Из чего состоит егэ по русскому языку. Егэ по русскому языку

Традиционно, обязательным предметом для сдачи в 11 классе являются русский язык и математика. И если второй считается самым сложным испытанием, то насчёт первого многие уверены, что провалить русский язык невозможно.

Получить высокие баллы действительно реально, год за годом большинство выпускников успешно справляются с этой задачей. За хорошими результатами неизменно стоит качественная и серьёзная подготовка, наблюдение за всеми тенденциями и изменениями в сфере ЕГЭ, умения подстроиться под них.

В частности, минимальный проходной балл за ЕГЭ по русскому языку никогда не известен заранее. ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) каждый год оценивает результаты уже после проведения тестирования, и выводит границу проходного балла индивидуально для каждого года.

Структура ЕГЭ по русскому языку

Письменная часть состоит из двух частей.

Первая часть письменного экзамена

Первая традиционно включает в себя вопросы с выбором ответа (последовательность цифр; слово или словосочетание; соотношение букв и цифр) – в ЕГЭ по русскому языку их 25.

Каждый базируется на одном из разделов русского языка, по вопросу на каждую из тем:

  1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
  2. Лексическое значение слова.
  3. Орфоэпические нормы (постановка ударения).
  4. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
  5. Морфологические нормы (образование форм слова).
  6. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
  7. Правописание корней.
  8. Правописание приставок.
  9. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
  10. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
  11. Правописание НЕ и НИ.
  12. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
  13. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
  14. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.
  15. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
  16. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
  17. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
  18. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
  19. Лексические нормы (в данном задании потребуется внимательно прочитать отрывок из текста и оценить, какое слово не подходит по контексту).
  20. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
  21. Функционально-смысловые типы речи.
  22. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
  23. Средства связи предложений в тексте.
  24. Речь. Языковые средства выразительности.

Вторая часть письменного экзамена – сочинение (С2)

Сочинение на экзамене требуется написать на основе прочитанного текста. Есть чёткий план, как выполнять данное задание:

  1. Выберите на ваш взгляд главную проблему, которую ставит автор, и сформулируйте её.
  2. Добавьте личный комментарий по ней.
  3. Включите в комментарий 2 примера из текста, иллюстрирующие выбранную мысль, но не включайте в сочинение слишком много исходного текста (это может быть расценено проверяющими, как переписывание, и вы потеряете баллы).
  4. Сильно от текста тоже не стоит отходить. Если сочинение будет иметь мало общего с заданием - вам тоже едва ли поставят высокий балл. Постарайтесь отыскать «золотую середину».
  5. Сформулируйте позицию автора текста по ключевой теме.
  6. Выразите своё личное мнение: согласны вы или нет с позицией рассказчика.
  7. Приведите аргументы, подтверждающие сказанное. Это может быть:
  • аналогичная ситуация из литературного произведения
  • знания из других областей наук
  • личный опыт и примеры из жизни

Отнеситесь серьёзно к выбору аргументов и не пишите слишком много - в качестве элементов сочинения экзаменатор оценит только первые два.

  1. Объём сочинения - 150 слов (не менее). Также, не следует писать слишком много: есть риск допустить больше ошибок и не выдержать структуру текста.

Устная часть экзамена

Одно из крупных нововведений, которое с высокой долей вероятности ждёт одиннадцатиклассников уже в 2019 году - устная часть.

К ней тоже нужно тщательно готовиться по ряду причин.

  1. Проверяться будут достаточно глубокие академические знания. Несмотря на то, что устная сдача может казаться проще - без уверенных знаний сделать этого не получится.
  2. Вполне вероятно, что успешная (либо неуспешная) сдача этого раздела теста будет влиять на допуск/недопуск к письменной части.
  3. Оценка будет суммироваться, и следовательно - напрямую повлияет на общий балл на экзамене.

Апробация модели устной части ЕГЭ по русскому языку уже прошла в 2017-2018 году в 9 классах, сдающих аттестацию ОГЭ. В 2019 планируются корректировки в оценивании, но сама модель скорее всего будет вводиться и для выпускников 11 классов.

Предположительно, собеседование будет иметь аналогичную структуру:

Задание 1. Чтение

Задание 2. Пересказ

Доставшийся вам фрагмент нужно будет изложить экзаменатору своими словами, при этом дополнив рассказ деталями, информацией по проблеме и личными комментариями.

Задание 3. Монолог

Будут предложены темы на выбор. По одной из них необходимо будет подготовить монологическое выступление. В задании может потребоваться описать картинку, ответить на вопросы, привести примеры и дать свои комментарии.

Задание 4. Диалог

Здесь экзаменатор не только оценивает, но и участвует в выполнении задания вместе с вами. Он может задавать вопросы и высказывать личное мнение в ответ на ваши доводы. С учётом его слов ваша речь должна звучать логично, структурированно и последовательно.

Как оценивается ЕГЭ по русскому языку?

Ранее мы уже говорили о том, что проблематично будет рассчитать баллы точно, можно лишь ориентироваться на то, как это было в 2018 году.

Чтобы перевести первичные баллы в тестовые - воспользуйтесь таблицей №1. Чтобы понять, на какую финальную оценку по 5-балльной шкале вы можете рассчитывать, воспользуйтесь таблицей №2.

Таблица №1

Первичный

Тестовый

Первичный

Тестовый

Таблица №2

Не рассчитывайте «пороги» точно, ведь тогда одна-единственная ошибка может стоить вам необходимого балла, не нужно так рисковать. Постарайтесь ставить себе планку как можно выше - и тогда результаты ЕГЭ по русскому языку обязательно вас обрадуют.

ЕГЭ по Русскому состоит из двух частей и 25 заданий.

Первая часть представляет собой 24 задания. Они могут быть тестовые, на выбор одного или нескольких ответов, открытого типа (самому вписать пропуск).

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задания части 1 проверяют усвоение выпускниками учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 7, 23–24).

Вторая часть - состоит из одного задания - 25. Данное задание предполагает написание сочинения на основе прочитанного и проанализированного текста.

Задание части 2 (задание 25 – сочинение) может быть выполнено экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

На работу дается 210 минут - 3,5 часа.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 24 33 Краткий ответ
2 часть 1 24 Развернутый ответ
Итого 25 57

Разбалловка по заданиям

Ниже я приведу "стоимость" каждого выполняемого задания.

За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание второй части , составляет 24 балла.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов .

Из чего состоит ЕГЭ по русскому языку?

Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ — русский язык и математику. Результаты ЕГЭ по русскому языку обязательны при поступлении в вузы на каждое направление подготовки (специальность).

Минимальное количество баллов по русскому языку: для получения аттестата — 24 балла;для поступления в вуз — 36 баллов.На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа; задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Если участник несогласен с результатами ЕГЭ, он может подать апелляцию.

Если выпускник получает результат ниже минимального количества баллов по одному из обязательных предметов (русский язык или математика), то он может пересдать этот экзамен в этом же году в резервные дни, предусмотренные расписанием ЕГЭ.

Если выпускник получает неудовлетворительный результат и по русскому языку, и по математике, он сможет пересдать ЕГЭ только в следующем году.

Если другие участники ЕГЭ не являющиеся выпускниками текущего года получат результат ниже минимального количества баллов, они смогут сдать ЕГЭ по предмету только в следующем году.

Как выглядит структура ЕГЭ по русскому языку?

Задания 1-3 связаны с пониманием текста. Для успешного выполнения этих заданий следует сначала проанализировать текст, подумать, какая информация является главной, а какая — второстепенной, найти причинно-следственные связи.

Задание 4 проверяет орфоэпические нормы (ударения). Распечатайте себе список и читайте, или скачайте аудио вариант и слушайте, подготовиться к нему за вечер не удастся, поэтому рекомендуем регулярно уделять ему по 5-10 минут.

Задание 5 – паронимы. Заучиваем списки паронимов, смотрим закономерности (например, суффиксы -чив-, -лив- относятся к человеку) и практикуемся.

Задания 6 и 7 включают достаточно большой объем информации, которую нужно выучить. В этих заданиях тоже есть свои закономерности, все очень подробно расписано тут и тут.

Задания 8-14 связаны с орфографией (это корни, приставки, суффиксы и окончания). Здесь нет ничего трудного, просто учим правила и исключения к ним, обращаем внимание на капканы. Если, например, в задании на приставки часто пишут слова с не (несговорчивый), в таких словах легко ошибиться, ведь после с стоит звонкая согласная, но стоит только отбросить приставку не и все становится легко.

Задания 15-19 посвящены пунктуации (15- простые предложения с однородными членами и ССП, 16-обособленные члены предложения, 17 – вводные слова, 18-СПП, 19- сложные предложения с разными видами связей).

Задание 20 посвящено лексическим нормам языка.

Задания 21-25 — это анализ текста (это стили, типы, средства выразительности)

Когда вы закончите делать теоретическую часть, приступайте к сочинению. Напишите на черновик план, потом распишите каждый пункт план согласно рекомендованному алгоритму, в конце оформите Ваше сочинение, написав введение и заключение и, наконец, перепишите в чистовик.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Структура ЕГЭ по русскому языку 2018

Структура ЕГЭ по русскому языку 2018 Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ - русский язык и математику. Результаты ЕГЭ по русскому языку обязательны при поступлении в вузы на каждое направление подготовки (специальность). Минимальное количество баллов по русскому языку: для получения аттестата - 24 балла; для поступления в вуз - 36 баллов. На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут). Источник: http://rustutors.ru/structura.html

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа; задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Источник: http://rustutors.ru/structura.html

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Если участник несогласен с результатами ЕГЭ, он может подать апелляцию. Если выпускник получает результат ниже минимального количества баллов по одному из обязательных предметов (русский язык или математика), то он может пересдать этот экзамен в этом же году в резервные дни, предусмотренные расписанием ЕГЭ. Если выпускник получает неудовлетворительный результат и по русскому языку, и по математике, он сможет пересдать ЕГЭ только в следующем году. Если другие участники ЕГЭ не являющиеся выпускниками текущего года получат результат ниже минимального количества баллов, они смогут сдать ЕГЭ по предмету только в следующем году. Информация взята с сайта: http://www.ege.edu.ru/ru Источник: http://rustutors.ru/structura.html

Как выглядит структура ЕГЭ по русскому языку? Задания 1-3 связаны с пониманием текста. Для успешного выполнения этих заданий следует сначала проанализировать текст, подумать, какая информация является главной, а какая - второстепенной, найти причинно-следственные связи. Задание 4 проверяет орфоэпические нормы (ударения). Распечатайте себе список и читайте, или скачайте аудио вариант и слушайте, подготовиться к нему за вечер не удастся, поэтому рекомендуем регулярно уделять ему по 5-10 минут. Задание 5 – паронимы. Заучиваем списки паронимов, смотрим закономерности (например, суффиксы - чив -, -лив- относятся к человеку) и практикуемся. Задания 6 и 7 включают достаточно большой объем информации, которую нужно выучить. В этих заданиях тоже есть свои закономерности, все очень подробно расписано тут (http://rustutors.ru/zadanie-6.htmlhttp://rustutors.ru/zadanie-7.html). Задания 8-14 связаны с орфографией (это корни, приставки, суффиксы и окончания). Здесь нет ничего трудного, просто учим правила и исключения к ним, обращаем внимание на капканы. Если, например, в задании на приставки часто пишут слова с не (несговорчивый), в таких словах легко ошибиться, ведь после с стоит звонкая согласная, но стоит только отбросить приставку не и все становится легко. Источник: http://rustutors.ru/structura.html

Задания 15-19 посвящены пунктуации (15- простые предложения с однородными членами и ССП, 16-обособленные члены предложения, 17 – вводные слова, 18-СПП, 19- сложные предложения с разными видами связей). Задание 20 посвящено лексическим нормам языка. Задания 21-24 - это анализ текста (это стили, типы, средства выразительности) Когда вы закончите делать теоретическую часть, приступайте к сочинению. Напишите на черновик план, потом распишите каждый пункт план согласно рекомендованному алгоритму, в конце оформите Ваше сочинение, написав введение и заключение и, наконец, перепишите в чистовик. Удачи на экзамене!

Более подробно узнать о заданиях, которые предлагаются для сдачи ЕГЭ, можно из документа, который известен как Кодификатор элементов содержания и требований, предъявляемых к экзаменуемым. Он входит в перечень документов, которыми определяется структура контрольных измерительных материалов (КИМ). Основой для его составления является Федеральный компонент государственных стандартов образования.

Объектом контроля ЕГЭ не являются элементы, включенные в обязательный минимум содержания. В связи с этим они не включаются в Кодификатор, а также не входят в список требований, предъявляемых к выпускникам. В кодификатор не входят также требования к уровню подготовки, проверка которых не может быть осуществлена в рамках ЕГЭ.

На основе данного документа составляются экзаменационные задания по русскому языку по программе полной средней школы. Основные принципы, которые при этом используются - систематизация и обобщение изученного учебного материала. В документ включен не только перечень элементов содержания, проверка которых осуществляется в ходе экзамена, но еще и основные требования к уровню подготовки учащихся.

Все 11-классники, заканчивающие школу, сдают ЕГЭ по русскому языку в обязательном порядке. Практика проведения этого экзамена показала, что он воспринимается учащимися как более легкий, нежели экзамен по математике, и результаты его сдачи обычно выше. К примеру, 100 баллов набирает один из 630 экзаменуемых. Если средний балл по математике составляет 43, то для ЕГЭ по русскому языку этот показатель достигает 62. В то же время следует отметить, что 3,6% учащихся с этим экзаменом не справляются, не набирая даже минимальный балл.

Задания, которые предлагаются учащимся в ходе ЕГЭ, носят название «контрольно-измерительные материалы» - КИМ. Их разработку ведет Федеральный институт педагогических измерений. Эти материалы выдаются каждому участнику экзаменов и являются составной частью индивидуального пакета школьника, проходящего ЕГЭ.

Для большинства предметов предусматривается деление заданий на три блока: A, B, C. В блоке A представлены задания, предполагающие выбор одного из четырех вариантов ответа. На задания блока B необходимо дать краткий ответ. В зависимости от предмета это может быть несколько букв или несколько цифр. Задания первых двух блоков заносятся в бланк, и проверка их выполняется с помощью компьютера.

Блок C подразумевает, что экзаменуемые дают развернутый ответ. К примеру, им нужно написать сочинение, дать аргументированный ответ на вопрос или решить задачу. Оценка ответов этого блока выполняется экспертами экзаменационной комиссии, которая формируется по региональному признаку. При создании КИМ третьей части ЕГЭ предусматриваются критерии оценки, на которые ориентируются эксперты.

ЕГЭ по русскому языку включает в себя 3 части, содержащие в общей сложности 39 вопросов:

A1-A30 - базовые вопросы, в которых предлагается 4 варианта ответа (один правильный);

B1-B8 - вопросы, относящиеся к категории средней сложности. Формулировку ответа подбирает сам ученик.

C1 - небольшое по объему сочинение. Оценка этого блока ведется по целому ряду критериев: раскрытие темы, грамотность, умение излагать свои мысли и др. Этот вопрос при правильном выполнении дает возможность получить сразу много баллов.

Основное внимание при оценке знаний учащихся на государственном экзамене по русскому языку уделяется их речевому и интеллектуальному развитию. Одной из главных задач старшей школы является привитие школьникам навыков, которые будут необходимы для получения высшего образования и в будущей трудовой деятельности: чтение текстов учебного и научного характера, создание собственных текстов на основе изученного и др.