День святой троицы история. День Святой Троицы: смысл, история и традиции праздника

Современные люди, не смотря на то, что всей душой верят в Бога, редко соблюдают все традиции и заповеди. Но есть Великие праздники и дни, которые никогда не забывают и чтят в каждой христианской семье. Одним из таких праздников и является день Святой Троицы.

Какого числа отмечается Троица

Троица - один из самых важнейших праздников христианской церкви. Он следует после : ровно через 7 воскресений, на 50-й день, тесно переплетая между собой народные обычаи и церковные традиции.

Учитывая, что Пасха является переходящим праздником, - она не имеет определенной даты, то праздник Святой Троицы тоже каждый год отмечается в разные дни.

Великой Пасхе предшествует самый строгий пост в году - 7 недель, который начинается после широкой Масленицы и захватывает даже день весеннего равноденствия. Поэтому проще всего , а следом за ней и дату Святой Троицы, можно с помощью отрывного календаря, где обычно указываются и фазы луны.

  1. Найдите день весеннего равноденствия.
  2. Определите дату полнолуния сразу после дня весеннего равноденствия.
  3. Отметьте ближайшее к полнолунию воскресенье - это и будет день Великой Пасхи.
  4. Отсчитайте 49 дней после Великой Пасхи.
  5. На 50-й день, - воскресенье - отмечается Троица.

Праздник Троицы в 2016 году

В этом году отмечался 1 мая, прямо в день весны и труда. Отсчитав положенные 7 недель, не составит труда узнать, что Троица в 2016 году наступит в воскресенье, 19 июня.

История праздника

Троицу так же нередко называют Пятидесятницей. И вовсе не потому, что она отмечается через 49 дней после Великой Пасхи. На самом деле Пятидесятницу отмечали еще задолго до того, как возникло христианство. Именно на пятидесятый день после Песахи (иудейской Пасхи) Моисей получил десять заповедей от Господа, что впоследствии и стало основой для Ветхого Завета.

А через много лет, так же на пятидесятый день после Воскресения Христова, на Богородицу и 12 апостолов снизошел бестелесный, живой Святой Дух, - именно так Бог предстал им в своём третьем обличии (до этого Бог уже дважды являлся им в виде Бога Отца (Божественного Ума) и Бога сына (Божественного Слова)). Так этот день ознаменовали и днем Святой Троицы.

Сионская горница в Иерусалиме, где и происходило это действо, согласно Библии, стала первой в мире христианской церковью, а день Святой Троицы вошел в историю как появление на Земле Новозаветной Церкви.

Это основная версия возникновения праздника Троицы, хотя, надо признать, не единственная. Существует множество легенд, по одной из которых Троица - это день, в который Господь сотворил землю и зелень, по другой - в этот день Иисус гулял с Петром и Павлом в тени зеленых деревьев и Христос благословил этот день и назвал Троицей. Безусловно, эти домыслы имеют право на существование, но всё же они не так распространены, как события, описанные в Библии.

Сейчас праздник Святой Троицы отмечается во всех христианских церквях, но у католиков и протестантов он немного позже: на 50-й день после Пасхи они отмечают именно Пятидесятницу, а Троицу празднуют уже в следующее воскресенье.

Суть праздника Троицы

С древних времен и до наших дней люди встречают праздник Троицы с надеждой на новое начало, урожайный и благоприятный год для всего живого и, в первую очередь, для своей семьи.

Если встречая провожая зиму на Масленицу, мы встречаем весну, то Троица - это полноправное начало лета. Обычно к Троице уже распускаются все деревья в лесу, вырастает трава и начинаются по-настоящему теплые дни.

Может быть именно поэтому так и заведено издревле, что Троица - переходящий праздник и не имеет точных дат.

Традиции и обычаи праздника Троицы

К празднику Святой Троицы весна окончательно вступает в свои права: всё вокруг наполняется новой жизнью и светом, распускается и оживает. В знак обновления всего живого храмы и церкви в этот день тоже утопают в свежей зелени: мягкой травой устилают пол, стены украшают молодыми побегами березы, да и сами священники ходят в зеленых одеждах.

Но не только в храмах дают проникнуть свету и весне! Хозяйки накануне Троицы приводят свой дом в идеальный порядок, украшают комнаты свежими цветами, символизирующие то, как распускается и расцветает душа человека, впустившего Бога в свое сердце.

С самого утра христиане спешат в церковь, поблагодарить Бога за то, что он всегда с ними и защищает их от бед и напастей. Из храма каждый верующий обязательно возвращается домой с тонкой веточкой молодой березки, которая символизирует начало всего живого, светлого, новой хорошей жизни.

В дом приглашают всех родных и близких, накрывают на стол, готовят хорошее угощение. По традиции, на столе обязательно должен быть свежеиспеченный каравай и та самая веточка из храма, в знак достатка и счастливой жизни всех присутствующих.

Символы праздника Троицы

В храмах не зря для украшения берут именно веточки русской березы. Береза одна из первых покрывается молодыми листьями и стоит в лесу самая «нарядная». Во всем мире считается, что русская береза обладает особой силой роста, поэтому люди еще с давних времен знают, что в лесу нужно обязательно обнять березку и попросить у нее сил и здоровья.

В давние времена, вечером на Троицу, молодые девушки надевали свои самые красивые платья, венки из березовых веточек с полевыми цветами и обязательно шли «завивать» березу: самая юная из них срубала молодое дерево и девушки дружно украшали его ленточками и цветами, водили хороводы и танцевали вокруг него. После этого березку обязательно нужно было утопить в речке, чтобы земля была богатой и плодородной.

Гадания на Троицу

Интересно, что Троица, Пятидесятница совпадает еще с одним большим языческим праздником, о котором наши предки издревле не забывали: почитание прихода лета - Зеленые недели (Зеленые святки, Русальная неделя). Окончания такой недели - воскресенья - особенно ждали еще совсем юные девочки, т.к. девушки постарше брали их с собой на гулянья, где частенько гадали на суженого.

Конечно, официальная церковь это не одобряет и по сей день, но, тем не менее, традиции этого праздника идут к нам из древних времен.

Верили, что в эти дни русалки выходят на берег, играют, качаются на ветвях и наблюдают за людьми, а на Троицу, в воскресенье, они особенно активны. Поэтому в Русальную неделю нельзя гулять по лесу или возле воды в одиночестве, - считается, что русалки ради забавы запросто могут утащить человека к себе. Конечно, в наше время в прудах никто не стирает, но всё же наши предки не всегда оказываются неправы.

Обязательно поминали покойников, особенно тех, кто умер раньше времени: по поверью, в Зеленую неделю они возвращаются на землю в виде мифологических существ. Освящали колодцы и поля.

А уж любительницам погадать о своем будущем на Троицу было где разгуляться, но самыми распространенными гаданиями были те, где использовалась березка.

  • Срывали случайную молодую веточку березы и внимательно ее осматривали: если ветка ровная, без изъянов, то и год будет ровным, да тихим. А уж если кривая, то ждали изменений, хороших или плохих - судили по коре этой ветки: красивая она или больная.
  • В воду опускали несколько молодых веточек разных деревьев, загадывали желание и вытягивали с закрытыми глазами, кому какая попадется: березовая - исполнится, осиновая - в этом году можно и не ждать, дубовая - нужно потрудиться, чтобы желание сбылось, а сосновая - всё зависит только от вас.

Более двух тысяч лет назад произошло событие, равное которому трудно найти во всей истории человечества. В этот день сподобились ученики Христовы сошествия на них Святого Духа и явили собой основание будущей Церкви Христовой. Ровно пятьдесят дней отделяли это событие от дня, когда, поправ смерть, восстал из гроба их Учитель. В память об этом установлен праздник. Имя ему ― Пятидесятница. Что это такое?

Дни, проведённые с учениками

Святое Евангелие повествует о том, что по воскресении Своём из мёртвых Иисус Христос в течение сорока дней оставался среди своих учеников. Он многократно являлся им, пребывая в новом, не вещественном теле — том, которое в будущем обретут все стяжавшие вечную жизнь. По истечении сорока дней Спаситель вознёсся на небо, совершив это на глазах своих учеников. Он сделал их свидетелями чуда для того, чтобы ещё сильнее возжечь веру в их сердцах.

Оставляя их до времени одних, Христос повелел своим ученикам неотлучно пребывать в Иерусалиме, молиться и ждать Его посланника, утешителя — Святого Духа. Апостолы, со всем жаром принимая в сердца свои слова Учителя, тем не менее не могли достаточно ясно уразуметь, Тем не менее все последующие дни их переполняло чувство приближающейся радости.

Чудо, свершившееся в Сионской горнице

В книге «Деяния апостолов» рассказывается о том, как ежедневно собирались они вместе в особом помещении — Сионской горнице. Именно под таким названием оно вошло в Новый завет. Неподалёку находился дом самого молодого и любимого Иисусом ученика — апостола Иоанна. В день Своих крестных мук, Спаситель поручил ему заботу о Своей Матери — Пресвятой Деве Марии. С тех пор Она постоянно пребывала в его доме.

Собравшись вместе с Пречистой Девой и апостолом Иоанном, ученики Христовы предавались молитвам и чтению Священного Писания. Так продолжалось в течение десяти дней, пока не свершилось то, что предрёк им перед Своим вознесением Иисус. В Новом Завете очень живо и волнующе описывается сцена Когда это случилось, не сложно подсчитать. Известно, что Господь вознёсся на сороковой день после Своего Воскресения. Прибавим сюда десять дней, которые провели апостолы в Сионской горнице, и получится пятьдесят — Пятидесятница!

Что это такое и как происходило, мы подробно узнаем из книги «Деяния апостолов». В ней говорится, что в день иудейского праздника первой жатвы, в третьем часу дня, вдруг послышался в воздухе сильный шум, как это бывает во время урагана, и горницу озарили языки огня. Но, был это не обычный огонь, а именно тот, что сходит теперь перед праздником Пасхи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ярко сияя, он не обжигал, и не причинял боли. Это был не вещественный огонь. Воссияв над головами поражённых сознанием чуда апостолов, языки пламени опочили на каждом из них.

Рождение Христианской Церкви

Действие Благодати, сошедшей на них вместе со Святым Духом, сразу же дало себя знать. Апостолы ощутили невероятный прилив сил и энергии. Их переполнило чувство любви к Богу и людям, и готовность отдать всего себя апостольскому служению. Для исполнения этого каждый из них чудесным образом сподобился дара говорить на языках, доселе ему не ведомых, что давало возможность нести слово Божие разным народам и странам.

Соединённые опочившей на них Благодатью Божией апостолы явили собой новую единую церковь. Поэтому День Святой Пятидесятницы принято считать днём рождения Христианской Церкви. С этого дня нескончаемым потоком потекли души людские в её материнские объятия. И именно с этого дня начали апостолы своё служение, неся людям свет Божественной истины.

Значение праздника Святой Троицы - Пятидесятницы

Праздник Пятидесятницы является одним из важнейших в православии. Он по своему значению близок к таким торжественным дням, как Пасха и Рождество. Это не случайно, ведь понятие составляет основу христианской веры. В 381 году церковный Собор, проходивший в Константинополе, принял догму о трех Божественных ипостасях: Отце, Сыне и Святом Духе. С этих дней и был установлен праздник, который мы теперь называем Троица - Пятидесятница. Что это такое, было чётко и ясно сформулировано в документах Собора, и именно ими мы руководствуемся до настоящего времени.

Поскольку праздник этот является днём рождения нашей церкви, то празднуется он всегда с особым весельем. Вошло в традицию в этот день готовить угощения и приглашать к столу родных и друзей. Всем известен обычай украшать в день Пятидесятницы дома и внутренние помещения храмов цветами и берёзовыми ветками. Кстати, не обязательно берёзовыми. В некоторых местах используются пучки пахучих трав, таких как шалфей или любисток. Это древний обычай. Он основан на том, что Бог в Своём триединстве принёс жизнь, которую в данном случае и символизируют зелёные ветви деревьев и пучки травы.

Церковная служба в этот праздничный день

Служба Пятидесятницы всегда проходит в церквях торжественно, и в то же время радостно. В этот день весь клир предстаёт в облачениях зелёного цвета. Это необычайно органично сочетается с зеленью берёз, украшающих помещение. Прихожане стоят, держа в руках цветы и букеты из тех же берёзовых веток, и когда в конце службы для окропления их поднимают над головами, то храм превращается в живую весеннюю рощу.

Празднование Преполовение Пятидесятницы

С этим праздником связана и ещё одна интересная традиция. В Православной Церкви принято отмечать день, который называется Преполовение Пятидесятницы, то есть половину тех дней, что отделяют Светлое Воскресение от дня Святой Троицы. Название праздника восходит к евангельским временам. В Новом Завете мы читаем, как Господь в последний год Своей земной жизни, вошёл в церковь и учил там в день преполовения Ветхозаветного праздника Кущей. Евангелие свидетельствует, что все присутствующие поражались глубиной и мудростью его слов. В честь этого учения и установлен праздник Преполовения Пятидесятницы. Он готовит нас ко дню сошествия Святого Духа.

Древнееврейские корни праздника

Интересно отметить, что существует иудейский праздник — Ветхозаветная Пятидесятница. Что это такое? Дело в том, что у древних евреев существовал обычай на пятидесятый день после их исхода из Египта (Еврейской Пасхи) отмечать праздник начатков жатвы пшеницы. Упоминания о нём встречаются у многих древних авторов. Например, в своих трудах называет его именно Пятидесятницей. Под этим же названием он фигурирует и в трудах многих иных греческих и византийских авторов.

Праздник этот был установлен в честь того, что в этот день освобождения из египетского рабства еврейский народ получил на каменные скрижали с начертанными на них десятью заповедями. Они стали именоваться Сионским законом, и явились отправной точкой для создания религиозной и правовой основы будущего государства. Из всех ныне отмечаемых православных праздников только два имеют Ветхозаветные корни, это Пасха и Святая Пятидесятница.

Празднование в первые века христианства

До наших дней дошло много свидетельств о том, как отмечался этот день в первые века христианства. Особый интерес представляют записи одной паломницы из Западной Европы, написанные в IV веке. В них она рассказывает о том, как в пятницу, предшествующую празднику, совершалось всенощное бдение в храме Воскресения в Иерусалиме, как читал епископ Евангелие, а когда занялся рассвет, все перешли в другую — главную церковь, в которой проповедь длилась до третьего часа дня.

Но и это ещё не было концом службы, так как после короткого отдыха все во главе с епископом отправились на Сион, где читались выдержки из «Деяний апостолов», повествующие о сошествии Святого Духа на апостолов. Закончился же тот день службой на Елионской горе, на месте, откуда вознёсся Спаситель. Столь продолжительная служба, участниками которой были не только христиане, проживавшие в Палестине, но и паломники из дальних стран, говорит о высоком статусе этого праздника и о понимании присутствовавшими всей значимости происходившего события.

За несколько веков до того, как на земле был распят его сын Иисус Христос, Господь через пророков возвестил людям о том, что им в помощь будет послан Дух Святой:

«Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иезекииля, 36:27).

Иисус Христос также обещал своим ученикам:

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

Поэтому апостолы вместе с Пресвятой Девой Марией после и Христа не разошлись по домам, а остались в Иерусалиме, ожидая исполнения обещанного.
Они были в Сионской горнице, где все вместе молились Господу. В этой горнице, после Своего Воскресения, Спаситель уже дважды являлся к Своим ученикам.
Когда прошло пятьдесят дней после Воскресения Христа, на десятый день после Его Вознесения, слова Учителя были исполнены. В этот день был большой иудейский праздник — дарование Богом пророку Моисею Десяти Заповедей, которые он получил на горе Синай, поэтому в Иерусалиме было много народа. Паломники приехали не только из самой Иудеи, но и из других стран.
Утром

«Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян.2,2).

Вслед за этим в воздухе появились огненные языки пламени, которые замерли над каждым из апостолов. Огонь этих языков светил, но не обжигал. Сбылось пророчество святого Иоанна Крестителя об огненном крещении апостолов:

«Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3,11).

Это чудесное свойство происходит каждый год и в настоящее время — на Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме. В Великую Субботу, в канун православной Пасхи – в течение первых нескольких минут огонь действительно светит, но не обжигает.
Каждый из апостолов ощутил необыкновенный прилив духовных сил – это Бог, через огненные языки пламени передал силу апостолам для того, чтобы они могли проповедовать и прославлять учение Христа.
Услышав сильный шум, у Сионской горницы начали собираться паломники, а апостолы вышли к народу и

«начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2,4)

Чудо было в том, что каждый из людей слышал речь на своем языке, поэтому народ очень удивился такому явлению.
Многие знали апостолов, как обычных бедных людей, которые были не обучены наукам и, соответственно, были не обучены ораторскому искусству.

Собравшийся народ, попробовал объяснить случившееся тем, что апостолы «напились сладкого вина » и в ответ на это обвинение, самый горячий по характеру апостол Пётр, неожиданно для всех и, прежде всего для себя, начал первую в своей жизни проповедь.
Сейчас, устами простого бедняка Петра, с людьми говорил Сам Святой Дух. Апостол проповедовал им о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти. Собравшимся глубоко в души запали слова апостола Петра.

«Что нам делать?» — спрашивали его. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38).

После его проповеди около трех тысяч человек уверовали и стали христианами.
Таким образом, Господь передал Своим ученикам 9 особых даров:
дар мудрости и знания, дар пророчества, умение различать духов, дары пастырства, веры, исцеления и творения чудес, дары знания и толкования языков.

Апостолы буквально переродились – стали людьми крепкой веры, необычной силы духа. От своего Учителя они знали, что их жизнь будет нелегкой, впереди их каждого ожидает своя чаша страданий, жизнь их будет полна насмешек, издевательств, побоев и заключений в темницы. И действительно — они почти все погибли или были казнены.
Для преодоления этих страданий вознесшийся Иисус Христос послал Своим вестникам Святого Духа Утешителя. И теперь ни распятие на крестах, ни сожжение на кострах, ни гибель под градом камней уже не могло заставить остановиться Божиих апостолов-вестников в проповедовании Божественного учения по всему миру.
Сионская горница , после схождения Святого Духа на находившихся в ней апостолов и Матери Божией, начала считаться первым христианским храмом. А этот день стал называться праздник Святой Троицы, в честь того, что Господь явил себя людям в трех ипостасях — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ТРОИЦА

День Святой Троицы – один из Великих православных праздников. В этот день на землю сошел Святой Дух и людям был показан Триединый образ Бога: Бога Отца – создателя, Бога Сына – Иисуса Христа, который явился к людям для искупления грехов и Бога Святого Духа. Этот день Троицы считается праздником рождения земной Церкви.
Троица празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христа, из-за этого ее еще называют Святой Пятидесятницей. Сам праздник состоит из двух частей. Воскресенье (первый день) — это День Пресвятой Троицы, а второй день (понедельник) – днем Святого Духа.
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу » — любой христианин неоднократно произносил эти торжественные слова, при этом совершая , сложенные вместе три первых пальца которого выражают нашу веру в Отца, Сына и Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу.

А что может быть надежнее для человека, чем вера в Бога, в его защиту и покровительство:
«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе».


Праздник Троицы – светлый праздник, который пронизан солнечным светом, зарождением жизни в природе после зимы, когда нам кажется, что Божья благодать распространяется везде и всюду, в каждом луче солнца и в каждом зелёном листике, когда все кругом зацветает, распускается, оживает и начинает новый виток жизни!
В этот день храмы украшаются цветами, зеленью – это символ зарождения жизни весной, как символ рождения Церкви.

Особое почитание связано в этот день, прежде всего с березой, расцвет зелени которой приходится на праздник Троицы. В народе она ассоциируется с добром, с защитой от нечистой силы и с деревом, изгоняющим болезни (березовый сок, березовые почки и, конечно же, веники для бани).
Ее ветками, а также молодыми деревцами издревле украшались храмы и церкви на Руси.

Люди, которые приходят на праздничную службу приносят с собой и держат в руках березовые веточки, цветы, которые освящаются во время богослужения.
В честь этого Великого праздника священники обычно облачаются в фелони зеленого цвета, а церковная утварь часто украшается светло-зелеными тканями и лентами.
В День Святой Троицы, во время особенных молитв всем находящимся в храме положено (по мере возможности) вставать на колени. Троицу считают первым разрешительным днем после Пасхи для коленопреклоненных молитв в храме. Это коленопреклонение является богослужебной особенностью, изюминкой этого праздника.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

ВИДЕОФИЛЬМ

Святая Троица – один из самых главных христианских праздников. Он знаменует собой не только чудо явления Святого духа, но и появление христианской церкви, как таковой. В России Троица – особенно почитаема; она приходится на пятидесятый день после Пасхи, как раз на то время, когда природа входит в свой летний цикл и всё радуется обновлению и новой жизни.

Церковь. Начало

В один из жарких дней, уже после Вознесения Христа, апостолы собрались в одной из горниц Иерусалима. Тот день стал знаковым не только для них, но и для всей последующей христианской культуры и традиции. В этот день апостолы прошли инициацию Святым Духом «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси – Святого Духа, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Пятидесятница в Ветхом Завете

Почему второе название праздника – пятидесятница? Всё дело в том, что именно на 50 день после Пасхи апостолы собрались в том самом доме на горе Сион, где проходила тайная вечеря. Собрались они там неслучайно. Была Пятидесятница, только ещё не христианская, а ветхозаветная. Этот день был 50 днём выхода евреев из Египта, когда Моисей получил скрижали с заповедями. Большинство апостолов были в Иерусалиме, что называется, не местными, но по завету Христа не могли уезжать из города. То, что обряд инициации апостолов Христа произошёл именно в этот день – глубоко символично. Именно так сформировалось триединство Отец-Сын-Дух, ставшее для любого христианина той самой Святой Троицей.

Нерабочий понедельник

До революции Духов день, следующий за Троицей, приходившейся на воскресение, был нерабочим днём. Патриархальное крестьянство считало, что в Духов день земля освящается, и поэтому особенно перекапывать её не нужно, на земле работать лучше уже завтра, на 3-й день Троицы. Вместо этого шли в храм, так как там могли испытать явление благодати Святого духа. Таким образом, это был нерабочий понедельник, в наше время представляющийся оксюмороном и это не могло не вызывать дополнительного уважения рабочего населения к христианскому празднику.

Цветы и цвета

Троица - невероятно красивый праздник. В этот день церкви по-особому украшаются. Прихожане приходят в храм с цветами. Интересно, что букеты цветов также несут в себе символику Троицы: белый цвет как символ Святого Духа, красный – символ крови Христа, голубой как символ Отца небесного. Зелёный цвет, который является доминантным на Троицу, символизирует собой жизнь и процветание.

Троица и семик

В России праздник Святой Троицы слился со славянским народным праздником семик, вобрав в себя много языческих обрядов, связанных, главным образом, с почитанием духов трав, деревьев и цветов. Поэтому на Троицу принято было украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березки.
В четверг перед Троицей пекли пироги, лепешки, курники, яичницы, лапшинники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво. Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не отламывая веток от дерева.В Троицын день опять шли в лес - развивать венки. Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен. Наложение традиций язычества и христианства делает Троицу особенным праздником.

Хождение в народ

Троица – праздник, который справляли всем миром. До революции Троица была днём «хождения царя в народ». Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Процессия входила в Успенский собор. Впереди шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. Начиналась праздничная служба. Женская часть двора на троицкой неделе приобщалась к народным традициям. Царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-хороводами. Для игр были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси.

Не о быте

По народной традиции на Святую Троицу нельзя заниматься никаким физическим трудом, за исключением некоторой работы по обслуживанию домашнего хозяйства. Можно кормить и поить домашних животных, скот и птицу. Однако чистить, расчесывать и убирать, то есть делать "грязную" работу нельзя.
Также нельзя шить, стирать, резать, стричься, убирать дом, копать землю, сажать растения. Ни в коем случае нельзя косить траву, рубить деревья. Троица - праздник особенный. В дни троицкой недели наша связь с горним миром необычайно тонка, об этом говорит и православие и дохристианская славянская традиция. Это время, когда нам даётся шанс. Для христиан - шанс благодати Святого духа.

В православии отмечается много праздников. Верующие люди, безусловно, знают о таком празднике, как , он имеет давнюю историю и определенные обычаи.

Церковь отмечает этот праздник в День Пятидесятницы – на пятидесятый день после . Любой православный человек знает, когда именно отмечать этот праздник и какова история Дня Святой Троицы. История возникновения праздника Троицы восходит к временам Иисуса Христа. Тогда, в пятидесятый день после Воскресения Христа на землю спустились апостолы Святого Духа. Апостолы поняли, какова роль третьего Лица Троицы и почему Бог триединый.

История Дня Святой Троицы

После Вознесения апостолы постоянно присутствовали в Сионской горнице и молились. Внезапно они услышали шум на небе, а перед ними появились огненные языки, которые опустились на их головы. Таким образом Святой Дух вошел в тела апостолов. Святой Дух даровал апостолам знание неизвестных доселе языков для того, чтобы они могли распространять христианскую веру по миру. Православный праздник Троицы провозгласили именно апостолы, если верить истории. После описанного случая, каждую Пятидесятницу христиане стали отмечать этот праздник, он считается одним из важнейших в православном мире.

Позже Василий Великий составил определенные молитвы, которые было необходимо читать в этот день. Эта традиция продолжается и по сей день. День Святой Троицы во всем православном мире считается рождением христианской церкви, которая была создана Богом.

В православии День Святой Троицы и День Пятидесятницы соединен воедино, чего нельзя сказать о католической церкви. Католики отмечают День Святой Троицы в следующее воскресенье после Пятидесятницы.

Иконы, рассказывающие о сошествии Святого Духа, начали писать в VIвеке. На них обычно можно увидеть Сионскую горницу и апостолов с книгами. При этом между апостолами Петром и Павлом находится пустое место, символизирующее Святой Дух. Над головами апостолов находятся языки пламени.

История возникновения праздника Троицы очень древняя, она берет свое начало с Вознесения Иисуса Христа. Православные люди это знают и поэтому отмечают праздник особенно широко – обязательно посещают службы в день Пятидесятницы.

История нам рассказывает и о некоторых традициях и обычаях, которые соблюдают во время праздника Троицы и по сей день. Полы храмов и домов должны быть покрыты свежескошенной травой, а иконы украшены березовыми ветвями, символизирующими силу Святого Духа. В субботу перед Днем Троицы православные ходят на кладбище, чтобы почтить память усопших родственников, этот день называется «родительским». Для украшения домов и храмов пользуются ветками березы, эта традиция сложилась исторически. Более того, считается, что День Святой Троицы без березовых украшений то же самое, что и Рождество без новогодней ели. Перед Троицей обязательно проводят генеральную уборку, пекут пироги, вьют венки (опять же, из березы и цветов). Этот праздник издревле особенно любим девушками, потому что они могли красиво одеться и отправиться на смотрины. Сватовство на Троицу считается хорошей приметой, а свадьбу уже играют осенью.

Некоторые обычаи праздника Святой Троицы из истории перекочевали в наше время – храмы украшаются березовыми ветвями, девушки плетут венки, православные обязательно ходят на кладбище в родительскую субботу. Праздник этот очень радостный и веселый – утром обязательно посещение храма, а после водят хороводы и поют песни. Одно из традиционных блюд на Троицу – каравай, часто приглашают гостей и отмечают этот праздник вместе. Народные гуляния на Троицу не теряют своей популярности.