Доклад Римское право. Система наказаний. Десять самых жестоких видов казни, которые практиковались в Древнем Риме

Диоклетеан сидел на троне и с нетерпением ожидал приятных новостей. Только что началась большая охота на христиан и он собирался пожинать ее плоды. Время тянулось так медленно. Он выпил еще пару бокалов отличного мессинского вина и, подойдя к окну, залюбовался чудесным июльским днем. Было 3же 3 часа пополудни и он начинал нервничать. Что себе воображают эти христиане, подумал он. Как они могут предпочитать нормальной счастливой жизни пытки и боль?! Странно, но да впрочем, это не имеет значения. В всяком случае кровавые потехи в Колизее и его камеры пыток заставят их стать благоразумными.

Он вышел в сад, с наслаждением слушая пение птиц и немного расслабившись, вновь вошел в тронный зал и отворил потайную дверцу позади массивного кресла Императора. Перед ним открылся узкий, темный коридор, ведший прямиком к камерам пыток. Он прошел почти 100 метров, спускаясь по каменным ступеням и наконец до него донеслись истошные вопли женщины. Еще 20 метров и он вышел к тяжелой дубовой двери. С трудом распахнув ее, Император очутился в камере пыток.

Справа от него, в центре камеры молодая прекрасная женщина была подвешена за руки к цепям, свисавшим с потолка. Все ее точеное тело было покрыто кровоточащими ссадина и синяками, и сейчас двое палачей большими клещами раздавливали ее груди. Она кричала и страшно извивалась. Ее пышные груди стали лиловыми от застоявшейся крови, ее соблазнительное тело было залито потом и сияло в свете факелов. "Ну как, она отреклась от своей глупой веры?", спросил он одного из палачей.

"Пока нет, Ваше Величество, но мы ее заставим, ха-ха-ха!", отвечал дюжий мужчина, стоявший перед беспомощной обнаженной пленницей. Он сделал полный оборот клещами, скрутившими правую грудь допрашиваемой и красавица дико заорала, кусочки раздавленной плоти брызнули на пол сквозь лопнувшую кожу.

"Отрекись, женщина, отрекись!"

"НЕТ, ГОСПОДЬ ЗАЩИТИТ МЕНЯ! ААААААААААААААААААААААААААААА…", она вновь истошно завопила, когда ее левая грудь была также вырвана этим жутким инструментом. Все ее тело заливали потоки крови и второй палач взял раскаленный до красна железный прут и провел по ее растерзанным грудям, чтобы остановить кровотечение. Женщина визжала и мотала головой. Струйка мочи побежала между ее стройных бедер. Ей было около 28 лет и Император поражался: как она могла вынести такие пытки и до сих пор не подчинилась...

Двое истязателей взяли острые железные "кошачьи лапы" и принялись раздирать ее спину, остатки грудей и живот. Ее страдания было невозможно описать! Дикие вопли отражались от сырых стен мрачной темницы и молодая женщина продлжала кричать изо всех сил. Внезапно все ее тело обмякло и она безжизненно повисла на цепях. Палач приподнял ей веко своими грубыми пальцами и сказал: "Сдохла! На сегодня все!"

Раздосадованный, Диоклетеан вышел из застенка. Он рассчитывал подольше полюбоваться этим допросом. Хотя они пытали ее почти 7 часов до его прихода. Жаль, жаль, подумал он. Еще один пропащий день! Он прилег отдохнуть и 3 часа спустя громкие крики и бряцанье доспехов разбудили его. Трибун преторианцев Маркус вошел в зал и покрлонился Императору: "Отличные новости Ваше Величество! В горах мы схватили семь христианок? Не угодно ли взглянуть на них?"

"Конечно! Пойдем прямо сейчас!"

Пленниц уже приволокли в темницу. Их руки было скручены веревками за спиной, платья разорваны в клочья во время борьбы. Они были прекрасны!!!

Две из них были еще очень юны - 13 и 15 лет, но император заметил, как его взволновали их, начавшие наливаться, тела, видные сковзь разодранную одежду. Он сгорал от нетерпения увидеть этих девушек истошно вопящими и извивающимися от страшной боли. Их звали Лукреция и Жиотта. Обе были черноволосыми, с чудесными точеными юными телами, их расцветающая женственность сильно возбуждала. Третьей пленницей была Агата, 17 лет, белокудрая, с маленькими острыми грудками и стройными длинными ногами. Четвертой была 20-летняя Эмилиана, пышногрудая брюнетка, чья совершенная фигура казалась была вырезана великим скульптором. Пятой была несчастная 23-летняя женщина, на последнем месяце беременности, полногрудая, златовласая, с прекрасными, отливавшими перламутром, ногами, которые, казалось, начинались от шеи пленницы. Диоклетеан уже предвкушал, как восхитительно забьется в агонии это совершенное тело. Ее звали Кассандра. Шестая, жгучая брюнетка, 27 лет, прекрасная, как греческая богиня, увидев ее, Диоклетеан потерял дар речи от восхищения. Ее звали Лиона, за ней стояла последняя пленница, 31-летняя Венера, чья нежная грудь, хотя и не отличалась величиной, была крайне хороша, а ноги, Диоклетеан не мог вспомнить, видел ли он когда раньше ноги такой красоты.

Молодые женщины дрожали от страха, но на их лицах читалось, что они верят в своего Господа, который дарует им силы выдержать ужасные пытки, ждавшие эти восхитительные тела. Диоклетеан внимательно оглядел заключенных и решил отправить их на арену, чтобы праздные толпы получили удовольствие от страданий несчастных. Однако он решил не ждать и распорядился, чтобы 13-летнюю девушку немедленно подвергли пыткам для его развлечения. Он уже предвкушал аппетитное зрелище в полумраке пыточного застенка. Он махнул солдатам и те оттащили в сторону остальных женщин и затем поволокли их в другие камеры, затем он велел Марко привести Лукрецию в застенок. Девушка не сопротивлялась, она была горда, что принимает муки во имя Христа. Так ее протащили по темному коридору и втолкнули в комнату, где ее восхитительное молодое тело было должно подвергнуться самым изощренным на свете пыткам. Она была не высокой, всего 157 см, но ее тело, от него было нельзя оторвать взгляд. Маленькие круглые грудки, точеные упругие ягодицы и длинные стройные ноги. Ее раздели до гола и все мужчины наслаждались видом ее прекрасного юного тела. Затем обреченную положили на пыточный стол и крепко к нему привязали, ей раздвинули в стороны ноги и все увидели ее женское место, редкие волоски на лобке.

Диоклетеан подошел к Лукреции и сказал: "Отрекись от своей веры, девочка моя и избавь себя от боли и унижений".

"Нет, Император! Я не могу этого сделать! Я верю в Господа и он защитит меня! Я готова умереть за него!", недрогнувшим голосом ответила девушка.

"Ну что же, поступай, как знаешь. Только я должен предупредить тебя, умрешь ты не быстро! Ты будешь страдать так, как никогда еще не страдала! Мои палачи заставят тебя вопить и визжать, как резанную свинью! Ну как, может ты передумаешь?"

"НЕТ, нет, нет!"

"Приступайте к пытке!", распорядился Император и отошел назад. Он поудобнее устроился на резном кресле и приготовился любоваться чудесным зрелищем.

Два палача взяли металлические крючья и начали терзать ее нежное тело, разрывая его от шеи до пят. Жуткий инструмент глубоко впивался в груди и животы юной пленницы и она истошно вопила, извиваясь от непереносимой боли, распятая на пыточном столе. Снова и снова палачи проводили этими жуткими орудиями и вскоре все ее тело было залито кровью, хлеставшей из множества ран. Лукреция кричала и мотала головой, а крючья делали свое страшное дело, разрывая на куски ее прекрасное тело. После почти получаса непрерывной пытки, они наконец решили сделать перерыв на пару минут,… в основном, чтобы привести истязуемую в чувства и подготовить ее к новой пытке.

Тюремщик снял с жаровни, где пылали угли, ковш с кипящим маслом и медленно подошел к пыточному столу. Теперь один из палачей взял маленький черпак. Он зачерпнул масло из ковша и Лукреция, которая широко раскрытыми от ужаса глазами смотрела на эти пугающие приготовления, поняла, что они собираются делать! Он принялся лить кипящее масло на обнаженное тело девушки! Она дико завопила! Кожа вздулась пузырями и полопалась, обнажая кровоточащую плоть, ее почти варили живьем. Она извивалась, обезумев от боли и Диоклетеану казалось, что она переломает себе все кости, настолько сильными были судороги. Сорванный криками, ее голос теперь напоминал конское ржание, но палачи видели, что она еще не сдалась и прикидывали грандиозные планы насчет следующей пытки.

Император был крайне возбужден. Он поглаживал свой, ставший твердым как камень, член и наслаждался каждым стоном, каждым криком допрашиваемой беспомощной 13-летней девушки. Пытка продолжалась почти 2 часа. Она раз за разом теряла сознание. Закончив истязание кипящим маслом, палачи вновь взяли острые крючья - "кошачьи лапы". Эти укороченные грабли, каждая из которых оканчивалась четырьмя отточенными когтями, стали срывать обожженную кожу с мышц. Лукреция визжала, словно резанная свинья, ее крики уже не были похожи на голос человека. Крючья продолжали раздирать ее груди, живот и бока. Ее вырвало кровью и она потеряла сознание. Ведро ледяной воды и истязание продолжилось, теперь ей решили отрезать груди. Старший палач медленно отрезал их нарочно затупленным большим ножом, оттягивая другой рукой за сосок. Лукреция выгибалась дугой на пыточном столе, веревки глубоко впились в ее тело, дикие крики отражались от сырых стен подземелья. Ее тело, совсем недавно такое соблазнительное, теперь было невозможно узнать. Только бедра все еще были таким же стройными и влекущими. И уж конечно ее лоно, для которого император придумал особое развлечение. После того, как ей почти что отпилили вторую грудь, она обмочилась и впала в беспамятство. Ее с трудом привели в чувства и влили ей в рот кувшин вина, чтобы придать ей силы для дальнейших пыток.

Давясь и задыхаясь, она пила и шептала: "Господь сохранить меня, он даст мне силы выдержать все, гос…подь помооожет…". Палач взл небольшие клещи и подошел к пленнице, встав между ее широко разведенных ног. Грубыми пальцами он раздвинул ее половые губы и ухватил зазубренными челюстями клещей ее клитор. Изо всех сил он сжал рукоятки и крутанул эту самую чувствительную часть женского тела. Девушка выгнулась дугой и закричала так, как казалось бы, не может кричать человек. Палач продолжал дергать и крутить клещи пока не вырвал клитор, тело несчастной безвольно обмякло. Когда она вновь пробудилась для страданий, тяжело дыша и всхлипывая, тюремщик вытащил раскаленный докрасна прут из углей жаровни и принялся жечь ее лоно. Ее мучения было невозможно себе представить. Крики отражались эхом, носясь по камере пыток, теперь они звучали по новому, было похоже, что они несутся прямиком из ада. Ей сожгли половые губы, влагалище и, наконец, палач глубоко втолкнул раскаленное железо, проткнув матку. Она испустила последний страшный вопль и свет навсегда померк для нее.

Император был доволен, такого наслаждения он не испытывал уже 10 дней, с тех пор как замучили прекрасную 11-летнюю девочку. В его ушах все еще звучали крики несчастной, когда палач почти час раздирал ее узкое девичье влагалище толстым деревянным стержнем, усеянным шипами! Ее пытали целых два дня, было удивительно, как она смогла выдержать такие муки. Диокретеан медленно вышел из камеры и пошел в спальню.

Да, день был трудным. А завтра… Завтра будет грандиозное представление на арене Колизея. Шесть женщин… Зрелище будет великолепным, думал он, прежде чем заснуть.

На следующий день трибуны были забиты зрителями, мужчинами и женщинами, желавшими полюбоваться долгими пытками и медленной казнью этих шести христианок. В центре арены был выстроен высокий помост, на котором должно было проходить действие. На помосте возвышались мощные деревянные балки с перекладинами, с которых свешивались веревки. К ним должны были привязать жертв во время истязания. Палачи готовили пыточный стол и Х-образный крест к сегодняшней расправе. Пытку было решено разделить на два этапа. По три женщины в каждом.

Первыми на помосте появились палачи. Их встретил гром аплодисментов. Несколько минут спустя, стражники привели обнаженных обреченных. Их было трое, предназначенных для этого этапа казни: Жиотта, Венера и Эмилиана. С них уже сорвали всю одежду и теперь толпа любовалась их совершенными телами.

Первой палачи схватили Венеру и подвесили ее к цепи, укрепленной на перекладине креста за связанные за спиной руки. Она заорала, когда ее плечевые кости с хрустом вышли из суставов. Затем истязатели привязали Жиотту к пыточному столу, уложив ее с широко разведенными ногами. Палачи собирались уделить особое внимание половым органам 15-летней девушки. Последнюю женщину - Эмилиану - прикрутили к Х-образному кресту, собираясь подвергнуть ее самым изощренным пыткам. Старший палач посмотрел в императорскую ложу, где удобно развалясь, восседал Диоклетеан. Тот кивнул. Палачей было 6. По два на каждую жертву.

Первая пара вооружилась дубинками и принялась избивать вздернутую на дыбе Венеру. Они били по всему ее чудесному телу. Ее крики были ужасны… Женщина извивалась, словно змея при каждом ударе. По бедрам, бокам, грудям, заду, ей нанесли не меньше 180 ударов, наконец она потеряла сознание и повисла, раскачиваясь на цепях.

В это время еще два палача поднесли докрасна раскаленные железные прутья к грудям и лону Жиотты. Девушка истошно завопила, обезумев от боли, когда они принялись разбивать ее клитор большим деревянным молотком. В то же время второй палач начал клещами раздавливать ее маленькие груди. Она уже не владела своим телом и обмочилась. Ее лицо стало мертвенно бледным. По телу стекали ручьи пота. Она была еще девственницей и первым ее влагалище познал жуткий пыточный инструмент. Ее интимные органы оказались крайне чувствительны, так что эти садисты решили пытать ее только таким образом. Они сделали перерыв, когда Эмилиана вдруг забилась, словно безумная в крепких путах и повернулись полюбоваться происходившим.

Ее дикие вопли отражались от ограждения арены, носясь в чистом воздухе - два палача начали перепиливать грубой веревкой ее женские части. Один из них стоял перед ней, другой позади, оба двумя руками крепко держали концы веревки и тянули ее взад-вперед. Она не представляла, что на свете может быть подобная боль. Веревка была густо окрашена кровью, к ней прилипли кусочки растерзанной плоти половых органов.

Теперь истязатели вновь занялись Венерой - с ее спины начали полосами сдирать кожу. Страдания несчастной было невозможно описать. Она вопила, обезумев от чудовищной боли, а кожа постепенно сползала с ее только что такой гладкой спины, оголяя кровоточащее мясо. Почти потеряв человеческий облик, до полусмерти замученная, Венера испражнилась под себя, ее несколько раз вырвало кровью. Скоро ее спина превратилось в бесформенное месиво окровавленной плоти. Теперь в ней нельзя было узнать прежнюю красавицу. Эта несчастная 31-летняя женщина повисла без чувств.

Но в это время пытка юной Жиотты шла полным ходом. Теперь ей растягивали влагалище, засунув в него раскаленные железные прутья. Извиваясь от боли в крепких веревках, она истошно вопила. Сейчас она вновь обмочилась и желтая струйка зашипела, попав на раскаленный металл. Ее мучили почти 20 минут, а потом палачи наконец решили ей дать немного передохнуть, но так и не вытащили прутьев из ее интимного места.

Этот день стал адом на земле для беззащитной Эмилианы. Сначала палачи острыми ножами отрезали ей груди. По ее телу пробегали страшные судороги, когда один из заплечных дел мастеров стал на колени перед ее выставленной напоказ промежностью. Она заорала еще сильнее и все тело выгнулось дугой, когда он поднес пылающий факел к ее половым органам. Пламя лизало ее половые губы и девушка корчилась и вопила, казалось ее крик будет слышан во всем городе. Она лишилась чувств, но пара ведер ледяной воды быстро вернули ее к страшной реальности и пытка длилась и длилась, и длилась… Целый час палач превращал лоно молодой женщины в дочерна обугленную корку, наконец, он встал и отошел от креста, оставив на нем мертвую пленницу…

Венера уже сошла с ума по этими невообразимыми пытками, теперь в ее криках невозможно было что-то разобрать, это был просто вопль боли, словно он доносился откуда-то снизу, из ада. Сейчас палачи сдирали ей кожу с грудей и лона. Ее снова несколько раз вырвало, она мотала головой, а с ее тела на доски помоста медленно падали окровавленные клочья кожи. Когда кожа была содрана со всего ее тела, палачи тщательно протерли окровавленную плоть уксусом, чтобы усилить ее, и без того невыносимые, страдания. Она лишилась чувств, но по ее телу все еще пробегали судороги…

Теперь все умение шести палачей было нераздельно отдано Жиотте. Девушка крича и дрожа от ужаса ожидала приближавшихся истязателей. Один из палачей втолкнул толстый деревянный бур ей во влагалище и завращал его, раздирая и без того уже обожженные стенки его любовного канала. Жиотта завизжала и отчаянно молила о пощаде, но пытка продолжалась, казалось она будет бесконечной. Скоро она потеряла сознание, но после ведра ледяной воды, двое садистов принялись рвать ее груди железными крючьями, в то время, как двое других мастеров терзали ее бедра, живот и лобок металлическими кошачьими лапами. Вопли девушки изумили толпу, никто не мог раньше представить, что так может кричать человек. Ее страданиям не было конца. Она лежала в луже своих экскрементов, содрогаясь от боли. Она еще несколько раз теряла сознание на протяжении этой ПЯТИЧАСОВОЙ пытки, пока наконец не затихла навеки.

Глашатай объявил, что ввиду такой долгой финальной пытки Жиотты казнь следующих трех женщин переносится на завтра и народ громом рукоплесканий поблагодарил Императора и его умелых палачей. Солнце уже клонилось к закату и Диоклетеан, уходя в свои покои, строил планы на следующих день, обдумывая что-то новенькое

В Древнем Риме был довольно приличный ассортимент казней для преступников: сожжение, удушение, утопление, колесование, сбрасывание в пропасть, бичевание до смерти и обезглавливание, причем в Римской республике для этого применяли топор, а в империи - меч. Разделение сословий в Вечном городе соблюдалось неукоснительно и влияло как на строгость приговора, так и на выбор типа казни.

В книге VII трактата римского юриста и государственного деятеля Ульпиана (ок. 170 - ок. 223 гг. н. э.) «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени, (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным (в это понятие включались декурионы, всадники и сенаторы), то его следует сослать на остров».

В период республики одним из основных мест исполнения приговора являлось Эсквилинское поле за одноименными воротами. На Эсквилинском холме первоначально находилось римское кладбище. Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.

Древний Рим тоже не избежал греха перед потомками в виде ритуальных казней. По древнему закону Ромула в жертву подземным богам во время праздника Луперкалий приносили осужденных на смерть преступников. Ритуальные убийства детей совершали на праздниках compitalia Мании. Правда недолго, во времена Юния Брута, младенцев заменили на головки мака или чеснока. В годы Второй пунической войны, когда римляне потерпели разгромное поражение от Ганнибала под Каннами и над Римом нависла угроза захвата его войсками Карфагена, Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец череде бедствий. А пока он ездил римляне в качестве экстренной меры принесли богам человеческие жертвы. Галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями, где когда-то давно уже совершались человеческие жертвоприношения.

Наверное, эта мера, чуждая римским традициям того времени, помогла. Римляне собрались с силами и переломили неудачно складывавшийся для них ход войны. Спустя некоторое время Ганнибал был побежден, а Карфаген разрушен.

Но скорей всего помогли не жертвоприношения, а мужество и стойкость римлян. Они не раз сами приносили себя в жертву ради свободы и величия Рима.

Вошел в историю поступок римского полководца Регула Марка Атилия. Он попал в плен к карфагенянам и был отпущен в Рим под честное слово, чтобы добиться обмена пленными. Регул убедил римлян отвергнуть предложения врага, после чего вернулся в Карфаген и был казнен.

Конец ритуальным казням был положен в консульство Корнелия Лентула и Лициния Красса (97 г. до н.э.), когда они были запрещены постановлением сената.

Роль современного телевизора в Древнем Риме выполняли зрелища. Для римлян посещение амфитеатров являлось сильнодействующим компенсаторным средством ухода от монотонной повседневности . Зрелища могли быть с участием актеров-смертников. Например.

Орфей на древнеримской мозаике / Roman mosaic depicting Orpheus, wearing a Phrygian cap and surrounded by the beasts charmed by the music of his lyre. via

Приговоренный к смерти выходил на арену амфитеатра в одеждах Орфея. Скалы и деревья кружились вокруг него, птицы порхали над его головой,


2.


Пантеры пожирают преступника, римская напольная мозаика, III в. н.э. Археологический музей Туниса / Museum of Sousse. Mosaics detail

пока, наконец, прыгнувший из люка медведь не разрывал несчастного.

3.


Второй подвиг Геракла - борьба с Лернейской гидрой на этрусской гидрии. Около 525 г. до н.э. / Caeretan Hydria. Artist/Maker: Attributed to Eagle Painter (Greek (Caeretan), active 530 - 500 B.C.). Culture: Greek (Caeretan). Place: Caere (?), Etruria (Place created). Date: about 525 B.C. Medium: Terracotta. Dimensions: 44.6 x 33.4 cm. Getty Museum.

Другого преступника наряжали Гераклом и после сложной пантомимы сжигали на костре.

В Римской империи казнь осуществлялась через сжигание, колесование, утопление для отцеубийц, повешение, бичевание до смерти, передачу в цирк для участие в борьбе гладиаторов. Самый частый вид казни - обезглавливание. Топором казнили во времена Республики, в имперский период орудием исполнения служил меч. Казнь через распятие в республиканском Риме применяли только для рабов, в Империи и для свободных тоже - как позорный вид лишения жизни. Император Константин ввел запрет на распятие. Сбрасывание в пропасть также служило наказанием за преступления, совершенные рабами. Для высокопоставленных лиц империи существовали привилегии - випов могли казнить через тайное удушение или самоубийство под присмотром - в присутствии представителей власти. Стандартным местом приведения смертного приговора в исполнение в период Республики было Марсово поле, в период Римской империи - Эсквилин, если иное не требовалось по сценарию. В имперском Риме казни часто совершались в амфитеатре, при этом они мифологизировались и театрализировались.

4.

Сожжение в Пергаме в Быке Фаларида . Священномученик Антипа Пергамский. Фреска монастыря Русану / Rousanu. Saint Antipas being roasted alive in a Brazen bull at Pergamon. via

И Тит наш — широкая душа и горячая голова; так или этак, а ублажить сумеет, уж я знаю; я у него свой человек. Он ничего не делает вполсилы. Оружие будет дано первостатейное, удирать — ни-ни; сражайся посередке, чтобы всему амфитеатру видно было. Благо средств-то у него хватит: тридцать миллионов сестерциев ему досталось, как бедняга отец его помер. Если он и четыреста тысяч выбросит, мошна его даже и не почувствует, а он увековечит свое имя. У него есть несколько парней и женщина-эсседария , и Гликонов казначей, которого накрыли, когда он забавлялся со своей госпожой. Увидишь, как народ разделится: одни будут за ревнивца, другие за любезника. И Гликон-то хорош! Самому грош цена, а казначея отдает зверям. Что называется, самого себя выставил на посмешище. Разве раб виноват? Делает, что ему велят. Уж лучше бы эту ночную посудину бык посадил на рога. Но так всегда: кто не может по ослу, тот бьет по седлу. И как мог Гликон вообразить, что из Гермогенова отродья выйдет что-нибудь путное? Тот мог бы коршуну на лету когти подстричь. От змеи не родится канат. Гликон, один Гликон внакладе: на всю жизнь пятно на нем останется, и разве что смерть его смоет! Но всякий сам себе грешен.

8.


Священномученик Сильван, Лука диакон Эмесский (Емисский) и Мокий чтец. Менологий Василия II, 985 год. Константинополь. Ватиканская библиотека. Рим / Martyrs Silvanus the Bishop of Emesa, Luke the deacon, and Mocius (Mucius) the reader (Menologion of Basil II). Date 985. via

Да вот еще: есть у меня предчувствие, что Маммея нам скоро пир задаст, — там-то уж и мне и моим по два денария достанется. Если он сделает это, то Норбану уже не бывать любимцем народа: вот увидите, он теперь обгонит его на всех парусах. Да и вообще, что хорошего сделал нам Норбан? Дал гладиаторов грошовых, полудохлых, — дунешь на них, и повалятся; и бестиариев я видал получше; всадники, которых он выставил на убой, — точь-в-точь человечки с ламповой крышки! Сущие цыплята; один — увалень, другой — кривоногий; а терциарий-то! За мертвеца мертвец с подрезанными жилами. Пожалуй, еще фракиец был ничего себе; да и тот дрался разве что по правилам. Словом, всех после секли, а публика так и кричала: «Наддай!» Настоящие зайцы! Он скажет: «Я вам устроил игры», — а я ему: «А мы тебе хлопаем». Посчитай, и увидишь, что я тебе больше даю, чем от тебя получаю. Рука руку моет.

9.


Св. Игнатий Богоносец, раздираемый львами, Менологий Василия II, 985 год / Ignatius of Antioch. via

Как бои гладиаторов, так и звериные травли бывали разнообразно театрализованы. Самая утонченная сценическая техника приходила здесь на помощь. Из люков арены вырастали фантастические рощи, в которых бродили тигры и львы. Воздвигались крепости, на стенах которых сражались гладиаторы. Арена цирка могла наполняться водой. В образовавшемся бассейне устраивались навмахии, примерные морские сражения. Для той же цели в окрестностях Рима были вырыты гигантские пруды, позволявшие сводить вместе целые флоты и десятки тысяч вооруженных людей. В навмахию охотно вкладывали мифологический или исторический сюжет.

Наряду с гладиаторами, мучениками и осужденными, на арене амфитеатра выступали всевозможные фокусники и чудодеи, труппы из сотен гимнастов и акробатов, эквилибристы и эквилибристки, дети-танцоры, ученые звери и птицы.

10.

Herbert Schmalz (1856-1935). "Faithful Unto Death". 1888. via

Если попытаться определить общий стиль этих зрелищ, то это – своеобразно-грандиозная фееричность и крайний натурализм.

Как всем известно, Москва - третий Рим.

Ланисты — торговцы гладиаторами и антрепренеры боев. Частью оседлы (в Риме), частью странствуют по провинциям. Иногда они сдают свои труппы напрокат знатным устроителям боев, иногда устраивают зрелище на свой риск. Ремесло это считалось позорным (Фридл. Sg. II, 376). Наемники ланистов ценились ниже добровольных бойцов-спортсменов.

Женщина-эсседария - женщина, сражающаяся на колеснице.

Бестиарии - преступники, отданные зверям, то есть люди без всякой гладиаторской подготовки.

Тертиарий - когда один гладиатор падал, победитель еще должен был победить его заместителя, который назывался tertiarius, «секундант» в его первоначальном смысле.

Литература и источники :

"Посещение амфитеатров было для римлян сильнодействующим компенсаторным средством ухода от регламентированной монотонной повседневности" - цитата из: Илюшечкин В.Н. Отражение социальной психологии низов в античных романах // Культура Древнего Рима. В 2-х т. Т. 2-й / Отв. ред. докт. ист. н. Е.С.Голубцова - М.: Наука, 1985, с.80-81
IV Гай Калигула, 27, 4 // Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с латин., предисл. и послесл. М.Л.Гаспарова. - Худож. лит., 1990, с.118.
Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. с нем., введение и примечания Я.Л.Чертока. Репринт издания 1900 г. - М.: Орёл, 1991, с.492.
Гиро Поль. Частная и общественная жизнь римлян. [Репринт издания 1912 г.] / Пер. с франц. под ред. С.П.Моравского; Пред. и научн. редакция А.А.Новикова (Античн б-ка). - СПб.: Алетейя, 1995, с.121, с.264
Петроний Арбитр. Сатирикон // Текст по изданию: Петроний. Сатирикон. Лукиан. Лукий, или Осел. — Л.: СП «Смарт», 1991. Примечания по изданию:
Петроний Арбитр. Сатирикон. / Пер. *** под ред. Б. И. Ярхо. - М.: Совместное советско-западногерманское издательское предприятие «Вся Москва», 1990 (репринтное воспроизведение издания 1924 г.: Петроний. Сатирикон. Гос. изд-во, М.-Л., 1924). С.95-97.
Примечания к Сатирикону Б.Ярхо в другой редакции, сокращенной, см.: Петроний Арбитр. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы. (Библиотека юмора и сатиры); сост., вступ. ст. Инна Петровна Стрельникова . – М.: Правда, 1991. С.57-58, 371.
- Тираспольский Г. Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в древнем Риме. М.: Интрада, 2003
- Пиотровский А.И. Античный театр (театр Древней Греции и Рима) // Очерки по истории европейского театра. - Петербург, ACADEMIA, 1923
- Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989, с.240, с.533

Дикие животные играли большую роль для древних римлян, поэтому они нередко использовали их для казни преступников. Как правило, арена - излюбленное место для убийства, ведь именно они вмещали в себя огромное количество зрителей. И там удобно было содержать медведей, леопардов, аллигаторов, слонов и быков, которые затем использовались для казни.

Довольно часто для расправы над преступником его заматывали в тугую сеть, чтобы его движения были скованными. Затем человека подвешивали в воздухе или просто оставляли лежать на земле. А потом на арене появлялся рассвирепевший бык, который обычно сразу же нападал на замотанного преступника. После смерти его разматывали и дополнительно перерезали горло ножом. Иногда женщин также привязывали к рогам быка, чтобы животное забодало их до смерти.


Нередко преступников убивали с помощью меча. На ранних этапах истории Рима было популярно обезглавливание, но впоследствии такой вид казни считался недостаточно зрелищным. На смену ему пришел бой на мечах с опытными гладиаторами. Иногда преступникам выдавали оружие, но чаще всего отправляли на арену с голыми руками. Поэтому они были вынуждены бегать по ней, пока гладиатор не пронзит их мечом. Как правило, к такой казни приговаривались иностранцы и бунтовщики.


Распятие - это наиболее известный во всем мире способ древнеримской казни. Преступников приколачивали к деревянным крестам и выставляли обычно на арене. Их смерть была очень болезненной. Сначала им ломали ноги, а потом вколачивали гвозди прямо в руки. Преступники умирали обычно в течение нескольких дней от удушья, потери крови и обезвоживания. Примечательно, что археологи смогли обнаружить останки только двух человек, казненных с помощью распятия. Оба они были мужчинами.


Слоны часто участвовали в представлениях в амфитеатрах или аренах по всей Римской империи. Зачастую их просто выставляли на обозрение толпе, но иногда дрессировали и обучали делать трюки. Нередко слонов убивал император и его родственники на глаз у людей, участвуя в великой охоте. Из-за своего размера животных использовали для убийства людей. Например, в 167 году до н. э. генерал Эмилий Павел приказал слонам растоптать солдат, которые пытались дезертировать из его армии. Если преступник умудрялся спастись, то его обезглавливали.


Эта публичная казнь тоже проходила на арене. Рабов и преступников одевали в яркую одежду, пропитанную легковоспламеняющимся веществом. Затем их помещали в центр арены и поджигали. Пока их одежда была охвачена огнем, жертвы должны были танцевать, развлекая зрителей. Император Нерон усовершенствовал этот вид казни. Он заставлял преступников надевать одежду из папируса, которая была пропитана воском и смолой. Из-за них жертвы умирали долгой и мучительной смертью, так как материал не горел, а медленно плавился.


Иногда преступникам давали выбор, но альтернатива не была приятной. Например, осужденным предлагали засунуть руки в огонь. Если они отказывались, их сжигали заживо. Еще один изощренный способ наказать человека - заставить его кастрировать самого себя. Как правило, жертвы соглашались на подобную процедуру. После этого они навсегда становились рабами.

"Потешные бои"


Казни военнопленных, преступников и рабов обычно проводились утром, до гладиаторских боев, которые пользовались огромной популярностью у публики. Обычно за один раз убивали только небольшую группу людей. Чаще всего их казнили по одиночке или парами. Но в редких случаях на арене устраивали импровизированные бои, в которых должна была погибнуть большая группа людей, как правило, военнопленных или дезертиров. Иногда сам император руководил организацией настоящей реконструкции доблестный военных сражений. В таких "потешных боях" участвовали сотни и даже тысячи жертв.


В империи огромной популярностью пользовались мифы Древней Греции. Но читать их было довольно скучно, поэтому нередко их разыгрывали прямо на сцене арен. В качестве актеров, конечно, использовали преступников, приговоренных к смерти. Происходящее на сцене со всей жестокостью в точности воспроизводило сюжет самых популярных мифов. Так, женщины перед смертью обычно подвергались изнасилованию и только потом погибали.


Выше мы уже рассказывали про то, как преступников убивали с помощью разъяренных быков и слонов. Но это далеко не все дикие животные, которые использовались для убийств приговоренных к смерти. В Риме существовало несколько альтернативных способов казни с использованием зверей.

Один из сохранившихся рассказов повествует о том, как преступника привязали к тележке и оставили перед голодным леопардом. Животное схватило его обеими лапами за голову и начало кусать и царапать, пока несчастный просто не истек кровью. Других жертв диких зверей также привязывали к столбам, которые устанавливали посреди арены.

Иногда приговоренным также выдавались деревянные мечи, чтобы они могли сразиться с леопардом или любым другим зверем. Конечно, успеха они не добивались, поэтому их смерть тоже была долгой и мучительной. Нередко преступников просто выпускали одновременно на арену с голодным хищником, так как им приходилось просто убегать от них, чтобы спастись. Но даже если у них получалось пережить нападение животного, их все равно казнили. Обычно им просто перерезали горло.


Если вы думаете, что после принятия христианства жестокие казни в Риме прекратились, то вы ошибаетесь. Военнопленных и преступников по-прежнему убивали наиболее изощренными способами. Например, им заживо вырывали глаза и языки, а только потом обезглавливали. Популярностью пользовались сожжение и четвертование. Но теперь казни проводились не на аренах, которые превратились в рынки, мастерские и даже жилые помещения. Некоторые из них были переоборудованы уже в христианские храмы.

В Древнем Риме пытки рабов были общераспространённым явлением. Когда свободного человека обвиняли в том или ином преступлении, во исполнение правосудия его заставляли в собственном доме пытать своих рабов, часто до самой смерти. Но это не мешало правителям Рима также подвергать пыткам свободных мужчин и женщин своей страны. В законах Древнего Рима всегда находились лазейки для этого, а отдельные правители использовали пытки вообще без оглядки на какие-либо правила.

1. Зашивание в тело осла

Если Вас интересуют жестокие и необычные формы пыток, то не стоит долго искать, обратитесь к истории Древнего Рима. Возьмём, к примеру, пытку, которая была описана Апулеем («Золотой осёл») и Луцианом («Луций, или Осёл»).

Убитому ослу разрезали брюхо и вынимали внутренности. Осуждённого раздевали и запихивали внутрь животного. Затем брюхо зашивали таким образом, чтобы из него выглядывала только голова – это предотвращало смерть от удушья и продлевало страдания.

Тело осла выставлялось на солнцепёк. Оно начинало разлагаться, в то время как осуждённый внутри него изнемогал от жары. Всё его тело покрывалось червями, а грифы клевали гниющую плоть животного. Смерть приходила медленно, и жертвы молили о ней.

2. Скармливание диким свиньям

Святой Григорий описал гнусную пытку, которой жители Гелиополиса подвергали молодых женщин в то время, когда он находился под римским владычеством.

Девственниц, которым предстояло пройти эту пытку, сначала отдавали на растерзание гладиаторам. После того как они лишались невинности не по своей воле, их публично раздевали и вспарывали им животы, выпуская кишки наружу. Затем их тела набивали ячменём и зашивали обратно. После этого бедных жертв отдавали диким свиньям, и те раздирали их на куски.

3. Потрошение

В Древнем Риме существовал закон, согласно которому чем выше был Ваш статус, тем больше людей Вы могли безнаказанно трахнуть, но не наоборот. Например, император мог заниматься сексом со всеми подряд. Военачальник имел право завладеть телом лейтенанта или рядового гражданина, а солдаты были выше простых людей.

Посягать на вышестоящих по социальному статусу было запрещено. Если рядовой гражданин насиловал солдата, наказанием ему служила публичная кастрация. Если солдат добровольно давал рядовому гражданину, его публично потрошили.

Эти правила, в сочетании с добровольными любовными отношениями между мужчинами, очень сильно всё запутывали. Обвинить любого человека в нарушении закона о ранге и в том, что он добровольно поддался домогательствам человека более низкого статуса, было проще простого.

4. Перевязывание члена

Тиберий был одним из самых страшных и ненавистных императоров в римской истории, и не зря. Он почти всегда был в дурном настроении и наслаждался, видом мучительных пыток.

Пенис жертвы часто оказывался мишенью его жестокости. Император прославился тем, что приглашал своих врагов выпить с ним вина. После того как его жертвы накачивались спиртным под завязку, им перевязывали концы членов, лишая возможности мочиться. Вскоре после этого начинались настоящие мучения, так как жертвы не могли опорожнить переполненный мочевой пузырь.

5. Пытки сенатора

Император Калигула был таким же жестоким, как и старый Тиберий. Однажды он распорол живот сенатору. Сенатор, на удивление, остался жив, и тогда Калигула приказал выколоть ему глаза. После этого раскалёнными клещами сенатору вырвали его внутренние органы. В завершение экзекуции сенатора разрезали напополам и разорвали на куски.

Согласно римскому поверью, смерть была не наказанием, а освобождением. Наказанием были пытки, и смерть допускалась лишь после того, как человек перенесёт определённое количество боли и мучений.

6. Заколачивание в бочку

Некоторые люди в ожидании долгожданной смерти должны были мучиться дольше, чем другие. При императоре Домициане христиан истязали самыми ужасными способами.

7. Похороненные заживо

Император Нерон получал удовольствие от того, что хоронил людей заживо. Весталки, нарушившие обет целомудрия, почти всегда подлежали именно этому виду наказания. Лишь однажды Нерон изменил своим принципам, когда дело коснулось судьбы жрицы Рубрии. Она была замурована в небольшой пещере, где её оставили умирать с голоду.

Во время других казней при участии Нерона осуждённые должны были копать для себя могилы. После выкапывания могил внутри них устанавливали колья. Затем осуждённого связывали и сталкивали в могилу. Если его преступление было незначительным, его толкали так, чтобы кол пронзил сердце. Других преступников, осуждённых за совершение тяжких преступлений, толкали так, чтобы кол лишь смертельно ранил их. Затем его либо оставляли умирать от мучительной боли, либо закапывали заживо.

8. Прогрызание тела крысами

Палачи часто используют животных для своих зверств, например, как в случае с пыточным котлом. Для проведения этого особо жестокого вида пыток голодное животное, такое как крыса, собака или кошка, помещали в небольшой котёл. Затем котёл открытой стороной привязывали к животу жертвы.

Палач нагревал дно котла, в результате чего внутри него становилось очень жарко. Животное начинало паниковать и искать возможности для побега. Единственным «мягким местом», через которое можно было прогрызть выход, был живот обвиняемого.

9. Пчелиная корзина

Одна из необычных пыток заключалась в том, что человека раздевали и помещали в большую корзину. Затем её поднимали на дерево, на котором было большое пчелиное гнездо. Пчёлы начинали злиться и кусали человека внутри корзины до тех пор, пока тот не умирал.

Осуждённый должен был страдать от боли как можно дольше, но были случаи, когда жертвы этой пытки умирали сравнительно быстро – из-за аллергии на укусы пчёл.

10. Распятие

Древние римляне любили казнить путём распятия. В своё время оно было главной формой казни для убийства бесчисленного количества рабов.

Распятие не всегда связано с прибиванием обвиняемого к кресту. Иногда осуждённого раздевали, оставляя только повязку на голове. Затем его привязывали к кресту или развилке, после чего начинали бичевать, иногда до смерти.

Если обвиняемый не должен был умереть от бичевания, следующим шагом было прибивание его рук к поперечной балке креста. После этого балку подтягивали на нужную высоту и прибивали ноги осуждённого к столбу. Его могли оставить так умирать медленной смертью, а могли перебить ему ноги, чтобы ускорить кончину.

Иногда осуждённого подвешивали вниз головой. В других случаях палач отрезал ему половые органы. Методика исполнения была разной и менялась от палача к палачу; единых правил не существовало.

Специально для читателей моего блога сайт - по статье с сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?