Что случилось с лужиным. Лужин преступление и наказание. Все о лужине преступление и наказание

Лужин - второстепенный персонаж знаменитого произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Этот образ характеризуется поступками и мировоззрением, согласно которому и существует герой.

Характер

Петр Петрович Лужин - довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.

Для Петра Петровича главным в жизни были деньги. Он во всех проявлениях жизни старался получить материальную пользу. Ради выгоды Лужин готов пойти на многое. Эта расчетливость и помогла герою выбраться «из грязи в князи». Лужин ценит свое положение в обществе и старается привлекать к себе внимание любыми способами.

Несмотря на его высокий статус, человеком Лужин был низким и ничтожным. Он быстро вспылял, и делал это так, что был похож на «мешок с мукой».

Другие персонажи называли его мошенником, преступником, которому дела нет до чужой жизни.

Образ жизни

Лужин является надворным советником. Обладая большим количеством денег, он чувствует себя человеком выше других. Автор отмечает, что стал он таким состоятельным и обеспеченным, «пробившись из ничтожества». Теперь он человек, как отмечается в повествовании, занятой: Лужин планирует открыть свою адвокатскую контору в Петербурге. Все это опять связано с желанием героя получить как можно больше денег. Самая главная жизненная цель Лужина - получение прибыли. Поэтому он настолько занятой и расчетливый человек.

Лужин и Дуня

Господин Лужин хочет, чтобы за него вышла замуж Дуня Раскольникова, однако совсем не из-за любви к ней. Он понимает, насколько женщина рядом с мужчиной может поднять его положение. Петр Петрович всю свою жизнь мечтал о девушке благонравной, именно такая «прелестная, добродетельная, образованная» девушка способна «удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол». Для Лужина также было важным, чтобы его будущая супруга обязательно было бедна, чтобы на своем жизненном пути она прошла множество препятствий. Такая «запуганная» девушка, по его мнению, была бы ему предана всю жизнь. Она бы «всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному».

Лужин искал себе рабыню, готовую ему прислуживать в знак благодарности.

Вот такие корыстные цели были у него по отношению к Дуне. Конечно, гордую и нравственно чистую девушку это не устраивало. Дуня первоначально хочет выйти замуж за Лужина, чтобы материально спасти свою семью. Она готова принести себя в жертву, однако ничтожный характер Лужина не смог бы ужиться с хрупкой девушкой. Дуня порывает с Петром Петровичем все отношения.

Значение образа

Роман не зря включает в себя образ Лужина. Он является своеобразным двойником главного героя - Родиона Раскольникова. Теория Лужина - доведенная до абсолюта теория Раскольникова. Лужин - темный человек, способный переступить через все рамки дозволенного и недозволенного. Образ жизни Петра Петровича показывает несостоятельность теории Раскольникова. Именно с этой целью в повествование и помещен образ Лужина.

Данная статья подробно рассмотрит образ Лужина, его значение в повествовании, а также поможет написать сочинение «Лужин».

Тест по произведению

Достоевский был поистине Мастером Слова. В его произведениях даже второстепенные персонажи были выписаны ярко, зримо, значимо. Вот и образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» изображены настолько полно, хоть и несколькими, можно сказать, скупыми штрихами, что вполне можно говорить о том, что Петр Петрович, равно как и Свидригайлов, является «тенью», пародией на главного героя романа Родиона Раскольникова.

Портрет Лужина

Это господин лет сорока пяти, у него чин надворного советника (в противовес бедному студенту - брату невесты Лужина). Чин этот автоматически гарантировал в то время носителю право на потомственное дворянство, к такому господину обращались «ваше высокоблагородие». И какая же ирония, даже сатира звучала в таком обращении применительно к Петру Петровичу, который на самом деле внутренним, душевным благородством не блистал.

Здесь ярко видна разница между внешним, присвоенным извне званием, описанием, портретом и настоящей внутренней сутью, которая является разительный контраст с портретом.

Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией...", «Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. … Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.

– Достоевский не случайно даже портрет Лужина расписывает очень подробно, словно это портрет главного героя, хотя Петр Петрович таковым вовсе не является.

Вся суть описания этого господина сводится к той же двойственности: «для параду» все в Лужине имеется, а за фасадом – просто тьма и отрицание.

Писатель не только сам рисует портрет персонажа, многое можно узнать и по отзывам, характеристикам, которые дают Петру Петровичу те, кто его знает: Свидригайлов, например, Лебезятников и другие. Реплики знающих Лужина только подчеркивают противоречия между внешностью и внутренней сутью этого персонажа.

Что за человек Петр Петрович Лужин

Он довольно обеспеченный, дворянин, выбившийся «в люди» - «из грязи в князи», малообразован, но - умен, ум свой ценит. У Лужина присутствует комплекс нарциссизма – Петр Петрович довольно часто любуется собой, нередко - перед зеркалом, гордится придуманной своей теорией. Он высокомерен, любит деньги, тщеславен, однако бывает несколько угрюм.

Не чурается господин и покрасоваться перед другими, любит, чтобы его слушали со вниманием. Лужин расчетлив, прагматичен, во многих вещах - прямолинейно-примитивен.

Адвокат и любовь

Прагматизм и примитивность способствовали выработке особой теории, которую Лужин придумал и объяснял другим персонажам романа. По этой своей теории он и выбрал расчетливо себе невесту. Сказать, что выбор состоялся по любви - значит оскорбить саму любовь. Петр Петрович хладнокровно и по расчету избрал для себя девушку благородную, умную, красивую, но - бедную. В соответствии со своей теорией Лужин рассчитывал на то, что Дуня будет благодарить его всю жизнь, будет из чувства признательности выполнять безропотно все, что он захочет, что прикажет, что потребует. Девушка должна была добровольно стать его рабыней, служанкой, женой-любовницей, домработницей и т.д. А он будет властвовать вволю, удовлетворять все свои прихоти, желания, тешить свое самолюбие.

С помощью невесты, а в будущем – жены Авдотьи Романовны, хорошенькой, умной, обаятельной и благодарной ему вечно, Петр Петрович рассчитывал продвинуться в высшее общество. Лужин понимал прекрасно, что женщинами возможно «весьма и весьма» много выиграть. Прелестная, добродетельная и образованная женщина могла удивительно скрасить его дорогу в высший свет, привлечь к нему важных людей, создать ореол… и вот всё рушилось!...".

Лужинская теория

Теория махрового эгоиста - «теория целого кафтана». Она гласит, что каждый человек должен любить только себя, преследовать и продвигать, блюсти только свои интересы. И когда человек, любя себя, станет и дела свои только обделывать как следует, то и кафтан его останется цел.

Лужинская «экономическая теория» оправдывает совершенно любую эксплуатацию других людей, выстроена теория на голом расчете и только личной выгоде. По ней получается, что тот, кто стоит хотя бы чуть выше на социальной лестнице, имеет деньги, власть, имеет полное право использовать хоть жену, хоть приятелей, хоть тех, кто ниже него в сословных чинах, так, как ему вздумается, захочется и только ради собственной выгоды и достижения собственных целей. Можно переступить через любого, кто ниже тебя, можно пройти хоть по трупам, в принципе - можно даже и убить, если это поспособствует личной его выгоде.

П.П. - отражение главного героя и не только

Понятно, что в чем-то теория Лужина перекликается с теорией Раскольникова. Только теория студента отличается бескорыстием помыслов, не проповедует достижение личных только эгоистических целей. Достоевский в романе развил мысль о том, что теория «наполеонизма», весьма модная в то время, не имеет своего логического конца и жизнь любого человека вне зависимости от происхождения, звания, чина, достатка и проч. священна.

Преступление же, вне зависимости от цели его совершения, все равно будет наказано либо человек преступивший придет через раскаяние и страдание к очищению и прощению.

Лужин, живущий исключительно ради себя, и Свидригайлов, проповедующий, что

“единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”

Т.е. преступление опять же ради удовлетворения своих прихотей.

Раскольников же в этих персонажах как в кривом зеркале видит себя, хоть его цель, по сути: преступление оправдано, если совершено ради блага других сверхчеловеком. Потому что Аркадий Иванович, что Петр Петрович - оба одинаково Родиону неприятны и омерзительны, причем Лужин является жалкой карикатурой даже на Свидригайлова.И он не внутренне, на уровне подсознания сначала, а позже понимая четко и ясно отвергает все эти теории, через страдание приходит к раскаянию и покаянию, к полному душевному преображению через любовь.

Ум Лужина весь ушел в собственность, в сколачивание капиталов, в делание карьеры. Выскочка, нувориш, и он по-своему ломал старую патриархальную цельность, и он себя причислял к «новым людям» и думал оправдать, свою грязную практику современными теориями, Лужин называл себя человеком, разделяющим убеждения «поколений наших».

Отсюда и замысел, лелеемый им в браке с Дуней, замысел, который он почти что и не укрывал: Лужин «выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять ‘девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля». Невесте он угрожает, что бросит ее, если она не будет слушаться, не порвет с Родей, ради которого-то она и решилась принять его руку.

Мармеладовы и Лужин – это в «Преступлении и наказании» полюсы социальной дифференциации в пореформенной России. Страшный мир не может быть ни показан, ни объяснен без Лужина, так же как и без семьи Мармеладовых. Торжество Лужиных придает роману особый колорит, быть может, еще более страшный, чем гибель Мармеладовых. Лужины – это гиены и шакалы, питавшиеся кровью обезоруженных, беззащитных, трупами павших.

Лужин – русская разновидность французского буржуа, как его понимал Достоевский и как описал его в «Зимних заметках о летних впечатлениях». Лужин менее отесан, менее культурен, он стоит не в конце, а в начале процесса. Лужин блестит, как новенький грош, он даже может быть назван красивым, но вместе с тем его красивая и солидная физиономия производила неприятное, даже отталкивающее впечатление. Он подловат, не брезглив морально, сеет сплетни и выдумывает сплетни. Лужин не понимает ни бескорыстной честности, ни благородства. Разоблаченный и выгнанный Дуней, он полагает, что может еще все поправить деньгами. Ошибку свою он и видел преимущественно в том, что не давал Дуне с матерью денег. «Я думал их в черном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!.. Тьфу!.. Нет, если б я выдал им за все это время, например, тысячи полторы на приданое, да на подарки… так было бы дело почище и… покрепче!»

«Преступление и наказание» – классика мировой литературы. Глубокий по проблематике роман поражает проработанностью образов и психологизмом героев. Петр Петрович Лужин – любопытный персонаж, чья роль в произведении велика. В дуэте со это действующее лицо создает систему двойников с главным героем, .

История создания

В 1865 году Федор Михайлович Достоевский, находясь в Висбадене, написал издателю журнала «Русский Вестник» Михаилу Каткову письмо. Писатель сообщал о том, что у него зародилась идея о новом произведении, которое он характеризовал как «психологический отчет одного преступления».

В романе писатель рассказывал о молодом человеке, оказавшемся на краю бедности. Увидев в убийстве старухи-процентщицы путь к спасению, он идет на преступление, покушаясь на жизнь сварливой противной старухи, чье существование никем не замечено и не нужно миру. Убийство и ограбление, а также муки совести, испытываемые героем, решившимся на эти поступки, описаны Достоевским в романе «Преступление и наказание».


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Петр Петрович Лужин играет в романе не последнюю роль. Автор описывает персонажа в черновиках, давая ему следующую характеристику: тщеславный надворный советник, самовлюбленный и эгоистичный, мелочный алчный сплетник. Лужин превозносит материальные блага, считая королем того, кто располагаем финансами. Его почтение легко купить, но уважения в ответ этот герой не видит. Значение имени характеризует личность героя. Лужин мелок и жалок, наподобие грязного водоема, которому созвучна его фамилия.

«Преступление и наказание»

Знакомство читателя с Лужиным происходит заочно. Пульхерия Раскольникова описывает мужчину в письме сыну Родиону. Из него ясно, что Лужин сватается к сестре Раскольникова Дуне, девушке из небогатой семьи, не располагающей приданным. Красивая, умная и благородная девица всем была хороша, но невзначай вызвала сплетни. Несмотря на них, Лужин поступил порядочно и женился на сестре Раскольникова.


Достоевский писал, что внешность персонажа презентабельна, он держался щеголем. В зрелом возрасте, в 45 лет, Лужин молодился, держался подчеркнуто строго и следил за собой. С первого взгляда мужчина производил приятное впечатление благонадежного человека с целями и амбициями. В действительности все описанное было прикрытием. Раскольникову удалось разглядеть личину, которую скрывал Лужин. Тщеславие, подлость и алчность мужчины раскрываются перед Родионом.

Приехав в Петербург, Лужин наноси визит будущему родственнику. Считая себя благодетелем, он готовился к похвалам и воспеванию, демонстрируя самоуверенность и самолюбование. Выбившись «из грязи в князи», он преувеличивал имеющиеся таланты и способности, превознося себя выше, чем стоил. Жадность заставляла его во всем видеть выгоду и постоянно пересчитывать деньги, как свои, так и чужие. С их помощью Лужин возвышался над окружающими.


Был в нем и еще один изъян. Герой выстроил теорию относительно того, что жениться стоит, скопив капитал. Он ждал, пока попадется бедная избранница, талантливая и благонравная. Отсутствие материальной составляющей в положении невесты привлекало Лужина, так как он верил в несчастную судьбу такой девушки. Мужчина думал, что биография бесприданницы наверняка была насыщена горестями, поэтому к потенциальному супругу она будет относиться с восхищением и благоговением.

Цитаты

Несмотря на показное равнодушие в отношении посторонних, Лужин старался присматриваться к каждому новому человеку, с которым его сводила жизнь. Мужчина осторожничал:

«Всякого человека нужно сначала осмотреть самому, и поближе, чтоб о нем судить».

Он не стеснялся своих взглядов на брак и с легкостью озвучивал их:

«Муж ничем не должен быть обязан своей жене, гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».

Как человек, идущий на преступление, Лужин понимал, что всему есть дозволенные пределы, нарушая которые человек идет на сделку с собственной совестью:

«Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно». Все поступки герой осуществлял продумано и расчетливо.