Федеративное устройство российского государства слайды. Россия - федеративное государство. Российская Федерация состоит из

. Государственное устройство Российской Федерации


2. Практикум


Государственное устройство России

Государственное устройство России

Исполнительная

Судебная

Законодательная

Глава государства

Федеральное собрание

Правительство

Президент


Глава государства

  • Президент Российской Федерации- глава государства, верховный Главнокомандующий Вооруженными силами России. С 2012 года президент России- Владимир Владимирович Путин
  • Президент назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; вводит санкции; и т.д.

Глава государства

  • Владимир Владимирович Путин- глава государства. Третий раз в должность президента Путин вступил 7 мая 2012 года; в этот день подписал серию программных указов, упоминавшихся в прессе как Майские указы. На следующий день после вступления в должность предложил Государственной думе на пост председателя Правительства экс-президента Дмитрия Медведева и поручил ему сформировать новое Правительство.
  • В 2014 году провёл в качестве главы страны-организатора Зимние Олимпийские игры 2014; в марте в ходе затяжного политического кризиса на Украине и в Крыму обратился в Совет Федерации и получил согласие на использование российских войск на Украине. 17 марта подписал указ о признании Республики Крым

Федеральное Собрание РФ

Федеральное собрание РФ

  • Федеральное собрание - это парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции России.

Совет Федерации

Гос. Дума РФ


Государственная Дума

Госуда́рственная ду́ма Российской Федерации (Госдума) - нижняя палата Федерального собрания, высший законодательный орган власти в Российской Федерации наряду с Советом Федерации. Спикер- Сергей Нарышкин

Структура


Совет Федерации РФ

Сове́т Федера́ции - верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти), а также «представители Российской Федерации.


Правительство РФ

Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Председатель Правительства РФ- Дмитрий Анатольевич Медведев


1. Установите соответствие

2. Заполните пропуски


Установите соответствие

Валентина Матвиенко

Президент РФ

Владимир Путин

Председатель Совета Федерации

Сергей Нарышкин

Председатель Гос. Думы


Заполните пропуски

Владимир Путин

  • Президент РФ-__________________________________. Премьер- министр РФ- ____________________________. Председатель нижней палаты парламента-___________________________________________. Председатель верхней палаты парламента-____________________________________________. Лидер партии «ЛДПР» в Государственной Думе-____________________________________________. Министр образование России- __________________________________.

Дмитрий Медведев

Сергей Нарышкин

Валентина Матвиенко

Владимир Жириновский

Дмитрий Ливанов


Выбор «Да» или «Нет»


Ответьте «да» или «нет»:

  • Презедент России- Владимир Путин

2. Премьер-министр России- Сергей Нарышкин

3. Представитель Волгоградской области при Совете Федерации РФ- Лебедева Т.Ю

4. Спикер Парламенте России- Валентина Матвиенко

5. Председатель Верховного Суда России- Вячеслав Лебедев

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

"Ичалковская средняя школа"

презентация по обществознанию

Федеративное устройство Российской Федерации

(вопросы кодификатора ЕГЭ)

Ганюшин М.Е.,

учитель истории

высшей квалификационной категории

с. Ичалки

Политика

Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

4.6. Федеративное устройство Российской Федерации

Административно-политическая карта России

Федеративное устройство России На основе Конституции РФ (Глава 3. Федеративное устройство) и поправок к Конституции Российская Федерация включает в себя 85 субъектов Федерации. РОССИЯ 22 республики (Адыгея и др.) 46 областей (Нижегородская и др.) 9 краев (Ставропольский и др.) 1 автономная область (Еврейская) 4 автономных округа (Ненецкий и др.) 3 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург, Севастополь)

В соответствии с Указами Президента РФ созданы восемь федеральных округов , охватывающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.

Принципы федерализма в РФ

Конституция РФ (Глава 1. Основы конституционного строя. Ст. 5-6)

    • Государственная целостность
    • Равенство и самоопределение народов
    • Единство системы государственной власти
    • Верховенство федерального права
    • Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами
    • Равенство субъектов Российской Федерации

Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов

Конституция РФ (Глава 3. Федеративное устройство, стр. 65-79)

Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов

Конституция РФ (Глава 3. Федеративное устройство, стр. 65-79)

Принадлеж ность

предмета ведения

и полномочий

Перечень вопросов

Особенность действия

нормативных правовых

Субъекты Российской Федерации

Вопросы, находящиеся

вне ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере (установление системы исполнительных органов государственной власти субъекта РФ)

Нормативные правовые

акты субъектов РФ, изданные по данным вопросам, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, так как они находятся вне пределов

компетенции Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ

1. Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ. Найдите в приведённом списке вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

2. Установите соответствие между полномочиями и уровнями государственной власти в РФ.

ПОЛНОМОЧИЯ

УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй

Б) разграничение государственной собственности

В) обеспечение обороны и безопасности государства, развитие оборонного производства

Г) присвоение государственных наград и почётных званий РФ

Д) внешнеэкономические связи РФ

1) Российская Федерация

2) Российская Федерация и субъекты РФ

3. Что из перечисленного согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации?

1) федеративное устройство и территория РФ

2) установление правовых основ единого рынка

3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

4) общие вопросы воспитания, образования

5) оборона и безопасность

6) уголовное законодательство

4. Установите соответствие между предметами ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации и их конкретными проявлениями.

5. Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ. Найдите в приведённом списке вопросы, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации.

1) разграничение государственной собственности

2) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры

3) государственные награды и почётные звания РФ

4) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов

5) федеральная государственная служба

6) внешняя политика и международные отношения РФ

6. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся

7. Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица.

Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект?

Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Должен быть дан следующий ответ:

Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты:

В целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством;

Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Интернет-ресурсы

  • http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 – ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Обществознание
  • http://soc.reshuege.ru/ - Решу ЕГЭ
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Субъекты_Российской_Федерации - изображение " Субъекты Российской Федерации"
  • http://synews.ru/uploads/posts/2011-12/1323676581_konstituciya-synews.jpg - изображение "Конституция РФ"

Литература

1) Конституция РФ.

2) Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

«Формы государства» - Господство одной политической партии. Форма государственного устройства. Сколько форм правления существуют. Формы правления. Выборный законодательный орган власти. Форма правления. Политический режим. Политическая система. Форма государства. Выбери правильную форму государственного устройства. Недостатки.

«Формы государственного устройства» - Конституционная. Конституционная монархия Великобритания, Бельгия, Испания, Япония, Марокко. Государственное устройство. Государственный строй стран мира. Монархия. Республик в мире меньше, чем монархий. Верховная власть в монархии передается по наследству. Среди монархий современного мира преобладают империи.

«Федеративное устройство РФ» - Вопросы государственной жизни. Особенности российского федерализма. Автономная область. Состав СССР. Право на выход из состава Федераций. Проблема разграничения полномочий. Зарубежные территории. Численность. Правовое регулирование. Федеральные округа. Вопросы, регулирующие федеративное устройство России.

«Федеративное устройство России» - Равноправие и самоопределение народов. Изменения в субъектном составе РФ. Принципы осуществления полномочий субъектами РФ. Территориальные органы. Субсидиарность. Формы государственного устройства. Образование нового субъекта РФ. Тема 6. Разнообразие субъектов РФ. Единство системы государственной власти.

«Государственное устройство» - Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику каждой отдельной страны. Государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений. Отсутствие единой системы законодательства. Конфедерация не имеет единой денежной единицы. Федеративное. Форма государственного устройства.

«Государственное устройство РФ» - Формы государственного устройства. Основания для федерального вмешательства. Массовые беспорядки. Судебная система. Предметы ведения РФ. Конституционно-правовой статус краёв. Органы законодательной и исполнительной власти. Состав субъектов РФ. Унитарное государство. Организация судебной, исполнительной власти.

Всего в теме 13 презентаций

Презентация проекта на тему: ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Выполнил: Студент группы Г-21 Лихтарёв Дмитрий Игоревич 2010

Введение Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. В настоящее время (на 2010 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. С 1 марта 2008 года таких субъектов 83.

Содержание 1. История российского федерализма 2. Типы субъектов Российской Федерации 3. Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР 4. Районирование Российской Федерации 5. Объединение регионов 6. Присоединение новых регионов 7. Зарубежные территории

1. История российского федерализма Впервые федеративное устройство России было провозглашено Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года: Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное Собрание постановляет:

Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные. Однако Учредительное собрание в тот же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения.

По принятой в российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» , принятая III съездом Советов 25 января 1918 года. Она гласила: Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Таким образом унитарное государство (Российская республика) было преобразовано в федерацию. В то же время следует отметить, что федеративный характер РСФСР носил в основном декларативный характер: Верховный Совет РСФСР был однопалатным (что характерно для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т. д.

Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения. Республики Края и области Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п. 2); Имеют свою конституцию (статья 5 п. 2); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4); Вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п. 2); Имеют свой устав (статья 5 п. 2); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4); Могут включать автономные округа (статья 66 п. 4); Города федерального значения Имеют свой устав (статья 5 п. 2); Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4); Автономная область Имеет свой устав (статья 5 п. 2); Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п. 1); Может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п. 3); Не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п. 4); Не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4); Автономные округа Имеют свой устав (статья 5 п. 2); Может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п. 3); Могут входить в состав края, области (статья 66 п. 4); Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п. 4);

3. Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года - автономные области и АССР) стали республиками; все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона; Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию; 2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт. Петербург) были преобразованы в города федерального значения; с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт. Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами Российской Федерации;

Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую; Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области; Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край; Таймырский и Эвенкийский автономные округа присоединились к Красноярскому краю; Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край; Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединился к Иркутской области; Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край

4. Районирование Российской Федерации Субъекты федерации группируются в: 8 федеральных округов; 11 экономических районов; 14 географических районов; 6 военных округов; 9 часовых поясов (до 28 марта 2010 года - 11 часовых поясов).

5. Объединение регионов Основная статья: Объединение регионов России 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года. 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года. 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.

16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть. Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года. 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008 года. Начата предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Процедура по объединению заморожена. Возможные названия - Поморский край, Архангельский край, Северный край. Велось обсуждение возможности объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди предлагаемых названий - Петербургская губерния, Невский край.

6. Присоединение новых регионов Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 года № 6 -ФКЗ, расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. В связи с крайне малой вероятностью осуществления последнего условия применительно к части иностранного государства реальное расширение России возможно только за счёт независимых государств, в том числе территорий, которые могут когда-либо получить такой статус. Из соседних с Россией государств, желающих с ней интеграции, Белоруссия и Абхазия не изъявили желания стать субъектами Российской Федерации, а Южная Осетия хотя и имеет такое желание, но в ближайшие годы Россия вряд ли пойдет на его осуществление.

7. Зарубежные территории В собственности России также находятся некоторые территории в Китае, Палестине и Италии - общей площадью 0, 18 км².

Город Байконур находится на территории Казахстана, но вместе с комплексом космодрома Байконур арендован Россией на период до 2050 года, наделен статусом города федерального значения Российской Федерации, на территории города действует российское законодательство. Согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года Россия осуществляет экономическую деятельность на Шпицбергене (Баренцбург, Пирамида и Грумант).

В Швейцарии около «Чертового моста» , вырублен в скале памятный крест в память о помощи русских войск под командованием А. В. Суворова, часть земли около этого креста подарена России. Фото….

Заключение Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически. Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.