Государство в гражданских правоотношениях обладает. Участие государства в гражданских правоотношениях. Объекты гражданских правоотношений

  • Тема 7: «объекты гражданских прав»
  • Тема 8: «сделки»
  • Тема 9: «сроки. Исковая давность»
  • Тема 10: «представительство. Доверенность»
  • Тема 11: «осуществление и защита гражданских прав»
  • Тема 12: «общие положения о праве собственности и иных вещных правах»
  • Тема 13: «обязательственное право и обязательства»
  • Тема 14: «договор как основание возникновения обязательства»
  • 5. Инновационные технологии, материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 6. Конспект лекций
  • Тема 1: «общая характеристика гражданского права»
  • 1. Предмет гражданского права
  • 2. Методы правового регулирования
  • 3. Принципы и функции гражданского права
  • 4. Система гражданского права
  • 2. Гражданские законы
  • 3. Подзаконные нормативные акты и иные акты, содержащие нормы гражданского права
  • 4. Действия и применение гражданского законодательства
  • Тема 3. Гражданское правоотношение
  • 1. Понятие гражданского правоотношения
  • 2. Субъекты, объекты, содержание, форма гражданских правоотношений
  • 3. Виды гражданских правоотношений
  • 4. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
  • Тема 4. Гражданские (физические лица) как субъекты гражданского права
  • Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Возникновение и прекращение юридических лиц
  • 5. Банкротство юридического лица
  • 6. Виды юридических лиц
  • 7. Хозяйственные товарищества и общества
  • 8. Дочерние и зависимые общества
  • Тема 6. Государство как субъект гражданского права
  • 1. Российская Федерация, субъекты рф, муниципальные образования как субъекты гражданского права. Особенности правосубъектности
  • 2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
  • 3. Ответственность рф, субъектов рф и муниципальных образований по обязательствам
  • Тема 7. «объекты гражданских прав»
  • 1. Понятие объектов гражданских прав
  • 2. Вещи как объекты гражданских правоотношений
  • 3. Отдельные виды ценных бумаг
  • 4. Работы, услуги, информация и результаты интеллектуальной деятельности
  • 5. Нематериальные блага и их защита
  • Тема 8. «сделки»
  • 5. Правовые последствия признания сделки недействительной
  • Тема 9. «сроки. Исковая давность»
  • Тема 10. «представительство. Доверенность»
  • 2. Доверенность. Передоверие
  • Тема 11. «осуществление и защита гражданских прав»
  • 2. Пределы осуществления гражданских прав
  • 3. Защита гражданских прав
  • 4. Классификация способов защиты гражданских прав
  • Тема 12. «общие положения о праве собственности и иных вещных прав»
  • 1. Общие положения о праве собственности и иных вещных правах
  • 2. Право общей долевой собственности граждан
  • Тема 13. «обязательственное право и обязательства»
  • 1. Стороны обязательств. Множественность лиц в обязательстве
  • 2. Основания возникновения обязательств
  • 3. Исполнение обязательств
  • 4. Обеспечение исполнения обязательств (ст. 329 гк)
  • 5. Ответственность за нарушение обязательства
  • 5.1. Понятия и виды гражданско-правовой ответственности
  • 6. Прекращение обязательств
  • Тема 14. «договор как основание возникновения обязательства»
  • 7. Темы практических и семинарских занятий
  • Тема 1. Общая характеристика гражданского права
  • Тема 2. Гражданское правоотношение
  • Тема 3. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
  • Тема 4. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • Тема 5. Объекты гражданских прав
  • Тема 6. Сделки
  • Тема 7. Общие положения о праве собственности и иных вещных прав
  • Тема 8. Обязательственное право и обязательства
  • Тема 9. Договор как основание возникновения обязательства
  • Тема 3. Гражданское правоотношение
  • Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
  • Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • Тема 6. Государство как субъект гражданского права
  • Тема 7.
  • Тема 8. Сделки
  • Тема 9. Сроки. Исковая давность
  • Тема 10. Представительство. Доверенность
  • Тема 11. Осуществление и защита гражданских прав
  • Тема 12. Общие положения о праве собственности и иных вещных правах
  • Тема 13. Обязательственное право и обязательства
  • Тема 14. Договор как основание возникновения обязательства
  • 9. Вопросы для подготовки к зачету
  • 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • 10.1. Нормативные акты
  • 10.2. Литература
  • 11. Глоссарий
  • Перечень материалов для текущего контроля знаний и навыков обучаемых
  • Тираж 5 экз. Заказ №
  • Тема 6. Государство как субъект гражданского права

    1. Российская Федерация, субъекты рф, муниципальные образования как субъекты гражданского права. Особенности правосубъектности

    Ст. 2. 124 ГК выделяет особую категорию субъектов гражданского права:

    * государство - РФ;

    * субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

    * муниципальные образования - городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление (ст. 1 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).

    РФ, субъекты, муниципальные образования, будучи публичными образованиями, обладают следующими признаками:

    1. организационное единство, характеризующее публичное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и др. нормативных актах;

    2. обособленное имущество проявляется в наличии права государственной собственности у РФ (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальной собственности у городских, сельских и др. муниципальных образований (ст. 214, 215 ГК);

    3. ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК);

    4. возможность выступления РФ, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 126 ГК).

    РФ, субъекты, муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений .

    Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (ст. 4 ГК), не применимы к РФ, субъектам муниципальных образований.

    Внутренние, присущие гражданско-правовому регулированию свойства равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении своей гражданской правосубъектности. Они не могут реализовать свои властные полномочия в отношениях с другими участниками гражданских правоотношений.

    Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

    2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

    В соответствии со ст. 125 ГК участие субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

    Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    На федеральном уровне от имени государства могут выступать в суде органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.

    Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

    Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    Случай и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований, т.е. должны опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность и доверенность соответствующего субъекта.

    Сфера участия государства, субъектов, муниципального образования определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом).

    Среди гражданско-правовых отношений - выделяются отношения собственности.

    РФ принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности муниципальной осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованием, является муниципальной собственностью.

    РФ, субъекты, муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений.

    От имени РФ действует Федеральное казначейство совместно с Центральным банком при размещении на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, а также Минфина, когда выпускает государственные займы.

    Государство гарантирует сохранность денежных средств, внесенных гражданами в виде вкладов в Сбербанк РФ.

    Выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты вправе органы местного самоуправления (ст. 42 Закона "Об общих началах местного самоуправления в РФ).

    Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам сырья, продукции и товаров для государственных нужд.

    Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для населения.

    Возможно участие и в иных договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота.

    Среди случаев участия в гражданских правоотношениях РФ, субъектов, муниципальных образований следует назвать:

      возмещение ими вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц (ст. 53 Конституция РФ, 16 ГК);

      возмещение государственного вреда, причиненного гражданами незаконным осуждением и другими действиями, предусмотренными ст. 1070 ГК;

      взыскание в доход государства имущества по некоторым недействительным сделкам (ст. 169, 179 ГК).

    РФ, субъекты, муниципальные образования могут быть наследниками по завещанию, а РФ при определенных условиях и наследником по закону (ст. 534, 552 ГК 1964 г.).

    РФ, субъекты, муниципальные образования становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специального поручения РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

    При этом в соответствии с Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. РФ, субъекты, муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11 Закона).

    От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей, также другие органы исполнительной власти. Так, получение иностранных кредитов РФ осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени РФ или правительства РФ.

    "

    Структура российского государства (государства) - это РФ, в состав которой входят субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа и муниципальные образования - городские, сельские поселения и т. д.

    Государство как субъект гражданских правоотношений имеет следующие признаки: организационное единство, обособленное имущество, ответственность по своим обязательствам, возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде. На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями.

    Государство осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др. От имени муниципальных образований право выступать предоставлено представительным органам местного самоуправления. От имени государства могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению государства. Сфера участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной.

    Особенности ответственности государства по своим обязательствам:

    • а) РФ, ее субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность, т. е. не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя;
    • б) государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если государство является собственником имущества, закрепленного за ними;
    • в) РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества;
    • г) РФ, ее субъекты и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков незаконными действиями своих органов;
    • д) объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены (нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления).

    Государство обладает судебным иммунитетом: ответственность в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов государства, отраженного в международном договоре. К государству применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или его особенностей.

    Особенности государства как субъекта гражданских правоотношений. Формы участия государства в имущественном обороте. Государство как собственник. Государство как субъект гражданско-правовых сделок. Государство как наследник. Гражданско-правовая ответственность государства.

    Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночных операций.

    Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений участвуют в них на равных началах с физическими и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК). Но названным субъектам гражданского права присущи особые свойства, которых нет у юридических лиц. Прежде всего, все они объединены единой территорией и составляют единую государственную систему – Российскую Федерацию, которая обладает политической властью и государственным суверенитетом, т. е. верховенством власти на всей своей территории и независимостью в международных отношениях. Одновременно каждый из них в этой единой системе структурно обособлен и выступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

    Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, будучи коллективными образованиями, обладают всеми признаками, необходимыми для такого рода субъектов гражданского права.

    Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей.

    Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

    Круг органов других государственных образований, представляющих их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать государственные органы, юридические лица и граждане. Осуществление некоторых гражданско-правовых операций государство возлагает на специализированные организации, прежде всего на банки. Такие представители получили наименование агентов государства.


    Какие же органы государственной власти и органы местного самоуправления могут, реализуя установленную для них компетенцию, действовать в сфере гражданского права от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований?

    На федеральном уровне от имени государства возможностью своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде обладают Президент, Правительство, министерства, ведомства и другие органы государственной власти. Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

    Так, Министерство экономического развития РФ в пределах своей компетенции осуществляет от имени Российской Федерации управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда выполнение указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов; закрепление находящегося в федеральной собственности имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений; предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, государственным учреждениям и казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, а другим организациям и гражданам – в аренду; принятие в установленном порядке решений о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении министерства учреждений; реализацию прав акционера (участника) акционерных обществ (хозяйственных обществ), акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности; передачу для продажи в установленном порядке объектов приватизации специализированному государственному учреждению, которому Правительством РФ предоставлены функции по продаже приватизируемого федерального имущества, и т.п. Среди органов государства, выступающих от его имени в гражданском обороте, важная роль принадлежит Федеральному казначейству РФ. Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, состоящую из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов в республиках, краях, городах и районах. Органы казначейства являются юридическими лицами, организуют, осуществляют и контролируют исполнение бюджета, управляют доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, обслуживают совместно с Центральным банком государственный внутренний и внешний долг РФ, организуют и осуществляют в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, и др.

    От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать президенты республик в составе РФ, губернаторы, правительства, министерства и ведомства, администрации и др. Среди органов местного самоуправления (их наименования устанавливаются в уставах муниципальных образований), выступающих в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени муниципальных образований, следует назвать городские, сельские, поселковые собрания народных представителей, исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

    Наряду с изложенным порядком участия государства, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях закон предусматривает и иной специальный правовой механизм такого участия. Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, нормативными актами федерального уровня и актами субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, выступление от имени государства, субъектов РФ и муниципальных образований в рассматриваемых случаях должно опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность, договор поручения и доверенность соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления

    Формы участия государства в имущественном обороте. Государственные образования участвуют в имущественном обороте в различных качествах: как собственник, как сторона в разного рода сделках, как наследник или получатель выморочного имущества. Государство может быть также носителем прав интеллектуальной собственности (авторских и патентных), когда это специально предусматривается законодательством.

    Сфера гражданско-правовых отношений, участниками которых являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, достаточно широка. Важнейшими среди них являются отношения собственности. Российской Федерации принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам РФ, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

    Как и любому иному собственнику, Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям принадлежат права владения, пользования и распоряжения их имуществом. Они могут осуществлять правомочия собственника как непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и опосредованно, создавая самостоятельные субъекты гражданского права – унитарные предприятия и учреждения с закреплением за ними имущества на вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. В последнем случае имущество остается в собственности публично-правового образования.

    Государство как собственник. Принадлежащие ему права собственности государство реализует прежде всего в рамках своих властных полномочий, принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые последствия. Эти акты определяют принадлежность собственности самой Российской Федерации, ее субъектам и муниципалитетам, устанавливают порядок приватизации государственного имущества, учреждают государственные унитарные предприятия и учреждения, на которые возлагается дальнейшее использование государственного имущества. От имени государства совершаются разовые акты распоряжения собственностью, в частности оказывается финансовая помощь при экстремальных ситуациях в отдельных регионах страны.

    Государство через свои органы ведет учет государственной собственности, а также включает в ее состав новое имущество, которое становится государственной собственностью в силу предусмотренных в законодательстве (ст. 235 ГК РФ) оснований: реквизиция, конфискация, изъятие недвижимого имущества, клады, бесхозное имущество и др.

    Названные правомочия осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Агентство является федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями в области приватизации и полномочиями собственника, в том числе правами акционера в сфере управления имуществом Российской Федерации. Государственной собственностью субъектов РФ распоряжаются их исполнительные органы, прежде всего правительства и губернаторы.

    Правомочия владения и пользования своей собственностью государственные образования осуществляют посредством юридического лица. В этих целях создаются государственные учреждения с различными задачами и унитарные предприятия, которые наделяются необходимым им государственным имуществом для его использования на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления.

    Государство как субъект гражданско-правовых сделок . Выступление государственных образований в качестве стороны гражданско-правовой сделки лишает их властных атрибутов и полностью переносит в сферу гражданского права, где стороны сделки равноправны и несут имущественную ответственность по своим обязательствам.

    Круг совершаемых государством сделок обширен. Это прежде всего государственные контракты на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд, когда в качестве заказчика выступает государственный орган, действующий от имени Российской Федерации или ее субъекта. Порядок заключения и исполнения таких договоров определен в ГК и более полно – в законах о выполнении таких закупок и работ.

    Другой распространенной категорией сделок являются кредитные сделки с участием государства, которое может быть кредитором (кредитующей стороной) или же, напротив, должником (заемщиком). Нормы о кредитных операциях государства имеются в ряде законов Российской Федерации и постановлений Правительства РФ. Бюджетный кодекс и годовые законы о бюджете Российской Федерации устанавливают пределы, в рамках которых допускается совершение таких сделок. Порядок предоставления крупных государственных кредитов обычно определяется специальными постановлениями Правительства РФ, возлагающими их реализацию на Министерство финансов Российской Федерации.

    В качестве заемщика государство выступает при выпуске государственных займов, облигаций и иных ценных бумаг. Изданы Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, которые устанавливают, что эмитентом займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, а генеральным агентом по их обслуживанию – Центральный банк РФ. Займы могут объявляться также субъектами РФ.

    Эмиссия и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг определяются Федеральным законом от 29 июля 1998 г., который допускает их выпуск как в отечественной, так и в иностранной валюте, и четко оговаривает, что они выпускаются от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования. Для обеспечения надежности таких ценных бумаг могут использоваться институты страхования, а также гарантии.

    От имени государственных образований заключаются соглашения о разделе продукции, которые дают субъектам предпринимательской деятельности право на возмездной основе и на определенный срок эксплуатировать крупные и перспективные месторождения нефти и газа. Ввиду общегосударственной значимости таких соглашений они являются предметом специального закона – Закона о соглашениях о разделе продукции. Особенность таких сделок состоит в том, что стороной в них является Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено предоставляемое для эксплуатации месторождение. Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты являются стороной при предоставлении концессий (ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях»).

    При совершении крупных по суммам и значению гражданско-правовых сделок, в частности кредитов, государство может выступать в качестве гаранта (поручителя) по обязательствам других субъектов гражданского права, о чем говорится в п. 6 ст. 126 ГК. За последние годы практика выдачи таких гарантий (поручительств) от имени Российской Федерации и ее субъектов стала весьма распространенной: они предоставляются для обеспечения разного рода обязательств, прежде всего при долгосрочном кредитовании на значительные суммы.

    Государство как наследник. Наследником государство может быть по завещанию, а при отсутствии наследников принимает имущество умершего как выморочное имущество. В первом случае действуют общие правила гражданского законодательства о наследовании по завещанию, и статус государства не имеет правовых особенностей. Во втором – действуют специальные правила ст. 1151 ГК о наследовании выморочного имущества и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета и использования такого имущества.

    Гражданско-правовая ответственность государства. Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ такую ответственность государства предусматривает, устанавливая в ст. 126 ГК РФ следующие основания:

    · Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев (об этом далее). Данное правило не распространяется на случаи выдачи государственными образованиями гарантий (поручительств) по обязательствам других лиц;

    · Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Это, согласно действующему законодательству, природные заповедники (п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ), лесной фонд (ст. 19 Лесного кодекса РФ), памятники культуры и некоторые другие виды имущества.

    Наряду с названными основаниями ответственности государственных образований в ГК и других законах определены конкретные случаи их ответственности. Они учитывают особенности договорной и внедоговорной ответственности, а также ответственности за незаконные административно-правовые акты, изданные государственными органами всех уровней.

    В ряде статей ГК предусмотрена субсидиарная ответственность государственных образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ), а также по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120) ГК РФ. Аналогичную ответственность несет государство в случае банкротства унитарных предприятий (п. 3 ст. 56 ГК РФ).

    Ответственность государства наступает в случаях принятия им на себя гарантий (поручительств) по обязательствам других субъектов гражданского права (п. 6 ст. 126 ГК РФ). Порядок предоставления таких гарантий определяется Бюджетным кодексом и специальными постановлениями Правительства РФ. Они указывают основания и пределы ответственности по выданной гарантии, которые могут быть и менее суммы обеспечиваемого гарантией денежного обязательства.

    Принципиальное значение имеет ст. 16 ГК РФ, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом или муниципальным образованием.

    Особая норма установлена в ст. 1070 ГК РФ в отношении ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностных лиц, однако если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьи должна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

    В тех случаях, когда к государству переходит имущество в порядке наследования (по завещанию или как выморочное), оно в пределах стоимости перешедшего к нему имущества отвечает по долгам наследодателя согласно общим правилам наследственного права (ст. 1175, п. 3 ст. 1151 ГК РФ).

    Говоря о гражданско-правовой ответственности государства за причиненные убытки, необходимо иметь в виду, что она наступает при наличии общих оснований ответственности, установленных ГК. Это означает, что размер убытков и наличие причинной связи с действиями государства (его органов) должны быть доказаны заявителем требования, а государство в лице представляющего его органа может ссылаться на отсутствие вины, если законом не предусмотрена его безвиновная ответственность (ст. 401 и ст. 1070 ГК РФ).

    Многие нормы действующего законодательства гласят, что при ответственности государства таковую несет его казна. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, ответчиком по такому требованию признается Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового либо иного уполномоченного органа. Это разъяснение имеет значение и для других установленных законом случаев ответственности государства.

    Государство является гарантом законности при осуществлении общественных отношений в сфере гражданского права, кроме того, оно, в лице федеральных органов государственной власти, должностных лиц и органов местного самоуправления является активным участником гражданских правоотношений. Государство - это особый субъект гражданского права. Как носитель политической власти, государство не является юридическим лицом, оно само определяет порядок и пределы осуществления принадлежащих ему гражданских прав и обязанностей.

    Государство реализует свою правосубъектность через систему государственных органов. От имени государства в гражданских правоотношениях участвуют органы управления государственным имуществом, финансовые и другие специальные, уполномоченные государством органы.

    Государство является субъектом государственной собственности. Большую часть своего имущества оно закрепляет за государственными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, а также за государственными учреждениями, организациями на праве оперативного управления.

    Государственные предприятия и учреждения действуют в гражданском обороте как самостоятельные субъекты от своего имени, а нет от имени государства.

    Государство, являющееся непосредственным субъектом государственного имущества, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

    Государство как субъект имущественных правоотношений, выступает через Министерство финансов (при выпуске государственных займов, переходе к государству бесхозного, конфискованного имущества и др.). Оно является субъектом патентного права при выдаче патентов и других охранных документов.

    Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

    К вышеуказанным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

    Выступление в гражданских правоотношениях на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами означает, что:

    правоотношение возникает на основе договора, а не властного предписания органа государственной или муниципальной власти;

    вопросы изменения, расторжения договора решаются по соглашению сторон, а не на основе одностороннего волеизъявления органа власти;



    возможные споры в связи с заключением, исполнением договора рассматриваются в судебном, а не в административном порядке;

    государство, муниципальное образование несет предусмотренную гражданским законодательством ответственность за нарушения обязательств, субъективных прав кредиторов, потерпевших;

    государство, муниципальные образования не имеют каких-либо преимуществ, привилегий по сравнению с другими субъектами гражданского права (по срокам исковой давности, возможности виндикации имущества и др.).

    Имущественной основой деятельности публично-правовых образований является государственная (федеральная и субъектов федерации) и муниципальная собственность (ст. ст. 214, 215 ГК).

    От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

    От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 ст. 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

    Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

    Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

    Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

    Российская Федерация вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица, а также указанные субъекты вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

    Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).

    54. Собственность и право собственности: соотношение понятий. Содержание и границы осуществления права собственности. Правоотношение собственности. Формы и виды собственности по российскому законодательству.

    Следует различать собственность и право собственности. Собственность - это отношение между различными субъектами гражданского права по поводу материальных предметов, имущества, вещей.

    Собственник имеет в отношении своего имущества следующие три права (правомочия):

    владения;

    пользования;

    распоряжения.

    Собственник пользуется вещью (владеет, пользуется и распоряжается ею) по своему усмотрению. При этом он может оставаться собственником вещи. Вообще собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, разумеется, если эти действия не нарушают права других лиц.

    Наряду с правами, предоставляемыми собственнику, закон возлагает на него определенные обязанности. К ним относится бремя содержания имущества (уплата налогов, ремонт некоторых видов имущества). Кроме того, собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения принадлежащего ему имущества.

    Право владения

    Право владения означает возможность физического обладания вещью, хозяйственного воздействия на вещь. При этом следует иметь ввиду, что кроме собственников законными владельцами вещей могут быть лица владеющие недвижимым имуществом по договору, например, в силу соглашения об аренде.

    Право пользования

    Право пользования есть право извлекать полезные свойства вещи путем ее эксплуатации, применения. В процессе использования имущество либо полностью потребляется, либо изнашивается (амортизируется). Право пользования тесно связано с правомочиями владения, поскольку по общему правилу, пользоваться имуществом, можно только владея им.

    Права владения и пользования могут принадлежать не только собственнику, но и другим лицам, получившим эти правомочия от собственника.

    Право распоряжения

    Право распоряжения понимается как право определять юридическую судьбу вещи (продать, подарить, передать в аренду).

    Право распоряжения реализуется только собственником или другими лицами, но только по его прямому указанию.

    Правом собственности обладают различные категории собственников: граждане и частные юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные организации, общественные организации, иностранные граждане и государства, международные организации.

    В зависимости от принадлежности имущества собственнику той или иной категории права собственника определяются законом шире или уже.

    Под пределами осуществления права собственности необходимо понимать те границы, которые нормативно установил законодатель на объем свободных действий по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника. Предусматриваются некоторые норматив­ные ограничения действий собственника, которые вводятся в интере­сах соблюдения прав, охраны здоровья и законных интересов других лиц, охраны окружающей среды, защиты нравственности, конституци­онного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1,п.2,Зст.209ГК).

    Законодатель не допускает экономической деятельности, направ­ленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ, п. 1 ст. 10 ГК).

    Объем имущества, который может принадлежать гражданину на праве собственности, количественно и по стоимости гражданским зако­нодательством прямо не ограничен (п. 2 ст. 213 ГК). Однако на этапе присвоения государственное регулирование количества имущества, которое может поступать в собственность гражданина, осуществляется средствами налогообложения. Действующим законодательством пред­усмотрено более 20 видов налогов, взимаемых с граждан.

    Правоотношение собственности сводится к тому, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, а на всех остальных лицах (несобственниках) лежит обязанность воздерживаться от вмешательства в дела собственника.

    Главное значение в правоотношениях собственности придается правомочиям собственника, т. е. его субъективному праву.

    Гражданский кодекс РФ выделяет следующие формы собственности, разрешенные законом:

    частную собственность;

    собственность юридических лиц;

    собственность общественных объединений и религиозных организаций;

    государственную и муниципальную собственность;

    собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств.

    Некоторые виды имущества не могут принадлежать отдельным категориям собственников.

    В собственности граждан и частных коммерческих юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных категорий имущества, которое по закону им не может принадлежать. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и частных коммерческих юридических лиц, не ограничиваются (за некоторыми редкими исключениями).

    Государственной собственностью в России считается имущество, принадлежащее Российской Федерации или субъектам Российской Федерации. Оно может находиться во владении и пользовании самих этих субъектов (и тогда оно составит государственную казну соответствующего субъекта) или быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями.

    Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, считается муниципальной собственностью. Оно также закрепляется во владение и пользование за муниципальными предприятиями и учреждениями или находится во владении и пользовании самого муниципального образования.

    Общественные и религиозные организации имеют право собственности на свое имущество. Они могут использовать его лишь для достижения целей, которые предусмотрены учредительными документами этих организаций.

    Государственное и муниципальное имущество может быть передано в собственность граждан и негосударственных юридических лиц (приватизировано) в порядке, предусмотренном законами о приватизации. При этом дополнительно применяются содержащиеся в ГК РФ правила о приобретении и прекращении права собственности.

    Формы собственности, существующие в РФ, подразделяются на следующие виды:

    • государственную федеральную – природные богатства, включенные в хозяйственный оборот, средства производства, информация – все то, что находится в ведении и распоряжении государства и под его ответственностью;
    • государственную региональную – все то же самое, переданное субъектам Федерации;
    • муниципальную собственность, находящуюся в ведении местных органов самоуправления;
    • частную;
    • общественных организаций.

    По численному признаку собственность делится на следующие виды:

    • индивидуальную (личная или частная);
    • групповую;
    • общественную.

    В настоящее время понятие содержание договора имеет два толкования: традиционное и нетрадиционное.

    К условиям относят: предмет, объект, цену договора, срок и место, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

    Условия могут быть определены сторонами, законом либо обычаями делового оборота.

    Виды условий договора:

    существенные – условия, по которым сторонам необходимо достичь соглашения (в противном случае договор будет считаться недействительным);

    обычные, не требующие согласования сторон;

    случайные – условия, не характерные для договора данного вида.

    Существенные условия:

    условия о предмете договора (предметом договора является то, на что направлен договор. Например, в договоре купли-продажи предметом договора будет продаваемая вещь);

    условия, названные в законе;

    условия, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по заявлению одной из них.

    Для каждого вида договора установлено свое сочетание существенных условий. Например, в договоре подряда к таким условиям относят: предмет, цену договора и срок сдачи предмета договора.

    Нетрадиционно толкуется понятие «содержание договора» в учебнике «Гражданское право», частях первой и второй под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. Этим понятием обозначают совокупность взаимных прав и обязанностей сторон в договоре. Тем самым приводится в соответствие терминология, применяемая относительно договора, с терминологией, применяемой относительно обязательств.

    Форма договора:

    договор может быть заключен в любой форме, установленной для сделок, если закон не установил определенной формы для данного вида договора;

    если стороны договорились заключить договор в определенной форме, соблюдение такой формы обязательно;

    договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, а также путем обмена документами;

    письменная форма договора считается соблюденной, если на письменное предложение заключить договор оферента акцептант совершил действия, предусмотренные договором;

    передача имущества, предусмотренного договором, должна оформляться с соблюдением той формы, что и договор;

    договоры могут быть зафиксированы на типовых бланках в целях сокращения времени их оформления;

    часть договоров, совершаемых в письменной или нотариальной форме, подлежит обязательной государственной регистрации (например, сделки по продаже недвижимости).

    Толкование договора - это уяснение его действительного смысла и содержания.

    Необходимость в толковании возникает из-за того, что нередко договорные положения (нормы) являются слишком общими, недостаточно определенными. Это затрудняет их реализацию в той или иной конкретной ситуации. К толкованию приходится прибегать и тогда, когда имеет место неопределенность, неясность или двусмысленность (или многозначность) слов, терминов и выражений либо несоответствие одних положений другим, их несогласованность. При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

    Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

    56. Стороны и участники обязательства. Третьи лица в обязательстве. Множественность лиц в обязательстве. Особенности долевых и солидарных обязательств.

    Сторонами обязательства являются кредитор и должник.

    Должник - лицо, которое обязано совершить в пользу другого лица или лиц (кредиторов) определённое действие или воздержаться от его выполнения.

    Кредитор - лицо, в пользу которого исполняется обязательство.

    Отношения между сторонами обязательства и третьими лицами регулируются гражданским законодательством.

    В качестве одной из сторон обязательства может выступать одно или несколько лиц. Обязательство не создаёт обязанностей для лиц, не участвующих в нём в качестве сторон, то есть для третьих лиц, однако в случаях, предусмотренных законом, соглашением сторон или какими-либо иными правовыми актами, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства. С основными субъектами обязательства (с кредитором или с должником либо с обоими одновременно) могут быть связаны правоотношениями третьи лица, обычно не являющиеся в этом обязательстве ни должниками, ни кредиторами. Обязательства с участием третьих лиц составляют особую разновидность обязательств с точки зрения их субъектного состава.

    К ним относятся:

    · регрессные обязательства (по переложению исполненного долга на третье лицо);

    · обязательства в пользу третьего лица (а не кредитора);

    · обязательства, исполняемые (за должников) третьими лицами.

    В обязательстве помимо должника и кредитора могут участвовать и иные субъекты - третьи лица. Так, по общему правилу должник может возложить исполнение обязательства на третье лицо, и кредитор обязан принять такое исполнение. Существуют обязательства в пользу третьих лиц (например, банковский вклад в пользу третьего лица).

    Обязательство не может создавать обязанности для третьих лиц.

    Указание на то, что в обязательстве участвуют, как правило, две стороны, не означает, что участниками обязательства во всех случаях являются непременно два лица. Существуют обязательства с множественностью лиц (три и более участников).

    Множественность может быть на стороне кредитора (активная множественность) и на стороне должника (пассивная множественность). Бывает и смешанная множественность (в обязательстве несколько кредиторов (множественность на стороне кредитора) и несколько должников (множественность на стороне должника).

    При множественности лиц обязательство может быть долевым или солидарным.

    В долевом обязательстве каждый кредитор вправе требовать исполнения обязательства в определенной доле, а каждый должник обязан исполнять обязательство в определенной доле. Доли предполагаются равными, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или условий обязательства.

    Обязательства с множественностью лиц по общему правилу являются долевыми.

    Суть солидарного обязательства состоит в том, что до тех пор, пока обязательство полностью не исполнено, любой из солидарных должников считается обязанным его исполнить; любой из солидарных кредиторов вправе требовать исполнения.

    Солидарные обязательства возникают, если это

    Предусмотрено договором;

    Установлено законом (при неделимости предмета обязательства, при совместном причинении вреда и т.д.).

    Если имеется в виду солидарное обязательство с пассивной множественностью, то в законе говорится о солидарной обязанности или ответственности (ст. 322-325). Когда речь идет о солидарном обязательстве с активной множественностью - о солидарном требовании.

    Кредитор вправе требовать исполнения солидарной обязанности как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Исполнение обязательства одним из должников в полном объеме прекращает обязательство перед кредитором. Одновременно возникает обязательство между этим должником и его содолжниками.

    Должник, исполнивший обязательство, становится кредитором. Такое обязательство, как уже говорилось, именуется регрессным. В силу регрессного обязательства одно лицо, выполнившее обязанность за другое, имеет право требовать от этого лица возмещения понесенных затрат. В данном случае существо регрессного обязательства состоит в следующем: должник, исполнивший обязательство, имеет право требовать исполненного от остальных должников (содолжников) в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого. Иное может вытекать из отношений между содолжниками. Неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на остальных содолжников, в том числе на того, который исполнил основное обязательство. Иное может следовать из отношений между содолжниками.

    При солидарности требования должник может исполнить обязательство любому из сокредиторов. Если это не происходит, то любой из солидарных кредиторов вправе предъявить к должнику требование в полном объеме. Исполнение обязательства одному из кредиторов влечет прекращение обязательства. Одновременно возникает обязательство между кредитором, получившим исполнение, и другими кредиторами. Кредитор, получивший исполнение, становится должником. Он должен возместить причитающееся другим кредиторам в равных долях, если иное не вытекает из отношений между ними.

    При пассивной множественности лиц существуют также субсидиарные обязательства. Такие обязательства могут возникнуть лишь в связи с привлечением должника к ответственности и существованием кроме основного должника, привлекаемого к ответственности, дополнительного (субсидиарного) должника. Существо субсидиарного обязательства в том, что прежде чем предъявлять требование субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. И только если основной должник не исполняет обязательство, требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

    57. Удержание и задаток как способы обеспечения обязательств.

    Удержа́ние - один из видов обеспечения обязательств, состоящий в том, что кредитор должника правомерно удерживает у себя ту вещь, которая принадлежитдолжнику или подлежит передаче третьему лицу по указанию должника, пока и поскольку в срок не исполнено должником кредиторское требование кредитора по оплате такой вещи или издержек, связанных с этой вещью и других убытков. Согласно специальному правилу ГК РФ обращение взыскания на такую вещь производится так же, как если бы она находилось в залоге. Именно из-за последнего свойства удержание должно быть отнесено к обеспечениям обязательств.

    Как видно из самого определения удержания оно не требует никакого специального соглашения или документального оформления. Поведение кредитора, который удерживает у себя имущество, пассивно, а его право по отношению к должнику в данном случае состоит в том, что он вправе отказываться как передать имущество как должнику, так и третьему лицу по указанию должника.

    Кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

    Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели.

    Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь, несмотря на то, что после того, как эта вещь поступила во владение кредитора, права на нее приобретены третьим лицом.

    Требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом.

    Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

    Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.

    В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного пунктом 2 настоящей статьи, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.

    Последствия прекращения и неисполнения обязательства, обеспеченного задатком

    При прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения задаток должен быть возвращен.

    Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

    Сверх того, сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если в договоре не предусмотрено иное.

    58. Условия действительности сделок. Понятие и правовая природа недействительности сделки. Полная и частичная недействительность сделки. Последствия недействительности сделки. Условия действительности сделки вытекают из её определения как правомерного юридического действия субъектов гражданского права, порождающего тот правовой результат, к которому они стремились. То есть чтобы обладать качеством действительности сделка в целом не должна противоречить закону. Законность содержания сделки. Под содержанием сделки понимается совокупность всех составляющих сделку условий, порождающая определенный правовой результат. Законность содержания означает соответствие условий сделки требованиям законодательства. они не должны противоречить основам правопорядка и нравственности и в целом - общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости.

    Способность сторон к совершению сделки. способность лица к совершению сделки нельзя сводить лишь к вопросу его правосубъектности - она шире и заключается также в легитимности действий участника сделки, то есть предполагает наличие у него права распоряжения имуществом, являющимся предметом сделки.

    Если сделку совершает от имени государства государственный орган, то его способность к участию в сделке означает наличие необходимой для этого компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа.

    Воля и волеизъявление участника сделки

    Действительность сделки предполагает совпадение воли и волеизъявления участника. Несоответствие между действительными желаниями, намерениями лица и их выражением вовне может служить основанием признания сделки недействительной. Воля должна быть сформирована свободно. Лицо должно иметь четкие представление о существе сделки или её отдельных элементах и отражать действительные желания и устремления. Таким образом, необходимым является отсутствие факторов, искажающих это представление (заблуждение, обман), либо создающих видимость внутренней воли при её отсутствии (угроза, насилие), в противном случае будет иметь место так называемая упречная (дефектная) воля, или сделка с пороком воли.

    Соблюдение формы сделки

    Сделка должна совершаться в предусмотренной законом и соглашением сторон форме. Несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность сделки только в случаях, специально указанных в законе. Несоблюдение же требуемой законом нотариальной формы, а в ряде случаев - требований закона о государственной регистрации сделки влечет её недействительность.

    Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

    Недействительность сделки означает, что действие, совершённое в виде сделки, не обладает качествами юридического факта, способного породить те правовые последствия, к наступлению которых направлена воля сторон. Такая сделка является неправомерным юридическим действием и не влечет установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, кроме тех, которые связаны с её недействительностью.

    По общему правилу, недействительной признаётся любая сделка, не соответствующая требованиям законодательства. Данное правило применяется во всех случаях, когда сделка, совершённая с нарушением требований закона, не попадает под действие специальных норм, закрепляющих особые основания признания сделок недействительными.

    Признание сделок недействительными влечет за собой аннулирование прав и обязанностей, реализация которых привела бы к нарушению закона. Поэтому сделка, признанная недействительной, недействительна с момента её совершения. Однако, если из содержания сделки вытекает, что она может быть прекращена лишь на будущее время, то действие сделки, признанной недействительной, прекращается на будущее время.

    Закон предусматривает возможность признания недействительности лишь части сделки при сохранении действительными остальных её частей. Недействительной может быть признана лишь часть сделки, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной её части. Для многосторонней сделки (договора) такое предположение правомерно, если она отвечает следующим критериям:

    1. Объективный критерий - предполагает, что отсутствие части сделки не препятствует признанию сделки, совершенной в остальной её части. Иначе говоря, такая часть сделки не должна относиться к числу её существенных условий, так как для заключения договора необходимо достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям. В противном случае, при отсутствии соглашения хотя бы по одному из них, договор признаётся незаключённым.

    2. Субъективный критерий - означает, что стороны в момент совершения сделки были бы согласны совершить её и без включения недействительной части. Для односторонней сделки достаточно субъективного критерия.

    Закон устанавливает различные правовые последствия частично или полностью исполненных недействительных сделок, при этом правовые последствия дифференцируются в зависимости от оснований недействительности сделки.

    Если сделка, совершенная с нарушением требования закона, не исполнялась, она просто аннулируется. Если же признанная недействительной сделка полностью или частично исполнена, возникает вопрос об имущественных последствиях ее недействительности. Различают основные и дополнительные последствия.

    Дополнительные последствия недействительности сделки представляют собой форму гражданско-правовой ответственности, а именно - обязанность виновной стороны возместить реальный ущерб, понесенный другой стороной.

    Основные последствия недействительности сделки связаны с определением правовой судьбы полученного сторонами по сделке. Главным имущественным последствием недействительности сделки является реституция (от лат. restituere - восстанавливать, возмещать, возвращать) - возвращение всего полученного по исполненной сделке. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Если действие сделки прекращается на будущее время, то полученное по сделке остается у сторон, но дальнейшему исполнению она не подлежит.

    [править]Механизм реституции

    В нормативной конструкции реституции предусмотрено несколько механизмов реализации прав и обязанностей сторон недействительной сделки по возврату имущества, служившего предметом её исполнения.

    1. В зависимости от правового режима имущества:

    Механизм возврата индивидуально-определенных вещей (реституция владения).

    Механизм возврата вещей, определённых родовыми признаками, а также денег и ценных бумаг на предъявителя, и осуществления денежной компенсации при невозможности возврата полученного в натуре, в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге (компенсационная реституция).

    2. В зависимости от наличия умышленной вины:

    Механизм возврата в первоначальное имущественное положение обеих сторон (двусторонняя реституция).

    Механизм возврата в первоначальное имущественное положение одной стороны (односторонняя реституция).

    Недопущение реституцииа) Если обе стороны действовали умышленно и обе исполнили сделку, всё исполненное ими взыскивается в доход государства.

    б) Если обе стороны действовали умышленно, но сделку исполнила только одна из них, в доход государства взыскивается всё, что было получено по сделке, и то, что получившая исполнение сторона должна была передать другой стороне с целью исполнения.

    в) Если умышленно действовала только одна сторона, всё полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне (односторонняя реституция), полученное же другой стороной или причитающееся ей по сделке от виновной стороны взыскивается в доход государства.

    59. Форма и государственная регистрация сделок.

    Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

    Форма сделки - внешнее выражение волеизъявления её участников.

    Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

    Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

    Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

    Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

    Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении.

    Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по соглашению сторон совершаться устно.

    Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Сделки, совершаемые в простой письменной форме.

    1. Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

    1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

    2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.

    Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

    В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.

    Несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность сделки.

    Нотариальное удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе, удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие.

    Государственная регистрация сделок

    Государственная регистрация сделки является средством обеспечения публичной достоверности сведений о существовании или отсутствии сделки, гражданско-правовые последствия которой наступают только после осуществления государственной регистрации. То есть если закон связывает действительность сделки с необходимостью ее государственной регистрации, то сама по себе сделка, даже будучи совершенной в надлежащей форме, никаких гражданско-правовых последствий не порождает.

    Сделки подлежат государственной регистрации:

    а) если объектом сделки выступает недвижимое имущество;

    б) если объектом сделки выступают отдельные виды движимого имущество (например, музейные предметы и музейные коллекции);

    в) в иных случаях, установленных законом (например, лицензионный договор). Последствием несоблюдения требования о государственной регистрации является ничтожность сделки

    Последствия несоблюдения нотариальной формы сделки и требования о ее регистрации - влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

    В юридической литературе общепризнано, что одним из субъектов гражданско-правовых отношений является государство – важнейший субъект конституционно–правовых отношений.
    Актуальность исследования вытекает из особенностей государства, как властного института, по сравнению с другими субъектами гражданского права Российской Федерации в возможностях осуществления гражданских правоотношений.

    ВВЕДЕНИЕ 3

    Глава 1. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 5

    1.1. Понятие гражданской правосубъектности государства 5
    1.2. Содержание и определение характера гражданской правосубъектности государства 7
    1.3. Понятие гражданкой дееспособности государства и ее реализация 12

    Глава 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 18
    2.1. Опосредованное участие государства в гражданских правоотношениях 18
    2.2. Неопосредованное участие государства в гражданских
    правоотношениях 20

    ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА 24

    3.1. Государство как субъект ответственности 24
    3.2. Специфика имущественной ответственности государства в
    современных условиях 26
    3.3. Субсидиарная ответственность государства по обязательствам
    созданных им лиц 31

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 36

    Файлы: 1 файл

    Участие государства в гражданских правоотношениях обусловлено, прежде всего, необходимостью реализации публичных задач, стоящих перед ним, и это, естественно, не может не отражаться на его гражданской правоспособности. Поэтому ГК РФ, провозглашая в п.1 ст.125 равенство государства с иными участниками гражданских правоотношений, в следующем пункте делает оговорку о том, что нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются по отношению к государству в том случае, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из особенности данного субъекта.

    Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, очень часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичные интересы, за которыми стоит все общество в целом, а с другой - подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что часто приводит к конфликту указанных интересов.

    Данная проблема в наибольшей степени проявляется, когда государство не в состоянии исполнить надлежащим образом принятые на себя обязательства гражданско-правового характера и возникает необходимость применения различных мер принуждения, связанных с обращением взыскания на денежные средства или на какое-либо иное государственное имущество. Применение подобных гражданско-правовых мер в отношении государства всегда связано с вторжением в одну из сфер публичных отношений - бюджетную.

    До недавнего времени была проблема с применением норм ГК РФ и отсутствие возможности обратить взыскания на денежные средства бюджета или на какое-либо иное государственное имущество по причине отсутствия соответствующих норм в публичном праве.

    На преодоление конкуренции публично-правовых и гражданско-правовых норм в этом вопросе существенно отразилось принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, который упорядочил процесс принятия и учет государством обязательств, по которым предполагаются расходы соответствующего бюджета, а также ввел такое понятие, как иммунитет бюджета. Последний представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства возможно только на основании судебного акта, предусматривающего:

    1) возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

    2) возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания органами государственной власти или органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному правовому акту.

    Вопрос о гражданско-правовой ответственности остается дискуссионным среди наших правоведов. Не раскрывая сути разных точек зрения в данной полемике, хотелось бы остановиться только на одной из них, высказанной А. Е. Сухановым: гражданско-правовая ответственность - одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.

    Далее рассмотрим возможность и специфику такой меры государственного принуждения, как принуждение к исполнению принятого обязательства. (По мнению С. Н. Братуся, мера государственного или общественного принуждения к исполнению принятой на себя обязанности в натуре также является одной из форм ответственности.)

    Ясно, что в случае, когда государство оказывается на месте правонарушителя, оно вынуждено выступать как бы против себя. Очевидно, что меры принуждения должны быть применены не просто по отношению к государству, а направлены на конкретный государственный орган или иное лицо, уполномоченное выступать от его имени. Это вытекает из особой формы представительства государства в гражданском обороте, характеризующейся множественностью лиц, выступающих от его имени.

    Складывается такая ситуация, не свойственная гражданско-правовому институту представительства, когда один из субъектов гражданского права (государство) в силу ряда причин признается правонарушителем, а лицо, чьи права нарушены, не может напрямую обратиться к данному субъекту, и вынуждено искать уполномоченного представителя (соответствующий орган или лицо), чтобы к нему предъявить соответствующие требования.

    Прямое указание на то, что именно финансовые органы выступают в суде от имени казны, содержится только в ст.1071 ГК РФ, отнесенной к главе, регулирующей обязательства вследствие причинения вреда.

    Участие данного органа предусматривается п.10 ст.158 БК РФ. Но здесь мы опять видим, что, во-первых, на потенциального истца возлагается обязанность определить, какой орган государственной власти является главным распорядителем.

    Во-вторых, указанная статья говорит о том, что выплаты по исполнительным листам производятся за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств бюджета. А это означает не безусловную ответственность государства по вышеназванным исковым требованиям, а ответственность конкретного органа исполнительной власти, обусловленную выделением ему необходимых средств на указанные цели.

    Ввиду сложности правильного определения органа, который может выступить в качестве ответчика и реально возместить убытки, возникла потребность в разъяснении, которое было дано в постановлении. Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

    В частности, в п.12 указанного постановления говорится, что «ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (ст.16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа».

    Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.

    По мнению Е. А. Суханова, «это разъяснение сделано применительно к требованиям о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий или бездействия государственных или муниципальных органов (ст.16 ГК), поскольку и здесь ответчиками выступают не сами эти органы, а соответствующие публично-правовые образования, а потому имеет общее значение для случаев имущественной ответственности последних».

    § 3.3. Субсидиарная ответственность государства по обязательствам созданных им лиц

    При опосредованном участии государства в гражданском обороте через специально созданных для этих целей юридических лиц, появляется необходимость создать юридическую конструкцию, которая позволила бы защитить интересы возможных кредиторов. В этой связи ГК РФ предусматривает субсидиарную ответственность государства, по долгам созданных им лиц.

    Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, согласно п.5 ст.113 ГК РФ, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам в гражданском обороте. Субсидиарная ответственность собственника имущества (государства) наступает только в случае недостаточности имущества у данного предприятия при его банкротстве. При этом возникает нетипичная для других юридических лиц ситуация. С одной стороны, согласно п.2 ст.295 ГК РФ, предприятие не вправе каким-либо способом распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом, а с другой, согласно п.5 ст.113 ГК РФ, оно отвечает по своим обязательствам всем находящимся в его распоряжении имуществом.

    С учетом того, что право собственности на имущество принадлежит государству, получается, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, являясь самостоятельным субъектом права, расплачивается по своим обязательствам имуществом, принадлежащим иному самостоятельному субъекту.

    Иначе обстоит дело с унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Здесь, согласно п.5 ст.115 ГК РФ, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

    Для наступления субсидиарной ответственности государства по обязательствам учреждения также необходимо дополнительное условие, но, в отличие от казенного предприятия, где оно связано с недостаточностью имущества, данное условие заключается в недостаточности денежных средств. Это единственное условие, предусмотренное ГК РФ.

    При рассмотрении вопроса о субсидиарной ответственности государства необходимо учитывать и специфику плюралистической модели участия государства в гражданских правоотношениях.

    Законодатель в ст.113, 114, 115, 120 ГК РФ, говоря об ответственности

    государства по обязательствам созданных им лиц, использует понятие «собственник», а в случае с федеральным казенным предприятием указывает конкретно - Российская Федерация.

    Возникает вопрос, кто должен нести ответственность: непосредственно государство как особый субъект права, выступающий как собственник и учредитель в корпоративных отношениях через уполномоченных им лиц, либо те лица, которые осуществляют полномочия собственника и учредителя. От ответа на данный вопрос зависит очень многое в защите интересов кредиторов государственных предприятий и учреждений. Исходя из общего смысла представительства ответственность по долгам государственных предприятий и учреждений должны нести не представители, а представляемое лицо, то есть государство, а это значит, что источником для покрытия указанных долгов является все нераспределенное имущество - государственная казна.

    Е. А. Суханов так высказывается по этому вопросу: «...следует ясно представлять, что в роли собственника-учредителя здесь выступают не органы государственной власти (ибо в гражданско-правовых отношениях они сами являются учреждениями-несобственниками) , а соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п.1 ст.214 и п.1 ст.215 ГК). Следовательно, именно об их ответственности идет речь. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п.1 и 2 ст.125, п.3 ст.214, п.2 ст.215 ГК). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз. 1 п.1 ст.126, абз.2 п.4 ст.214, абз.2 п.3 ст.215 ГК)».

    В последнее время к субсидиарной ответственности все чаще привлекаются государственные органы, являющиеся учредителями соответствующих учреждений. Определенную роль в этом сыграл новый БК РФ, в п.10 ст.158 которого указано, что выплаты по исполнительным листам при удовлетворении подобного рода исковых требований производятся за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств бюджета, которые и должны выступать в суде от имени казны.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Достаточно сложно охватить объемом курсовой работы все аспекты свойств государства, как субъекта гражданского права. Однако, мною были сделаны попытки отметить все основные моменты, характеризующие и классифицирующие Российскую Федерацию-участницу гражданских правоотношений.

    В процессе работы над темой курсовой мной были сделаны следующие выводы и обобщения, согласно структуре работы.

    1. Субъект гражданских прав – это любое лицо, поведение которого регулируется нормами гражданского законодательства. Субъектами гражданских правоотношений выступают его участники.

    Участниками гражданских прав выступают физические лица, юридические лица и государство. В гражданском праве РФ государство традиционно не считается юридическим лицом, а относится к особому виду субъектов гражданского права.

    Государство обладает всеми признаками необходимыми для субъектов гражданского права. Обособление имущества проявляется в наличии права государственной собственности. Прежде всего, это имущество, входящее в состав государственной казны - Государственного бюджета. Кроме того, государство самостоятельно выступает в гражданском обороте через свои органы.

    Государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их у частиками – гражданами и юридическими лицами (п.1 ст.124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам).

    2. Государство действует в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений, для этого государство может создавать юридические лица публичного права (государственные предприятия, учебные заведения и т.п.) государство может создавать юридические лица частного права (предпринимательские общества и т.п.). Таким образом, участие государства в гражданских правоотношениях происходит через определенные правовые формы. К числу таких форм в первую очередь следует отнести юридические лица частного и публичного права.