Хюррем исторические факты. Названы настоящие причины смерти хюррем султан

Султанские дочери Мы продолжаем рассказ о султанских дочерях. Немедленно после рождения принцесс им выделялись отдельные апартаменты в гареме, няньки, прислужницы из наложниц. Именно они вместе с матерью принцессы и занимались ее воспитанием. Гуляли и играли принцессы вместе с другими детьми, но непременно под присмотром няни. Причем играть с принцессами разрешалось и оскопленным детям – неграм, которым в будущем предстояло стать в гареме евнухами. По достижении принцессой соответствующего возраста султан издавал указ, в соответствии с которым девочке назначались учителя. Обучение начиналось с торжественной церемонии, в которой нередко участие принимал и сам султан. Султан дарил дочери букварь и прочие школьные принадлежности. Все они были инкрустированы бриллиантами, другими драгоценными камнями, жемчугом. В наше время некоторые из этих великолепных школьных принадлежностей принцесс можно увидеть во дворце – музее Топкапы. Во дворце Топкапы обучение проводилось в специальном помещении, выделенном для султанских детей. Лишь после переезда султанской семьи из Топкапы во дворец Йылдыз принцессы и принцы стали обучаться раздельно. Учебный год всегда начинался с дворцовых церемоний. Вот что пишет о начале учебного года Айше, дочь султана Абдулхамида Второго, правившего в конце 19 – го и начале 20 – го веков: «Все обитательницы гарема стояли у его дверей и провожали нас в школу, произнося добрые напутствия и читая молитвы. Точно так же провожали нас и придворные, жившие и служившие в мужской части дворца – селямлыке». В силу того, что османский султан одновременно был и халифом, он обращал пристальное внимание на то, чтобы его дети хорошо знали Коран. Султан гордился хорошим знанием своих детей Корана. Помимо этого, детей обучали грамоте, арифметике, истории, географии. В 19 – ом веке к этому добавились обучение игре на западных музыкальных инструментах, в особенности на фортепиано, французскому языку. Изучение эпистолярного наследия принцесс показывает высокую степень их образованности. По достижении известного возраста принцессы начинали покрывать голову чадрой, одевать длинные платья. Гарем - 17Замуж принцесс выдавали в возрасте 14 – ти – 16 – ти лет. Однако в 17 – ом веке этот порог был понижен. Сделано это было знаменитой Кесем, любимой наложницей Ахмета Первого, матерью троих султанов. Выдавая принцесс замуж за известных вельмож, она тем самым привязывала их к династии, делала лично верными себе. Так что обручение принцесс при Кесем стало происходить в невероятно раннем возрасте. Так, внучки Кесем, дочери ее сына Ибрахима Гевхер и Бейхан были обручены в возрасте соответственно трех и двух лет. Эта практика сохранялась до конца 18 – го века, то есть до начала периода правления Махмуда Второго. Последний вновь повелел выдавать принцесс замуж лишь по достижении ими совершеннолетия. С другой стороны, история знает принцесс, выходивших замуж в достаточно зрелом возрасте. Связано это было с разными причинами – смертью их отцов – султанов, неприязнью, испытываемой по отношению к ним отцами, болезненностью, войнами… Принцесса, которой не нравился муж, могла разводиться с ним по получении отцовского согласия. Султан сам мог лишать зятя этого статуса, если гневался на него. При этом у султанского зятя не было права на развод с принцессой. Более того, султанский зять не имел права и на обзаведение гаремом. После женитьбы на принцессе султанский зять должен был расстаться со своими наложницами, если они у него имелись. Документы показывают, что принцессы весьма часто выходили замуж дважды. Связано это было с тем, что престарелые мужья юных принцесс умирали, оставляя последних вдовами в достаточно молодом возрасте. При этом в османской истории встречались принцессы, выходившие замуж гораздо чаще, даже 12 раз. Так что принцессы пользовались в браке правами, которых не было ни у одной другой женщины, жившей в османском государстве. Более того, они стояли на более высокой позиции, чем их мужья. По сути дела, мужья принцесс представляли собой рабов, лишь формально отличаясь от рабынь, служивших султанам женами. Хотя, собственно, все подданные султана считались его рабами, правда, не вполне в западном понимании этого слова.

Происхождение

Сведения о происхождении Хюррем достаточно противоречивы. Документальные источники и даже сколь-либо надёжные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем, о её происхождении известно из легенд и литературных сочинений, преимущественно западного происхождения . Ранние литературные источники не содержат сведений о её детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении.

Первые подробности о жизни Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке. Согласно польской литературной традиции, её настоящее имя было Александра и она была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области) . В украинской литературе XIX века её именуют Анастасией . По версии Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1882 год), она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (ныне в Хмельницкой области) . В те времена оба города находились на территории Королевства Польского .

Жена султана

Роксолана и султан . Антон Хакель, 1780

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран , мать принца Мустафы , рабыня албанского или черкесского происхождения , стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Навагеро: «…Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее, султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей» .

В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворе. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Хатун . В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед. В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдаллах, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году .

В 1534 году умерла валиде-султан Хафса Хатун. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша, ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был арестован, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настраивала против этого. При этом в Османской империи, даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун . Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках. Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна . Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки , введённый Сулейманом специально для неё .

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем , которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем .

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем, и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной .

Образованнейшая женщина своего времени, Хюррем Хасеки Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.

Дети

Хюррем родила султану 6 детей:

Роль в истории

Профессор истории, автор работы о султанском гареме Лесли Пирс отмечает, что до Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца . Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их . Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана . Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

Роль в культуре

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской Империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (Külliye Hasseki Hurrem ). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (Avret Pazari ), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (Fatih ) и Сулеймание (Süleymanie ). К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari ), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах) .

1-я страница вакфийя на Комплекс Такхтият-Хасеки Хюррем Султан (мечеть Хасеки Хюррем, медресе и имарет в Иерусалиме)

Свод купола в хаммаме (Стамбул, недалеко от собора Святой Софии)

В произведениях искусства

Литература

  • поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуэль Твардовский, 1633)
  • повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Сергей Плачинда и Михаил Орловский, 1882)
  • историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869)
  • исторический труд украинского востоковеда Агафаегела Крымского «История Турции и её литературы», в котором Роксолане отведено более 20 страниц, 1924
  • повесть «Роксоляна» (Осип Назарук , 1930)
  • короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий , 1937)
  • роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942)
  • роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари , 1949)
  • роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965)
  • штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966)
  • повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968)
  • поема «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта, 1971)
  • роман «Роксолана» (Павел Загребельный , 1980)
  • роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003)

Кино

  • телесериал «Роксолана: Любимая жена Халифа» (Украина, 1996-2003) - экранизация повести Осипа Назарука, в роли Роксоланы - Ольга Сумская
  • телесериал «Хюррем Султан» (Турция, 2003), в роли Роксоланы-Хюррем - Гюльбен Эрген
  • документальный фильм «Роксолана: кровавый путь к трону» из цикла «В поисках истины » (Украина, 2008)
  • телесериал «Великолепный век » (Турция, 2011-2013), в роли Роксоланы-Хюррем - Мерьем Узерли

Театр

  • пьеса «Les Trois Sultanes ou Soliman Second» (Шарль Симон Фавар , 1761)
  • спектакль «Роксолана» Тернопольского областного музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченка (Украина) - постановка романа Павла Загребельного, в роли Роксоланы - Люся Давидко
  • спектакль «Роксолана» Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра имени Т. Г. Шевченко (Украина, 1988), в роли Роксоланы - Александра Копытина

Музыка

О Роксолане написано или посвящено ей около двух десятков музыкальных произведений, среди них:

  • «63 Симфония» (Йозеф Гайдн , 1779-1781)
  • опера «Роксоляна» (Денис Сичинский, 1908-1909)
  • балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодалли, хореогр. Ойтун Турфанда, 1976)
  • песня «Роксолана», (слов. Степан Галябарда , муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай, 1990)
  • опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» на либретто Б. Н. Чипа (Александр Костин, 1995).
  • рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000)
  • балет «Роксолана» (Дмитрий Акимов, 2009)

Примечания

Литература

  • Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. - New York: Oxford University Press, 1993. - 374 p.
  • Roxolana in European Literature, History and Culture / ed. by Galina I. Yermolenko. - New York: Ashgate Publishing, 2010. - 318 p.
  • Yermolenko G. Roxolana: The Greatest Empresse of the East // The Muslim World. - 95. - 2. - 2005. - P. 231-248.

Роксолана (Хюррем, согласно литературной традиции, имя при рождении Анастасия или Александра Гавриловна Лисовская; ум. 18 апреля 1558) — наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, мать султана Селима II.

Происхождение
Сведения о происхождении Хюррем достаточно противоречивы. Документальные источники и даже сколь-либо надежные письменные свидетельства, говорящие о жизни Хюррем до поступления в гарем, отсутствуют. Вместе с тем, о её происхождении известно из легенд и литературных сочинений, преимущественно западного происхождения. Ранние литературные источники не содержат сведений о ее детстве, ограничиваясь упоминанием о её русском происхождении. Первые подробности о жизни Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке. Согласно польской литературной традиции, ее настоящее имя было Александра и она была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (Ивано-Франковска область). В украинской литературе XIX века ее именуют Анастасией. По версии Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская», она была родом не из Рогатина, а из Чемеровец (Хмельницкая область). В те времена оба города находились на территории Королевства Польского. В Европе Хюррем была известна как Роксолана. Это имя было изобретено гамбургским послом в Османской империи Огьером Гизелином де Бусбеком, автором латиноязычных «Турецких записок». В этом сочинении он, основываясь на том, что Хюррем происходила с нынешней Западной Украины, назвал ее Роксоланой , имея в виду популярное в Речи Посполитой в конце XVI века название этих земель — Роксолания.
Султанша-просветительница

Свадьба Сулеймана и Роксоланы отмечалась в 1530 году . В истории османов это был невиданный случай - султан официально женился на женщине из гарема. Роксолана стала для него воплощением всего, что он любил в женщинах: она ценила искусство и разбиралась в политике, была полиглотом и прекрасной танцовщицей, умела любить и принимать любовь.
Вот что писал один иноземец (британский дипломат) о свадьбе Сулеймана со своей наложницей Хюррем: « На этой неделе в Стамбуле произошло невиданное доселе событие: султан Сулейман объявил султаншей свою украинскую наложницу Роксолану, ввиду чего в Стамбуле состоялось большое празднество. Нельзя передать словами пышность свадебной церемонии, состоявшейся во дворце. Было устроено общее шествие. Ночью же все улицы были иллюминированы. Повсюду были устроены увеселения, на которых играли музыканты. Дома были разукрашены. Народ пребывал в восторге. На площади Султанахмет была сооружена большая трибуна, перед которой состоялось состязание. На празднество пришли Роксолана и другие наложницы. Участвовали в состязании мусульманские и христианские рыцари. Затем состоялось представление с участием канатоходцев, фокусников, диких зверей. По поводу свадьбы в Стамбуле ходили разные слухи. Однaко никто не знал в точности того, что произошло ».
Сулейман и Хуррем могли часами говорить о любви, политике, искусстве… Они часто общались стихами. Роксолана, как настоящая женщина, знала, когда надо промолчать, когда взгрустнуть, а когда засмеяться. Не удивительно, что во время ее правления унылый гарем превратился в центр красоты и просвещения, а саму ее стали признавать правители других государств. Султанша появляется на людях с открытым лицом, но несмотря на это, пользуется уважением видных деятелей ислама, как образцовая правоверная мусульманка. Когда Сулейман II, оставив управлять империей жену, отправился усмирять мятежные народы Персии, он буквально выскреб казну. Это не смутило хозяйственную супругу. Она распорядилась открыть в европейском квартале и в портовых районах Стамбула винные лавки, после
чего в сокровищницу османских правителей потекла звонкая монета. Этого показалось мало, и Роксолана велела углубить бухту Золотой Рог и реконструировать причалы в Галате, куда в скором времени стали подходить не только легкие или средние, но и крупнотоннажные суда с товарами со всего мира. Торговые ряды столицы росли, как грибы после дождя. Полнилась и казна. Теперь у Хуррем-султан хватало денег и на то, чтобы возводить новые мечети, минареты, дома престарелых, лечебницы - много чего. Султан, вернувшийся из очередного победоносного похода, не узнал даже дворец Топкапы, который перестраивался на средства, добытые предприимчивой и обожествляемой женой. Сулейман воевал, расширяя границы Османской империи. А Роксолана писала ему нежные письма.
Мой султан , - писала она, - какая безграничная и жгучая боль расставания. Спасай меня, несчастную, и не задерживай своих прекрасных писем. Пусть душа моя получить хоть каплю радости от твоих посланий. Когда нам их читают, твой слуга и сын Мехмед и твоя рабыня и дочка Мигрима плачут, тоскуя за тобой. Их слезы сводят меня с ума ”.
Моя дорогая богиня, моя удивительная красота , - отвечал он, - госпожа моего сердца, мой самый яркий месяцу, моих желаний глубинных спутница, моя единственная, ты мне милее всех красавиц мира !”
Кровавые жертвы Роксоланы

Вынашивание коварных планов . Султан Сулейман был суровым замкнутым человеком. Он любил книги, сочинял стихи, уделял много внимания войне, но был равнодушен к разврату. Как полагалось «по должности», он женился на дочери черкесского хана Гульбехер, но ее не любил. И когда встретил свою Хуррем, то нашел в ней свою единственную избранницу. Своего первенца Хуррем назвала Селимом - в честь предшественника ее мужа, султана Селима I, прозванного Грозным . Роксолана очень хотела, чтобы ее маленький златокудрый Селим стал таким же, как его старший тезка. Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа - старший сын первой жены падишаха, красавицы-черкешенки Гульбехер.
Лисовская понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить. В гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком. Поэтому Роксолана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет.
Жертвы Роксоланы. Первой жертвой Роксоланы стал выдающийся державный деятель Турции визирь-меценат Ибрагим, которого в 1536 году обвинили в излишней симпатии к Франции и задушили по приказу султана. Место Ибрагима сразу же занял Рустем-паша, которому симпатизировала Роксолана. За него она отдала замуж свою 12-летнюю дочь. Позднее Рустем тоже не смог избежать придворных интриг своей тещи: использовав родную дочь в качестве лазутчицы, Роксолана изобличила зятя в предательстве султана и - как следствие - Рустем-паша был обезглавлен. Но перед этим Рустем-паша выполнил свое предназначение, ради которого и был выдвинут коварной владычицей. Хуррем с зятем смогли убедить султана в том, что наследник престола Мустафа завязал тесные отношения с сербами и готовит заговор против отца. Интриганка хорошо знала, куда и как ударить - мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому по приказу Сулеймана Мустафу, его братьев и внуков султана задушили шелковым шнурком. Их мать Гульбехер сошла с ума от горя и вскоре умерла.
Однажды Валиде Хамсе, мать Сулеймана, имевшая на него влияние, сказала ему все, что думала про «заговор», казни и его любимую жену Роксолану. После этого она прожила меньше месяца. Считается, что в этом ей «помогли» несколько капель яда... За сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено. Зато есть данные о том, что около сорока сыновей султана, рожденных другими женами и наложницами, были разысканы и убиты. Роксолана так и не увидела воплощение своей мечты - она скончалась ранее, нежели взошел на трон ее любимый сын Селим. Он царствовал восемь лет. И вопреки Корану любил «принять на грудь», поэтому и остался в истории под именем Селим-Пьяница. Академик Крымский охарактеризовал его как «выродка-алкоголика и жестокого деспота». Правление Селима не пошло на пользу Турции. Именно с него начинается упадок империи Османов. Возлюбленная Сулеймана II умерла от простуды в 1558 году и была погребена со всеми подобающими почестями. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.
Дети Роксоланы и Сулеймана

Роксолана родила Султану шестеро детей - пять сыновей и одну дочь Мириам (Михримах):
Мехмед (1521 - 1543)
Михримах (1522 - 1578)
Абдаллах (1523 - 1526)
Селим (28 мая 1524 - 12 декабря 1574)
Баязид (1525 - 28 ноября 1563)
Джахангир (1532 - 1553)
Сулейман больше всего любил свою единственную дочь Мириам. В 1539 году ее выдали замуж за Рустем-пашу, который позже стал великим визирем. Сулейман также построил в честь дочери мечеть. Из сыновей отца пережил лишь Селим. Остальные погибли в ходе борьбы за трон. В том числе и сын Сулеймана от третьей жены Gulbahar - Мустафа. Говорят, что добрый Джангир умер от огорчения за своим братом.
Мехмед (1521 - 1543) . Старший сын Хюррем Мехмет был любимчиком Сулеймана. Именно Мехмета Сулейман готовил к престолу. В 21 год умер от сильной простуды или оспы. У него была любимая наложница, которая после его смерти родила дочь Хюма-Шах Султан. Дочь Мехмета прожила 38 лет, и у нее было 4 сына и 5 дочерей.
Мириам (1522 - 1578). Михримах Султан была не только единственной дочерью султана Сулеймана и его жены «смеющейся» славянки Хюррем Султан, но и одной из немногих османский принцесс, сыгравших важную роль в управлении Империей. Михримах родилась в 1522 году во дворце Топ Капы, спустя 2 года ее мать Хюррем Султан произведет на свет будущего падишаха Селима. Султан-Законодатель обожал свою златовласую дочь и исполнял все ее прихоти, Михримах получила великолепное образование и жила в самых роскошных условиях.
Абдалла (1523—1526). Умер от чумы в возрасте 3 лет.
Селим (28 мая 1524 - 12 декабря 1574). Одиннадцатый султан Османской империи, правил в 1566-1574гг. Селим обрел престол во многом благодаря своей матери Роксоланы. Во время правления Селима ІІ Султан никогда не появлялся в военных лагерях, не участвовал в походах, но проводил время в гареме, где предавался всяким порокам. Янычары его не любили и за глаза называли "пьяницей". Тем не менее завоевательные походы турок в царствование Селима продолжались. Жена Селима - Нурбану Султан . Когда Селим стал наместником в провинции, Хюррем Султан, нарушив традиции, не поехала с ним, а осталась во дворце Топкапы. Нурбану быстро обкрутила Селима, который остался совсем один. Когда же Селим взошел на престол, она с легкостью прибрала к рукам гарем, так как на тот момент Хюррем Султан уже умерла и Валиде Султан в гареме не было. В гареме Селима распоряжалась Нурбану, которая, будучи матерью его старшего сына и наследника Мурада, обладала титулом первой жены. Она была фавориткой султана, и он ее нежно любил.
Шехзаде Баязид (1525 - 28 ноября 1562). Баязид был несоизмеримо более достойным преемником чем Селим. Более того, Баязид был фаворитом янычар, которым он напоминал своего отца и от которого унаследовал лучшие качества его натуры. Но через несколько лет между Селимом и Баязидом началась гражданская война, в которой каждого поддерживали его собственные местные вооруженные силы. Баязид, после неудачной попытки убить Селима, вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии, стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Селим с помощью войск своего отца в 1559 г. нанес Баязиду поражение под Коньей, заставив его с четырьмя сыновьями и небольшой, но боеспособной армией искать убежища при дворе шаха Ирана Тахмаспа. Затем последовал дипломатический обмен письмами между послами султана, требовавшими выдачи или, на выбор, казни его сына, и шахом, который сопротивлялся и тому, и другому, исходя из законов мусульманского гостеприимства. Сначала шах надеялся использовать своего заложника для того, чтобы поторговаться относительно возвращения земель в Месопотамии, которые султан захватил во время первой кампании. Но это была пустая надежда. Баязида взяли под стражу. По договоренности принц должен был быть казнен на персидской земле, но людьми султана. Таким образом, в обмен на большую сумму золота шах передал Баязида официальному палачу из Стамбула. Когда Баязид попросил дать ему возможность увидеть и обнять перед смертью своих четырех сыновей, ему посоветовали «перейти к предстоящему делу». После этого на шею принцу набросили шнурок, и он был удушен. После Баязида были задушены четыре его сына. Пятый сын, всего лишь трех лет отроду, встретился, по приказанию Сулеймана, с той же судьбой в Бурсе, будучи отданным в руки выделенного для исполнения этого приказа доверенного евнуха.
Джахангир (1532 - 1553). Последний сын Сулеймана и Хюррем. Родился больным ребенком. У него был горб и другие проблемы со здоровьем. Чтобы заглушить постоянную боль Джахангир пристрастился к наркотикам. Несмотря на возраст и болезнь он был женат.
Страшная смерть его брата Мустафы спровоцированная Роксоланой так потрясла впечатлительного Джихангира, что он заболел и вскоре скончался. Скорбящий о своём несчастном горбатом сыне Сулейман поручил Синану воздвигнуть красивую мечеть в квартале, который до сих пор носит имя этого принца. Мечеть Джихангир, построенная великим архитектором, разрушилась в результате пожара и от неё до нашего времени ничего не сохранилась.
Роксолана погубила Оттоманскую империю

Родилась Роксолана (Анастасия Лисовская) в городе Рогатин в 1505 году . Отец Анастасии был священником и запойным алкоголиком. Детство Насти прошло обыкновенно для детей священнослужителей того времени - за чтением Священного Писания, молитв и акафистов, а так же некоторой светской литературы. В пятнадцатилетнем возрасте она была похищена крымскими татарами и продана в турецкое рабство, а точнее в горем к турецкому султану Сулейману Великолепному. С этого момента и начинаются самые невероятные приключения Роксоланы в Турции. Анастасия Лисовская была девушкой исключительно, волевой и решительной, от природы склонной к интригам, авантюризму и нимфомании. Находясь в гареме, она достаточно быстро научилась манипулировать своим мужем и его ближайшими родственниками, а также высшими сановниками и придворными Оттоманской Империи. Чтобы понять механизмы возвышения Роксоланы при султанском дворе, нужно знать нравы и обычаи, царившие тогда в среде турецкой знати и в монаршей семье. При султане Селиме Грозном, который мужу Роксоланы - Сулейману - приходился отцом, Турция достигла наивысшего пика своего имперского могущества. Во время его правления, Оттоманской Портой была завоёвана Сирия, Египет и часть Персии, на месте современной Украины подконтрольные Турции земли простирались почти до Киева. Эти территориальные приобретения увеличили размеры государства вдвое. Селим был сильным правителем, однако он обладал некоторыми порочными человеческими слабостями. Он был гомосексуалом… Именно присутствием в его характере нездоровой сексуальной тяги объясняется тот факт, что у Селима был целый гарем мальчиков, которых он почему-то оскопил… Когда же во время очередной войны Селим захватил в плен всех жён персидского шаха, то не причислил их к своему гарему, а приказав раздеть, выгнал вон. Только самую любимую жену шаха Исмаила он отдал своему вельможе… Двор Селима состоял во многом из знатных турок нетрадиционной сексуальной ориентации, а так же из иностранцев, в первую очередь славянского происхождения.
С приходом к власти Сулеймана Великолепного, турецкий двор по своему, так сказать, качественному составу мало изменился. Хотя сам Сулейман обращал внимание исключительно на женщин, в свою свиту он демократично допускал людей нетрадиционной ориентации… Вот, как написал о Сулеймане германский посланник в Турции Бузбек: «Даже в молодости он не испытывал порочной страсти к мальчикам, в которой погрязают почти все турки». Султан Сулейман был неплохим поэтом. Ему, человеку меланхолическому и мечтательному, присущи были частые депрессии и философские разочарования жизнью… Прекрасно зная украинский язык, Сулейман любил иногда слушать слепых кобзарей. Блуждая по улицам турецкой столицы, они распевали протяжные песни о подвигах славных турецких хлопцев, все тех же янычар, храбро рубивших на полях сражений запорожских казаков и привозивших домой богатую военную добычу…
Сулейман Великолепный, как и многие мужчины, склонные к искусствам, любил волевых, умных, чувственных и образованных женщин - женщин, способных повелевать. Именно этим объясняется тот факт, что Роксолане удалось влюбить в себя молодого султана так легко.
Повеливая сердцем «повелителя полумира», Роксолане было не трудно расправиться со всеми своими конкурентами и конкурентками при турецком дворе. С помощью тонких и исключительно коварных интриг ей удалось стать фактически полновластной правительницей Оттоманской Империи. Среди высшей турецкой аристократии не мало было лиц славянской национальности, особенно украинцев и поляков. Роксолана пользовалась возможностями придворной славянской «партии», при этом она манипулировала турецкими визирями и министрами, как фигурами на шахматной доске.
Родив от Сулеймана сына Селима, наша прославленная соотечественница сразу же принялась за устранение конкурентов, могущих претендовать на турецкий престол. Кроме Роксоланы у султана была еще одна любимая жена: черкешенка, родившая ему первенца - Мустафу. Отец очень любил Мустафу. Народ его просто обожал. И стать бы Мустафе настоящим правителем Турции - безжалостным и кровожадным, но, как говорится, не судьба… Устранив великого визиря Ибрагима, ставленника «черкесской партии», Роксолана добилась назначения на эту должность «своего человека» - Рустема-пашу, который по национальности был сербом. Вскоре новый великий визирь женился на дочери Роксоланы и Сулеймана, таким образом породнившись с монаршей семьёй и став лицом, лично заинтересованным в успехе интриг своей неутомимой тёщи. Впрочем, в этих интригах он участвовал и сам… Вот, что в феврале 1553 года писал об этом венецианский посол Наваджеро: «Все намерения матери, которую так любит великий государь, и замыслы Рустема, обладающего такой большой властью, направлены только к одной цели: сделать наследником своего родственника Селима».

Когда черкесская жена Сулеймана поняла, что скоро её постигнет та же участь, что и великого визиря Ибрагима, она набросилась на Роксолану с кулаками. Произошла драка, в которой вверх взяла уроженка Кавказа. Продолжилась вся эта история в покоях султана: виновато-смиренная Роксолана молча демонстрировала своему повелителю клок волос, выдранных у неё свирепой черкешенкой, а та, в свою очередь истерически кричала, доказывая, что украинская степнячка строит козни всему двору и плетёт предательские заговоры. Чтобы покончить с распрями в гареме, Сулейман, не долго думая, отправил черкешенку вместе со своим сыном Мустафой в отдалённую крепость, Роксолана же осталась в султанском дворце. Узнав о смерти Мустафы, Роксолана ликовала: ее план удался... Теперь дорога к турецкому трону для её сына Селима была открыта.
Селим Второй правил Турцией всего восемь лет. Умер он рано и последние годы своей жизни всецело посвятил кровавому террору против непокорных и алкоголизму. При его правлении Турецкая Империя начала бесславный путь к своему концу. Внук Роксоланы - Мурад Третий - начал пить с детства. От отца он перенял ни только наследственную болезнь, но и методы управления государством: рубить головы своих подданных за малейшую провинность. В те времена у турецких правителей появилась «мода» на властных и волевых жен. Собственными «Роксоланами» обзавелись, и Селим, и Мурад, и последующие правители Турции. Каждая новая султанша своими интригами и авантюрами разваливала государственность, как только могла. Этот период турецкой истории называется «эпоха привилегированных женщин». С тех пор и вплоть до времен турецкой революции большинство правителей Оттоманской Порты были запойными пьяницами. Благодаря гену алкоголизма, переданному Роксоланой турецкой правящей династии, Турция на протяжении 17 и 18 веков терпела крупные поражения в военных кампаниях и на мировой дипломатической арене. Турецкая Империя, разложившаяся и нравственно подорванная изнутри Анастасией Лисовской, перестала в те времена представлять сколько-нибудь серьезную угрозу для мировых сверхдержав, в том числе и для Российской Империи. Присоединение к России Новороссийского края и Крыма - это результат ни только выдающихся побед русских полководцев, но и последствие тлетворного влияния Роксоланы на правящие круги Оттоманской порты 16 века.


27 апреля 1494 г. родился 10-й правитель Османской империи, султан Сулейман I Великолепный, периоду правления которого посвящен один из самых популярных турецких сериалов «Великолепный век». Его выход на экраны вызвал неоднозначную реакцию у публики: рядовые зрители с интересом следили за перипетиями сюжета, историки возмущенно комментировали большое количество отступлений от исторической правды. Каким же на самом деле был султан Сулейман?


Главные герои сериала *Великолепный век*

Сериал рассчитан в первую очередь на женскую аудиторию, поэтому центральной сюжетной линией в нем стали взаимоотношения султана с многочисленными обитательницами гарема. Потомок 33-го султана Османской империи Мурада V, Осман Салахаддин возражает против подобной расстановки акцентов: «Он правил 46 лет. В походах за эти годы преодолел почти 50 тысяч километров. Не на «Мерседесе», а верхом на коне. На это уходило много времени. Поэтому султан просто физически не мог так часто бывать в своем гареме».


Франциск I и султан Сулейман

Конечно, фильм изначально не претендовал на статус документального исторического кино, поэтому доля художественного вымысла в нем действительно велика. Консультант сериала, доктор исторических наук Э. Афйонджи поясняет: «Мы перелопатили массу источников. Перевели записи венецианских, немецких, французских послов, которые в то время посещали Османскую империю. В «Великолепном веке» события и личности взяты из исторических источников. Однако личную жизнь падишаха из-за нехватки информации пришлось додумывать самим».

Султан Сулейман принимает правителя Трансильвании Яноша II Запольяи. Старинная миниатюра

Султана Сулеймана не случайно называли Великолепным – он был такой же фигурой, как Петр I в России: инициировал множество прогрессивных реформ. Даже в Европе его называли Великим. Империя во времена султана Сулеймана завоевала обширные территории.


Фрагмент гравюры *Баня турецкого султана*

В сериале смягчили истинную картину нравов того времени: общество показано более светским и менее жестоким, чем было на самом деле. Сулейман был тираном, как утверждает Г. Вебер, ни родство, ни заслуги не спасали от его подозрительности и жестокости. При этом он боролся со взяточничеством и сурово наказывал чиновников за злоупотребления. Вместе с тем, он покровительствовал поэтам, художникам, архитекторам и сам писал стихи.


Слева – А. Хикель. Роксолана и султан, 1780. Справа – Халит Эргенч в роли султана Сулеймана и Мерьем Узерли в роли Хюррем

Конечно, экранные герои выглядят куда более привлекательными, чем их исторические прототипы. Сохранившиеся портреты султана Сулеймана запечатлели человека с тонкими чертами лица европейского типа, которого сложно назвать красивым. То же самое можно сказать и о Хюррем, известной в Европе как Роксолана. Женские наряды в сериале отражают, скорее, европейскую моду, чем османскую, – таких глубоких декольте во времена «великолепного века» не было.


Мерьем Узерли в роли Хюррем и традиционный османский наряд


Интриги и склоки между Хюррем и третьей женой султана Махидевран, которым в фильме уделяется большое внимание, имели место и в реальной жизни: если бы наследник престола, сын Махидевран Мустафа пришел к власти, он бы убил детей Хюррем, чтобы избавиться от конкурентов. Поэтому Хюррем опередила соперницу и не замедлила отдать приказ об убийстве Мустафы.



Сотрудник Института востоковедения РАН С. Орешкова обращает внимание на то, что гарем показан не совсем таким, каким он был на самом деле: «Удивляет, что в сериале наложницы и жены Сулеймана так свободно гуляют. При гареме был сад, и там с ними могли быть только евнухи! К тому же в сериале не показано, что гарем в те времена – это не только место, где жили жены султана с детьми, прислуга и наложницы. Тогда гарем был отчасти как институт благородных девиц – в нем содержалось много воспитанниц, которые не метили в жены правителя. Они обучались музыке, танцам, поэзии». Поэтому не удивительно, что некоторые девушки мечтали попасть в гарем к султану.


46-летнее (в 1520 - 1566 гг.) правление Сулеймана Великолепного (он же Кануни - Законодатель) часто называют золотым веком Османской империи. И это вполне обосновано, поскольку именно в это время Великолепная Порта достигла своего маскимального могущества и расцвета, став самой могущественной империей всего мира.

Но не менее великолепной была и любимая жена султана, ставшая широко известной под именем Роксолана (во многом благодаря популярному турецкому сериалу "Великолепный век", содержание которого, впрочем, не слишком соответствует реальной истории этой неординарной женщины, ставшей из рабыни-наложницы фактической соправительницей могущественного Сулеймана.

Однако, несмотря на фантастические обстоятельства ее биографии, которым верится с большим трудом, Роксолана - личность совершенно историческая.

Сулейман и Роксолана.
Картина А. Хикеля (1780 г.):

Её настоящее имя, вероятно, Анастасия Лисовская . Родилась она около 1506 года в семье священника из-под Львова. Во время одного из многочисленных набегов крымских татар на земли Литовско-Польского государства, страдавшего от таких набегов в XVI - XVII веках не меньше, если не больше, чем Московское государство, она была пленена и в результате оказалась на невольничем рынке Константинополя (да, я не оговорился, даже после захвата "Второго Рима" султаном Мехмедом II Завоевателем в 1453 году, великий город сохранил свое имя; официально Стамбулом он стал только лишь по решению Мустафы Кемаля паши (Ататюрка), провозгласившего Турцию республикой в 1923 году и лишивший Константинополь как исторического названия, так и статуса столицы. Кстати, не всеми это признано до сих пор. Сам видел современные греческие карты, на которых нет никакого Стамбула, а по прежнему - Константинополь).

Впрочем вернемся к нашей героине.
На невольничем рынке среди множества полонянок красавицу Анастасию приметил главный визирь Сулеймана и его близкий друг Рюстем-паша , решивший сделать изящный подарок своему молодому повелителю. Так она, 15-летняя рабыня, оказалась в гареме.

ПРО ГАРЕМ

Здесь нужно сделать большое отступление, поскольку вопреки расхожему мнению, источником которого вероятнее всего является возникшая в первой половине XIX века в Европе мода на ориентализм (и в литературе, и в особенности, в изобразительном искусстве), гарем в Османской Турции вовсе не был земным филиалом этакого исламского Эдема, где султан приятно проводил время в объятиях сотен гурий-одалисок.

Жан Огюст Доменин Энгр.
"Одалиска с рабыней":

На самом деле гарем был большим гадюшником, в котором главным было интриги и заговоры, которые плелись всеми и против всех. При этом в гареме была совершенно четкая субординация. И каждая из женщин, оказавшихся там, стремилась занять в гареме как можно более высокое место, устранив конкуренток любыми способами.

Джулио Розати.
"Танцы в гареме":

Пресловутые одалиски ("одалык") занимали в гареме низшую ступень. Они были не более чем служанками, которые чаще всего и в глаза не видывали султана, не говоря уже о том, чтобы разделить с ним ложе.

Поль Трульбер.
"Слуга в гареме":

Девушки, которым по каким-либо причинам (чаще всего - красота, умение поддержать беседу, развлечь султана танцем и т. п.) повезло больше, становились наложницами ("икбаль"). Многие из икбаль имели возможность побыть наедине с султаном лишь один раз (выбор у повелителя быд достаточно велик), но если какая-то из них понравилась султану, и он вызывал ее во второй раз, то с этого момента ее жизнь подвисала буквально на волоске. За ней начинали ревниво следить хасеки.

Джулио Розати. "Выбор фаворитки":

Хасеки - жены султана, родившие ему сына. Еще одна конкурентка никому из них была совершенно не нужна, поэтому бывали случаи, когда хасеки объединялись против понравишейся султану икбаль, стремясь всячески ее опорочить, а лучше всего - вообще изгнать из гарема (убийство при этом никого не останавливало).
Но и каждая из хасеки боролась за то, чтобы именно ее сын взошел на престол, поэтому друг другу они были не подругами, а смертельными, в буквальном смысле этого слова, врагами (или правильнее сказать "врагинями"? В общем, "демонами в женском обличье"). В дело шло все: от доноса до кинжала или яда.

Проигравшие оказывались в кожанном мешке на дне Босфора. А удачливая хасеки, чей сын все-таки становился султаном (отравить при этом собственного мужа, чтобы расчистить дорогу к престолу сыну, считалось делом вполне нормальным), становилась "валиде-султан" (матерью султана) и превращалась не только в главного человека всего гарема, но и в соправительницу своего сына. А иногда и в полновластную правительницу: так, например, во второй половине XVI века именно валиде правили империей вместо своих никчемных сыновей - пьяниц или безумцев.

Особое слово нужно сказать и о черных евнухах , бывших своеобразной службой безопасности гарема (их набирали преимущественно в Египте, хотя, конечно же, бывали и исключения).
Начальником евнухов являлся кызляр-ага , занимавший достаточно значительное место в иерархии чиновников Османской империи, поскольку выполнял функцию своего рода наперсника султана.
Именно он каждый вечер выбирал девушку для сутлана из числа икбаль или хасеки (при этом, разумеется, взяточником он был совершенно невообразимым).

Жан Леон Жером.
"Бассейн в гареме":

Кызляр-ага выполняли другие "деликатные" поручения, заведуя теми самыми кожанными мешками, в которых топили в Босфоре неудачниц из гарема.

Кстати, кастрация евнухов далеко не всегда делала секс невозможным (в отличие от возможности зачатия), так что евнухи периодически злоупотребляли своим служебным положением. Знаете анекдот о том, как гарем рыдал из-за измены султана с другим гаремом?
Так вот, этот анекдот вполне правдив. Сейчас уже не припомню имени сутлана, которому надоел его гарем в полном составе (вроде бы это был Мурад III , известный своей сексуальностью и в течение нескольких лет проводивший каждую ночь как минимум с тремя наложницами то одновременно. а то по очереди), и он приказал своим верным евнухам утопить в Босфоре всех и икбаль и хасеки, чтобы без помех набрать новых.

Но в любом случае когда султан умирал (особенно, если не своей смертью), то его наследник обзаводился собственным гаремом. А жен и наложниц предшественника ждала разная участь. Некоторых выдавали замуж, некоторых оставляли в гареме в качестве нянек, а большинство отправляли во Дворец слёз у мечети Беязит, где они доживали свои дни в полном забвении, хотя должны были радоваться тому, что избежали кожанного мешка.

Столь пространное повествование о султанском гареме понадобилось прежде всего для того, чтобы была понятнее совершенно фантастическая карьера, которую сумела сделать Анастасия (Роксолана).

КАРЬЕРА РОКСОЛАНЫ

Каким образом дочь священника из-под Львова очень быстро поняла, что из себя представляет султанский гарем, понять трудно, если вообще возможно. Но она почувствовала себя там как рыба в воде.
Она не слишком долго задержалась среди одалык (одалисок), видимо благодаря тому, что султану ее представил в качестве подарка его ближайший советник Рюстем-паша. Как икбаль она стремительно влюбила в себя молодого Сулеймана, что было не так уж и просто, так как в его распоряжении было около 600 наложниц.
Во дворце шептались, что славянка - ведьма и чем-то опоила султана. Сулейман, вовсе не отличавшийся доверчивостью, иначе он не стал бы величайшим правителем Османской империи, при виде лучезарной улыбки Роксоланы становился совершеннейшей тряпкой и верил всему, что она ему нашептывала.
А это были далеко не всегда слова любви.

Под ее всегдашней улыбкой, благодаря которой Роксолана и получила свое придворное имя Хюррем, т. е. "Весёлая", "Смеющаяся", скрывалось чудовище, по сравнению с которым какая-нибудь Леди Макбет и в подметки бы не годилась!

Такой её изобразил Тициан:

Первым делом Хюррем (давайте называть ее именно так) избавилась от предыдущей фаворитки султана - черкешенки Махидерван. Эта, прежде любимая хасеки Сулеймана, и так после появления Хюррем впола в немилость, но продолжала представлять опасность, ибо успела родить султану двух сыновей. А Хюррем во что бы то ни стало решила возвести на престол собственного сына Селима. Махидерван была сослана и умерла в изгнании.
Затем в результате виртуозной интриги Хюррем удалось убедить султана в том, что популярный в народе и главное среди янычар старший сын Махидерван, наследник престола Мустафа, замышляет против него переворот. Мустафу задушили, а его младший брат Джихаргир умер, как объявили, с горя.
Затем "веселая" хасеки последовательно истребила всех, кто мог встать между ней и Сулейманом. Одного за другим султан казнил всех своих ближайших друзей, включая того самого Рюстама-пашу, который когда-то привел славянскую невольницу во дворец султана в качестве подарка.
Мать султана - Айше-Хафса (валиде-султан), имевшая неосторожность высказать сыну все, что думает о его обожаемой Хюррем, вскоре скоропостижно умерла от странной болезни (вероятнее всего, просто была отравлена).
Для страховки Хюррем посылала убийц и в различные провинциальные дворцы: нет ли у султана еще сыновей на стороне? Таких оказалось более 40, и все они были убиты.
И уж наконец, для пущей верности, были убиты два младших брата Селима - ее собственные сыновья, ведь они могли составить ее обожаемому Селиму конкуренцию после смерти Сулеймана, поскольку никакого правила наследования престола в Османской империи XVI века не существовало (в том числе и правила первородства), а действовал звериный закон: кто из наследников первым перебъет своих братьев, тот и становится султаном.

Хюррем так и не достигла вершины, к которой так стремилась. Валиде-султан она так и не стала, не пережив своего супруга, умерев на 6 лет раньше его, в 1560 году (удивительно, что она его не отравила или не избавилась от него каким-либо другим способом!).
Но после смерти Сулеймана, в 1566 году, любимый сын Хюррем-Роксонаны-Анастасии все-таки взошел на престол.
Названный в честь Селима I Грозного, Селим II остался в истории Османской империи как один из самых ничтожных ее правителей. Его прозвищем стало "Пьяница", которое он оправдал даже своей смертью: он разбил себе голову спьяну поскользнувшись в бане.

Селим II:

Стоит ли после этого удивляться тому, что после эпохи Сулеймана Великолепного Османская империя стала постепенно деградировать и превращаться в "больного человека Европы" по меткому выражению Николая I.
Конечно, со времени Сулеймана и его любимой Хюррем до полного упадка Великолепной Порты прошло много времени, еще в конце XVII века турки штурмовали Вену. Но, как говорится, "капля камень точит"!

Поэтому предлагаю: давайте считать славянку Анастасию Лисовскую (она же Роксолана, она же Хюррем) специальным агентом, отправленым в Турцию времен ее маскимального могущества, с целью подорвать её изнутри! И отправил её туда с помощью машины времени сам Путин по поручению великого князя Василия III. А курировал все ее поведение, разумеется, Иван Грозный! В этом случае ей просто необходимо присвоить почетное звание царского стольника, ну и, конечно же, Героя РФ. Или, может быть не РФ, а Украины?

Если кто-то не понял, то это шутка.
Но ведь, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки...

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.