К участникам закупки заказчик устанавливает. Когда можно установить дополнительное требование к участникам. Дополнительные требования к участникам закупок

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Участник закупки может иметь различные регистрационные данные — организационно-правовую форму, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве, на территории, для которых утвержден льготный режим (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) или же в офшорных зонах.

Для того чтобы вышеуказанные лица смогли принять участие в закупках, они обязаны соблюдать требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто принял решение участвовать в закупке, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе Российской Федерации. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

Единые требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона № 127 от 26.10.2002), а также не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверить участника закупки на банкротство можно на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве .
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25 % от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения необходимо также подтвердить декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью по статьям 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя также не должно быть административных наказаний в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участник ранее был судим за данные правонарушения, но при этом судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик имеет полное право принимать участие в закупке.
  5. Лицо, принимающие участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (Приказ Минфина РФ № 108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. В требованиях не должно быть прочих ограничений для участия в закупке (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом № 504 от 31.12.2017).

Этим параметрам должен соответствовать любой участник закупки — это 44-ФЗ устанавливает однозначно.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона № 44, заказчик также вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99, к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в сфере закупок.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая при этом конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом № 223 четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Помимо этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей, а также положительная деловая репутация. При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР путем сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе № 44 нет никаких указаний о том, что участники должны сертифицировать свою деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждение их добросовестности может быть сформировано в свободной форме (Письмо ФАС № ИА/71669/18 от 07.09.2018, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона № 223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (Письмо ФАС № СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

При этом многие учреждения злоупотребляют своими полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования — такие, как связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Также некоторые заказчики требуют особые условия для формы и содержания заявки, обозначают наличие выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходом из данной ситуации может быть разработка типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Заказчик должен помнить, что при обнаружении закупочной комиссией несоответствия участника единым требованиям закупки или же при предоставлении им недостоверной информации отстранение исполнителей от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки можно осуществить в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона № 44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования, согласно ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия данным условиями и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (Письмо Минфина РФ № 24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным согласно ч. 1.1 ст. 31 — если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверки по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/62505 от 26.09.2017).

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, ...

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"


В документе учтено:
(оставлено без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490).
____________________________________________________________________


В связи с поступающими вопросами о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99), принятого в реализацию положений части 2 статьи 31 и части 2 статьи 56 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Минэкономразвития России и ФАС России сообщают следующее.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ , установлены в .

В приложении N 2 к постановлению N 99 определены предусмотренные частью 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в которых заказчик осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Частью 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика установить указанные дополнительные требования к участникам закупок.

Следует учесть, что постановление N 99 не устанавливает требований к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления указанных в приложениях N 1 и N 2 закупок товаров, работ, услуг, поскольку способ определяется заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ .

Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N 1 к постановлению N 99 , устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.

1. При осуществлении закупки работ строительных необходимо руководствоваться следующим.

1.1. Дополнительные требования к участникам закупки работ строительных установлены в пункте 2 , а также в пункте 5 . При этом требования к участникам такой закупки устанавливаются заказчиком в документации о закупке в зависимости от объекта закупки, размера начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В приложении к настоящему письму приведена таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок работ строительных.

1.2. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 , а также в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99).

Заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления N 99 , может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.

Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

1.3. Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

____________________________________________________________________
Абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 настоящего письма признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части слов "(в том числе по текущему ремонту)" - решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 года N АКПИ16-574 .
Решение оставлено без изменения - определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490 .
____________________________________________________________________

участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

пунктом 6 части 5 статьи 63 , частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99 .

1.4. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по реконструкции - требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту - требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.

При этом заказчик, в соответствии с , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 5 приложения N 1 к постановлению N 99 .

2. Дополнительным требованием к участникам закупки в случаях, установленных постановлением N 99 , является наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Учитывая, что объем выполняемых работ, оказываемых услуг определяется заказчиком в соответствии с имеющейся потребностью, заказчик вправе установить в документации о закупке необходимые для исполнения соответствующего контракта одно или несколько требований из вышеперечисленных, то есть о наличии недвижимого имущества и (или) оборудования, и (или) технических средств.

При этом, в случае установления в документации о закупке требований о наличии оборудования и (или) технических средств, такие требования не должны повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, например, путем установления требований о наличии у участников закупки оборудования, технических средств определенных марок и (или) моделей, определенного товарного знака и (или) производителя.

3. Документом, подтверждающим соответствие участника закупки указанному в пункте 1 приложения N 1 и в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 требованию о наличии на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, может являться копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

Таким образом, если участник закупки представляет в составе заявки в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию о наличии недвижимого имущества копию договора аренды недвижимого имущества, такой договор должен быть заключен на срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, но не менее 2 лет. Кроме того, представляемый договор аренды должен содержать сведения о его регистрации.

4. Дополнительным требованием к участникам закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, указанных в пункте 6 приложения N 2 к постановлению N 99 , в случае если начальная максимальная цена заключаемого контракта превышает 500 тыс. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора с бюджетным учреждением) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, цена которого не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Учитывая положения пунктов 7 , 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ , документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением.

В соответствии со статьей 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем либо победителями заключается каждым заказчиком. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов" (далее - Правила).

В соответствии с Правилами начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.

Таким образом, при закупке услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов в соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99 , путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов, заключаемых заказчиками, должна превышать 500 тыс. рублей. В указанном случае документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям постановления N 99 , является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится совместный конкурс с ограниченным участием.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , заказчик вправе осуществить закупку услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, в том числе путем проведения электронного аукциона без установления дополнительных требований, предусмотренных пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99 .

5. Дополнительным требованием к участникам закупки работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Таким образом, к участникам закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение любых работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К участникам закупки работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

К участникам закупки работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, услуг, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 1 приложения N 1 к постановлению N 99 .

Учитывая положения частей 2 , 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , заказчик вправе осуществить закупку работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99 , путем проведения электронного аукциона. При этом, учитывая положения части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ , заказчик обязан установить дополнительные требования, указанные в приложении N 1 к постановлению N 99 , как при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, так и электронного аукциона.

Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
Е.И.Елин

Статс-секретарь заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы
А.Ю.Цариковский

Приложение. Таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок строительных работ

Приложение

Объект закупки

Начальная (максимальная) цена контракта

до 10 млн. рублей

свыше 10 млн. рублей до 150 млн. рублей (для государственных нужд), до 50 млн. рублей (для муниципальных нужд)

свыше 150 млн. рублей (для государственных нужд), свыше 50 млн. рублей (для муниципальных нужд)

работы строительные, включенные в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД
(за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального

приложения N 1 к постановлению N 99

электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения)

работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав

электронный аукцион без установления дополнительных требований

электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

открытый конкурс без установления дополнительных требований

открытый конкурс без установления дополнительных требований

конкурс с ограниченным участием с установлением дополнительных требований в соответствии с п.5 приложения N 2 к постановлению N 99




Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями на 22 августа 2016 года)

Название документа: О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями на 22 августа 2016 года)
Номер документа: АЦ/45739/15

23275-ЕЕ/Д28и

Вид документа: Разъяснение ФАС России (Федеральной антимонопольной службы)

Письмо ФАС России (Федеральной антимонопольной службы)

Письмо Минэкономразвития России

Принявший орган: ФАС России (Федеральная антимонопольная служба)

Минэкономразвития России

Опубликован: Ценообразование и сметное нормирование в строительстве, N 10, 2015 год
Дата принятия: 28 августа 2015
Дата редакции: 22 августа 2016

Друзья, наверняка у всех вас уже на слуху документ под названием «Декларация о соответствии требованиям, установленным заказчиком» при проведении того или иного аукциона! И требования эти заказчик устанавливает согласно 31 СТАТЬИ 44 ФЗ , а основными требованиями этой статьи, с которыми вы часто сталкиваетесь, является например отсутствие поставщика в РНП, не проведение ликвидации компании поставщика, отсутствие недоимок по налогам и сборам, отсутствие судимости в сфере экономики и т.д. (все что перечислено в шаблоне декларации, которую мы предоставляем вам в открытом доступе и скачать которую можно на нашем сайте). Так вот, я хочу немного дополнить эту интересную 31 статью , точнее рассказать вам о том, что согласно этой самой статьи заказчик может установить ряд дополнительных к поставщикам-участникам требований! Давайте посмотрим, как написано в законе:

«Правительство Российской Федерации вправе (обратите внимание, не обязано, т.е. на усмотрение заказчика) устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта (расшифровка: динамичная бух. отчетность за последний календарный год с отметкой налогового органа );

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (наличие производственной базы, техники, и т.д. );

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (сканы договоров и всех закрывающих документов к договорам (акты, акты ввода объекта в эксплуатацию, фактуры, счета-фактуры, КС-2, КС-3 и т.д. );

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (наличие квалифицированного штата специалистов с дипломами, корочками, допусками и т.д., подтвердить который можно наличием сканов трудовых договоров, трудовых книжек, дипломов, сертификатов и т.д. )

Если простым языком прокомментировать эту выдержку из 31 статьи , то можно отметить что в зависимости от сложности и специфичности некоторых электронных аукционов (а также конкурсов (с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов), заказчик имеет возможность потребовать от поставщиков-участников например подтвердить свой опыт в аналогичных работах/услугах путем предоставления отсканированных договоров и закрывающих к ним документов, которые были выполнены в течении трех последних лет до момента подачи заявки на участие в торгах. И сумма этих договоров (или одного договора) должна быть более или равна 20% от начальной цены контракта (НМЦК ) по этим торгам. Но заказчик не может спонтанно потребовать ОПЫТ, он имеет право установить подобные требования, при условии, что сумма аукциона например превышает 10 млн. рублей, либо работы являются специфичными (сложными, нетипичными) и попадают в перечень, указанный в дополнительных требованиях, прописанных в документе который можно открыть по ссылке:

В любом случае заказчик обязан и в извещении к аукциону, и в аукционной документации прописать свои требования крупным шрифтом! И соответствуя этим требованиям, поставщик все необходимые документы должен подгрузить в составе второй части заявки (помимо универсального пакета документов).

Если вы видите, что заказчик установил дополнительные требования необоснованно, т.е. не имея отношения к вышеуказанным случаям, то срочно пишите запрос на разъяснение аукционной документации или звоните заказчику напрямую чтобы устранить незаконное усложнение подготовки пакета документов для участия в данных торгах.

Единые требования ко всем участникам установлены в части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Специальные (дополнительные) требования к участникам закупок устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). В настоящее время такие требования определяет постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 (далее - Дополнительные требования).

Заказчик обычно дублирует общие и специальные требования в извещении о закупке. При этом он не вправе их менять или устанавливать свои (ч. 6, 7 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Если он нарушает это правило, то заинтересованное лицо может обжаловать закупку .

Однако есть одно исключение - заказчик вправе установить требование об отсутствии информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков.

Более того, заказчик вправе установить в извещении о закупке требование и об отсутствии информации в реестре об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа участника (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Отсутствие информации в реестре недобросовестных поставщиков - единственное требование, которое может установить заказчик по своему усмотрению. Все остальные требования к участникам определены нормативно.

Каким общим требованиям должен отвечать участник закупок

К общим требованиям относятся следующие.

1. Участник закупки должен соответствовать требованиям, которые устанавливает закон к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это, например, требования о наличии лицензии на право заниматься определенным видом деятельности, свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению определенных работ и т. п.

Заказчик должен продублировать соответствующие требования закона в извещении о закупке. Это актуально, например, в случае, если он проводит аукцион на право заключить контракт на проведение медицинского осмотра. В такой ситуации закупочная документация должна содержать условие об обязанности участника предоставить копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с выполнением работ (услуг) по проведению медицинских осмотров предварительных и периодических (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Участник либо заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган или суд, если вопреки требованиям закона в документации:

  • отсутствует требование о предоставлении необходимых документов (например, лицензии);
  • установлены чрезмерные требования о предоставлении документов (например, заказчик установил требование о предоставлении лицензии на обезвреживание и размещение отходов, хотя объектом закупки является утилизация медицинских отходов, которая лицензированию не подлежит (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2015 г. № Ф09-3055/15 по делу № А60-46644/2014)).

Вправе ли заказчик в закупочной документации установить требование о том, что лицензия участника должна быть действительна в течение всего времени действия контракта?

Нет, такое требование неправомерно.

Если срок действия лицензии оканчивается, например, во время проведения работ по контракту, участник может ее продлить (постановления ФАС Московского округа от 18 марта 2011 г. № КА-А40/570-11 по делу № А40-33098/10-119-167, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2015 г. № 13АП-17131/2015, 13АП-17128/2015 по делу № А21-826/2015).

Однако если срок действия лицензии истекает до заключения контракта, то заказчик вправе отклонить заявку такого участника (письмо Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-898, решение ФАС России от 13 августа 2015 г. № КГОЗ-358/15).

Участник не имеет лицензии, требуемой в документации о закупке. Достаточно ли того, что лицензия есть у субподрядчика, которого участник намерен привлечь к исполнению контракта (документация о закупке допускает такое привлечение)?

Да, достаточно.

Такой вывод следует из судебной практики. Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал незаконным отклонение заявки предпринимателя из-за отсутствия требуемой лицензии (постановление от 27 мая 2015 г. № Ф04-17596/2015 по делу № А03-11846/2014). Основанием послужили следующие факты:

  • документация об аукционе допускала привлечение субподрядчика;
  • предприниматель приложил к заявке копию лицензии субподрядчика;
  • предприниматель заключил договор (копия приложена к заявке) с субподрядчиком на выполнение работ, лицензия на которые у него отсутствовала.

2. Участник не является банкротом, в отношении него не должно быть открыто конкурсное производство или запущена процедура ликвидации (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Участник является банкротом, если в отношении него суд вынес соответствующее решение, вступившее в законную силу, и открыл конкурсное производство.

3. На дату подачи заявки деятельность участника не должна быть приостановлена (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это требование означает, что суд (а в случаях, установленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, должностные лица Ростехнадзора) не назначил участнику наказания в виде приостановления деятельности.

4. Участник не должен иметь недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший финансовый год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Исключения составляют суммы задолженности, в отношении которых:

  • предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит;
  • проведена реструктуризация;
  • вступило в законную силу решение суда о признании обязанности участника по уплате этих сумм исполненной;
  • принято решение о признании их безнадежными ко взысканию.

Участник соответствует требованию, если он подал заявление об обжаловании недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в закупке не принято.

5. Участник закупки - физическое лицо либо руководитель участника закупки, члены коллегиального органа или главный бухгалтер юридического лица не должны иметь судимость за преступления в сфере экономики (исключение составляет снятая или погашенная судимость) (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).Кроме того, указанные лица не должны быть дисквалифицированы, лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с объектом закупки.

Внимание! Судимость должна отсутствовать у всех перечисленных лиц. В ином случае заказчик вправе отклонить заявку.

Несмотря на то что в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ указан союз «или», заказчик может рассматривать отсутствие в заявке сведений, например о главном бухгалтере, как сокрытие информации. Косвенно такой вывод подтверждает решение Восьмого апелляционного суда. В рассмотренном деле участник не представил сведения о судимости главного бухгалтера. Заказчик на этом основании отклонил вторую часть заявки. Суд признал действия заказчика неправомерными в связи со следующим. Использование в законе союза «или» не позволяет однозначно толковать обязанность участника отразить в заявке информацию об отсутствии судимости как у руководителя, так и у главного бухгалтера. Однако суд принял во внимание тот факт, что у участника руководитель самостоятельно ведет бухучет. Значит, участник не скрыл от заказчика какие-либо сведения (постановление от 9 ноября 2015 г. № 08АП-11052/2015 по делу № А75-3228/2015).

6. Участник должен обладать интеллектуальными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик получает права на них (п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).Исключение составляют случаи, при которых заключается контракт на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Несмотря на то, что данное требование специфично, заказчик его автоматически включает в извещение о проведении закупки.

7. У участника не должно быть конфликта интересов с заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).К конфликту интересов относят брак и родственные связи между:

  • руководителем, членом комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим заказчика и
  • руководителями, членами органов управления, учредителями, выгодоприобретателями юридического лица - участника закупки или физического лица (в т. ч. зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) - участника закупки.

Выгодоприобретатели - это физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

8. Участник закупки не должен быть офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Это значит, что участник не должен быть зарегистрирован в государстве или на территории, которые включены в перечень офшорных зон. Перечень таких зон установлен в приказе Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Каким специальным требованиям должен отвечать участник закупки

В настоящее время действуют Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляют путем проведения:

  • конкурсов с ограниченным участием, то есть конкурсов, в которых участники проходят предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ);
  • двухэтапных конкурсов, то есть конкурсов, которые проходят в два этапа и победителем признается участник, принявший участие в обоих этапах и предложивший наилучшие условия во втором (ч. 1 ст. 57 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых конкурсов с ограниченным участием, то есть конкурсов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который прошел предквалификационный отбор и предложил лучшие условия (ч. 10 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых двухэтапных конкурсов, то есть конкурсов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил лучшие условия по результатам второго этапа (ч. 14 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • закрытых аукционов, то есть аукционов, в которых заказчик направляет информацию об их проведении ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил наиболее низкую цену (ч. 1, 6 ст. 86 Закона № 44-ФЗ).

К ним относятся, например, требования к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В течение какого срока участник должен соответствовать требованиям

Участник должен соответствовать всем перечисленным требованиям с момента подачи заявки и до заключения контракта.

Заказчик может отстранить от участия в закупке на любом этапе до момента заключения контракта, если участник:

  • не соответствует требованиям или
  • предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия.

Такой вывод следует из части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Однако после того, как контракт будет заключен, участник может, например, приобрести задолженность по налогам безо всяких негативных последствий для себя (определение Верховного суда РФ от 17 декабря 2014 г. № 67-АПГ14-14).

Если организация (предприниматель) соответствует предъявляемым требованиям, располагает необходимыми материальными ресурсами, производственными мощностями и кадровыми резервами для выполнения обязательств по закупке, то она может принять участие в проведении закупки.

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные требования к участникам процедур определения поставщиков, в т. ч. к наличию:

  • · финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • · опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации; оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании;
  • · необходимого количества специалистов и определенного уровня квалификации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее -- Постановление № 99) заказчики устанавливают следующие дополнительные требования к участникам закупок:

· наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ не менее трех лет до даты подачи заявки на участие.

При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% НМЦ контракта, на право заключить который проводится закупка.

Для подтверждения соответствия указанному требованию участнику достаточно представить в составе заявки на участие в закупке копию контракта, акт выполненных работ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в Постановлении № 99).

Заявка на участие в закупке может содержать такие документы, как копии нескольких контрактов, акты выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако обязательным является наличие в составе заявки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.

Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Срок применения заказчиками Постановления № 99 на данный момент составляет лишь полгода. Поэтому при рассмотрении контрольным органом жалоб, а также при проведении внеплановых проверок в действиях заказчиков нередко выявляются нарушения установленных ст. 31 Закона о контрактной системе требований.

В рамках изучения данной практики рассмотрим конкретные примеры допускаемых заказчиками нарушений.

В письме Минэкономразвития России от 21.05.2015 № Д28и-1287 указано, что закупка строительных работ, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с НМЦК свыше 10 млн руб. должна осуществляться путем проведения электронного аукциона с обязательным установлением дополнительного требования в соответствии с п. 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Вместе с тем нередко встречаются ситуации, когда заказчиком в аукционной документации на закупку строительных работ (если НМЦК превышает 10 млн руб.) не устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок, несмотря на прямое указание закона о том, что это обязанность, а не право заказчика.

При рассмотрении дела от 01.06.2015 № П-339/15 Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что согласно извещению об аукционе: код по ОКПД 45.23.11.190; НМЦК составляет 1 205 930 093,81 руб.

При этом в документации об аукционе заказчиком не были установлены дополнительные требования к его участникам в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, что нарушает требования законодательства.

Примером аналогичного нарушения также может послужить дело от 24.07.2015 № П-489/15, в рамках которого выявлено, что извещение об аукционе содержит следующие сведения: код по ОКПД -- 45.45.13.190; НМЦК -- 89 935 669,16 руб.

Вместе с тем в документации об аукционе заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вышеуказанная позиция контролирующего органа нашла свое отражение в решении Ростовского УФАС России от 30.05.2015 по делу № 004823-15. Заявитель жалобы полагал, что положения Постановления № 99, в которых указывается на обязанность заказчиков устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, должны применяться только при проведении закрытого аукциона.

Вместе с тем данный довод жалобы был признан основанным на неверном толковании норм Закона о контрактной системе. Так как в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Следовательно, дополнительные требования согласно приложению № 1 к Постановлению № 99 устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и электронного аукциона.

Согласно требованию Закона о контрактной системе, а именно п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64, заказчик должен установить в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям п. 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Используются следующие группы строительных работ:

  • · работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Пример 1: Примером ненадлежащего исполнения требований ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе может, в частности, служить решение по делу № П-43/15, согласно которому контрольным органом установлено следующее.

В соответствии с извещением о проведении аукциона код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.15.150 «Общестроительные работы по возведению прочих зданий, не включенные в другие группировки», при этом НМЦК по аукциону превышает 10 000 000 руб. и составляет 417 253 731 руб.

Согласно п. 1.9 раздела «Информационная карта» документации об аукционе к участникам аукциона установлены дополнительные требования относительно наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что документация об аукционе не содержит определения соответствующих строительных работ (не определена группа работ) в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с п. 2 приложения № 2 Постановления № 99».

Пример 2: Аналогичное нарушение было также выявлено в действиях заказчика при рассмотрении жалобы на положение документации о проведении аукциона по делу от 28.05.2015 № К-1023/15:

«В соответствии с извещением о проведении аукциона заказчиком, уполномоченным органом установлен код ОКПД 45.23.11.120 „Работы общестроительные по устройству оснований покрытий автомобильных дорог -V категорий“, при этом НМЦК по аукциону превышает 10 000 000 руб. и составляет 2 760 090 610 руб.

Согласно п. 17 ч. „Информационная карта электронного аукциона“ документации об аукционе установлено: „Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. аукцион контрагент закупка юридический

Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

  • · работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
  • · работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)“.

Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что документация об аукционе не содержит определения соответствующих строительных работ в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с п. 2 приложения № 2 Постановления № 99».

Пример 3: Решением от 06.08.2015 по делу № К-947/15 Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок в действиях заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении дополнительного требования к участнику аукциона в соответствии с постановлением Правительства № 99. А именно «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе.

Работы должны соответствовать коду ОКПД 45.24.12.120 «Работы общестроительные по строительству грунтовых плотин, дамб», что не предусмотрено требованиями Постановления № 99.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе является установление заказчиком в документации об аукционе одной из двух групп строительных работ, указанных в Постановлении № 99.

Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о КС о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, исходя из п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам конкурса с ограниченным участием, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса с ограниченным участием в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 этого же закона, а также требование, предъявляемое к участникам конкурса с ограниченным участием в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, которая указана в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием.

Как следует из ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе, в течение двух лет со дня вступления в силу Закона о контрактной системе заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.

То есть конкурсная документация должна содержать требования, предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, а также может содержать требование, указанное в ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем согласно ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной ст. 49 и 50 этого же закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о КС, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 этого же закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.