Что такое политика

πόλις ) исторически формировались как городские общины с самоуправлением, которые конституировали себя в качестве политической формации, общности - эта форма самоорганизации общества была типична для Древней Греции . Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю . С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления . Политика как методология управления формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия (ремёсла, искусства, школы), в которых формировалась будущая элита.

Сам по себе рассматриваемый термин был введён в IV веке до н. э . Аристотелем , который предлагал для него следующее определение: политика - искусство управления государством (полисом). Впрочем, политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия задолго до этого события - хотя и позднее, нежели, например, экономические отношения или мораль . Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

  • Теологическое . В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.
  • Антропологическое . Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).
  • Биологическое . Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал - таких, к примеру, как агрессивность , инстинкт самосохранения , борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц , в частности, увязывал с феноменом агрессивности войны , революции и другие конфликты , имеющие место в жизни общества .
  • Психологическое . Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности , интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики . В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд , ассоциировавший природу политики с бессознательным .
  • Социальное . Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего - по мере роста его сложности и развития социальной стратификации . В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться неолитическая революция , которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом. Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид:
    • Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление частной собственности . Последняя, в свою очередь, способствует развитию экономики , её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость личности , обеспечивая ей возможность достичь определённого положения в обществе экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты.
    • Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной.
    • Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения целостности территорий , находящихся под контролем указанного сообщества.

Соответственно, политика возникает в связи с утратой возможности разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными методами - посредством обычаев , моральных установок и т. п. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого, понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти . В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти - анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья - как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.

Сущность политики [ | ]

В ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся во владении совокупностью конкретных (ораторским , военным , судебным и т. д.), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон), знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), борьба классовых интересов (Карл Маркс). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и , управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика , глобальная или мировая политика) .

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

Основные подходы [ | ]

В исторической ретроспективе базовые тенденции в определении сущности политики, так же, как и в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К их числу могут быть отнесены следующие:

  • Субстанциональный . Определения политики увязываются непосредственно с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Никколо Макиавелли , Макса Вебера и Карла Маркса .
  • Институционный . Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, Владимир Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.
  • Социологический . В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп , реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.
  • Телеологический . Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

Кроме того, в современной политологии выделяются два противоположных друг другу подхода к пониманию политики: консенсусный и конфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска Компромиссов , и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов , областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми. Необходимо, впрочем, при этом отметить, что не следует преувеличивать значимость и важность какого-либо из этих подходов: политика является продуктом борьбы двух разнонаправленных тенденций (конфликты интересов с одной стороны и поиск равновесия - с другой), что фактически уравнивает между собой консенсусный и конфронтационный подходы.

Альтернативные определения [ | ]

  • Политика - борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество , а τικός (тикос) - интерес ; (дословно - «множество интересов») [ ] . Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос , а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос ) ;
  • Политика - искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика - управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;
  • Политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства ;
  • Политика - это управление распределением ресурсов;
  • Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти ;
  • Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами , будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает ;
  • Политика - это участие в делах государства , направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;
  • Политика - это деятельность организации (её поведенческая модель), в том числе деятельность государства по реализации своих целей (интересов), например: - техническая политика;
  • Политика - всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем-либо или кем-либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;
  • Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
  • Политика - форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь;
  • Политика - это искусство объединения людей;
  • Политика - это борьба за право устанавливать свои правила игры;
  • Политика - искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле);
  • Политика - приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица;
  • Политика - исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (Политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой);
  • Политика - меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру, политикой фирмы «А» могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли.

Функции [ | ]

В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:

  • Реализация интересов социальных групп , имеющих значимость с точки зрения власти .
  • Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство .
  • Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).
  • Рационализация отношений между людьми и смягчение противоречий в обществе, поиск разумных решений возникающих проблем.
  • Постановка целей развития общества, определение связанных с ними задач управления и способов их достижения.
  • Распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов в обществе через политические механизмы, такие как формирование государственного бюджета .
  • Поддержание политической коммуникации между различными социальными группами через средства массовой информации , посредническую деятельность в создании площадок для контактов власти и организаций гражданского общества , представителей конфликтующих сторон.
  • Гарантия политических прав и свобод граждан , соблюдение принципов социального равенства и справедливости .

Структура [ | ]

В политике выделяются субъекты, или акторы - свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т. д.), а также объекты - общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т. п.) и политической культуры. Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: политическую систему , политический режим и политические процессы.

Виды [ | ]

Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:

  • По целевой сфере общества:
и т. п.
  • По направлению или масштабу: внутренняя и внешняя .
  • По содержанию и характеру:
  • прогрессивная,
  • реакционная,
  • научно-обоснованная,
  • волюнтаристская.
  • По субъектам: политика мирового сообщества , государства, организации и т. д.
  • Политические процессы и общество [ | ]

    От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и духовном аспекте, а также от учёта ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением, зависит ускорение или, напротив, задержка развития общества.

    В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

    Страны - это поддержание связей и стабильности внутри страны и за её пределами. Значимость обоих аспектов государственной деятельности невозможно переоценить. Внутренняя политика обеспечивает поддержку правительственного курса, способствует миру и согласию, формирует целостность державы.

    Суть понятия

    Любое государство стремится к самосохранению, развитию и стабильности. Поэтому у политики, направленной на поддержание порядка в стране и объединение народов в мире, долгая история. Внутренняя политика как одна из важнейших функций государства возникает вместе с этим социальным институтом. В глобальном смысле это понятие обозначает деятельность государства по установлению, поддержанию или реформированию общественно-политического строя через решение проблем социального, экономического, культурного порядка. Внутренняя политика призвана выполнять следующие функции: организовывать хозяйственно-экономическую составляющую, поддерживать в стране в состоянии стабильности, устанавливать социальную справедливость при распределении благ и рациональное, безопасное использование ресурсов страны, поддерживать законопорядок и сохранять единство государства.

    Значимость внутренней политики государства

    Любое государство опирается на свой народ при проведении реформ, направленных на развитие страны, обеспечение своей целостности. Внутренняя политика в этом случае является условием удовлетворённости населения своим правительством. Только люди, которые чувствуют заботу государства о себе, готовы работать на его благо, связывать с ним своё будущее. Человеческий капитал - это главное богатство страны, а люди требуют заботы.

    В этом и заключается высочайшая значимость внутренней политики. Удовлетворённое население поможет державе достичь высоких результатов во внешней политике и в реализации самых амбициозных планов. Внутренняя и внешняя политика, таким образом, тесно взаимосвязаны. Они влияют друг на друга и их результаты сказываются во всех областях жизни населения и государства. Для населения страны внутренняя политика должна быть понятной и близкой, только тогда её ждут успех и поддержка. Поэтому государство должно устанавливать особые коммуникационные отношения с населением, чтобы рассказывать о целях и планах.

    Принципы внутренней политики

    Государство в проведении своего курса опирается на главный закон - Конституцию. Кроме того, внутренняя политика основывается на нескольких принципах:

    • государство всегда и во всём охраняет достоинство личности;
    • реализация прав и свобод одного человека не должна нарушить конституционных гарантий других людей;
    • граждане страны имеют право участвовать в управлении страной как самостоятельно, так и через своих представителей во власти;
    • все люди равны перед законом и судом;
    • государство всегда гарантирует равенство граждан независимо от любых обстоятельств, например, места жительства, расы, пола, дохода и т. п.

    Внутренняя политика государства строится на фундаменте нравственности, справедливости и гуманизма. Власть поверх всего ставит интересы своего народа и стремится создавать ему максимально комфортные условия для проживания.

    Структура внутренней политики

    Многочисленные задачи, стоящие перед внутренней политикой, приводят к сложности её структуры. В целом она делится на две сферы: деятельность на общегосударственном уровне и действия на региональном. Эти сферы имеют разные ресурсы: в первую очередь финансовые, а также свои зоны ответственности.

    Кроме того, традиционно выделяют такие направления внутренней политики, как экономическая, социальная, национальная, демографическая и сфера укрепления государственности. Существуют попытки выделения и более мелких сфер, но в целом эта типология хорошо отражает главные цели и зоны влияния государства внутри страны. Все направления даже закреплены документально и видны в структуре органов управления страной и региональных областей. Также могут выделять и другие сферы, например, охраны окружающей среды, военную, аграрную, культурную и правоохранительную политику.

    Укрепление государственности как база внутренней политики

    Сохранение целостности и единства государства - одна из важнейших задач, которую решает внутренняя политика. Это особенно важно в больших, многонациональных странах, как Россия, например. Предотвращение национальной розни и сепаратистских попыток выделения отдельных регионов в самостоятельные субъекты политики, очень важно, особенно сегодня, во времена роста национального самосознания у малых народов. Удержание в составе страны региона, как, например, Каталонии в Испании, требует сложных действий на самых разных уровнях. Также к этой сфере относится пропаганда общегосударственных ценностей, символики и истории. Эту функцию государство реализует совместно со СМИ и разными социальными институтами.

    Экономическая политика

    Важнейшей является экономическая внутренняя политика, которая гарантирует стабильности страны. Обеспечение свободной конкуренции, неукоснительное исполнение антимонопольного законодательства - один из аспектов экономической политики. Важной частью является и поддержание стабильности финансовой системы, к этому аспекту относится формирование бюджета и контроль его исполнения, а также помощь национальной валюте, содействие развитию бизнеса в стране. Главными показателями для экономической политики является размер ВВП внешнего долга государства. Также политика стимулирует обновление и модернизацию производственных мощностей страны, создаёт благоприятную почву для привлечения инвестиций, регулирует налоговое законодательство. Страна должна создавать условия для предпринимателей, желающих открыть своё дело, а также способствовать удержанию молодых специалистов и высококвалифицированных кадров.

    Социальная политика

    Департамент внутренней политики чаще всего ассоциируют с социальной политикой. Она, действительно, является одной из важнейших, так как непосредственно касается каждого человека в державе и ощущается жителями страны ежедневно. Государство должно обеспечить населению приемлемый уровень жизни, делая акцент на защите социально неблагополучных групп: сирот, инвалидов, одиноких родителей, пенсионеров, безработных. Важная часть социальной политики - это охрана здоровья граждан, которая включает организацию квалифицированной медицинской помощи, обеспечение нуждающихся лекарствами, организацию санаторного лечения, контроль за качеством питания и за чистотой окружающей среды. В социальную политику также входит регуляция диспропорции в доходах населения, смягчение последствий социального неравенства. Кроме того, она включает регулирование сферы образования, создание системы дошкольного и школьного образования, контроль их качества. Нередко к социальной сфере относят работу государства в области культуры и экологии.

    Демографическая политика

    Количество населения, его естественный прирост и убыль - предмет заботы государства. Оно контролирует демографию в стране, стремится к достижению оптимального соотношения между разновозрастными группами, количеством рождающихся и умирающих граждан. Например, для России важно увеличить рождаемость, так как наблюдается уменьшение трудоспособного населения, а в Китае, напротив, ее необходимо уменьшать из-за слишком быстрого роста населения. Решение демографических проблем невозможно только путём изменения законодательства. Здесь необходимо вести пропагандистскую работу, задействовать материальные механизмы воздействия.

    Национальная политика

    Внутренняя политика государства большое внимание уделяет проблемам отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Особенно сегодня, когда межнациональные конфликты становятся всё острее. Значимость государственной деятельности в этой сфере только возрастает. Внутренняя политика России направлена в первую очередь на восстановление дружеских отношений между людьми разных этносов и культур. Также для правительства очень важно регулировать миграционные процессы, которые могут провоцировать конфликты. Поэтому вовремя их предвидеть и предупредить - цель национальной политики. Задача государства - создать благоприятные условия для жизни всех граждан вне зависимости от их национальности, пресечь возможную дискриминацию по расовому признаку и содействовать развитию культур и языков народностей, проживающих на территории страны.

    О политике каждый из нас знает много. Мы знаем все о политике государства, своей компании и даже проводим свою политическую линию в семейных отношениях. А что такое политика? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

    Что означает «политика»

    Слово политика пришло к нам с древнегреческого языка. Оно происходит от слова politike, которое переводится как общественные или государственные дела. Многие известные философы давали свое определение политики. Например, Платон считал, что политика – есть искусство управления всеми другими искусствами (судебное, ораторское, военное и т.д.) с целью улучшения жизни граждан. Макиавелли считал что политикой можно назвать знания о правильном и мудром правлении государством.

    Что такое политика: современное определение

    Политикой называется обще руководство для принятия решения и действия, которые облегчают достижения поставленной цели. Политика вырабатывает направления, по которым необходимо следовать, чтобы достигнуть цели. Помимо этого она объясняет, почему необходимо придерживаться этих направлений. Хотя политика направляет действия на выполнение поставленной задачи или достижение определенной цели, однако, при этом она оставляет свободу действия.

    В чем суть политики

    Понятие «политика» давно вошло в нашу речь и повседневную жизнь. Но разве стало оно от этого понятнее? Попробуем объяснить, в чем заключается суть политики:

    1. Политика создается государственными структурами и общественными движениями, поэтому она неразрывно связана с ними.
    2. Политика – это борьба за власть, пользование ею и удержание ее.
    3. Политику можно рассматривать как процедуру принятия решений в обществе, в котором нет полного единства. Эти решения могут удовлетворять интересы большой группы людей или наоборот, очень узкого круга лиц.
    4. Политику можно сравнить с одним из видов искусства. Ведь искусный политик всегда достигает цели с минимальными потерями, способен примерить враждующие стороны, учесть как долгосрочные, так и краткосрочные интересы своей партии, народа и государства. А все это не возможно, если политик не будет обладать глубокими знаниями, талантом, интуицией.

    Чем занимается политика

    Политика играет значительную роль в развитии любого общества. Рассмотрим подробнее, чем занимается политика в обществе:

    1. Обеспечивает стабильность и целостность общества.
    2. Обеспечивает эффективность и мобилизацию всех видов общественной деятельности.
    3. Регулирует и управляет общественными интересами.
    4. Обеспечивает социалистическую социализацию, путем втягивания индивидуума и целых групп населения в социальную жизнь.
    5. Создает права и свободы личности, а также является гарантом их соблюдения.

    Что относится к политике

    К политике можно отнести все то, что каким-либо образом связано с общественными движениями, политическими партиями и государственными структурами. Это можно объяснить тем, что именно все перечисленное и создает политику, а, следовательно, и неразрывно связано с ней. Любая проблема, если попадает в сферу внимания государства, общественного движения или партии сразу становится политической проблемой.

    Что входит в политику

    Политика представляет собой богатый и разнообразный мир, куда входят:

    1. Различные науки, т.к. политика неразрывно связана с ними.
    2. Цели, интересы и установки различных политических институтов и социальных групп.
    3. Механизмы согласования и регулирования интересов, которые предотвращают раскол общества.
    4. Непосредственное взаимодействие объектов и субъектов политики.

    К элементам политики также можно отнести политические отношения, политическую власть, политическую организацию и культуру, политическое сознание, а также субъектов политики.

    Что такое учетная политика

    Учетной политикой называется документация, регламентирующая ведение налогового и бухгалтерского учета на предприятии или в организации, а также целый комплекс правил по отражению на счетах организации расходов и доходов, постановки на баланс имущества и составления отчетной документации.

    Другими словами, учетную политику можно рассматривать как целую совокупность документов, облегчающих ведение бухгалтерского учета и снижающих налогообложение.

    Грамотно разработанная учетная политика позволяет уменьшить законным способом налогообложение предприятия или организации.

    Разрабатывается учетная политика главным бухгалтером, а утверждается руководителем организации, издающим о ее внедрении приказ.


    Политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по решению общественных проблем, постановке и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Одновременно с этим политика является и средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области.
    Существует множество классификаций политики. По критерию направленности выделяют, как вы знаете, внут-

    реннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика связана с решением проблем внутри страны, а внешняя - на международной арене. В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выделяются следующие направления внутренней политики: эко- комическая, социальная, государственно-правовая, культурная. Иногда культурная политика рассматривается в качестве составляющей социальной политики. Каждое из направлений внутренней политики делится, в свою очередь, по отраслевому признаку. Так, экономическая политика включает политику промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную и др.
    Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, демографической, национальной, молодежной политикой и пр. Составляющими государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика. Культурная политика - это политика в области образования, кино, театра и пр. По полноте охвата и влиянию на общество выделяют такие разновидности политики, как научно-техническая, экологическая, информационная. Они пронизывают все сферы общественной жизни и поэтому не принадлежат ни к одной из них. Направления политики имеют свою структуру и объекты воздействия. Например, аграрная политика включает следующие элементы: сельскохозяйственную политику, агропромышленную политику, внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропромышленные объединения, фермерские хозяйства и др.
    Внешняя политика также имеет направления: оборонная, иностранная (между физическими и юридическими лицами различных государств), внешнеэкономическая и пр.
    Структурная детализация государственной политики позволяет более целенаправленно реализовывать программы и проекты в конкретной сфере.
    По критерию долговременности выделяют стратегическую и тактическую (текущую) политику. Стратегическая политика по временному интервалу бывает долгосрочной (10-15 лет), среднесрочной (3-5 лет) и краткосрочной (1,5-2 года). Тактическая политика - это деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей.
    В современном мире большое влияние на внутреннюю политику оказывает внешний фактор - международная политика.
    Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный политический цикл: определение общественных проблем и целей политики; разработка (формирование) политики; осуще-
    ~

    ствление государственной политики; оценка результатов государственной политики.
    На первом этапе выявляются общественно значимые проблемы и их причины. Например, ухудшение демографической ситуации в России связано с двумя факторами: с низкой рождаемостью и высокой смертностью, которые, в свою очередь, зависят от других факторов (вспомните известные вам факты). Для разработки политики в этой области необходимо понять основные причины такого положения: неэффективность отечественного здравоохранения, бедность, неудовлетворительная экология, рост алкоголизма, наркомании и т. д.
    Второй этап. На основе проведенного анализа определяются цели (задачи). Так, в приведенном примере демографической ситуации задачи политики направлены на устранение этих причин. Выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни. Государственные институты выполняют определенную роль в этом процессе. Например, общую стратегию внешней и внутренней политики определяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, что находит отражение в его ежегодном Послании Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правительство РФ определяет общие конкретные цели, а также стратегию государственной политики в отдельных областях. Основным документом Правительства является среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации. Парламент также принимает участие в формировании политики путем обсуждения актуальных проблем, в ходе принятия бюджета, законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной политики. Сложность общественных проблем приводит к тому, что при разработке политики органы государственной власти (политические руководители) прибегают к помощи не только чиновников-профессионалов (экспертов, аналитиков, спичрайтеров и др.), но и специальных исследовательских организаций-«мозговых центров», нацеленных на разработку новых идей, подходов или программ.
    Третий этап. С принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап ее реализации. Здесь на первый план выступают исполнительные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства. Координирует их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают подзаконные акты (директивы, приказы, распоряжения и др.). Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за их исполнением. Они занимаются также выдачей разреше
    ний (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности юридическим лицам и гражданам, регистрируют акты, документы. Федеральные агентства осуществляют полномочия собственников в отношении государственного имущества, оказывают услуги другим федеральным органам (например, в разработке стандартов), юридическим лицам, гражданам. Оказание качественных услуг населению - одна из актуальных проблем государственного управления во всех странах, в том числе и в России. Главное в оказании услуг - непрерывное обслуживание и скорость реакции на запросы населения. Недопустимы сбои в работе транспорта, криминальной полиции, ЖКХ и пр. В настоящее время многие государства ориентируются в своей работе на список базовых услуг, принятый в странах Евросоюза. В нем предусмотрены, например, для граждан выплаты из фонда социального страхования (студенческих стипендий, семейных льгот и пр.), действия в ответ на заявления о помощи (в частности, о краже, угоне машины), выдача документов (паспортов, водительских прав), запись актов гражданского состояния. В числе общественных услуг для бизнеса - регистрация новых компаний и т. д.
    В целом этап реализации политики представляет собой систему мероприятий, ориентированных на конечный результат, что находит отражение в рабочих планах министерств. В них заранее продумывается программа действий по осуществлению поставленных задач: цели деятельности, главные исполнители, стандарты выполнения (технические задания), распределение ресурсов, стандарты и критерии результатов выполнения. При выполнении планов используются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договоренности) и административные (контроль, ограничения, квоты). Большую значимость приобрели экономические (налоги, тарифы, дотации) и организационные методы. Например, для выявления поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг проводятся открытые конкурсы, способствующие совершенствованию государственных заказов.
    На четвертом этапе анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключительная оценка проводимой политике (программе), работе государственных органов. Так, деятельность министерств Великобритании оценивается на основе единой методики по следующим направлениям: эффективность, результативность и экономность. В США рекомендуется оценивать работу городской администрации по таким показателям, как выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объем услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения.

    Следует отметить, что большое влияние на государственную политику оказывают различные группы интересов, в том числе лоббистские группы, деятельность которых будет раскрыта в последующих параграфах.

    Всю историю человечества можно разбить на дополитический и политический периоды. Несколько десятков тысяч лет общество в своей организации обходилось без политики. К. Маркс связывал дополитическую организацию общества с отсутствием классов. В доклассовом обществе не было частной собственности, люди жили малочисленными этнообразованиями, связанными кровнородственными связями -- семейными, родовыми, племенными. В ХХ столетии исследования таких ученых как К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль расширили представления о дополитическом периоде истории. В этом обществе люди жили в соответствии с жесткими традициями, которые составляли основу организации. Их организация базировалась на культурных технологиях, в которых получали реализацию жизненные ситуации. Поскольку эти ситуации были связаны с природой и немногочисленными сообществами, они были достаточно просты. В этом обществе еще не было людей в нашем привычном понимании. Люди были носителями функций, имели имена, которые давались им при «совершеннолетии» -- включении в сообщество «взрослых» в результате обряда посвящения. Эти люди не мыслили самостоятельно, у них не было индивидуальной воли и права выбора. Они были в буквальном смысле «винтиками» общественной машины -- организации, которая их запрограммировала социальными ритуалами, табу, снабжала мифологическими догмами, формировала донаучное, дологическое сознание, в котором все объяснялось и все диктовалось для каждого человека -- исполнителя социальной роли. Подобная общественная организация характеризовалась нерасчлененностью, слитностью (синкретичностью) социальных институтов. Они в обществе были еще не нужны и содержались в зародыше. Переход к политической организации представляет собой значительный скачок в изменении общественной формы. Появление политики способствовало развитию человеческой культуры. В обществе создается соответствующая структура, которая делает человека более свободным, осознающим себя и свое бытие, а также более организованным. Итак, политика -- это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей. Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. По его определению, политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Тогда под политикой понималась вся общественная жизнь. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.

    Социологическая. Характеризует политику через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию.

    • -- экономическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
    • -- этическая. Политика - это надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики.
    • -- стратификационная. Политика - это соперничество определенных общественных групп: классов или наций (марксизм) или заинтересованных групп (А.Бентли, Д.Трумэн), обеспечивающих в современном демократическом государстве баланс, равновесие общественных интересов.
    • -- правовая. Политика - это специализированная деятельность по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность (теории «Общественного договора» Спинозы, Гоббса, Локка, Руссо, Канта).

    Субстанциональная. Раскрывает первооснову, «ткань», из которой состоит политика.

    • -- властная. Политика - это действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование (М.Вебер).
    • -- институциональная. Политика - это деятельность государства, а также партий и других ассоциаций и объединений.
    • -- антропологическая. Политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека (Аристотель).
    • -- конфликтно-консенсусная. Политика - это деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов (М. Дюверже, С.Ф. Хантингтон).
    • -- отношение «друзья-враги». Политика - это любая общественная деятельность, в которой люди взаимодействуют как друзья и враги.

    Процессуальная - раскрывает динамический, процессуальный характер политики.

    • -- деятельностная. Политика - процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.
    • -- телеологическая. Политика - это деятельность по эффективному достижению коллективных целей.
    • -- системная. Политика - относительно самостоятельная система, сложный социальный организм, целостность, отграниченная от окружающей среды (остальных областей общества) и находящаяся с ней в непрерывном взаимодействии.

    Натуралистическая трактует политику как совокупность природных факторов.

    • -- географическая. Трактует политику как совокупность природных факторов.
    • -- биологическая. Политика есть инструмент управления животными инстинктами человека.
    • -- психологическая. Политика - это деятельность людей, детерминированная их стремлением к власти и богатству.

    Теологическая - политика как проявление божественной воли.

    Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

    Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.