Группа государств против коррупции греко greco. Взаимодействие с группой государств против коррупции (греко). Что значат эти оценки

Корру́пция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам

Коррупция - одно из самых распространенных и коварных зол. По некоторым предположениям, годовая сумма коррупционных сделок достигает сотен миллиардов евро.

Подход Совета Европы к борьбе с коррупцией имеет три взаимоувязанных аспекта: разработка общевропейских норм и стандартов, контроль за их соблюдением, а также предоставление технического содействия и реализация программ адресной помощи странам и регионам.

Совет Европы разработал несколько международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, их проведение в жизнь было поручено Группе государств по борьбюе с коррупцией - ГРЕКО.

ГРЕКО помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет собой форум для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции.

Состоять в ГРЕКО могут не только государства-члены Совета Европы, и постоянный рост числа участников - лишнее доказательство ее успеха. В настоящее время в группе 48 членов: 47 государств Европы и Соединенные Штаты Америки.

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (англ. Group of States Against Corruption, GRECO ) - международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году. Основной целью организации является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам. Группа помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры. ГРЕКО предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции.

Группа состоит из 49 государств. Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой, однако, в настоящее время единственным не европейским государством в составе группы являются США.

Задача ГРЕКО – усовершенствовать работу по борьбе с коррупцией на национальном уровне с помощью мониторинга соблюдения стандартов Совета Европы в этой области. Страны, входящие в ГРЕКО, прибегают к многосторонней оценке ситуации и могут оказывать давление на национальные органы борьбы в этой сфере. Работа группы позволяет определять недостатки анти-коррупционной политики и стимулировать развитие законодательных, административных и исполнительных систем.


Работа ГРЕКО ведется согласно уставу и одобренным процедурным правилам. Каждая из стран назначает до двух представителей для работы в группе, которые участвуют в пленарных заседаниях и имеют право голоса. Каждая страна также предлагает ГРЕКО список экспертов, которые допускаются к работе по оценке ситуации. Другие структуры Совета Европы, как, например, ПАСЕ, также могут назначать своих представителей. Статус наблюдателя при ГРЕКО получили Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация Объединенных Наций, которую в ГРЕКО представляет Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). ГРЕКО избирает Президента, вице-президента и членов Бюро, которые принимают непосредственное участие в разработке рабочей программы группы и наблюдением за исполнением процедур оценки.

В Уставной комитет ГРЕКО входят представители Советов Министром каждой из стран в составе группы, а также спец.представители от других государств. Этот комитет отвечает за принятие рабочего бюджета группы и уполномочен делать публичные заявления, если находит, что одна из стран-участниц недостаточно серьезно относится к рекомендациям ГРЕКО.

Устав ГРЕКО определяет типичную процедуру для работы, которая может быть применена в измененном виде к различным правовым инструментам, подлежащим пересмотру.

Секретариат группы ГРЕКО расположен в Страсбурге , им руководит Исполнительный секретарь, которого назначает Генсек Совета Европы.

Группа ГРЕКО
Группа стран по борьбе с коррупцией

Участники (расширенное частичное соглашение)
Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, «Бывшая югославская республика Македония», Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония
Группа ГРЕКО сотрудничает с ООН, с Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а также с другими международными и неправительственными организациями

Задачи

  • усовершенствовать методы борьбы с коррупцией в странах, вступивших в данную организацию
  • создать базу для обмена позитивным опытом в области предотвращения и выявления случаев коррупции

Группа государств против коррупции (ГРЕКО) Совета Европы в октябре 2017 года приняла оценочный доклад в отношении России по теме "Предупреждение коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров". Сегодня Генпрокуратура опубликовала этот документ на своем официальном сайте.

ГРЕКО оценила уровень коррупции в России в четвертый раз с 2007 года - именно тогда страна присоединилась к организации. В сравнении с предыдущими оценками Россия показала прогресс в борьбе с коррупцией - например, разрабатываются национальные планы противодействия коррупции, была улучшена система декларирования доходов, повышаются осведомленность и ожидания по вопросу противодействия коррупции среди населения.

Однако ситуация все еще далека от идеала. Особое внимание составители доклада обращают на излишне широкий круг лиц, которые пользуются иммунитетом от судебного преследования. Например, к судьям, депутатам и сенаторам применяется особый порядок уголовного преследования. В организации считают, что Россия должна максимально ограничить иммунитет судей защитой от давления и вмешательства в их волеизъявление.

Необходимо определить объективные критерии, которыми следует руководствоваться при применении требований к честности в процессе отбора, назначения и продвижения судей, и сделать их доступными для общественности.

Следует пересмотреть процесс подбора судей, чтобы лучшим образом сохранить разделение властей и независимость судебной власти от исполнительной, значительно усилив роль судебной власти в процессе отбора кандидатов на должности судей, ведущем к их назначению президентом.

Федеральным органам власти с привлечением органов власти субъектов следует искать пути повышения стабильности срока пребывания в должности мировых судей.

Необходимо возвратить в Кодекс судейской этики исключенные из него положения, связанные с беспристрастностью и честностью судей относительно близких родственников, заинтересованных в разбирательстве, действий, которые могли бы привести к конфликту интересов, личных отношений со сторонами процесса.

Нужно предоставить сторонам разбирательства, чье ходатайство об отводе судьи, принимающего решение по их делу и по такому ходатайству, было отклонено, возможность незамедлительного обжалования такого отказа без ущерба для проведения разбирательства в разумные сроки.

Следует разработать практическое руководство по вопросам сообщения судьями о подарках, полученных ими от третьих лиц, в том числе в натуральной форме.

Нужно повысить прозрачность декларирования доходов, расходов, интересов, имущества и обязательств судей в отношении источников доходов, в том числе от дополнительной деятельности, с надлежащим соблюдением конфиденциальности и безопасности самих судей и их родственников.

Необходимо ограничить иммунитет судей деятельностью, связанной с их участием в отправлении правосудия ("функциональный иммунитет") в максимально возможной степени.

Следует повысить эффективность начального и текущего обучения всех судей по вопросам предупреждения коррупции, включающим применение Кодекса судейской этики, и сделать доступной мировым судьям систему обучения и консультирования по вопросам ожидаемого от них поведения, предотвращения конфликта интересов и т. д.

Впервые даже ведущие страны признали, что в России действительно крепко взялись за продажных чиновников.

В международном антикоррупционном рейтинге наша страна поднялась сразу на 10 позиций. В России сейчас уже осуждено почти 9,5 тысяч коррупционеров разного уровня. Первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман рассказал "Российской газете", как Россию приняли во влиятельную международную организацию - Группу государств против коррупции, и как там буквально под микроскопом оценивают работу наших правоохранителей, судей, чиновников и законодателей.

Александр Эмануилович, до недавнего времени казалось, что продажные чиновники совсем страх потеряли. В их среде пропало ли, наконец, чувство безнаказанности? Появилось ли у них ощущение опасности?


Александр Буксман: Усилия России против коррупции оценили. Фото:ИТАР-ТАСС

Александр Буксман: Не может не появиться. Об этом говорят даже цифры статистики. В минувшем году выявлено на 22,5 процента больше преступлений этой категории, чем в 2011 году (более 49 тысяч) и на 13 процентов больше установлено коррупционеров.

Кроме того, существенно увеличилось количество уголовных дел, которые были возбуждены по чиновникам, занимающим высокое должностное положение.

Среди самых заметных - уголовные дела о преступлениях, совершенных руководством "Оборонсервиса", "Главного управления обеспечения войск", "Росагролизинга", "Российских космических систем", работниками министерства регионального развития.

Всего за совершение коррупционных преступлений осуждено почти 9,5 тысяч человек, из них около 900 - должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. В том числе 244 главы муниципальных образований и местных администраций, а также 1159 должностных лиц правоохранительных органов, двое судей, три депутата представительных органов в регионах, 111 депутатов органов местного самоуправления.

Деятельность органов прокуратуры против коррупции также активизировалась. В 2012 году прокурорами выявлено почти 350 тысяч нарушений законов, что на 12 процентов больше, чем в 2011 году. В следственные органы прокурорами в порядке ст. 37 УПК направлено более 5,4 тысячи материалов о нарушении уголовного закона, по которым возбуждено свыше 4,5 тысячи уголовных дел, что также существенно больше, чем годом раньше.

Общественное мнение замечает все эти тысячи уголовных дел, или по-прежнему считается, что с коррупцией у нас борются только на бумаге?

Александр Буксман: Не резко и не в один день, но оценка россиян продолжительных и последовательно принимаемых мер по противодействию коррупции начала меняться в лучшую сторону. Например, согласно опросам ВЦИОМа, стало реже поддерживаться мнение о непобедимости коррупции: в 2004 году - 64 процента, в 2012 году - 50 процентов. При этом становится больше тех, кто верит в возможность преодолеть коррупцию - с 30 до 44 процентов.

Результаты борьбы с коррупцией становятся все более заметными для граждан: если в 2007 году их отмечали 36 процентов опрошенных, то сегодня - уже 45 процентов.

Россияне чаще стали отмечать и эффективность работы правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры (с 12 до 17 процентов), специальных комиссий (с 5 до 13 процентов). Одной из самых успешных признается деятельность СМИ (с 4 до 21 процента за восемь лет). Все меньше становится тех, кто считает, что успехов в борьбе с коррупцией не достигает никто (с 52 до 29 процентов за восемь лет).

Другой важной составляющей при оценке состояния борьбы с коррупцией в России является мнение международных организаций. Согласно индексу восприятия коррупции, формируемому Центром антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл, в 2012 году Россия поднялась сразу на 10 позиций, со 143-го до 133-е место, набрав 28 баллов.

А международное сообщество дает какие-то рекомендации и оценки? Ведь вы являетесь руководителем российской делегации в Группе государств против коррупции и знаете эту кухню изнутри. Есть польза от такого сотрудничества?

Александр Буксман: Эта организация, сокращенно именуемая ГРЕКО, была создана в 1999 году, для реализации международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Наиболее важными из таких документов являются Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (от 27.01.1999) и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 04.11.1999).

ГРЕКО помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет площадку для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции.

Для реализации названных целей ГРЕКО осуществляет мониторинг проводимых странами-участницами политик в сфере противодействия коррупции, в ходе которого дается оценка их соответствия антикоррупционным стандартам Совета Европы и высказываются рекомендации по устранению выявленных несоответствий и недостатков. Механизм работы ГРЕКО заключается в проведении самими странами-участницами взаимных экспертных оценок с осуществлением страновых визитов для предметного изучения ситуации с коррупцией в оцениваемой стране и особенностей системы организации противодействия ей.

Работа ГРЕКО разбита на тематические циклы или так называемые раунды оценки. В рамках каждого из них исследуется определенный блок вопросов.

Изначально в ГРЕКО входило 17 государств-участников Совета Европы. В настоящее время их уже 49 (48 государств Европы и США). Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в 2006 году. В ГРЕКО наша страна вступила в начале 2007 года, то есть уже после того, как первый и второй раунды оценки были завершены. Поэтому мы прошли объединенную процедуру оценки по темам как первого, так и второго раундов оценки.

- Что значат эти оценки?

Александр Буксман: Первый этап оценки - это изучение различных аспектов деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции. Оценивается независимость этих органов, их компетенция, достаточность обеспечения, эффективность работы. А также обоснованность и объем предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования.

В рамках второго раунда оценивались особенности национального законодательства и правоприменительной практики по выявлению, изъятию и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждению коррупции в системе государственного управления, ответственность юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах.

И, наконец, третий раунд посвящен уголовно-правовой политике государства - особенностям криминализации в национальном уголовном законодательстве конкретных видов коррупционных проявлений, а также прозрачности финансирования политических партий.

C 2012 года стартовал четвертый раунд оценки, в рамках которого анализируются существующие в странах-участницах ГРЕКО системы противодействия коррупции в парламенте, судейском сообществе и органах прокуратуры, однако в отношении России он будет проводиться не ранее 2014 года.

- Какие выводы по России уже сделаны?

Александр Буксман: После первых двух раундов оценки в адрес России ГРЕКО высказало 26 рекомендаций. Таким образом наша страна оказалась в непростом положении, когда в короткий срок - за 18 месяцев необходимо было принять меры по их реализации, в то время как большинству стран-членов ГРЕКО адресовалось не более 10-15 рекомендаций в рамках этих раундов.

При этом каждая из рекомендаций предполагала целую реформу в определенной области. Так, например, с учетом рекомендаций принята Национальная стратегия противодействия коррупции, неоднократно пересматривался и корректировался Национальный план противодействия коррупции, подготовлен Типовой кодекс поведения государственных служащих.

Чтобы представить масштабы проделанной работы, отмечу, что во исполнение рекомендаций Россией за довольно короткий срок принято около полутора десятка новых федеральных законов, еще в три с половиной десятка внесены изменения. Такие поправки были сделаны в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс. А чтобы реализовать эти законодательные новеллы, органами государственной власти принято более 750 нормативных правовых актов, в том числе 30 указов президента Российской Федерации.

- На какой стадии сейчас находится третий раунд оценки?

Александр Буксман: 3 раунд оценки ГРЕКО, касающийся вопросов криминализации преступных деяний и обеспечения прозрачности финансирования политических партий, был завершен в отношении России в 2012 году. В принятом на пленарном заседании ГРЕКО в марте прошлого года в докладе по итогам данного раунда в адрес России высказана в общей сложности 21 рекомендация. По числу и характеру высказанных рекомендаций, общим оценкам исследованных элементов российской системы противодействия коррупции доклад в целом сопоставим с аналогичными докладами, принятыми в отношении развитых европейских стран.

Высказанные рекомендации являются стандартными для ГРЕКО и иных международных организаций с антикоррупционной тематикой. В основном ими предлагается криминализировать торговлю влиянием, "предложение", "обещание" и "просьбу" о предоставлении неправомерного преимущества, подкуп членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, а также национальных и иностранных третейских судей, включить в предмет взятки и коммерческого подкупа неправомерные преимущества неимущественного характера, распространение уголовной ответственности за коммерческий подкуп не только на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, но и на рядовых сотрудников.

- Как европейские коллеги оценили антикоррупционную работу России?

Александр Буксман: На пленарном заседании ГРЕКО, которое прошло в Страсбурге в конце прошлого года, Россия успешно защитила итоговый отчет о выполнении рекомендаций по итогам первого и второго раундов оценки. В целом России засчитано полное выполнение 15 и частичное выполнение 11 рекомендаций, невыполненных не осталось. Это действительно хороший результат. Однако мы не намерены останавливаться на достигнутом прогрессе. Впереди нас ждет дальнейшая работа: отчет по третьему раунду оценки - по вопросам криминализации коррупционных деяний и обеспечения прозрачности финансирования политических партий и четвертый - по предупреждению коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров.

Как вообще выглядит Россия в Группе государств против коррупции на фоне других европейских стран? Не смотрят на нас предвзято?

Александр Буксман: Сегодня позиции России на международном антикоррупционном треке весьма сильны. Особенно на фоне ряда стран, признанных ГРЕКО "не выполняющими" ее рекомендации, прежде всего, в рамках третьего раунда оценки. К примеру, считается, что в таких странах, как Дания, Бельгия, Швеция и Германия уровень коррупции очень невысок. Вместе с тем эти страны нередко попадают в число нарушителей установленного порядка выполнения рекомендаций ГРЕКО.

Наконец, еще одним показателем эффективной работы российской делегации и возросшего авторитета России на международной арене стало избрание в декабре 2011 года в состав руководящего органа ГРЕКО - Бюро - российского представителя. Им стал заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Аслан Юсуфов. Кстати, по приглашению Генеральной прокуратуры России следующее заседание Бюро ГРЕКО состоится в Москве в мае этого года.

- ГРЕКО - это единственная подобная организация или есть и другие?

Александр Буксман: Как я уже говорил, ГРЕКО занимается оценкой европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.

Однако указанная конвенция - не единственный подобный международный документ в области противодействия коррупции. Не менее важное значение имеет, к примеру, Конвенция ООН против коррупции, принятая в Нью-Йорке 31 октября 2003 года и ратифицированная Россией в 2006 года.

В отношении данной Конвенции действует схожий оценочный механизм, который был запущен в 2009 года. Генеральная прокуратура России также является ответственным ведомством в рамках данного процесса.

- Конвенция ООН сильно отличается от антикоррупционного механизма Совета Европы?

Александр Буксман: Прежде всего необходимо отметить, что Россия с самого начала принимала активное участие в разработке как самой Конвенции, так и механизма оценки ее выполнения, в том числе специального программного обеспечения.

Первый цикл обзора рассчитан на пять лет и посвящен оценке выполнения государствами-участниками положений Конвенции, касающихся криминализации, правоохранительной деятельности и международного сотрудничества.

Сначала проводится "кабинетный обзор", который основывается на ответах на комплексный контрольный перечень вопросов для самооценки и на дополнительной информации, предоставленной государством, в отношении которого проводится обзор.

После получения результатов кабинетного обзора государством участником, в отношении которого проводится обзор, Секретариат организует телефонную конференцию или видеоконференцию для правительственных экспертов государств-участников, проводящих обзор (определяемых путем жеребьевки) и государства-участника, в отношении которого проводится обзор. В ходе конференции правительственные эксперты представляют свои части кабинетного обзора и разъясняют сделанные выводы.

По договоренности кабинетный обзор может быть дополнен другими средствами, такими как посещение страны или проведение совместной встречи в отделении ООН в Вене.

На заключительном этапе процесса обзора правительственные эксперты готовят проект странового доклада об обзоре и направляют его государству-участнику, в отношении которого проводится обзор. В докладе указываются успешные результаты и виды практики, а также определяются трудности и приводятся комментарии в отношении осуществления Конвенции.

Секретариат направляет проект странового доклада об обзоре государству, в отношении которого проводится обзор, для получения согласия. В случае несогласия проводится диалог между государством, в отношении которого проводится обзор и правительственными экспертами для достижения консенсуса в отношении окончательного варианта доклада. Затем готовится и согласовывается резюме доклада, содержащая краткие выводы по результатам проведенного обзора.

- На какой стадии сейчас этот механизм в отношении России?

Александр Буксман: В настоящее время правительственными экспертами обозревающих нас стран - это Украина и Эквадор, завершена подготовка итогового доклада об оценке выполнения Российской Федерацией глав III "Криминализация и правоохранительная деятельность" и IV "Международное сотрудничество" Конвенции ООН против коррупции, согласованы его краткое резюме и рекомендации.

Как показал анализ проведения оценок в рамках ооновского механизма в отношении других стран, процесс обзора России был одним из самых быстрых и качественных.

Нами проделана объемная работа, итогом которой стала подготовка подробного доклада по Российской Федерации.

Для участия в ней со стороны России была специально сформирована группа российских правительственных экспертов под руководством Генеральной прокуратуры, в которую вошли представители Администрации Президента, ФСБ, МВД, Минюста, МИДа и Росфинмониторинга. В работе над докладом принимали участие также эксперты Верховного Суда, Следственного комитета, Минфина и Минэкономразвития России.

В итоге подавляющее большинство норм Конвенции признаны реализованными в российском законодательстве, а высказанные рекомендации по совершенствованию российской системы противодействия коррупции не требуют существенных изменений законодательства и правоприменительной практики.

Сравнительное изучение уже подготовленных и распространенных ООН докладов по ряду европейских стран, в том числе участвующих в работе ГРЕКО, в частности, Швейцарии, Финляндии, США, показало, что высказанные в их адрес рекомендации больше по количеству и жестче по характеру предложенных мер, чем те, что высказаны в адрес России.

Это позволяет говорить о том, что подготовка российского доклада в рамках ооновского механизма ознаменовала значительные достижения России в области имплементации международных антикоррупционных стандартов за всю историю.

Для чего вообще России нужно участвовать в подобных оценочных механизмах? Нам разве недостаточно национального законодательства?

Александр Буксман: Во-первых, мы приводим свое национальное законодательство в соответствие с самыми высокими европейскими стандартами. Параллельно с законодательством совершенствуется и правоприменительная практика. Вместе они создают прочную и эффективную систему противодействия коррупции.

В конечном же счете вся эта работа влияет на положение России на международной арене. Причем, хотел бы подчеркнуть, не только в антикоррупционной области.

То, как у нас ведется борьба с коррупцией, интересует не только граждан нашей страны и различных экспертов, но и организации других стран, их бизнес-структуры. Международный рейтинг России напрямую влияет на ее инвестиционную привлекательность, от которой, в свою очередь, зависит эффективность рыночной экономики. А это уже наше с вами качество жизни. Именно поэтому вопросам борьбы с коррупцией, и в том числе на международной арене, придается столь важное значение.

- Как участие в подобных международных организациях может повлиять на уровень коррупции в нашей стране?

Александр Буксман: Конкретно их влияние определить невозможно, поскольку такое воздействие оказывается комплексно всей системой мер противодействия коррупции, в которой международное взаимодействие является лишь одним из звеньев.

Вместе с тем, результаты работы правоохранительных органов в 2012 году в целом свидетельствуют о положительных подвижках в области борьбы с коррупцией. Однако несмотря на все положительные тенденции, очевидна необходимость дальнейших шагов по противодействию коррупции. Поэтому работа в области международного антикоррупционного взаимодействия, включая участие в деятельности ГРЕКО, оценочном механизме Конвенции ООН против коррупции и других будет продолжена.

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) была образована в 1997 г. семнадцатью европейскими государствами с целью мониторинга соблюдения государствами-членами Совета Европы стандартов Совета Европы по борьбе с коррупцией. В настоящее время в ГРЕ- КО входят 49 государств, причём не только ев- ропейских: так, например, США тоже являются членом ГРЕКО.

Отличительными чертами работы ГРЕ- КО являются процедуры экспертной оценки и механизм реализации решений, который обеспечивает выполнение рекомендаций, данных в оценочных докладах. Процедуры экспертной оценки ГРЕКО проводятся в следующей последовательности:

‡ выбираются подлежащие оценке положения,

‡ составляется вопросник и рассылается государствам-членам,

‡ отбираются группы экспертов для проведения оценки,

‡ наносятся визиты в соответствующие страны,

‡ принимаются оценочные доклады (иногда после продолжительных обсуждений),

‡ 18 месяцев спустя проводится процедура про- верки реализации рекомендаций, и

‡ публикуются отчётные доклады.

Работа ГРЕКО началась в 1999 г. и включает в себя следующие этапы оценки:

На первом этапе (2000-2002 гг.) провдилась оценка независимости, профессионализма национальных организаций, занимающихся предупреждением коррупции и борьбой с нею, и имеющихся в их распоряжении средств. Оценивались также степень и объём иммунитета государственных должностных лиц от ареста, уголовного преследования и т.д.

На втором этапе оценки (2003-2006 гг.) рассматривались выявление, арест и конфискация коррупционных доходов, предупреждение и выявление коррупции в государственном управлении и предупреждение использования юридических лиц (компаний, фирм и т.п.) в качестве прикрытия для коррупции.

На третьем этапе оценки, начавшемся в январе 2007 г., исследуются два различных круга вопросов: соблюдение Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и соблюдение некоторых положений Рекомендации Совета Европы об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний (Rec(2003)4) и Руководящего принципа № 15 (GPC 15) при рассмотрении темы «прозрачность финансирования партий»

На четвёртом этапе оценки, начавшемся в январе 2012 г., рассматривается предупреждение коррупции в парламентах и судебном сообществе. Следует отметить, что ГРЕКО была очень близка к принятию решения о проведении мониторинга принимаемых государствами-членами мер по борьбе с коррупцией в частном секторе экономики, однако в конечном счёте было принято решение не рассматривать этот круг вопросов. Одной из главных причин принятия такогорешения было то, что Совет Европы просто ещё не в достаточной мере разработал те стандарты, которых следует придерживаться в сфере с коррупцией в частном секторе экономики. Точнее, из всех международно-правовых документов, принятых Советом Европы, лишь в двух затрагиваются вопросы коррупции в частном секторе экономики, а именно в следующих:

‡ Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173), статьями 7 и 8 которой устанавливается обязательное требование для государств-участников Конвенции запретить активный и пассивный подкуп в частном секторе экономики, а статьёй 18 - обязательное требование установить ответственность юридических лиц за коррупционные уголовные преступления;

— В октябре этого года стало известно, что принят отчет о выполнении Россией рекомендаций Группы государств против коррупции (GRECO) по итогам третьего раунда оценки.

Как руководитель российской делегации в GRECO, расскажите, во-первых, что такое GRECO, как она функционирует и что означает третий раунд оценки?

— Российская Федерация ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию в 2006 году, а с 1 февраля 2007 года вступила в GRECO.

Механизм работы GRECO состоит в проведении взаимных экспертных оценок с осуществлением визитов для предметного изучения ситуации с коррупцией в оцениваемой стране и особенностей системы организации противодействия ей. Группа помогает выявлять недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает меры законодательного, институционального и практического характера.

Работа GRECO поделена на тематические циклы или так называемые раунды оценки. В рамках каждого из них исследуется определенный блок вопросов, объединенных общей тематикой по наиболее важным аспектам антикоррупционной работы.

После присоединения России к GRECO в отношении нашей страны были проведены совмещенные первый и второй раунды оценки, в ходе которых исследовались различные аспекты деятельности специализированных органов, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции, обоснованность предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования, вопросы выявления и конфискации доходов, полученных от коррупции, и другие проблемы. Рассматриваемые раунды оценки успешно завершены Россией в 2012 году.

В настоящее время в отношении Российской Федерации завершается третий раунд оценки по темам «Криминализация преступных деяний» и «Прозрачность финансирования политических партий».

Кроме того, в текущем году в отношении России начато проведение четвертого раунда, посвященного предупреждению коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров.

— А как проводятся оценочные процедуры и какова роль Генеральной прокуратуры в деятельности этих процессов?

— Для проведения оценки конкретной страны по той или иной теме назначаются, как правило, два эксперта из других стран, помощь которым оказывается секретариатом GRECO. Эксперты-оценщики выбираются из заранее сформированных списков, кандидатуры для включения в которые предлагаются национальными делегациями в GRECO.

Каждое государство самостоятельно определяет ведомство, ответственное за участие в деятельности GRECO. В нашей стране таким ведомством определена Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Наши представители участвуют в работе всех пленарных заседаний, занимаются заполнением вопросников, принимают экспертов, которые проводят оценки, организуют работу по выполнению рекомендаций как самой Генеральной прокуратурой в пределах ее компетенции, так и иными государственными органами, в том числе , и другими.

Мы привлекали к этим процессам представителей общественности, в том числе такие НКО, как «Трансперенси Интернешнл», общественное движение «Голос».

Наша роль также заключается в обеспечении межведомственного взаимодействия по вопросам сотрудничества с GRECO. В этой связи под моим руководством функционирует созданная приказом генерального прокурора Российской Федерации межведомственная рабочая группа, включающая представителей , Верховного суда, ЦИК, Минюста и ряда других ведомств, в том числе правоохранительных органов.

Кроме того, мы организуем и работу российских экспертов, проводящих оценки других стран.

— На фоне непростой политической обстановки последних лет интересно, какие взаимоотношения сложились у российской делегации с представителями других стран в GRECO и рабочими органами этой организации?

— В целом взаимодействие с GRECO можно назвать конструктивным и полезным для нас. С 2011 года представитель избран членом Бюро GRECO. Позиция российской делегации принимается во внимание и учитывается при рассмотрении различных вопросов.

В отличие от многих других площадок работа этой организации по основным направлениям осуществляется на профессиональной основе, в меньшей степени подвержена политизации.

С учетом рекомендаций GRECO по первому и второму раундам оценки в нашей стране указом президента утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. Решением президиума совета при президенте по противодействию коррупции утвержден Типовой кодекс поведения государственных служащих. Федеральным законом введено понятие утраты доверия как одно из оснований для увольнения чиновника в случае непринятия им мер для предотвращения или разрешения конфликта интересов. Все эти меры с течением лет показали свою эффективность.

— Возвращаясь к третьему раунду оценки, какие в итоге рекомендации были высказаны России?

— По итогам третьего раунда в принятом на пленарном заседании GRECO оценочном докладе России адресована 21 рекомендация, из них 9 — по теме «Криминализация преступных деяний» и 12 — по теме «Прозрачность финансирования политических партий». При этом многие из них предполагали не просто выполнение одного или нескольких мероприятий, а фактически целую реформу в той или иной области.

— Например?

— Например, сейчас уголовная ответственность наступает только за передачу материального вознаграждения в качестве взятки (деньги, ценности, машины, квартиры и т.д.).

GRECO же рекомендовала нам расширить предмет взятки и включить в него преимущества нематериального характера: например, продвижение по службе, позитивные отзывы в прессе, выдача диплома об образовании и прочее.

— Какие меры принимались для выполнения этих рекомендаций и каковы результаты рассмотрения нашего отчета?

— Во исполнение рекомендаций GRECO Генеральной прокуратурой Российской Федерации была развернута масштабная работа, к которой подключены заинтересованные органы государственной власти (прежде всего ЦИК России, Минюст России, Верховный суд Российской Федерации) и общественные институты.

В результате принят ряд нормативных правовых актов, в том числе предусматривающих изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, законодательство о политических партиях и выборах различного уровня.

Первый отчет о выполнении рекомендаций GRECO в рамках третьего раунда рассматривался в июне 2014 года. По результатам его рассмотрения России засчитано полное выполнение трех и частичное выполнение 12 из 21 адресованных стране рекомендаций; шесть рекомендаций оставались невыполненными.

В этот раз нам нужно было добиться значимого прогресса в реализации остававшихся 18 рекомендаций. Приказом генерального прокурора Российской Федерации в 2015 году утвержден межведомственный план дополнительных мероприятий по реализации оставшихся рекомендаций GRECO.

В частности, нам засчитано полное выполнение рекомендаций о криминализации подкупа членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов; об охвате положениями Уголовного кодекса о взяточничестве случаев, когда преимущество предназначается не для самого должностного лица, а для третьего лица; об анализе положений Уголовного кодекса о специальной защите при деятельном раскаянии.

В части, касающейся прозрачности финансирования политических партий, Россией полностью выполнены рекомендации об устранении дублирования и несогласованности в законодательстве о выборах;

о проведении независимого исследования по вопросам финансирования на политические цели; о разработке практических рекомендаций для политических партий по оценке пожертвований в натуральной форме; о принятии мер по исключению использования предоставленных политическим партиям займов в обход правил финансирования; о снижении порогов обнародования информации о жертвователях; о повышении прозрачности финансирования, выделяемого незарегистрированным общественным объединениям, поддерживающим политические партии; об обеспечении независимого аудита политических партий, соответствующего международным стандартам; о пересмотре санкций за нарушения правил финансирования на политические цели.

Например, GRECO рекомендовала нам исключить возможность использования предоставленных политическим партиям займов и кредитов в обход правил финансирования, в частности, когда условия их получения отличаются от обычных рыночных условий и когда они полностью или частично списываются. В этих целях ЦИК России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О политических партиях».

Нам было засчитано частичное выполнение данной рекомендации на том основании, что принятый федеральный закон к моменту рассмотрения нашего отчета не вступил в законную силу.

— Как вы оцениваете достигнутые результаты в контексте практики выполнения аналогичных рекомендаций другими странами?

— Наш результат выглядит достойно на фоне ряда других государств, которые, несмотря на высокие позиции в рейтинге восприятия коррупции «Трансперенси Интернешнл», на протяжении многих лет игнорировали рекомендации, посвященные повышению прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний.

Например, с момента принятия Оценочного доклада — а это 2010 год — и до настоящего времени Дания не выполнила ни одной из девяти адресованных ей рекомендаций по теме «Прозрачность финансирования политических партий». В связи с длительным непринятием соответствующих мер в этом году в Данию направлялась миссия высокого уровня с участием руководящих работников Совета Европы, руководства GRECO и глав ряда делегаций в GRECO для побуждения руководства страны к принятию решительных шагов по реализации высказанных рекомендаций.

— Какие еще вопросы, помимо оценочных докладов и отчетов о выполнении рекомендаций, рассматриваются на пленарных заседаниях GRECO?

— Один из таких вопросов, обсужденных на последнем заседании, был посвящен сфере действия нового, пятого раунда оценки GRECO, который планируется запустить со следующего года.

Результатом обсуждений этого вопроса стало поддержанное практически всеми делегациями решение о том, что темой нового раунда станет предупреждение коррупции, стимулирование неподкупности и беспристрастности в правительствах и правоохранительных органах и утверждение вопросника по указанной теме.

В то же время один из аспектов нового раунда оценки вызвал противоречивые позиции участников пленарного заседания. Речь идет о рассмотрении инициативы ряда делегаций, прежде всего США и Великобритании, о включении в предмет оценки пятого раунда глав государств, выполняющих значительные высшие управленческие функции.

Российская делегация при поддержке представителей некоторых других стран высказывалась против предложенной инициативы,

поскольку от инициаторов предложения не было получено четких разъяснений о том, главы каких государств выполняют «значительные высшие управленческие функции» и, соответственно, подлежат оценке, а каких — нет, а также о том, кто и в каком порядке будет решать этот вопрос.

Такой подход, предоставляющий возможность отбора глав одних государств и исключения из оценки глав других государств, позволяет вывести из сферы оценочных процедур прежде всего монархов. Это обусловлено сложившимися в странах с монархической формой правления традициями, согласно которым монархи неприкосновенны. При этом полномочия монархов могут вести к серьезным коррупционным рискам, и на практике такие случаи уже были — достаточно вспомнить череду коррупционных скандалов вокруг королевской семьи Испании. И поэтому мы считаем, что должен применяться одинаковый подход ко всем странам. В противном случае о каком обеспечении принципа равенства государств - участников GRECO, закрепленного в уставе этой организации, может идти речь?

Мы также обратили внимание на отсутствие международных стандартов для этой категории лиц, наличие тенденций к политизации работы этой международной организации, а также на отсутствие у GRECO соответствующего мандата на изменение конституций оцениваемых государств (что неизбежно с учетом закрепления полномочий и статуса глав государств в конституциях).

Многие делегаты из стран , таких как Австрия, Бельгия, Венгрия, Ирландия, Литва, Норвегия, Португалия, Франция, высказали аналогичную озабоченность и поддержали ряд наших аргументов.

предполагающего проведение отбора глав государств, подлежащих оценке, узким кругом лиц — двумя назначенными экспертами из других стран совместно с секретариатом GRECO — до начала оценочных процедур.

По нашей просьбе, позиция российской делегации о неприемлемости такого подхода отражена в качестве отдельного заявления в итоговом решении по обозначенному вопросу. Мы очень надеемся, что присущее до сих пор работе GRECO профессиональное и объективное отношение к рассмотрению решаемых этой организацией вопросов все же возобладает в процессе формирования практики раунда.

Ну а мы пока готовимся к визиту в нашу страну оценщиков в рамках четвертого раунда GRECO, посвященного предупреждению коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров. Определенная аналитическая работа в этом направлении нами уже проведена, и уже сейчас предварительно можно сделать вывод о том, что целый ряд вопросов, касающихся профилактики коррупции в этих сферах (в частности, декларирования доходов и имущества, урегулирования конфликта интересов и т.д.), регламентирован в нашем законодательстве более полно и детально, чем в странах Евросоюза