Как написать деловое письмо: виды, правила оформления, стиль и образцы деловых писем. Письмо заглавной буквы «э

16 Апр

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о деловых письмах.

Сегодня вы узнаете:

  1. Почему деловая переписка не потеряла своей актуальности;
  2. Какие бывают деловые письма и как они оформляются;
  3. Как правильно написать деловое письмо.

Сейчас за нашими окнами – время высоких технологий и интернета. Но деловая переписка не потеряла своей важности и актуальности, просто перешла на другие носители. Почему деловые письма важно уметь составлять и оформлять, поговорим сегодня.

Зачем нужна деловая переписка

Прежде всего, это возможность обмениваться мнениями, предложениями и мыслями с сотрудниками либо партнерами по бизнесу. С помощью переписки излагают претензии, просьбы, выясняют недопонимания между компаниями.

Деловая переписка является одной из разновидностей официальной.

Отличия деловых писем от других

Основные отличия состоят в следующем:

  • Стилистика изложения;
  • Лексика, не допускающая яркого выражения эмоций;
  • Оформляется на официальном бланке компании;
  • Шрифт не слишком мелкий, но и не крупный, при этом одинаковый по всему тексту;
  • Редко занимают объем более 1 страницы;
  • Наличие строгой служебной субординации.

Виды деловых писем

Все деловые письма можно условно разделить на несколько групп. Мы остановимся подробнее на каждой и дадим краткую характеристику.

Письма, отвечать на которые не нужно.

  • Гарантийное письмо;
  • Сопроводительное;
  • Информационное;
  • Письмо-предупреждение;
  • Письмо-напоминание.

Письма, на которые нужен ответ.

  • Обращение;
  • Предложение;
  • Запрос;
  • Требование;
  • Прошение.

Некоммерческие письма.

  • Письмо-приглашение;
  • Письма с выражением соболезнования;
  • Письма с выражением благодарности;
  • Письма с информированием о чем-либо;
  • Письма, в которых содержатся рекомендации;
  • Гарантийные письма;
  • Письма, подтверждающие, что товар получен, услуга оказана и так далее;
  • Письма с поздравлениями по разным поводам;
  • Письмо-просьба;
  • Письма с инструкциями;
  • Сопроводительные письма.

Письма коммерческой направленности.

Обычно их используют перед тем, как заключить соглашение, а также во время действия договора.

К ним относятся:

  • Письма с ответами на запросы;
  • Непосредственно запрос;
  • – письмо, в котором предлагается совершить сделку или заключить договор;
  • Претензия;
  • Напоминание;
  • Письмо, в котором содержится предупреждение о прекращении договоренностей либо о необходимости выполнения обязательств и т. д.

Если говорить о классификации по структуре, то бывает 2 вида деловых писем:

  • Содержащие текст автора и написанные в свободной форме;
  • Составленные по строгому образцу.

По адресатам.

  • Циркуляр – письмо, которое направляется нескольким адресатам;
  • Обычное – отправляется одному адресату от имени одного человека;
  • Коллективное – отправляется одному адресату, но от нескольких лиц.

Также письма разделяют по форме, в которой они были отправлены:

  • Отправленные в виде факсового сообщения;
  • Отосланные по электронной почте;
  • Те, что отправлены в обычных конвертах.

Есть виды писем, которые из этических соображений должны быть написаны от руки, а не напечатаны. Это касается соболезнований и поздравлений.

Секреты правильного оформления

Текст письма делится на вводную, основную часть и заключительную. Они друг с другом связаны логически. В состав вводной части включают те обстоятельства, которые повлекли за собой создание письма, а основная часть представляет собой само содержание. В заключительной части подводятся итоги, которые выражают просьбу, отказ и прочее.

Вообще, деловую переписку со всей ответственностью можно назвать искусством, потому что вести ее правильно, с соблюдением всех требований, нужно учиться. Ведь чаще всего мы думаем только о том, чтобы информация была изложена четко, а про то, что письмо можно считать лицом компании, забываем.

Стилистика.

Каждое письмо выдерживается в строгом деловом стиле, используются средства речи, характерные для официальных документов.

Требования к изложению информации.

Вся информация, которая содержится в письме, излагается следующим образом:

  • Адресно, предназначается конкретному лицу;
  • На дату написания вся информация должна быть актуальна;
  • Достоверно;
  • Беспристрастно;
  • Аргументировано;
  • Максимально полно, для того чтобы основываясь на ней можно было принять решение.

Бланк.

Прежде всего письмо оформляют на бланке, который является для компании фирменным.

  • Для написания делового письма используются листы формата А4;
  • Левое поле бланка должно быть не менее, чем 3 см, так как через какое-то время они будут отправлены в подшивку;
  • Указывается название компании, юридический и фактический ее адрес, адрес электронной почты;
  • Лучше использовать стандартный шрифт Times New Roman, размера 12. Он является самым оптимальным и хорошо воспринимается при чтении;
  • Разрешается оформление деловых писем без использования фирменного бланка, тогда нужно информацию из бланка все-таки привести.

Если в письме идет речь о крупных сделках, связанных с финансами либо конфиденциальная информация другого характера, отправлять такие письма по факсу или в электронном виде не рекомендуется. Лучше по старинке, в обычном бумажном конверте.

Нумерация.

Если письмо состоит из нескольких страниц, то нумеруют их, начиная со второй. Номера проставляются вверху посередине арабскими цифрами. Никаких точек рядом с номером не ставят.

Деление на части.

Под этим подразумевается разделение письма на абзацы. Текст не должен идти сплошным потоком, так он просто не будет восприниматься. Благодаря делению на абзацы видно, где заканчивается одна мысль и начинается другая.

Наличие исправлений.

Исправлений и опечаток, а также подчисток допускать нежелательно. Письмо должно быть составлено грамотно, а текст напечатан через интервал 1,5 — 2.

Используемые реквизиты.

Мы укажем только основные, так как уже кратко говорили о них чуть ранее:

  • Если предприятие государственное – используется Герб РФ. Располагается он посередине официального бланка;
  • Название компании полностью;
  • Номера факса и телефона;
  • Номер банковского счета;
  • Адресат – причем название компании-адресата употребляют в именительном падеже, для указания должности и фамилии получателя используйте дательный падеж;
  • Если у адресата имеется ученая степень либо звание, укажите его перед фамилией человека;
  • Любой реквизит пишут с новой строки и с заглавной буквы.

Деловое письмо после проведенной встречи

Вы провели деловую встречу, наметилась некая перспектива для . Как отразить это в письме, обсудим дальше.

  1. Прежде всего, в начале письма сошлитесь на число и время вашего общения с потенциальным партнером, даже если с момента встречи прошла пара дней.
  2. Избегайте ошибок или слишком сложных фраз: составьте письмо коротко и четко, но так, чтобы у получателя было желание его прочесть.
  3. Упомяните, о чем велся разговор. К примеру: «Мы обсуждали, сколько будет стоить ваза в венецианском стиле».
  4. Сделайте так, чтобы получатель письма высказал свое отношение к теме встречи.
  5. Укажите время, когда можете общаться по телефону или встретиться лично.
  6. Донесите до получателя, что ждете сотрудничества с ним: «Надеюсь на дальнейшие деловые отношения с Вами «.
  7. Завершите письмо следующей или подобной фразой: «С наилучшими пожеланиями к Вам.. .».

Электронные деловые письма

Нельзя оставить без внимания требования к их оформлению, так как сейчас все больше оформляются письма в электронном виде, нежели в бумажном. Все-таки 21 век на дворе.

Подготовить электронное деловое письмо большого труда не составляет, требования по оформлению идентичны традиционным письмам. Единственное, у такого письма всегда должен быть заголовок (или тема письма), чтобы оно просто не затерялось в потоке документации.

Кроме того, когда на такое письмо отвечают, тематику письма лучше не менять, так вы быстрее поймете, о чем идет речь, если электронных писем получаете много.

Также не стоит использовать при оформлении приложений к таким письмам суперсовременное ПО, далеко не факт, что такое же есть у вашего адресата. Если его нет, письмо просто не откроется.

Не используйте смайлики, когда пишете деловое письмо в электронном виде. Технологии – это отлично, но при написании соблюдайте деловой язык.

В какие сроки нужно ответить на письмо

Если письмо относится к категории требующих ответа, то когда отвечать зависит от той информации, которая содержится в письме:

  • Если вы получили запрос, в ближайшие три дня с момента получения подтвердите, что он получен. А окончательный ответ можно дать в течение месяца;
  • Если речь о соболезновании, его можно направить в десятидневный срок после того, как печальное событие случилось;
  • Отправить поздравление допустимо в течение 8 дней с того момента, как вы узнали о торжественной дате;
  • Если говорить об общих правилах хорошего тона, то отвечать на письма лучше в семидневный срок.

Как написать деловое письмо: простым языком о сложном

Отличайте деловое письмо и личную переписку. Мы уже не раз сегодня говорили о том, в чем состоят эти отличия, не нужно о них забывать. А сейчас рассмотрим составление письма поэтапно.

1 этап. Указываем адресата.

В правом верхнем углу бланка пишем фамилию, инициалы и должность того, кому адресуем письмо. Если адресатом является организация, указываем ее юридический адрес.

2 этап. Обращение.

Размещаем его посередине бланка. Оно осуществляется в уважительной форме, без сокращений и помарок.

Пример : Уважаемая (имя, отчество)! Также обращение к адресату может осуществлять с указанием его должности. Но когда вы обращаетесь к человеку по имени, это снижает психологическое напряжение, указывает на то, что деловые отношения стабильные и установившиеся.

3 этап. Изложение цели.

Объясните цель письма, его суть и главные мысли. Эта часть является основной. Пишите о том, что хотите сказать, какова причина обращения. Но не забывайте про официальную и нейтральную стилистику.

4 этап. Внесение предложений, рекомендаций.

Практически любое деловое письмо подразумевает, что адресат на него отреагирует. Этого не требуют в основном только письма информационного характера. Поэтому не просто описывайте проблему, но и предлагайте, как ее можно решить.

Если вы обращаетесь с жалобой, просите принятия определенных мер, если же предлагаете сотрудничать, расскажите, какие варианты есть.

Говоря проще, тот, кто получит письмо, должен видеть что от него не просто чего-то хотят, но и понять, как это может быть осуществлено.

Как закончить деловое письмо

Деловое письмо должно быть написано идеально. Если правила написания не будут соблюдаться, это может негативно повлиять на репутацию компании в целом. Поэтому мы предлагаем сейчас подробнее остановиться на оформлении заключительной части делового письма.

В конце письма подведите итог всего того, о чем говорили ранее. Но растягивать выводы на 10 предложений не стоит, все-таки в деловых письмах ценится краткость и лаконичность. Лучше ограничьтесь простыми фразами.

В основу концовки поставим 2 показателя: она должна быть максимально вежливой и корректной. Варианты, как ее построить, существуют разные.

Приведем несколько примеров:

  • Поблагодарите за внимание или помощь: Благодарим Вас! (Позвольте Вас поблагодарить…);
  • Выразите надежды на будущее: Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество (Надеемся на получение ответа в ближайшее время…);
  • Можно построить фразу с уверением адресата в чем-либо: Были бы рады сотрудничеству с Вами;
  • Выскажите просьбу: Просим Вас сообщить о результатах;
  • Извинитесь за причиненные неудобства: Прошу прощения за непредвиденную задержку оплаты материала.

Как попрощаться с адресатом.

Несмотря на то что переписка официальная, попрощаться можно по-разному.

Приведем несколько вариантов:

  • С уважением к Вам…;
  • С пожеланием успехов…;
  • С наилучшими пожеланиями…

Ставим подпись правильно.

Когда подписываете письмо, указывайте свою должность, имя и фамилию. Если сомневаетесь в уместности фразы типа: «Искренне Ваш» – просто не используйте ее.

Можете в подписи указать ваши контакты, дополнительный телефон или электронный адрес, таким образом вы демонстрируете получателю, что готовы с ним общаться и сотрудничать.

В следующей части нашей статьи хотелось бы поговорить о деловых письмах на английском языке.

Деловые письма на английском языке

Регламентированной формы составления таких писем нет. Все будет зависеть от того, каковая цель письма и кто его адресат. Приведем здесь краткие рекомендации для составления.

Дата написания.

Если пишем в США, то в указании даты на первое место ставим месяц, затем число и только потом год. Если в Великобританию – дата проставляется как в РФ. При этом месяц пишите буквами, избежите путаницы.

Реквизиты получателя.

  • Если пишите мужчине, обращайтесь так: Mr (укажите фамилию);
  • Если женщине, которая замужем: Mrs (укажите фамилию);
  • Незамужней даме: Miss (укажите фамилию);
  • Если не знаете статус дамы: Ms (укажите фамилию).

Указание адреса.

Порядок противоположный принятому в РФ: офис, номер дома, название улицы, индекс, название штата (если пишем в США), название графства и название страны (если пишем в Великобританию).

Как обратиться к получателю.

Стандартные обращения:

  • Dear Madam;
  • Dear Sir;
  • Dear Sir or Madam;
  • Dear Mrs;
  • Dear.

После обращения ставим запятую (если пишем в Великобританию) или двоеточие (если в США). Восклицательный знак ставить не принято.

Тематика.

Обязательно указывайте тематику письма, также как и в РФ.

Основной текст.

Разделяйте его на абзацы. Либо каждое предложения пишите с новой строки.

Как попрощаться.

Например, вот так: «Thanking you for assistance, we remain Yours truly» – Благодарю Вас, преданный Вам…, хотя можно и менее официально.

Оформление подписи.

Подпись ставим под абзацем с прощанием, указываем свою фамилию и имя, название компании и должность.

Оформление приложений.

Если прилагаете какие-то документы, указывайте это в конце письма: «Enc.» и перечисляйте приложения.

Что писать с заглавной буквы.

  • Фамилии и инициалы;
  • Наименования компаний;
  • Наименования городов, штатов и так далее;
  • Любые слова, которые обозначают занимаемую должность;
  • Первые слова в прощании;
  • Вступительные обращения.

Перед тем как закончить разговор, приведем образцы деловых писем на русском и английском языках.

Образцы деловых писем на русском и английском языках

Заключение

Подводя итоги, хочется сказать, что деловое письмо – это инструмент для общения в любой сфере деятельности. Если оно составлено правильно, это, безусловно, представит вашу компанию с положительной стороны.

С другой стороны, написанное неряшливо, с ошибками письмо способно на корню уничтожить самый перспективный бизнес. Пишите письма правильно, а мы постарались рассказать, как это сделать.

Письмо знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Первоначально для передачи информации применялись другие способы,… … Лингвистический энциклопедический словарь

Записка, послание, уведомление, цедулка, (простон.) грамотка; billet doux. .. См … Словарь синонимов

Письма, мн. письма, писем, письмам, ср. 1. Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому–н. для сообщения чего–н., уведомления о чем–н., для общения с кем–н. на расстоянии. Получить письмо. Отправить письмо. Связка писем. «Разорвала письмо… … Толковый словарь Ушакова

Ср. письмена, азбука, буквы, грамота. У чукчей и у коряков нет своего письма. Это письмо, письмена армянские. | Все, что написано, писанное, или грамотные знаки, выражающие речь. Письмо вязью. На стволе чеканное письмо было, да вытерлось, и не… … Толковый словарь Даля

Тип: слоговое (современное), логографическое (классическое) Языки: языки и … Википедия

Тип: слоговое (современное), логографическое (классическое) Языки: языки и Территория: Китай, в основном Сычуань и Юньнань Дата создания: Минимум 500 лет, современное с … Википедия

Знаковая система фиксации речи и мыслей, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять их во времени и передавать на расстояние. В своем развитии письмо прошло ряд этапов: пиктографическое письмо; идеографическое письмо; слоговое… … Финансовый словарь

письмо - ПИСЬМО´ эпистолярный жанр литературы, стихотворное или прозаическое обращение писателя к определенному лицу с постановкой какого либо важного вопроса. В этом отношении форма П. как жанр близка к посланию. В античной литературе известны «Письма»… … Поэтический словарь

ПИСЬМО, знаковая система фиксации речи с помощью графических элементов. Письмо позволяет закреплять речь во времени и передавать ее в пространстве. Существуют 4 основных типа письма: идеографическое письмо; словесно слоговой тип письма (знак… … Современная энциклопедия

- (франц. ecriture) Одно из центральных понятий современной теории литературы и искусства, ставшее таковым благодаря исследованиям Р.Барта, где оно принимает три основных значения. Первоначально, в 50 е гг., Барт рассматривает П. как «формальную… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Письмо , Хьюз, Кэтрин. Тина, ищущая спасения от своего несчастливого брака, работает в комиссионном благотворительном магазинчике. Однажды, перебирая сданные вещи, она обнаруживает в кармане поношенного костюма…
  • Письмо , Хьюз К.. Тина, ищущая спасения от своего несчастливого брака, работает в комиссионном благотворительном магазинчике. Однажды, перебирая сданные вещи, она обнаруживает в кармане поношенного костюма…

Публикуется по автографу-черновику.

Искусствовед П. Д. Эттингер, занимаясь исследованием истории искусства художественной миниатюры, обнаружил в фондах музеев миниатюры работы М. Ф. Гебхард. Е. М. Метнер, любя живопись, часто бывала на художественных выставках и была лично знакома с Эттингером. Он спросил ее однажды, известно ли ей что-нибудь об этой художнице и ее родителях. Е. М. Метнер посоветовала ему обратиться по этому поводу к Э. К. Метнеру. 2 августа 1921 г. Эттингер послал Э. К. Метнеру следующее письмо:
«Милостивый государь Эмилий Карлович, пишу Вам [по совету] Вашей belle soeur Елены Михайловны. Заинтересовавшись несколькими миниатюрами Минны Федоровны Гебхард, мне хотелось бы собрать о ней кое-какие сведения и восстановить образ этой даровитой художницы, о которой в русской литературе пока нет никаких данных. При помощи Елены Михайловны я познакомился с миниатюрами М[инны] Ф[едоровны], хранящимися в Вашей семье. - Портреты стариков Гебхард прямо прелестны, а кроме того, и в других местах удалось разыскать еще несколько миниатюр. Равным образом я перелистал драматические сочинения Вашего деда. Но в итоге всего этого мало, чтобы создать цельную картину творчества М[инны] Ф[едоровны]. Главным образом хотелось бы узнать, где она получила свое художественное образование Потом, крайне интересен ее роман с кн[язем] Демидовым-Сан-Донато. Странно, что нигде не появился и не был репродуцирован ни один из многочисленных ее портретов Д[емидова], а ведь последний был видным лицом и о нем писалось немало. Хотелось бы для полноты картины узнать кое-что об отношениях Вашего деда к кругу Гете, о которых традиция хранится в Вашей семье. Ни историй, ни отдельных статей о придворном немецком театре в Петербурге ведь нет, и пока я в русской литературе ничего не мог найти о Фед[оре] Федоровиче]. По словам Елены Михайловны, Вы на все интересующие меня вопросы, наверное, сможете кое-что ответить, и я, конечно, буду Вам бесконечно обязан за все, что любезно захотите мне сообщить. Почта теперь функционирует недурно, в особенности, когда дело идет о заказных письмах.

В ожидании Вашего ответа остаюсь всегда к услугам готовый Павел Эттингер» (ГЦММК, ф. 132, № 2523). На это письмо и последовал отклик в виде письма-очерка. Попутно заметим, что в своем письме Эттингер допустил неточность: драматические произведения, с которыми Эттингер знакомился, принадлежали не деду, а прадеду Э. К. Метнера (см. коммент. 7 к письму Э. К. Метнера).

Э. К. Метнер 5 июля 1914 г. после отдыха в Симеизе уехал в Вену, а оттуда в Мюнхен. Первая мировая война застала его в Германии, где он, как русский подданный, был интернирован и затем поселился в Цюрихе. Здесь он и обосновался до конца своих дней, но умер в Дрездене в больнице, так как смертельная болезнь застала его в Пильнице-на-Эльбе, где он находился в гостях у Я. Фридрих.
Архив Э. К. Метнера частично хранится в Рукописном отделе Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (Москва), частично у В. К. Тарасовой. Его дневники и другие материалы находятся у В. К. Тарасовой.
Миниатюра находится у В. К. Тарасовой. Однако, к сожалению, эта миниатюра очень повреждена. Кроме указанной миниатюры, В. К. Тарасовой принадлежат портреты прадедов Н. К. и Э. К. Метнеров - Ф. А. и М. Гебхард.
Из нотной библиотеки матери Э. К. и Н. К. Метнеров - Александры Карловны - сохранилась нотная тетрадь с записями музыкальных произведений, созданных ее дядей со стороны матери - Федором Федоровичем Гебхардом. В оглавлении упомянуто шесть песен для голоса с фортепиано на стихи И. В. Гете, Ф. А. Гебхарда и др. В действительности же тетрадь содержит девять песен, в том числе и для четырех голосов с фортепиано. Они свидетельствуют о подлинном профессионализме их автора, но носят следы влияния классиков немецкой песни - Шумана и Шуберта (ГЦММК, ф. 132, № 4683).
Упоминаемая книжка стихов Ф. А. Гебхарда, находившаяся в архиве Э. К. Метнера, сохранилась и является собственностью В. К. Тарасовой.
В архиве Н. К. Метнера имеются две книги в прекрасном черном переплете с тиснением и с золотым обрезом (ГЦММК, ф. 132, № 2898). На титульном листе первой из них напечатано:

Kleiner Beitrag fur die Bühne
Enthält:
1. Die Rückkunft der Sohne. Lustspiel in einem Aufzuge

2. Der Sturm, oder: Die Geretteten. Ein Operette in einem Aufzuge, nach einer wahren Geschichte bearbeitet

3. Der Leibkosak. Ein Lustspiel in zwei Aufzügen

4. Anton und Klärchen. Ein landliche Scene mit Gesang in einem Aufzuge

5. Der Avanturier. Ein Lustspiel in einem Aufzuge

6. Die Fuchsprelle. Ein komische Oper in zwei Aufzügen, mit Musik

7. Die heirathslustige Familie. Ein Lustspiel in einem Aufzuge
Von

Friedrich Albert Gebhard

Mitglied des Russisch Kaiserl. Hoftheaters

in St. Petersburg

Leipzig, 1809, bei Wilhelm Rein
Как видим, тексты всех семи представлений, включенных в эту книгу, принадлежат перу Ф. А. Гебхарда. На обороте шмуцтитула с названием отдельной пьесы напечатан перечень действующих лиц и исполнителей, среди которых часто упоминаются Ф. А. Гебхард и его жена. По этому изданию можно пополнить представление о содержании репертуара немецкого придворного театра в Петербурге начала XIX века и о составе актеров, участвовавших в тех или иных спектаклях.

Вторая книга также включает три пьесы Ф. А. Гебхарда, написанные им для Ревельского театра. Титульный лист второй книги гласит:
Schauspiele von F. А. Gebhard

Direktor der Bühne zu Reval
1. Die Helden der neuen Welt

2. Der stumme Berräther

3. Die Geisterhallen und das Strafgericht

bei Friedrich Beiweg

1821
Кроме того, сохранились три рукописные тетради - автографы Ф. А. Гебхарда. В двух тетрадях приведены стихотворения самого Гебхарда.

На титульном листе первой тетради, посвященной его дочери Полине (по мужу Гедике) и содержащей 11 страниц, написано:
«Pauline von der Wart»

Widmung an Madame Pauline Goedike

Moscau 1-ten Mai 1839
В этой тетради содержатся стихотворения Ф. А. Гебхарда на немецком языке Вторая тетрадь озаглавлена:
Ein Tag auf den Sperlingsbergen

Fried. Alb. Gebhard

На обороте титула:

Zweiten Mai 1854 in Moskau
Эта тетрадь стихотворений Ф. А. Гебхарда посвящена различным членам его семьи и относится к 1854 году. В ней 47 названий и, в частности, стихотворение 47 представляет собой собрание тостов в честь отдельных членов семьи Гебхарда.

В третьей тетради на 24 страницах содержатся стихотворения разных поэтов и в том числе Гете, Гердера. Они также написаны рукой Гебхарда. (Все три тетради хранятся в архиве Н. К. Метнера, ГЦММК, ф. 132, № 4983-4985.)

Это издание «Фауста» Гете (Тюбинген, 1808) с пометками Ф. А. Гебхарда в настоящее время является собственностью В. К. Тарасовой.

Урок письма: "Строчная буква э."

Тема урока: Письмо строчной буквы э.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Цели урока:

    Образовательные: Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного и печатного текста, формировать навык грамотного письма.

    Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух, мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

    Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Оборудование: алфавит, картинки солныщка, тучки, дождика, 2 зонтика (красный и синий), магнитные буквы ж, я, е, ы, у, й, ц, ё, р, ч; карточки для индивидуальной работы с буквами для зачеркивания карточки с письменными строчными буквами э, х, ж, с; таблица «Буквы Ээ, карточки со словами (в, два, доме, этажа, этом), разные элементы букв; фрагмент мультфильма про эхо
УУД:

Личностные:

    Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные:

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

    Структурирование знания;

    Анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез как составление целого из частей;
Ход урока

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

Настрой на урок.

Глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).

II. Целеполагание и самоопределение к деятельности.

Озадачен страус эму,
Как решить свою проблему,
Как от хищника спасаться,
Убегать или остаться?
Долго думать он не смог,
Спрятал голову в песок.

Назовите первый звук в слове ЭМУ?

Какой он гласный или согласный?

Назовите признаки гласного звука? (Он тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке письма? - Давайте наши мысли сложим в сундучок замечательных идей. -писать букву э - соединять с другими буквами - писать слова - предложения -говорить - думать - делать выводы III. Актуализация опорных знаний.

1. Игра «Помоги буквам»
- Однажды буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко (ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ СОЛНЫШКА). Вдруг набежала туча (появляется картинка тучи), пошел дождь. Буквы спрятались под оранжевым и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под каждым зонтиком? (Под красным – гласные, под оранжевым – согласные).

К доске прикреплены "зонтики" и буквы ж, я, ы, е, у, й, ц, ё, р, ч.

Два ученика работают у доски, прячут буквы под зонтики, гласные - под красный (я, у, е, ё), согласные - под оранжевый (ж, к, й, ц, р, ч), потом объясняют свой выбор.

Все остальные работают индивидуально на карточках. Девочки зачеркивают только гласные буквы, мальчики – согласные. Самопроверка (по доске).

Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

Посмотрите на согласные буквы. Какие из них обозначают всегда твердый согласный звук? (ж, ш). Назовите всегда мягкие согласные звуки (ч, й).

Посмотрите на гласные буквы и назовите гласные второго ряда. Какую роль они выполняют? (Показывают на мягкость согласного звука и могут обозначать два звука)

Когда они обозначают два звука?

В какой букве из гласных второго ряда спрятался звук [э]?

Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).

Запомните:

Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.

Мы правильно выполнили 1-е задание, можем надеть первое. О чем мы говорили, что повторяли? (Звуки и буквы).

IV. Открытие нового знания

Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)

Когда мы используем заглавные буквы на письме?

1.Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.

Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).

Поэлементный анализ буквы

Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).

В написании каких букв есть такой же элемент - полуовал?

Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаю, нам не составит труда.

Конструирование буквы из элементов

Игра «Буква рассыпалась» (На доске прикреплены разные элементы букв)

Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква э рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать букву?

4-й слайд «Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А.Шибаев.)

Комментированный показ учителем на доске.

Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.

5-й слайд.Физминутка. Упражнения для глаз. Зарядка для глаз.

2. Отработка написания новой буквы в прописи

- Давайте научимся писать эту букву.

Откройте прописи (Я тетрадь свою открою и ….), положите их наклонно, сядьте ровно.

Смотрите, нас на страничке кто-то встречает. Кто это? Это представитель народности эскимосов. Эскимосы - это жители Крайнего Севера нашей страны, как и ханты, ненцы, якуты. Это их жилище (слайд)

6-й слайд. - Что у него в руках? (мороженое)

Как оно называется – эскимо – это сливочное или молочное мороженое в шоколадной глазури на палочке).

Где стоит изучаемый звук в этом слове? (в начале слова)

Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой строке.

Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали? (черная стрелочка).

Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте еще 2 элемента.

7-й слайд- Наблюдение за письмом буквы по презентации (пишется с одним отрывом).

Что необходимо для качественного выполнения задания?

Помнить о правилах письма:

    Посадка и наклон букв.

    Расстояние между буквами.

    Высота букв.

Письмо буквы э в рабочей строке.

Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте
Дети проводят самоанализ.
3. Упражнение в письме слов.
- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх!)

Письмо слова эх. Сколько в нем слогов? Почему один?

Отгадайте загадку, о чем идет речь?

Живет без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.

Звуковой анализ слова эхо, (2 слога, закрашиваем согл.тверд.звук [х], какой слог ударный?). Сколько букв и звуков в этом слове? Запись слова.

Вывод.

Из каких же частей состоят слова? (Из слогов)

Ребята, как вы думаете, эхо хорошо жить в лесу? (ответы детей)

Давайте посмотрим фрагмент мультфильма про эхо и проверим свой предположения.

Что мешает ему весёлую игру в эхо?

Какие моменты доставили ему радость?

Как же нужно вести себя в лесу?

4. Физминутка активная (элнктронная презентация) .

3. Работа над предложением.

слайд запись «Поиграем вэхо»

Прочитайте. Что можете сказать о записи? (Записано с ошибками)

Какое задание могли бы вы предложить?
- Исправить ошибки. Записать письменными буквами. Как назовем эту запись?
- Это предложение, значит надо писать с большой буквы и в конце поставить точку и слова писать отдельно. Исправьте ошибки.(На презентации сама исправляю после ответов детей фломастером)

Сколько слов в этом предложении? Проверьте себя по прописи. Запишем это предложение письменными буквами. Но вначале подготовим пальчики. Пальчиковая гимнастика

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

слайд. Дети записывают предложение с комментированием.

Вывод. Из чего состоит предложение? (Из слов)

4. Работа над словами.

Продолжим работать над словами.

слайд . - Прочитайте записи на двух следующих строчках: это, этот, этажи, эти.

Какое слово лишнее? Почему? (оно трехсложное, потому что …)

Какое правило правописания есть в этом слове? (сочетание жи) ФЛОМАСТЕР!!! Подчеркиваю (если не сразу находят, прошу найти трехсложное слово – этажи).

В каком числе стоит это слово, сколько предметов оно обозначает?

Прочитайте оставшиеся слова - это, этот, эти.

Эти слова не называют предмет, а только указывают на него. Например, это – дерево, …(дети дополняют – солнце, зеркало и т.д.)

Эти – цветы, ….

Этот - мальчик, …

Посмотрите внимательно на все слова, как буква э соединяется с другими буквами? (снизу, т.е. при помощи нижнего соединения)

Запишите самостоятельно по одному слову, поставьте в словах ударение.

Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог.ФЛОМАСТЕР –ставлю ударение.

5 . Работа с деформированным предложением .

слайд . Даны слова: в, два, доме, этажа, этом.

Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?

Работа в парах. Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.

Проверка.

Какие надо знать правила записи предложения?

Запись предложения с комментированием.

слайд . В этом доме два этажа.

Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук (доме). Назовите этот звук [м’]. Почему он мягкий? Какой буквой он обозначен? («эм»)

Вывод.

Что можно составить из слов? (Предложение).
V.Включение в систему повторения

- Игра « Собери пазлы»

Слова; эскимо, экзамен, зкскаватор, мэр, экватор, эклеры, экология

(коллективная работа)

Детям предлагается записать 3 слова по выбору

V. Рефлексия.

Цель: формирование самооценки и самоанализа.

если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,

    если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то в желтый цвет,

    если вам многое не понятно, то в красный цвет.

Используется метод “Светофор”:

    зеленый – иди,

    желтый – подожди,