Как преодолеть боязнь сцены и публичных выступлений? Как преодолеть страх перед сценой: советы от знаменитостей

Публичные выступления вызывают волнение у каждого, даже самого смелого оратора. Но бывает так, что выход на сцену сопровождается панической атакой, у человека складывается ощущение, будто все сидящие в зале его оценивают, разглядывают и т. д.

Страхи могут формироваться в детстве – неудачное выступление на утреннике, упреки родителей, учителей или насмешки сверстников приводят к формированию подсознательной установки. Выходя на публику, человек сталкивается с влиянием своего подсознания, когда ему везде мерещатся «монстры». Эта фобия особенно тяготит тех, чья работа связана с постоянными выступлениями - музыкантов, певцов, танцоров и т. д.

Глоссофобия и ее причины

Страх перед сценой имеет научное название – глоссофобия.

Фобия отличается от волнения и имеет конкретные симптомы, которые объясняются преобладанием симпатической системы над парасимпатической:

  • тошнота;
  • сухость во рту;
  • бессонница;
  • головная боль;
  • усиленное потоотделение;
  • учащение сердцебиения и дыхания;
  • повышение артериального давления.

Причины появления страха сцены:

  1. 1. Отсутствие информации в подсознании или записанная негативная установка. Обычно первое публичное выступление сопровождается страхом. Если оно проходит удачно, формируется позитивное убеждение, и дальнейшие выходы на сцену вызывают лишь волнение. Чем больше позитивного опыта, тем меньше негативных эмоций.
  2. 2. Плохая подготовка, невыученная речь, малое количество репетиций.
  3. 3. Ощущение собственной несостоятельности. Человек не верит в свои силы и возможности. Вследствие этого возникает комплекс неполноценности.
  4. 4. Сравнение себя с кем-либо. Далее происходит формирование негативных убеждений «Я не смогу быть лучше, чем кто-то», «Я хуже всех» и т. д.

4 типа личности, подверженных фобии

Существуют типы личности, при которых выраженность глоссофобии варьируется.

  1. 1. Некоторые люди стремятся избежать публичных выступлений не только в определенный промежуток времени, а на протяжении всей жизни. Они выбирают профессии, где не нужно появляться на публике даже среди малого количества людей. То есть их выбор деятельности основывается не на предпочтениях, а на бегстве от фобии. Этот тип очень сложно поддается лечению. Здесь должна проводиться длительная психотерапия. Выступления сначала организуются в тесном кругу знакомых людей и постепенно расширяются до более широкой аудитории.
  1. 2. Следующая категория личностей не позволяет страху диктовать, какую карьеру выбрать, но при этом они стараются «не высовываться»: избегают выступлений на собраниях, планерках, стесняются говорить тосты на праздниках. Такие люди активно скрывают свою фобию и находят любые пути, чтобы не столкнуться лицом к лицу со страхом, игнорируя проблему годами. Им проще преодолеть барьер, чем первой группе. Следует начинать выступать перед небольшим количеством людей, заниматься активными видами деятельности.
  1. 3. Люди, которые сталкиваются в своей работе с необходимостью выступать на публике. Это профессионалы, которые с радостью избегали бы докладов перед аудиторией, но из-за особенностей деятельности не могут этого сделать. К ним относятся писатели, врачи, учителя. Представителям таких видов деятельности следует уделить время тому, чтобы научиться ораторскому мастерству, ведь от этого во многом зависит их успех в профессии.
  1. 4. Творческие личности – музыканты, певцы, актеры, комики, спортсмены, ораторы. Даже эта группа людей подвержена беспокойству по поводу выступлений перед слушателями. Разница лишь в том, что их мозг призывает к выходу на публику, а тело сопротивляется. В таком случае вопрос касается выбора, что важнее: страх или карьера. Если человек хочет добиваться вершин профессии, ему придется перебороть себя.

Волнение является общей чертой для всех людей, независимо от типа профессии или личности. Разница в том, что одни преодолевают свои фобии, а другие продолжают их избегать.

Методики по преодолению неуверенности и страха

Для начала нужно определить причину глоссофобии. Что именно пугает? Если в детстве был негативный опыт, его следует вспомнить, вытащить из глубин подсознания. И в будущем менять негативные установки на позитивные. Важно помнить, что люди, которые пришли на выступление, желают получить пользу, знание или эстетическое удовольствие, а не уличить оратора во всех его недостатках.

Успокоиться и не бояться выступать помогут следующие советы:

  • Хорошая подготовка, многократные репетиции – залог уверенности в себе. Нужно уделить время тому, чтобы изучить вопросы, интересующие аудиторию, понять ее желания и потребности. Хорошее знание темы позволит чувствовать свою компетентность. Стоит заранее проработать возможные дополнительные вопросы и комментарии слушателей.
  • Чувство юмора. Уместные шутки снимают напряжение, располагают аудиторию и помогают победить страх. Особенно это важно, если случился какой-то конфуз, перестала работать техника и т. д.
  • Освоение ораторского мастерства. Это укрепляет веру в себя, помогает приобрести необходимые навыки выступлений, заинтересовать аудиторию и удерживать ее внимание на протяжении всего времени. Мастерство слова - это навык, который можно совершенствовать. Все великие люди с чего-то начинали, учились и развивали свои сильные стороны. Поэтому абсолютно каждый человек способен стать выдающимся оратором. Этому способствуют правильная постановка цели и сильная мотивация.
  • Анализ предыдущих попыток. Каждое выступление на публике, если возможно, следует записать на видео, чтобы потом оценить себя со стороны. Полезно просматривать выступления экспертов в интересующей отрасли.
  • Отказ от мысли о совершенстве. Все люди несовершенны. Боязнь сделать ошибку приводит к тому, что ее вероятность многократно увеличивается.
  • Представление желаемого результата. Обычно люди, выступающие впервые, склонны проигрывать в своей голове момент провала. Необходимо заменить эту картинку на позитивную, где в конце все слушатели аплодируют стоя.
  • Концентрация на содержании и процессе. Нужно сосредоточиться на докладе, танце, песне, на роли, на зрителях. Но никак не на себе или своих недостатках. Если расслабиться и начать получать удовольствие от выступления, зрители почувствуют позитивную энергетику.
  • Любовь к аудитории. Можно представить, что в зале собрались самые близкие люди и лучшие друзья, и выступать так, чтобы их порадовать.
  • Отдых перед выступлением. Необходимо хорошо выспаться накануне важного события и отказаться от стимуляторов. Кофеин, алкоголь, успокоительные препараты оказывают лишь временный эффект. Неизвестно, как организм отреагирует на эти вещества и как это скажется на выступлении: нетрезвый и заторможенный оратор явно не вызовет у публики положительных эмоций.
  • Внешний вид. Человек, довольный своей внешностью, держится уверенно. Если на сцену приходится выходить регулярно, стоит прибегнуть к помощи стилиста и имиджмейкера. Они помогут создать правильный образ, подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Людям, выступающим в танцевальных шоу или вокальных конкурсах, следует проработать сценический образ, прическу, грим, убедиться, что костюм для выступления соответствует тематике номера и выглядит подобающим образом.
  • Контакт со зрителями. Важно обращаться к слушателям, смотреть им в глаза. Если выступающий смотрит куда-то в пространство и не вступает в зрительный контакт, возрастает вероятность того, что люди потеряют к выступлению интерес.
  • Концентрация на дыхании. Три-четыре глубоких медленных вдоха - и можно выходить к зрителям. Глубокое дыхание помогает не волноваться и насыщает организм кислородом.
  • Вокал. Страх может вызывать изменение голоса: он становится скрипучим или, наоборот, излишне тонким. Улучшить его помогут специальные упражнения, разогревающие голосовые связки. Пение полезно не только певцам, но и всем ораторам.
  • Разогрев. Пианисту, музыканту, танцору необходимо разогреваться перед выходом. Разминка позволит преодолеть страх, снять мышечное напряжение, подготовить тело. Полезно выполнять упражнения на растяжку. Они расслабляют мышцы и физически подготавливают тело, защищая от возможных травм. Особенно это важно для танцевальных выступлений. Перед выходом на сцену можно мысленно проиграть танец, концентрируясь на сложных элементах, это поможет перестать бояться.
  • Шаги навстречу страху. Людям с первым и вторым типами личности психологи советуют начать выступать в маленьких группах людей, перед членами семьи. Чтобы побороть фобию, можно записаться в театральный кружок или на курсы актерского мастерства, групповые спортивные тренировки или танцы. Это поможет побороть страх перед сценой.

Давайте будем честными: страх выступления победить нельзя. Что бы вам ни говорили. Этот страх, а точнее - волнение, - естественная защитная функция организма в ожидании неизвестного. Мы ведь не знаем, все ли пройдет гладко, не забудем ли мы что-то, не можем предсказать настрой аудитории.

Однако, мы можем воспользоваться несколькими методами по уменьшению собственного волнения. Давайте их рассмотрим.

1. Прежде всего - психологический аспект. Нельзя "бояться сцены" - это слишком общее. Первый шаг к победе над страхом - анализ и осознание его причины. Мы можем бояться:

а) забыть что-то важное

б) ошибиться в процессе говорения

в) наших слушателей

Противоядие:

а) запишите все самое важное на маленьких карточках, в которые будете подглядывать. Тезисы, опорные точки, пункты плана - все, что поможет вам свободно переходить от одной мысли к другой. Так спокойнее.

б) мы боимся ошибиться, поэтому начинаем чрезмерно себя контролировать и выглядим зажато. А что, если не предъявлять к себе завышенных требований? Как показывает практика, лишь очень малое (в мировом масштабе) количество публичных выступлений действительно требует идеального повествования. Как правило, это речи президентов в ситуации глобального кризиса. Хочется верить, что вы перед такой проблемой в своей жизни не встанете.

Поэтому - просто скажите себе: "Я - нормальный обычный человек. Все ошибаются. И я могу ошибиться. И ошибусь! И пусть, мне плевать!" Вот прямо сейчас встаньте перед зеркалом и скажите себе.

в) многие боятся своей аудитории, и делают это напрасно: там такие же люди, со своими комплексами и страхами. Уверяю вас: большинству ваших слушателей радостен сам факт того, что выступать пришлось не им. Расслабьтесь и будьте доброжелательны, искренни и честны. Заготовьте пару хороших шуток, и публика вас полюбит.

2. Минимизировать волнение можно только правильным настроем (см. выше) и практикой. Старайтесь говорить как можно чаще на публике. Говорите тосты, инициируйте обсуждение каких-либо тем с друзьями и знакомыми - со знакомыми проще себя вести свободно. Выступайте на рабочих летучках и совещаниях. Главное - больше практики.

Ваша цель - сделать так, чтобы собеседники правильно вас поняли. Не пытайтесь всем понравиться, не думайте о том, как выглядите. Если вы говорили хорошо и убедительно, все получится само собой. Думайте о взаимопонимании, это главное.

3. Есть экспресс-метод, который подходит для самых отчаянных. Я его называю "прыжок в воду". На курорте можно заходить в воду медленно, и тогда вам довольно долго будет холодно внизу и жарко вверху, где припекает солнце. А если нырнуть с пирса, то сперва будет оглушающе холодно, затем вы начнете быстро двигаться и сразу согреетесь. Если резко, не жалея себя, инициировать публичные выступления - например, начать декламировать свое любимое стихотворение, стоя на аллее в парке, где все гуляют, то будет очень страшно. Сначала.

Но потом вы поймете, что больше вы не боитесь вообще никаких выступлений. Выжившему - слава и почет.

P.s. Помните о главном: никаких стимуляторов. Не соблазняйтесь успокоительными таблетками или алкоголем перед важным мероприятием: в стрессе организм может отреагировать как угодно. Лучше воспользуйтесь дыханием на счет. Сели в удобную позу, на три счета вдохнули, сосчитали снова до трех, на четыре счета выдохнули. Снова вдох, но уже на четыре счета, задержка, выдох на пять. И так набавляете по секунде. Успокоитесь в течение трех минут и настроитесь на нужный лад.

Успехов! Ваш Л. Смехов.

1. Говорите только то, во что верите!

Если это невозможно, выстройте свою речь так, чтобы "передвигаться" от одного тезиса, в правдивости которого вы уверены, к другому, словно вы лезете вверх по скале, а ваши тезисы - это крюки, за которые вы цепляетесь. Визуализируйте этот образ и вам будет намного проще выстроить свою речь, даже если вы неплохой оратор.

2. Делайте паузы в речи!

Дело в том, что когда мы говорим быстро и без пауз, у нас сбивается дыхание, мы начинаем "захлебываться" и тараторить. Сигнал о сбое дыхания поступает в мозг, который воспринимает сбой, как сигнал тревоги и начинается паника. Даже если вы не потеряетесь во время выступления, львиная доля энергии уйдет на сохранение спокойствия.

3. Говорите, перенося вес тела на правую ногу!

Когда мы переносим вес тела на правую ногу, у нас активизируется так называемый "канал сердца" и наша речь начинает восприниматься собеседниками, как более искренняя и правдивая.

4. Двигайтесь во время выступления!

Конечно, не надо подпрыгивать, носиться по сцене и совершать хаотичные движения. У каждой речи есть ритм и темп. Если вы сумеете почувствовать его и двигаться соответственно темпу и ритму речи, собеседники не смогут оторвать от вас взгляд.

5. Выберите себе собеседников!

Найдите в зале двух-трех симпатичных людей в разных концах зала и рассказывайте свою речь, периодически поглядывая на них. Ошибкой является выбрать одного человека и все свое выступление обращаться только к нему. Во-первых, дырку проглядите, во-вторых, ваше тело и взгляд будут казаться застывшими.

6. Жестикулируйте, а не машите руками!

Чтобы руки выглядели красивыми и осмысленными, потренируйтесь совершать движения, когда произносите знаковые фразы своей речи. Используйте язык жестов, чтобы показать то, что можно легко и понятно показать руками. Например, счет (один, два, три), знак "Ок" (соединенные вместе большой и средние пальцы), знак "стоп" (поднятая вверх ладонь, словно отодвигающая что-то в пространстве) и т.д.

7. Сделайте лицевую гимнастику перед тем, как выйти на сцену!

На лице у нас "живет" так называемая социальная маска - сковывающее напряжение лица, которое можно заметить по сжатым челюстям, перекошенным скулам, напряжением надбровных дуг и складке на переносице. Смысл этой маски - в защите. Растягивая губы в "американской улыбке" мы еще больше усиливаем ее, обнажая зубы как бы говорим собеседнику "не подходи - загрызу!" Механизм образования социальной маски безусловный, контролировать его мы практически не можем, а вот помочь себе, расслабляя лицо хотя бы перед выступлением - нам по плечу. Еще лучше перед выступлением сходить на глубинный психосоматический массаж лица.

8. Не слишком репетируйте свою речь перед выступлением, чтобы не перегореть. Лучше накануне расскажите основные тезисы любимому человеку. В его/ее присутствии вы расслабитесь и это состояние вспомнится вам на выступлении.

9. С профессиональными актерами работают сценические психологи. Телесные психопрактики включены в актерский тренинг. Вы тоже можете освободить тело от неизбежных зажимов, если обратитесь к телесно-ориентированному психотерапевту. Сейчас эти замечательные специалисты есть почти в каждом городе. Не пренебрегайте возможностью получить профессиональную помощь и стать гением сцены!

Будучи интровертом, не люблю выступать, Но умею - в силу профессии часто приходится это делать. Поначалу приходилось всерьез себя преодолевать. Неприятное чувство осталось, особенно когда надо выступать в незнакомых аудиториях. Волнуюсь, всегда перед началом бывает момент, когда хочется куда-нибудь смыться. Для преодоления оного особых рецептов нет. Я просто знаю, что вот оно, сейчас надо перетерпеть, а потом само пройдет. Вообще, знание себя очень помогает: знаешь, как будешь себя чувствовать дальше, как бы наблюдаешь себя со стороны и предсказываешь наперед, и это, как ни странно, успокаивает.

Перед выступлением говорю себе: через это надо пройти, назад дороги все равно нет, только вперед и напролом. Это правило пианиста на концерте: если сбился, не повторяешь, а играешь дальше. Переживаешь ровно то, что сейчас, и то, что дальше, а не то, что было до того. А то музыки не получится.

Готовлюсь, само собой. Например, первую фразу обязательно учу наизусть (а дальше дело пойдет). Стараюсь сделать ее завлекательной и произнести с улыбкой. Если в аудитории кто-нибудь улыбается в ответ, мне становится легче.

Но ни в коем случае не заучиваю наизусть остального. От заучивания как раз много проблем - забываешь какую-нибудь запятую, и сбиваешься. Потом вспоминаешь через десять предложений и начинаешь мямлить: "Да, я как раз забыл сказать..." И сбиваешься окончательно. Лучше уж действительно что-то забыть. Никто не заметит, уверяю. Правило пианиста в действии.

Выбираю разговорный тон, как бы рассказываю в теплой компании.

Ну и много таких рецептов. Опыт уже набран, со временем, конечно, волнуюсь все меньше. Так что, бояться уже почти нечего - дальше будет легче.

Совет Дейла Карнеги: представьте, что аудитория в зале - это люди, каждый из которых должен вам определенную сумму денег. Такое восприятие помогает снизить градус боязни.

Глоссофобия это страх сцены или публичных выступлений. Во многих профессиональных сферах людям приходится так или иначе сталкиваться с необходимостью публичных выступлений, общением с большой публикой. Политика, педагогическая сфера, юриспруденция, менеджмент, актерское мастерство – все это требует выступлений на публике, общения с аудиторией, умения переубедить ее, управлять эмоциями и настроением толпы.

Все мы так или иначе попадали в своей жизни в ситуацию, когда была необходимость выступить на сцене, проявить свои ораторские и интеллектуальные способности перед большим количеством людей. В результате психологического исследования было выявлено, что более 95% всех людей испытывают страх перед выступлением на сцене. Страх перед сценой – одна из самых распространенных и, к сожалению, злободневных фобий. Ведь она не только вызывает сильнейший стресс, провоцирует неприятные соматические реакции и заболевания. Многие люди хотят узнать, как бороться со страхом сцены совсем по другой причине. Глоссофобия вызывает у них существенное снижение качества жизни, мешает развитию карьерной деятельности, повышению финансового дохода, выполнению профессиональных задач.

Среди людей с глоссофобией, как ни парадоксально, нередко встречаются известные и публичные личности: певцы, актеры театра и кино, музыканты. Тем, кто боится публичных выступлений, будет полезно почитать истории таких людей с глоссофобией, как Фаина Раневская, Артур Рубинштейн, Пабло Казальс, Гленн Гульд и других.

Страх сцены – это серьезное и тяжелое расстройство, которому многие люди придают огромное значение. Особенно это касается тех, кто по роду деятельности вынужден постоянно выступать публично. Если такие личности запускают свое заболевание, не проводят коррекцию расстройства, не обращаются к терапевту своевременно, это может приводить к тяжелым психическим патологиям, другим тревожно-фобическим расстройствам, развитию хронических соматических заболеваний, а также к алкогольной и наркотической зависимости. Некоторые люди пытаются преодолеть страх сцены, вырабатывая определенные защитные «ритуалы» и модели поведения. Либо же принимают допинги, сильные антидепрессанты и седативные средства, а чаще – алкоголь или наркотики. Такое искусственное игнорирование проблемы помогает лишь на время. Симптоматика словно «загоняется» еще глубже в подсознание, страх только усугубляется. Прекращается личностный рост и развитие, формируются новые фобии (например, боязнь того, что другие уличат индивида в алкоголизме или наркомании), усугубляются и зависимости, вредные привычки. Нередки случаи, когда сценическая боязнь становилась предпосылкой для развития шизофрении, расстройства личности, психопатии и других тяжелых психических заболеваний.

Вот почему так важно своевременно при наличии симптомов тревожного расстройства, объективно оценить ситуацию, признать наличие проблемы и начать немедленную психологическую работу над ней.

Как проявляется глоссофобия?

Среди психологов и психиатров боязнь сцены принято называть глоссофобией или пейрафобией. Анализируя проявление боязни сцены, стоит четко отличать нормальные, естественные переживания перед выступлением, которые испытывает каждый, зная, что его будет слушать большая публика. Ведь среди них почти все люди – незнакомые. Каждый будет оценивать его внешность, каждое слово, манеру держаться и говорить. Все без исключения в той или иной степени волнуются во время экзамена, защиты диплома или диссертации, дебютного выступления на сцене с танцем или музыкальным произведением. Причем, волнуются и те, кто выступает на сцене вот уже многие годы. Однако, небольшое волнение – это вполне нормальная и здоровая реакция. Нормальность реакции определяется отсутствием непереносимой паники: выйдя на сцену, человек постепенно переключается на свою речь/выступление/беседу с аудиторией и просто выполняет свою задачу.

Некоторые специалисты даже отмечают, что нормальное и адекватное волнение перед выступлением имеет свои плюсы. Накануне важного мероприятия человек ответственно подходит к предстоящему выступлению. Становится более внимательным и собранным, тщательно готовится, продумывая каждую деталь. В итоге, умеренное беспокойство приводит к тому, что выступление тщательно подготовлено и имеет успех у публики. В то же время те, кто не боится публики, не всегда имеют стимул достаточно продумать каждый момент выступления. В итоге, их появление на сцене становится провальным.

Патологическая боязнь сцены проявляется интенсивными переживаниями, сильной и неконтролируемой тревогой. Даже если человеку предстоит выступать перед немногочисленной публикой, большинство представителей которой ему знакомы лично, он теряется и испытывает приступ паники. То есть, он не выбирает, кого бояться, а кого –нет. Он боится выступлений в любом виде и в любой обстановке.

Симптомы глоссофобии

Несмотря на причины, провоцирующие глоссофобию, ее симптомы у всех индивидов проявляются примерно одинаково. Накануне важного публичного мероприятия человек испытывает сильную тревожность и беспокойство. Оно нарастает с каждым днем по мере наступления «важного» дня. Субкортикальная система головного мозга активирует мощную выработку гормонов стресса, что, в свою очередь, усиливает двигательную активность всех мышц, меняет работу всего организма, приводя его в состояние «боевой готовности», активирует для борьбы с мнимой опасностью.

Распространенными симптомами глоссофобии являются:

  • Мышечные спазмы и напряжение.
  • Тревожные жесты, нетипичная мимика.
  • Меняется голос: становится тихим, приглушенным.

На уровне вегетативной системы проявляются следующие симптомы:

  • усиленное потоотделение;
  • учащенный пульс;
  • повышение или понижение кровяного давления;
  • мигрени и головные боли;
  • трудности с дыханием.

Характерны при глоссофобии и поведенческие реакции:

  • Ощущение жажды.
  • Дрожь в голосе.
  • Эмоциональный ступор.
  • Потеря речи, неспособность связать мысли от волнения.
  • Непроизвольная диуринация.

В некоторых случаях сильное волнение приводит к обморочным состояниям или непреодолимому желанию обратиться в бегство прямо со сцены. Перед обмороком могут наблюдаться такие реакции, как:

  • общая слабость;
  • тремор;
  • рвотные позывы;
  • бледность кожных покровов;
  • замедленный, еле ощутимый пульс;
  • холодные, «ледяные» руки.

Наличие симптоматики и интенсивность ее проявления у каждого человека индивидуальны и определяются его типом нервной системы, силой переживания эмоций, общего состояния здоровья и физического состояния (усталость, недосып), от конкретной деятельности на момент приступа страха. Если глоссофобия сильная то на сцене у человека может случиться .

Причины глоссофобии

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на развитие страха сцены. Это – наследственная предрасположенность и социальное влияние.

Наследственность подразумевает врожденную склонность к интенсивному переживанию любых эмоций, реагирование только на определенные объекты фобии, генетически унаследованную боязнь социума. В случае, если причиной боязни сцены стала унаследованная социофобия, сам страх перед публикой зиждется на страхе быть осужденным, поруганным, непринятым или осмеянным публикой. По наследству также передаются тип темперамента, особенности характера, интенсивность переживаемых эмоций. Родители и дети действительно очень похожи между собой в психологическом плане: у них одинаковые объекты фобий, схожее эмоциональное восприятие, они одинаково реагируют на те или иные стрессоры, идентична у них и длительность фиксации внимания на них.

Эксперты в области психологии считают, что социальные предпосылки оказывают влияние на развитие глоссофобии в наибольшей степени. Среди них:

  • Непедагогичное, деспотическое воспитание в детстве.
  • Строгое и конфликтное, агрессивное поведение родителей с ребенком.
  • Придание важного значения критике со стороны.
  • Высокая степень самокритики, как результат – полное послушание перед авторитетными личностями, желание угодить всем.
  • Нелюбовь к себе, неприятие своей личности, заниженная самооценка как следствие влияния чрезмерно строгого воспитания и критики со стороны родителей.
  • Провальная, неудачно выполненная в детстве, но важная задача, результаты которой подвергались критике со стороны.
  • Ирреальное видение действительности, интерпретирование фактов в негативную сторону.

Еще одной предпосылкой для развития пейрафобии может стать неуверенность в своей компетенции, недостаточная подготовленность к выступлению, недостаток знаний и сведений. Также многие люди боятся сценических выступлений из-за того, что у них никогда не было достаточной практики в этом.

Излишний перфекционизм, желание во всем быть первым, владеть всем в совершенстве зачастую приводит к сценической тревожности. Для таких людей жизненно важно мнение их публики. А поскольку оно очень изменчиво, и толпа не всегда встречает выступающих с абсолютным восторгом (что является нормой), развитие страхов неизбежно.

Глоссофобии также подвержены педантичные и щепетильные личности, которые стремятся держать все под контролем. Огромное собрание людей очень сложно контролировать, не всегда можно добиться желаемого результата. Это и провоцирует развитие патологической тревожности у таких личностей.

Как преодолеть страх сцены?

Как победить страх сцены? Этим вопросом задаются многие из нас. Данная фобия успешно поддается коррекции при своевременном обращении за помощью и работе с грамотным, квалифицированным специалистом. Вмешательство психолога требуется в случае, если страхи носят патологический, навязчивый характер, если человек страдает приступами паники и интенсивными соматическими проявлениями. Что касается людей, для которых сцена является постоянным местом профессиональной деятельности – актеров, музыкантов, ораторов, постоянных участников конференций, презентаций, совещаний и других публичных личностей, то в их случае фобию вполне возможно победить самостоятельно.

Лечение такого фобического расстройства как глоссофобия проводится в 4 этапа:

  • Признание наличия болезни.
  • Анализирование и выявление предпосылок его развития.
  • Формирование возможных путей решения, составление плана действий.
  • Осуществление составленного плана.

Рассмотрим подробнее возможные варианты действий для снижения беспокойства, которые помогли бы индивиду поднять самооценку и вылечить тревожно-фобическое расстройство.

  1. Пересматриваем отношение к незнакомым людям.

Публика для выступающего – всегда нечто неизвестное, непредсказуемое и неуправляемое. Пересмотрев восприятие аудитории как неизвестных личностей, получив сведения об этих людях, оратору гораздо легче будет выступать, волнение заметно снизится. Итак, перед выступлением тщательно анализируйте следующие моменты:

  • Контингент (пол, возраст, социальный статус, возможные интересы и увлечения людей, которые собираются посетить ваше выступление)
  • Подумайте, что именно хотели бы услышать от вас эти люди. Какая информация им будет интересна, а какая – не очень. Нужно ли подходить к ним с юмором, или выступление требует максимальной серьезности и сосредоточенности. Что они «унесут с собой» после вашего выступления, какая информация будет для них полезной.

Проработав эти пункты, вы сможете спланировать идеальную, информативную речь, продумать модель поведения на сцене заранее, предусмотреть возможные вопросы от публики, и т.д.

  1. Перестаем бояться «страшной и критичной» публики.

Многие выступающие на сцене нервничают из-за того, что воспринимают публику как строгого критика. Они обращают внимание на смешки из зала, на неодобрительные выражения лиц, критические недовольные взгляды, неодобрительный шепот.

Пересмотрите свое отношение к аудитории: перестаньте воспринимать ее как критика, сконцентрируйтесь на положительных моментах. Мнение публики никогда не может быть однозначным. Поэтому обращайте внимание на заинтересованных слушателей, одобрительные кивки, возгласы восторга, пристальный внимательный взгляд. Также визуализируйте в воображении положительное, одобрительное восприятие вашего выступления.

  1. Исключите возможность провального выступления.

Чтобы снизить вероятность провала к минимуму, тщательно готовьтесь к своему выступлению. Пусть ваша компетентность, уровень знаний и осведомленность перекроют волнение и тревожность. Ведь знающий, компетентный человек всегда чувствует себя гораздо уверенней, с легкостью может ответить на самые каверзные и сложные вопросы публики. Проработайте подробный план выступления, отточите каждую деталь до совершенства.

Например, вы выступаете с докладом. План вашей подготовки должен быть следующим:

  • Нахождение, анализирование и проработка информации из разных источников.
  • Написание оригинальной речи на основе изученных материалов.
  • Конспект ключевых моментов, точек ориентира (чтобы ничего не забыть).
  • Продумайте последовательность всех частей выступления.
  • Подберите факты: чем можно подкрепить вашу точку зрения в случае возникающих у публики вопросов.
  • Заучите подготовленную речь.
  • Предупредите заранее возможные вопросы аудитории, составьте ответы на них заранее.

Лучше, если вы проведете несколько репетиций перед выступлением. Пусть слушателями станут ваши друзья, родные, коллеги. Также очень хорошо работает такой метод: запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте и оцените ее критически. Проделайте это несколько раз. С каждой новой записью вы будете замечать улучшения, вычищать недочеты. Эти методики позволят вам чувствовать себя гораздо увереннее на сцене, поможет исключить возможные ошибки.

  1. Дайте себе право на ошибку.

Не придавайте гипертрофированного значения критике со стороны других людей. Помните, что ошибиться может каждый. А критика не всегда бывает справедливой: зачастую причиной раскритиковать ваше выступление может стать плохое настроение слушателя, его скептический циничный взгляд на большинство явлений, личная неприязнь и антипатия к вам независимо от качества выступления, предвзятое отношение к вам. Также стоит помнить, что и одобрение не всегда бывает объективным.

Постоянно прорабатывайте психотехники, формирующие адекватную самооценку, повышающие вашу значимость в собственных глазах, помогающие воспринимать себя объективно и независимо от других людей. Такими техниками могут стать аффирмации и медитирование.

  1. Оптимизм – превыше всего.

Зафиксируйте свое внимание на процессе, а не на том, каков будет итог выступления. Во время речи продумывайте каждое слово, сосредоточьтесь на предмете, о котором вы говорите. Замечайте все преимущества вашего выступления на сцене. Ведь вы – в поле зрения всех людей! Сколько информации вы можете до них донести, сколько полезного дать, развлечь, развеселить, подарить знания и хорошее настроение. Старайтесь обращать внимания на все преимущества, настройтесь на позитив!

Прекрасной дополнительной мерой для преодоления страха сцены станут следующие методы:

  • Комплексная гимнастика, которая направлена на укрепление всех мышц тела.
  • Дыхательные практики.
  • Тренировка левого полушария мозга – занятия логикой, математикой, выполнение задач, требующих аналитического мышления.
  • Занятия вокалом – тренируют голос, приводят в тонус диафрагму.
  • Во время выступления ваша поза должна быть максимально открытой к публике.
  • Медитативные техники.
  • Аффирмации и самовнушение.

Не забывайте и о самом простом способе поднять настроение себе и публике. Даже если вам очень сложно этой сделать, заставьте себя улыбнуться, сказать всем этим собравшимся людям несколько важных и приятных слов. Несомненно, вы получите море улыбок в ответ. А это вселит в вас уверенность и нивелирует вашу тревожность!

Итак, мы надеемся, что приведенная здесь информация позволила вам прояснить причины и закономерности развития глоссофобии, а перечисленные психотехники и советы помогут справиться с боязнью сцены. Если статья показалась вам полезной, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в соцсетях. Также для нас очень важны ваши отзывы и пожелания, написать которые вы можете ниже.

Паническая боязнь перед сценой и публичными выступления называется глоссофобия и это не обычный страх. Следует различать обычное волнение и неконтролируемый ужас, который охватывает человека перед выступлением.

Иногда этот вид фобии значится как пейрафобия и описывается с теми же характеристиками. Если говорить об обычном волнении, то это естественно. Его испытывают практически все люди. Волнение не мешает все таки выходить на публику. Но когда страх достигает критических отметок, от ужаса начинает учащенно биться сердце, появляется потливость, дрожат руки и ноги, кружится голова и человек попросту не способен связать и двух слов, не говоря уж о том, чтобы выйти на сцену, то это уже настоящая фобия. Такой страх не играет никакой положительной роли. Иногда из-за этого люди не выбирают творческих профессий при очевидном таланте. Временами одна фобия включает в себя другую. Например, страх сцены иногда включает в себя боязнь скопления людей и страх перед толпой.

Если рассматривать общие причины, то как обычно, специалистами выделяются две: генетическая предрасположенность и социальные факторы. Чаще, конечно, эти две причины комплексно воздействуют на человека. То есть, у него есть природно детерминированные черты характера – застенчивость, интровертированность и т.д. Говоря о застенчивость, мнения специалистов расходятся. Некоторые считают, что застенчивость формируется родителями и окружающей обстановкой.

Но почему же тогда дети, воспитываясь примерно в одинаковых условиях, будут все равно разными. Сколько есть маленьких детей, одни из которых легко и непринужденно выступают перед незнакомыми людьми, декламируют стихи, им незнакома боязнь публики и они не испытывают стеснения, а другие отказываются это делать наотрез. Хотя два типа этих детей живут в семейной обстановке постоянного ободрения. Скорее всего, все зависит не только от внешних влияний, но и от способа реагирования личности на эти влияния. Тем более, творческие профессии предполагают у людей своеобразного характера и темперамента. Такие люди любят внимание окружающих, им приятно, когда их видят много людей, особенно, когда положительно оценивают их способности. Иногда люди боятся общества некоторых людей. Например, человек боится выступления перед важными персонами или знаменитостями. Или когда присутствует очень много народу.

Совершенно другое дело, когда человеку необходимо научиться выступать публично в силу социального статуса, профессии. Страх перед сценой ему приходится преодолевать путем проб и ошибок. Как бы он ни боялся этого, ему приходится это делать. И если он с детства не привык читать стихи со сцены или никогда в жизни не участвовал театральных школьных постановках именно в силу своих особенностей характера, ему сложнее справляться со своими страхами. Но тем не менее, при решении преодолеть свою панику, он научится выступать перед людьми без ужаса, а вполне вдохновенно и эмоционально будет излагать свои мысли.

Неуверенность в себе вызывает страх публичных выступлений

Почему человек боится сцены? Скорее всего, он не уверен в себе. Если эта неуверенность исключительно ситуативная, кратковременная, то это нормально. Все гораздо сложнее, когда это постоянный жизненный спутник человека. С этим нужно обязательно бороться. Неуверенность в себе (в глобальном смысле, как психологическое состояние) формируется в детстве. Ключевое слово – формируется. Она не возникает одномоментно. Предшественник ее – это опять же страх. Когда человек боится, он не уверен в себе. В детстве у ребенка много потенциальных источников страха. Но когда он получает поддержку от родителей, то мало чего боится. Не получая этой поддержки совсем или очень мало, у него формируется все большее количество страхов. Поэтому так важно внушить уверенность в себе уже с детства.

Не стоит путать застенчивость или стеснительность с неуверенностью в себе. Несмотря на кажущуюся похожесть, эти понятия все же разные. Застенчивость – это черта характера. А неуверенность в себе – это психологическое состояние, в котором человек находится постоянно. Застенчивость проявляется не во всем, она не постоянна. Например, попав в знакомую ситуацию, человек перестает стесняться. А неуверенность в себе сопровождает человека постоянно. За что бы он ни брался, неуверенный в себе человек хронически всего боится. Неуверенность в себе только сопровождается застенчивостью, стеснительностью, нерешительностью, мнительностью, отрицанием собственной значимости. Она включает в себя множество характеристик характера. Иногда здесь же проявляется агрессивность, стремление командовать или все держать под контролем. Поэтому если выступать на сцене мешает именно неуверенность в себе, то без серьезного курса психотерапии обойтись сложно.

Как побороть страх сцены

Собственно, чтобы перестать бояться на сцене, нужно регулярно выступать перед аудиторией. Свой страх нужно хорошо изучить. Досконально. Неосознанный страх должен стать полностью осознанным и контролируемым, это позволит избавиться от него. При помощи нескольких способов.

Тщательная подготовка

Если хорошо подготовиться к выступлению, просчитать все возможные слабые места, то ошибиться будет очень сложно. Здесь напрашивается на ум одна ценная мысль М. Норбекова «Победа становится неизбежной, если для поражения не оставишь ни одного шанса». Здесь речь идет не только о механическом заучивании текста, например, но и о проработке всех своих слабых мест. То, что представляет наибольшую трудность, нужно отрепетировать досконально. Когда планируется выступать перед большим количеством людей, отрепетируйте свое выступлению перед небольшим количеством знакомых.

Желательно, тех людей, кто сможет поддержать, а не критиковать все подряд, в том числе и вас. Подготовка к выступлению тоже должна приносить удовольствие. Свои мысли нужно обязательно всегда записывать. Тема выступления должна быть обдумана не один день (если позволяют обстоятельства). Нельзя надеяться на внезапное вдохновение в субботу вечером, если выступать надо уже с утра в воскресенье. Полезно выступить хотя бы перед зеркалом. Или записать себя на видео, потом его просмотреть, проанализировать манеру держаться, голос, мимику, позу, одежду. Это все очень важно при выступлении. Если планируется речь, участие в семинаре и тому подобное, то информации нужно приготовить в несколько раз больше, чем требуется. Дополнительное изучение информации придает больше уверенности в себе. Пусть даже она не используется при выступлении.

Положительный настрой

Если без конца думать о плохом, оно обязательно случится. Не нужно себя программировать на неудачу. Больше позитивных мыслей. В том числе о себе и своих способностях. Ни в коем случае не стоит себя ругать или думать о себе плохо, называя обидными словами, даже не вслух. Особенно не стоит громко заявлять о своих недостатках или слабостях перед большим количеством людей.

Собственно, о ваших недостатках должны знать только очень близкие люди. Критика посторонних способна больно ранить и лишить веры в себя. Особенно, людей эмоциональных, впечатлительных, тонко чувствующих. Перед грядущим выступлением воспользуйтесь методом аффермаций – запишите на бумаге позитивные высказывания о себе, развесьте их по дому. Читайте их, думайте о них. Действеннее будут высказывания вслух. Важно «поймать драйв» от процесса. Если человек плохо подготовлен, вместо драйва можно услышать скучное, всего лишь механически проработанное выступление. Процесс выступления должен вызывать здоровое возбуждение и душевный подъем. Нужно заранее полюбить то, что вы будете делать. «Пропустить» это через себя и свои эмоции, свой мозг и душу.

Работа с физиологическим проявлениями страха

Нужно учиться контролировать свой страх и его проявления с точки зрения физиологии – потливость, сердцебиение, дрожание голоса и рук. Как? Полезны дыхательные упражнения. Можно отвлечься при помощи физических упражнений. Даже если есть внутреннее сопротивление, выполнять упражнения трудно, нужно приложить все усилия воли и сосредоточиться на физических упражнениях. Вначале все будет выполняться, возможно, только механически. Но со временем придет искренняя увлеченность. Так мозг «перезагрузится». Страх отступит. Научившись справляться с физиологическими проявлениями страха, реально преодолеть его и психологически.

Анализ своего страха

Свой страх нужно максимально рационализировать. Сидя в спокойной обстановке вспомнить проявления страха, свои чувства, описать их словесно, вслух. Или хотя бы написать. Потом обязательно прочесть. Обсудить их с другим человеком. Лучше найти обычного слушателя, а не любителя критиковать и раздавать странные советы, которым сам он никогда в жизни не следовал. Нужна моральная поддержка. Нужно решить для себя, почему именно вы боитесь сцены.

Из-за страха насмешек? Это будет удар по самолюбию? Или от этого зависит материальное положение? Что случится, если будет провал? Вы потеряете что-то важное? Насколько будет ужасным этот провал. Прочувствуйте его. Представьте, что этот провал случился. Что дальше? Что именно поменялось в жизни из-за этого. Как вы будете жить с этим дальше. Как чувствовать. Что случится потом, по прошествии времени. Скорее всего, ничего катастрофичного. Чаще мы боимся только последствий, а не факта свершения чего-либо. Если же поражение расценивается как глобальная жизненная проблема, тогда суть уже не в фобии сцены, а именно в ситуации, которая может возникнуть из-за поражения. Тогда работать надо с ней, а не с боязнью сцены.

Боязнь публичных выступлений как фобия

Когда страх достигает уровня фобии, то ситуация существенно усложняется. Любая фобия часто является только проявлением невроза. Чтобы справиться с фобией, необходимо решить внутриличностные проблемы. Если этих проблем не будет, то человек перестанет «прятаться» в своей фобии. Страх удобен людям. Он позволяет избежать сложных решений, ответственности за свои поступки. Вместо того, чтобы попытаться его перебороть, человек прячется за ним. Позволяет переложить свои обязанности на других. Зрелая личность умеет нести ответственность за свои решения и в пределах здоровой критичности оценивает свое поведение. Побеждая фобию, человек побеждает себя. А это самое сложное. Но глоссофобия преодолевается путем психотерапии при сильном желании работать над собой. Хорошо читать специализированную литературу. Полезны тренинги и обучающие курсы.

Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Если у вас страх сцены, то, выступая перед аудиторией, вы можете чувствовать себя нервно, испытывать страх, дрожать непонятно от чего или даже чувствовать себя полным идиотом - и все это на глазах посторонних людей! Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И эта статья объяснит вам, что именно нужно сделать.

Шаги

Как справиться со страхом сцены в день выступления

    Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:

    • Тихонько погудите, чтобы успокоить голос.
    • Съешьте банан перед выступлением. Это уймет неприятное чувство тошноты в животе.
    • Пожуйте жвачку, чтобы расслабить напряженные челюсти. Не надо только жевать ее слишком долго, иначе заработаете легкое расстройство желудка.
    • Потянитесь. Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле.
  1. Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают, факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.

    Общие способы борьбы со страхом сцены

    1. Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.

      • Глядите не в пол, а перед собой.
      • Не сутультесь.
    2. Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или “счастливого” носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.

      • Амулет тоже сгодится. Тут тоже по аналогии - хоть кольцо на пальце, хоть плюшевая игрушка в комнате.
    3. Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. Подумали плохую мысль? Задавите ее 5-ю хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.

      Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.

    Как справиться со страхом сцены, если вы актер

      Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с больше вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.

      • Начните пораньше. Представляйте успех еще тогда, когда вы только пробуетесь на роль. И вообще, заведите себе это за привычку.
      • Чем ближе выступление, тем тщательнее представляйте себе это все. Скажем, ежедневно - перед сном и сразу же с утра.
    1. Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.

      • Страх сцены актера часто проявляется в боязни забыть слова и не знать, что нужно делать. Лучший способ избавиться от этого страха - учить, учить и еще раз учить слова.
      • Выступать перед слушателями - совсем не то, что репетировать наедине. Да, вы можете знать роль просто блестяще, но все может измениться, когда вы подниметесь на сцену. Будьте готовы к этому.
    2. Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул - “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.

    3. Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.

      • Видите себя со стороны - справитесь со страхом перед неизвестным. Если вы знаете, как вы выглядите и как держитесь в роли, то на сцене вам будет спокойнее.
      • Обращайте внимание на манерность вашего стиля, следите за тем, как вы сопровождаете речь жестами.
        • Примечание : это, конечно, вариант не для всех. Да, кому-то это поможет, но есть и те, кого это вгонит лишь в большее волнение.
    4. Учитесь импровизировать. импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем-не-идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!

      • Импровизация лучше всего даст вам понять, что вы не можете контролировать все аспекты выступления. Вопрос ведь не в том, чтобы выступить идеально, а в том, чтобы суметь ответить на любое развитие событий и на любую возникшую на сцене ситуацию.
      • Не надо теряться, если происходит что-то неожиданное. Помните, что зрители на руках копий сценария не имеют, поэтому неладное они заметят, только если вы сами дадите им это понять, причем самым очевидным образом.
        • Вы не одиноки, ваш страх сцены разделяют многие, даже лучшие. Так что не беспокойтесь, и скоро вы настолько увлечетесь выступлением, что вообще забудете о том, что находитесь на сцене.
        • Попробуйте представить, будто бы слушатели выглядят... глупее вас. Скажем, представьте их в странных костюмах - это может помочь.
        • Как правило, сцену заливают лучи софитов, а это ярко и слепяще. Иными словами, разглядеть сидящих в зале будет не так-то просто. Смотрите на свет (но не слепите себя), если станет слишком страшно. Не надо только смотреть в никуда или постоянно глазеть на людей. Кроме того, свет над зрительным залом часто приглушается, так что людей может быть просто не видно.
        • Если вам сложно поддерживать зрительный контакт со слушателями, смотрите на стену или на свет.
        • Если во время танца вы сбились с ритма, то этого никто не заметит, пока вы не остановитесь. Так что продолжайте и притворитесь, что все идет по плану. По аналогии, если вы сбились с реплики, импровизируйте, продолжайте, и публика ни за что не догадается, что вы пропустили одну строчку.
        • Если первое выступление прошло гладко, то есть все шансы, что все следующие выступления обойдутся без страха сцены... или почти без него.
        • Помните, что страх и веселье - это одно и то же. Просто в первом случае вы боитесь, а во втором - нет.
        • Репетируйте небольшими группами, постепенно начинайте репетировать группами побольше.
        • Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии. Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку . Или пропустите ее мимо ушей, либо, если она слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Вы ведь помните, что умение импровизировать - признак настоящего актера.
        • Порой вполне уместно немного волноваться. Если вы боитесь ошибиться, то, скорее всего, вы будете достаточно аккуратны, чтобы не допустить ошибки. Большинство ошибок случается от излишней уверенности в себе.
        • Помните, публика вас не съест и даже не покусает! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Да, выступление на сцене - это действительно серьезное дело, но и там всегда есть место веселью.
        • Нет ничего плохого в том, чтобы сперва отрепетировать перед семьей, а уж потом идти на сцену.

        Предупреждения

        • Будьте максимально готовы. Репетиции - вот что сделает вас таковым, долгие и тщательные репетиции. Они не только сделают вас увереннее, но и более чем положительно скажутся на всех аспектах выступления.
        • Помните о последовательности реплик. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами!
        • Если только вас еще не нарядили в костюм по роли, выступайте в том, в чем чувствуете себя увереннее и спокойнее всего. Вы ведь не хотите волноваться на сцене еще и за собственный внешний вид? Наденьте то, что подходит ситуации, что достаточно надежно и идет вам. Все это сделает вас увереннее.
        • Сходите в туалет до выступления, а не после!
        • Не ешьте много перед выступлением. В противном случае есть все шансы столкнуться с тошнотой. К тому же, после приема пищи вы будете чувствовать себя более вялым, так что отложите это дело на “после выступления”.