интересы, противоречие и взаимовлияние. Социальные притязания и закон. интересы, противоречие и взаимовлияние Право примеряет социальные интересы теория

Т.Я. Хабриева, главный редактор Журнала, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Ю.А. Тихомиров, член редакционной коллегии Журнала, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Крупнейшие преобразования, происходящие в России в последние годы, привели к коренным изменениям государственных институтов и правовой системы. Сохраняя историческую преемственность, наша страна существенным образом обновила законодательство как путем использования общеевропейских принципов права, так и посредством обогащения содержания действующих и формирования новых отраслей законодательства. Поиски новых правовых решений велись в условиях сложной социально-политической ситуации, когда партии предлагали разные способы решения задач, когда противоборство интересов социальных групп имело и парламентские, и непарламентские формы выражения. Декларируемым интересам нередко не соответствовали реальные мотивы и действия участников процесса правотворчества и правоприменения, а интересы государства приносились в жертву иным интересам. Между тем именно национальный интерес, отражающий потребности общества, государства и граждан, является главным двигателем правовой сферы.

Поэтому понятно, почему выбор темы конференции, посвященной восьмидесятилетию Института законодательства и сравнительного правоведения, - "Роль права в обеспечении национальных интересов", - прошедшей 25 октября 2005 г., предопределен двумя обстоятельствами. Первое из них связано с характеристикой творческой деятельности Института за годы его существования. На всех этапах развития нашей страны коллектив Института, обновляемый, но сохраняющий устойчивые традиции корифеев юриспруденции, решал сложные задачи теории права и законодательства. Задачи развития отраслей законодательства, укрепления законности и правопорядка, которые решало государство, служили основой формирования научной проблематики.

Другое обстоятельство отражает острую актуализацию вопросов правового обеспечения национальных интересов. Укрепление единства государства и его территориальной целостности, преодоление сепаратизма и борьба с коррупцией, гарантии прав и свобод граждан в контексте обеспечения интересов общества и государства - таковы своего рода внутренние аспекты роли права в выражении национальных интересов. Укрепление мощи нашего государства и гарантий его суверенитета, повышение роли нашей страны в мировом сообществе и в решении крупных задач глобализации, пресечение посягательств на безопасность государства и граждан - таков международный императив правового обеспечения национальных интересов.

Обсуждение на конференции, собравшей много крупных отечественных и иностранных ученых (было представлено более 50 представителей российских и зарубежных научных и образовательных центров), руководителей государственных органов, вопросов правового обеспечения национальных интересов позволило выявить целый ряд актуальных проблем. Было заметно, что преобладает своего рода презумпция интересов в анализе многих аспектов развития правовой сферы. И это вполне естественно, хотя и явно недостаточно. Тем не менее можно следующим образом кратко резюмировать содержание дискуссии.

В законопроектной деятельности учитываются потребности общественного регулирования тех или иных отношений. Вопрос заключается в том, каков характер этих потребностей. Не ощущается ли чрезмерное давление лоббизма или, напротив, стремление жестко регламентировать деятельность организаций. Критерием эффективности закона должен быть именно национальный интерес как выражение формулы "право служит обществу, государству и гражданам".

В регулировании социальной сферы особенно необходимо трактовать права и законные интересы граждан как приоритетные в национально-государственном масштабе. Понимание этого присутствовало в выступлениях Министра здравоохранения и социального развития и Министра образования и науки.

Следует обратить внимание на правовые метаморфозы, когда реальные интересы общества и гражданина вовсе не требуют "обильного" нормотворчества. Множество актов нередко ограничивают допускаемую саморегуляцию поведения и едва ли оправданны в общенациональном смысле.

Серьезное внимание было уделено борьбе интересов в "правовой оболочке", когда правовые нормы используют или трактуют в узких интересах. Весьма перспективны оценки и предложения о способах учета и использования интересов на стадии правотворчества и стадии правоприменения.

В общем плане важно подчеркнуть два аспекта проблемы. Один из них связан с формами признания и выражения разных интересов в праве. Другой касается роли права в формировании и обеспечении национальных интересов, которые отражаются и "мерой" общества, и "официальной мерой" государства, и "мерой" защищаемых индивидуальных и коллективных интересов.

Юридическая наука пока мало уделяет внимания этим вопросам. А ведь именно интересы "оживляют" и "одухотворяют" правовые процессы и нормы, и их гармонизация в контексте обеспечения национальных интересов весьма актуальна.

Организаторы конференции надеются, что поднятые проблемы найдут адекватный отклик у юридического сообщества. Наука должна вновь вернуться к теме интересов в праве и особенно к обеспечению национальных интересов. Их забвение и недооценка приводят к чрезмерному давлению корпоративных и ведомственных интересов там, где приоритет должны иметь государственные интересы, причем интересы не аппарата и чиновников, а государства как официального представителя общества. Закон должен этому всемерно способствовать.

Предлагаемый читателю номер журнала построен как тематический. В нем помещены, кроме вводной, тематические статьи и выступления, подготовленные на основе стенограммы конференции. Можно надеяться, что публикации послужат стимулом дальнейшего развития исследований в правовой сфере. Национальные интересы в праве укрепляют чувство патриотизма граждан и консолидацию общества и способствуют обеспечению высокой роли России в мировом сообществе.

Под общественным интересом понимается интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества. Четкого определения «права общественного интереса» в русском языке нет.

Впервые этот термин стал предметом подробного обсуждения в России в ноябре 2001 г., когда московское представительство Фонда Форда организовало «круглый стол» на эту тему в связи с выходом русского издания книги «Правовая защита общественных интересов: Работа общественных организаций при поддержке Фонда Форда. Международный опыт».

Последующее распространение термин получил, в связи с появлением неправительственных организаций , занимающихся защитой общественных интересов с помощью правовых инструментов: обсуждение важнейших законодательных актов , выработка государственной политики в различных областях, затрагивающих общественные интересы, проведение мониторинга и других исследований, необходимых для осуществления оптимальных реформ, изменение законодательства посредством обращения в Конституционный Суд и международные органы по защите прав человека .

На данный момент одним из расширенных определений можно считать цитату из выступления Эдвина Рекоша, исполнительного директора Института «Право общественных интересов» (PILI), на симпозиуме в Дурбане (ЮАР) в г.

«Термин «право общественных интересов» не описывает какую-либо сферу законодательного регулирования или отрасль права ; его появление было оправдано необходимостью сделать акцент на том, чьи интересы представляют юристы , работающие в этой сфере. Противопоставив себя юристам, oбслуживающим могущественные корпорации, они взялись за защиту интересов людей, которые в противном случае остались бы без юридической помощи.

Поэтому одним из наиболее значительных элементов деятельности по правовой защите общественных интересов всегда была необходимость оказания юридической помощи малоимущим . Однако впоследствии термин стал включать в себя более широкий спектр деятельности как юристов, так и неюристов, стремящихся к достижению самых разных социальных целей, включая защиту гражданских прав и свобод , прав женщин , прав потребителей , окружающей среды и так далее. Тем не менее, общим знаменателем для всех юристов, защищающих общественные интересы в США, остается этика «борьбы за маленького человека» - то есть представление интересов уязвимых социальных групп".

Правовая защита общественных интересов во всем мире всегда черпала вдохновение в стремлении к социальной справедливости. В наши дни термин «право общественных интересов» все больше используется в Центральной и Восточной Европе , России и Средней Азии юристами-профессионалами и другими людьми и организациями, работающими в таких областях, как защита прав человека или охрана окружающей среды, и с другой социальной проблематикой, так или иначе связанной с правом. Термин применяют к таким видам деятельности, как проведение различных общественных кампаний, стратегическое использование судебных механизмов для достижения общественнополезных целей, оказание бесплатной юридической помощи , развитие клинического юридического образования , правовое просвещение. Общим для всех тех, кто занимается этой деятельностью, является осознание общей миссии: использование права как инструмента разрешения социальных проблем во имя общественного интереса. Осуществляемая с этой целью деятельность основывается на принципах уважения прав человека , демократии , открытого общества и верховенства права .»

Материалы по защите общественных интересов

  • В защиту общественных интересов: руководство для юристов и правозащитников / Под ред. Э. Рекоша, К. Бучко, В. Терзиевой, Д. Шабельникова; Пер. с англ. Д. Б. Шабельников; Науч. ред. пер. Н. М. Кипнис. -М. : Юристъ, 2004. - 506 °C. ISBN 5-7975-0704-8. http://www.pili.org/ru/content/view/21/36/ .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Право общественных интересов" в других словарях:

    Public Interest Law Institute Институт «Право общественных интересов» (PILI) международная неправительственная организация, которая утверждает и развивает принципы защиты прав человека посредством, стимулируя развитие инфраструктуры в области… … Википедия

    Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Институт «Право общественных интересов» (PILI) международная неправительственная организация, которая утверждает и развивает принципы защиты прав человека посредством, стимулируя развитие инфраструктуры в области права общественных… … Википедия

    Фонд Право Матери Тип некоммерческая Год основания 1989 Основатели Вероника Александровна Марченко, Маргарита Александровна Пашкова, Инна Васильевна Плаван Расположение … Википедия

    Понятие естественного П. принадлежит к числу самых древних категорий философии П. и юриспруденции. Естественное П. издавна противопоставляется положительному, во первых, как совершенная идеальная норма несовершенной существующей, и во вторых, как … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Право граждан на объединение - (англ. unification right of citizens) одно из важнейших гражданских прав, гарантированных Конституцией РФ* (ст. 30). В РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности … Энциклопедия права

    - (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права,… … Википедия

    Понятия, раскрывающие содержание двух взаимосвязанных сфер общественной жизни. Право система социальных норм, регулирующих общественные отношения, поведение людей и функционирование государственных органов. Оно такой же ограничитель власти, как и … Политология. Словарь.

    Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    ПРАВО - общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально определенных и охраняемых публичной (государственной) властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов. Этимологически слово право… … Современный философский словарь


Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.

Прежде всего необходимо установить содержание понятия «интерес».

В юридической, философской науках, в психологии нет однозначного подхода к категории «интерес».

Одни ученые трактуют понятие «интерес» исключительно как объективное явление и тем самым отождествляют с понятием «потребность», которая действительно представляет собой в известной мере явление объективное. Однако люди, имея одинаковые потребности, нередко поступают по-разному.

Другие исследователи относят интерес к субъективным категориям. Именно так определяют интерес представители психологической науки, считая интерес отражением в сознании человека стремления к удовлетворению потребностей.

По мнению третьих, интерес - это одновременно единство объективного и субъективного, поскольку, будучи объективным явлением, интересы неизбежно должны пройти через сознание человека. Противники данной позиции утверждают, что интересы могут быть осознанными или неосознанными, но осознание интереса ничего не меняет в его содержании, поскольку интерес целиком определяется объективными факторами.

Понятие «интерес» нередко трактуется как выгода или польза. Однако проф. А.И. Экимов считает, что этими терминами обозначается лишь оптимальный способ удовлетворения потребности, который сам субъект оценивает для себя как оптимальный.

Иногда интерес понимается как благо, т. е. как предмет удовлетворения своих потребностей (проф. С.Н. Братусь). Такое использование термина «интерес» в целом укоренилось в юридической литературе. Таким образом, предмет интереса совпадает с предметом потребности, что послужило основанием для отождествления интереса и потребности. Между тем они имеют разную природу и содержание.

Потребность служит материальной основой интереса. Интерес же по своей сущности есть отношение между субъектами, но такое отношение, которое обеспечивает оптимальное (эффективное) удовлетворение потребности. Иногда говорят, что интерес - это общественное отношение, опосредующее оптимальное удовлетворение потребности и определяющее общие условия и средства ее удовлетворения.

Отсюда ясно, почему одни и те же потребности порождают зачастую разные, а то и противоположные интересы. Это объясняется разным положением людей в обществе, что определяет различие в их отношениях по поводу удовлетворения своих потребностей.

В литературе предлагается различать социальный и психологический интерес. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего.

Интерес может существовать и не будучи выраженным в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мертв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения, т. е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть.

Итак, интерес обладает следующими свойствами.

  1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.
  2. Нормативность интереса, т. е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.

3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Этокачество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.

4. Реализация интересов есть сознательный, т. е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.

Считается, что в первобытном обществе не существовало индивидуального носителя интересов и социальных средств удовлетворения потребностей отдельного человека. Лишь с дифференциацией общества происходит формирование собственных интересов человека, а также интересов той социальной группы, класса, слоя, касты, сословия, к которым принадлежали люди.

Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах - в правотворчестве и при реализации права.

В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

Как справедливо указывает проф. Ю.А. Тихомиров, социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе. Таким образом, в правотворчестве должна быть расстановка акцентов в отношении интересов. А это, в свою очередь, требует выдвижения определенных целей. Цели отражают потребности и интересы людей, хотя и не являются их зеркальным отражением, чаще всего они отражают желаемое, возможное состояние (с точки зрения субъектов). Цели, как и интересы, могут быть истинными и ложными по отношению к закономерностям объективного развития. Но для реализации цели недостаточно ее соответствия объективным закономерностям и объективным интересам. Необходимы средства для реализации цели. Иначе говоря, цели должны быть реализуемы.

Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.

Одна и та же норма права оказывает различное мотивационное влияние на поведение людей, оказавшихся в сходной ситуации.

Регулирование поведения людей с помощью права состоит в определении их юридических прав и обязанностей.

Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей.

Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства - установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практической реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса.

Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.

Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи.

В литературе называют три тенденции в правовом обеспечении интересов:

  1. возрастание роли права в реализации интересов, что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;
  2. усиление конкретных правовых средств во взаимоотношениях государства и граждан. Отсюда и круг интересов, реализация которых обеспечивается правовыми средствами, расширяется. Так, впервые в правовую сферу включаются отношения интеллектуальной собственности; государственную защиту получают свобода совести, свобода слова, убеждений, свобода печати и др.;
  3. возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Теория государства и права

Российское юридическое образование. Предлагаемое читателю четвертое издание учебника «Теория государства и права» переработано и дополнено с учетом серьезных достижений в области общетеоретических исследований.

К данному материалу относятся разделы:

Предмет и объект изучения теории государства и права

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

Функции теории государства и права

Структура теории государства и права

Методология теории государства и права

Социальная организация первобытного общества

Переход от присваивающей к производящей экономике

Типичные и уникальные формы возникновения государства

Города-государства

Нормативная система первобытного общества

Другие теории происхождения государства

Понятие государства, его признаки

Сущность государства

Социальное назначение государства

Типология государств

Общая характеристика власти

Виды власти

Государственная власть

Компоненты государственной власти

Соотношение государства, государственной власти и государственности

Форма государства

Форма правления государства

Политико-территориальная организация (государственное устройство)

Государственно-правовой режим

Межгосударственные объединения

Понятие функций государства. Факторы воздействия на них

Классификация функций государства

Внутренние функции государства

Внешние функции государства

Влияние процессов глобализации на функции государства

Формы и методы реализации функций государства

Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства

Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности

Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата

Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

Понятие политической системы

Структура политической системы

Государство в политической системе

Государство и общественные объединения

Государство и политические партии

Теории происхождения права

Основные концепции правопонимания

Сущность права

Функции права

Право в объективном и субъективном смыслах

Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

Социальные и технические нормы

Виды социальных норм

Общее и особенное в социальных нормах

Особенности права как нормативного регулятора

Соотношение государства и права

Государство, право и экономика

Право и политика

Право и справедливость

Право и социальные интересы

Ценность права

Понятие и признаки нормы права

Функции норм права

Структура правовой нормы

Классификация норм права

Подзаконные акты

Интересы составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ.

Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.

В юридической, философской науках, в психологии нет однозначного подхода к категории «интерес».

Интерес обладает следующими свойствами :

1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административ­ным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.

2. Нормативность интереса, т.е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.

3. Интересы отражают положение субъектов в системе общест­венных отношений. Это качество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) дей­ствий субъектов и в то же время пределы вмешательства государст­ва в сферу интересов субъектов.

4. Реализация интересов есть сознательный, т.е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса за­конодатель достигает необходимых результатов правового регули­рования.

Считается, что в первобытном обществе не существовало индивидуального носителя интересов и социальных средств удовлетво­рения потребностей отдельного человека. Лишь с дифференциаци­ей общества происходит формирование собственных интересов человека, а также интересов той социальной группы, класса, слоя, касты, сословия, к которым принадлежали люди.

Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в 2 сферах - в правотворчестве и при реализации права.

В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

Социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, кото­рые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирова­ние и выражение различных интересов, с одной стороны, и их со­гласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

Сказанное предполагает необходимость учета различных инте­ресов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на дан­ном этапе.

Таким образом, в правотворчестве должна быть расста­новка акцентов в отношении интересов, что требует выдвижения определенных целей. Цели отражают потреб­ности и интересы людей.

Цели, как и интересы, могут быть истинными и ложными по отношению к закономерностям объектив­ного развития. Но для реализации цели недостаточно ее соответст­вия объективным закономерностям и объективным интересам. Не­обходимы средства для реализации цели, т.е. цели должны быть реализуемы.

Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отра­жением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.

Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.

В юридической литературе предмет интереса совпадает с предметом потребности.

  1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.
  2. Нормативность интереса, т. е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.

3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Этокачество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.

4. Реализация интересов есть сознательный, т. е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.

В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе.

Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей.

Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства - установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практической реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса.

Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.

Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи.

В литературе называют тенденции в правовом обеспечении интересов:

  1. возрастание роли права в реализации интересов, что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;
  2. возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.

Основные элементы социального действия права.

Основные элементы социального механизма действия права: человек, социальная группа, общественное мнение, корпус профессиональных юристов

Общественное мнение как элемент социального механизма действия права. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения.

Стадии действия права.

Стадии социального действия права:

Формирование предпосылок;

Непосредственно действие права.

Выделяется ряд этапов реализации права (норм права).

Во-первых, этап предреализующей деятельности. В него входят: «деятельность государственных органов по созданию рациональной системы правовых предписаний, конкретизирующих первоначальную норму, т.е. «создание нормативных условий для точного действия права».

Во-вторых, этап промежуточного действия нормативного акта: создание оптимальной нормативной модели поведения (с учетом способа правового регулирования) и создание юридического, организационного (включая механизм проверки исполнения), информационного, ценностно-психологического механизмов ее реализации».

В собственно правореализации выделяются три схемы: правоприменение с принятием конкретизирующих правовых актов; правоприменение при их отсутствии; непосредственное исполнение, соблюдение правовых предписаний). При этом авторы рассматривают контрольные и информационные проблемы, а также роль правовой культуры. При освещении социальных аспектов механизма они выделяют, по сути, только роль социальных потребностей.

три основных уровня действия:

Общесоциальный (общество в целом);

Региональные (республики, края, области, города, районы и проч.);

Групповые (семья, трудовой коллектив, общественные объединения и т.п.).

На третьем этапе (осуществления норм права) под воздействием системы указанных факторов происходит фактическая реализация правовых предписаний и требований в деятельности (поведении) субъектов права. На этой стадии большое значение имеют разнообразные формы и средства государственно-правового воздействия. В.И. Гойман отметил особое значение правовых средств и выделил ряд их особенностей (это - право в его юридически должном виде, они имеют универсальный характер, имеют специально-юридическую природу, их применение сопряжено с юридическими последствиями и др.). Заметную роль в этом плане играют не только сами нормы права, но также - правоприменение, толкование норм права, правовой контроль и надзор государственных органов. Велико значение и неправовых средств применяемых государством (правовое и нравственное воспитание, создание благоприятных экономических и иных условий и др.)


Похожая информация.