Действие крановщика при возникновении пожара на объекте. Образец составления акта расследования причин пожара на предприятии. Технический уход за краном

Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности.

Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию .

Так же причинами возможного возгорания автокрана может послужить элементарное пренебрежение правилами техники безопасности (разогревание автомашины в зимнее время факельной горелкой). В инструкциях по охране труда, производственных инструкциях по которым ежегодно машинисты кранов сдают экзамены о проверке знаний указано, что ни в коем случае нельзя отогревать автомашину открытым огнем, в силу высокой вероятности возгорания.

Другой причиной возникновения пожара на автомобильных кранах может послужить неисправность проводки, дефекты конструкции и изготовления электрооборудования.

При эксплуатации крановых механизмов применяют различные нефтепродукты: масла и смазки, керосин для промывки и др., которые при определенных условиях могут самовозгораться. Например, обтирочные концы и ветошь, пропитанные маслом, могут самовоспламениться при хранении свыше 8 ч. Поэтому категорически запрещено иметь на кране запасы смазочных материалов, керосина, обтирочных концов и др. Также запрещено применять для чистки механизмов бензин, ацетон и другие легковоспламеняющиеся жидкости. Чистку крановых механизмов следует проводить только при отключенном вводном устройстве не только во избежание возможного поражения работающих электротоком, но и с целью исключения загорания применяемых материалов от электрической искры. Освещение ремонтной зоны должно быть только от электросети напряжением 12 В. Применение открытого огня, спичек, факелов или фитилей категорически запрещено.

Для быстрого предотвращения горения при пожаре необходимо выполнить два основных условия: прекратить доступ воздуха (кислорода) в зону горения, так как горение возможно при содержании кислорода в воздухе не менее 14% (естественное содержание кислорода в воздухе 21%), охладить зону горения ниже температуры самовоспламенения (в этом случае процесс горения прекращается даже при наличии достаточного количества воздуха).

Тушение пожара на кране осложнено изоляцией крановщика от других участников производственного процесса при нахождении крана посередине пролета и трудностью оказания ему практической помощи. Поэтому при обнаружении очага возгорания на кране крановщик обязан прекратить работу, отключить вводное устройство и не дожидаясь помощи, приступить к ликвидации очага загорания. Для тушения пожара на кране применяют имеющиеся углекислотные огнетушители одной из трех марок: ОУ-2, ОУ-5 или ОУ-8 (цифры указывают водную емкость баллона в литрах). Время действия огнетушителя при температуре +20° С - 25…40 с; длина струи 1,5-3,5 м.

Меры безопасности, обусловленные человеческим фактором

Наличие квалифицированного персонала на предприятии - одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. Поэтому на предприятиях должна создаваться специальная система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии, которая включает в себя систематическое обучение и повышение квалификации всего персонала.

Согласно статьям законодательства Российской Федерации об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда .

Работа по обучению руководителей и специалистов регулируется Типовым положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения".

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

при введении в действие на предприятии новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

при изменениях (замене) технологических процессов и оборудования, требующих дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала;

при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и, специалистов дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию государственной инспекции труда субъектов Российской Федерации при установлении недостаточных знаний;

после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их руководителей создаются комиссии по проверки знаний.

Работы, выполняемые при помощи автокранов, относятся к категории работ с повышенной опасностью - работы и виды работ, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности и предусмотрен особый порядок допуска работников к их выполнению. Лица, которым не исполнилось 17 лет, к работе с повышенной опасности не допускаются. На каждом предприятии разрабатывается перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда и требующие дополнительного специального обучения работников перед их допуском к самостоятельной работе. В перечень включаются работы по эксплуатации и ремонту действующих электроустановок, грузоподъемных машин и механизмов, сосудов, работающих под давлением, котлов, по обслуживанию газового хозяйства и воздуховодов, выполнение погрузочно-разгрузочных, верхолазных и электросварочных операций, деятельность связанная с применение ядовитых, токсичных, радиоактивных, взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, средств и инфицированного материала и другие . Персонал, занятый на работах с повышенной опасностью, как правило, проходит повторную проверку знаний 1 раз в 12 месяцев. Особое место занимают работы, на проведение которых необходимо наличие наряд-допуска и разрешения, так как они относятся к категории повышенной опасности.

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРА

"____" _______________ 2011 год

1. Наименование объекта:
ЗАО "_______________"
Адрес: ________________________________________

2. Состав комиссии по расследованию (номер приказа и дата создания комиссии):
Председатель – _______________________________
Члены комиссии:
- _________________________
- _________________________
- _________________________
- _________________________

Приказ № ___ от ____ января 2011 года

3. Состояние объекта, сооружения и т.п. до возникновения пожара:
Удовлетворительное.

4. Время начала и ликвидации пожара (дата, время):
Возгарание произошло ___ февраля 2011 года в __ часов ___ минут. В ___ часов ___ минут было объявлено о ликвидации пожара.

5. Описание обнаружения пожара и его развития:
Пожар был обнаружен охранником. Возгарание произошло в павильоне _______. Огонь в считанные минуты распространился на соседние павильоны – ____________. В итоге в очаг пожара превратился весь ряд павильонов, площадь пожара – 200 м2. В процессе тушения пожара пожарной охране удалось локализовать и ликвидировать пожар в границах данного ряда магазинов и не допустить его распространения по территории торгового комплекса.

6. Принятые меры по тушению пожара персоналом объекта, добровольной пожарной дружиной. Вызов пожарной охраны, ее прибытие, организация и ход тушения. Кем и какими средствами потушен пожар. Положительные стороны и недостатки при тушении пожара:
При обнаружении пожара незамедлительно была вызвана пожарная охрана. До их прибытия персонал торгового комплекса самостоятельно приступил к тушению пожара и его локализации. На ранней стадии пожара были использованы порошковые огнетушители ОП-4. После обесточивания павильонов в качестве огнетушащего вещества применялась вода, подаваемая на очаг пожара посредством пожарных кранов (гидрантов).
Вызов пожарной охраны был сделан в ___ часов ___ минуты. В ___ часов ___ минут первые пожарные расчеты прибыли на место пожара и приступили к его тушению. В ___ часов ___ минуты пожар был полностью локализован.
На пожаре работало 6 пожарных расчетов. Тушение пожара производилось водой из пожарных машин.
Положительные стороны: своевременное обнаружение пожара, вызов и прибытие пожарной охраны. Эффективное тушение пожара: недопущение его распространения на рядом стоящие павильоны и корпуса (локализация), быстрая ликвидация пожара, отсутствие пострадавших.
Недостатки: порошковые огнетушители оказались малоэффективны при тушении пожара, невозможно проводить тушение пожара в помещениях (из-за токсичности дымовых газов) без газодымозащитных комплектов.

7. При наличии автоматических установок обнаружения и тушения пожара указать их тип, эффективность работы (недостатки и положительные стороны), кем выполнен проект и монтаж установки:
Павильоны оборудованы системой автоматической охранно-пожарной сигнализации. Для обнаружения пожара используются дымовые извещатели пожара (типа ДИП). Количество извещателей в каждом павильоне не менее двух.
Проект охранно-пожарной сигнализации и ее монтаж выполнен собственниками павильонов.
Обслуживание охранно-пожарной сигнализации осуществлял ____________ по договору.

8. Допущенные отклонения от строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных документов, способствовавших возникновению и развитию пожара:
Не известно.

9. Роль и действия ДПД в профилактике, организации и тушении пожара:
Профилактика пожаров – инструктажи по пожарной безопасности, ежемесячные проверки соблюдения требований пожарной безопасности, тренировки с добровольной пожарной дружиной.
Организация и тушение пожаров – вызов пожарной охраны, тушение пожара первичными средствами пожаротушения, эвакуация людей.

10. Последствия пожара (что горело, повреждено): строительные конструкции, агрегат, оборудование, материалы и т.п:
Выгорело ___________________________. Пострадал соседний ряд павильонов (отделка павильонов, рекламные вывески).
Также понесен ущерб _________________________.

11. Установленная причина пожара и его развития. При необходимости прикладывается экспертное заключение специалистов по причинам пожара:
Предположительная причина пожара – нарушение правил технической эксплуатации электроустановок (ПТЭЭ), а именно электронагревательные приборы (обогреватель) были оставлены без присмотра, подключение электронагревательных приборов в устройства без заземления (тройники, удлинители).

12. Лица, нарушения которыми требований нормативных документов, привело к возникновению и развитию пожара:
Персонал павильона.

13. Должностные лица, ответственные за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей):
Персонал павильона

14. Сведения о пострадавших на пожаре:
Пострадавших нет.

15. Материальный ущерб от пожара:
Уточняется.

16. Противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом:
Пожарное состояние – удовлетворительное. Павильоны были оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, в каждом павильоне имелся огнетушитель (порошковый), УЗО.

17. Подлежащие выполнению и рекомендуемые организационные и технические мероприятия (корректирующие меры) по предупреждению возникновения аналогичных пожаров и повышению пожарной безопасности объекта:
По результатам расследования и в целях дальнейшей профилактики пожаров составлен приказ № ___ от ___ марта 2011 года с планом по устранению недочетов и профилактике пожаров.

Приложения:
1. Объяснительные записки (рапорта) персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев и лиц, причастных к возникновению пожара на _____ стр.
2. Справку об ущербе, причиненном пожаром, подписанную руководителем и главным бухгалтером на ______ стр.
3. Копия акта о пожаре, составленного ОГПН на ______ стр.
4. Описание (протокол), фотографии, чертежи (схемы), поясняющие место пожара и его распространения, а также зоны сильного задымления на ______ стр.
5. Приказ руководителя объекта по результатам расследования пожара на ______ стр.

Подписи членов комиссии

Проектирование, реконструкция и эксплуатация кабин машинистов кранов должны выполняться в соответствии с настоящими Правилами и "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Гостехнадзором СССР, а также государственными стандартами. Настоящие Санитарные правила не распространяются на строительно-дорожные машины.

Обозначение: 1204-74
Название рус.: Санитарные правила по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов
Статус: действующий
Заменяет собой: «Санитарные правила по устройству и оборудованию кабин горячих цехов» (утв. Главным государственным санитарным инспектором СССР 30.09.53 г., N 151-53)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 08.12.1974
Разработан: Минздрав СССР
Утвержден: Главный государственный санитарный врач СССР (08.12.1974)
Опубликован: МП "Рарог" № 1991

Санитарныеправила
по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 8 декабря 1974 г. N1204-74) (с изменениями от 16 ноября 1976 г.)

Изменениями, утвержденнымиГлавным государственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1976 г. N1520-76 , в раздел 1 настоящих Санитарных правил внесены изменения

1. Общие положения

1.1. Проектирование, реконструкция и эксплуатациякабин машинистов кранов должны выполняться в соответствии с настоящимиПравилами и "Правилами устройстваи безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ", утвержденныхГостехнадзором СССР, а также государственными стандартами.

Примечание. Настоящие Санитарныеправила не распространяются на строительно-дорожные машины.

1.2. Кабинымашинистов кранов должны поставляться заводами-изготовителями комплексно сосредствами обеспечения нормальных условий труда.

1.3. В зависимости от условий работы кабины крановразделяются на открытые и закрытые. Кабины устраиваются закрытыми в случаеработы кранов продолжительностью более 20 % рабочего времени в смену в зоненеблагоприятных условий. Кабины кранов горячих, химических или других цехов свыделением пыли или вредных газов должны быть герметизированными.

1.4. Кабинакрана должна быть оборудована:

а) надежнойзвуковой сигнализацией, хорошо слышимой в зоне действия крана;

б) общимосвещением всей кабины и местным для контрольно-измерительных приборов иприборов управления;

в)диэлектрическими ковриками размером не менее 500×700 мм, укладываемыми вместах для обслуживания электрооборудования;

г) креслом смягким сидением, спинкой, при необходимости - подлокотниками, системойвиброизоляции; кресло должно иметь регулировку как в горизонтальной, так ивертикальной плоскостях;

д) аптечкой первойпомощи, термоизолированным бачком для питьевой воды и крюком для одежды.

1.5. Наружнаяотделка кабины и крана должна соответствовать "Указаниям по проектированиюцветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленныхпредприятий". Отделка внутренних поверхностей ограждающих конструкцийдолжна допускать их периодическую уборку.

1.6.Электрооборудование кабин, являющееся источником тепловыделений (магазинысопротивлений, пускатели и др.), должно быть теплоизолировано.

1.7. Уровнивыиброскорости на рабочем месте крановщика не должны превышать величин,предусмотренных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, ана рукоятках управления основным и вспомогательным оборудованием - величин,предусмотренных ГОСТ 17770-72для вибрационных колебаний, передающихся на руки работающих.

Изменениями, утвержденнымиГлавным государственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1976 г. N1520-76 , в раздел 2 настоящих Санитарных правил внесены изменения

2. Требования к закрытымкабинам машинистов кранов

2.1. Закрытыекабины крановщиков должны быть оборудованы устройствами (вентиляторы,отопление, кондиционеры и др.), обеспечивающими на постоянных рабочих местахтемпературу, относительную влажность и скорости движения воздуха, а такжесодержание в воздухе вредных веществ, паров, пыли в количествах, не превышающихтребований "Санитарных норм проектирования промышленных предприятий".

2.2.Ограждения кабин в зависимости от условий эксплуатации кранов должны бытьтеплозвукоизолированы и герметизированы (внутреннее избыточное давление - 2-3мм в ст.).

2.3.Кондиционеры в зависимости от потребности должны поставляться с фильтрами дляочистки воздуха от пыли, аэрозолей, двуокиси серы SO 2 , сероводородаН 2 S и др., а также для окисления СО в СО 2 . При отсутствиикондиционеров кабины должны быть оборудованы установками для очистки воздуха.

2.4. Кабиныдолжны обеспечиваться подачей свежего воздуха в количествах, регламентируемых"Санитарными правилами проектирования промышленных предприятий".

2.5. Уровеньшума в кабине не должен превышать 80 дБА.

2.6. Площадьостекления кабины должна быть достаточной для обеспечения свободного обзораобслуживаемой краном зоны. Необходимо предусматривать возможность очисткистекол как изнутри, так и снаружи. Нижние стекла должны иметь защитные решетки,способные выдержать вес крановщика и предотвращающие падение осколков.Остекление кабин должно иметь солнцезащитные козырьки.

2.7. Дляобеспечения температуры внутренних поверхностей кабин не более 35° в горячихцехах с избыточным излучением, необходимо их тщательно теплоизолировать,экранировать с помощью щитов из материалов с высокой отражательной способностью(алюминий, нержавеющая сталь).

2.8.Интенсивность лучистого потока через смотровые стекла не должна превышать 300ккал/м 2 ·ч. Затенение смотровых стекол теплоизоляционным и двойнымостеклением должно проверяться светотехническим расчетом.

2.9.Кондиционеры, устанавливаемые вместе с кабинами кранов, должны быть такжезащищены от лучистого тепла, вибрации и других воздействий.

2.10. Воздухиз кондиционеров должен подаваться в кабину таким образом, чтобы скоростьдвижения его в кабине не превышала нормируемых санитарными правилами величин.

2.11. Длякабин кранов, работающих на открытом воздухе, необходимо предусматриватьследующие мероприятия в зависимости от климатического района:

а) защиту отперегрева, холода и дискомфортной влажности воздуха (кондиционирование воздуха,отопление, устройство теплозащиты, козырьков и др.);

б) смотровыеокна должны иметь "дворники" для очистки стекла, обогрев или обдувего.

2.12. Вусловиях интенсивного шума звукоизолирующие характеристики конструкций кабины(стены, потолок, окна) и выбор материалов для их изготовления должныпроверяться акустическими расчетами.

2.13.Внутренние размеры кабины без кондиционеров, используемой в горячих цехах, вцелях обеспечения должного воздухообмена, скорости движения воздуха в кабине,удобства размещения приборов управления и сидения машиниста, должнысоответствовать следующим минимальным величинам: высота кабины - 2,0 м, ширинакабины - 2,0 м, глубина кабины - 2,5 м, объем кабины - 10,0 м 3 .

3. Требования к открытымкабинам кранов

3.1. Краны,периодически работающие при воздействии лучистого тепла и конвекционных потоковгорячего воздуха, должны иметь экраны, закрылки, теплофильтры, а ограждениякабины должны иметь достаточную изоляцию.

Изменениями, утвержденными Главнымгосударственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1976 г. N1520-76 , в пункт 3.2 настоящих Санитарных правил внесены изменения

3.2. Краны с открытыми кабинами могут использоватьсятолько в производственных помещениях, обеспечивающих на рабочем месте машинистауровни шума, не превышающие 80 дБ (А).

Примечание. Настоящие правиларазработаны взамен утративших силу "Санитарных правил по устройству иоборудованию кабин горячих цехов", утвержденных главным государственнымсанитарным инспектором СССР 30 сентября 1953 г., N 151-53.

Спасение с мостовых и козловых кранов
В комплект устройства для аварийной эвакуации крановщика входит:

    Устройство канатно-спусковое пожарное автоматическое (с длиной троса, равной максимальной высоте мостового или башенного крана + 2 метра)

    Петля удлинительная (позволяет закрепить спасательное устройство за любую металлическую ферму, длина 100 см.)

Описание устройства для аварийной эвакуации крановщика.

    Устройство для эвакуации постоянно находится в кабине крановщика, подвешенным на удлинительной петле за несущую металлоконструкцию кабины

    При чрезвычайной ситуации (пожар, авария или поломка крана) крановщик без каких-либо регулировок и настроек может воспользоваться устройством для эвакуации

    Спуск (эвакуация) крановщика из кабины осуществляется вертикально вниз на 4-х мм стальном тросе в полиамидной оплетке, система крепления крановщика - спасательная косынка

    Регулирование скорости спуска крановщика осуществляется автоматически тормозным механизмом и составляет 1 м/с.

Преимущества устройства для эвакуации крановщика.

    Устройство не требует каких-либо навыков или обучения крановщика и даже в экстренной ситуации крановщик легко сориентируется и спуститься вниз

    Скорость спуска регулируется автоматически и составляет всего 1 м/с, такая скорость исключает возможность травмирования крановщика о металлоконструкции при спуске

    Возможная высота спуска на устройстве для эвакуации крановщика до 150 метров

Согласно правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00
Пункт 3.9. Кабина: "...другое оборудование (стеклоочистители, огнетушители, вешалка для одежды, аптечка, емкость для питьевой воды, устройство для эвакуации крановщика и т.д.)"

Согласно ГОСТ 27584-88 Краны мостовые и козловые электрические
Пункт 2.4.3. Краны с подвижными кабинами должны быть оснащены устройствами для аварийной эвакуации крановщика из кабины, если не обеспечен выход крановщика на мост при любом положении кабины относительно моста. Оборудование кранов других исполнений устройствами для эвакуации следует проводить по требованию потребителя при отсутствии переходных галерей вдоль подкрановых путей.

Мостовой кран - это подъёмный кран, имеющий металлоконструкцию ферменного или балочного типа, выполненную в виде опорного или подвесного моста. Мост перемещается по подкрановым рельсам вдоль пролёта цеха или открытой грузовой площадки. По мосту поперёк пролёта передвигается крановая тележка с грузозахватным приспособлением. Конструктивные разновидности мостовых кранов: консольный, полукозловый, козловый краны и мостовой перегружатель.

"Аварии на кранах, при обрывах тросов и нарушениях опорной системы кранов, во время строительства иногда случаются. Эти события требуют наличия отлаженной системы эвакуации крановщика или обслуживающего персонала на кране."