Что такое дзен и как его постичь? Принципы дзэн — буддизма

Дзэн — притягательная и интересная школа восточно-азиатского буддизма. «Это не религия и не философия, не психология и не наука» — как писал в своей книге «Путь дзэн» британский популяризатор восточной философии Алан Уотс. Это нечто большее. Внутренняя свобода, торжество интуиции над разумом, просветлённый взгляд на природу вещей. Дзэн — это невероятно просто и удивительно сложно.

В данной статье мы постараемся разобраться, в чем же заключаются основные идеи дзэн буддизма, и почему он оказывает огромное влияние на современный мир:

Истоки возникновения дзэн буддизма восходят к индийской традиции и неразрывно связаны с легендой о передаче Буддой Шакьямуни учения своим последователям. Будда стоял перед учениками с цветком лотоса и молчал, молчал долго, пока один из учеников внезапно не начал улыбаться, почувствовав состояние прбуждения. Это был второй индийский патриарх Махакашьяпа. Именно отсюда берет традиция передавать учение «от сердца к сердцу».

Распространение дзэна начинается с Китая, куда его принёс в V веке нашей эры индийский монах Бодхидхарма. Получив широкое распространение в Китае, даже расколовшись там на северную и южную школы, дзэн проникает в Корею, Вьетнам и, наконец, в Японию, где серьезно укрепляет свое положение, благодаря поддержке императорской власти.

В самом широком смысле, дзэн — это учение о просветлении. Каждое существо, согласно дзэн, обладает природой пробужденного Будды. Целью жизни адепта является познание этой природы и, как следствие, познание самого себя.

Достичь просветления или сатори можно через созерцание своей истинной природы, а также если:

  • Отказаться от плохих поступков, перестать испытывать ненависть;
  • Принимать все, что приносит карма, то есть следовать обстоятельствам;
  • Не иметь привязанности к вещам;
  • Быть в гармонии с универсальным законом бытия — Дхармой.

Просветление — это способ видеть мир, а не внутреннее состояние человека. Оно наступает внезапно, не знает частей и этапов. Вследствие того, что каждый человек уникален и обладает собственным опытом, путь к просветлению не может быть универсальным, его нельзя облечь в жёсткие рамки ритуалов и механических действий.

Важным элементом учения дзэн является пустота. Она составляет самую суть вещей, и её можно лишь постигнуть, но не описать словами. Данное понятие не носит негативной окраски «ничто», а предполагает содержание в пустоте всей вселенной.

Дзэн не предполагает веру в бога, дистанцируется от священных писаний, философских рассуждений и любых догматов. Суть учения передается наставником своим ученикам не через тексты, а «от сердца к сердцу». Многие менторы даже демонстративно сжигали тексты священных текстов, чтобы ученики не были привязаны к буквам и словам. Для наставника важно передать не догмат, но состояние сознания, которое потом закрепляется медитативной практикой.

В основе дзэн — простота, практичность, прямота и непосредственность. Скромно обставленные храмы, физический труд в качестве практики, лояльное отношение к алкоголю, возможность совмещать следование дзэн с мирской жизнью и быть несвязанным никакими нормами и правилами — все это сделало учение очень открытым, с миллионами последователей:

Практика дзэн

Дзэн может практиковаться различными, зачастую парадоксальными, методами, ни один из которых не носит определяющего значения, так как они являются лишь вспомогательными средствами, а их выбор подсказывает опыт человека.

Распространена практика поклонов, во время которых последователь отказывается от собственного Я. При этом кланяться можно не только людям, но и животным, растениям.

Медитации занимают важнейшую роль в практике дзэн, при этом они не направлены на очищение сознания, как в других буддистских школах, а позволяют контактировать с реальностью. Медитация может происходить при работе или ходьбе «фусин», либо осуществляться в сидячем положении, скрестив ноги и выпрямив спину «дзадзэн».

Одним из необычных и парадоксальных явлений в практике дзэна являются коаны — некие задачи, не предполагающие логического ответа, но призванные вывести разум ученика на новый уровень восприятия реальности. Это могут быть вопросы о цвете ветра или о звуке хлопка одной ладони. Известнейшими сборниками дзэнских коанов являются «Речения с Лазурного утёса» и «101 история дзэн».

Кроме того, постижение дзэн происходит через занятия боевыми искусствами, посредством чайных церемоний, театральных постановок, рисования.

Дзэн буддизм и психоанализ

Благодаря направленности в себя, на самопознание влияние дзэн буддизма нашло свое отражение во многих работах по психологии и психоанализу у К.Г. Юнга, Э. Фромма и других.

Медитации дзадзэн применяются при морита-терапии — психотерапевтическом методе, предложенном Сёма Морита в начале ХХ века. Для метода важны естественность чувств, контролируемость действий и самоцентрированность. Зародившееся в 1950-х годах гуманистическое направление в психотерапии, именуемое «гештальт-терапия», опирается, в том числе, на практику дзэна и использует в своем арсенале такой термин, как «мини-сатори».

Ряд исследований подтверждает, что регулярная практика дзадзэн повышает устойчивость к напряжению и стрессу, а само учение является дополнительным источником решения психологических проблем и способствует становлению полноценной личности.

«Дзэн - это океан. Дзэн - это воздух. Дзэн - это горы. Это гром и молния, весенний цветок, знойное лето и снежная зима, и, наконец, дзэн - это человек.»

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки.

От слияния ведического и даосского духовных потоков родилось уникальное течение, отличающееся необычайной живостью, естественностью, красотой и парадоксальностью — дзэн (чань)-буддизм . Другое (официальное) название — Сердце Будды (кит. Фо Синь ); также можно перевести как Ум Будды . Дзэн определяется в системе духовных учений как течение в буддизме традиции Махаяны , принесённое в Китай монахом Бодхидхармой, пришедшим из Индии, и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь , считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма . В историческом отношении дзен является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, и он носит скорее китайский, чем индийский характер. Дзэн (япон. "медитация") — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация. Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь ). Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я , к Источнику Бытия , к источнику насыщения.

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи ), Сото (кит. Цаодун ) и Обаку (кит. Хуанбо ).

Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки , дзен ни теистичен, ни атеистичен. Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления. Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды , цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.

Дзэн родственен даосизму , веданте и йоге . Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу , Известный психоаналитик и философ Э. Фромм в своей книге "Дзен-буддизм и психоанализ" писал так: "…дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым".

Дзен Буддизм практикует прямое (без чего-либо неестественного и внешнего) вхождение в контакт со своим внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе включения потенциала психической активности личности в процессе систематической тренировки ума. Вполне естественно, что многие люди не готовы или не заинтересованы в духовной практике. Но даже если нет сформированного намеренья практиковать дзэн в качестве духовной дисциплины, вы можете привнести ощущение дзэн в свою повседневную жизнь, чтобы стать намного свободнее и счастливее.

Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация (дзадзен ) и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются. Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу. Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей "сидение просто так".

Вообще понятие "просто так", "таковости" (татхата ) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: "Так приходящий" (Татхагата ) — тот, кто приходит и уходит просто так.

Дзадзэн медитация в позе "лотоса " требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. "Просто сидеть" и, не обращая внимания ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё . Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации. Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно. Японский глагол "сатору" (яп.??) означает "осознавать", и осознать можно лишь с помощью некого "шестого чувства", которое в чань называют "не-ум" (у-синь).

"Не-ум" — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме. Нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники ("мастера ") чаще говорят не "достичь просветления", а "увидеть собственную природу". Просветление — это не состояние. Это способ виденья. Путь к виденью собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

  • неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство);
  • отвращение (к "неприятному", представление о чём-то как самостоятельном "зле", вообще жёсткие взгляды);
  • привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние).

Поэтому пробуждению способствуют:

  • успокоение ума;
  • освобождение от жёстких взглядов;
  • освобождение от привязанностей.

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям , и сутрам , а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация ). Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары ). В дзэне есть такое выражение: "Сансара есть нирвана ", которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении.

Четыре ключевых отличия дзэн :

  1. Особое учение без священных текстов.
  2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
  3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
  4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, дабы искоренять в учениках привязанность к букве, образу, символу. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов. По традиции это особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,- "прямым указанием", неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению. Сам дзэн есть некая "печать ума (сердца) ", которую не найти в священных писаниях, поскольку она "не основана на буквах и словах".

Уникальным текстовым явлением дзэна являются коаны: притчи-загадки, не имеющие логически обоснованного ответа. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение, выводит ум слушающего из равновесия привычной, бытовой логики и делает возможным осознание высших ценностей (см. "101 история дзэн ", "Кости и плоть дзэн" и др.).

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться, но глубоко осознаваться. По сути, ежедневные дела, то, что вам нравится делать, — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое увлечение может являться способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом её проявлении в произведение искусства.

Вся традиция дзэн строится на передаче учения с помощью разных "уловок": любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая (чайные церемонии ), театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны , сочинение. То же касается и боевых искусств . Впервые боевые искусства соединились с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолине в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия. Боевые искусства Востока — это именно искусства, способ развития "духовных способностей самурая ", осуществление "Пути" ("дао " или "до "), пути война, меча, стрелы. Бусидо , знаменитый "Путь самурая" — свод правил и норм для "истинного", "идеального" воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутнённое ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Этика дзен — не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем, свидетелем.

Эстетика дзэн включает в себя ряд отдельных направлений: сад камней; иайдзюцу и кендзюцу (искусства владения мечом); кюдо (стрельба из лука); каллиграфия; чайная церемония и др.

Влияние дзэн сложно переоценить, современная культура наполнена философией дзен (литература, искусство, кино). Принципы дзен отражены в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р. Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К.Г. Юнга и Э. Фромма и мн.мн.др. В 60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие американские университеты и придал определённую окраску движению битников.

Влияние дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс , также известные тренинги, такие как ЭСТ . Джон Энрайт , который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом, в своей книге "Гештальт, ведущий к просветлению" прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяются.

Человек в своей жизни очень многое делает бессознательно, автоматически. Словно не живёт, а спит. Нужно внимательно относиться к каждому действию, к каждому мгновению этой жизни, уметь концентрироваться в моменте "здесь и сейчас" и наблюдать. В этом наблюдении открывается истинная красота мира. Жизнь превращается во что-то осмысленное, уникальное и бесконечно прекрасное. Медитировать может каждый. Для этого нужно только желание. Правильная медитация даёт как минимум удивительное ощущение лёгкости, ясности, покоя и обострения чувств. Тому же, кто действительно решил открыть самые глубокие тайны жизни, потребуется усердие и терпение…

Дзэн, неточно дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесённое в Японию из Китая в XII веке. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).

Этимология
Энсо — символ дзэн-буддизма <<>>

Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана» (санскр. ध्यान, dhyāna?, от ध्या, dhyā?, «сосредоточенность, размышление»), означающему «(умственное) сосредоточение» Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн. тхиен; кор. сон), затем, распространившись в Японии — в «дзэн».

В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзэн; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика — дзэн-буддизм, школа дзэн.

Другое (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.

Принято считать, что свое распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Патриархов буддизма, ставший впоследствии первым Патриархом дзэн (чань). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении VI—VIII веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев. В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа, Северная Америка).

Краткая суть учения

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.

Точнее говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». (Просветление — это не состояние. Это способ видения.)

Кроме того, путь к видению собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

Считается, что дзэнский наставник должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние «ученика» и давать ему подходящие именно для него указания или толчок. На разных этапах практики «ученику» могут давать разные, «противоположные» советы, например:

* «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»;
* «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее»…

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

1. неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
2. отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
3. привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние)…

Поэтому пробуждению способствуют:

1. успокоение ума
2. освобождение от жёстких взглядов
3. освобождение от привязанностей.

Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда прекращаются само-взбалтывания, «муть оседает», неведение и беспокойство уменьшаются. Прояснившийся ум может легче увидеть свою природу.

На определённом этапе, когда практикующий успокоил ум, хороший наставник — видя «препятствие» в уме практикующего: жёсткие взгляды или привязанность — может помочь от него избавиться. (Таким образом, путь дзэнского практикующего — это и раскрытие «своей» мудрости, и не закрытие от «чужой». Скорее, это убирание ложного барьера между «моей» мудростью и «чужой».)

Многие дзэнские мастера утверждают, что практика может быть «постепенной» или «внезапной», но само пробуждение всегда внезапно — точнее, непостепенно. Это просто отбрасывание лишнего и видение того, что есть. Поскольку это просто отбрасывание, нельзя сказать, что оно как-то достигается. Или что в этом есть «ученики» и «наставники». Наставники могут передавать Дхарму учений — то есть, идеи и методы дзэн. Дхарма Ума, то есть сущность просветления, уже присутствует. Она не нуждается ни в каких достижениях.

Итак, практика и учение дзэн нацелены на вышеупомянутые успокоение ума, освобождение от жёстких взглядов и отпускание привязанностей. Это облегчает видение собственной природы, которое само находится вне всякой практики и всяких путей.

В целом, то же верно и для остальных буддийских традиций; данная школа — дзэн — нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.)

Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками.

Главные принципы буддизма, на которых основывается дзэн:

* Четыре Благородные Истины:
* Восьмеричный путь:

Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу.

Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори.

Четыре ключевых отличия дзэн:

1. Особое учение без священных текстов.
2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

«Не твори письменных поучений»
«Передавай традицию вне наставлений»
«Прямо указывай на человеческое сердце»
«Смотри в свою природу, и станешь Буддой»

По преданию, начало традиции дзэн положил сам основатель буддизма — Будда Шакьямуни (V в. до н. э.), который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся («Цветочная проповедь Будды»).

Никто, однако, кроме одного человека — Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме.

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить пробуждению (дхарма), но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он еще не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Миг пробуждения Махакашьяпы случился, когда Будда вознёс над головой цветок. Монах увидел цветок таким, какой тот есть, и получил «печать сердца», если применить терминологию дзэн. Будда передал своё глубокое понимание от сердца к сердцу. Он взял печать своего сердца и сделал ею оттиск на сердце Махакашьяпы. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

Так, согласно дзэн, началась традиция прямой («от сердца к сердцу») передачи пробуждения от учителя к ученику. В Индии вот таким образом пробуждение передавалось в течение двадцати восьми поколений наставников от Махакашьяпы до самого Бодхидхармы — 28-го патриарха буддийской школы созерцания в Индии и первого патриарха буддийской школы Чань в Китае.

Бодхидхарма сказал: «Будда прямо передал дзэн, который не имеет ничего общего с изучаемыми вами священными писаниями и доктринами». Итак согласно дзэн — истинный смысл буддизма постигается только благодаря усиленному самосозерцанию — «смотри в свою природу и станешь Буддой» (а не вследствие изучения доктринальных и философских текстов), и еще «от сердца к сердцу» — благодаря традиции передачи от учителя к ученику.

Для подчеркивания принципа непосредственности этой передачи и для искоренения у учеников привязанности к букве, образу, символу многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов. Дзэн переходит непосредственно от мастера к ученику, от «ума к уму», от «сердца к сердцу». Сам дзэн есть некая «печать ума (сердца)», которую не найти в священных писаниях, поскольку она «не основана на буквах и словах» — Особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,— «прямым указанием», неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению.
Практики дзэн
Сатори

Сатори — «Просветление», внезапное пробуждение. Поскольку все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит в её реализации. Сатори наступает всегда внезапно, как вспышка молнии. Просветление не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно.

Японский глагол «сатору» (яп. 悟る) означает «осознавать», и осознать можно лишь с помощью некого «шестого чувства», которое в чань называют «не-ум» (у-синь,). «Не-ум» — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира. Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме.

Методы пробуждения

Считается, что по сравнению с практическим обучением «от сердца к сердцу» — даже наставления самого Будды играют в дзэн-буддизме второстепенную роль. Для современных учеников — помимо передачи от сердца к сердцу также необходимы слушание, чтение, размышления. Прямые методы указания в дзэн эффективнее чтения книг, но не подразумевают совершенного отказа и от чтения.

Для обучения мастер может использовать любые методы, но наиболее широко распространены практики дзадзэн (сидячая медитация) и коан (притча-загадка, не имеющая логически обоснованного ответа).

В дзэн преобладает мгновенное, внезапное пробуждение, которое иногда возможно вызвать специфическими приемами. Самый знаменитый из них — коан. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение.

К коанам — близки диалоги (мондо) и самовопрошание (хуатоу):

Некоторые наставники стимулировали пробуждение внезапным криком на ученика или даже ударом палкой по голове. Но основной практикой оставалась сидячая медитация — дзадзэн.

Наряду с традиционной сидячей медитацией во многих направлениях дзэн практиковали медитацию и при ходьбе, и при работе. А все дзэнские монахи обязательно занимались физическим трудом, что было необходимо при интенсивной психической нагрузке в процессе медитации. Хорошо известна и связь чань с традицией боевых искусств (начиная еще с первого чаньского монастыря — Шаолиня).

Таким образом, дзэн стал системой тренировки сознания (с помощью медитаций), духа (с помощью повседневной практики) и тела (благодаря занятиям гунфу и цигуном).

Методика обучения дзэн — сильное эмоциональное воздействие на ученика, а также переживание всевозможных парадоксов. С европейской точки зрения такой подход порой является просто жестоким. Он может быть понят лишь в рамках буддистской доктрины безразличного отношения к жизни и смерти как таковым. Методы воспитания учеников в дзэн-буддизме широко заимствованы практически во всех видах боевых искусств Востока и оказали глубокое влияние на развитие самурайской этики Японии (см. Риндзай).

Медитативная практика

Медитация, созерцательность занимает важнейшее место в дзэн-буддизме. Несмотря на различия в подходе к достижению сатори в разных школах дзэн, все они отводят медитации важнейшую роль.

Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться. По сути каждодневные дела, то что вам нравится делать — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что ты делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда.

Любое увлечение может стать способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом ее проявлении в произведение искусства. «В каждом человеке изначально живет художник — „художник жизни“ — и этот художник не нуждается ни в каких дополнительных вещах: его руки и ноги являются кистями, а вся вселенная — холстом, на котором он пишет свою жизнь.» Каждый человек — художник своей жизни и у каждого она своя. Ключ — в душе человека.

Мастер письма тушью, достигнув наивысшего медитативного состояния сознания Дзэн, состояния Духа, «выливает» его на холст или бумагу. Важен не сам результат или данное занятие, а состояние сознания, отразившееся в результате этого процесса. Любое обычное занятие — есть усилие ради чего-то. Это — своеобразная работа. Дзэн же максимально очистил эту работу от ощущения усилий ее свершения, максимально выявил «спонтанность» этих усилий и, можно сказать, обратил ее в конечном итоге в парадокс «усилия-без-усилия».

Настоящее произведение искусства в традиции чань не может быть создано трудом в прямом смысле этого термина. То же касается и традиционной сидячей медитацией дзадзэн. Сидячая медитация — отнюдь не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей «сидение просто так».

Вообще понятие «просто так», «таковости» (татхата) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма. Одно из наименований Будды в Буддизме: «Так приходящий» (Татхагата) — тот, кто приходит и уходит просто так.
Практика дзадзэн

Дзадзэн — медитация в «позе лотоса» — требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. «Просто сидеть» и, не обращая внимание ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

«Совершенный человек пользуется своим умом словно зеркалом: он ничего не хватает и ничего не отвергает. Воспринимает, но не удерживает»

Вместо попыток очистить или опустошить ум нужно просто дать ему волю, поскольку ум — это не то, чем можно овладеть. Отпустить ум — это то же, что и отпустить поток мыслей и впечатлений, которые приходят и уходят «в ум». Не надо ни подавлять их, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Именно в медитации дзадзэн практикуется действие даосского «у-синь» — «не-ума».

Коаны (кит. 公案, гунъань, яп. 公案, ко:ан) — короткие истории, рассказывающие о конкретных случаях достижения просветления, либо загадки-алогизмы, основной задачей которых является вывести из равновесия привычной, бытовой логики ум слушающего и сделать возможным осознание им более высших ценностей - достижения гармонии с собой и с окружающим миром или Сатори. Коаны часто кажутся запутанными и даже парадоксальными. Однако, они широко распространены в практике дзэн-буддизма, совместно с медитацией. Коаны присутствовали во всех школах китайского буддизма, таких как Риндзай.

Ступени состояния ума Дзэн

Различались несколько ступеней достижения «пустотности» сознания:

* «одноточечное сознание» (и-нянь-синь),
* «сознание, лишенное мыслей» (у-нянь-синь),
* «не-сознание» (у-синь) или «не-я» (у-во).

Это — этапы «опустошения» сознания и достижения шуньяты или кун (кит.), то есть пустоты, ибо одна из целей чаньского искусства состоит в создании особых условий, когда психика оказывается предоставленной самой себе и работает спонтанно, будучи глобально целостной или трансперсональной (в смысле со-бытия или со-знания с другими людьми и с миром).
[править] Дзэн боевых искусств и самурайский Дзэн

Совершенно неожиданно способом постижения буддизма стало нечто, что противоречит одному из пяти основополагающих буддийских запретов — «воздерживайся от убийства». Вероятно именно в Китае, где буддизм подвергся освобождающему влиянию даосизма, — Дзэн разрушил конвенциально-этические рамки буддизма и как эффективный психотренинг впервые присоединился к воинским дисциплинам.

«Из всех собравшихся только ближайший ученик Будды Махакашьяпа воспринял знак Учителя и едва заметно улыбнулся в ответ уголками глаз». Именно из этого признанного каноническим эпизода вырастает вся традиция передачи учения чань/дзэн с помощью т.наз. «уловок» — любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая, театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение. То же касается и боевых искусств.

Впервые боевые искусства соединились с Дзэн в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия — в китайском буддийском монастыре Шаолине.

С тех пор Дзэн — это то, что отличает боевое искусство Востока от западного спорта. Многие выдающиеся мастера кэндо (фехтование), каратэ, дзюдо, айкидо были адептами Дзэна. Это связано с тем, что ситуация реальной схватки, схватки, в которой возможны тяжелые увечья и смерть, требует от человека именно тех качеств, которые воспитывает Дзэн.

В условиях боевой ситуации у воина нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутненное ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Такуан Сохо (1573—1644), мастер Дзэн и автор трактатов о древнем японском искусстве владения мечом (ныне сохранившемся в техниках кэндо) называет спокойствие воина, достигшего высшего уровня мастерства, непоколебимой мудростью. «Вы конечно, видите меч, собирающийся поразить вас,» — говорит Такуан. «Но не позволяете своему уму „останавливаться“ на этом. Оставьте намерение контактировать с противником в ответ на его угрожающий выпад, перестаньте строить всякие планы на этот счет. Просто воспринимайте движения противника и не позволяйте своему уму „останавливаться“ на этом.»

Боевые искусства Китая и Японии — это прежде всего именно искусства, способ развития «духовных способностей самурая», осуществление «Пути» («дао» или «до») — пути воина, пути меча, пути стрелы. Бусидо, знаменитый «Путь самурая» — свод правил и норм для «истинного», «идеального» воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзадзэн, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти.
[править] Этика дзэн

Не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем (свидетелем).

Эстетика дзэн

* Сад камней
* Кендзюцу
* Иайдзюцу
* Кюдо
* Каллиграфия
* Чайная церемония

Влияние Дзэн на современный мир

В произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р.Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. «дзэнский бум» охватил многие американские университеты и придал определенную окраску движению битников.

Влияние Дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как гештальттерапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.

Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом — в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» прямо написал, что считает основой целью гештальттерапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса — после которого большинство старых проблем растворяются. ()

Истина сокрыта вне письмён,
В знаках и словах не передать Закон.
К сердцу обратись, внутрь и вспять,
Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!

Три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения, а также рождения и смерти:

1. неведение о своей природе (глупость, ошибочные взгляды, неспособность видеть вещи такими, какие они есть, чувство безразличия) - является главной причиной страданий;

2. отвращение (ненависть, гнев, чувство «безобра́зности», отторжение, неприязнь);

3. желание или привязанность (к идеям существования и несуществования вещей, к умозрительности, к нирване, к желаниям и страхам, ко всему внешнему миру и к собственному «я» как к иллюзиям.

Дзен уникальное течение, не имеющее священных текстов, доктрин, догм и самого учения, он проникает в истинную природу ума. Столкнувшиеся с практикой дзен, отмечают, что суть его «невыразима», словами невозможно объяснить или изучить как любое писание. Первый патриарх Бодхихарма выразил дзен как «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты», а шестой, Хуэйнэн, сформулировал как «прозрение в познании собственной природы».

Дзен не учит своих адептов ничему, в смысле рационального ума, анализа. Он не имеет доктрины, но каждый последователь этого течения имеет свою, исключительно личную доктрину, которая несёт свой индивидуальный характер и никак не возникла благодаря дзену. То есть у каждого свой путь. Каждый последователь сам создаёт себе своё учение, а дзен лишь указывает путь, не имея специально созданных доктрин или каких-либо философских систем. Не смотря на то, что дзен претендует на родство с буддизмом, с его точки зрения все буддистские учения содержащиеся в сутрах и шастрах не более чем макулатура, при помощи которой можно лишь смахнуть пыль с интеллекта.

Дзен ни в коем случае нельзя отнести к религии в признанном понимании, в нём нет бога, которому необходимо отбивать поклоны, нет церемоний и обрядов, рая или ада для отошедших в мир иной; и, нет такой идеи, как душа, о которой необходимо заботиться кому-то постороннему, и бессмертия, сильно волнующее неких индивидуумов.

Набожный читатель или просто европеец будет потрясён после такого высказывания, мол дзен не признаёт существование Бога, однако это не означает, отрицание Бога, в нём нет отрицания или утверждения. Что-либо отрицая мы уже включаем в это то, что отрицаем, также и утверждая, между этими двумя понятиями нет чёткой границы, они мягко сливаются. Это только логика требует чётких разграничений и разделений между да и нет. Дзен выше логики и стремится найти высшее утверждение, не имеющее противопоставлений. Поэтому дзен не отрицает Бога, но и не утверждает о Его существовании, в нём просто нет того Бога, к которому привыкли христианские и мусульманские умы.

Для практики медитации, человеку необходимо сначала умение сосредоточить на чём-то мысль, на пример на непостоянстве вещей и божественной любви. Однако именно это Дзен желает избежать, вместо этого он очень сильно настаивает на достижении свободы от всех неестественных помех и правил. При медитации то, особое состояние, конечно же, не являются естественным свойством ума. Подумайте сами, о чём размышляют животные и птицы, морские обитатели? Они просто живут, летают и плавают. И этого достаточно.

«Если человек имеет желание поразмышлять о единстве бога, человека и мира вокруг? Или величием, либо убожеством нашей жизни? Если есть желающие связать себя по рукам и ногам разными медитациями, размышляя над божественной милостью и вечным огнём ада? То пожалуйста, тратьте свои силы и время.»
Дзен не диктует безусловных отказов от всех желаний и побуждений, и не поддерживает аскетизма. Желания свои не надо подавлять, только необходимо глубоко и широко осознавать их. Всё, что происходит с человеком в течении дня, - может стать одной непрерывной медитацией – только с одним непреложным правилом: быть в полном присутствии выполняя каждое действие, при этом ни на что не отвлекаться. Чем бы не занимался – трудился, распивал в баре, отсыпался или чистил картошку. Любое увлечённое занятие, восприятие жизни с азартом, может оказаться способом постижения своей истинной природы. Дзен учит жить в гармонии с внутренней и внешней природой. У каждого последователя получается свой и неповторимый путь.

Дзен очень сходится с методами преподавания знаний со всеми школами истинных знаний. Передача от сердца к сердцу основа передачи знаний во всех школах кунг-фу и других видов боевых искусств. Только именно школ, а не секций, спортивных организаций и т.д.

Один раз император задал вопрос: «Кто ты?». На который Бодхихарма ответил: «не знаю» и этот ответ стал ключевой фразой для ряда школ. Конечно же Бодхихарма прекрасно знал, но это знание присуще к иной мере, недоступной ученику. Он Учитель и мыслит категориями не относящимися к «относительным вещам». В дзене это отправная точка верного пути решая коаны. Учитель отвергает разные ответы ученика, пока он не «узнает, что не знает».

Посетитель задал вопрос Учителю о том, в чём заключается сущность буддистского учения? На что получил ответ от чаньского Учителя: «делать добро, избегать зла, очистить своё сердце – таков путь Будды». Получив такой ответ от чаньского Учителя, посетитель испытал чувство разочарования: «И трёхлетний ребёнок сможет это полностью понять». Только Учитель уточнил: «И восьмидесятилетний старик не сможет это полностью осуществить». На основе этого эпизода Дайсэцу Судзуки * отметил, что хоть для стороннего наблюдателя учение загадочно и очень противоречиво, только в действительности дзен можно свести к двум вещам: следовать внутренней дисциплине и словам, прозвучавшим в ответ посетителю от Учителя.

Отличия дзен-буддизма от других школ

Отличие, прежде всего в том, что хоть Дзен и включает в себя некоторые азы разных буддистских школ, он от них же имеет ряд различий.

Как уже упоминалось, что в Дзене, как и в других истинных школах и путях, важные знания передаются не через священные тексты, а от Учителя к ученику, метод «от сердца, к сердцу». Мастер при этом действии «передаёт» ученику, используя определённые методы, инициации, собственное состояние осознания, накладывая этим на ученика «печать сердца» (синь инь). Ученику теперь остаётся только закрепить это состояние медитативной практикой. Этот процесс поддерживает непрерывность линии непосредственной передачи знаний.

Ответ на вопрос о том, что такое дзен, должен знать каждый человек, начинающий знакомство с буддизмом. Это понятие формирует сильную личность, способную на разумный анализ своих поступков и созерцание их со стороны. Целью этого процесса должно стать истинное .

Дзен – что это?

В буддизме существует несколько ключевых принципов – таких, как вера, стремление к самоопределению и уважение природы. Большинство буддийских школ имеют общее понятие о понимании того, что такое энергия дзен. Они считают, что она раскрывается в таких аспектах, как:

  1. Знания и мудрость, передающиеся не на письме, а от учителя к ученику во время личного общения.
  2. Таинство Дао – безымянного источника существования земли и неба.
  3. Отрицание усилий по осознанию дзен: считается, что чем больше силишься его понять, тем быстрее он удаляется от сознания.
  4. Множество способов постичь дзен: на протяжении всей истории человечества дзен передается совершенно бессознательно от человека к человеку через эмоции, прикосновения, шутки.

Что такое дзен-буддизм?

Дзен-буддизм – важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, процесс формирования которой завершился в Китае в V-VI веках. У себя на родине, а еще во Вьетнаме и Корее он по сей день остается самой популярной монашеской формой религии. Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен» - философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем. Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии. Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

Дзен и Дао

Оба направления произошли из одного учения, поэтому различия между ними минимальны. Дао никто не сможет выразить словами, потому что оно выражает естественность человеческого существования. Дзен-состояние же абсолютно реально, но его совершенно точно можно описать. В основных книгах учения - работах мудрецов, комментирующих коаны и сутры, эти знания и хранятся.


Дзен-буддизм – основные идеи

Глубина и сила этого учения поражает, особенно если человек лишь начинает знакомство с ним. Не представляется возможным до конца понять, что означает дзен, если отрицать тот факт, что пустота – настоящая суть и цель просветления. Это учение опирается на природу ума, которую невозможно выразить словами, но можно осознать. Его основные принципы:

  1. По своей натуре каждый человек равен Будде и он может открыть в себе просветляющую основу.
  2. Состояние сатори можно достичь только через полный покой.
  3. Получение отклика от своего , который находится внутри человека.

Коаны дзен-буддизма

Коаны – короткие поучительные истории или диалоги, схожие с сурами Корана. Они раскрывают сущность вопросов, возникающих как у новичков, так и у опытных религиозных последователей. Коаны дзен создавались с целью придать психологический толчок ученику, мотивировать его. Ценность каждого из таких рассказов раскрывается в его решении:

  1. Мастер задает ученику коан, для которого он должен найти правильный ответ. Каждое утверждение делается с целью вызвать у неопытного последователя буддизма противоречие.
  2. Находясь в медитативном или близком к нему состоянии, ученик достигает сатори – просветления.
  3. В состоянии самадхи (единства познания и познающего) человек понимает, что такое настоящий дзен. Многие считают его близким с ощущением катарсиса.

Дзен-медитация

Медитация – особое психо-физическое состояние человека, которого проще всего достичь в атмосфере глубочайшей тишины и сосредоточенности. В буддистских монастырях необходимости в предварительной подготовке к погружению в нее не было, потому что члены общин изначально ограждали себя от всяких соблазнов. Монахи отвечая на вопрос о том, что такое дзен-медитация, говорят, что это ощущение чистого сознания без содержания. Достигнуть его можно, выполнив следующую очередность действий:

  1. Сначала нужно сесть на полу, лицом к стене, подложив под ягодицы подушку или сложенное в несколько слоев одеяло. Его толщина не должна помешать принять удобную устойчивую позу. Одежда для медитации подбирается свободная, чтобы не стеснять движения.
  2. Для удобной посадки рекомендуется принять или полулотоса.
  3. Следует закрыть глаза и абстрагироваться от проблем и мыслей.
  4. Когда пустота заменит ментальный шум, появится чувство ни с чем не сравнимой расслабленности и удовлетворенности.

Что значит «постичь дзен»?

Желающий найти ответ на интересующий его вопрос обращается к этой восточной технике, как правило, находясь в отчаянии. Он стремится познать дзен после того, как простые способы разрешения дилеммы были исчерпаны. Для некоторых этот процесс представляет собой своеобразный пост с воздержанием от еды, взаимоотношений с противоположным полом и активной трудовой деятельности. Большинство же буддистов придерживаются более традиционных способов осознания тонкой материи дзен:

  1. Следование советам первых учителей буддизма. Они рекомендовали сохранять покой даже в сложных ситуациях и отречься от жизненных неприятностей.
  2. Нахождение источника зла. Если религиозного человека одолевает череда неудач и проблем, то он должен искать причину превратностей судьбы в себе или своих врагах.
  3. Пересечение границ классического мышления. Правила дзен гласят, что человек слишком привык к благам цивилизации, чтобы познать свою сущность. Ему нужно выйти из зоны комфорта, чтобы услышать голос души.

Дзен-буддизм - книги

Каждая религиозная школа и методика научного познания имеет свои литературные труды, позволяющие понять его концепцию даже неискушенным новичкам. Философия дзен также предполагает знакомство с целой библиотекой книг, в которую входят:

  1. Коллектив авторов с комментариями Алексея Маслова «Классические тексты дзен» . В одну книгу вошли работы первых наставников чань-буддизма, которые затрагивают все сферы человеческой жизни – как в древности, так и в современной жизни азиатских стран.
  2. Сюнрю Судзуки, «Сознание дзен, сознание начинающего» . Она раскрывает содержание бесед опытного наставника с его американскими учениками. Сюнрю удалось не только осмыслить, что такое дзен, но и научиться сосредотачиваться на главных целях.
  3. Вон Кью-Кит, «Энциклопедия дзен» . Книга посвящена трудностям понимания бытия, простейшему уяснению его закономерностей и понятий. Путь дзен, по мнению автора, завершается мистическим опытом переживания Абсолюта – вспышки постижения вне времени и пространства.
  4. Тит Нат Хан, «Ключи дзен» . Работа японского автора содержит исключительно комментарии к сутрам и коанам южного буддизма.
  5. Миямото Мусаси, «Книга пяти колец» . Воин Мусаси 300 лет назад написал монографию об управлении государством, людьми и собственными эмоциями. Средневековый вехтовальщик считал себя учителем дзен, поэтому книга написана в формате беседы с учениками-читателями.