Что проверяет роспотребнадзор в вузах. Как предприятию подготовиться к проверке Роспотребнадзора? Основания для проведения проверки Роспотребнадзором

Риски обнаружения реальных или мнимых нарушений при проверках, проводимых государственными и ведомственными контролирующими органами, представляют для бизнеса даже большую угрозу, чем атаки криминала. Ведь последствием могут стать не только штрафы и предписания по исправлению нарушений, но и приостановка деятельности на 90 дней, а также полное закрытие предприятия. Но эти риски вполне поддаются управлению. Если проверку грамотно выстроить, можно значительно минимизировать ущерб.

Жертва без информации

Начав анализировать факторы, приводящие к возникновению проблем с проверяющими органами, мы обнаружили, что ключевым из них в большинстве случаев является так называемый человеческий фактор. В расхожем представлении проверяющий как бы нападает, а проверяемый держит оборону. На самом деле каждый из них просто делает свою работу. От того, станут они врагами с первой минуты или между ними состоится конструктивный диалог, зависит направлении, в котором пойдет проверка. Например, при доброжелательных деловых отношениях проверяющий без всякой коррупции и нарушений норм может позволить представить требуемый документ чуть позже, если его в данный момент нет в наличии. В ситуации же конфронтации проверяющий может внести сведения об отсутствии запрошенного документа в акт проверки, что будет грозить санкциями.

У представителя проверяемой организации есть несколько вариантов поведения. К сожалению, самый распространенный - виктимный. Проверяемый занимает позицию жертвы: суетится, пытается угодить, дает проверяющему возможность почувствовать себя более значимым, от растерянности не может подтвердить соответствие предприятия установленным требованиям, случайно выдает лишнюю информацию. Нередко проверяемые, основываясь на распространенном мнении о продажности чиновников, пытаются неумело коррумпировать проверяющих, спрашивая намеками, сколько дать.

Оба варианта поведения при проверках не подходят нашей компании. Мы не злоупотребляли этим в далекие 1990-е, тем более считаем неприемлемым использовать любые сомнительные и «серые» операции сегодня, ведем бизнес набело.

Мы задумались, как помочь нашим сотрудникам избавиться от виктимной психологии, выражающейся в ощущении себя заведомо виноватым. На использовании этого чувства, кстати, основывается успех мошенников, устраивающих липовые проверки и выманивающих путем запугивания деньги у представителей бизнеса.

Виктимность подпитывается отсутствием информации. Из-за незнания собственных прав и прав проверяющих, отсутствия навыка и алгоритма действий при проверке наши сотрудники были растерянны и допускали ошибки. Ведь провизор и фармацевт не могут, да и не должны знать все законы, требования, строительные СНИПы, санитарные и противопожарные нормы и стандарты. Когда им задавали вопросы из этих областей, сотрудники опасались ответить неправильно, чувствовали себя виноватыми и боялись проверяющих, которые казались им опытными, уверенными в себе, компетентными (на поверку эти качества нередко оказываются мнимыми).

Мы определили, что для эффективной защиты своих прав руководитель торгового предприятия должен:

■ знать законодательство, права и обязанности проверяющих и юридических лиц, процедуры проведения проверок и составления протокола об административном правонарушении, порядок взыскания штрафов и наказаний;

■ уметь противостоять незаконным действиям проверяющих на основании закона и установленных государством правил и норм;

■ отстаивать свои интересы и при необходимости оспаривать результаты проверки в судебном порядке;

Мы решили исправить ситуацию и стали обучать сотрудников этим знаниям и навыкам в рамках «Школы директоров аптек». Школа представляет собой месячные курсы, которые проходят, сменяя друг друга, группы из директоров аптек, фармацевтов и провизоров. Во все программы обучения был включен раздел, посвященный безопасности, в том числе взаимодействию с проверяющими.

Обучение начало давать свои результаты. Но в аптеках, как и во всем ритейле, высокая текучесть кадров. В Москве она подчас превышает 60-70%, в регионах - 30-40%. Мы обнаружили, что при такой текучести не можем обучить безопасности полностью весь персонал, и решили снабдить сотрудников всеми необходимыми знаниями на рабочем месте.

Проверьте проверяющего

В первую очередь были разработаны инструкции, направленные на проверку полномочий проверяющих. Например, мы рекомендуем сотрудникам вежливо попросить проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение, обязательно записать название, адрес контролирующего органа и контактные телефоны, убедиться по телефонам, что пришедший действительно направлен для проведения проверки и именно в эту организацию, изучить предъявленное постановление, распоряжение или приказ о проведении проверки. Последние должны содержать:

■ наименование органа государственного контроля;

■ номер и дату;

■ наименование юридического лица (ФИО ИП), в отношении которого проводится проверка, и его адрес;

■ ФИО должностного лица, уполномоченного на проведение проверки;

■ правовые основания проведения проверки;

■ цели, задачи, предмет проверки;

■ сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

■ перечень административных регламентов проведения мероприятия по контролю;

■ перечень документов для представления проверяющему;

■ дату начала и окончания проверки.

Мероприятие по контролю может проводиться только лицом, указанным в распоряжении (приказе). Если сотрудник убедился, что визитер не обладает полномочиями проводить проверку, мы рекомендуем выдворять самозванцев предельно корректно.

Продолжительность проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Для отработки этих навыков стараемся проводить тренинги в условиях, приближенных к реальным. Учим смотреть не на цвет предъявляемой «корочки», а на содержащуюся в ней информацию, использовать архитектурные особенности помещения для пассивного противодействия проверяющим, отхода через запасной выход руководителей предприятия и сотрудников, эвакуации компрометирующих документов, а также документировать действия сотрудников контролирующих органов с помощью средств видеонаблюдения и аудиоконтроля.

Следите за руками... и языком

Предлагаем коллегам на местах привлекать для участия в проверке сотрудников юридической службы и квалифицированных адвокатов. Их задача - выявлять и фиксировать противоправные действия проверяющих. Если сотрудник контролирующего органа совершает процессуальную ошибку, рекомендуем не указывать ему на это. Проверяющий может устранить ошибку и лишить нас возможности опротестовать в суде результаты проверки. Ошибки проверяющих следует фиксировать лишь в момент составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Настоятельно советуем не отказывать сотрудникам контролирующих органов в предоставлении документов и обеспечении доступа в контролируемые помещения, иначе они воспримут это как покушение на их законные полномочия. Если необходимые документы отсутствуют, надо привести уважительную причину и пообещать в ближайшее время доставить их, при этом попросить проверяющего оформить официальный письменный запрос, ссылаясь на то, что опасаетесь ошибиться в подборе документов.

Очень важно не представлять лишние, не относящиеся к предмету проверки документы и отвечать только на поставленный вопрос, причем коротко и по сути. Любая лишняя информация может стать поводом для дальнейших объяснений.

Вооруженные папки

Чтобы помочь коллегам из аптек сориентироваться в полномочиях потенциальных проверяющих, мы сформировали перечень контролирующих и проверяющих органов, которые имеют право инспектировать наши аптеки. Последняя редакция перечня включила 52 государственных и ведомственных органа. Для каждого из них было решено сформировать папку с документами, которые они имеют право затребовать.

Оказалось, что папка для инспектора МЧС должна включать 11 документов, для прокуратуры - 24, ДЭБ МВД - 18. В каждую из папок мы вложили разъяснения для сотрудников, в какой срок и на каком основании эти документы представляются. Руководители аптек самостоятельно подбирали заверенные копии документов, относящиеся к их торговым точкам, что позволяло им лучше ориентироваться в документации и готовиться к любым проверкам.

Если проверяющий просит у них документ, которого нет в перечне его организации, для руководителя аптеки это сигнал, что он, возможно, превышает пределы своих полномочий. Но и в этом случае мы не рекомендуем работникам аптек спорить с проверяющими. Наоборот, отвечать надо вежливо, что по закону мы вам обязаны представить только вот эти документы, но и то, что вы просите, обязательно представим по письменному запросу. Ответом на этот запрос, если он последует, займутся уже юристы компании.

Эффективность подобной подготовки была подтверждена практикой. Но практика выявила и недостатки: большое количество папок в полностью укомплектованном виде занимали целый книжный шкаф. Хранить их в небольшом помещении аптек, в основном занятом торговым залом, практически невозможно: кабинет директора по нашим нормам занимает 2-4 кв. м, склад - немногим более, и загромождать их папками с документами нерационально.

Тогда мы решили сделать одну папку со всеми документами для всех проверяющих органов, тем более что большинство из них повторялись, а к ней перечни, что нужно для каждого из них. Но и это оказалось не совсем удачным решением: инспектор, допустим, из пожарной службы мог, не найдя недостатков по своей части, заодно поизучать документы для санэпидемстанции, пытаясь хотя бы за обнаруженные в них нарушения зацепиться.

Получается, что мы сами показывали проверяющим лишние документы. Неудачным было признано и решение держать в аптеках только папки для органов, которые осуществляют проверки регулярно: их около 12. При появлении «нерегулярного» проверяющего наши антикризисные меры не срабатывали и нервозность персонала добавляла ошибок.

Решили формировать папки в электронном виде. Теперь в компьютере, находящемся в каждой аптеке, есть все документы для проверок, разбитые на электронные папки и заверенные электронной подписью. Пришедшему проверяющему директор аптеки может продемонстрировать документы из предназначенной ему папки на экране или предоставить их же по официальному запросу в установленных законом срок.

Не соглашайтесь с актом

Объем и состав изымаемых в ходе проверок документов определяются приказом ФНС России от 31.05.2007г. №ММ-3-06/338@, процедура изъятия - ст.183 УПК РФ и Инструкцией Минфина России от 26.07.1991г. №16/176.

Выемка документов и изъятие товаров проводятся в присутствии двух свидетелей (ими не могут быть должностные лица юрлица, его учредители, а также представители контролирующего органа). Если выемка происходит одновременно в нескольких помещениях, то в каждом из них должны присутствовать по двое понятых. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в протоколе выемки или прилагаемых описях, пронумерованы, прошиты и скреплены печатью юрлица. Если невозможно изготовить копии одновременно с изъятием оригиналов, контролирующая организация обязана сделать их за свой счет и в течение пяти дней представить руководителю предприятия.

В случае нарушений со стороны проверяющих руководитель предприятия имеет право обратиться в вышестоящий орган контролирующего, УСБ, прокуратуру, суд.

В ходе устного опроса сотрудниками ОВД важные сведения могут быть закреплены письменными объяснениями. Допрос может проводиться только после возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве свидетеля или обвиняемого.

При выявлении административного правонарушения согласно ст.28.5 КоАП РФ немедленно составляется протокол в присутствии руководителя или его законного представителя, которому должны быть разъяснены его права и вручена копия протокола. Если во время проверки руководитель отсутствует, то протокол может быть составлен в течение двух суток с последующим вызовом руководителя в контролирующий орган. Возможность ознакомления руководителя с протоколом закреплена ст.28.2 КоАП РФ.

Руководитель имеет право отказаться от дачи объяснений без мотивации причин и от участия в составлении протокола опроса. По возможности не отказывайтесь от подписания документов. При этом можете сопровождать свою подпись словами: «С актом (протоколом) не согласен». Не стоит конкретизировать свое несогласие, поскольку впоследствии его можно скорректировать.

В ходе мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не имеют права:

1) проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица;

2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятия по контролю должностных лиц или ответственных работников;

3) требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;

4) отбирать образцы (пробы) продукции для проведения исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта и в количестве, превышающем необходимое;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом коммерческую тайну предприятия;

6) превышать установленные законом сроки проведения проверок;

7) выдавать юридическим лицам (представителям) предписания о проведении за их счет мероприятий по контролю.

К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?

1. Убедитесь в достоверности распоряжения (приказа) и служебных удостоверений сотрудников.

2. Справьтесь о полномочиях проверяющего по телефону контролирующего органа.

3. Помните, что все проверки должны осуществляться в светлое время суток, во время рабочего дня.

4. Убедитесь, что дата начала мероприятия совпадает с фактической датой прибытия.

5. Контакт с представителем контролирующего органа целесообразно вести при включенном диктофоне (о включении его должны предупредить собеседника, а запись проводить с его согласия).

6. Не пытайтесь сразу отвечать на все поставленные вопросы.

7. Уверенно напоминайте проверяющему тезис о равенстве граждан перед законом.

8. Уместно также напомнить, что компания исправно платит налоги и часть из этих средств идет на обеспечение зарплаты сотрудников контролирующих органов.

9. В случае предъявления претензий в вежливой форме попросите изложить их суть, а также на основании какого законодательного акта они предъявляются.

10. Не допускайте неформального общения с проверяющими (совместного чаепития и т.п.).

11. В ходе работы интересуйтесь результатами.

Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке?

Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке и как часто эти проверки осуществляются - эти и многие другие вопросы регулируются в законах и нормативно-правовых актах, посвященных защите потребительских прав. Необходимые сведения о деятельности указанного госоргана и порядке проведения плановых проверок можно найти в данной статье.

Роспотребнадзор: основные сведения и полномочия

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) имеет широкий спектр полномочий, в т. ч.:

  • на надзор и контроль в области исполнения нормативов и требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • контроль за исполнением ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I;
  • контроль за соблюдением требований законодательства о правилах продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • организацию и проведение необходимых исследований, анализов (ч. 5-6 раздела II Положения о Роспотребнадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322

Выполнение возложенного на Роспотребнадзор функционала реализуется за счет проведения указанным органом следующих видов проверок:

  1. Плановых. Проводятся на основании ежегодно составляемого специального плана (п. 3 ст. 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ). График плановых проверок Роспотребнадзора на 2018—2019 можно посмотреть на его официальной странице в сети интернет
  2. Внеплановых. Осуществляются независимо от установленного графика проверок Роспотребнадзора и могут быть инициированы:
  • на основании заявлений потребителей, чьи права были затронуты;
  • после поступления в орган информации о фактах угрозы жизни и здоровью населения, состоянию окружающей среды;
  • после окончания сроков, установленных для выполнения организацией или ИП ранее оформленных предписаний.

Плановая проверка Роспотребнадзора в 2018 — 2019 году: организация и проведение

В 2018 — 2019 году служба Роспотребнадзора по-прежнему уполномочена осуществлять проверки непосредственно, а также через собственные территориальные органы. Допускается взаимодействие с иными органами исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и др. (п. 4 раздела I Положения № 322).

Роспотребнадзор обязан письменно уведомить организацию или ИП о проведении плановой проверки его деятельности не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала (п. 12 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Срок проведения проверки по общему правилу не должен превышать 20 дней (п. 1 ст. 13 закона № 294-ФЗ).

Плановые проверки юридических лиц и ИП могут проводиться указанным госорганом не чаще 1 раза в 3 года (п. 2 ст. 9 закона № 294-ФЗ) по заранее составленному и согласованному в утвержденном порядке графику.

Иная периодичность проверок устанавливается для видов госконтроля, которые производятся с применением риск-ориентированного подхода, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В отношении каждого из перечисленных там видов контроля будут разработаны положения, в которых будут закреплены правила отнесения лиц к определенной категории риска.

С 06.01.2018 проверка должна производиться с использованием проверочных листов, которые утверждены приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860.

Проверка Роспотребнадзора: что проверяют

Плановая проверка Роспотребнадзором может осуществляться в 2 форматах:

  1. Документарная проверка. Проводится по месту нахождения органа госконтроля. Ее предметом являются данные, содержащиеся в документах организации или индивидуального предпринимателя (п. 1-2 ст. 11 закона № 294-ФЗ).
  2. Выездная проверка. Реализуется по адресу нахождения организации или индивидуального предпринимателя, по адресу фактического осуществления ими предпринимательской деятельности. Предметом такой проверки являются:
    • информация, содержащаяся в документах юрлица или ИП;
    • соответствие сотрудников, а также помещений, оборудования, транспорта, производимой или реализуемой продукции и т. д. требованиям законов и иных нормативно-правовых актов РФ (п. 1-2 ст. 12 закона № 294-ФЗ).

Обычно выездная проверка осуществляется, если по факту проведения документарного анализа у должностных лиц Роспотребнадзора остались сомнения по поводу:

  • полноты и достоверности информации, содержащейся в представленных юрлицом или ИП на проверку документах;
  • соответствия деятельности юрлица или ИП требованиям, предусмотренным законодательством РФ (п. 3 ст. 12 закона № 294-ФЗ).

Проведение проверки Роспотребнадзора — 2018 — 2019: запрашиваемые документы

Документы, которые может запросить должностное лицо Роспотребнадзора при проведении проверки в 2018 — 2019 годах:

  • тексты санитарных правил, относящихся к сфере деятельности проверяемого лица;
  • лицензия или разрешение на осуществление деятельности;
  • сертификаты качества на товар (продукцию) и экспертные заключения;
  • медкнижки сотрудников, их документы об образовании, аттестаты;
  • журналы учета санпроверок;
  • договоры с обслуживающими организациями, проводящими дезинфекционную, дезинсекционную и другие виды санитарной обработки помещений, вывоз отходов, обработку и стирку спецодежды;
  • оформленная надлежащим образом программа производственного контроля.

Список запрашиваемых документов, а также параметры визуального осмотра зависят от предмета проведения проверки. Утвержденный общий перечень законодательством (в т. ч. в 2018 — 2019 году) не предложен, однако о наборе документов можно прочитать в статье Какие документы проверяет Роспотребнадзор (перечень)?

Нельзя требовать у проверяемого лица документы, которые контролирующий орган может получить путем межведомственного взаимодействия с государственными и муниципальными органами и учреждениями. На период такого запроса ход проверки приостанавливается: сроки ее не текут и проверяющие на территорию предприятия могут недопускаться (части 2.1, 2.2 ст. 13, п. 8 ст. 15 закона № 294-ФЗ).

Визуальный осмотр помещений при проверке

Проведение выездной проверки включает в себя визуальный осмотр помещений и реализуемого или производимого товара, используемого оборудования и транспорта, внешнего вида сотрудников.

При этом проверяется факт наличия:

  • оформленной по всем правилам вывески;
  • оформленного уголка покупателя;
  • ценников и акцизов на товаре;
  • информации о поставщиках и изготовителях товара в доступном для покупателя месте (или готовой для демонстрации покупателю);
  • прейскуранта с подписью руководителя и т. д.

При визуальном анализе производятся замеры площади помещений, высоты и ширины проемов окон и дверей, анализируется соответствие состояния помещений и оборудования санитарным нормам, достаточность освещения помещений.

Кроме того, Роспотребнадзор оценивает соблюдение правил приготовления блюд, качество товара и предоставляемых услуг.

Что проверяет Роспотребнадзор: ограничения

Ст. 15 закона № 294-ФЗ предусматривает следующие ограничения действий должностных лиц при проведении плановых проверок:

  • нарушение сроков проведения проверок (ст. 13 закона № 294-ФЗ);
  • проверка деятельности организации или ИП в отсутствие их руководителя, иного должностного лица или его представителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • проверка деятельности фирмы или ИП на соответствие требованиям, если такие требования не относятся к компетенции органа, от имени которого выступает должностное лицо;
  • запрос продукции, информации и документов, не связанных с предметом проверки;
  • забор образцов продукции для проведения экспертизы без составления соответствующих протоколов или затребование количества образцов материала, превышающего установленное Госстандартом;
  • передача третьим лицам полученной в ходе проверки информации, если она подпадает под защиту законодательства о гостайне, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне.

Длительное время спорным являлся вопрос о допустимости проведения должностными лицами Роспотребнадзора так называемой контрольной закупки. В письме Службы Роспотребнадзора от 07.03.2006 № 0100/2473-06-32 было разъяснено: факт осуществления контрольной закупки нужно рассматривать как акт, противоречащий закону (см. вопрос 7 из письма).

С 01.01.2017 действует ст. 16.1 закона № 294-ФЗ, посвященная контрольным закупкам, которая устанавливает, что контрольные закупки проводятся только в случаях, установленных законом.

Важно! С 01.12.2018 действуют Правила организации и проведения контрольной закупки, утв. постановлением Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398.

План проверок Роспотребнадзора (график на 2018 — 2019 год)

Согласованный и утвержденный руководителем Роспотребнадзора график плановых проверок можно посмотреть на официальном сайте органа госконтроля в интернете (там же размещен план проверок Роспотребнадзора на 2018 — 2019 год).

Причиной включения организации или индивидуального предпринимателя в график проведения проверок признается факт истечения 3 лет с момента (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ):

  • госрегистрации юрлица или ИП;
  • завершения последней плановой проверки данного юрлица или ИП;
  • начала ведения отдельных видов деятельности организацией или ИП, в обязательном порядке требующих предоставления уведомления в органы Роспотребнадзора (согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Кроме того, постепенно вводится так называемый риск-ориентированный подход к проверкам (ст.8.1 закона № 294-ФЗ). После принятия соответствующих правил, для ряда предприятий

  • могут быть отменены регулярные плановые проверки,
  • специальным актом Правительства РФ будут предусмотрены более редкие, чем по общему правилу, плановые проверки,
  • специальным актом Правительства РФ могут быть сокращены сроки проверок.

С 1 января 2016 до 31 декабря 2018 были отменены полностью плановые проверки Роспотребнадзора в отношении субъектов малого предпринимательства, не подлежащих особо серьезным видам контроля (проверка эксплуатации объектов I и II классов опасности, гостайна и т.п.) и не относящихся к отдельному перечню (энергетика, образование и т.п.). Подробнее - ч. 9 ст. 9, ст. 26.1 закона № 294-ФЗ). С 01.01.2019 данное послабление отменено.

Итак, с графиком плановых проверок на 2018 — 2019 год можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора. Плановые проверки могут осуществляться в 2 формах: документарные и выездные. Органы госконтроля должны уведомить организацию или индивидуального предпринимателя о проведении плановой проверки не менее чем за 3 рабочих дня. По общему правилу срок проведения плановой проверки не должен превышать 20 дней, однако законодательством установлены исключения.

На здоровье человека влияют условия, в которых он пребывает. Сегодня научно обоснованы критерии благополучия , в которых жизнь людей протекает комфортно, безопасно и функционально. Это в равной степени касается качества пищевых продуктов, состава атмосферного воздуха, здоровых условий труда, отдыха и обучения, соблюдения санитарно-противоэпидемических правил и дезинфекционного режима.

Контроль соблюдения нормативов государство возложило на структуру исполнительной власти — Роспотребнадзор.

Смыслом функционирования структуры является:

  • создание здоровых условий жизни;
  • определение мероприятий, способствующих профилактике инфекций и отравлений;
  • санитарно-гигиенический мониторинг;
  • профилактика профессиональных заболеваний;
  • контроль за безопасными условиями пребывания людей, соблюдением санитарных норм и правил.

Для осуществления этих функций государство наделило определенными полномочиями, которые закреплены юридически и призваны максимально обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие. Среди них:

  1. Надзор за соблюдением санитарных регламентов в ходе деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности.
  2. Применение мер административного реагирования в случаях выявления нарушений.
  3. Обоснование системы мер по санитарной охране территории от карантинных инфекций.
  4. Контроль за соблюдением определенных правил торговли, при бытовом обслуживании людей, обучения, отдыха, лечения и оздоровления, труда, коммунального обеспечения.
  5. Проведение соответствующих измерений, испытаний, лабораторных исследований, анализов и замеров. Оценка результатов при составлении санитарно-эпидемиологической заключения.
  6. Участие в лицензировании определенных видов работ.
  7. Осуществление регистрации продукции, потенциально опасной для человека.
  8. Разработка и представление на рассмотрение органов исполнительной власти программ и планов по профилактике инфекционной заболеваемости, групповых отравлений, радиационных поражений. Контроль выполнения обозначенных направлений.
  9. Контроль проведения гигиенического обучения определенных контингентов и формирование санитарной культуры в обществе.

Основными методами санитарно-противоэпидемического контроля являются субъектов хозяйствования.

Как правильно подготовиться к проверке

Перед тем как принять проверяющего, необходимо ознакомиться с действующим санитарным регламентами. Максимальное соответствие оговоренным требованиям – гарантия получения положительного акта обследования или санитарно-эпидемиологического заключения.

Важно обратить внимание на оформление документации : регистрационные документы, лицензии, допуски к работе, разрешения, протоколы ведомственного контроля, должностные инструкции персонала, планы, программы и прочие.

Субъекты хозяйствования, имеющие в видах деятельности обращения пищевых продуктов, обязаны иметь документы, подтверждающие факт происхождения, качества и безопасности сырья и готовой продукции.

Также важна документация на используемые моющие и дезинфекционные средства и формы, подтверждающие:

  • своевременность вывоза твердых и жидких бытовых отходов,
  • проведение работ по уничтожению грызунов и насекомых;
  • эффективность вентиляционных мероприятий;
  • контроль за параметрами микроклимата;
  • поверку оборудования;
  • прохождение персоналом необходимого медицинского осмотра и гигиенического обучения.

Важно подтвердить полноту обеспечения персонала спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, вопросы организации стирки, дезинфекции, соблюдения правил хранения чистого и грязного мягкого инвентаря.

Промаркировав уборочный инвентарь и выделив места для его хранения, руководитель продемонстрирует правильность проведения текущих и генеральных уборок, глубокого понимания режимов дезинфекции с целью недопущения эпидемических осложнений.

Роспотребнадзор имеет юридическое право проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые оговариваются заранее и утверждаются руководителем территориального органа. Внеплановые могут происходить на основании:

  • поступившей или обращения на несоблюдение субъектом хозяйствования санитарных правил;
  • недостоверности либо несвоевременности подаваемой информации;
  • регистрации инфекционных заболеваний, связанных с пребыванием пострадавших на данном объекте;
  • инициативы руководителя объекта для получения санэпидзаключения;
  • официальных обращений прочих заинтересованных инстанций, в полномочия которых входят надзорные функции по обеспечению безопасных условий жизни.

В РФ строго оговариваются правила проведения тех и других проверок, а также наличие необходимой документации в случае их назначения.

Отборы проб для лабораторных исследований могут быть частью проверки и проводиться на её протяжении. Тогда документально оговаривается объем и срок проведения исследований, а продолжительность проверки увеличивается до момента получения окончательных лабораторных результатов .

В отдельных случаях отбор проб может предшествовать проведению санитарно-эпидемиологического обследования. В таком случае количество и цель исследований оговаривается в решении об отборе, вынесенном руководителем.

На какие моменты обратит внимание проверяющий на производстве

Производственный объект с позиций санэпидблагополучия рассматривается двояко :

  • относительно создания безопасных условий труда и профилактики профессиональных заболеваний;
  • относительно безопасности произведенной здесь продукции для потребителей.

По каждому профилю предприятий в РФ разработаны соответствующие санитарные нормы и правила, государственные стандарты и нормативы. Именно выполнение требований, в них изложенных, и будет оцениваться при проверке.

Важна роль медицинского обслуживания сотрудников . С учетом особенностей условий труда на каждом рабочем месте должен быть составлен акт определения вредных профессий и соблюдена кратность проведения профилактического медосмотра. Анализируется и полнота выполнения рекомендаций заключительного акта профосмотра.

В ходе обследования могут оцениваться условия труда и составляться характеристика рабочего места.

Предприятия общественного питания

Документы, регламентирующие безопасную деятельность объекта общепита, содержат основные разделы :

  • содержание прилегающей территории;
  • санитарное состояние производственных помещений и залов по обслуживанию посетителей;
  • правила мытья посуды и кухонного инвентаря;
  • соблюдение рецептур приготовления блюд и ассортимента реализуемой продукции;
  • санитарная грамотность персонала;
  • ведомственный лабораторный контроль сырья и ;
  • соблюдение санитарно-противоэпидемического режима при осуществлении деятельности.

Предприятие должно иметь централизованное водообеспечение, быть канализированным и оборудованным вентиляционными системами. Оборудование для поддержания параметров микроклимата не должно иметь дефектов и подвергаться своевременной чистке.

Процессы производства блюд должны быть максимально автоматизированы, оборудование поверено, исправно и согласовано к использованию на территории РФ.

Поступающее сырье должно иметь сопроводительную документацию : ветеринарные свидетельства, сертификаты, результаты лабораторных исследований, оговоренные сроки применения и условия хранения.

Сотрудники пищевых объектов должны иметь полный набор медосмотров и бактериологических обследований с тем, чтобы не послужить источником заражения блюд возбудителями инфекционных болезней.

Медицинское учреждение

В ходе проверки специалисты Роспотребнадзора должны оценить с позиций физиологических норм и безопасности внешней среды для детей состояние мебели и оборудования, уровень освещенности, состояние отопительной системы, водоснабжения, канализации и вентиляции. Анализ соблюдения противоэпидемических правил и организации профилактической работы, а также полноценности и качества питания – необходимое условие для здорового развития детей, а оценка физического развития – объективная тому оценка.

Детализацией требований являются согласование технологических карт приготовления блюд, оценка биологической полноценности питания, соответствие нормативам физического и умственного развития, работа по профилактике инфекционных заболеваний и предупреждению эпидосложнений.

В вопросе предупреждения кишечных инфекций и пищевых отравлений особая роль отводится соблюдению санитарно-гигиенических мероприятий в точках реализации продуктов питания.

Основными моментами являются : соблюдение ассортимента разрешенных к реализации товаров; наличие на них сопроводительной документации, подтверждающей их происхождение, безопасность и качество; наличие условий для правильного хранения и реализации продуктов питания; бактериологическое обследование персонала (наличие личных медицинских книжек); санитарное состояние объекта (наличие централизованного водоснабжения, канализации, моющих и дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря, спецодежды у персонала).

Кроме этого, решающими факторами благоприятного исхода проверки являются должным образом организованные вопросы утилизации твердых и жидких отходов, содержания прилегающей территории, осуществление противошумовой защиты помещения, подготовленности персонала в вопросах гигиенических знаний.

Если полномочия по контролю за соответствием лекарственных средств установленным нормативам возложены на Федеральную службу в сфере здравоохранения, санитарно-гигиеническое состояние аптек регламентируется санитарным законодательством .

Помещения аптеки должны соответствовать норме по площади, набору рабочих комнат, оснащению, состоянию рабочих поверхностей. В аптеке необходим четкий мониторинг за параметрами микроклимата, температурным режимом холодильного оборудования, асептическими условиями хранения стерильных лекарственных форм.

Персонал аптеки не должен представлять угрозу распространения инфекционных заболеваний (туберкулёз, вирусные инфекции с воздушно-капельным механизмом передачи).

Все результаты медицинского освидетельствования персонала заносятся в личные медицинские книжки с четким указанием места проведения лабораторного обследования и фамилии врача, выдавшего результат. Любая запись может быть проверена путем встречных запросов. За фальсифицированные результаты законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Отдельный вопрос – применение во время проверки лабораторных методов исследования и замеров. Факт нарушения санитарного законодательства может быть подтвержден инструментальным путем (замеры шума, вибрации, электромагнитных излучений, уровня освещенности и прочих факторов).

Особенно велика значимость такой работы по мере рассмотрения спорных вопросов в суде, прокуратуре, на административных комиссиях. Превышение полученных результатов предельно допустимых показателей – неоспоримое доказательство нарушения санитарных норм и требований .

Предъявляемые документы

Проверяющий не должен приступить к проверке, не предъявив своего служебного удостоверения и документа, предписывающего ему провести эту работу (приказ, распоряжение). В этом документе четко оговаривается причина проверки, её сроки и объем.

Проверка обязательно должна проводиться в присутствии руководителя объекта либо лица, которому доверено представлять его интересы.

Время проведения проверки должно совпадать с рабочим временем субъекта хозяйствования и по разделам, предусмотренным в либо других юридических документах.

Если проверка проводится на основании поступивших в Роспотребнадзор обращений граждан или жалоб, её суть доводится до сведения представителя проверяемого объекта. Проверяются в таком случае только вопросы, затронутые в .

Оформление результатов

По окончании обследования должен составляться акт, в котором излагаются все предусмотренные пункты. Если выявлены нарушения санитарного законодательства, Роспотребнадзор имеет право:

  • вынести предписание об устранении нарушений с оговоркой по срокам;
  • начать возбуждение дела об административном нарушении;
  • зарегистрировать протокол о запрете деятельности (вплоть до 90 суток);
  • передать дело на рассмотрение в суд.

Государство постоянно совершенствует функции надзорных организаций и систему делопроизводства при этом. Так, внесены определенные изменения в процедуру проверок при обращении (жалобах) граждан.

Перед тем как жалоба будет зарегистрирована в Роспотребнадзоре, недобросовестный предприниматель (или другой нарушитель) должен предварительно лично получить аналогичную претензию и принять меры к устранению указанных нарушений. Это позволит избежать части внеплановых проверок и сохранить время для достойной организации основной работы.

Проверок Роспотребнадзора не стоит бояться: часто своевременно выявленные нарушения помогают руководителю объективно сориентироваться в их причинах и без лишних усилий устранить, не доводя ситуацию до нежелательных осложнений.

Подробнее про внеплановые проверки Роспотребнадзора — в данном видео.

Вероятно, каждому работодателю приходилось пережить такое малоприятное событие как инспекционная проверка, а тем, кто еще не знает всех нюансов, рано или поздно это предстоит. В помощь руководителям и HR-специалистам - консультация-памятка от Александра Южалина, консультанта Департамента трудового права «IPK Group».

Проверки органов государственного контроля могут быть инициированы по разным обстоятельствам, но требования и регламент всегда едины, и они установлены законодательством РФ.

Соответственно, результат проверки во многом зависит от того, насколько работодатель осведомлен о своих правах, насколько хорошо он владеет информацией о правилах, которые обязан соблюдать уполномоченный инспекционный орган.

В этой статье мы рассмотрим порядок прохождения проверки Государственной инспекции труда Российской Федерации (далее - ГИТ). Для начала определим ключевые требования, которые закон предъявляет к процедуре проверки организаций и инливидуальных предпринимателей государственными надзорными органами.

Вопросы, связанные с проверками трудовой инспекции регламентируются двумя основными нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Приказ Минтруда России от 30.10.2012 N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Как известно, законодательство выделяет два вида проверок: плановая и внеплановая.

Плановая проверка

Такая проверка проводится в обязательном порядке государственными надзорными органами (в том числе ГИТ) с определенной периодичностью. Цель ее - выявить у юридического лица нарушения тех или иных требований закона. В рассматриваемом случае - несоблюдение норм трудового права.

Плановая проверка может быть как выездной, так и документарной. При документарной проверке организация или ИП должна направить проверяющему органу необходимый пакет документов по соответствующему распоряжению. Как правило, государственный орган ограничивается документарной проверкой.

Однако законом выделяются случаи, когда может быть инициирована выездная проверка. Так, согласно статье 12 Федерального закона N 294-ФЗ, выездная плановая проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и других документах юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • оценить соответствие деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям закона без подтверждения на месте.

В отличие от документарной проверки, выездная проверка - как плановая, так и внеплановая - проводится по месту нахождения юридического лица (ИП) и/или по месту их фактической деятельности.

Узнать, будут ли проверять вашу организацию в этом году, можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Ежегодный сводный план плановых проверок утверждается Генпрокуратурой и публикуется в открытом доступе в срок до 31 декабря текущего календарного года. Чтобы найти свою компанию в едином реестре, достаточно набрать в поисковой форме ИНН, ОГРН или название (фамилию ИП).

Можно ли уйти от надзора

Необходимо помнить, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (за исключением отдельных случаев - например, проверки в сфере здравоохранения).

Однако мало кто из работодателей знает: даже если организация включена в ежегодный план контрольных мероприятий, обязательной проверки можно избежать. Такая льгота установлена статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц (ИП), отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Исключения составляют лишь частные случаи. Например, если ранее в отношении компании было вынесено и вступило в законную силу постановление об административном наказании за грубое нарушение.

В остальных случаях, обнаружив себя в едином реестре Генпрокуратуры, субъекты малого или среднего предпринимательства вправе подать в надзорный орган заявление с обоснованным требованием исключить компанию из плана проверок.

Внеплановые проверки

В отношении внеплановых проверок дела обстоят совсем иначе. Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать практически любые выявленные факты несоблюдения работодателями положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе - нарушения требований по охране труда, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Трудовая инспекция принимает во внимание:

  • сведения от органов государственной власти;
  • данные из средств массовой информации;
  • обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запросы работников о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте.

Кроме того, обоснованием считаются:

  • приказы (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданные в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законодательных норм по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.

Как подтверждает практика, одним из самых распространённых поводов для внезапного визита трудовых инспекторов является жалоба работника о нарушении его трудовых прав. То есть, любое заявление работника, считающего, что его права были нарушены, поданное в соответствии с требованиями трудового законодательства, признается основанием для внеплановой проверки работодателя.

При этом необходимо учитывать, что анонимные заявления и обращения граждан не могут служить основанием для внеплановой проверки.

Полномочия инспекторов не безграничны

Важно знать об ограничениях и требованиях, которые закон устанавливает для надзорного органа при проведении всех видов проверок - как плановых, так и внеплановых.

Ограничения по продолжительности мероприятий. Любая проверка не может длиться больше 20 рабочих дней. В течение одного года общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Ограничения по срокам извещения о начале проверки . Орган муниципального контроля должен уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. Копия распоряжения или приказа руководителя направляется заказным почтовым отправлением с обязательным уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки надзорные органы обязаны предупреждать не менее чем за 24 часа до ее начала, уведомление вручается любым доступным способом.

Проверяющий инспектор непременно запросит документы для анализа, по результатам которого будет сделан вывод, нарушает ли работодатель какие-либо нормы закона. При запросе тех или иных документов необходимо удостовериться, относятся ли они к предмету проверки. Закрытый перечень документов, которые инспектора имеют право запрашивать у работодателя, законом не установлен.

Что проверяют в первую очередь

На практике можно выделить основные документы, которые с большей долей вероятности запросит инспектор. Прежде всего, к ним относятся:

  • трудовые договоры и соглашения к ним;
  • трудовые книжки;
  • штатное расписание;
  • графики отпусков;
  • личные карточки работников;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • табели учета рабочего времени;
  • локальные нормативные акты (в первую очередь - Правила внутреннего трудового распорядка, локальный акт по оплате труда);
  • приказы по основной деятельности и по личному составу.

Но, как отмечалось ранее, данный перечень документов открыт. Это означает, что инспектор вправе потребовать и другой документ, относящийся к предмету проверки. Тем не менее, для минимизации рисков первым делом надо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вышеуказанные кадровые документы.

Как действовать во время проверки

Итак, вернемся непосредственно к самой процедуре проверки. Работодателю рекомендуется:

1) потребовать предъявления служебного удостоверения должностных лиц, которые прибыли с проверкой, и убедиться, что эти специалисты имеют право действовать от имени государственной трудовой инспекции;

2) получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки*.

*Напомним, что распоряжение (приказ) руководителя проверяющего государственного надзорного органа, является основанием к проведению проверки.

При предъявлении копии данного документа работодателю следует внимательно ознакомиться с его содержанием. В частности, важно изучить:

  • правовое обоснование самой проверки;
  • список непосредственных участников проверяющей бригады;
  • срок, в течение которого проводится проверка;
  • документы, которые будут анализироваться в процессе проверки.

Следует помнить, что проверка, инициированная в целях исполнения государственной функции, не может проводиться, а уже начатая должна быть прекращена, если установлено:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов.

3) непосредственно присутствовать во время проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

4) знакомиться с результатами и подтверждать свою осведомленность в акте проверки: в частности, выражать согласие или несогласие с выводами инспектора и отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Проверка завершается: что важно помнить?

Не менее внимательно следует подойти к вопросу оформления документов по окончании проверки.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место его составления;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, о наличии их подписей или об отказе от подписи;

9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Разумеется, контролируя составление итогового акта, крайне важно проявить предельную ответственность, и если возникнут замечания и возражения - непременно сделать отметку.

Где «спотыкаются» трудовые инспекторы

Проверяющие органы чаще всего допускают такие оплошности:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • нарушаются сроки начала или окончания проверки;
  • уведомление о начале проверки не поступает в установленный срок;
  • проверка начинается без распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа;
  • запрашиваются документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • не предоставляется для ознакомления акт проверки;
  • инициируется плановая проверка юридического лица (ИП), не включенного в ежегодный план.

Любая из вышеперечисленных ошибок инспектора будет основанием для того, чтобы признать недействительными результаты проверки.

Итак, учитывая судебную и инспекционную практику, можно сделать однозначный вывод. Результат каждой проверки в очень большой степени зависит от грамотного подхода проверяющего органа и корректного оформления всех необходимых документов. По большому счету, этот результат выражается в том, будет ли работодатель привлечен к административной ответственности или нет.

Соответственно, знание своих прав, тщательный контроль действий должностных лиц, правильное оформление документов многократно увеличивает шансы работодателя выйти победителем по окончании проверки. Ведь любое отступление проверяющего органа от буквы закона может сыграть ключевую роль в вопросе привлечения к административной ответственности - особенно если учесть, что в последнее время государственная инспекция по труду привлекает работодателей к ответственности за каждый отдельный случай нарушения трудового законодательства. Таким образом, возможность обжаловать действия инспектора, который сам не соблюдает требования закона, может помочь сэкономить сотни тысяч рублей.

Александр Южалин, консультант Департамента трудового права « IPK Group », специалист по вопросам трудового законодательства

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Роспотребнадзора: кому стоит их ожидать, как подготовиться и на что обратить внимание на каждом этапе инспекции.

Виды проверок

Проверки Роспотребнадзора бывают нескольких видов:

  1. Плановые , осуществляемые каждые 3 года на базе графика, составляемого на год. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте. В нем расписано когда, кого и на что будут проверять. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до ее начала. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки. В 2017-2018 годах малый бизнес был освобожден от плановых проверок. Исключение : организации в сферах здравоохранения, образования, массовых мероприятий. Полный список в Законе N 294-ФЗ. Что касается 2019 года, то законодатели, в конце 2018, продлили срок «проверочных каникул» еще на два года, вплоть до 31 декабря 2020 (см. закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г.). Исключения остались прежними.
  2. Внеплановые. К ним относится контроль выполнения предписаний по устранению нарушений и проверки, основанные на жалобах и прочей информации граждан. Не каждое обращение может стать поводом для внеплановой проверки. Например, заявителю будет отказано, если не указаны реальные случаи нарушения, либо если они заявлены анонимно. Более того, проведение внеплановой проверки Роспотребнадзором должна одобрить прокуратура. Предпринимателю сообщают о внеплановой проверке за сутки до ее начала (исключение: отрасли связанные с продуктами питания – к ним внеплановая проверка может прийти без предупреждения). В экстренных случаях, когда есть угроза здоровью людей или животных, разрешение прокуратуры и оповещение проверяемого не требуются.
  3. Выездные и документарные. В зависимости от того, будет ли инспектор лично приезжать на предприятие, или только запросит пакет документов для проверки.

Кого могут проверить

Чем шире сфера контроля проверяющего органа, тем больше организаций рискует попасть под его инспекцию. В этом отношении Роспотребнадзор находится в числе лидеров. Проверить могут практически любое предприятие, но чаще всего инспектируются фирмы, тесно работающие с населением, то есть с потребителями, в сфере услуг, торговли, образования.

Проще говоря, Роспотребнадзором контролируется любая деятельность, подразумевающая потребительские отношения.

Что проверяют

Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.

Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:

  1. Следование нормам закона о защите прав потребителей;
  2. Санитарно-эпидемиологическая ситуация;
  3. Аттестация работников ряда сфер (имеющих дело с продуктами питания);
  4. Социально-гигиенический аудит;
  5. Соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).

После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:

  1. Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
  2. Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
  3. Сертификатов на товар;
  4. Контрольно-кассовых машин в торговле;
  5. Качества продукции (исследование пробы);
  6. Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).

Какие проверяют документы

Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:

  1. Учредительные документы ( , );
  2. Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
  3. Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
  4. Лицензии на осуществление деятельности;
  5. Вывески;
  6. Уголки потребителя;
  7. Прейскуранты цен, каталоги, меню;
  8. Документы на право владения или аренды помещения;
  9. Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т. п.;
  10. Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  11. Журнал учета средств дезинфекции (его необходимо заранее зарегистрировать).

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.

Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:

  1. Когда и где составлено заключение;
  2. Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  3. Реквизиты распоряжения о начале проверки;
  4. Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  5. Дата начала и окончания проверки;
  6. Какие были обнаружены нарушения;
  7. Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  8. Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  9. Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.

Записывается:

  1. Какой орган проводил проверку;
  2. Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  3. Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  4. Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  5. Перечень обнаруженных нарушений;
  6. Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.

Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.

По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:

  1. Составить обязательные к исполнению предписания;
  2. Наложить штраф;
  3. Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  4. Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).

Нарушения со стороны инспекции

Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.

Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:

  1. Плановая проверка не будет признана легитимной, если она состоялась без присутствия должностных лиц или представителей проверяемого юридического лица. Ее результаты можно легко обжаловать. Исключение возможно только в том случае, если поступила информация о нарушениях, несущих угрозу здоровью людей или животных, либо государственной безопасности;
  2. Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  3. Должны соблюдаться сроки проверки;
  4. Забирать образцы для анализа инспектор может только в установленных нормах и с обязательным составлением соответствующих актов;
  5. Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого;
  6. Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права;
  7. Инспектор не может требовать оплату проверки или отдельных контрольных мероприятий.

Сроки проведения проверок Роспотребнадзора

Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.

Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.

Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.

Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.

Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.

Штрафы от Роспотребнадзора

Ответственность предпринимателя за нарушения и ошибки, которые может выявить проверка Роспотребнадзора, бывает:

  1. Дисциплинарной;
  2. Административной;
  3. Гражданско-правовой;
  4. Уголовной (например, продажа алкоголя детям, незаконное предпринимательство, оборот фальсифицированных лекарств).

Самый распространенный вид ответственности перед Роспотребнадзором все же административный. Штрафы Роспотребнадзора варьируются в среднем от 20000 до 200000 рублей.

Также деятельность компании может быть приостановлена для устранения нарушений. За любое неисполнение предписаний инспекции нарушитель привлекается к административной ответственности.

Например, к административным относят следующие нарушения:

  1. Невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий;
  2. Реализация товаров (услуг), по качеству не соответствующих закону;
  3. Нарушение порядка использования ККМ;
  4. Отказ клиенту в выдаче чека, квитанции или другого документа, подтверждающего оплату услуг;
  5. Обман клиентов (например, обвес);
  6. Отказ в предоставлении потребителю информации о товаре или введение в заблуждение.

Наиболее распространенные штрафы Роспотребнадзора:

Нарушение Штраф
Нарушение санитарных требований 5-10 , либо приостановка работы на три месяца
Несоблюдение норм использования нежилых помещений 10-20 минимальных окладов
Нарушение, следствием которого стало распространение инфекционного заболевания 100-200 МРОТ и, возможно, тюремное заключение
Отсутствие журнала учета средств дезинфекции 20000 рублей
Несоблюдение выданных ранее предписаний 10000-20000 рублей

Привлечение к административной ответственности можно обжаловать в течение 10 дней.

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора

Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.

Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.

Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.

Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.

Распространенные нарушения

Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах.

Нарушения салонов красоты, парикмахерских:

  1. Нет необходимого тройного комплекта инструментов;
  2. Нет ультрафиолетовых ламп и учета их работы;
  3. Нарушение правил обработки инструментов;
  4. Нет маркировок на дезинфицирующих и прочих средствах;
  5. Не разделены зоны для маникюра и педикюра;
  6. Нет ножной ванны;
  7. Нет специальной зоны, отведенной для мусора, для грязного белья;
  8. Неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
  9. Сотрудники не прошли медицинский осмотр;
  10. Нет вывески на входе.

Нарушения аптек:

  1. Несоответствие требованиям СанПина по температуре и уровню влажности в помещении;
  2. Нарушение условий, а также сроков хранения лекарств;
  3. Несоблюдение режима стирки спецодежды;
  4. Сотрудники не прошли медосмотр;
  5. Клиентам не доступна информация о лекарствах (состав, цена, противопоказания).

Нарушения в общепите:

  1. Нет необходимой вентиляции помещения;
  2. Готовые продукты хранятся рядом с полуфабрикатами, а грязная посуда с чистой;
  3. Прием и реализация продуктов без сопутствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  4. Несоблюдение сроков годности и правил обработки продуктов;
  5. К работе допущены сотрудники без медосмотра;
  6. Нет маркировки на разделочных инструментах;
  7. На рабочих поверхностях нет гигиенического (удобного для санобработки) покрытия;
  8. Нет персонала и инструментов для полноценной уборки.

Нарушения торговых точек:

  1. Несоблюдение санитарно-технических требований к помещениям;
  2. Не измеряется температура и влажность на складах;
  3. Хранение продуктов в непредназначенных для этого местах;
  4. На изделиях нет маркировки, соответствующей нормам;
  5. Нет протоколов обследований, не соблюдены периодичность и объем исследований;
  6. Нет полной информации на ценниках.

Как вести себя во время проверки

Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:

  1. Пригласите юриста. Оповестите о приходе инспекции остальных работников;
  2. Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
  3. Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
  4. Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
  5. После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.