятки является принуждением. Взяткодатель вынужден выполнить требования преступника, он делает это не по своей воле .

На него оказывается давление, под которым совершается преступление. В связи с данными нюансами квалифицировать это преступление невозможно.

Что делать и куда обращаться, если требуют взятку?

Столкнувшись с данным нарушением, граждане бывают растерянны. Они не знают, куда обратиться за помощью. Специалисты приводят несколько советов, которые могут помочь пострадавшим.

Взяточничество – это негативное явление, раковая опухоль для всего человечества.

Но одно дело, когда «на лапу» пытается дать тот, кто хочет получить для себя выгоду, а другое, когда деньги или другие ценности пытается получить для себя тот, кто может решить тот или иной вопрос.

Для борьбы с коррупционной продажностью в Уголовном кодексе РФ были введены статьи за вымогательство взятки – ст. 290 и 291 УК РФ.

Конкретно ответственность за вымогательство взятки должностным лицом прописана в пункте 5 статьи 290 «Получение взятки».

Под вымогательством взятки понимается преступление, направленное на склонение лица к получению взятки от должностного лица под угрозой не оказания помощи или не совершения каких-либо действий .

Например, преподаватель в институте требует от студента деньги за успешную сдачу экзамена, инспектор отдела кадров требует от человека деньги за то, что он его трудоустроит и т. п.

Вымогательство взятки может быть в 2 формах:

Что является предметом взятки?

Это может быть что угодно: деньги, валюта, ценные бумаги, движимое или недвижимое имущество, различные товары, а также услуги имущественного характера (например, выдача путевки, проездных билетов, выполнение строительных, ремонтных и других работ).

Также предметом взятки может стать прощение долга, отзыв иска из суда или не заведение дела.

Обычно об этом открыто не говорят, однако человек может заподозрить вымогательство по таким признакам:

Необходимо понимать, что оказаться за решеткой может не только тот человек, который получает хабар, но и тот, кто его дает.

Чтобы избежать уголовного наказания, необходимо вести себя с коррупционером так:

Когда заявление уже будет подано, то заявитель автоматически снимет с себя какие-либо подозрения . Вымогателем уже начнут заниматься правоохранительные органы, которые привлекут и заявителя к раскрытию преступления.

Они скажут, что нужно говорить, как себя вести, когда передавать меченые деньги. Обязательно «украсят» человека записывающей аппаратурой для видеофиксации момента передачи взятки.

Что такое покушение на вымогательство взятки?

Под этим термином понимается передача взятки лицу, кому она не была предназначена, то есть, ошибочная передача денег или других ценностей мнимому посреднику, который взял деньги для их передачи должностному лицу, но по факту присвоил их.

В этом случае действия виновного будут квалифицироваться по двум статьям: ст. 159 «Мошенничество» и ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве».

Также к покушению на вымогательство относятся действия, которые были совершены вымогателем, однако сам факт получения взятки так и не был доведен до конца.

В Уголовном кодексе нет такого понятия, как вымогательство взятки. Есть статья 290 «Получение взятки».

Некоторые граждане путают ее со ст. 163 «Вымогательство», однако это абсолютно разные преступления:

Вымогательство взятки должностным лицом: статья УК РФ

В Уголовном кодексе РФ есть 2 статьи, предусматривающие ответственность за вымогательство взятки: ст. 163 «Вымогательство» и ст. 290 «Получение взятки».

В первом случае наказание по ст. 163 УК РФ может понести гражданское, не должностное лицо за вымогательство денег или другого имущества под угрозой насилия.

Если факт вымогательства будет подтвержден, тогда виновному грозит наказание в виде ограничения свободы сроком до 4 лет, принудительных работ, ареста и даже лишения свободы сроком до 4 лет со штрафом или без него.

Но когда речь заходит о вымогательстве взятки, то в этом случае понимается процесс передачи денег или вещей должностному лицу в качестве подкупа. Тогда чиновник или другое лицо при исполнении несет ответственность по ст. 290 «Получение взятки».

Пример 1 . В Одинцове был задержан зав. главы администрации. Чиновник требовал от представителя местной коммерческой организации передать ему денежные средства в размере 8 миллионов рублей за согласование переноса земельного участка и увеличение его площади. За получение половины взятки в размере 4 тысяч рублей чиновник был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Подсудимого признали виновным и приговорили его к лишению свободы сроком на 8 лет.

Пример 2 . В Пятигорске был осужден сотрудник правоохранительных органов, который вымогал от местного жителя взятку в размере 350 тысяч рублей за то, что он откажет заявителю в возбуждении уголовного дела по факту совращения малолетних. Обозначенную сумму местный житель передавал осужденному в несколько этапов. При передаче последней суммы в размере 100 тысяч рублей взяточник был поймал с поличным. Были проведены все необходимые экспертизы, получены доказательства. Суд признал полицейского виновным и приговорил его к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, а также с лишением права занимать место на государственной службе сроком на 3 года.

Пример 3 . Сотрудники Управления экономической безопасности противодействия коррупции МВД РФ задержали доцента одного из университетов г. Омска по подозрению в получении им незаконных денежных средств от студента в размере 30 тысяч рублей. Руководство университета само проявило инициативу в поимке преступника. Вместе с правоохранительными органами они провели задержание преступника в аудитории учреждения. В отношении подозреваемого было возбуждено уголовное дело по статье за получение взятки должностным лицом. Осужденный был приговорен к 2 годам лишения свободы с лишением права занимать прежнюю должность сроком на 3 года.

Пример 4 . Следователь МВД России в Нижегородской области потребовал от свидетеля по расследованию уголовного дела по нарушению правил дорожного движения деньги в сумме 30 тысяч рублей за то, что не станет производить выемку принадлежащего свидетелю легкового автомобиля, имеющего значение для уголовного дела. В целях принуждения свидетеля к даче взятки сотрудник полиции высказал ему угрозы о привлечении его к уголовной ответственности. В салоне личного автомобиля обвиняемый получил от мужчины часть требуемой взятки в сумме 15 тысяч рублей. В момент задержания виновного сотрудниками собственной безопасности ГУ МВД России по Нижегородской области с поличным, обвиняемый оказал активное сопротивление. Он совершил столкновение с несколькими автомобилями оперативных служб МВД России. Данный сотрудник был уволен. Его привлекли к ответственности по ст. 290 «Получение взятки». Теперь ему придется обдумывать свой поступок в тюрьме целых 5 лет.

Так, наказание за получение лицом при исполнении взятки в виде денег, имущества, ценных бумаг или в виде оказания помощи имущественного характера может заключаться в виде:

Если должностное лицо берет взятку в значительном размере – свыше 25 тысяч рублей, тогда ему грозит наказание в виде:

  • денежного взыскания в размере от 200 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей;
  • тюремного заключения сроком до 6 лет со штрафом или без.

Если взятку берет лицо, которое занимает государственную должность РФ, то ему может грозить одно из следующих наказаний:

  • денежное взыскание от 1 до 3 миллионов рублей;
  • лишение свободы сроком от 5 до 10 лет.

Вынося приговор в отношении виновного, судья может назначить дополнительные меры наказания, помимо основного: штраф, ограничение на занятия определенных должностей.

Если должностное лицо вымогает взятку в размере свыше 150 тысяч рублей, тогда ему грозит наказание в виде:

  • штрафа от 2 до 4 миллионов рублей;
  • тюремного заключения сроком от 7 до 12 лет со штрафом (до 60-кратной суммы взятки) или без такого.

Если должностное лицо вымогает взятку в размере свыше 1 миллиона рублей, тогда ему грозит:

  • штраф от 3 до 5 миллионов рублей;
  • тюремное заключение сроком от 8 до 15 лет со штрафом или без него.

В 99% случаев должностное лицо, попавшее на скамью подсудимых за вымогательство взятки, лишается права занимать определенные должности.

Зачастую человек, отбывший наказание за получение или вымогательство взятки, больше никогда не возвращается работать в государственные структуры.

Ответы на вопросы

Вопрос: Что делать, если взятку вымогает сотрудник правоохранительных органов?

Ответ: Идти и жаловаться на такого сотрудника в полицию нет смысла, потому что свои же не заведут против сослуживца дело, даже если у заявителя будет достаточно доказательств его вины. В этом случае нужно обратиться в отдел собственной безопасности, который есть в каждом населенном пункте.

Вопрос: Куда еще можно сообщить о вымогательстве взятки?

Ответ: Если, к пример, взятку берет прокурор или следователь, то лучше всего обратиться с письменным заявлением о взятке в следственные отделы по городам или районам. Также можно пожаловаться на действия служащего в городские или районные отделы Управления Федеральной службы безопасности. В крайнем случае можно подать жалобу в городскую, районную или межрайонную прокуратуру по конкретной области.

Вопрос: Как зафиксировать факт вымогательства взятки?

Ответ: Если должностное лицо требует деньги за какую-либо услугу, то доказательством его незаконных действий может стать аудиозапись разговора или видеозапись диалога между вымогателем взятки и тем, кому адресованы его требования. Также для фиксации факта вымогательства можно привлечь свидетелей (как минимум двух человек).

Коррупция – беда для России . Именно поэтому за вымогательство взятки Уголовным кодексом предусмотрена ответственность.

Так, чиновники или другие должностные лица за вымогательство взятки могут нести наказание в виде огромного штрафа или лишения свободы на срок до 15 лет.

Если должностное лицо требует с вас взятку, то вы всегда можете обратиться с заявлением о вымогательстве в полицию, прокуратуру или отдел Федеральной службы безопасности.