Фундаментальные идеи и практическая направленность конфуцианской философии. Конфуций

этико-политич. учение, основы к-рого были впервые изложены древнекит. мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Возникновение К. относится к 6 в. до н. э. К. уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекит. гос. системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми: между государем и подданным, между отцом и сыновьями, между знатным и незнатным. На раннее К. оказали влияние сохранившиеся как пережиток патриархально-общинные отношения. В этой связи в конфуцианском учении немалое место занимают проповедь социальной утопии об обществе "Великого Единения" - "Да тун", в к-ром будет осуществлено имуществ. равенство, не будет войн и распрей, проповедь сыновней почтительности и любви к отцу, призыв к правителю заботиться о народе. В основу конфуцианской этики положено понятие гуманности ("жэнь") - нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье. Эти отношения, согласно К., должны базироваться на строгой семейной и обществ. иерархии, они регулируются правилами поведения ("ли"), предусматривающими почитание родителей, уважение к старшим и преданность государю. Этот принцип выражен следующими словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". На правителя, согласно К., ложится и обязанность заботиться о народе, управлять им не с помощью силы, а примером морального поведения, не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели. Отсюда вытекает и призыв к правителю не обременять народ тяжелыми налогами, не отрывать крестьян от с.-х. работ во время страды, а также утверждение, высказанное наиболее видным последователем Конфуция Мэн-цзы, о том, что народ имеет право свергнуть путем восстания жестокого правителя. Противоречивость К., его осн. положений об отношениях людей в обществе определялась сложностью обстановки в стране: с одной стороны, существованием классов и клас. борьбы, с другой - сохранением пережитков первобытнообщинных отношений, а также положением самих основоположников К. и их учеников, принадлежавших к служилому и ученому люду. Они были связаны с господств, классом, находясь на гос. службе и пользуясь различными привилегиями, в то же время они стояли ближе к народу, чем знать, и знали о его страданиях и бедствиях лучше, чем высшая аристократия и правители страны. Отсюда стремление ради сохранения существовавших обществ. отношений "подправить" политику правителей, внушить им мысль о гуманном отношении к народу, о смягчении его эксплуатации. Сущность этич. норм К. заключалась в идеализации и укреплении издревле существующих традиций и социального строя, в воспитании среди народа уважения и верности к установленному якобы небом на земле порядку и государю, поставленному также небом. Это не мешало К. иногда высказывать неодобрение конкретной политики того или иного правителя и в качестве образца управления народом приводить примеры из далекой древности, ссылаться на "идеальных" и "добродетельных" правителей Яо, Шуня, Вэнь-вана и У-вана, т. е. родоплеменных вождей, а также призывать вернуться к старым порядкам, т. е. к доклас. обществ. отношениям. Такая приверженность к старине свидетельствовала о непонимании К. обществ. прогресса. Вместе с тем в раннем К. прослеживаются и прогрессивные черты: осуждение чрезмерного богатства, гуманизм, нек-рая демократичность, особенно выражающаяся в высказываниях Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.), а также в советах улучшить нар. благосостояние и в критике деспотич. правителей. Раннее К. сыграло положит, роль в развитии древнекит. культуры: Конфуцию и его последователям принадлежит честь сбора и систематизации ист. материалов, нар. легенд, сказаний и песен, что способствовало сохранению лит. памятников, существовавших до них, но затем утраченных. Ранние конфуцианцы способствовали и распространению образования, они были по существу основоположниками историографии, причем история использовалась ими как средство воспитания (на примерах хороших и плохих поступков ист. деятелей). К. в дальнейшем эволюционировало, постепенно теряя прогрессивные черты и все больше превращаясь в послушного и безропотного слугу рабовладельцев, а затем - феодалов. В связи с этим в нем на первый план выдвигаются учение о верности подданного по отношению к государю, о божественном происхождении последнего - "сына неба". В 136 до н. э. имп. У-ди провозгласил К. офиц. доктриной, и с этого времени оно становится господствующей идеологией. В 124 до н. э. в Китае было создано высшее конфуцианское училище, где изучались канонич. конфуцианские книги. Знание их вскоре стало необходимым для того, чтобы получить офиц. гос. должности. Наиболее крупным представителем реформированного К. был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), религиозно-идеалистич. взгляды к-рого стали господств, офиц. идеологией. В. доктрине Дун Чжун-шу были усилены религ.-мистич. стороны К., на первый план выдвигается тезис о небе, как о божестве и верх, судье, определяющем и контролирующем поступки людей; от "воли неба" ставились в зависимость судьба и деятельность человека, а также различные явления природы. Стихийные бедствия рассматривались Дун Чжун-шу как карающая воля неба. Это учение, объединившее конфуцианскую этику с натурфилософией и космологич. взглядами, получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие культуры и обществ.-политич. мысли. Именно это, реформированное К. с его реакц. сущностью стало господствующей идеологией в Китае, к-рая проникла во все поры обществ. жизни и в течение многих веков определяла гос. политику, нормы морали, семейные и обществ. традиции, науч. и филос. мысль, препятствуя их дальнейшему развитию. Наряду с К. в Китае развивались и др. учения - даосизм и буддизм, к-рые иногда оказывали большое влияние на обществ. жизнь. В особенности это относится к буддизму, к-рый в 4-8 вв. получил широкое распространение и в нек-рой степени ограничил влияние К. на умы людей; тем не менее последнее по-прежнему оставалось господств, идеологией и сохранило за собой позиции в управлении страной, во всей гос-политич. системе, В кон. 8 - нач. 9 вв. в связи с исторически назревшей задачей упрочения централизованного феод. гос-ва К. стало вновь офиц. идеологией правящих кругов. В этот период в защиту К. выступил известный писатель и философ Хань Юй (768-824). Его выступление имело большое значение для укрепления позиций К и ослабления его противников - даосизма и буддизма, в то же время оно способствовало дальнейшему развитию К., внесению новых элементов в него; в частности, Хань Юю принадлежит критика религ.-мистич. представлений и утверждение, что природа развивается независимо от человека, по своим собственным законам. Новый этап в развитии К. относится к периоду развития ср.-век. феод. кит. общества - Сунской эпохе (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200), знаменитого комментатора, историка, филолога и философа. Он известен как интерпретатор древних конфуцианских текстов и создатель обновленного К., филос. системы неоконфуцианства. Чжу Си обобщил взгляды разл. групп, филос. направлений т. н. сунской "ортодоксальной школы", пытаясь примирить материалистич. и идеалистич. взгляды. Согласно взглядам Чжу Си, все вещи, т. е. мир, все сущее, имеют свои законы, к-рые разум человека способен познать. В основе и сущности всего мира - "Великого предела", как и во всех вещах, лежат два начала: бестелесное, идеальное "ли" и материальное "ци", т. е. форма и содержание, причем первое (разумное начало, идеальное "ли"), по мнению Чжу Си, предшествовало материальному "ци". Т. о., Чжу Си стоял на идеалистич. позициях. Неоконфуцианство в лице Чжу Си и его последователей поддержало осн. принципы этико-политич. учения древнего К. - о незыблемости существующих порядков, об естеств. характере разделения людей на высших и низших, благородных и низких, о природе человека, предопределенной небом. Эти реакц. черты неоконфуцианства как нельзя лучше устраивали господств, класс феодалов, и поэтому неоконфуцианство было официально признано ортодоксальной господств, идеологией, к-рая давала теоретич. обоснование феод. абсолютистской власти. Неоконфуцианство было поставлено на службу правящему феод. классу не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме. В течение семи столетий, до революции 1911-13, неоконфуцианство, как и до него более раннее К., сковывало и тормозило развитие обществ.-политич. и филос. мысли, препятствовало развитию науки и проникновению в Китай идей науч.-технич. прогресса" К. явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая. Безуспешную попытку возродить К. в модернизи-ров. виде предпринял в кон. 19 - нач. 20 вв. бурж. реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники, к-рые вели агитацию за провозглашение К. гос. религией. Однако в это время среди кит. интеллигенции и студенчества были уже широко распространены идеи зап.-бурж демократии, и К., отождествлявшееся с отжившей монархией и патриарх, семейным укладом, не пользовалось популярностью. Очень сильный удар К, был нанесен движением "4 мая" (см. "Четвертого мая" движение) и сопутствовавшим ему движением за новую культуру. Однако и после этого К, как религ.-этич. учение продолжало играть значит. роль в обществ. жизни Китая, и правящие группы, отражавшие интересы помещиков и компрадорской буржуазии, стремились использовать К- в своих интересах. В частности, в период господства гоминьдановской клики идеология К. была поставлена на службу реакц. классам. Нек-рые черты К., в особенности культ, предков, и в наст. время оказывают влияние на известные слои населения страны. Интерес к К. в Европе появился в 17 в., когда миссионеры-иезуиты, находившиеся при пекинском дворе, познакомили европейцев с Китаем. Первый перевод конфуцианских классиков был опубликован во Франции в 1662, за ним последовал ряд др. Вольтер и нек-рые др. франц. просветители 18 в. видели в Конфуции апостола морали, освобожденной от пут метафизики и религии. В 19 в. появились первые науч. переводы конфуцианского канона Дж. Легга (на англ. яз.), Э. Био и С. Куврера (на франц. яз.), что создало предпосылки для изучения К. До сих пор, однако, оно сосредоточено в осн. на исследовании раннего К.; проблемы неоконфуцианства почти не затрагиваются. Зап.-европ. и амер. ученые, как правило, игнорируют наличие традиций общинных отношений в Др. Китае, как и влияние этих традиций на формирование К. Так, франц. синолог А. Масперо (H. Maspero, La Chine antique, P., 1955) доказывает, что К. возникло как продолжение идей, выработанных в придворных школах писцов и гадателей. По мнению Масперо, К. было насквозь аристократич. учением, предназначавшимся исключительно для знати и исходившим из убеждения в превосходстве знати над простым народом. В работе нем. синолога О. Франке (О. Franke, Geschichte des chinesischen Reiches, Bd 1, В., 1930) К. рассматривается как идеология универсального теократич. гос-ва, направленная на установление в Китае цезаре-папизма. Такое гос-во существовало в Китае, по мнению Франке, с эпохи Хань до 1911. В отличие от этих точек зрения, амер. синолог Х. Г. Крил (H. G, Creel, Confucius, the man and the myth, L., 1951) считает Конфуция провозвестником демократич. принципов и гуманности, но появление такой идеологии Крил не связывает с политич. обстановкой Др. Китая. Как идеологию гуманизма рассматривает древнее К. и франц. синолог М. Гране (M. Granet, La pens?e chinoise, P., 1934). Первая подробная характеристика К. в сов. науке дана в книге М. Рейснера "Идеологии Востока" (М.-Л., 1927). К. расценивается Рейснером как идеология чиновничества, балансировавшего между государем и народом. А. А. Петров (Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М., 1940) осн. моментом гос.-политич. концепции К. считал идеализацию древности и доказывал, что мораль Конфуция выражала устремления господств, элементов феод. общества. Близка к этому взгляду точка зрения Я. Б. Радуль-Затуловского (в его кн. "Конфуцианство и его распространение в Японии", М.-Л., 1947), доказывающего, что учение Конфуция способствовало укреплению феодализма. Однако Конфуций, по мнению Радуль-Затуловского, обращался не к крупным феодалам, а к недовольной ими служилой неродовитой аристократии. На этих оценках сказалась недостаточная изученность древней истории Китая. В. А. Рубин (в его статье "Народное собрание в древнем Китае в VII-V вв. до н. э.", "ВДИ", 1960, No 4) считает, что на раннее К. большое влияние оказали традиции примитивной демократии, сохранившиеся в др.-кит. городе-государстве 6 в. до н. э., где вооруж. народ имел возможность обсуждать на широких собраниях осн. вопросы гос. политики. Проблемы оценки К. являются в наст. время предметом дискуссии среди кит. ученых. Гуань Фэн, Линь Люй-ши и Жэнь Цзи-юй считают, что Конфуций был консерватором, стремившимся восстановить социальный строй и нравств. нормы начала эпохи Чжоу. Гао Хэн и Цзинь Чжао-цзы отстаивают взгляд, согласно к-рому призыв к восстановлению раннечжоуских нравов на самом деле должен был способствовать осуществлению прогрессивных социальных преобразований. Источн.: Лунь юй чжэн и (Разговоры Конфуция с учениками и современниками), в кн.: "Чжу-цзы цзи-чэн" (Избранные произведения древнекитайских мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Мэн-цзы чжэн и (Мэнь-цзы с комментариями), там же, т. 2; Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводными комментариями), там же; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904; его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910; Монастырев Н., Конфуциева летопись Чунь-цю, СПБ, 1876; Biot E., Le Tcheouli ou Rites de Tcheou, v. 1-2, P., 1851; Legge J., The Chinese classics, v. 1-5, Hongkong, 1960; Dubs H. H., The works of Hstintze, L., 1928. Лит.: (кроме указ. в ст.): Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Кун-цзы чжэсюэ тао-лунь цзи (Сборник статей по философии Конфуция), Пекин, 1962; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53; Wilhelm R., K´ungtse und der Konfucianismus, В., 1928; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1927; Nivison D. S. and Wright A. F., Confucianism in action, Stanf, 1959; Wright A. F., The Confucian persuasion, Stanf, 1960. Л. И. Думай, В. А. Рубин. Москва.

Китайская цивилизация подарила миру бумагу, компас, порох, оригинальное культурное наполнение. раньше других понял важность учения среди чиновничьего аппарата, раньше других стран осознал важность передачи научных знаний и уже в раннее средневековье стоял на пороге капитализма. Современные исследователи склонны объяснять такие успехи тем, что китайская духовная жизнь не имела строгой религиозной линии на протяжении своей истории. Пока церковные догмы диктовали западному миру законы божие, Китай развивал своеобразное социально-культурное мировоззрение. Главным философским учением, заменившим политическую идеологию и религиозное сопровождение, стало конфуцианство.

Термин «конфуцианство» имеет европейское происхождение. Миссионеры Старого Света в конце XVI века назвали господствующую социально-политическую систему Китая по имени ее основателя - Кун Фу-цзы (учитель из рода Кун). В китайской традиции философское направление, основанное Конфуцием, носит имя «школа образованных людей», что куда лучше объясняет ее сущность.

В древнем Китае чиновники на местах назначались, поэтому государственные мужи, потерявшие место, часто становились бродячими учителями, вынужденными зарабатывать преподаванием древних писаний. Образованные люди оседали на благоприятных территориях, где и образовывались впоследствии известные школы и первые протоуниверситеты. В период Чуньцю особенно много бродячих преподавателей было в царстве Лу, которое и стало родиной Конфуция (551–479 до н. э.) и его учения.

Период раздробленности в истории Китая стал расцветом философских течений разнообразных направлений. Идеи «100 школ» развивались, не особо конкурируя между собой, пока Поднебесная империя не направила исторический корабль по курсу укрепления феодализации.

Конфуцианские ценности

Философия Конфуция зарождалась во времена неспокойные, все социальные ожидания жителей Поднебесных земель были направлены в мирную сторону. В основу конфуцианской философии заложены культы первобытного периода - культ предков и почитание первопредка всего китайского народа легендарного Шанди. Доисторический полумифический правитель, дарованный Небом, ассоциировался с высшей полубожественной силой. Отсюда берет начало традиция называть Китай «Поднебесным», а правителя - «Сыном Неба». Вспомним хотя бы знаменитый “ ” в Пекине – один из символов столицы КНР.

Первоначально учение исходило из того, что желание жить и развиваться - это принцип, лежащий в основе человеческой сущности. Главной добродетелью, согласно Конфуцию, является - гуманность (жэнь). Этот жизненный закон должен определять взаимоотношения в семье и обществе, проявляться в уважении к старшим и младшим. Для постижения жэнь человек должен самосовершенствоваться всю жизнь, силой ума избавляя себя от низменных проявлений характера.

Смысл человеческого бытия в достижении высшей степени социальной справедливости, которую можно достичь, развивая в себе положительные качества, следуя по пути саморазвития (дао). О воплощение дао в конкретном человеке можно судить по его добродетелям. Человек, дошедший до вершин дао, становится идеалом нравственности - «благородным мужем». Ему доступна гармония с собой и природой, миром и космосом.

Конфуций считал, что для каждой семьи в отдельности и единого государства в целом правила едины - «государство - это большая семья, а семья - это малое государство». Мыслитель считал, что государство создано для защиты каждого человека, поэтому от престижа монархической власти зависит народное счастье. Следование древним традициям помогает внести гармонию в социальный уклад, даже при материальных и природных трудностях. «Человек может расширить дао, но не дао человека».

Вера в загробную жизнь больше была данью сыновнего почтения к старшим родственникам, нежели религиозным культом. Конфуций верил, что строгое соблюдение ритуалов и обычаев, помогает обществу быть более стойким к социальным потрясениям, помогает понять исторический опыт и сохранить мудрость предков. Отсюда и учение об исправлении имен, гласящее что «государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Поведение человека определяет его должность и семейное положение.

Великий мыслитель Конфуций, опираясь на полумифическую древность и нестабильную современность, создал для своей страны философскую систему, которая направила народную волю по пути развития и процветания. Его мировоззрение нашло отклик в лице современников и в душах последующих поколений. Конфуцианство не являлось строгим сводом правил, а оказалось гибким, способным пережить тысячелетия, впитывая в себя новые знания, и трансформироваться на благо всех жителей Поднебесной.

После смерти мудрейшего учителя из рода Кун, его учение продолжили развивать ученики и последователи. Уже в III веке до н. э. существовало около 10 различных конфуцианских направлений.

Исторический путь конфуцианства

Традиции «школы образованных людей» были заложены в век расцвета древнекитайской философии в эпоху раздробленности. Объединение государства под императорской рукой требовало жесткой территориальной и культурной централизации. Первый правитель единого Китая Великий Цинь Шихуанди (создатель ) для укрепления своей власти возводил не только на границе, но и в умах своих подданных. В качестве главной идеологии приоритет был отдан легизму. А носители конфуцианской философии, согласно легенде, жестоко преследовались.

Но уже следующая династия Хань сделала ставку на конфуцианство. Многочисленные последователи древней мудрости смогли восстановить утраченные тексты по устным источникам. Разные трактовки речей Конфуция создали ряд смежный учений на базе древних традиций. Со второго столетия конфуцианство становится официальной идеологией Поднебесной Империи, с этого времени быть китайцем значить быть конфуцианцем по рождению и воспитанию. Каждый чиновник обязан сдавать экзамен на знание традиционных конфуцианских ценностей. Подобная экзаменация проводилась более тысячи лет, на протяжении которых сложился целый ритуал, просуществовавший до XX века. Лучшие кандидаты подтверждали свои знания в легендарном , сдавая главный экзамен в присутствии императора.

Учение о стремлении человека к добродетелям не создавало препятствий для параллельного развития различных религиозных и философских систем. Начиная с IV века в китайское общество начинает проникать . Взаимодействие с новыми реалиями, культурная ассимиляция индийской религии, добавление мировоззренческой системы даосских школ, привело к рождению нового философского направления - неоконфуцианства.

С середины VI века начала складываться тенденция на усиление культа Конфуция и обожествление власти императора. Был издан указ о возведении храма в честь древнего мыслителя в каждом городе, что создало ряд интереснейших . На этом этапе начинает усиливаться религиозный подтекст в трактатах, основанных на творчестве - Конфуция.

Современная версия постнеоконфуцианства является коллективным творчеством множества авторов.

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

С самого возникновения Конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

Как целостное этико-религиозное учение, Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых - людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. Во время формирования конфунцианства, в Древнем Китае существовали различные религиозные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени.

Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий. Первая - люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются. Вторая - люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья - люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. Четвёртая - люди прямодушные и истинно добродетельные. Пятая - люди, совершенные во всех отношениях. Согласно конфуцианству "человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды.

Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.

Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять".

Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". К. призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.

Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счёте сложностью социально-политических условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных отношений, острой классовой борьбой и распрями между существовавшими тогда в Китае царствами.

Реформированное конфуцианство эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией и космологическими взглядами даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя), укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В 136 до н. э. при императоре У-ди оно было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти.

Конфуцианство как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции. Конфуцианство ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в 7-8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768-824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства.

Буржуазный реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники в конце 19 - начале 20 вв. предприняли попытку, оказавшуюся безуспешной, модернизировать конфуцианство, которое всё более вступало в противоречие с изменяющимися в связи с развитием капиталистических отношений в стране условиями общественного бытия. В период движения 4 мая 1919 с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую отжившую культуру новой, демократической и более передовой, конфуцианству был нанесён сильный удар. Тем не менее, даже после создания КНР конфуцианство продолжает оказывать некоторое влияние на определённые слои населения страны, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма.

Конфуцианство — религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н.э., основоположником которой был Конфуций (Кун-цзы) .

Влияние конфуцианства на китайскую цивилизацию трудно переоценить — более двух тысячелетий это философское, религиозное и этическое учение регламентировало все стороны жизни китайцев , начиная от семейных отношений и заканчивая государственно-административным устройством. В отличие от большинства других мировых религиозных доктрин для конфуцианства характерны не мистицизм и метафизические абстракции, а строгий рационализм , ставящий превыше всего государственную пользу и приоритет общих интересов над частными . Здесь нет духовенства, как например, в христианстве, его место заняли чиновники, выполняющие административные функции, в число которых входили и религиозные отправления.

Куг-цзы 551-479 до н.э. (в Европе известный под именем Конфуция) жил в кризисное время для Китая. Центральная власть сильно ослабла, воцарилась жестокая междоусобица, в ходе которой велась ожесточённая война всех против всех, участники которой не гнушались ничем, борясь за власть. Если добавить к этому возросшую продажность чиновников, страдания простого народа, то станет понятным смысл древнего китайского проклятия "чтоб тебе жить в эпоху перемен ".

Конфуций противопоставил современной ему негативной ситуации авторитет древности , которая представлялась как "золотой век ". В дальнейшем пиетет перед легендарной древностью , когда правители были мудры, чиновники бескорыстны и преданы, а народ жил в достатке, стал основой конфуцианства.

Цзюнь-цзы — образ совершенного человека, созданный Конфуцием в противовес нравам, царившим во время его жизни. Главными добродетелями цзюнь-цзы являлись гуманность и чувство долга . Гуманность (жэнь) состояла из целого комплекса качеств, включавших скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. Чувство долга (и) — необходимость поступать в соответствии с высшими принципами, а не гнаться за личной выгодой: "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде ". Не менее важным понятием были верность и искренность (чжен), соблюдение церемоний и обрядов (ли). Именно обрядовая сторона стала одним из самых заметных проявлений конфуцианства, достаточно вспомнить поговорку "китайские церемонии ". Чем более высокое положение в общественной иерархии занимал человек, тем более он был опутан условностями различных ритуалов, зачастую доведённых до автоматизма.

Социальный порядок , который, по мнению Конфуция, соответствовал идеалу — можно охарактеризовать цитатой "Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь — государем, чиновник — чиновником ", т.е. каждый должен быть на своём месте и стремиться к тому, чтобы максимально правильно выполнять свои обязанности. Общество по Конфуцию должно состоять из верхов и низов. Верхи должны заниматься управлением, целью которого является благополучие народа. Большое значение имело понятие "сяо " — сыновняя почтительность, которая в более широком смысле трактовалась как подчинение младших старшим. Пример практического применения "сяо " — в средневековом Китае по закону сын не мог свидетельствовать против отца, а по этическим нормам конфуцианства добродетельный сын в случае совершения родителем преступления мог только увещевать его вернуться на путь истины. В конфуцианских трактатах есть множество положительных примеров "сяо ", например, бедняк, продавший своего сына, чтобы накормить умирающую от голода мать и т.д.

Результатом распространения конфуцианства стал расцвет культа семьи и клана . Приоритет интересов семьи над интересами индивида был незыблем. Все вопросы решались исходя из пользы для семьи, а все личное и эмоциональное удалялось на задний план и не принималось в расчёт. Как пример — подросшего сына женили исключительно по решению родителей, такое понятие как любовь при этом не рассматривалось.

Религиозная сторона конфуцианства связана с культом поклонения предкам . Каждая семья имела родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые было недопустимо.

Одной из основных причин, приведших к распространению конфуцианства в Китае, являлось то, что конфуцианцы не только сконцентрировали управление государством и обществом, но и уделяли огромное внимание воспитанию и образованию . Это привело к тому, что конфуцианство стало повсеместным, каждый китаец с юных лет жил в конфуцианской атмосфере, действовал только в соответствии с принятыми обрядами и ритуалами. Даже если китаец в последствии становился буддистом, даосом или христианином, в глубине своего естества, даже подчас не осознавая этого, он мыслил и вёл себя как конфуцианец.

Образование заключалось в обучении грамоте, знанию письменных канонов и классических конфуцианских сочинений. Благодаря повсеместному распространению конфуцианства в средневековом Китае грамотеи обладали большим авторитетом и социальным статусом . В стране процветал культ грамотности, слой грамотеев в Китае играл туже роль, которую в других цивилизациях играли дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые. Образованный человек должен был хорошо знать древние тексты, оперировать изречениями мудрецов и самостоятельно писать сочинения, согласующиеся с канонами конфуцианства. Дать сыну образование — мечта каждой китайской семьи, но реализовать её могли немногие. Сложность обучения чтению иероглифов, пониманию древних текстов требовала долгих лет упорного труда. Но и награда за труд была весьма заманчивой. Пройдя систему экзаменов, каждый грамотный человек мог войти в сословие шэньши , что давало ему ряд привилегий. Первая экзаменационная ступень называлась сю-цай, проходила она в течение двух-трёх суток. Экзаменуемый должен был за это время под бдительным контролем экзаменаторов написать небольшую поэму, сочинение о каком-либо событии древности, а также трактат на отвлечённую тему. Успешно сдавали экзамен только 2-3% соискателей. Следующие ступени цзюньжэнь и цзиньши предполагали ещё более строгий отбор. Сдавшие самый сложный экзамен, могли рассчитывать на высокие должности в бюрократической системе, почёт и богатство. Даже прошедшие первую и вторую ступень пользовались большим уважением окружающих и могли претендовать на второстепенные должности. Обладатели степеней и их соискатели автоматически попадали в особое сословие шэньши , которое занимало место господствующего класса в средневековом Китае. Важно отметить, что путь в шэньши основывался лишь на знаниях и упорном труде — богатство и социальное положение не играли в этом решающей роли. Это обеспечивало мобильность данной социальной группы, притягивало в неё самых упорных и талантливых в овладении конфуцианскими знаниями.

Двадцатый век положил конец безоговорочному авторитету конфуцианства в Китае. После революции конфуцианство отождествлялось с феодализмом и как таковое подвергалось уничтожающей критике. Важную роль в критике конфуцианства сыграли представители китайского анархизма.

— это, прежде всего, морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Его сущность можно передать при помощи афоризма Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».

Конфуцианство и Конфуций

Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Кун-фу-цзы (551-479 до н.э.), что переводится как «мудрый учитель Кун». В европейской транскрипции его имя звучит как Конфуций. Его идеи оказали исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их . Творчество Конфуция, по его собственному признанию, состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке весть, воплощавшую волю Неба, которую умели постигать древние мудрецы.

Конфуций заимствовал : культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Впоследствии Шанди стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для зашиты интересов каждого индивида. В целом можно назвать учение Конфуция не столько религиозным, сколько этико-философским. в полном смысле оно становится в середине I тыс. н.э., когда сам его основоположник был обожествлен.

Конфуцианство было консервативным течением, идеализировавшим прошлое .

В основе конфуцианства лежало два принципа:
  • все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их;
  • с точки зрения Конфуция и его последователей идеальное государство должно быть устроено как семья , в которой роли между членами жестко распределены.
  • Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощение судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле.
Центральными для конфуцианства являются:
  • Понятие «жэнь» (или «чжэн»), которое можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Или в другом переводе: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Конфуций так пояснял это понятие одному из своих учеников: Человеколюбие — это «почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других»;
  • Принцип «ли» — соблюдение ритуала (обрядов, порядка, традиций). Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план. По мнению Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей. Идеал Конфуция — благородный государственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни. Другими словами, усилия должны быть направлены не на поддержание порядка или построение справедливого общества, а на поддержание существующего порядка вещей, освященного традицией.

Сборник высказываний Конфуция

В «Луньюе », сборнике высказываний Конфуция, составленном его учениками, записаны его беседы с ними. В этих беседах раскрывается идеал совершенного человека (цзюнь цзы ), при этом человеческая личность рассматривается как самоценная. Конфуций создал программу совершенствования с целью достижения гармонии с Космосом. Благородный муж — источник идеала нравственности для всего . Ему присущи чувство гармонии и дар жить в природном ритме. Назначение мудреца — преобразовывать общество по законам гармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять все живое. Конфуций придавал большое значение пяти "постоянство, ритуал, гуманность, долг, справедливость, знание и доверие". В ритуале он видит средство, выступающее как основа и уток между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на государство, он говорил, что — это большая семья, а — это малое государство.

Одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим: отцу, правителю, государю. Конфуций разработал учение о сяо — сыновней почтительности. Сяо — основа гуманности. Смысл сяо в том, чтобы служить родителям согласно ритуалу, похоронить и приносить им жертвы согласно ритуалу. Нормы сяо способствовали расцвету в Китае культа семьи и родового клана.

В основу иерархии общества Конфуций положил принципы знания, совершенства, степень приобщения к . Чувство меры, заложенное в ритуале, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая всех к добродетели. Обращение к ритуалу помогало обществу выжить в экстремальных условиях, гармонизировать потребности населения, в том числе при ограниченных материальных и природных ресурсах. Идея, выраженная в «Шу цзине», древнем источнике, редактором которого был Конфуций, гласит:« Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». Она стала центральной в китайской культуре.

Идеи Конфуция при его жизни не были востребованы. С горечью он называл себя «несъеденной тыквой». Однако время все расставило по местам и спустя много лет после смерти авторитет Конфуция становится непререкаемым.

Большой вклад в развитие конфуцианства внес его ученик Мэн- цзы (372-289 до н.э.). Мэн-цзы также основывался на опыте предков. Он считал, что основа счастья и процветания народа лежит в его обучении высоким нравственным нормам. По примеру древних он призывал создать систему школ и дома призрения для престарелых. В идеальном государстве соблюдается баланс средств: власти получают все необходимое, а население при этом не страдает от непосильных поборов и неурожаев. В случае нарушения справедливости Мэн-цзы настаивал на праве народа на восстание и передачу «повеления Неба» новому добродетельному избраннику, так называемый принцип гэ мин.

На рубеже новой эры в конфуцианстве к ритуалу как средству управления подданными усилиями легистов, бывших противников конфуцианства, добавляется институт закона: ритуал следует применять в отношении к верхам общества, низами же можно управлять, полагаясь исключительно на закон и наказания.

Начиная со II в до н.э. конфуцианство становится официальной идеологией Китая. Каждый чиновник должен был доказать свои знания основных идей учения Конфуция, участвуя в экзаменах. Конфуцианские нормы и ценности становятся общепризнанными и превращаются в символ «истинно китайского». Это постепенно привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем. Однако это не препятствовало развитию других религий.

С IV в. н.э. в Китае получает распространение , под влиянием которого происходит модификация конфуцианства за счет включения в него элементов буддизма и . Возникло философское направление неоконфуцианства. Постепенно происходит обожествление Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555 г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память. Культ основателя учения повлек за собой все большее обожествление императора. Воля императора возводится в непреложный закон. Трепет и суеверный страх внушал и символ императорской власти — дракон , могущественное и всесильное мифическое животное. Реформированное конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая вплоть до XX в., когда оно подверглось уничтожающей критике в годы культурной революции. В настоящее время конфуцианство восстанавливает свое влияние в некоторых странах.