Грузоподъемные краны - надзор. Для каких кранов применяется «марочная система Требования к замку-выключателю с ключ-биркой

Порядок допуска персонала на крановые пути и галереи мостовых кранов

Марочная система эксплуатации мостовых кранов

При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться марочная система, при ко­торой управление краном разрешается лишь крановщи­ку, получившему в установленном владельцем порядке ключ-марку. Марочная система обеспечивает безопасность эксплуатации кранов и регламентирует взаимоотношения между эксплуатирующим и ремонтным персоналом.

Марка представляет собой металлический диск или пря­моугольник с выбитым на нем регистрационным номером крана. Марка закрепляется на ключ контактного замка ввод­ного устройства крана. Ключи-марки должны храниться в специальном настенном ящике с застекленной дверцей. На предприятии (в цехе) приказом должны быть назначены лица, ответственные за выдачу ключей-марок.

Прием смены производится крановщиком после получе­ния ключа-марки под расписку. При сдаче смены он пере­дает ключ-марку сменщику или возвращает ее ответствен­ному за выдачу. При осмотре, обслуживании или ремонте крана ключ-марка передается лицу, ответственному за про­ведение работ. До получения ключа-марки ремонтному персоналу запрещается вести работы на кране.

1. Выходы на крановые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты на замок.

2. Допуск персонала, обслуживающего краны, а также других рабочих на крановые пути и проходные галереи действующих мостовых и передвижных консольных кра­нов для производства ремонтных или каких-либо других работ должен производиться по наряду-допуску, определя­ющему условия безопасного производства работ.

3. В наряде-допуске должны быть указаны меры по со­зданию безопасных условий выполнения работ, в частнос­ти меры по предупреждению поражения ремонтного пер­сонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крано­вые пути работающих кранов.

4. Порядок выдачи наряда-допуска и инструктажа рабо­чих определяется владельцем крана. О предстоящей работе должны быть уведомлены записью в вахтенном журнале кра­новщики всех смен пролета, цеха, где производится работа, а при необходимости - и крановщики смежных пролетов.

ВНИМАНИЕ! Использование крана для работы во вре­мя его ремонта не разрешается. Без наряда-допуска можно производить осмотр и тех­ническое обслуживание крана, а также устранение неис­правностей по вызову крановщика.

Мостовые краны по решению владельца могут исполь­зоваться для производства строительных, малярных и дру­гих работ с имеющихся на кране площадок. Такие работы должны выполняться по наряду-допуску, определяющему меры безопасности по предупреждению:

Падения людей с крана;

Поражения электрическим током;

Выхода на крановые пути;

Столкновение кранов;

Перемещения крана и его тележки. Использование крана для перемещения грузов при вы­полнении с его моста указанных работ не допускается.

Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:

· порядкового номера стропа по системе ну­мерации завода-изготовителя;

· грузоподъемности стропа в тоннах;

· даты испытаний (месяц, год).

Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указыва­ют дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п. На рис. 3.11 показано, как могут выглядеть бир­ки стропов.

На ветвевых стропах (см. рис. 3.10) бирку 1 крепят к навесному зве­ну. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.

Каких типов изготавливаются текстильные стропы?

В соответствии с РД 24-СЗК-01-01 изготавливают текстильные стро­пы следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.12, а):

· 1СТ (одноветвевой строп текстильный) - грузоподъемность
0,5... 12,5 т;

· 2СТ (двухветвевой строп текстильный) - грузоподъемность
0,5... 15 т;

· ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) - грузоподъемность 1... 20 т;

· 4СТ (четырехветвевой строп текстильный) - грузоподъемность
1... 12,5 т.

2. Универсальные (рис. 3.12, б-г):

· СТП (строп текстильный петлевой) - грузоподъемность 0,5... 20 т;

· СТК (строп текстильный кольцевой) - грузоподъемность 0,5... 20 т;

· СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) - грузоподъемность 1... 100 т.


Рис. 3.11. Бирки стропов

Рис. 3.12. Текстильные стропы:

а - типа 2СТ; б - типа СТП; в - типа СТК; г - типа СТКк; 1 - ветвь текстиль­ная; 2 - кожух; 3 - волокна; 4 - этикетка

Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных во­локон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечис­ленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.

Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?

На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, в) пришивается этикет­ка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эк­сплуатации:

· обозначение стропа;

· товарный знак предприятия-изготовителя;

· название материала, из которого строп изготовлен;

· грузоподъемность стропа при использовании основных способов
строповки;



· рабочая длина;

· дата испытания;

· номер стропа.

С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?

Коэффициент запаса прочности - это отношение разрывной нагруз­ки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показыва­ет, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.

Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициен­том запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).

Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.

Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготав­ливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.

Бирочная система – это система допуска к работам, связанным с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования и механизмов с электроприводом, гидроприводом и пневмоприводном, направленная на обеспечение безопасной организации труда и установление правильных производственных отношений между лицами, выполняющими эти работы.

Общие требования:

1. Бирочная система применяется при эксплуатации оборудования и механизмов, а также при их техническом обслуживании и ремонте, выполняемом как без нарядов – допусков, так и по нарядам – допускам, когда безопасность работ обеспечивается выполнением требований бирочной системы и наряда-допуска.

2. Ответственность за организацию функционирования бирочной системы и контроль за соблюдением её требований возлагается на руководителя структурного подразделения, а внутри структурных подразделений – на руководителей участков.

3. В каждом подразделении должны быть выполнены следующие мероприятия:

а) составлен перечень механизмов, укомплектованных ключ-бирками и жетон-бирками;

б) внесены необходимые изменения в технологическую документацию (чертежи, электросхемы и т.д.) электроприводов механизмов и цепей управления с помощью электромагнитов, гидро - , пневмораспределителей, на которых установлены замки – выключатели с ключ-бирками;

в) укомплектованы замки – выключатели и ключ-бирками пульты управления механизмами в соответствии с перечнем;

г) определены места навешивания (хранения) жетон-бирок для механизмов с электроприводом при их эксплуатации в соответствии с перечнем;

д) определены места хранения жетон-бирок для механизмов с гидроприводом и пневмоприводном при эксплуатации соответствии с перечнем;

е) определён порядок передачи ключ-бирок и жетон-бирок при эксплуатации механизмов;

ж) определены места хранения ключ-бирок от периодически используемых механизмов, находящихся в эксплуатации;

з) назначены допускающие при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту механизмов;

и) определены места хранения журналов выдачи-приёма бирок;

к) назначено лицо, ответственное за изготовления жетон-бирок, бирок к ключам и их дубликатов;

л) требования бирочной системы при техническом обслуживании и ремонте механизмов, касающиеся конкретных профессий рабочий и видов работ, доведены до рабочего персонала в инструкциях по охране труда по профессиям и видам работ.

4. Механизмы с электроприводом, коммутационная аппаратура которых находится в Машинных залах (электрических помещениях, запираемых шкафах), а пульты управления располагаются в постах управления или к пультам управления располагаются в постах управления или к пультам управления возможен свободный доступ посторонних лиц, оборудуются и жетон-биркой, и ключ-биркой.

5. Лицами, ответственными за соблюдением бирочной системы и безопасное проведение работ с применением бирочной системы, являются:

- лицо, выдающее наряд-допуск;

- допускающий к работе;

- электромонтёр или слесарь по обслуживанию механизмов;

- лицо из технологического персонала, управляющего механизмом;

- производитель работ;

- члены бригады.

Бирочная система предусматривает применение следующих типов бирок:

Ключ-бирка (ключ с навешенной биркой);

Жетон-бирка для механизмов с электроприводом;

Жетон-бирка для механизмов с гидроприводом;

Жетон-бирка для механизмов с пневмоприводном.

Ключ-бирка предназначена для подготовки цепей управления электроприводов механизмов к включению или отключению с помощью замка-выключателя, устанавливаемого на пультах управления механизмами, а также цепей управления с помощью электромагнитов и гидро - , пневмораспределителей. Бирка к ключу имеет прямоугольную форму, окрашена в белый цвет, изготовлена из пластмассы, оргстекла, текстолита. На бирку наносят порядковый номер и наименование механизма, сокращённое наименование участка, подразделения. Жетон-бирка длямеханизмов с электроприводомприменяется на механизмах с электроприводом и служит для допуска к работам, выполняемым с разборкой силовых цепей и цепей управления электроприводами. Жетон – бирка для механизмов с электроприводом имеет треугольную форму, окрашена в зелёный цвет, изготовлена из пластмассы, оргстекла, текстолита. На бирку наносят порядковый номер и наименование механизма электропривода, панели, к которым относится жетон – бирка, сокращённое название участка, подразделения. Жетон-бирка для механизмов гидроприводом применяется на механизмах с гидроприводом и служит для допуска к работам, выполняемым с отключением гидропривода. Жетон-бирка для механизмов с гидроприводом имеет круглую форму, окрашена в белый цвет, изготовлена из пластмассы, оргстекла, текстолита. На бирку наносят порядковый номер и наименование механизма, гидропривода, панели к которым относится жетон – бирка, сокращённое наименование участка цеха. Жетон- бирка для механизмов с пневмоприводном применяется на механизмах с пнемвоприводом и служит для допуска к работам, выполняемым с отключением пневмопривода. Жетон-бирка для механизмов с пневмоприводном имеет квадратную форму, окрашена в белый цвет, изготовлена из пластмассы, текстолита. На бирку наносят порядковый номер и наименование механизма, сокращённое наименование участка, цеха.

При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться «марочная система», при которой управление краном разрешается лишь лицу, получившему в установленном на предприятии порядке «марку» или ключ, замыкающий электрическую цепь управления краном. Последний принято называть «ключ-марка». Ключ-марка снабжается тем же номером, что и кран, и не подходит к другим кранам. Пользование ключом-маркой лицам, не имеющим права на управление краном, должно быть исключено. При отлучке крановщика с крана нельзя оставлять ключ-марку в кабине.
Порядок обмена сигналами между стропальщиком (сигнальщиком) и крановщиком устанавливается предприятием (стройкой), производящим работы с помощью кранов. При этом должна применяться, знаковая сигнализация, при которой сигнал на перемещение груза подается одной или двумя руками или флажками. В Правилах по кранам приведена лишь рекомендуемая знаковая сигнализация, которая может быть изменена или дополнена недостающими сигналами. Например, «Поднять крюк главного подъема»; «Поднять крюк вспомогательного подъема»; «Подвять одновременно оба крюка» и т. п.
Сигнализация голосом допускается только при работе стреловых самоходных кранов (автомобильных, гусеничных, пневмо-колесных) со стрелой длиной не более 10 м. Для других кранов подача сигнала голосом недопустима, так как не обеспечивается достаточная слышимость и могут быть допущены ошибочные действия. На башенных кранах, применяемых для строительства многоэтажных зданий, целесообразно применять двустороннюю телефонную и радиотелефонную связь.
Установленная на предприятии сигнализация заносится в инструкцию крановщика и стропальщика. Сигнализацию должен знать работник, ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Популярные статьи

   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...

Бирочная система на комбинате вводится с целью:

Не допускать на агрегатах и механизмах выполнения работ без ведома лиц, управляющих ими.

Воспрепятствовать лицам, управляющими механизмами, агрегатами, самостоятельно пускать их в работу.

Обеспечение безопасности организации труда и правильных производственных взаимодействий между лицами, выполняющими эти работы.

Бирочная система предусматривает применение двух типов бирок: ключ-бирку и жетон – бирку.

Ключ-бирка служит для допуска к управлению механизмом лиц, имеющих на это право.

Жетон-бирка служит для пропуска к работам: ремонту, осмотру, чистке, наладке, проверке надежности крепления, устранения неполадок, требующих остановки и разборки силовых и оперативных цепей электропривода.

На каждом участке должен быть составлен и утвержден руководителями перечень механизмов, соответствующие надписям на обрамлениях электрических шкафов, щитов, панелей управления электроприводом. Перечень должен находится на рабочем месте оперативного электротехнического персонала и в журнал учета работ с применением бирочной системы.

Жетон-бирка навешивается на панелях управления электроприводом механизма, в запирающихся распределительных шкафах-щитах, в месте расположения коммутационной аппаратуры, с помощью которого производится отключение силовых и оперативных цепей электропривода, куда имеет доступ только дежурный электрик и не допускается посторонние лица, в том числе управляющие механизмами. Наличие жетон - бирки на месте ее навешивания означает, что механизм и его электропривод подготовлены к работе. Место навешивания жетон – бирки обозначается красным треугольником. При отсутствии жетон – бирки красный цвет сигнализирует о том, что механизм и его электропривод находятся в нерабочем состоянии.

Все случаи передачи жетон – бирки, связанные с разборкой и сборкой электропривода следует фиксировать в журнале.

Ключ – бирка с замком – выключателем представляет собой устройство, служащее для подготовки цепей управления механизмов к включению. Требования к функциональной работе этого устройства, к бирке – ключу:

Замок выключатель должен представлять собой контактную систему, приводимую в действие ключом и работать по принципу: при наличии ключа в скважине замка–выключателя – электрическая цепь замкнута, при отсутствии - разомкнута.

Конструкция ключа – бирки должна быть надежной, исключить: самовключения, отключения контактов от действия вибрации и ударных нагрузок; возможность поражения обслуживающего персонала электрическим током и включения замка выключателя посторонними предметами или ключами от других замков-выключателей.