Форма прокурорского реагирования в защиту граждан. Применение мер прокурорского реагирования Применение мер прокурорского реагирования

Средства прокурорского реагирования – это закрепленные в законе полномочия и акты реагирования прокурора, то есть содержание средств реагирования включает:

1) полномочия прокурора – законодательно закрепленные меры возможного и необходимого поведения, которые реализуются путем совершения действий;

пример: ст. 22 ФЗ «О прокуратуре» - требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов и т.п.

2) акты прокурорского реагирования – письменные документы, выносимые прокурором в ходе осуществления надзорной деятельности.

пример: протест

Классификация средств реагирования:

1. по оформлению средств:

a. устного (выступление в суде),

b. письменного характера.

2. по цели:

a. на выявление нарушения (проверки),

b. на устранение последствий (протесты),

c. на предупреждение (антикоррупционная экспертиза – предупреждение коррупционных ситуаций, предостережение).

3. По источнику нормативного закрепления:

a. Процессуальные – регламентированы процессуальным законодательством (представления и жалобы на незаконные судебные решения, постановления прокурора, указания прокурора и др.),

b. Непроцессуальные – регламентированы иными ФЗ – «О прокуратуре», например (протест, представление в порядке надзора)

4. По направлению деятельности:

ü Надзорные – в рамках надзорной деятельности – протест и т.п.,

ü Ненадзорные – например, в рамках уголовного преследования – поддержание обвинения в суде,

û Основные – направлены непосредственно на решение задач прокуратуры – акты прокурорского реагирования, прежде всего,

û Вспомогательные – доклады, информационные письма и т.п..

Полномочия прокурора закреплены (в общем)!наиболее полный перечень! в статье 22 ФЗ «О прокуратуре», а так полномочия установлены в законе в каждом разделе по направлению деятельности и главе по надзору:

1. По предъявлению удостоверения в праве беспрепятственно входить на территории и помещения поднадзорных объектов.

2. Имеет доступ к документам и материалам

3. Требует от руководителей предоставление сведений документов и материалов

В каждом случае необходимо руководствоваться требованиями спец-х нормативных актов регламентирующих вопросы тайны (о гос тайне, о коммерческой тайне, основы законодательства о здравоохранении, о банках и банковской деятельности).

4. Вправе требовать от руководителей выделение специалистов для выяснения возникших вопросов

5. Проведение проверок, ревизий.

6. Вправе вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений (требование)

Акты реагирования – документы, которые исходят от прокурора:

1. Протест – ст. 23 предмет протеста - конкретный документ (не обладает приостанавливающей силой, приносит прокурор или его заместитель).

Протест прокурора представляет собой правовой документ, выносимый должностными лицами органов прокуратуры, направленный на отмену незаконного акта. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям к его содержанию и форме. Наименование акта должно соответствовать Федеральному закону "О прокуратуре РФ". В протесте должны содержаться:

§ наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица;

§ кем и когда правовой акт издан или совершено действие (бездействие);

§ правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица), нормы нарушенного закона или иного нормативного акта;

§ предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость;

§ предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста;

§ должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин;

§ дата принесения протеста.

Срок рассмотрения 10 дней, в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании . При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста .

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Прокурор, принесший протест, обладает правом отозвать протест до его рассмотрения .

2. Требование об отмене нормативно-правового акта – протест гораздо шире. Приносится по итогам анти коррупционной экспертизы НПА. Форма этого документа закреплена Приказом Генпрокурора «О проведении антикоррупционной экспертизы»

3. Представление – ст. 24 – акт комплексного характера, приносится на выявленные нарушения законности,

имеют цель:

Карательную, требуется привлечение нарушителя к ответственности,

Профилактика.

Представление об устранении нарушений закона - это документ, который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения .

Представление в отличие от протеста подлежит безотлагательному рассмотрению . Срок исполнения – 30 дней , должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, прокурору должно быть сообщено о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

4. Постановления – о возбуждении административного правонарушений.

Положениями ст. 28.4 (например, непредставление итогов голосования, результатов выборов) КоАП РФ перечислен ряд составов административных правонарушений , по которым прокурор прямо уполномочен возбуждать производство по делам об административных правонарушениях. Однако при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ.

Как правило, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении должно содержать :

§ сведения о дате и месте его составления,

§ должность, фамилия и инициалы прокурорского работника, вынесшего его,

§ сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

§ фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,

§ место, время совершения и событие административного правонарушения,

§ статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,

§ объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,

§ иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом . О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

15 дней – орган, 2 месяца – судья по общему правилу.

Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурором выносится мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания.

5. Предостережение – в целях предупреждения правонарушение в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона.

Предостережение прокурора должно содержать:

§ указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предупреждается должностное лицо.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При внесении актов прокурорского реагирования прокурорские работники должны оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, поскольку акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Закон о прокуратуре предусматривает следующие формы обращений прокурора (его заместителя):

Протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 23, 28 Закона о прокуратуре);

Представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Протест прокурора на противоречащий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт:

Передается в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ;

Подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок с момента его поступления;

В случае подачи протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании;

В случаях, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста;

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;

Если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания;

Протест до его рассмотрения может быть отозван подавшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона либо нарушений прав и свобод человека и гражданина:

Вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;

Подлежит безотлагательному рассмотрению;

Конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления;

О результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменной форме;

Если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении:

Может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения;

Должно быть мотивировано;


Подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. ст. 23.2 - 23.76, 29.6 КоАП РФ);

Результаты рассмотрения подлежат доведению до прокурора в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляют в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. Организация проведения плановой проверки

Как уже было отмечено, органы прокуратуры не подменяют контролирующие органы и не проводят самостоятельно плановые проверки юридических лиц, за исключением случаев осуществления прямого прокурорского надзора.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 систематически (независимо от поступления информации о состоянии законности) осуществляются лишь проверки законности правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами.

Вместе с тем надзорная функция прокуратуры распространяется также на участие в процессе планирования, проведения и обработки результатов целевых проверок организаций, проводимых уполномоченными на то контролирующими органами.

Ежегодные планы проверок разрабатывают органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля (п. 2 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила)):

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление переданных субъектам РФ полномочий РФ по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ (п. 2 Правил);

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; далее - Закон N 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного и муниципального контроля (надзора).

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной, жилищной сферах плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Перечень соответствующих видов деятельности и периодичность плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.

Срок проведения проверки организации не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Данное исключение действует только при проведении плановой проверки.

Приостановление либо прерывание плановой проверки не допускается.

Часть 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.08.2011, позволяла устанавливать срок проведения проверок в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность на территории нескольких субъектов РФ, отдельно по каждому филиалу, представительству без каких-либо ограничений. На этом основании контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор, практиковали назначение плановых проверок в отношении различных филиалов (представительств) организации без учета того, что она в лице других своих филиалов (представительств) уже была проверена в течение трех последних лет либо должна быть проверена в текущем году.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ в ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 01.08.2011 срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, при этом общий срок проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней.

Для соблюдения ограничений, установленных п. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих в месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Соответственно, в данный срок не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица (письмо Роспотребнадзора от 21.01.2010 N 01/549-10-32).

Необходимо также обратить внимание на то, что за нарушения, связанные с воспрепятствованием деятельности должностных лиц при проведении проверок, ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена следующая ответственность:

1) за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок: административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. для граждан, от 2000 до 4000 руб. - для должностных лиц, от 5000 до 10 000 руб. - для юридических лиц;

2) за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки: административный штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, от 20 000 до 50 000 руб. - для юридических лиц;

3) за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ: административный штраф в размере от 10 000 до 25 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до года для должностных лиц, штраф от 50 000 до 100 000 руб. - для юридических лиц.

Плановая проверка может быть проведена контролирующими органами в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

1. Организация проведения плановой проверки

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и до 1 сентября года, предшествующего году проведения таких проверок, направляют проекты в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы прокуратуры рассматривают такие проекты на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения о проведении совместных плановых проверок (ч. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают эти предложения, утверждают планы проверок и направляют их в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок (ч. 6.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

До 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования сводного плана.

До 31 декабря Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте http://plan.genproc.gov.ru/ (ч. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). На сайтах прокуратур субъектов РФ также размещаются соответствующие части единого сводного плана проверок.

Утвержденный и размещенный в Интернете ежегодный план проверок может быть изменен только в том случае, если плановую проверку провести невозможно, например в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы (п. 7 Правил). Порядок изменения плана проверок аналогичен порядку его разработки (пп. "а" - "г" п. 3 Правил). Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях также размещаются в сети Интернет в порядке, предусмотренном п. 6 Правил.

Ежегодные планы проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей должны полностью соответствовать "Типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248 с 17.01.2012 в указанную форму внесены изменения.

Ежегодный план должен содержать следующие сведения:

1) наименование органа, который проводит проверку;

2) наименования юридических лиц (их обособленных структурных подразделений), Ф.И.О. индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверкам;

3) адреса, необходимые для проведения проверки (например, адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность);

4) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

5) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

6) цель проведения проверки;

7) основания для проведения проверки (в частности, дата государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, дата окончания последней проверки);

8) дата начала проведения проверки (указывается календарный месяц начала проведения проверки);

9) срок проведения плановой проверки. Он отражается в рабочих днях, за исключением проверок малых и микропредприятий. Для них срок указывается в рабочих часах;

10) форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);

11) наименование органа, совместно с которым проводится проверка.

С 1 января 2011 г. проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. В каких случаях внеплановую проверку требуется согласовывать с прокуратурой?

Внеплановая проверка подлежит согласованию с прокуратурой, если основанием для ее проведения послужила информация об угрозе либо причинении вреда (пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2, ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):

Жизни и здоровью граждан;

Животным, растениям, окружающей среде;

Объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России;

Безопасности государства;

а также об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанная информация может поступить (абз. 1 п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):

От граждан (в том числе от индивидуальных предпринимателей);

От организаций;

От органов государственной власти, местного самоуправления;

Из средств массовой информации.

Проверка не проводится, если невозможно установить заявителя или отсутствуют конкретные сведения о фактах, изложенных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (ч. 3 ст. 10 данного Закона).

2. Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратурой

Согласование проведения проверки осуществляется в соответствии с Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 (далее - Порядок).

Поступившее в орган прокуратуры заявление о согласовании проведения внеплановой проверки (с подтверждающими документами) должно быть рассмотрено в тот же день (п. 6 Порядка).

Решение о согласовании проведения проверки или об отказе в согласовании принимается прокурором (заместителем прокурора):

По общему правилу - в течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления (п. 7 Порядка);

В случаях, требующих незамедлительного проведения проверки (по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), - в день поступления заявления (п. 9 Порядка).

Перечень оснований для отказа в согласовании проведения выездной внеплановой проверки установлен п. 8 Порядка.

Принятое решение о согласовании или об отказе в нем может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд (абз. 1 п. 11 Порядка). Рассмотрение таких обращений в органах прокуратуры не приостанавливает действие обжалуемого решения (абз. 2 п. 11 Порядка).

3. Проведение внеплановой проверки

Внеплановые проверки организаций могут проводиться как в документарной форме, так и в выездной (ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Проверка, проводимая по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, как правило, осуществляется по месту деятельности организации (ч. 5 ст. 10 данного Закона).

По общему правилу о проведении внеплановой выездной проверки организация должна быть уведомлена не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Предварительно уведомлять о начале проверки не требуется, если она проводится по основаниям, указанным в абз. 4, 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ (нарушение работодателем трудовых прав работника и т.д.), п. 2 ч. 2, ч. 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан и т.д.).

Продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

По итогам внеплановой выездной проверки составляется акт, который должен быть направлен в орган прокуратуры в течение пяти рабочих дней со дня составления (абз. 1 п. 12 Порядка). Если в ходе проверки выявлены нарушения, в орган прокураты дополнительно направляется информация о принятых мерах по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц (абз. 2 п. 12 Порядка).

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для восстановления законности, устранения вызванных нарушениями закона негативных последствий.

К числу основных правовых средств прокурора Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» относит следующие акты прокурорского реагирования:

представлениеоб устранении нарушений закона;

постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

предостережениео недопустимости нарушения закона.

Протест прокурора представляет собой акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими даннымитребование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

Согласност. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Опротестование правовых актов производится прокурорами строго в соответствии с компетенцией. И если вышестоящий прокурор может опротестовать правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, поднадзорных нижестоящему прокурору, то нижестоящие прокуроры ни при каких обстоятельствах не могут реализовывать полномочия вышестоящего прокурора.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ илиоргана местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона - это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органамиили их должностными лицами.

На основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится прокурором в том случае, если в ходе проведения прокурорской проверки были выявлены обстоятельства, указывающие на наличие признаков состава административного правонарушения.

Статья 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях на основании ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона .

Право прокурора объявлять предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности предусмотрено также Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.

Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Оно объявляется должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям общественных (религиозных) объединений.

Вынесению предостережения в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Более подробно методика проверки исполнения законов в сфере экологии на промышленных предприятиях отражена в научно-методической литературе.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экологии.

Наиболее часто допускаемые нарушения законодательства в сфере экологии – это факты издания различными органами незаконных правовых актов. В таких случаях прокурорами используется такая форма реагирования, как принесение протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или должностному лицу; в качестве альтернативы – обращению в суд с заявлением о признании незаконного правового акта недействующим; это самостоятельная мера реагирования, однако применение ее напрямую связывается с отклонением протеста вышеперечисленными субъектами.

В отдельных случаях, при необходимости устранения многочисленных несоответствий в правовом акте прокурор может ставить вопрос о его корректировке путем внесения представления. Данная мера реагирования оправдана, поскольку в установленный Законом десятидневный срок далеко не всегда полностью устраняются недостатки.

Руководствуясь ст. 24 Закона, нижестоящие прокуроры без соответствующего обращения к прокурору уровня субъекта Российской Федерации имеют право вносить представления в территориальные органы охраны окружающей природной среды областного уровня, если это будет реально способствовать устранению и недопущению нарушений на районном уровне, особенно если есть основания для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя органа экологического контроля районного звена.

Представления прокурора подразделяют на обычные, которые вносятся по результатам конкретных проверок, и обобщенные, основанием для внесения которых служит углубленный анализ какой-либо проблемы.

В тех случаях, когда нарушения закона в сфере экологии, допускаемые должностными лицами, носят характер административного правонарушения, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении с последующим направлением материала в суд, административную комиссию, органы экологического контроля и санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с подведомственностью им конкретных правонарушений.

Что касается возможности привлечения к административной ответственности граждан, то она может наступать по инициативе прокурора в случаях:

а) переквалификации уголовно наказуемого деяния за малозначительностью;

б) неисполнения законных требований прокурора в виде неявки гражданина для дачи объяснений по факту нарушений законов.

В целях предупреждения нарушений экологического законодательства и при наличии сведений о готовящихся нарушениях прокурор в соответствии со ст. 251 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» объявляет должностному лицу предостережение о недопустимости нарушений закона, основанием тому могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к причинению вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.

При наличии поводов и оснований к возбуждению уголовного дела прокурор обязан решать вопрос о привлечении правонарушителя к уголовной ответственности.

В случаях, когда необходимо решить вопрос о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, здоровью граждан или экономическим интересам государства, прокуроры, соблюдая установленные гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательствами требования подведомственности и подсудности, готовят и вносят в соответствующие суды иски о возмещении вреда.

Условия, обеспечивающие эффективность актов прокурорского реагирования: своевременность вынесения, обоснованность, аргументированность содержащихся в них выводов и предложений, наличие определенной структуры и реквизитов каждого из документов, юридическая и стилистическая грамотность. Прокурор должен также включать в соответствующий акт реагирования указания о принятии необходимых мер по наказанию лиц, допустивших правонарушения.

Еще по теме Меры прокурорского реагирования на нарушения:

  1. II.3.5. Меры прокурорского реагирования на нарушения зако- нов и прав граждан в оперативно-розыскной деятельности.
  2. IV.4.3. Исковое заявление как средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности в экономике.

В России прокурору в рамках осуществления надзора законодательно предоставлен широкий спектр полномочий, дающих право пресекать .

Ведущим законом, регулирующим правоприменительную функцию прокуратуры российского государства, регламентированы следующие формы прокурорского реагирования: постановление, предостережение, протест, представление, требование.

При обнаружении правового акта, противоречащего основным законам РФ, прокурор приносит протест в уполномоченный его рассмотреть орган.

Также прокурор может опротестовывать незаконные локальные правовые акты.

Когда прокурор видит нарушения , не подпадающие под административную, уголовную или другую ответственность, он использует представление, как способ устранить эти нарушения. Оно направляется тому, кто допустил нарушения закона.

Если прокурор получил информацию о правонарушении, которое еще не допущено, но действия должностных лиц ведут к этому, он объявляет предостережение.

Постановлением прокурор может инициировать административное дело.

При обнаружениях признаков деяния, носящего уголовно-правовые черты, прокурор готовит постановление, которое вместе с материалами проверки направляет в органы расследования преступлений.

В рамках УПК РФ (в ходе следственной и оперативной работы), прокурор вносит требования правоохранительными органам.

Навигация по статье

Внесение представления как основной формы прокурорского реагирования

Представление – одна из самых распространенных мер реагирования, которые применяют в своей сфере надзорного ведомства. Стоит отметить, что законодательством не установлено точного понятия представления.

В общем понимании представление – это акт прокурорского воздействия, направленный на пресечение нарушений, установленных в результате надзорных проверок, а также обстоятельств, которые способствовали нарушениям.

Представление условно можно разделить на 3 части:

  • Кому вносится и название представления (например: Директору ООО «Р и К» Об устранении нарушений законодательства о здравоохранении).
  • Диспозиция, т. е. описывается какое законодательство нарушено. В представлении обязательно ссылка на основной закон, положения которого преступлены, а также деяния (бездействие) , приведшие к не исполнению закона.
  • В резолютивной части указывается на необходимость рассмотреть представление незамедлительно, и принять действия по пресечению нарушений.

Одно из указаний прокурора, которые необходимо рассмотреть, это принятие решения о применении дисциплинарных мер к виновным. Этот вопрос не может быть проигнорирован, и в письме об итогах разбирательства по представлению необходимо отразить четкую позицию по данному вопросу, а особенно обосновать не привлечение к ответственности нарушителей.

Зачастую прокурор требует рассмотреть представление с его участием. Это требование обязательно для исполнения. Поэтому о дате рассмотрения меры реагирования необходимо уведомить прокурора заблаговременно.

Отвечать на представление необходимо письменно, не позднее 30 дней с момента его получения адресатом.

Так как требования прокурора исходят из позиции законности, то они подлежат исполнению. Если требования прокурора игнорируются, последний вправе инициировать административного воздействия по ст. 17.7 КоАП РФ.

При расхождении мнений относительности законности представления, субъект, которому оно направлено, вправе направить жалобу в прокуратуру или в суд.

Опротестование нормативных правовых (локальных) актов


Надзор за нормотворчеством – центральная веха деятельности прокурорского ведомства.

Прокурор вправе опротестовать по сути любой, несоответствующий законам России нормативно правовой .

Протест направляется в ведомство, принявшее противозаконный правовой акт либо его отдельные положения.

Опротестовать прокурор вправе и локальные акты (например, при проверке исполнения законов о труде на предприятии, прокурор может опротестовать незаконное решение об объявлении выговора работнику или на положение организации по оплате труда).

Структура протеста примерно следующая:

  • В начале указывается: кому приносится протест, и на какие положения оспариваемого нормативного правового акта (например: главе муниципального образования на пункты 2, 3 Положения об оплате труда работников бюджетной сферы).
  • Описательная часть: описываются все противоречия с указанием на закон РФ, с которым вступили в противоречие нормы оспариваемого документа.
  • Обязательство подвергнуть рассмотрению протест (в том числе известив заблаговременно надзорное ведомство о времени проведения совещания по рассмотрению указанной меры реагирования).

Законодательно регламентирован общий , в течение которого протест должен быть рассмотрен (10 дней со дня получения). Но есть исключения из данного правила. Так, например протест, направленный в городской совет, будет рассмотрен на следующем заседании совета.

В случае не терпящем отлагательств, прокурор может потребовать рассмотреть протест незамедлительно или в кратчайший срок (например, при возникновении угрозы населению).

Итоги рассмотрения протеста оформляются письменно. Вместе с письмом надзорный орган необходимо направить копию измененного нормативного документа.

Постановление как акт инициирования уголовной и административной ответственности

Постановление об инициировании воздействия на нарушителя готовится прокурором при обнаружении признаков нарушения административного законодательства. Фактически прокурор может инициировать любой административный процесс, но есть административные правонарушения, дела по которым вправе возбудить только прокурор (например: по жалобе предпринимателя о нарушении его прав контролирующим органом).

Тем не менее, прокурор не может выносить решения о наложении административных санкций, а собранный материал вместе с постановлением передает на рассмотрение уполномоченным на то органам.

Постановления, поступившие из прокуратуры рассматриваются органами административного воздействия не позднее двух месяцев с момента получения материалов, судом – трех месяцев.

В результате проверки по поступившему сигналу, прокурор может выявить признаки уголовно-наказуемого деяния. Например, в ходе проверки по жалобе гражданина К. по вопросу нарушений трудового законодательства, прокурором установлено, что заработная на предприятии, работником которого является К., имеется задолженность по заработной плате свыше двух месяцев. Материалы проверки направлены в следственный орган для принятия процессуального решения о наличии либо отсутствии состава преступления.

Предостережение как превентивная форма прокурорского влияния на состояние законности

Формы прокурорского реагирования на досудебных стадиях, описанные выше — это реакция прокурора на уже свершившиеся нарушения.

Однако, представители надзорного ведомства могут действовать на опережение, так сказать пресекать до его совершения.

Предостережение — это превентивная мера воздействия прокурора, направленная не допустить готовящиеся правонарушения.

Предостеречь прокурорское ведомство может лишь должностное лиц, но никак не граждан и юридических лиц.

До того как прокурор решит вопрос об объявлении предостережения, он должен проверить о готовящемся нарушении, а также отобрать объяснения лиц, действия (бездействие) которых может привести к противоправным последствиям.

Предостережение по структуре схоже с представлением: в самом начале указывается, кому оно объявляется, и какая норма закона может быть нарушена в случае непринятия во внимание предостережения и прекращения действий (бездействия), ведущих к нарушению права.

В описательной части должны быть ссылки на все обстоятельства, выявленные прокурором в результате проверочных мероприятий, а также , который в перспективе может быть нарушен, если не исполнить предостережение. В заключительной части прокурор обращается непосредственно со словом «предостерегаю» непосредственно к тому, кому адресована мера реагирования.

При объявлении предостережения лицо, которому оно адресовано, ставит подпись об ознакомлении и понимании последствий его неисполнения на дубликате документа, который остается у прокурора. Результаты неисполнения предостережения могут быть различны, вплоть до уголовных санкций в случае не предотвращения преступления.

Роль требований надзорного ведомства в ходе следствия

На досудебном этапе уголовного производства, прокурор наделен обширным спектром полномочий. В данной стадии используются различные формы прокурорского реагирования на нарушения законности, но основной является требование, смысл которого ликвидировать нарушения, допущенные в следственном .

Основное назначение требования прокурора как акта воздействия надзорного органа – это пресечение бездействие либо действие вопреки закону со стороны сотрудников полиции и иных органов следствия на этапе расследования преступлений (например: нарушение сроков следствия, допущения волокиты, вынесения незаконных решений по результатам следствия).

Как известно следователь процессуально независимое лицо, поэтому требование может направляться прокурором как непосредственно указанному служебному лицу, так и руководителю, под началом которого работает следователь, например с целью дисциплинарного воздействия на следователя, который допустил волокиту при проведении проверок по делу о преступлении, находящемуся в его производстве.

Определенных требований к указанной форме прокурорского воздействия нет. В документе прокурор обозначает, кому направлено требование, нормы законодательства, регламентирующего расследование , которые нарушены и подлежат восстановлению, а также сроки рассмотрения требования.

В случае несогласия с требованием, следователь или руководитель следствия могут направить соответствующую жалобу вышестоящему прокурору либо оспорить требование в судебном порядке.

Таким образом, мерами прокурорского воздействия прокурор может добиться законности практически в любых сферах жизни человека, а это и есть основное предназначение органов прокуратуры РФ.

Каким образом происходит прокурорское реагирования представлено в реферате на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме: