Что такое международное право кратко. Что такое «Международное право»? Основные черты современного международного права

Международное право - это система принципов и норм, которая регулирует отношения между субъектами международного права. Это общее определение современного международного права. Если переходить к содержанию международного права в зависимости от вида деятельности, то можно увидеть различное наполнение этого понятия: для студента международное право представляет собой учебную дисциплину со стройной системой изложения и последовательностью материала, для сотрудника правового департамента министерства международное право рассматривается как механизм принятия решений, требующий не только понимания норм международно-правового акта, но и учета конкретных интересов, для научного работника международное право - это комплекс знаний о закономерностях развития и функционирования международного права, в котором с необходимостью присутствуют различные логические операции - идеализация, абстрагирование, сравнение, то есть научный подход имеет свои цели и задачи, для владельцев бизнеса, акционеров и инвесторов международное право представляют собой правила, помогающие планировать ведение коммерческой деятельности и иметь гарантии защиты своих капиталовложений. Таким образом, несмотря на единое понятие, у каждого возникает свой образ международного права в зависимости от той позиции в социальной системе, в которой он находится. Поэтому общее определение международного права подходит как нельзя лучше, потому что в нём выражена сущность этого явления, которая ни у кого не вызывает возражений.Что означают следующие признаки определения международного права "система принципов и норм", "отношения" и "субъекты международного права"? И почему следует говорить о "современном международном праве"?"Система принципов и норм" означает, что международное право имеет определенную структуру и целостность. В основе этой системы лежат основные принципы международного права, которые являются правовым фундаментом всех международных отношений: неприменение силы или угрозы силой, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, обязанность государств сотрудничать друг с другом, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву, нерушимости государственных границ, территориальной неприкосновенности государств, уважение прав человека и основных свобод. Эти нормы-принципы являются императивными и безусловными к исполнению. Практическая значимость данных принципов заключается в том, что они являются критериями правомерности поведения субъекта международного права на международной арене. Эти принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года."Отношения". Предметом международного права выступают международные отношения. Стоит пояснить, что международное право делится на две группы: международное публичное право (собственно, международное право) и международное частное право. Разница между этими группами существенная: по субъектам, по источникам, по порядку разрешения споров и др. В международном публичном праве под "отношениями" понимаются межгосударственные отношения, то есть взаимодействие публичных властей, а международное частное право занимается семейными, трудовыми, коммерческим вопросами. Таким образом, говоря о международном праве стоит иметь ввиду, что речь идет именно о межгосударственных отношениях, то есть таких, где ключевую роль играет государственная власть в различных её проявлениях.И разговоры об умалении или размывании государственного суверенитета беспочвенны. Суверенитет имеет две стороны, внутреннюю, то есть право государства формировать внутренние нормы и правила и внешнюю, а именно - независимость во внешних сношениях. Упоминают и такую фразу "государство лишилось части своего суверенитета". Но если познакомиться с Конституциями государств, то абсурдность этой фразы станет очевидной, поскольку носителем суверенитета является народ. То есть, передавая свой суверенитет, государство передает часть народа. Налицо абсурд. Если уж государство и может что-то делегировать, то полномочия, но в любой момент может их вернуть. Суверенитет - неразделимая категория, на защите которой стоит международное право. К "субъектам международного права" относятся участники межгосударственных отношений. главным из них выступает государство как основной субъект международного права. Следует также включить в состав международные межправительственные организации (форма межгосударственного сотрудничества), нации, борющиеся за свою независимость в соответствии с международным правом и государственно-подобные образования, например, Святой Престол (Ватикан). Разного рода международные организации типа Международного Комитета Красного Креста, Совета по финансовой стабильности, Всемирного антидопиногового агентства не имеют международно-правовой природы и не могут быть юридически равны государствам.Таким образом, цель международного права заключается в нормативном упорядочении взаимодействия государственных властей в рамках их общения на международной арене. Само название международного права говорит о равноправном сотрудничестве и независимости государств. Международное право и есть международный порядок, поскольку имеет конкретные формулировки, в отличие, скажем, от терминов "мировой порядок", "глобальный порядок", "планетарное право", которые являются академизмами и очень субъективны по своему наполнению. Международное право - это мера свободы и ограничения в международных отношениях. И в этом его ценность. Такое понимание позволяет выстраивать большое количество комбинаций внешнеполитических действий, что свидетельствует о практическом значении принципов и норм международного права. Международное право не следует путать с внешней политикой. Последняя является определенной системой поведения для достижения конкретных целей. Международное право выступает по отношению к внешней политике с одной стороны как отправная точка (например, Устав ООН), с другой стороны как цель (создание нового международно-правового акта). Поиск баланса между ними - важная составляющая стратегии и тактики поведения государств на международной арене.Говорят и пишут, что международное право часто нарушается, его никто не соблюдает. В этом есть справедливое замечание. Но лишь отчасти. Международное право в основе своей это согласие, договоренность. Поэтому и механизм исполнения договоренностей также остается на усмотрение участников международных отношений. В этом гибкость международного права, которую неверно принимают за недостаток. Из этого следует, что переносить на международное право концепции внутригосударственного права (уголовного, гражданского и др.) значит глубоко заблуждаться. Международное право имеет свои теории и концепции. Далее. Международное право критикуют за слабый механизм ответственности, мол "можно нарушать столько, сколько захочешь и оставаться безнаказанным". Да, международно-правовые механизмы ответственности не столь оперативны и регламентированы, ведь государства хотят оставить своими руки развязанными в международных делах. А если взять отдельные международно-правовые режимы (космос, торговля, инвестиции), то ответственность носит определенные формы: политическая или материальная. Только исторический опыт показывает, что процедуры привлечения к ответственности есть результат проявления политической воли, а действие международного права вторично как инструмента этой воли. В качестве примера торжества международного правосудия можно назвать Нюрнбергский и Токийский трибуналы.Современное международное право это часть Ялтинско-потсдамской системы международных отношений, созданной в середине двадцатого века. В отличие от классического международного права, современные нормы и принципы ясно и недвусмысленно запрещают использовать силу в качестве механизма принуждения и подавления суверенного государства. В основе этого подхода лежит Устав Организации Объединенных Наций. Мир и безопасность - главные цели международного права. Эти цели и Устав ООН ориентир для внешнеполитического курса.Таким образом международное право это гибкий формальноопределенный, обязательный к исполнению, нормативный механизм формирования контуров многополярного мира, в основе которого лежит согласие всех участников международных отношений, целью которого является, во-первых, стабильность и предсказуемость взаимодействия государств как основных субъектов международного права, во-вторых, формирование международного порядка.

Понятие международного права

Международное право - это система юридических принципов и норм регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.

Международное право сформировалось независимо от желания конкретного человека или отдельной социальной группы или социального слоя и т.д., а вследствие объективных общественных процессов вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества первобытные племена поддерживали между собой межплеменные отношения которые регулировались обычаями и традициями которые явились прообразом международно-правовых норм, появившихся с возникновением государственности у народов мира.

Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми друг от друга и равными субъектами международного права - суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

МП возникло еще раньше, чем появилось государство, так как еще на общинном уровне людям из разных племен приходилось сотрудничать друг с другом. В 1286 г. до н.э. между фараоном Рамсесом II и хеттским царем был заключен первый писанный договор, он был высечен на камне. В этом договоре было сформулировано положение, которое обеспечивало его неукоснительное соблюдение.

Таким образом, МП - это продукт взаимодействия в процессе сотрудничества и борьбы различных государств.

МП - это особенная правовая система. Она отличается от национальных систем, так как в международных отношениях не существует органа, который бы принуждал к соблюдению обязательств, все основано на добровольности. Pactasuntservanda - договоры должны соблюдаться (еще из римского права). Какой-то минимум латыни нам все равно придется осваивать.

Особенностью МП является его согласительная природа, т.е. МП носит координационный характер, а национальное право - субординационный. Действующие лица на международной арене сами согласовывают правила своего поведения.

Другая особенность - межвластный характер отношений, регулируемых МП, т.е. государства и межправительственные организации - его субъекты, действующие лица.

Функции МП

К функциям международного права принято относить следующие: координирующую, регуляторную. охранительную.

Координирующая функция международного права заключается в том, что с его помощью государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

Регуляторная функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.

Охранительная функция международного права служит обеспечению защиты интересов каждого государства и международного сообщества в целом, прщанию международным отношениям устойчивого характера. Его обеспечительная роль проявляется в том, что международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения.

Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

Соотношение внутригосударственного и международного права

Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального права регулируют осуществление внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям - «дуалистическому» и «монистическому».

Сторонники дуалистического направления придерживаются точки зрения, в соответствии с которой признается параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом. Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно или внутреннее право господствует над международным или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение.

Как представляется, в практике международной жизни, в той или иной степени, имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной стороны, международно-правовые нормы закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться.

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений положений внутреннего законодательства и договорными международными обязательствами государства. преимущественную силу имеют международные обязательства. Так, например, в п. 4, ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы п нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Система международного права и система науки международного права

Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм МП, решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов МП.

Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли МП (морское, дипломатическое и т.д.). Каждая отрасль - самостоятельная система, которая может считаться подсистемной в рамках целостной, единой системы МП.

Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП. Последняя создается различными научными школами и направлениями и носит субъективный характер.

Нормообразование в международном праве

Норма МП - это правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами МП в качестве обязательного.

Процесс, способы и формы создания норм МП отличаются от создания норм внутреннего права. В МО нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы МП. М-П нормы создаются самими субъектами МП. Только субъекты МП придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.

Поскольку в МО нет надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение м-п норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.

Соглашение субъектов МП относительно м-п норм может быть явно выраженным (договорные нормы) или молчаливым (нормы обычного права). В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты МП не только действуют в соответствии с существующими правилами МП, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы. Таким образом, создание м-п норм - это непрерывный процесс.

Понятие отрасли в международном праве

Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, например касающихся заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций), и т. д. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времен, другие (например, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно недавно.

Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.

Источники международного права

Современный мир не представляет себя вне взаимных связей между государствами во всех без исключения сфер хозяйственной, политической, культурной и иной деятельности. Международные отношения оказывают существенное влияние не только на континенты, целые регионы, нации, но и на человека, как индивида. Международное право представляет собой свод правил поведения его субъектов, которые призваны регулировать их взаимоотношения.

Потребность в международном праве появилась в период образования первых рабовладельческих государств на Земле - в Двуречье, в долинах рек Тигра и Евфрата, в Египте (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.)

В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай являлся основным источником международного права. Позднее с появлением письменности между государствами стали заключаться договоры. Первые договоры появились приблизительно пять тысяч лет назад.

Во II-I тысячелетии до н.э. возникли центры международной жизни на территории Индии и Китая, позднее в Древней Греции и Риме. Уже в те далекие времена существовал институт послов. Например, исторический памятник Индии того времени- Законы Манху - содержит правила поведения послов и их неприкосновенности. Главное в деятельности послов было умение подготавливать или предотвращать войну и заключать мир.

В Древнем Риме возник институт покровительства - прообраз современного консульского права. Древние римские юристы первыми употребили термин «право народов». Оно включало в себя нормы как взаимоотношений между государствами, так и отношений римлян с иностранными гражданами.

Следует особо подчеркнуть, что история развития человечества была насыщена несметным числом больших и малых войн. И что удивительно, даже в международном праве включительно до 20 в., война считалась нормальным способом взаимодействия государств, формой решения международных споров.

Сегодня прекращение холодной войны открыло пути к созданию нового мирового порядка. Угроза ядерной катастрофы значительно снизилась. Но продолжают иметь место внутренние вооруженные конфликты, большую опасность миру являет собой терроризм. Человечеству угрожает экологический кризис. В решении этих проблем заинтересованы все без исключения государства.

Одним из главных и весьма важных инструментов управления международными отношениями служит международное право.

Международное право есть система юридических норм, создаваемых государствами, а частично и другими субъектами международного права, путем согласования их воли, которые призваны регулировать определенные общественные отношения в межгосударственной системе.

Часто международное право называют «международным публичным правом», отличая его при этом от международного частного права. Хотя между этими двумя дисциплинами есть определенная связь, необходимо подчеркнуть, что это разные виды права.

В межгосударственной системе нет верховной власти, которой были бы подчинены все субъекты международного права, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. А значит межгосударственная система функционирует не так, как внутригосударственные системы.

В международном праве нормы создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем согласования воли участников международного права. Нормы международного права, обязательные для всех государств, имеют общедемократический характер, а нормы внутригосударственного права по своей социальной сущности могут отличаться от норм международного права в зависимости от социальной природы государств, которые создали эти нормы и для которых они обязательны.

Нормы международного частного права являются составной частью внутригосударственной правовой базы, они создаются каждым государством самостоятельно и регулируют частно-правовые отношения физических и юридических лиц с участием иностранного элемента. Главная задача международного частного права заключается в регулировании коллизий между нормами правовых систем разных стран.

Нормы международного права представляют собой правила поведения субъектов международного права в своих внешних отношениях друг с другом. Правовая норма международного права обычно выражает собой обобщенное правило поведения, обращенное к персонально неопределенному кругу субъектов международного права. Однако это не исключает того, что в международном праве отсутствуют совсем персониофицированные нормы, например, нормы двусторонних договоров, да и многосторонних с числом участников не более 10, могут быть обращены к любому из участников.

Эффективность нормы общего международного права зависит от того, насколько полно она отражает согласованную волю большинства субъектов. Международное право существует в форме норм.

Нормы международного права бывают диспозитивными и императивными. К первым относятся такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному согласию. А вот императивными являются такие нормы, от которых государства не могут отступать даже по взаимному согласию, и договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным (недействительным). Поясним на примерах.

Не следует понимать в буквальном смысле, что одни нормы обязательны, а другие не обязательны для государств. Все международно-правовые нормы обязательны. Но когда мы подразумеваем диспозитивные нормы, это означает, что государства вправе заключать договоры, включающие в себя иные нормы, по которым они собираются действовать, и это не будет правонарушением. Например, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. иностранные государства не имеют права заниматься разработкой и добычей полезных ископаемых в зоне континентального шельфа, так как на эти богатства распространяется суверенное право прибрежного государства. Однако, прибрежное государство вправе заключить с любым другим государством договор на право добычи того или иного вида природного ресурса в указанном морском районе.

В случае подписания сторонами договора, в котором упоминается возможность применения военной силы или угрозы силой, что противоречит императивной норме-принципу неприменения силы при решении спорных вопросов, то такой договор будет считаться недействительным.

Данное положение было закреплено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

По процессу образования норм они разделяются на договорные и обычные. Причем, в связи с высокими темпами роста интернационализации путей развития хозяйственной, политической, культурной и иных областей деятельности государств, договорный процесс создания норм как более быстрый стал превалирующим. Возрастает роль международных организаций в этом процессе.

Обычные нормы берут свое начало в большинстве случаев в обычаях наших далеких предков, живших на Земле несколько тысячелетий назад. Эти нормы проверены временем, они исключительно гуманны, современниками признаны и, как правило, относятся к императивным нормам. Например, в Древнем Риме существовал обычай: «Дал слово - держи его». Сегодня указанный обычай трансформировался в императивную норму - принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Этот принцип ныне закреплен в Уставе ООН. Устав (п. 2. ст. 2) обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу все международные обязательства.

Необходимо подчеркнуть, что не все нормы международного права имеют одинаковую юридическую силу, т.е. речь может идти об иерархии этих норм.

Так императивные нормы обладают большей юридической силой, чем диспозитивные, а нормы Устава ООН (ст. 103) главенствуют над нормами других международных договоров. Аналогично нормы межгосударственных договоров превалируют над нормами межведомственных договоров, однако, стороны по договоренности могут поступить иначе.

Отметим, что в международных отношениях помимо общего международного права действуют еще и локальные исключительно договорные, международно-правовые нормы, роль которых весьма велика (например, в случаях регулирования межгосударственных отношений, имеющих специфические проблемы).

Принципы международного права вместе с юридическими нормами образуют единую систему международного права. В отличие от нормы международного права, которая, как правило, призвана регулировать более конкретное правоотношение, касающееся определенного объекта международного права, принцип международного права распространяет свое действие на целую область правоотношений. Принцип по сравнению с нормой является более долговечным, меньше подвержен влиянию меняющихся обстоятельств, формируется в течение более длительного времени. Иными словами, принцип есть норма, которая проверена временем, общепризнанна и имеет более широкое предназначение в плане регулирования взаимоотношений.

Существует понятие основных принципов - это когда речь идет о принципах общего международного права, которое является основой всей системы международного права, в отличие от отдельных его отраслей, где имеются также свои принципы. Основные принципы международного права несут императивный характер, они закреплены прежде всего в Уставе ООН и к ним относятся:

1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем.

2. Принцип неприменения силы или угрозы силой.

3. Принцип мирного разрешения международных споров.

4. Принцип территориальной целостности государств.

5. Принцип нерушимости границ.

6. Принцип суверенного равенства государств.

7. Принцип невмешательства.

8. Принцип равноправия и самоопределения народов.

9. Принцип сотрудничества государств.

10. Принцип уважения прав человека.

11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Это не означает, что в международном праве лишь 11 основных принципов, конечно, их больше. Например, в связи с актуальностью проблемы охраны окружающей среды в международном праве получил общее признание важный принцип охраны окружающей среды как принцип общего международного права.

Конечным результатом процесса создания норм, т.е. процесса согласования воль субъектов международного права, являются источники международного права. Они едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов.

Основными источниками международного права являются международный договор и международно-правовой обычай.

К вспомогательным источникам международного права относятся: резолюции международных организаций, решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, с оговоркой, указанной в ст. 59 Статута Международного Суда ООН.

Говоря об источниках международного права, следует отметить их большое практическое значение, т.к. речь идет о том, где искать нормы международного права, а значит и о том, какие нормы являются международно-правовыми, а какие - нет.

Субъектами международного права являются участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

В международном публичном праве есть разные категории субъектов.

Основными (первичными) субъектами международного права являются государства, народы и нации, в т.ч. ведущие борьбу за независимость и создание собственного национального государства.

Производными (вторичными) субъектами м.п. являются международные (межгосударственные) организации, международная правосубъектность которых определяется учреждающим эти организации актом-уставом или соглашением и является производной от правосубъектности государств- участников такого акта. Объем прав и полномочий международных организаций определяется государствами-учредителями.

Отдельными элементами международной правосубъектности могут обладать и государственноподобные образования типа вольных городов (города Данциг в 1923-1939 гг., Триест в 1947- 1954 гг.), а также государство-город Ватикан - административный центр католической церкви во главе с Папой римским (площадь 44 га, население около 1 тыс. человек). Необходимым качеством международного права является юридическая обязательная сила. Юридическая обязательность норм международного права является главнейшей особенностью, отличающей их от других социальных норм, действующих в межгосударственной системе, в частности, в национальных законодательствах государств. В последнем случае обязательность правовых норм, как правило, диктуется велением государства.

Исторически считалось, что над государствами нет другой власти, кроме Бога, что именно в нем видели источник обязательности международных правовых норм. Договоры ранее скреплялись религиозными клятвами. Да и сегодня в мусульманском праве Бог выступает гарантом договоров. Согласно доктрине ислама Бог считается третьей стороной в любом договоре.

Следует подчеркнуть, что все без исключения нормы международного права разрабатываются самими государствами, либо с их участием, и они вступают в силу, т.е. становятся обязательными для выполнения, после того, как все или не менее 2/3 участников договора поставили под нормами свои согласительные подписи. Поэтому соглашение государств придает юридически обязательную силу не только конкретному договору, конкретной норме, но и всему международному праву. Данное положение закреплено в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву (ст. 2. п. 2 Устава ООН) - в принципе pasta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), который юридически обязывает соблюдать международно-правовые нормы. Юридическая сила общепризнанных норм международного права порождается согласием государств.

Повседневные и многосторонние интересы государств, жизненно-важные потребности мирового сообщества обеспечивают признание за международным правом обязательной силы. Исключительная необходимость правового широкомасштабного регулирования международных отношений придает международному праву юридическую и обязательную силу.

Подписывая соглашения и принимая на себя обязательства выполнять содержащиеся в них нормы, государства расширяют свои возможности осуществления суверенной власти, а также предвидения действий других государств.

Ответственность в международном праве. Под международно-правовой ответственностью понимаются юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства и является юридическим средством, которое обеспечивает соблюдение норм международного права. Эти нормы в международном праве образуют специальный международно-правовой институт, который предусматривает ответственность государства за агрессию, за отказ в предоставлении независимости колониальным странам и народам, за действия, связанные с рабством и работорговлей, за политику апартеида, геноцида, экоцида и др.

Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение международного правонарушения. Международное правонарушение есть действие или бездействие государства, которое нарушает его международное обязательство и которое установлено нормой международного права.

Государство может совершать противоправные действия или бездействия лишь посредством физических лиц, выступающих в качестве его государственных органов управления или его должностных лиц, однако международно-правовую ответственность несет государство. Оно же несет ответственность и в случае нарушений международных обязательств в результате противоправных действий или бездействий национальных судов.

Основанием ответственности государства могут быть совершенные на его территории действия частных лиц (собственных граждан или иностранцев) и их организаций. В данном случае государство несет ответственность не за действия частных лиц, а за поведение своих органов, которые не предотвратили такие действия или не наказали их виновников, хотя обязаны были это сделать.

Государство не может снять с себя международную ответственность, ссылаясь на свое национальное право, т.е. на то, что его органы действовали в точном соответствии с внутригосударственными правовыми предписаниями.

Если действия государства-нарушителя причинили какой-либо материальный или нематериальный (нарушение суверенитета) вред законным интересам другого государства, то возникает ответственность за ущерб материальный или за ущерб нематериальный. В случае же особо опасных правонарушений возникает ответственность за причинение вреда международному сообществу в целом.

В современном международном праве принято деление международных правонарушений государств на международные преступления и международные деликты.

Правоотношения, возникающие из международного деликта и международного преступления государства, значительно отличаются друг от друга.

При международном деликте возникает обязательство государства-правонарушителя прекратить правонарушение и возместить причиненный материальный и нематериальный ущерб, а также право потерпевшего государства требовать выполнения этих обязательств. В случае невыполнения государством-правонарушителем этих обязательств, потерпевшее государство вправе применить к нему санкции, т.е. меры давления (введение торговых, транспортных, таможенных и других ограничений).

Что касается вопроса об ответственности государства за международные преступления, то здесь гораздо меньше ясности, чем в вопросе ответственности за международные деликты. Трудность в том, что пока нет перечня международных преступлений государств, признанного государствами-членами ООН. В международном праве пока не установлены параметры санкций за те или иные международные преступления государств. И тем не менее Совету Безопасности ООН удалось принять решение о санкциях против ЮАР за проведение апартеида, удалось также принять ряд резолюций в связи с агрессией Ирака против Кувейта.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права происходит в виде их взаимного влияния друг на друга и первичным при этом является влияние внутригосударственного права, Эта первичность объясняется тем, что нормы международного права создаются самими государствами и они при этом исходят из норм и принципов своего национального права и не идут на создание норм международного права, противоречащих основам их социального и политического строя, закрепленных в нормах конституционного (государственного) права. Нередки прецеденты, когда отдельные государства с большим трудом идут на подписание международных договоров, выполнение которых от них потребовало бы внесения изменений в их действующее национальное законодательство.

Если имеет место влияние содержания норм национального права на содержание норм международного права, то такое влияние называется материальным (например, принципы (нормы) внешней политики).

Когда же влияние национального права на международное право имеет дело с нормами, касающимися процесса создания норм международного права, то такое влияние именуется процессуальным. Так законодательство в области гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека часто инициирует разработку различного рода международных договоров в области защиты прав человека.

Не менее важен процесс обратный: осуществление норм международного права внутри государства. Такой процесс называется трансформацией. Трансформация - один из способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права. Проблема трансформации вызвана к жизни тем, что международное право и различные системы национального права существуют самостоятельно, хотя и взаимосвязаны.

Трансформация может осуществляться путем издания в государстве специального закона либо путем законодательного провозглашения действия международного договора на территории данного государства и обязанности всех лиц соблюдать его предписания. Известно, что акт ратификации или одобрения государством международного договора равнозначен его превращению в составную часть национального законодательства. Согласно Конституции РФ нормы международного договора являются частью российской правовой системы и имеют преимущественную силу по отношению к нормам внутригосударственного характера.

Важной составляющей международного права является международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из важнейших международно-правовых принципов.

Как и суверенные государства, нации, борющиеся за свою государственную независимость, обладают полной международной правосубъектностью, они могут вступать в сношения с другими государствами и международными организациями, заключать договоры и т.д. Рождающиеся новые независимые государства считаются полноправными субъектами международного права.

Итак, в мире постоянно происходят изменения: одни государства появляются, другие прекращают свое существование, третьи продолжают существовать, но в ином виде. Вследствие этого возникают два юридических вопроса: о признании новых субъектов международного права и об их правопреемстве.

Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает возможным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной, коей могут быть: вновь возникшее государство, новое правительство, нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация.

Признание выражает стремление признающего государства установить нормальные отношения с признаваемой стороной, памятуя при этом о юридических последствиях, которое оно влечет за собой.

Новое государство, согласно Уставу ООН, имеет право на международное признание, которое осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости (провозглашение независимости Намибии 21 марта 1990 г.).

В 1991 году прошла кампания признания государствами мира бывших союзных республик СССР в результате развала последнего.

В случае прихода к власти правительства неконституционным путем или в случае изменения формы правления нередко возникает необходимость его признания. Согласно норм международного права правительство имеет право на признание, если оно осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией. Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточное правительство), не должно признаваться.

В зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой международно-правовое признание, различается признание де-юре и де-факто. Обе формы признания юридические.

Признание де-юре обычно считается полным и окончательным, влекущим за собой обмен дипломатическими представителями высшего класса, признание прав признаваемого государства на распоряжение имуществом и др. ценностями, принадлежащими ему за границей, признание его иммунитета от юрисдикции признающего государства и др.

Признание де-факто обычно применяется в случаях, когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности нового правительства или самого государства, либо не намерено до какого-то времени или наступления определенных условий вполне официально и окончательно признавать нового субъекта права или его правительство. Признание де-факто не обязательно для установления дипломатических отношений.

Другой не менее важной составляющей международной правосубъектности вновь образованных государств является правопреемство государств, что означает переход международных прав и обязанностей одного государства к другому. Вопросы правопреемства государств регулируются:

Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года;

Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года.

Однако эти конвенции еще не вступили в силу. Теория и практика в этом вопросе очень противоречивы. Поэтому вопросы правопреемства решаются в специальных соглашениях заинтересованных государств. Вопрос о правопреемстве государств встает:

1) при возникновении нового государства в результате социальной революции;

2) при возникновении нового независимого государства в ходе национально-освободительной борьбы (в результате деколонизации);

3) при разделении или отделении частей государства;

4) при объединении государств;

5) при частичных территориальных изменениях государства. В международном праве государство понимается как одно целое трех составляющих: население, территория, власть. Однако, правопреемство связано с изменениями только одной составляющей-населения. Изменения численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

Среди множества случаев правопреемства встречаются и такие, когда государства не придерживались единых правил и вес решалось с учетом конкретных обстоятельств. Так, после второй мировой войны власти ФРГ утверждали, что «германский рейх, как субъект права и историко-политическая реальность, никогда не переставал существовать». ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. Советское и ряд других правительств, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

Правопреемство не затрагивает договоров, установивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства. Так при воссоединении Германии не была поставлена под сомнение граница по Одеру-Пейсе, установленная договором между ГДР и Польшей 1950 г.

При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип, по которому границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства. Другими словами, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении переданной территории, а договоры государства-преемника прибретают силу.

При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства. Исключением из этого правила было вхождение ГДР в ФРГ, в результате чего первая утратила свою правосубъектность, а вторая сохранила. Усложнилось это объединение различием общественно-политических и правовых систем. В итоге договоры ГДР подлежали сохранению, пересмотру либо аннулированию. Договоры же ФРГ сохранили свою силу и распространили действие на территорию бывшей ГДР. Все это было закреплено в договоре об объединении Германии 1990 г.

Если при разделении государства одна из частей продолжает существовать как государство-предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Исключением являются те договоры, которые непосредственно связаны с отошедшей территорией. Этот порядок относится и к членству ООН.

В 1947 г. от Индии отделился Пакистан. Индия, оставаясь государством со всеми договорными правами и обязанностями, осталась членом ООН. Отделившаяся территория Пакистан предстала новым государством без прав и обязанностей прежнего государства, а стало быть и без автоматического представления ему места в ООН.

Определенную специфику являет собой вопрос правопреемства в результате ликвидации СССР. В Алма-Атинской Декларации стран СНГ 1991 г. говорится: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». И далее в отношении правопреемства: «... участники СНГ гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза СССР».

Из этого следует, что все члены СНГ в равной мере рассматривались как правопреемники СССР, однако реализация такого предложения не была возможной. Ни один из правопреемников не мог претендовать на членство в ООН о порядке самопреемства и особенно на место постоянного члена Совета Безопасности.

Выход из трудного положения был найден в концепции «Россия: государство-продолжатель СССР». Она означает, что место СССР в мировой политике занимает Россия. Она является главным правопреемником Союза, и на нее ложится основная ответственность за выполнение его обязательств.

В совместной декларации РФ и Великобритании 1992 г. констатируется, что Россия «продолжает в полном объеме международные права и обязательства, которыми ранее обладал Советский Союз».

Это означает, что двусторонние договоры сохраняются в части выполнения обязательств за Россией, а участниками заключенных Советским Союзом многосторонних договоров становятся все правопреемники СССР.

Ниже будет заострено внимание на некоторых основных аспектах международного отраслевого права.

Понятие международного права включает в себя три основных направления (отрасли международного права ).

Международное публичное право.

Международное публичное право - это система правовых норм , которые регулируют отношения между государствами , их представителями и другими субъектами международных отношений. Этот вид международного права , в свою очередь, делится на такие институты, как:

  • дипломатическое право;
  • международное воздушное право;
  • международное космическое право;
  • международное гуманитарное право;
  • международное морское право;
  • международное уголовное право;
  • международное экономическое право;
  • международное экологическое право ;
  • право международной безопасности;
  • право международных договоров;
  • право международных организаций;
  • международное консульское право;
  • право прав человека.

Основные источники международного права в этом направлении:

  • международный обычай;
  • международный договор;
  • общие принципы права ;
  • судебные решения;
  • правовая выписка.

Принципы международного права :

  1. Неприменение силы и угрозы силой.
  2. Мирные средства разрешения конфликтов .
  3. Невмешательство во внутренние дела других государств.
  4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом.
  5. Принцип равноправия народов.
  6. Принцип права народов на самоопределение.
  7. Суверенное равенство государств.
  8. Выполнение международных правовых обязательств.
  9. Нерушимость государственных границ.
  10. Уважение прав человека и его свобод.

Международное частное право.

Международное частное право - это комплекс правовых норм внутригосударственного законодательства , регулирующие гражданские частные и трудовые отношения , осложненные иностранным элементом. Грубо говоря, этот вид правовых норм регулирует отношения государства или его граждан с иностранцами, приехавшими в страну с какой-либо целью, например, предпринимательской .

Таким образом, международное публичное право - это отношения государств на какой-то условной нейтральной территории (зал заседаний ООН), а частное право - это международные отношения внутри страны, между жителями и подданными другого государства. Поэтому здесь субъектом международного права являются не столько государства и международные организации, сколько физические и юридические лица .

Источники международного частного права в России:

  • принципы и нормы международного права;
  • Конституция Российской Федерации ;
  • Гражданский кодекс РФ ;
  • Семейный кодекс РФ ;
  • федеральные законы, касающиеся международных организаций .

При реализации международного частного права иногда возникает такой метод правового регулирования , как коллизионный метод. Метод этот уникален и в других отраслях права отсутствует. Заключается он в принятии решения, какие нормы права использовать при регулировании какого-либо отношения (законодательство РФ или законодательство той страны, откуда приехал иностранный предприниматель) и в каких случаях. Например, задержанный международный преступник может быть подвергнут суду либо экстрадиции.

Наднациональное право.

Наднациональное право - это система международных правовых норм, регулирование которых осуществляют наднациональные субъекты , то есть организации, не представляющие никакое государство, либо сразу несколько государств. Пример - ООН. Как правило, полномочия таких органов выше полномочий органов остальных государств, в особенности это касается международных судебных инстанций:

  • Международный суд ООН;
  • Международный уголовный суд;
  • Международный арбитражный суд;
  • Европейский суд по правам человека (Страсбург);
  • Международный арбитражный суд (Париж).

Самый яркий пример наднационального права в наше время - это система Права Европейского союза.