Фискальный накопитель на какой косгу отнести. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Стоимость замены фискального накопителя в онлайн-кассе

При ведении учета с 1 января 2019 г., составлении бухгалтерской (бюджетной) и иной финансовой отчетности действует новый порядок применения КОСГУ. Рассмотрим подробно методические рекомендации Минфина по его применению.

Группировка КОСГУ в 2019 году

В соответствии с п. 5 «Порядка применения классификации операций сектора государственного управления», утвержденного Приказ ом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее Порядок) кодам КОСГУ присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, K, S, T, Z.

Действующий с 1 января 2019 г. порядок применения статей группы 100 «Доходы» сохраняет порядок применения кодов КОСГУ в 2018 г. Порядок применения дополнен отдельными особенностями, связанными с реализацией новой терминологии и применением учреждениями федеральных стандартов, в том числе ФСБУ «Доходы».

По статье 120 «Доходы от собственности» учитываются отдельные виды доходов от собственности исходя из экономического содержания операций с учетом вида имущества, передаваемого в управление (пользование). Статья детализируется подстатьями 121 – 129, 12A, 12K, и 12Т.

Доходы от арендных платежей отражаются по подстатьям 121 «Доходы от операционной аренды», 122 «Доходы от финансовой аренды» и 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» (в части аренды земельных участков).

Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» детализирована подстатьями 131 – 137 КОСГУ.

По подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» отражаются поступления от компенсации затрат (расходов) на коммунальные услуги, а также по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию переданного в аренду (безвозмездное пользование) здания (помещения), иных затрат (расходов) по содержанию переданного в пользование имущества.

Также группа 100 КОСГУ дополнена такими подстатьями как:

137 «Доходы от предстоящей компенсации затрат», на которую учреждение относит доходы в виде сумм ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам при исполнении обязательства, по которому предусмотрено формирование соответствующего резерва;

13S «Доходы по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;

190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления», которые ранее учитывались в числе иных доходов по подстатье 189).

Выплаты (компенсации) работникам

В 2019 г. по подстатье 211 «Заработная плата» учреждение, как и ранее, отразит начисление заработной платы работнику за выполнение им должностных обязанностей. Однако следует обратить внимание, что выплата пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня, осуществляемая за счет средств работодателя, по данной подстатье КОСГУ отражаться не будет. Она подлежит отражению по подстатье 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» (выплата пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы, за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 209н от 29.11.2017 к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (населению), а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Указанные выплаты отражаются в 2019 г. по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».

Также предусмотрены подстатьи, предназначенные для отражения операций по выплатам бывшим сотрудникам:

264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»;

265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме».

Оплата работ (услуг)

Ст. 220 «Оплата работ, услуг» группирует операции по оплате работ и услуг для обеспечения выполнения функций учреждений. В целях применения подстатей данной статьи в приказе Минфина № 209н сделано разграничение между услугами, потребляемыми непосредственно учреждениями и потребляемыми работником для его собственных нужд, не связанными с процессом производства (классифицируются как часть прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме (см. подстатью 214)).

Из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2018 г., исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц, в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей (отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»). Описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей.

В порядке применения подстатьи 223 «Коммунальные услуги» из перечня операций исключены расходы на приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам. Указанные расходы в 2019 г. подлежат отражению по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

С 2019 г. предусмотрено выделение расходов по арендной плате согласно заключенным договорам аренды земельных участков и (или) других обособленных природных объектов по подстатье 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

Также с 2019 г. выделяются новые подстатьи, отражающие операции:

  • по уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями (подстатья 227 «Страхование»);
  • по приобретению услуг, работ, осуществляемых для целей капитальных вложений, таких как разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, экспертиза проектной документации, пусконаладочные работы и аналогичные (подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»).

Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» исключены расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных. Эти расходы подлежат отражению по отдельным подстатьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов»:

  • 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
  • 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» в подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» перенесены расходы на приобретение бланков строгой отчетности.

Прочие расходы

В соответствии с п. 10.9 Приказа Минфина № 209н статья 290 «Прочие расходы» детализирована подстатьями, отражающими расходы на уплату:

Для отражения выплат текущего и капитального характера в Порядке № 209н предусмотрены следующие подстатьи:

  • 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам»;
  • 297 «Иные выплаты текущего характера организациям»;
  • 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам»;
  • 299 «Иные выплаты капитального характера организациям».

Поступление (выбытие) нефинансовых активов

Детализация ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» подстатьями, отражающими увеличение или уменьшение стоимости материальных запасов по объектам. Например, к подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относится приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и санитарных сумок для оказания первой помощи и т. п. В перечне подстатей ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» выделяется подстатья 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения». На нее относится приобретение тех материальных запасов, которые в 2018 г. отражаются по подстатьям 223, 226, 296, таких как:

  • подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи;
  • специальная продукция, бланки строгой отчетности;
  • бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам.

Детализация ст. 350 «Увеличение стоимости права пользования». Так, в целях применения ФСБУ «Аренда» добавлена подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224).

Дополнены подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» для отражения приобретения неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Организация заключила договор на обработку фискальных данных. Предметом договора является оказание услуг по обработке фискальных данных с применением технических средств оператора, в том числе проверка достоверности, сбор, запись, систематизация, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передача в адрес налогового органа, а также выполнение иных действий, связанных с обработкой фискальных данных. По какой подстатье КОСГУ следует учитывать вышеуказанные услуги?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Услуги, оказываемые учреждению оператором фискальных данных на основании договора о предоставлении последним права использования программных средств системы оператора, подлежат отражению по подстатье 226 "Прочие услуги, работы" КОСГУ.

Обоснование вывода:

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Калнинь Елена

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Бухгалтерский учёт фискального накопителя напрямую зависит от его цены. ККТ можно провести по-разному:

  • как основное средство (ОС);
  • в составе имеющихся материально-производственных запасов (МПЗ).

Изначальная стоимость ОС должна включать сразу все затраты, связанные с приобретением и доведением кассы до пригодного к эксплуатации состояния. То есть отдельно приобретённый фискальный накопитель входит в это сумму.

Разновидности техники

Устройства, используемые для кассовых операций, можно поделить на системы, функционирующие:

  • самостоятельно (автономные аппараты);
  • в составе общей системы (фискальный регистратор).

Автономные устройства работают самостоятельно, но могут подключаться к ПК или принтеру. В составе устройства: фискальный накопитель , принтер чеков и специализированное программное обеспечение .

Если говорить о фискальном регистраторе, то он представляет собой отдельный электронный блок, требующий подключения к планшету или стационарному компьютеру с предустановленной кассовой программой. Как в автономном устройстве, так и отдельном регистраторе находится фискальный накопитель, сохраняющий данные о транзакциях. Он может поставляться как сразу в составе кассы, так и отдельно (его оприходовать нужно будет с учётом затраченной суммы). Такой накопитель по закону работает 13 или 36 месяцев. В случае большой интенсивности работы кассы его память может закончиться и ранее, что потребует заменить такой накопитель на новый (с повторной регистрацией в ФНС).

Бухгалтерский учёт фискального накопителя

Чтобы включить фискальный регистратор, другую кассовую технику ККТ в разряд ОС в учётах (как бухгалтерском, так и налоговом), необходимо, чтобы он:

  • применялся для основной или управленческой деятельности;
  • длительно использовался (свыше 12 календарных месяцев).

    Также устройство должно:

    • приносить выгоду (экономического характера);
    • не планироваться к продаже использующей организацией.

    Эти условия указаны в ПБУ 6/01 «Учёт основных средств».

    Чтобы записать кассовый аппарат в перечень амортизационного имущества компании в налоговом учёте, устройство должно:

    • находиться в собственности компании;
    • напрямую применяться для получения дохода (приносить финансовую прибыль).

    Причём чтобы оприходовать аппарат, нужно погасить его стоимость амортизационными отчислениями. В цифрах картина выглядит следующим образом: изначальная стоимость - свыше 100 тысяч руб., срок применения - год и более.

    Как получить первоначальную стоимость ККТ

    Формирование исходной стоимости фискального регистратора выполняется суммированием всех физических затрат на приобретение и ввод в эксплуатацию устройства. То есть, чтобы оприходовать кассовую технику, нужно в её первоначальную стоимость включить стоимость:

    • ОС (должна подтверждаться подлинными документами, предоставляемыми поставщиком);
    • транспортировки и доставки ОС на объект заказчика;
    • наладки ОС (специалисты поставщика запустят и наладят оборудование на объекте заказчика);
    • профессиональной консультации (информационных услуг), предоставляемой перед покупкой поставщиком ОС (часто предоставляется бесплатно);
    • посреднических услуг, если ОС приобреталось у них (договор прилагается);
    • различных сопутствующих затрат, косвенно связанных с покупкой и внедрением ОС.

    С 2017 года в РФ внедряются онлайн-кассы - аппараты весьма сложные, требующие наличия специального ПО для работы. Кроме того, ПО само по себе нуждается в постоянной технической поддержке и отладке. Расходы по этой статье выросли значительно, сейчас они составляют почти половину общей стоимости кассы (плюс периодически требует замены накопитель фискальных данных).

    Как в бухгалтерском учёте провести фискальный аппарат

    При учёте затрат на закупку, использование онлайн-кассы бухгалтерские проводки включают стоимость:

    • ККТ и фискального накопителя;
    • работ по настройке программы (установка, наладка связи с оператором данных);
    • сканеров штрихкодов;
    • ежемесячных амортизационных отчислений (месяц с момента, когда на ККТ был проведён ввод в эксплуатацию);
    • услуг оператора (ежемесячное отчисление);
    • кассовой программы (обычно представляет собой лицензию на год).

    Следует помнить, что оприходовать можно только новое оборудование (не бывшее в эксплуатации и не приобретённое с рук).

    Амортизация кассовой техники

    Кассе, которую нужно учитывать в списках ОС, необходимо отыскать код и амортизационную группу. Код ищут в Общероссийском классификаторе ОК 013-2014 (утверждённый Постановлением Правительства № 1 от 01.01.2002). Классификатор устанавливает, что к кассовым аппаратам следует применять код 330.28.23.13 (звучит как «Машины счётные, аппараты контрольно-кассовые…») или же код 330.28.23.13.120 («Аппараты контрольно-кассовые»). Классификатор предполагает, что ККТ должен соответствовать амортизационной группе № 4 (эксплуатация не более 7 лет). Важно помнить, что с 2017 года этот бухгалтерский классификатор разрешается применять только для того, чтобы списать суммы затрат в налоговом учёте. Если же необходимо определить эксплуатационный срок ККТ для проводок в бухгалтерском учёте, использовать нужно положение ПБУ 6/01.

    Примеры того, как следует вести учёт

    Например, если касса стоит 29 тыс. рублей, можно ли оприходовать такой ККТ, признавая основным средством? В ФНС предлагают перечитать пункт 5 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», который предлагает лимит в 40 тыс. руб. на признание кассовой техники ОС. Однако касса и с меньшей суммарной стоимостью может быть признана ОС, если соблюдены другие критерии (в соответствии с ПБУ 6/01).

    Часто бухгалтеров волнует вопрос, что можно отнести к ОС, проводя комплектацию (закупая) кассовую технику? Обычно для учётных проводок налоговиками рекомендуется в перечень основных средств включать аппараты, без которых нормальная работа кассы невозможна. Если же техника может взаимно использоваться несколькими кассами, то его нужно указать в составе МПЗ, отдельно. При учёте пункта изначальной стоимости ОС лучше сразу списать услуги по подготовке ККТ к рабочему состоянию. Прочие же работы, их стоимость списываются в обычном, установленном нормативными документами порядке.

    Получить разъяснения можно или на сайте ФНС, или посетив специалистов лично. Однако правовые несостыковки описываются в литературе или на популярных порталах для бухгалтеров довольно редко. Поэтому личная консультация в отделе ФНС по месту регистрации бывает более действенной и полезной.

  • Вопрос: В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ учреждение модернизировало кассовый аппарат и заключило договор с оператором фискальных данных. По какой статье КОСГУ оплатить услуги оператора – 221 или 226?

    Ответ от 25 .07.2017

    Обязанности оператора фискальных данных перечислены в п. 2 ст. 4.5 Закона № 54-ФЗ . Среди них обработка фискальных данных, защищенная передача, надежное хранение, обеспечение конфиденциальности передаваемых сведений, резервирование базы фискальных данных, ее восстановление из резервных копий в случае их утраты, взаимодействие с уполномоченными органами относительно договоров и т. п. Таким образом, основная услуга оператора фискальных данных – передача информации.

    Оператор фискальных данных по договору оказывает пользователю ККТ комплекс услуг, связанных с передачей данных о проведенных кассовых операциях в ФНС России в онлайн-режиме.