Что такое правоохранительные органы? Система правоохранительных органов в России. Правоохранительные органы рф Организация судебных и правоохранительных органов

В целях реализации правоохранительных функций государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными.

В законодательстве Российской Федерации нет понятия «правоохранительные органы». Однако это словосочетание в последнее время широко используется законодателем, юридической наукой и практикой. Так в Конституции РФ зафиксировано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст.72). В федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8).

Формулировка «правоохранительные органы» используется и в ряде других нормативных правовых актах и официальных документах ненормативного характера, как обобщающее понятие, относящееся к государственным органам, призванным обеспечить защиту прав и свобод гражданина, общественных и государственных институтов.

Юридической наукой и практикой выработаны признаки, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным :

1. Правоохранительные органы – это государственные органы, специально созданные законом. В законе определяются цели, задачи, структура и компетенция этих органов. Например, Федеральная служба безопасности создана на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 г № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;

2. Правоохранительные органы создаются для выполнения конкретной правоохранительной функции. Например, суды создаются для отправления правосудия, прокуратура для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, органы внутренних дел для защиты прав и свобод человека, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности;

3. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур.

4.Правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.


Правоохранительную функцию по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам в Российской Федерации осуществляют и некоторые негосударственные организации – адвокатура, нотариат (частный) и частные детективные и охранные службы. Однако эти органы не подпадают под приведенное определение, так как не обладают властными полномочиями по применению государственного принуждения.

Отсутствие официального, закрепленного в законодательстве понятия «правоохранительные органы» объясняет различные подходы в построении их системы. Одни авторы относят к правоохранительным органам все государственные органы, которые осуществляют ту или иную правоохранительную функцию. Другие полагают, что к числу правоохранительных органов относятся только «собственно» правоохранительные органы, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью и охрану правопорядка (полиция и органы предварительного следствия).

Представляется логичным выстраивать систему правоохранительных органов исходя из основных направлений правоохранительной деятельности, тех специфических функций, которые призваны осуществлять эти органы. При таком подходе к числу правоохранительных органов можно отнести :

· судебные органы → Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи;

· органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов→ Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы (в пределах своей компетенции);

· органы прокуратуры;

· органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия);

· органы внутренних дел;

· органы исполнительной власти в сфере юстиции (федеральная служба судебных приставов и федеральная служба исполнения наказаний);

· органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ, органы СВР, органы ФСО, органы федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы таможенной и налоговой служб);

· Уполномоченный по правам человека в РФ;

· органы, оказывающие юридическую помощь (нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы).

Это специально созданная государством группа органов, которые должны охранять закон, порядок, права и свободы человека. Чтобы достичь поставленных задач, они обладают соответствующими материальными ресурсами и компетентны в вопросах защиты правопорядка на разных социальных уровнях.

Естественно, этого определения мало, чтобы понять, что такое правоохранительные органы. Это целая структура, перед которой поставлены конкретные цели, задачи и функции.

Признаки

Когда речь заходит о правоохранительных органах РФ, стоит обратить внимание на признаки, согласно которым они осуществляют свою деятельность:

  1. Чтобы осуществлять правоохранительную деятельность, государственные органы имеют законные полномочия.
  2. Деятельность осуществляется согласно букве закона, в рамках установленных процедур и правил, а не в произвольной форме.
  3. В процессе деятельности правоохранительные органы могут применить меры принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
  4. Все законные решения, принятые правоохранительными органами РФ, должны быть исполнены должностными лицами и гражданами.

Функции

Так же как и другие организации, существующие в обществе, государственные правоохранительные органы делятся на несколько видов, каждый из которых выполняет одну или несколько функций. В целом можно обозначить 9 функций, что выполняют органы правопорядка:

  1. Обеспечение безопасности.
  2. Контроль и исполнение судебных решений.
  3. Розыск преступников и людей, пропавших без вести (оперативный розыск).
  4. Охрана общественного порядка.
  5. Расследование правонарушений.
  6. Консультирование и юридическая помощь.
  7. Предупреждение правонарушений.
  8. Прокурорский надзор.
  9. Конституционный контроль.

Пожалуй, это основные задачи правоохранительных органов. Но кроме них есть и дополнительные функции, каждая из которых присуща своему виду органов правопорядка.

Разновидности

По большому счету система правоохранительных органов делится на две структуры: судовую и исполнительную. В своей основе это сложные структуры, за которыми закреплено множество задач и функций. Только классифицировать и изучать два столь больших образования очень сложно. В связи с этим систему правоохранительных органов разделяют на 12 категорий:

  • Суды - конституционные и общей юрисдикции.
  • Прокуратура.
  • Следственный комитет.
  • Министерство внутренних дел РФ.
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  • Налоговые инспекции.
  • Федеральная таможенная служба.
  • Нотариат.
  • Адвокатура.
  • Министерство юстиции (к нему относится служба исполнения наказаний и служба судебных приставов).

Теперь с уверенностью можно сказать, что такое правоохранительные органы. Это специально созданная сложная структура, состоящая из отдельных органов, каждый из которых выполняет свои задачи, но вместе они исполняют функцию защиты правопорядка.

Министерство внутренних дел и Следственный комитет

Как уже было сказано, к правоохранительным органам относятся более десяти самостоятельных структур. Особенности каждой из них стоит рассмотреть отдельно, чтобы иметь представление, чем занимается конкретный орган правопорядка.

Итак, МВД, или Министерство внутренних дел, - это федеральный орган исполнительной власти, который занимается нормативно-правовым регулированием в среде внутренних дел, а также реализует государственную политику. В состав МВД входят полиция, управление по контролю за оборотом наркотиков и управление по вопросам миграции.

Следственный комитет (СК) осуществляет установленные государством полномочия в среде уголовного судопроизводства. Это относительно молодая структура, что относится к правоохранительным органам, так как была основана на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ в 2011 году. СК России в основном занимается досудебным расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.

Прокуратура и ФСБ

Если говорить о прокуратуре, то она не зависит от других органов государственной власти и должна обеспечивать надзор за соблюдением законодательства РФ правоохранительными органами. В задачи прокуроров входит дознание и возбуждение уголовных дел относительно административных правонарушений. Необходимо также уточнить, что прокуратура не может самостоятельно возбуждать уголовные дела, она просто передает материалы о совершенном преступлении в уполномоченные следственные органы. Самая известная в обществе деятельность прокуроров - поддержка в суде стороны обвинителя.

К прокуратуре РФ относится:

  • Генпрокуратура.
  • Прокуратуры субъектов РФ.
  • Территориальные прокуратуры.
  • Военная прокуратура
  • Специализированная, то есть транспортная, пенитенциарная, природоохранная и т. д.

Что касается ФСБ (Федеральной службы безопасности), то этот орган правопорядка должен осуществлять предварительное следствие и дознание по конкретному кругу преступлений. К таким нарушениям правопорядка относятся все дела, которые угрожают безопасности страны и жизни ее граждан. Например, терроризм или шпионаж.

Таможенная служба и национальная гвардия

Федеральная таможенная служба производит надзор в области таможенного дела и валютного контроля. Однако ее основная функция - бороться с контрабандой и другими преступлениями, совершенными на подведомственной территории (таможне) или относящимися к сфере таможенного законодательства. Федеральная таможенная служба входит в состав Министерства финансов РФ и тщательно следит за международными финансовыми операциями и перемещением товаров за границу.

Также важная миссия возложена и на национальную гвардию. Хотя ее редко отмечают как отдельный орган правоохранительной системы, она тоже вносит свой вклад в соблюдение общественного порядка. Национальная гвардия - это компонент исполнительной власти, который управляет военизированными подразделениями, выполняющими задачи внутри страны. Их основные цели - защищать целостность страны, помогать в обороне России, обеспечивать общественный порядок и безопасность.

Министерство чрезвычайных ситуаций

МЧС - это служба, которая должна осуществлять функции выработки и реализации национальной политики, производить нормативно-правовое регулирование, контролировать сферу гражданской обороны, защищать население и территории от непредвиденных, опасных ситуаций природного и техногенного характера. Также сотрудники МЧС должны отвечать за пожарную безопасность и безопасность людей на водных объектах. Частично это министерство относят к правоохранительным органам.

В состав Министерства чрезвычайных ситуаций входят департаменты:

  • Оперативного управления.
  • Гражданской защиты.
  • Специальной пожарной охраны и готовности сил.
  • Профилактической работы и надзорной деятельности.
  • Международной деятельности.
  • Гражданской обороны и защиты населения.

Министерство юстиции

Немаловажное место в системе правоохранительных органов занимает Министерство юстиции. Оно должно вырабатывать государственную политику и регулировать нормативно-правовую сферу юстиции, а также следить за деятельностью других государственных органов исполнительной власти.

Министерство юстиции должно обеспечивать исполнение Конституции РФ, исполнение уголовных наказаний, следить за регистрацией некоммерческих организаций, политических партий и оказывать бесплатную юридическую поддержку населению. В сферу Минюста входит федеральная служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.

Суды и нотариат

И, конечно же, какая может быть система правоохранительных органов без тех, кто решает, на чьей стороне правда, то есть без судебной системы. Она осуществляет правосудие и конституционный контроль по всей территории страны. Сегодня в России действует самостоятельная и независимая судебная система, и она состоит из судов разных инстанций:

  • Верховный суд. Это высший судебный орган, который не только решает спорные ситуации, но и контролирует работу других подведомственных судов.
  • Конституционный суд. Самостоятельный и независимый судебный орган, что осуществляет судебную власть с помощью конституционного судопроизводства.

Пускай и небольшую, но все же очень важную роль играет нотариат. Хотя это скорее не правоохранительный орган, а правовой институт, удостоверяющий всевозможные сделки, придающий им юридическую силу.

Итак, подытожим, что такое правоохранительные органы. Это сложная структура, состоящая из множества объединений, которые следят за безопасностью и порядком.

Признаки правоохранительных органов:

Органы правоохранительной системы и их функции:

Наименование органа

Основные функции

Суд (федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ)

Осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:

1) осуществление конституционного контроля - проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;

2) разрешение конфликтов и споров на основании закона;

3) защита и восстановление нарушенных прав и свобод;

4) применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.

Прокуратура (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, военные и иные специализированные (транспортная, природоохранная и др.) прокуратуры, прокуратуры городов и районов)

Осуществление прокурорского надзора :

1) надзор за исполнением законов органами исполнительной власти РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание;

5) осуществление уголовного преследования;

6) возбуждение уголовного дела;

7) производство предварительного следствия следователями прокуратуры;

8) действия прокурора, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступления (дача указаний о возбуждении уголовного дела; применение меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, поддержание государственного обвинения в суде);

9) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

10) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

11) участие в правотворческой деятельности - специальном виде деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены нормативных правовых актов;

12) международное сотрудничество по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью.

Органы юстиции (включают также ФССП (службу судебных приставов), ФСИН (службу исполнения наказания).

1) участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;

2) проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ;

3) организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

4) государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и др.) и сделок с ней;

5) регулирование сферы правового обслуживания;

6) осуществление контроля за исполнением законодательства.

Органы внутренних дел (полиция, система следственных органов, внутренние войска)

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер:

1) по защите прав и свобод человека и гражданина;

2) по защите объектов, независимо от форм собственности;

3) по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Организация и осуществление мер:

1) по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

2) по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Органы безопасности (Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ, Федеральная пограничная служба (ФПС) РФ

1) осуществление контрразведывательной деятельности: выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;

2) осуществление борьбы с преступностью: оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя РФ;

3) осуществление разведывательной деятельности в целях получения информации об угрозах безопасности РФ. Обеспечение защиты государственной границы на суше, море, реках, иных водоемах, в пунктах пропуска через государственную границу;

4) обеспечение высших органов государственной власти достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений.

Органы государственной охраны (Федеральная служба охраны (ФСО) РФ)

Выявление угрозы жизненно важным интересам, объектам государственной охраны (Президент РФ, лица, занимающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и др.), осуществление мер по её предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны.

Таможенные органы (таможни, таможенные посты)

1) обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды;

2) пополнение доходной части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей;

3) стимулирование отечественной экономики: защита интересов национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов.

Нотариат (от лат. notarius - писец) (нотариусы, занимающиеся частной практикой, государственные нотариальные конторы)

Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений.

Охрана всех форм собственности. Предупреждение правонарушений посредством:

1) удостоверения сделок, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности);

2) выдача свидетельств на право собственности, доли в общем имуществе;

3) свидетельства верности копии документа, подписи и перевода;

4) удостоверения разного рода фактов.

Адвокатура (от лат. advocatus - призывать на помощь) (адвокатский кабинет - адвокат осуществляет деятельность индивидуально; коллегия адвокатов; адвокатское бюро - работают два и более адвоката на основе партнёрского договора, юридическая консультация)

Оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:

1) предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;

4) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

5) выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Налоговые органы (налоговые инспекции, Налоговая полиция)

1) осуществление учета налогоплательщиков;

2) осуществление проверки соблюдения налогового законодательства;

3) применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.

Функции правоохранительных органов

Правоохранительные органы выполняют в государстве важнейшие функции. Основные функции правоохранительных органов:

1) охрана государственного и общественного строя;

2) укрепление законности и правопорядка;

3) защита прав и свобод человека и гражданина;

4) охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;

5) борьба с преступностью.

Судебная система РФ

Судебная система РФ- это совокупность всех судов, действующих на территории РФ.

Федеральные суды - органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды)

Высшая инстанция (надзор)

Конституционный суд РФ

Верховный суд РФ

(президиум)

Суды общей юрисдикции (уголовные, гражданские, административные дела + военные суды)

Арбитражные суды

Четвёртая инстанция (вторая кассация)

Судебные коллегии Верховного суда РФ (по уголовным, гражданским, административным делам, по делам военнослужащих)

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ

Третья инстанция (первая кассация)

Кассационные суды общей юрисдикции; Кассационный военный суд

Арбитражные суды округов (10 судов); Суд по интеллектуальным правам

Вторая инстанция (апелляция)

Апелляционные суды общей юрисдикции (в наст. вр. 5 судов); Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ; Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (в 1 инстанции по ряду дел); Окружной (флотский) военный суд; Апелляционный военный суд.

Арбитражные апелляционные суды (21 суд)

Первая инстанция

Районные, городские суды, гарнизонные военные суды

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ . Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок не более чем 5 лет.

Согласно ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1. ст. 31 УПК РФ;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50000 р.;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50000 р.;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП и законами субъектов РФ.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Также к судебным органам субъектов РФ относятся Конституционные (Уставные , если эти субъекты РФ не является республиками) суды субъектов РФ . Они существуют не во всех субъектах РФ, создаются/ликвидируются законодательными органами субъектов РФ.

Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды - суды по делам несовершеннолетних).

Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ:

ВОПРОСЫ:

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) адвокатура; 2) прокуратура; 3) правоохранительные органы; 4) органы внутренних дел; 5) нотариат.

2. Приведите три примера деятельности нотариата.

Могут быть приведены следующие примеры деятельности нотариата:

1) удостоверение сделки;

2) засвидетельствование верности копий документов;

3) засвидетельствование подлинности подписи на документе и др.

3. Приведите три примера деятельности прокуратуры по защите прав граждан.

Могут быть приведены следующие примеры деятельности прокуратуры:

1) надзор за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами;

2) отмена незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих давление;

3) привлечение к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан;

4) осуществление надзора за исполнением законов органами государственной власти;

5) возбуждение уголовных дел на должностных лиц по жалобам граждан.

4. Между акционерным обществом «Травы и коренья» и муниципальным унитарным предприятием «Народная аптека» возник спор по вопросу о праве собственности на помещение аптеки, реализующей препараты нетрадиционной (народной) медицины.

В рамках какого суда может быть разрешен этот спор? Укажите признак, по которому вы это определили. Приведите еще одну категорию дел, подведомственных этому суду.

Правильный ответ будет содержать следующие элементы:

1. Дело будет рассматриваться в арбитражном суде.

2. Указан признак:

1) участниками процесса выступают предприятия (юридические лица);

2) рассматривается экономический спор между хозяйствующими субъектами.

1) дела о банкротстве предприятий;

2) дела о предпринимательской деятельности;

3) дела о нарушенных договорных обязательствах между предприятиями.

Могут быть приведены другие варианты ответов.

5. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Международное гуманитарное право». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие о международном гуманитарном праве. Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека.

2. Первичные принципы гуманитарного права, закреплённые Женевскими и Гаагскими конвенциями:

а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;

б) направление военных действий только против сражающихся армий;

в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;

г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которого нельзя отменять местные порядки и обычаи.

3. Основные источники международного гуманитарного права:

а) Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.

4. Принципы современного международного права, закреплённые ООН:

а) принцип равноправия и самоопределения народов;

б) принцип уважения прав человека;

в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.);

г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.

5. Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Судебная система РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие судебной системы РФ - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ.

2) Структура судебной системы РФ:

а) федеральные суды;

б) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

в) мировые судьи субъектов РФ.

3) Звенья судебной системы РФ:

а) высшее звено;

б) среднее звено;

в) первое (основное) звено;

4) Юрисдикция федеральных судов РФ:

а) Конституционного суда РФ;

б) судов общей юрисдикции;

в) арбитражных судов.

5) Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.

Правоохранительные органы - государственные органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

1. органы судебной власти;

2. прокуратура;

3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ . Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» действует следующая система судов:

· Конституционный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, даёт толкование Конституции РФ.

· Суды общей юрисдикции .
Возглавляет их Верховный Суд РФ.
Районные суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела, трудовые споры.
Мировые судьи рассматривают дела уголовные, если максимальный срок наказания не превышает трёх лет, о расторжении брака и некоторые другие. Решение мирового судьи может быть обжаловано в районный суд.

· Арбитражные суды рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве и пр.) между юридическими лицами (и индивидуальными предпринимателями).

Прокуратура Российской Федерации, во главе с Генеральным прокурором РФ, осуществляет надзор за соблюдением законодательства.

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; рассматривает и проверяет обращения граждан, участвует в судебных заседаниях.

Министерство внутренних дел Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти.

Основными задачами МВД России являются:

· совершенствование нормативно-правового регулирования;

· защита прав и свобод граждан;

· предупреждение, пресечение, расследование преступлений и административных правонарушений;

· государственный контроль за оборотом оружия;

· осуществление государственной политики в сфере миграции.

К правоохранительным органам относятся также:
Следственный комитет Российской Федерации (ранее подчинялся прокуратуре)
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (первоначально входила в МВД)
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба исполнения наказаний
и др.


Русский философ И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Задача, сформулированная Ильиным (1883–1954) актуальна для всех времен. В наше время это особенно важно и является необходимым условием построения гражданского общества. Если в условиях монархии или при советской власти в СССР народу была уготована роль послушного исполнителя распоряжений руководства, то в демократическом государстве от каждого человека требуется понимание задач государственной жизни и активная жизненная позиция. Последствия недостаточного внимания к этому мы видим вокруг себя. Обострение противоречий в обществе может привести к социальному взрыву. Можно остановиться на следующих моментах:

· Люди не понимают причин и последствий происходящих событий. В результате, таких людей легко склонить к любой точке зрения, заставить действовать в своих интересах.

В 90-е годы реально возникала опасность распада России как единого государства. О том, что Запад предпримет такую попытку, Ильин предупреждал задолго до крушения коммунистического режима.

Более конкретный пример - нападения собак на людей в крупных городах. Обеспечение безопасности граждан является важнейшей задачей администрации, и совершенно неприемлемы попустительство как по отношению к бродячим собакам, так и к безответственным владельцам собак агрессивных пород.

· Люди не связывают свои действия с интересами страны.

Тут и манипулирование голосами избирателей (подкуп, голосование «по указке»); распродажа национальных богатств, обкрадывание сограждан ради личного обогащения; равнодушное принятие вредных для страны решений (например, введение ЕГЭ и ГИА в школах страны); коррупция.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.

Если не брать во внимание бюрократию, для которой «бумажная» работа является основной целью и результатом, составление плана - важный этап любой деятельности, способствующий ее успеху. Основные требования к плану:

1. он должен быть реально выполнимым,

2. решать поставленные задачи,

3. быть удобным в работе.

Такое действие, как ознакомление с памятниками культуры, может быть успешным только при условии заинтересованности со стороны учащихся. Будет правильным привлечь товарищей к работе с первого этапа - выяснения имеющихся объектов для ознакомления (источники - Интернет, библиотека, полезно установить связь с учреждениями культуры).

На втором этапе можно предложить классу разбиться на группы и подготовить презентации по выбранным объектам. Знакомство с презентациями можно провести в форме конкурса, защиты проектов. Сейчас от всех школ требуют работу над исследовательскими проектами, поэтому, если оформить этот этап как проектную деятельность, можно рассчитывать на серьезную поддержку со стороны педагогического коллектива.

Неплохо посетить ряд объектов с экскурсией.

Таким образом, работа над планом будет включать :

1. Обсуждение предлагаемой работы с активом или всем классом

2. Определение календарных сроков для основных этапов, с учетом каникул и других мероприятий

3. Определение ответственных (старших в группах)

4. Оценка по экскурсиям финансовых затрат и возможностей, поиск спонсоров

5. Оформление плана в наглядном виде (например: дата, содержание работы, ответственный)

6. Утверждение плана

7. Корректировка и уточнение по результатам каждого этапа

8. Анализ результатов (обсуждение, выводы на будущее)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Понятие и система правоохранительных органов Российской Федерации»


Введение

Глава 1. Понятие, система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительных органов.

Глава 2. Характеристика правоохранительных органов Российской Федерации.

2.1 Прокуратура Российской Федерации

2.2 Министерство внутренних дел Российской Федерации

2.3 Нотариат Российской Федерации

2.4 Федеральная служба безопасности Российской Федерации

2.5 Адвокатура Российской Федерации

2.6 Министерство Юстиции Российской Федерации

Глава 3. Судебная система Российской Федерации

3.1 Суды общей юрисдикции

3.2 Верховный Суд

3.3 Районные суды

3.4 Мировые судьи

3.5 Военные суды

3.6 Арбитражные суды

3.7 Конституционный Суд

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение

Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является демократическим, федеративным и правовым государством. Любая демократия, тем более право требует системы своей защиты. При этом для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.

Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В рамках реализации данной конституционной нормы уголовно-процессуальное законодательство закрепило, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно повергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). При таком понимании назначения уголовного судопроизводства полнота обеспечения прав и свобод граждан зависит не только от эффективности деятельности органов правосудия, но и от состояния правонарушений против правосудия.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные органы играют особую роль в системе властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения) .

Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека .

Таким образом, основная задача правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией РФ. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью нашего государства и нас самих.


Глава 1. Понятие, система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительных органов.

Правоохранительные органы в РФ – это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

Основными признаками правоохранительных органов являются:

1. Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. Необходимо различать «правоохранительные органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так как вторые могут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной, но все, же не обладать всеми, присущими ей признаками.

2. Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.

3. В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности.

4. Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.

К государственным правоохранительным органам относятся:

– прокуратура;

– органы юстиции;

– органы внутренних дел;

– органы предварительного расследования;

– таможенные органы;

– служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

– органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на :

Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;

Федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;

Указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);

Постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;

Акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции).

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства – охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

Конституционного контроля;

Отправления правосудия;

Прокурорского надзора;