Евгений Климов (психолог): биография, научная деятельность

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Евгений Александрович Климов - ведущий специалист в области психологии труда, доктор психологических наук (с 1969), профессор (с 1970), заведовал факультета психологии МГУ (с 1992 по 2014 г.); декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (с 1986 по 2000 г.), заведовал факультета психологии МГУ (1983 – 2003).

Е.А. Климов – действительный член Российской академии образования (избран как действительный член Академии педагогических наук СССР в 1985 г., как член-корреспондент – в 1974 г.), академик Международной академии психологических наук (1993), академик Международной академии акмеологических наук (1993), академик Международной академии информатизации (1994).

Этапы трудовой биографии Е. А. Климова

Родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области, окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета (1953 г.).

Начал трудовую деятельность в 1944 г. (слесарь на Вятско-Полянском заводе № 367 - «Молот», ныне – «Машиностроительный завод»).

В 1953-1968 годах занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета. Одновременно (с 1953 по 1956 г.) преподавал логику и психологию в средней школе № 1 Казанской железной дороги; в 1959-1964 г. был научным руководителем Казанского филиала лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ.

В 1968-1976 гг. – заведовал отделом психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде.

В 1976-1980 годах - профессор кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена (ныне – Российский государственный педагогический университет).

В 1980 г. приглашен работать на факультет психологии Московского университета.

Педагогическая деятельность

Более двадцати лет Е. А. Климов читал студентам факультета психологии Московского университета общий курс «Психология труда», а также спецкурс «Психология профессионального самоопределения», осуществлял общее руководство разделом спецпрактикума по теме «Профориентационное психологическое изучение профессий». Часть лучших студенческих работ, выполненных на базе профессионально-технических училищ, была опубликована в сб. «Человек и профессия» (вып 9, Л., 1986). Е.А. Климов – руководил сбором профессиоведческой информации в рамках проекта «Профессии Московского университета», которую собирали студенты-психологи. Итоги (свыше 200 описаний специальностей, специализаций и трудовых постов, доступных выпускникам Московского университета) были представлены в 2005 г. в рамках интернет-выставки на юбилейном сайте МГУ. Свыше 30-ти вариантов специализаций профессии психолога было описано под его руководством (см. раздел « »). В последние годы сотрудники лаборатории психологии профессий и конфликта, которой он руководил, проводили занятия со студентами 1-го курса факультета психологии по дисциплине «Введение в профессию».

Весом его вклад в подготовку высококвалифицированных кадров в области психологии и педагогики. Под руководством Евгения Александровича .

Области научных интересов

Области научных интересов Е.А.Климова связаны с разными проблемами психологии, среди них: дифференциальная психология, проблема индивидуального стиля деятельности, педагогическая психология и профессиональная педагогика, психологическое профессиоведение, психология профориентации и профессионального самоопределения, психология становления профессионала, проблемы теории, истории и методологии психологии труда, психология профессионального сознания и самосознания человека как субъекта труда.

Тема кандидатской диссертации - «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов» (Казань, 1959), диссертация защищена под руководством профессора В.С.Мерлина; тема докторской диссертации «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта» (Л., 1969).

Е.А.Климовым опубликовано свыше 320 работ, в том числе, более 30 учебных пособий и учебников по психолого-педагогическим вопросам; наиболее важные среди них: «Как выбирать профессию?» (1984); «Введение в психологию труда» (1988; 1998; 2004); «История психологии труда в России» (в соавт., 1992); «Основы психологии» (1997); «Психология. Учебник для средней школы» (1997); «Общая психология» (1999); «Образ мира в разнотипных профессиях» (1995); «Психология профессионального самоопределения» (1996); «Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект)» (2001); «Профессии научных работников: Учеб. Пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников» (2005); «Для тех, кто не полюбил… математику. В помощь старшим школьникам, молодежи на этапах выбора профессии и профессионального становления. Уч. пособие» (2005); «О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). Уч. пособие» (2006); «Психология труда, инженерная психология и эргономика». Учебник для академического бакалавриата / автор и редактор, 2014) и др. См. .

Научно-организационная деятельность

После распада СССР Е.А. Климов был в 1994 г. в числе организаторов-учредителей всероссийской профессионально-психологической организации, дважды избирался президентом Российского психологического общества (в 1994 и 1998 г.), готовил Устав и Программу деятельности РПО, участвовал в организации и проведении многих всероссийских психологических конференций.

В качестве руководителя советов по психологии и педагогике УМО университетов РФ Е.А. Климов принимал участие в разработке образовательных стандартов первого и второго поколения.

Е.А. Климов возглавлял Диссертационный совет при МГУ имени М.В. Ломоносова, в котором осуществляются защиты диссертаций по специальностям:

  • 19.00.03- психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки);
  • 19.00.07 - педагогическая психология;
  • 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Е.А. Климов был членом редколлегий психологических журналов: «Вопросы психологии», « », «Национальный психологический журнал», «Психологическое обозрение», «Иностранная психология», «Мир психологии», «Акмеология», член редсовета научного журнала МосГУ «Знание. Понимание. Умение».

В течение многих лет Е.А.Климов работал в Экспертном совете по психологии ВАК РФ, в том числе, возглавлял этот совет (с 1998 по 2001 г.); являлся председателем экспертного совета по комплексному изучению человека, педагогике и психологии Российского гуманитарного научного фонда.

Правительственные и общественные награды

Деятельность Е.А.Климова отмечена правительственными наградами, среди них:

  • медаль «За освоение целинных земель» (1957 г.);
  • нагрудный знак «Отличник профтехобразования СССР» (1979 г.);
  • медаль «Ветеран труда» (1987 г.);
  • почетный знак «За заслуги в развитии системы профтехобразования» (1988 г.);
  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.);
  • почетное звание «Заслуженный деятель науки Татарстана» (2000 г.);
  • орден Почета (2001 г.).

Труды Е.А. Климова высоко оценены в профессиональном психологическом сообществе.


В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как сознание не только материальных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращает на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального состояния требований и личных качеств человека.

История психологии труда в России

В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и духовной культуры нашего народа в разные периоды его истории (Древняя Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIX вв., начало XX в.).

Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие отечественной и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

Основы психологии

Любого специалиста ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить).

Не менее важно также хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

Психолог. Введение в профессию

В учебном пособии, созданном в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация «бакалавр»), содержатся сведения о психике, психологии, путях, средствах, способах совершенствования и самосовершенствования человека, который избрал для себя профессию психолога. Рассматриваются организационные вопросы, с которыми сталкиваются первокурсники. Обсуждаются возможные ошибки, допускаемые ими во время учебы, даны рекомендации по оптимизации учебной работы в вузе.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно преподавателям, психологам, а также широкому кругу читателей.

Психологическая диагностика в управлении персоналом

Учебное пособие адресовано сотрудникам кадровых служб, заинтересованным в эффективном использовании психологических тестов в своей повседневной работе.

В основу книги лег опыт психодиагностической практики авторов в службах управления персоналом коммерческих и государственных организаций, а также разработки кафедры «Управление персоналом» Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Психология как профессия

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Психология профессионала

Избранные психологические труды.

В данную книгу из серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» известного российского психолога Евгения Александровича Климова включены его работы разных лет, посвященные вопросам функционирования и развития человека как профессионала (состоявшегося или потенциального).

Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов.

Психология профессионального самоопределения

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Пути в профессионализм

Пособие обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению и принятию самостоятельных решений.

В книге говорится о том, что существуют тысячи различных областей приложения душевных и физических сил людей. И это части нашего мира, о котором полезно знать; о том, что построение личного жизненного пути предполагает, в частности, проектирование человеком желательных изменений самого себя.

(род. 11.06.1930, Вятские Поляны Кировской области) - отечественный психолог.

Биография. В 1953 г. окончил отделение русского языка, логики и психологии Казанского государственного университета, в дальнейшем работал здесь преподавателем. В 1958 г. на базе одного из ПТУ г. Казани организовал научно-практическую лабораторию по психологии труда и производственного обучения. В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1968 г. - докторскую, посвященную проблеме индивидуального стиля деятельности. С 1968 г. заведовал отделом психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. С 1976 г. по 1980 г. - профессор ЛГПУ им. А.И.Герцена, с 1980 г. - факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии. С 1986 г. - декан факультета психологии МГУ. Профессор по специальности "психология труда" (1970), член-корреспондент АПН СССР по отделению профтехобразования (1974), действительный член АПН СССР (1985). Главный редактор журнала "Вестник МГУ. Серия 14. Психология".

Исследования. В начале своей профессиональной деятельности занимался - под руководством В.С.Мерлина - исследованиями трудотерапии в нервно-психиатрической клинике. Рассматривал понятие стиля деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Инициатор ряда мероприятий, связанных с профессиональным просвещением и профессиональной консультацией, в частности введения в общеобразовательные школы предмета "Основы производства. Выбор профессии".

Сочинения. Путь в профессию. Л., 1974;

Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983;

Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., 1984;

(Ред.) Человек и профессия. Серия сборников. 1976-1986;

Введение в психологию труда. М., 1988;

КЛИМОВ Евгений Александрович

(р. 1930) - российский психолог, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориентации. Ученик B.C. Мерлина. Д-р психологических наук (1969), профессор (1970). Чл.-кор. АПН СССР (1974), д. чл. АПН СССР (1985), д. чл. РАО (1992). Президент РПО (с 1994). Зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1983), декан фак-та психологии МГУ (1986-2000). Председатель научно-методических советов учебно-методического объединения ун-тов РФ по психологии и по педагогическому образованию в ун-тах РФ (1988-2000). Гл. ред. журнала Вестник Московского университета. Серия 14. Психология (1986-2000). Награжден почетным знаком За заслуги в развитии системы профтехобразования (1988) и профессиональным орденом Международной Академии психологических наук За заслуги в психологии (1998). Награжден Московским ун-том премией им. М.В. Ломоносова за цикл учебников и учебных пособий по психологии труда (1999). Окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического фак-та Казанского ун-та (1953). Профессиональную научно-преподавательскую деятельность начал на кафедре педагогики и психологии Казанского ун-та (под руководством проф. B.C. Мерлина, 1953- 1968) и одновременно (1953-1956) преподавал логику и психологию в средней школе. В 1959 г. защитил канд. дис. по психологии на тему Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов, в которой выдвинул идею возможной одинаковой эффективности разных стилей трудовой деятельности в противовес навязывания рабочим некоего передового опыта новаторов, как лучшего и единственного в своем роде (Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода, Казань, 1958). Проблема индивидуального стиля деятельности стала одной из основных в его дальнейших исследованиях. В 1968 г. К. защищает докт. дис: Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, в которой показывает, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая живая машина, а как субъект, создающий индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. Результаты исследований были отражены в монографии Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта (Казань, 1969). В 1968 г. получает приглашение возглавить отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР (Ленинград, 1968-1976). Здесь под его руководством разрабатывались вопросы профориентации и психологического консультирования в области профессионального самоопределения. Была разработана широко применяемая в практике классификация профессий как многопризнаковых объектов (Школа... а дальше?, Л., 1971). Создана программа профессиографического описания конкретных видов труда в целях профориентации, использованная при изучении множества профессий. Под ред. К. в 1970-е гг. в Ленинграде были опубликованы сборники Человек и профессия (8 выпусков), содержащие проф-ориентационные описания специальностей, упорядоченых по типам (профессии социономические, технономические, биономические, сигнономические и эргономические). Разработана также информационно-поисковая система Професси-ография, служившая информационным средством в работе профконсультанта и оптантов. В 1976 г. К. вновь возвращается к преподавательской деятельности в качестве профессора кафедры психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (ныне - Российский государственный педагогический университет). В 1980 г. получает приглашение работать в Москве на факте психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1983 г. возглавляет кафедру психологии труда и инженерной психологии, а с1986 по 2000 г. являлся деканом фак-та психологии. Основное направление исследований К. в этот период смещается в область изучения особенностей профессионального сознания и самосознания. Был установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии (Образ мира в разнотипных профессиях, М., 1995; Психология профессионального самоопределения, Ростов-на-Дону, 1996). В 90-е годы объектом его исследований становятся профессиональные конфликты и их психологические источники (Конфликтующие реальности в работе с людьми: психологический аспект, М.- Воронеж, 2001), а также работа по созданию учебников и учебных пособий, в том числе: Введение в психологию труда, М., 1988, 1998; Психология. Учебник для средней школы, М., 1996; Основы психологии, М., 1997 /учебник для студентов - не психологов; Основы психологии. Практикум, М., 1999. Для студентов педагогических вузов написано учебное пособие Психология: воспитание и обучение, М., 2000. Общим достоинством этих учебников является то, что психика представляется в ее регулирующей функции в жизни людей и общества, научное представление о психических процессах, личности, сознании и самосознании оказывается необходимой составляющей картины мира современного человека. Кроме этого, К. автор монографий: Психология профессионала, М.-Воронеж, 1996; История психологии труда в России, в соавт., М., 1992. Л.А. Карпенко, О.Г.Носкова

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е.А. КЛИМОВА

Евгений Александрович Климов - выдающийся ученый и организатор науки и образования, специалист в области психологии труда, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент Российского психологического общества (с 1994 г., переизбран в 1998 г.).

Е.А. Климов родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области в крестьянской семье. Его трудовая деятельность началась в 1944 г. - четырнадцатилетним подростком он работал слесарем на Вятско-Полянском заводе № 367, выпускавшем в годы Великой Отечественной войны стрелковое оружие. В 1953 г. он окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-философского факультета Казанского государственного университета и был оставлен на кафедре педагогики и психологии для научно-преподавательской деятельности. Здесь под руководством профессора В.С. Мерлина Е.А. Климов защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов» (1959). Этой же теме была посвящена и его докторская диссертация: «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы» (1968). В работах Е.А. Климова было показано, что эффективность деятельности человека в массовых профессиях - выше, если человек рассматривается не как типовая «живая машина», а как субъект деятельности, создающий, в частности, индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. В докторской диссертации была продемонстрирована высокая эффективность обучения и профессиональной адаптации, использующих уважительное отношение к субъекту труда, его индивидуальности, проявлению типологических свойств нервной системы. Одновременно с работой в Казанском университете Е.А. Климов преподавал логику и психологию в средней школе № 1 Казанской железной дороги (1953 – 1956), а также руководил Казанским филиалом лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ (1959 – 1964). Значительная часть его творческой биографии связана с Ленинградом: он заведовал отделом психологии труда во ВНИИ Профтехобразования Госпрофотбора СССР (1968 – 1976), в 1976 – 1980 гг. был профессором кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (ныне - Российский государственный педагогический университет). Работа во ВНИИ профтехобразования была чрезвычайно плодотворной. Е.А. Климов создал замечательный коллектив единомышленников, который не только возродил опыт профконсультационной психологической службы 30-х гг. (образцовой в Ленинграде), но и существенно продвинулся вперед в этой области. Здесь были разработаны технологии профконсультационной деятельности в школах, собран и

отработан психодиагностический инструментарий (в частности, был создан «Дифференциально-диагностический опросник», выявляющий профессиональные склонности), опубликованы описания профессий для ленинградских школьников. Но, пожалуй, главным достижением этих лет стала информационно-поисковая система «Профессиография» (1972) и классификация профессий как многопризнаковых объектов (1971). Последняя получила широкое признание и до сих пор является фундаментальной основой профориентационной работы со школьниками и взрослыми людьми, оказавшимися в ситуации профессиональной реориентации.

В 1980 г. Е.А. Климов был приглашен в МГУ им. М.В. Ломоносова для преподавания курса «Психологии труда» на факультете психологии. С 1983 г. он заведует кафедрой психологии труда и инженерной психологии, а позже организует лабораторию психологии профессий и конфликта. В 1986 г. он становится деканом факультета, переизбирается на новый срок в 1993 г. и возглавляет факультет до конца апреля 2000 г.

Е.А. Климов - блестящий организатор, умеющий создать команду единомышленников. Его организаторский талант, профессионализм психолога и человеческая мудрость проявились на всех многочисленных постах, которые ему приходилось и приходится занимать. В настоящее время Е.А. Климов - председатель ВАК РФ по педагогике и психологии (с 1998 г.), председатель Научно-методического совета по психологии Учебно-методического объединения университетов РФ (с 1988 г.), председатель Научно-методического совета Учебно-методического объединения по педагогическому образованию в университетах РФ (с 1998 г.), главный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», член редколлегии ряда других журналов, председатель диссертационного совета факультета психологии МГУ по защите докторских диссертаций. Евгений Александрович - действительный член РАО (с 1985 г.), действительный член Международной Академии психологических наук (с 1993 г.), действительный член Международной Академии информатизации (1994 г.). Имеет правительственные награды, среди них медаль «За освоение целинных земель» (1957), нагрудный знак «Отличник профтехобразования СССР» (1979), почетный знак «За заслуги в развитии системы профтехобразования» (1988), кроме того он награжден профессиональным орденом МАПН «За заслуги в психологии» (1989).

Е.А. Климовым опубликовано свыше 160 работ. Цикл учебников и учебных пособий, подготовленных им за последние годы, отмечен в Московском университете в 1999 г. премией им. М.В. Ломоносова. Среди них «Введение в психологию труда» (М., 1988; М., 1998); «Образ мира в разнотипных профессиях» (М., 1995); «Психология профессионального самоопределения» (Ростов н/Д., 1996); «Психология. Учебник для средней школы» (М., 1997); «Основы психологии. Учебник для вузов» (М., 1997; 1999); «Основы психологии. Практикум» (М., 1999).

Курс психологии труда в учебнике Е.А. Климова обогатился системно построенным профессиоведческим введением; в нем представлены методы не только эмпирического исследования, но и методы построения теории, ее «кирпичиков». Психология труда в изложении Е.А. Климова с его энциклопедической осведомленностью в мире профессий стала настоящим фундаментом для блока прикладных направлений современной психологии, имеющих дело с профессиональным трудом и личностью трудящихся (психологии управления, организационной психологии, экономической психологии, военной психологии, психологии спорта, авиационной и космической психологии, психологии профессий в сфере искусства). Е.А. Климов описал различия содержательных характеристик образа мира, профессионального сознания и самосознания у представителей разных типов профессий. Е.А. Климовым выдвинута идея реконструкции истории отечественной психологии труда в ее обусловленности потребностями общественной практики; историко-психологическое исследование подтвердило ее модель порождения научного подхода в изучении психики субъекта труда в до- и вненаучных формах общественного сознания.

Е.А. Климов внес весомый вклад в дело популяризации научной психологии в российском обществе, эту задачу он полагает чрезвычайно важной, подчеркивая, что настоящее положение психологии и ее будущее определяются общим уровнем научно-психологических знаний, психологической культурой населения.

Евгения Александровича уважают и любят коллеги - сотрудники и преподаватели, студенты и аспиранты факультета психологии МГУ. Своим личным и научным авторитетом он объединил психологов России в сложное для образования и науки время - время экономических и политических реформ.

Психологи России от всей души поздравляют Евгения Александровича с юбилеем и желают ему многих лет плодотворного труда, новых научных открытий и хорошего здоровья.