История мировых религий: конспект лекций. Мировые религии

А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

  • Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
  • Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
  • Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  • Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
  • Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
  • совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
  • соблюдение поста в месяц рамадан;
  • раздача милостыни бедным;
  • совершение паломничества в Мекку (хадж).

«Предрассудок! Он обломок
Древней правды. Храм упал;
А руин его потомок
Языка не разгадал»
(Е.Я. Баратынский)

Методологические основы курса академические, а не апологетические. Ко всем религиям и традициям мы относимся с равным уважением и пиететом, не выделяя при этом ни одной и не считая никакую из них хуже или лучше других. Наши задачи просветительские, а не миссионерские. Занятия предполагают безусловно уважительное отношение к религиозным чувствам всех участников. На занятиях использованы материалы, иллюстрирующие лекционный курс.

1. «И в небесах я вижу Бога» — Религия как общественный феномен

Истоки религии: поиски смысла жизни и преодоление страха смерти. Культ и культура. Структура религии. Функции религии в обществе. Религиозный опыт. Община верующих. От природы к культуре. Формирование человеческой системы ценностей.

2. «Человеческий ум и Божественная Премудрость» — Методы религиозного познания Разум и вера

Религия и наука. Рациональное и мистическое. Богословие и теология. Законы Мироздания и наше представление о них. Творец и сотворенное: микрокосм и макрокосм.

3. «По веревке на Луну» — Ранние формы религии Магия, религия и мифология

Фетиш и тотем. Погребальные культы и культ мертвых. Духи природы и стихий. Мировое Древо и три мира. Шаманизм. Шаманские практики и шаманский транс.

4. «В поисках травы бессмертия» — Религии Древнего Египта

Пантеон богов и богинь. Символика «коптского» креста. История Изиды. Жрецы Изиды как каста посвященных. Зарождение идеи отшельничества и мужских жреческих сообществ как прообраз монашества. Практики посвящений: прыгнуть, посидеть, полежать. Идея загробного суда. Почему египетская культура закончила свое существование.

5. «Религии Древней Месопотамии» — Космогония и космология

Эпос о Гильгамеше. Как выглядела Вавилонская башня, для чего её строили? Чем был Вавилон «Вратами Бога» или «Местом, где все перепуталось». Блудница это Иван Сусанин. Технический прогресс это хорошо или плохо? Порядок победил хаос и, как побочный результат, мужчины победили женщин. В чем принципиальные различия города и деревни?

6. Ахимса, карма, сансара

Учение о перерождении. Социальная доктрина индуизма. Варны и касты. Брахманское служение.

7. Индийские аскетические практики — Мини-цикл «Все есть ты» — Религии Индии

Отшельничество. Что такое свобода с точки зрения индуизма. Йога индийская и европейская. Как человек может приобщиться к трем великим аспектам бытия: пространству, времени и закону. Диалектическое единство индуистских богов.

8. Индия как плавильная печь различных явлений и верований — Мини-цикл «Все есть ты» — Религии Индии

Основа уклада жизни в Индии регламентация и предписанность. Боги индуизма. Третий глаз Шивы. Шива разрушитель и оплодотворитель. Шива и Сати. Шива и шакти. Секс как сакральный акт. Кали - женская ипостась разрушения. Эволюция богов позитивная и негативная.

9. Кто счастлив? Шесть попыток сокрушить социальную опору индуизма — Мини-цикл «Все есть ты» — Религии Индии

«Живое и мертвое в индийской философии». Брахманское служение. Что значит «спасение» в индуизме. Мокша и тапас. Ритуальные самоубийства. Обычай самосожжения вдов - сати. Индийское кино как рецепт счастья.

10. «Мать-Индия от гор до океана» — Другие религии Индостана

Религии оппозиционные брахманизму. Джайнизм. Ахимса как важнейший принцип. Дигамбары и шветамбары. Сикхизм - религия воинов. Сикхизм - религия воинов. Гуру и шишья. Правило пяти "К". Амристар и Золотой Храм. Священная книга Гуру Грантх Сахиб.

11. «Выйти из колеса перерождений» — Буддизм 1

Легенда о царевиче Гаутаме. Параллели между биографией Гаутамы и Христа. Революционность ученья Шакьямуни: отказ от каст, сословий, наций, проповедь равенства людей. Срединный путь. Взгляд на проблему страданий и смерти. Возникновение монашества. Четыре благородных истины. Исторический путь буддизма. Будды и бодхисатвы. Основные направления в буддизме - махаяна, хинаяна, чань и дзэн.

12. Дзен-буддизм Буддизм 2

Что такое иллюзия мира? Ламедвовники и бодхисатвы. Чань-буддизм и дзен-буддизм. Учитель и ученик. Притча о полной чашке. Дзенские практики. Путь буддийского монаха.

13. Ламаизм — Буддизм 3

Причудливые пути буддизма от Индии до Тибета. Молниеносный взлет и падение монгольской империи. Ламаизм как религия покоя. Мифические и реальные секреты тибетских лам. Жизнь в ламаистском монастыре. Тибетская иконография. Мардонг и ступа. Шамбала и Чистая Земля, мечта и греза.

14. Конфуцианство — Религии Китая

Автохтонность и самодостаточность китайской цивилизации. Отрицание метафизики и прагматизм - главная черта ментальности. Учение о Пути Дао. Безрелигиозный характер доктрин. Конфуций и его учение. Влияние конфуцианства на культуры соседних народов. Учение о долге человека. Индивидуум и государство в конфуцианстве. Китайская геополитика.

15. «В согласии с Дао» — Религии Китая

Понятие Дао. Рецепты счастья. Природа как божество и учитель. Лао Цзы - идеал человека, живущего в согласии с природой. Культ предков и бумажные деньги: ритуал и жертвоприношение. Духи природы и пять стихий. Даосы и конфуцианцы - два взгляда на предназначение человека. Поиски эликсира бессмертия и попытки сохранить мир неизменным. Великие открытия при отсутствии идеи общественного прогресса как парадокс китайской ментальности.

16. Религии Японии

Культурное влияние Китая и самобытность японской цивилизации. Традиционная религия японцев синто и шаманизм народов Сибири. Дзен - религия самураев. Буддийский монах и практики монахов ниндзя. Отсутствие религиозной самоидентификации как основная черта японского религиозного сознания. Женщина - красота по-японски. Самурайский дух в современной Японии.

17. «Среди оборотней и оживших мертвецов» — Традиционные культы Африки

Своеобразие африканского тотемизма. Почитание животных покровителей. Тайные религиозные союзы. Полезная и вредоносная магия. Заклятия покойников. Место колдуна в деревенской общине. Маски, ритуалы, танцы. Африканские культы в Латинской Америке: вуду, кандомбле, макондо.

18. «Вот капища окровавленные ступени…» — Религии индейцев доколумбовой Америки

Основные религиозные верования. Обновление Вселенной и «новый огонь. «Войны цветов» и человеческие жертвоприношения. Культ насилия и вожделение к жестокости. Государство майя, ацтеков, инков: подъем, расцвет, деградация. Испанское завоевание и крах индейской цивилизации.

19. «Ящик Пандоры и огонь Прометея» Религия Древней Эллады

Боги Олимпа. Полубоги, герои, низшие божества. Религия и греческое наследие: наука, философия, поэзия, театр, спорт. Отношение к женщине и педерастия. Пространство и время мифа. Миф как история, как литература и как вечный источник вдохновения.

20. «Под зеленым дубом Лукоморья» — Язычество народов Европы

Божества германцев, кельтов, славян, прибалтов. Славянский пантеон. Жертвы, игрища и забавы. Волхвы, знахари и колдуны. Нечистая сила. Место языческих ритуалов и обрядов в народном сознании.

21. «Обетованная Земля и портативное Отечество» Иудаизм 1

Иудаизм - первая монотеистическая религия. История еврейского народа, этническая и священная. Легенды и правда в Библии. Понятие Завета (договора) народа с Богом. Текст как основа религии и вторая реальность. Слова человеческие и Божественное Писание. Священники, переписчики и пророки как предтечи разделения властей.Институт пророчества и пророческий дух.

22. «В ожидании Мессии» Иудаизм 2

Библейские истоки: ветхозаветные пророки о Мессии. Помазанник Божий и посланник Божий. Мессия из рода Иосифа и Мессия из рода Давида. Кого спасет Мессия? Учителя и книжники. Кафедрократия: мудрецы вместо священников, учеба вместо храмового служения. Феномен лже-мессианства: шарлатаны и одержимые. Психологические мотивы лже-мессианства.

23. «Исторический путь евреев» Иудаизм 3

Исторический путь евреев. Модель еврейской системы государственного устройства. Изгнание и рассеяние еврейского народа. Формирование общинных институтов. Историческая эволюция иудаизма после разрушения Храма. Евреи реальные и еврей мифический. Просвещение и эмансипация. Сионизм и государство Израиль.

24. «Странствия Сына человеческого» Христианство 1

Мифы, домыслы, факты. Исторический контент возникновения христианства. Пророки и мессианские ожидания. Новый Завет: состав и содержание. Апокрифы и псевдоэпиграфы. Основы вероучения. Основные исторические периоды развития раннего христианства.

25. «Павел - основатель христианства» Христианство 2

Что мы знаем о Павле: на службе у Синедриона и путь в Дамаск. Павел как создатель доктрины Христианства. Каноны и догматы. Эдикт Константина. Христианство как господствующая религия Римской империи. Вселенские соборы. Зарождение христианского монашества.

26. «Проклятые вопросы» Христианство 3

Фундаментальные вопросы человечества - проклятые вопросы. В чем смысл жизни? Есть ли жизнь после смерти? Наказание грешникам? Награда праведникам? Чему и как поклоняться? Как достичь спасения? Кто такие «святой» и «праведник»? Что есть грех? Почему мир полон зла? Возможно ли царствие божие на земле? Как относиться к иноверцам? Что/кто есть Бог? Как Бог создал Вселенную? Есть ли другие миры?

27. «Рыцари креста» Христианство 4 (Католицизм)

Католическая церковь особенности вероучения, культа, организации. Католицизм в истории Европы. Христианский Запад и его экспансия. Крестовые походы. Монашеские ордена. Собор и Университет. Церковь и Просвещение. Католицизм и колонизация. Ереси и секты. Великий раскол между Римом и Константинополем. Реформы и обновление в католицизме.

28. «Тень двуглавого орла» Христианство 5 (Православие)

Византия расцвет, упадок, гибель. Крещение Руси. Москва третий Рим. Основные вехи истории русской православной церкви. Патриаршество и Синод. Советский период. Православие сегодня. аудио запись лекции не сохранилась. Восстановлена по конспектам слушателей.

29. «Труд и молитва» Христианство 6 (Протестантизм)

Исторический контекст возникновения протестантизма. Реформация в Европе. Великие проповедники: Лютер, Кальвин, Цвингли. Триумф и трагедия Реформации. Католическая реакция. Особенности протестантского вероучения и устройства церкви. Главные направления в протестантизме: англиканство, лютеранство, баптизм. Церкви Нового времени: адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, мормоны, харизматы. Протестанты в России.

30. «Побег духа из темницы тела» Гностицизм и христианские ереси

Учение о гнозисе освобождающем знании. Гностическая картина Мироздания. Девять небес и система паролей. Тело как главная собственность человека. Религиозный бунт и разрушение основ социума. «Путь освобождения»: от аскетизма до вседозволенности. Ереси: павликиане, богумилы, катары, вальденсы. Альбигойцы и крестовый поход против них. Роль инквизиции в борьбе с ересями. Гностицизм сегодня: роман «Суринам».

33. «Выйти из колеса перерождений » Буддизм

Легенда о царевиче Гаутаме. Революционность учения Шакьямуни: отказ от каст, сословий, наций, проповедь равенства людей. Срединный путь. Взгляд на проблему страданий и смерти. Возникновение монашества. Исторический путь буддизма.

Основные направления в буддизме - махаяна,хинаяна,чань и дзэн. Тибетский буддизм- ламаизм. Буддизм в современном мире.

34. «В согласии с Дао » Религии Китая и Японии

Учение о Пути - Дао и о Мировой Душе - Тай Чи. Даосизм и Лао-Цзы. Конфуций и его учение. Влияние конфуцианства на культуры соседних народов. Учение о долге человека. Индивидуум и государство в конфуцианстве. Синтоизм - традиционная вера японцев. Религиозный синкретизм и религиозная терпимость. Место древних учений в системе взглядов современных Китая и Японии.

35. «Обетованная Земля и портативное Отечество » Иудаизм, часть 1

Понятие Завета (договора) народа с Богом. Культ книги и понятие Священного Писания. Текст как основа религии и вторая реальность. Феномен пророчества. Иерусалимский Храм как явление сакральной архитектуры. Учителя и книжники. Ожидания Мессии.

Историческая эволюция иудаизма после разрушения Храма. Кафедрократия. «Еврейский книжный шкаф».

36. «Зарождение христианства» Странствия Сына человеческого

Возникновение христианства. Новый Завет: состав и содержание. Апокрифы и псевдоэпиграфы. Основы вероучения. Канон и догматы. Основные исторические периоды развития раннего христианства. Эдикт Константина. Христианство как господствующая религия Римской империи. Ереси и секты. Великий раскол между Римом и Константинополем.

Название : История мировых религий - Конспект лекций.

Данное издание представляет собой конспект лекций по предмету «История мировых религий». В книге изложены основные вопросы данного курса. Конспект лекций станет незаменимым помощником при подготовке к экзамену или зачету, предназначен для студентов высших и средних учебных заведений гуманитарных специальностей.


Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, - результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры 3
1. Классификация религий 3
2. Проблема возникновения религии 4
3. Структура религии 6
4. Роль религии в жизни человека и общества 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Ранние формы религиозного сознания 15
1. Формы поведения и ориентации архаического сознания - анимизм, фетишизм, тотемизм, магия 16
2. Возникновение мифа и мифосознания 21
3. Становление религии 23
ЛЕКЦИЯ № 3. Иудаизм 27
1. Иудаизм как мировая религия 27
2. «Тора» - главный документ иудаизма 27
3. «Талмуд» - Священное Предание иудаизма 28
4. Апофатические тенденции в «Талмуде» 34
5. Комментаторская культура иудаизма 37
6. Еврейская философия в средние века 40
ЛЕКЦИЯ № 4. Джайнизм и буддизм 42
1. Условия возникновения новых религий в Индии 42
2. Джайнизм 43
3. Буддизм 45
ЛЕКЦИЯ № 5. Конфуцианство 51
1. Конфуций 51
2. Мэн-цзы 53
3. Сюнь-цзы 54
4. Конфуцианство и религия 55
ЛЕКЦИЯ № 6. История даосизма 58
1. Лао-цзы. «Дао-дэ-дзин» 58
2. Главная жизненная задача человека 60
3. Чжуан-цзы 60
4. «Ле-цзы» 61
ЛЕКЦИЯ № 7. Христианство 63
1. Структура Откровения в Священном Писании христиан 63
2. Канонизация христианских текстов 65
3. Святые отцы церкви и Патристика. Писание или Предание 67
4. Христианская богословская мысль и догматическое богословие 73
5. Что каждый христианин должен знать 77
6. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник 82
7. «Нагорная проповедь» и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия 86
8. Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири 91
9. Судьбы канонического права в христианстве 95
10. Догмат о Святой Троице и «арианская ересь» 97
ЛЕКЦИЯ № 8. История ислама и исламской культуры 101
1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба 101
2. Коран - «завершенное пророчество» 103
3. «Собиратель Корана» Осман (856 г.) 105
4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы 106
5. «Духовная броня» исламской теологии 111
6. Как принимают ислам 114
7. Молитвенный канон ислама 115
8. «Арабский судебник» Коран и хадисы 118
9. Арабская религиозная философия 121
ЛЕКЦИЯ № 9. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм
1. Господство официозного атеизма в советской России 127
2. Внутренняя и внешняя духовная свобода 128
3. Современный цивилизационный кризис 131
4. Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации 132
5. Особенности русской духовности 137
6. Русский духовный ренессанс конца XIX - начала XX в. и его значение для преодоления современного духовного кризиса 139

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История мировых религий - Конспект лекций - Панкин С.Ф. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать zip
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

С. Ф. Панкин

История мировых религий. Конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры

1. Классификация религий

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, – результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти – с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра – с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они зародились в далеком прошлом, но не ушли из сознания человека, а запечатлелись и существуют среди людей и по сей день. Из них вытекают многочисленные суеверия (в древнеруссом языке «суе» – «напрасно, без пользы, попусту») – примитивные верования, которые очень похожи на религию по характеру своего возникновения, но не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии – распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог – многобожие.

2. Проблема возникновения религии

Глубокий мировоззренческий вопрос о том, как и когда появилась религия, можно разрешить двумя взаимоисключающими ответами.

1. Религия возникла вместе с человеком. Тогда человек, что и описывается в Библии, должен был быть сотворен Богом в результате акта создания. Религия зародилась потому, что есть Бог и человек, который может воспринимать Бога. Приверженцы этой точки зрения считают, что если бы Бога не существовало, то не было бы и такого понятия в разуме человека. В таком случае делаем вывод, что религия существует исконно.

2. Религия – продукт формирования человеческого сознания, т. е. человек сам сотворил (придумал) Бога или богов, тем самым стараясь понять и объяснить окружающий его мир. Сначала древние люди не имели богов, т. е. были атеистами, но вместе с зарождением искусства, зачатков наук, языка у них стали формироваться и религиозные взгляды. Со временем они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого суждения является теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции.

Благодаря наличию разных точек зрения о происхождении религии, этот вопрос до сих пор остается открытым и вызывает множество споров.

На земле существует множество религий, включая совсем малочисленные по количеству сторонников. Безошибочно подсчитать все религии мира, как и численность их последователей, весьма трудно. Тогда рождается вопрос: почему религий такое большое количество? Ответ вполне ясен: люди неодинаковы, они существуют в непохожих условиях в разных частях Земли, по-своему воспринимают окружающую действительность. Так же различны и их суждения о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как возводить храмы (и строить ли их вообще). Но, осваивая курс «Религии мира», вы поймете и то, что многие догматы разных вероисповеданий, содержание мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у различных народов, живущих в удаленных концах света, могут быть в чем-то очень схожи.

3. Структура религии

Точно и конкретно сформулировать понятие «религия» невозможно. В науке таких определений большое количество. Они в большей степени обусловливаются мировоззрением тех ученых, которые их строят. Если задать вопрос любому человеку, что такое вера, то во многих случаях он ответит: «Вера в Бога». Буквальное значение термина «религия» – связывание, запрягание, вторичное обращение (к чему-либо). Быть может, что сначала это выражение значило привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Попробуем выделить основные элементы религии.

1. Изначальной основой любой религии является вера. Верующим может быть как человек просвещенный, много знающий, так и не обладающий никаким образованием. По отношению к вере и тот и другой будут равны. Вера, исходящая от сердца, намного ценнее для религии, чем идущая от здравого смысла и логики! Полагаясь в первую очередь на религиозные чувства, настроения, эмоции, вера насыщается смыслом, питается от священных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Большую роль в этом смысле представляет общение людей, потому что знание о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет вылиться в четкие образы и систему, если человек существует в отдалении от сообщества себе подобных. Но настоящая вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может возникать бессознательно, интуитивно, из восприятия мира. Вера всегда пребывает с человеком, но в результате общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Создается образ Бога или богов, которые имеют конкретные имена, названия и атрибуты (свойства), и появляется возможность общения с Ним или с ними, устанавливается истинность Божественных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства. Вера всегда была и остается главнейшим качеством человеческого сознания, важнейшим методом и критерием духовной жизни людей.

2. Вместе с простой чувственной верой может быть и более упорядоченное, намеренно разрабатываемое для данной религии собрание принципов, идей, понятий, т. е. ее учение. Учение может быть о богах или Боге, о соотношениях Бога и мира, Бога и человека, о нормах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т. п. Основатели религиозного учения – специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обладают неповторимыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, принимать некую высшую информацию, недоступную другим людям. Религиозное вероучение выстраивается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может употребляться полный синоним слова «теология» – богословие. Если религиозные философы интересуются наиболее общими вопросами образования и функционирования Божьего мира, то богословы описывают и обосновывают конкретные мнения данного вероучения, изучают и объясняют священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет разделы (например, нравственное богословие).

1. Классификация религий

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, – результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти – с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра – с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они зародились в далеком прошлом, но не ушли из сознания человека, а запечатлелись и существуют среди людей и по сей день. Из них вытекают многочисленные суеверия (в древнеруссом языке «суе» – «напрасно, без пользы, попусту») – примитивные верования, которые очень похожи на религию по характеру своего возникновения, но не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии – распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру.

Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог – многобожие.

2. Проблема возникновения религии

Глубокий мировоззренческий вопрос о том, как и когда появилась религия, можно разрешить двумя взаимоисключающими ответами.

1. Религия возникла вместе с человеком. Тогда человек, что и описывается в Библии, должен был быть сотворен Богом в результате акта создания. Религия зародилась потому, что есть Бог и человек, который может воспринимать Бога. Приверженцы этой точки зрения считают, что если бы Бога не существовало, то не было бы и такого понятия в разуме человека. В таком случае делаем вывод, что религия существует исконно.

2. Религия – продукт формирования человеческого сознания, т. е. человек сам сотворил (придумал) Бога или богов, тем самым стараясь понять и объяснить окружающий его мир. Сначала древние люди не имели богов, т. е. были атеистами, но вместе с зарождением искусства, зачатков наук, языка у них стали формироваться и религиозные взгляды. Со временем они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого суждения является теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции.

Благодаря наличию разных точек зрения о происхождении религии, этот вопрос до сих пор остается открытым и вызывает множество споров.

На земле существует множество религий, включая совсем малочисленные по количеству сторонников. Безошибочно подсчитать все религии мира, как и численность их последователей, весьма трудно. Тогда рождается вопрос: почему религий такое большое количество? Ответ вполне ясен: люди неодинаковы, они существуют в непохожих условиях в разных частях Земли, по-своему воспринимают окружающую действительность. Так же различны и их суждения о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как возводить храмы (и строить ли их вообще). Но, осваивая курс «Религии мира», вы поймете и то, что многие догматы разных вероисповеданий, содержание мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у различных народов, живущих в удаленных концах света, могут быть в чем-то очень схожи.

3. Структура религии

Точно и конкретно сформулировать понятие «религия» невозможно. В науке таких определений большое количество. Они в большей степени обусловливаются мировоззрением тех ученых, которые их строят. Если задать вопрос любому человеку, что такое вера, то во многих случаях он ответит: «Вера в Бога». Буквальное значение термина «религия» – связывание, запрягание, вторичное обращение (к чему-либо). Быть может, что сначала это выражение значило привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Попробуем выделить основные элементы религии.

1. Изначальной основой любой религии является вера. Верующим может быть как человек просвещенный, много знающий, так и не обладающий никаким образованием. По отношению к вере и тот и другой будут равны. Вера, исходящая от сердца, намного ценнее для религии, чем идущая от здравого смысла и логики! Полагаясь в первую очередь на религиозные чувства, настроения, эмоции, вера насыщается смыслом, питается от священных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Большую роль в этом смысле представляет общение людей, потому что знание о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет вылиться в четкие образы и систему, если человек существует в отдалении от сообщества себе подобных. Но настоящая вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может возникать бессознательно, интуитивно, из восприятия мира. Вера всегда пребывает с человеком, но в результате общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Создается образ Бога или богов, которые имеют конкретные имена, названия и атрибуты (свойства), и появляется возможность общения с Ним или с ними, устанавливается истинность Божественных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства. Вера всегда была и остается главнейшим качеством человеческого сознания, важнейшим методом и критерием духовной жизни людей.

2. Вместе с простой чувственной верой может быть и более упорядоченное, намеренно разрабатываемое для данной религии собрание принципов, идей, понятий, т. е. ее учение. Учение может быть о богах или Боге, о соотношениях Бога и мира, Бога и человека, о нормах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т. п. Основатели религиозного учения – специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обладают неповторимыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, принимать некую высшую информацию, недоступную другим людям. Религиозное вероучение выстраивается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может употребляться полный синоним слова «теология» – богословие. Если религиозные философы интересуются наиболее общими вопросами образования и функционирования Божьего мира, то богословы описывают и обосновывают конкретные мнения данного вероучения, изучают и объясняют священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет разделы (например, нравственное богословие).

3. Религия не может реализоваться без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и передают свою веру, теологи пишут научные труды, преподаватели учат основам своей религии и т. д. Но корень религиозной деятельности – это культ (от лат. cultus – «возделывание, уход, почитание»). Под культом подразумевается вся совокупность поступков, которые реализуют верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Обряды и другие культовые действия могут быть магическими (от лат. mageia – «чародейство, колдовство, волшебство»), т. е. такими, которые помогают особым людям или служителям культа таинственным, непознаваемым способом влиять на окружающий мир, на других людей, изменить природу и особенности тех или иных предметов. В отдельных случаях упоминают о «белой» и «черной» магии, т. е. колдовстве с притягиванием светлых, Божественных сил и темных сил дьявола. Тем не менее магические колдовские акты всегда подвергались критике и порицаются большинством религий и церквей, считаясь «происками нечистой силы». Немного другой род культовых действий – символические обряды (от греч. simbolon – «условный, вещественный опознавательный знак»), который только копирует или имитирует действия какого-либо божества с целью напоминания о нем. Можно назвать также определенные типы обрядов и иных религиозных действий, бесспорно не относящиеся к колдовству или волшебству, но, с точки зрения набожных людей, содержащие сверхъестественный, таинственный и непостижимый элемент. Они проводятся для того, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», объединиться с ним посредством «растворения в Боге» собственного сознания. Подобные действия обычно именуются мистическими (от гр. mustika – «таинственный»). Мистические обряды могут влиять не на всех, а только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы мистики находят место во многих религиях, в том числе и великих мировых. Есть такие религии (как древние, так и современные), в теориях которых доминирует мистический элемент. Их религиоведы так и называют – мистическими. Для того, чтобы осуществлять культ, нужны церковное здание, храм (или молитвенный дом), церковное искусство, предметы культа (утварь, облачения священства и т. п.) и многое другое. Для отправления культовых действий во многих религиях требуются специально обученные священнослужители. Каждая религия разрабатывает свои правила служения культа. В целом роль культа в религии невероятно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются впечатлениями и информацией, любуются блестящими произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, объединяет их и ведет к достижению высшей духовности. 4. В процедуре отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие «церковь» как организация от того же самого понятия, но в значении «церковное здание»). В некоторых случаях вместо слов «церковь» или «религия» (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. confessio – «церковный, вероисповедальный»). В русском языке к этому термину ближе всего по значению слово «вероисповедание» (говорят, например, «человек православного вероисповедания»). Смысл и суть группирования верующих по – разному понимаются и объясняются в разных религиях. Например, в православном богословии церковь – это соединение всех православных: живущих ныне, а также уже умерших, т. е. бытующих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом случае церковь понимается в качестве некоего вневременного и внепространственного начала. В других религиях под церковью понимается просто сплачивание единоверцев, признающих определенные догматы, правила и нормы поведения. Некоторые из церквей делают упор на особую «посвященность» и обособленность своих членов от всех окружающих, другие, наоборот, открыты и доступны для всех. Как правило, у религиозных обществ есть организационное строение: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т. п.), монашество со своей индивидуальной организацией; иерархия (соподчинение) духовенства. Имеются религиозные учебные учреждения, подготавливающие священников, академии, научные центры, хозяйственные организации и т. п. Правда, все перечисленное абсолютно не обязательно для всех религий. Под термином «церковь» обычно подразумевают обширное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные устои, проверенные временем. Отношения в церквях сложены веками, часто в них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. От церквей принято отличать секты. Это слово несет в себе отрицательную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школу. Сектой может являться противоположное течение внутри какой-либо церкви, которое может стать со временем и господствующим, а может бесследно исчезнуть. В действительности секты рассматриваются более конкретно: как объединения, образовывающиеся вокруг какого-либо лидера. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем над своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. Случается, что секты отбирают права на собственность своих приверженцев, делая последних постоянными профессиональными миссионерами и вербовщиками новых членов секты.

4. Роль религии в жизни человека и общества

Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это «происки сатаны» в человеческом мире).

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. – источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать в качестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе или в чужой стране, вы скорее всего первым делом посетите храм, с гордостью показанный вам местными жителями. Заметьте, что само слово «культура» берет начало от понятия «культ». Мы не будем заниматься давним спором о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия – часть культуры (среди философов существует и та и другая точка зрения), но вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли художников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное, мирское) искусство. Время от времени искусствоведы стараются противопоставить светское и церковное начала в художественном творчестве и заявляют, что церковные каноны (правила) не давали места самовыражению. Официально это так, но, проникнув в столь непростой вопрос глубже, мы поймем, что канон, отметая все ненужное и второстепенное, напротив, «раскрепощал» художника и давал простор его творчеству.

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.