Как выбрать цифровой фотоаппарат со сменной оптикой

Обновлено: 10.04.2018 12:09:38

Nikon – один из крупнейших производителей камер и фототехники. В его ассортименте есть и компактные («мыльницы»), и зеркальные, и беззеркальные устройства – причем различных классов, от любительского до профессионального.

На что обратить внимание при выборе фотоаппарата

При выборе фотоаппарата стоит обратить внимание на следующие параметры:

    Тип объектива – интегрированный или сменный. Первый вариант подходит только для начинающих фотографов, в то время как второй – для профессионалов;

    Байонет. Это – стандарт подключения объектива. Компания Nikon обычно использует проприетарный байонет F, поэтому к её фотоаппаратам можно присоединить практически любые объективы с этим креплением (включая как фирменные серии Nikkor, так и от сторонних производителей);

    Наличие китового (комплектного) объектива. Здорово упрощает жизнь начинающим фотографам и любителям. Для профессионалов подойдут комплектации body-only, без объектива в комплекте, поскольку они позволяют кастомизировать камеру и её фотографические качества без переплаты;

    Тип самой камеры. Компактная «мыльница» - решение только для новичков; ультразум – для любителей съемки с большого расстояния, не готовых тратиться на дорогостоящий телефото-объектив; беззеркальная или зеркальная камера – для профессионалов и «энтузиастов»;

    Специальные характеристики. Это может быть скорость серийной съемки, оптические качества китового объектива, разрешение сенсора или тип автофокусировки – в зависимости от потребностей покупателя.

    Если планируется использовать фотоаппарат в частной студии (или «построить студию вокруг камеры»), то рекомендуется также обратить внимание на интерфейсы ввода и вывода для подключения периферийного оборудования, такого как микрофоны, вспышки или пульт дистанционного спуска.

Виды фотоаппаратов Nikon

Различают следующие виды фотоаппаратов Nikon:

    Компактные, также называемые в народе «мыльницами». Самое простое решение для повседневной съемки. Обычно они оснащаются несъемными телескопическими объективами, имеют небольшие размеры и средние технические характеристики. Но даже этого достаточно для простого использования: конечно, фотографии студийного качества получить не удастся, но несколько снимков на память сделать получится;

    Ультразумы. Это специальные фотоаппараты для фотографирования объектов с очень большого расстояния. Оснащаются интегрированным объективом с огромным зумом: например, у Nikon Coolpix P900 он 83-кратный оптический и 166-кратный с учетом электронного. В таких камерах используется специальный трансфокаторный механизм, который и обеспечивает столь сильное «приближение». И да, с их помощью можно создать эффект dolly zoom, хотя это и потребует тренировки;

    Зеркальные (DSLR) фотоаппараты. Один из самых распространенных видов профессиональной фототехники. Отличаются достаточно сложной конструкцией, зато оснащаются оптическим пентапризматическим видоискателем. Именно благодаря ему фотограф может наблюдать за сценой в режиме реального времени с действительно нулевой задержкой. Впрочем, при собственно съемке изображение в видоискателе пропадает для экспонирования кадра;

    Беззеркальные фотоаппараты. Используются как любителями, так и профессионалами. Отличаются от зеркальных простотой конструкции – из неё удалены собственно зеркала и пентапризматический видоискатель, а кадр постоянно экспонируется на сенсор. Видоискатель, в свою очередь, в таких фотоаппаратах электронный, поэтому может иметь миллисекундные задержки перед выводом изображения.

    Различий в качестве съемки (в качестве фотоснимков и т.д.) между зеркальной и беззеркальной камерами нет. В обоих случаях после нажатия спуска кадр напрямую и полностью экспонируется на сенсоре. Но беззеркальные камеры за счёт упрощенной конструкции обычно дешевле, тоньше и легче зеркальных – зато последние обеспечивают действительно нулевую задержку при выводе изображения на видоискатель.

Рейтинг лучших фотоаппаратов Nikon

номинация место наименование товара цена
Лучшие любительские зеркальные фотоаппараты Nikon 1 33500 руб.
2 55000 РУБ.
3 29900 РУБ.
Лучшие профессиональные зеркальные фотоаппараты Nikon 1 87000 РУБ.
2 185000 РУБ.
3 256000 РУБ.
Лучшая беззеркальная фотокамера Nikon со сменной оптикой 1 21900 РУБ.
Лучшие компактные фотоаппараты Nikon 1 -

-
Лучшая защищенная компактная фотокамера Nikon 1 23700 РУБ.
Лучшие ультразумы Nikon 1 32900 РУБ.
2 25000 РУБ.

Лучшие любительские зеркальные фотоаппараты Nikon

Один из лучших фотоаппаратов для людей, которые хотят просто получать качественные снимки, не заморачиваясь с настройками, RAW и прочей экспозицией. Впрочем, всё это камера также поддерживает. Поэтому те снимки, которые «из коробки» получились недостаточно качественными с визуальной точки зрения, всегда можно подправить в графическом редакторе.

Среди других плюсов – поворотный ЖК-дисплей, наличие Wi-Fi-модуля для мгновенной отправки снимков на подключенный смартфон или ноутбук, быстрый и тихий автофокус, хорошее качество съемки в темноте.

Из недостатков можно выделить быстрый разряд аккумулятора при использовании ЖК-дисплея в качестве видоискателя или при раздаче Wi-Fi, отсутствие оптической стабилизации на сенсоре, слабый GPS и корпус без пыле- и влагозащиты.

Фотоаппарат продается в двух вариантах комплектации – с объективом 18-55 и 18-105. К приобретению рекомендуется второй. Впрочем, объектив у камеры сменный, байонет стандартный – F.

Достоинства

    Простота в использовании, благодаря чему хорошие снимки получатся даже у фотографов-новичков;

    Разнообразные комплекты поставки;

    Множество полезных функций для работы «на ходу» - поворотный экран, Wi-Fi, GPS;

Недостатки

    Малая автономность;

    Оптическая стабилизация только в объективе.

Главное достоинство этой камеры – режим фокусировки. Независимо от условий съемки и сцены, он обеспечивает отличную резкость и глубину в визуальном центре кадра. Качество фокусировки сохраняется и в режиме видеосъемки.

Также Nikon D7100 оснащается новым APS-C сенсором без низкочастотного фильтра, что обеспечивает естественные цвета и широкий запас по динамическому диапазону. Последнее особенно важно при съемке в RAW с последующей коррекцией изображений.

Из недостатков – низкое качество съемки в условиях пониженного освещения. При ISO выше 1000 на изображении наблюдаются шумы.

Фотоаппарат продается в двух вариантах комплектации – с объективом 18-105 и 18-140. Выбирать рекомендуется из своих пожеланий.

Достоинства

    Отличный автофокус для своего ценового сегмента;

    Отличный сенсор с поддержкой HDR.

Недостатки

  • Подходит для съемки только в условиях хорошего освещения.

Пожалуй, лучшая камера для новичков. Несмотря на малый функционал (фиксированный ЖК-дисплей, отсутствие Wi-Fi, буфер на 3-5 снимков в RAW), она отличается простотой в настройке, высокой насыщенностью и естественностью цветов на готовых фотографиях, малой массой и отличной портативностью для DSLR. Отдельно стоит упомянуть качество сенсора. При использовании оптимального (не китового) объектива можно получить «картинку», не уступающую флагманам.

Правда, у неё более медленный автофокус, чем у D5300; нет герметизации фокуса; отсутствует брекетинг и полноценный HDR. Кроме того, она, как и некоторые другие любительские зеркалки Nikon, начинает «шуметь» при высоких значениях ISO, вследствие чего мало подходит для съемки в условиях ограниченного освещения без вспышки.

На настоящий момент доступна только одна комплектация – с объективом 18-55.

Достоинства

    Хороший сенсор;

    Малые масса и размеры.

Недостатки

    Медленный и не всегда точный автофокус;

    Плохо снимает при высоких значениях ISO.

Лучшие профессиональные зеркальные фотоаппараты Nikon

Полнокадровая камера с мощным процессором, благодаря чему обеспечивается серийная съемка со скоростью в 6 fps на фактическом разрешении 24 МП. Оснащается плавной и быстрой системой фокусировки, поворотным экраном, множеством предустановленных режимов и сцен съемки, откидным экраном и достаточно большим буфером. Важнейшее достоинство – хорошо подходит для фотографирования с высокими значениями ISO – шумы наблюдаются только после 6400.

Из недостатков можно выделить разве что наличие низкочастотного фильтра на сенсоре (но это достаточно субъективно), приводящее к сложности при съемке с HDR или в RAW для постобработки; слабый Wi-Fi и минимальную выдержку 1/4000.

Достоинства

    Простота в использовании;

    Быстрый процессор;

    Большой буфер;

Недостатки

    НЧ-фильтр на сенсоре;

    Минимальная выдержка 1/4000.

Полнокадровая камера с мощным процессором, большим буфером и рабочим ISO до 25600 включительно. Фирменная матрица D4 обеспечивает яркие, насыщенные, но естественные цвета с сохранением всех оттенков. Поддержка HDR позволяет получить драматичные снимки. Удобное управление.

Недостатки – нет внутренней подсветки системы фокусировки, вследствие чего автофокус может «теряться» в условиях пониженного освещения; нет встроенной вспышки; нет focus peaking (уровня выравнивания контура).

Важно учесть, что эта камера ориентирована на использование с мануальными объективами. Режим автоматической фокусировки в ней добавлен «для галочки». В частности, механизм перекочевал от более старой модели D600, он не слишком быстрый и, как было сказано выше, «теряется» в темноте.

Достоинства

    Отличный сенсор;

    Мощный процессор;

    Широкий диапазон рабочего ICO;

Недостатки

    Мало подходит для новичков;

    Не самая лучшая работа автофокуса в темноте.

Флагманская камера с мощным процессором, быстрым и качественным автофокусом, рабочим ISO до 25600 и огромным количеством настроек для любых сценариев съемки. Очень высокая скорость съемки, даже в RAW, превосходная цветопередача, поворотный экран. Впрочем, это флагманская камера, поэтому все необходимые «профессиональные» функции и качества в ней на месте.

Недостаток, по сути, только один. Камера использует проприетарный стандарт карт памяти XQD. А также накопители и картридеры для них встречаются достаточно редко.

Достоинства

    Отличный сенсор, мощный процессор, большой буфер;

    Эргономичность.

Недостатки

  • Проприетарные, редкие на российском рынке комплектующие.

Лучшая беззеркальная фотокамера Nikon со сменной оптикой

Компактная 1” беззеркальный фотоаппарат с байонетом Nikon 1. Обеспечивает хорошее качество фотографий благодаря современной матрице с отличной цветопередачей. Удобна в использовании – оснащается поворотным сенсорным ЖК-дисплеем, имеет малые массу и размер. Отдельно стоит упомянуть дизайн, имитирующий классические фотоаппараты.

Из недостатков – мало подходит для съемки продолжительных видеороликов, а максимальная частота видео в разрешении 4К составляет… 15 кадров в секунду.

Стоит учесть, что вспышка встроена в китовый объектив. Поэтому использовать какие-либо накладные фильтры или поляризаторы не получится. Кроме того, горячего башмака у камеры просто нет, так что и внешнюю вспышку установить невозможно.

Достоинства

    Удобна в использовании;

    Хорошие фотографические качества;

    Привлекательный дизайн;

Недостатки

    Редкий байонет;

    Нет горячего башмака;

    Плохо подходит для видеосъемки;

Лучшие компактные фотоаппараты Nikon

Удобная и простая в использовании компактная камера с 8-мегапиксельным сенсором, наличием оптической стабилизации в объективе, 3.5-кратным оптическим зумом и поддержкой предустановленных режимов съемки. Лучшее решение, если требуется «просто фотоаппарат» для несложной повседневной съемки.

Мало подходит для видеосъемки вследствие малого разрешения готовых файлов. Зато компактная, легкая (200 грамм в сборе) и недорогая.

Достоинства

    Компактная и легкая;

    Предустановленные режимы съемки;

    Простая в использовании;

Недостатки

  • Не подходит для видеосъемки.

Главное достоинство этой камеры – превосходная для своего ценового сегмента цветопередача и резкость. При съемке в солнечную погоду получаются очень «теплые», атмосферные и приятные кадры. Кроме того, она очень проста в управлении, имеет прочный и долговечный корпус, а также поддерживает режим макро.

Из недостатков – видео лучше не снимать.

Достоинства

    Отличная цветопередача;

    Простая в использовании;

    Компактная и лёгкая;

Недостатки

  • Не подходит для видеосъёмки.

Лучшая защищенная компактная фотокамера Nikon

16-мегапиксельная фотокамера, которая поддерживает видеосъемку в разрешении 4K со скоростью в 30 кадров в секунду. Выполняется в защищенном корпусе, переживающем падения и неглубокие утопления. Отличается наличием ЖК-экрана, быстрой и аккуратной фокусировкой, простотой в использовании, поддержкой управления со смартфона и множеством предустановленных режимов.

Недостаток только один – встроенный аккумулятор имеет малую емкость. Полностью заряженного хватает на 300-350 снимков без вспышки.

Кроме того, фотокамера оснащается достаточно точным и быстрым (для своего ценового сегмента) автофокусом, а также сенсором, обеспечивающим естественные и насыщенные цвета.

Из недостатков – некачественный встроенный микрофон и довольно шумный привод зуммирования.

Достоинства

    Поддерживает 4K 30 fps;

    Хороший автофокус;

    Режим съемки таймлапсов;

Недостатки

  • Шумный привод зуммирования.

Какой фотоаппарат Nikon купить

    При выборе фотоаппарата Nikon стоит учесть планируемое использование. Если хочется снимать просто «повседневность», то любительская или профессиональная камера и вовсе не нужна, достаточно будет просто «мыльницы». Но если качество изображений имеет решающее значение, то стоит обратить внимание на «беззеркалку» Nikon 1 J5.

    Для начинающих фотографов подойдут «зеркалки» любительского уровня. Пожалуй, лучшая из них – это Nikon D5300 с объективом в комплекте. Она оснащается достаточным количеством как предустановленных режимов, так и ручных настроек – чтобы можно было сформировать свой стиль съемки.

    Затем, научившись фотографировать и сформировав свой стиль, можно приобрести и зеркалку профессионального уровня. При достаточном бюджете рекомендуется флагманская модель – Nikon D4s или Df. Если же шестизначной суммы на камеру нет, можно приобрести В750.

    А вот защищенные фотоаппараты и ультразумы имеют очень специфическую сферу использования. Первые подойдут для того, что взять их с собой в отпуск; вторые – для съемки удаленных предметов или даже астрофотографии.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Сегодня у Sony нет конкурентов. Нет, я сейчас говорю совсем не о том, что компания производит примерно столько же хороших фотографических матриц, сколько и остальные игроки. Речь о том, что компания, еще лет десять назад не игравшая ровным счетом (почти) никакой роли в фотографическом сегменте, несмотря на ее смелые решения, сегодня активно продвигает свою уникальную беззеркальную систему с полнокадровой матрицей, при этом конкуренты в этом сегменте у нее де-факто отсутствуют (здесь можно упомянуть только немецкую Leica, которая никак на продажи Sony не влияет). Nikon, как оказалось недавно, планирует потеснить своего основного поставщика матриц на его же поле. Смело (или глупо).

Сначала проследим хронологию событий, чтобы понять, о чем речь.

  • Sony RX1, первая компактная полнокадровая камера компании, была анонсирована в сентябре 2012 года
  • Sony запатентовала объектив 35/1.8 под полнокадровую камеру с вогнутым сенсором в апреле 2013 года
  • Sony a7, первая камера системы, была анонсирована в октябре 2013 года , и за почти четыре года компания успела выпустить в этом сегменте уже 7 камер, многие из которых уже стали сверхпопулярными (как правило, специализированные для видео и самые недорогие), а только фотографических объективов под систему выпущено более 70 (это не считая их версий под видеосъемку и профессиональное кино)
  • Nikon, предположительно, вел переговоры о выкупе беззеркального подразделения Samsung (система NX) или даже мог выкупить лицензии и производственные мощности корейской компании в феврале 2015 года
  • последняя камера серии Nikon-1 (беззеркальная с дюймовой матрицей) была представлена в апреле 2015 года, обновлений системы с тех пор не было
  • Nikon DL, серия из трех высококачественных компактных камер с матрицами серии Nikon-1, стала мертворожденной еще в феврале 2016 года
  • Nikon провел довольно крупное сокращение штата в ноябре 2016 года
  • в марте 2017 года один из инженеров Sony заявил, что самые передовые разработки матриц компания будет оставлять себе
  • в июле 2017 года лаборатория института CEA-LETI объявила об успешной разработке
  • в июле 2017 года Nikon запатентовал разработанный компанией объектив 35/2 под вогнутую полнокадровую матрицу

Получается следующее: инженерное подразделение Nikon, которое до последнего времени занималось работой над беззеркальной системой Nikon-1, а в феврале 2016-го под закрытие выпустившее никому ненужную серию Nikon DL, которая даже до рынка не дошла, могло освободиться даже чуть раньше, поскольку последние их наработки, честно говоря, не впечатляли. Поскольку иных новостей от компании не поступало, есть все основания считать, что компания не просто работает над новой беззеркалкой - это, скорее всего, будет беззеркальная камера с полнокадровой матрицей вогнутого типа. Кто будет производителем этой матрицы, мы тоже можем только гадать, правда, недолго - давний аутсорсер Nikon, компания Sony, которая производит по его наработкам матрицы для камер Nikon, а также матрицы попроще для широкого рынка и своих камер, вполне возможно, и получит заказ на производство матриц для новой камеры. Впрочем, Nikon пока не говорил о существующих наработках среди вогнутых матриц, что, впрочем, неудивительно - свои секреты компания раскрывать не любит, равно как и пользуется преимуществами открытого рынка, иногда заказывая матрицы и у других производителей, вроде Toshiba. На фоне заявления Sony о том, что компания самые передовые разработки будет оставлять себе, это довольно логично.

Когда?

Самый важный вопрос, который волнует сейчас многих - это сроки. Nikon, как один из лидеров зеркального рынка, спешить не любит и не приурочивает свои решения к выставкам, выпуская новинки заранее, чтобы народ успел насладиться и чтобы получить к выставке уже какие-то бонусы, обеспечивая себе хорошую явку на стенде. Следующая Photokina ожидается уже осенью 2018 года, и это будет также год CES (январь) и CP+ (февраль). Другими словами, хороший срок для выхода хоть каких-то новостей - это январь (или даже февраль, который Nikon так любит приурочивать к своим анонсам, в связи с тем, что месяц начинается на «байонетную» букву компании), а второй период - лето 2018 года, чтобы накатать позитивных отзывов ревьюеров перед выставкой в Кельне.

Откуда у меня такие оптимистичные данные? Ну, прежде всего, неторопливые заявления самого производителя, который как бы скромно намекает на новую камеру, не раскрывая деталей даже о площади матрицы. Далее, есть периодичность разработки новых камер - обычно «с нуля» камера разрабатывается около полутора лет, и с февраля прошлого года уже год-то точно прошел, поэтому, учитывая перепрофилирование производства, расходы на исследовательскую деятельность, а также прошлогоднее сокращение штата (которое неминуемо вымыло из компании часть мозгов), мы вполне выходим на начало следующего года. В крайнем случае, на его середину, если инженеры не успеют. Отсчитывая время с начала 2016 года, получится, что его было более чем достаточно, даже с учетом негативных факторов.

Быть иль не быть?

По сути, этот проект будет решающим для Nikon. Правила игры, по которым компания играла 100 лет (именно столько ей в этом году исполняется), изменились. Сейчас уже недостаточно запускать фотокамеры в космос и раздавать президентам. Особенно, на фоне того, что конкуренты делают то же самое - последняя из «полетевших камер» - это Sony a7S-II. Сейчас для продвижения нужна очень грамотная маркетинговая стратегия, работа с амбассадорами компании. Сжатие рынка до профессионального сегмента, вполне возможно, компания прекрасно перенесет, поскольку производит, наверное, лучшие зеркальные камеры сегодня.

Однако, сокращение потребительских сегментов (компакты, кроп-зеркалки, беззеркалки) говорит об увеличении рисков, поскольку компании необходимо уметь предсказывать будущее или влиять на него. И если второе компания уже потеряла, есть еще все шансы уцепиться хотя бы за первое. Запуск новой системы потребует роста расходов на исследования, тесты в лабораториях, а соответственно, и финансовые риски на момент запуска системы. Сократить их компания может, протестировав сегмент на примере камеры с фиксированным объективом, только потом оставив задел под полноценный выход. Так, в частности, поступила Sony пять лет назад, выпустив RX1, а за ней целую полнокадровую систему. Насколько это нужно сейчас Nikon, мне сказать сложно. Да, мне может казаться, что лучше «прямо сейчас, быстрее» запустить новую систему, пока не обошли конкуренты, пока рынок свеж, пока есть силы и финансовые ресурсы, но, весьма вероятно, что соваться в этот рынок уже поздно, и хоть все понимают перспективы беззеркалок, вполне возможно, им и не нужны полнокадровые матрицы… как знать.

Другими словами, если сегмент перспективный, он поднимет не только Sony (которая уже де-факто стала его лидером - что необычно для Nikon, поскольку потребуется играть по правилам догоняющего, а не лидера), но и Nikon. А если нет, то обречет компанию на не самое завидное будущее на фоне сокращения продаж зеркалок для широкого потребителя, а затем и профессионала. Последнее, впрочем, под вопросом: профессионалу важен функционал, а размер в меньшей степени, и он скорее выберет громоздкую камеру, которая имеет большой экран, широкий динамический диапазон, фокус-пикинг, управление звуком, запись видео в логарифмических профилях, работу с быстрыми картами памяти, поддержку современных разрешений, таймлапсы, быстрый и цепкий автофокус в видео - чем компактную камеру. Все равно остальное оборудование будет большим и тяжелым. Проблема в том, что большей части уже этого функционала в Nikon нет - и перспектив появления, впрочем, тоже. Говоря «мы фотографическая компания и не имеем отношения к видео», но при этом оставляя возможность видеосъемки в камере, не добавляя возможностей удобной работы фокусировкой по экрану, компания пилит свой собственный сук.

Преимущества новой системы

Нельзя на карту ставить все, не зная, что выйдет в итоге. Даже если не Nikon первым сделает беззеркальную систему на вогнутой матрице, воспользоваться ее преимуществами будет легко, что будет выгодно отличать ее от всех конкурентов .

Прежде всего, это компактность . Асферические элементы, двойные асферические, апохроматические и пр. призваны корректировать последствия прохождения света через преломляющую его линзу, поскольку первый же оптический элемент легко трансформирует условно плоскую картинку в сферическую. Выправить впоследствии эту сферу в плоскость куда труднее, если еще и объектив имеет переменное фокусное расстояние (зум). Отсюда использование де-факто перегружающих оптическую схему элементов, которые, в случае матрицы, имеющей форму куска сферы, было бы не нужно. Надо сказать, до середины прошлого века производители оптики особенно по этому поводу не переживали. Посмотрите простые оптические схемы того времени, дожившие до наших времен - например, таким является знаменитый Гелиос-40, резкий только по центру.

Как следствие оговоренного выше - это более высокое оптическое качество . Здесь надо сделать оговорку «при прочих равных» - так, по краям объектив, который проецирует картинку на сферу, будет иметь почти такую же резкость, как и по центру. Более того, при этом не будет проблем, связанных с различающимися углами падения света на матрицу, из которой проистекает хроматическая аберрация на открытых диафагмах, которая отсутствовала во времена пленки. Естественно, обычная ХА останется, поскольку она связана и с плохим качеством объективов, однако уйдут недостатки оптики, которые связаны с некачественным выправлением картинки. Естественно, если вы снимаете на современную зеркалку и Цейсы по 3000 долларов, вы разницы не почувствуете.

Сюда же добавляются остальные достоинства обычной беззеркальной системы - короткий рабочий отрезок, электронные функции, электронный видоискатель, интеграция с телефонами.

Проблемы новой системы

Если бы в мире все реализовывалось «как надо», мы бы давно жили в светлом будущем. На деле, никто не знает, что сработает и какая инвестиция «вывезет» компанию. Мне кажется, что время Nikon уже прошло - как правило, большим компаниям сложно реагировать на челенджи своевременно, и они, как правило, их упускают, тратя деньги впустую. Это полностью мое мнение, которое я никому не навязываю, но у меня есть определенные данные, которые позволяют так говорить, я кручусь в этой сфере уже давно, общаюсь с представителями компаний, езжу на выставки и вижу, так или иначе, куда движется рынок. Nikon делал мегауспешные классические камеры в 80-90х, многие камеры того времени, вроде Nikon FM3a, вообще считаются легендарными решениями на все времена. «Считались», если говорить о сегодняшнем дне.

Прежде всего, компании предстоит решить проблему финансирования - достать внутри компании денег на исследования. После сокращения не только мозги из компании ушли, у нее еще и расходы сократились, а значит, возможные доходы от последних новинок вполне могут реинвестироваться в производство, если инвесторы не будут против. В кризисные времена найти деньги всегда сложно. Насколько компания будет способна мобилизовать внутренние ресурсы (финансовые и организационные, логистику и маркетинг), зависит успех всего предприятия, но перспективы пока очень мутные.

Вторая, и более существенная проблема, - это системная совместимость . В Nikon, похоже, поняли, что переход на беззеркальную систему для пользователя - это все равно вопрос выбора новой системы. Не подсистемы, к которой можно прикрутить объективы «от зеркалки», как тупо продолжает думать Canon, а именно новой системы. Запуск Nikon с другими объективами у компании уже был, и был довольно успешным, просто выбранный вектор не оправдал ожиданий компании, хотя система вполне могла вписаться в предмет интересов видеографов, если бы не амбиции компании на мировое владычество - в частности, матрица Nikon-1 такого же размера, как у BMPC, которая считается одним из лучших компактных инструментов для профессионального видео. Вместо этого систему де-факто убили, чтобы запустить новую.

Системная несовместимость будет актуальная именно для камеры с вогнутой матрицей. В частности, преимущества решения неоспоримы, но не нужно забывать о недостатках - на тушку нельзя будет поставить вообще никакую старую оптику без потери качества. Одно из преимуществ полнокадровых Sony у нас в России, к примеру - возможность использования на тушке старых советских объективов, как зеркальных, так и, тем более, беззеркальных. Посмотрите, как выглядит Юпитер-3 (около 5000 рублей на вторичке), и поймете, что в плане компактности этому старичку вообще конкурентов нет. И при этом, его можно использовать для удобной фокусировки с камерами Sony. Да, Nikon обыграет Sony по системной компактности (объективы будут на 50% проще, а соответственно, на столько же компактнее, при сопоставимых характеристиках).

Один из успехов беззеркальной системы Sony - ее цена и соотношение с функционалом, в частности, с тем, что на камеру легко устанавливаются любые старые объективы, причем, даже от дальномерок прошлого века, как дорогие от Leica (бред), так и М39 «хоть от ФЭДа», цена которому на постсоветском рынке - 500-5000 рублей за не самую поюзанную версию. При этом Sony сразу начала делать фокус-пикинг, зная, что под систему объективов крайне мало, и как раз этот фактор мы не учитываем, поскольку не знаем, сколько людей рассматривали этот фактор в качестве решающего. А меж тем, часть успеха Sony связана с тем, что на нее переключаются видеографы с Canon, поскольку последний «не тянет» их потребности.

Но когда мы говорим о вогнутой матрице, то понимаем, что на нее нельзя поставить ни старые объективы, ни какие-либо стекла от других систем. В принципе, здесь нас не особенно беспокоят китайские производители, которые вдруг обанкротятся от того, что переходников под систему не будет, зато сама система пострадает уже в первые годы из-за отсутствия объективов, поскольку поначалу их де-факто не будет. Да, аксессуарная часть у Nikon сильна, то есть, для новой системы не потребуются новые вспышки, но инженерам уже в первые годы придется напрячься, чтобы выпустить хотя бы десяток разных объективов под новую систему. Более того, нужно будет научиться сотрудничать со сторонними производителями, чтобы они тоже включились в процесс для обогащения системы. И вот как раз этого компания делать не умеет. На фоне того, что Sony, к примеру, предоставляет данные даже корейскому Samyang по схеме работы своего автофокуса, позволяя производить автофокусные объективы, получается, что шансов у Nikon не очень много.

Новое время

Прежде всего, не будем забывать о времени запуска новой системы. Nikon досталась не самая легкая перспектива работы на падающем рынке, а здесь, если не уметь играть по-медвежьи (что, надо сказать, гораздо сложнее, чем банальная бычья игра на повышение), можно очень быстро остаться в дураках, поскольку игра обычно сопряжена с обеднением партнеров, у которых ты занимаешь деньги - я могу ошибаться, конечно, пусть правильные биржевики меня поправят. Сегодняшний фоторынок крайне рисковый, он уже вымыл с рынка как крупных, так и мелких игроков: Polaroid, Kodak, Konica, Minolta, Samsung, Bowens, Pentax (компания еще работает, но продажи далеки от пленочных времен). Нельзя также лезть на рынок, не учитывая на нем уже существующих игроков, которые «как бы» не конкурируют с Sony - Fujifilm и Canon среди APS-C и Panasonic, Olympus, Yi среди микро-4/3”. Да, для Nikon здесь еще есть место, и возможность занять его именно в полнокадровом сегменте (с вариантом захода и в кроп, как сейчас работает Sony) вполне оправданна, просто потребует очень грамотных и согласованных усилий всех подразделений компании, а не просто вливания сюда дополнительных денег. В любом случае, будет интересно.

К чему приведет

Здесь я говорю вообще о гипотетической ситуации, которая основана на другой гипотезе, поэтому здесь мои прогностические потуги вообще сходны с тыканием пальцем в небо, однако, основаны на банальной логике и математике, поэтому скорее похожи на правду, нежели первоначальная гипотеза. И вот только ряд возможных итогов такого развития ситуации:

  • падение спроса на системные камеры Sony и возникновение конкуренции в полнокадровом беззеркальном сегменте, снижение цены камер - непосредственный эффект, с корректировкой под инфляцию, естественно
  • появление новых бюджетных беззеркалок Sony под полный кадр, поскольку компания тоже стоять на месте не будет
  • расширение функционала бюджетных и продвинутых камер Sony - тоже вариант реакции компании, в связи с попытками не допустить нового игрока на рынок
  • нерыночные механизмы, вроде патентной борьбы, ограничения доступа к своему производству (со стороны Sony)
  • переключение Nikon с зеркалок на беззеркалки, снижение количества новых объективов для зеркалок, вплоть до нуля, сокращение ассортимента зеркальных камер

Предложите свой вариант развития событий, согласны вы или не согласны со мной, а также скажите, что вы думаете о планах Nikon вообще или что вам хочется видеть от компании.

В то время как рынок смартфонов готовится к Samsung Unpacked и IFA, сектор фотографии погружён в заботы не меньше: в конце сентября состоится Photokina, но ещё до этой выставки Nikon покажет давно ожидаемый продукт. Вслед за слухами и намёками, компания, наконец, официально подтвердила, что запрыгнет на подножку поезда современности, представив свою первую беззеркальную полнокадровую камеру. Хотя этого события, по-видимому, осталось ждать ещё порядка месяца, кое-какие детали уже известны.

Слухи о беззеркальной полнокадровой фотокамере Nikon звучат уже давно. Компания даже запустила особую страницу, на которой говорится о погоне за светом: бесчисленные лучи собираются вместе, чтобы в конце своего долгого путешествия сформировать изображение. Силуэт камеры в конце сопроводительного красочного видеоролика «Путешествие света» может служить подтверждением некоторых ожидаемых особенностей камеры.

Беззеркальная камера Nikon должна получить более компактный по сравнению с DSLR корпус, похожий на Sony A7, но с акцентом на эргономичность. Nikon также подтвердила увеличенный размер нового байонета, который, согласно слухам, будет иметь диаметр 55 мм. Компания также пообещала выпустить адаптер-переходник для объективов формата SL-F (непонятно, впрочем, будут ли им поддерживаться такие функции, как автофокусировка).

Что касается остальных характеристик, то о двух моделях с различными матрицами. Первая получит 24-25-мегапиксельный сенсор BSI, а другая — 45- или 48-мегапиксельный. В наличии — электронный видоискатель с разрешением 3,6 мегапикселя, встроенная в корпус 5-осевая стабилизация изображения и усовершенствованная система автофокусировки по более чем 400 точкам слежения. Сообщается, что стоимость первых полнокадровых беззеркалок Nikon составит $3000 за 25-Мп модель и $4000 за 45-Мп. Изначально анонс ожидался 23 июля, но этого не произошло. К счастью, в коде страницы с тизером содержалась подсказка с указанием на некое мероприятие, которое пройдёт 23 августа — видимо, тогда и стоит ждать полноценный запуск.

Это будет вторая серия беззеркальных системных камер Nikon после семейства Nikon 1, которое было представлено в 2011 году и . В Nikon 1 использовались небольшие 1-дюймовые сенсоры, нетрадиционные элементы управления и набор не особенно привлекательных объективов, который в основном состоял из медленных зумов, так что качество изображения оказывалось подчас ближе к цифрокомпактам, чем к DSLR. Был доступен адаптер для байонета F, но из-за размера матрицы фокусные расстояния обрезались до крайних значений, превращая всё, кроме самых широкоугольных объективов, в телефото.

Nikon 1 рассматривалась аналитиками как попытка компании проникнуть на рынок беззеркальных моделей, не создавая конкурентов основному семейству камер Nikon и её портфелю объективов для байонета F, который развивается с 1950-х годов. Проблема в том, что невозможно создать конкурентоспособную беззеркальную камеру на основе устаревшего байонета. Таким образом, сегодняшний анонс означает признание со стороны Nikon, что беззеркальные камеры — это будущее профессиональной фотографии, пусть компания и говорит, что продолжит развитие SLR.

Сравнение размеров. Слева направо: Зеркальная камера Nikon D3300, «беззеркалка» Sony A6000 и цифровая компактная камера Sony RX100M3

В настоящее время беззеркальные фотоаппараты выпускают все ведущие производители фототехники.

Если говорить о рыночной нише данного класса камер, то они интересны, прежде всего, достаточно продвинутым пользователям, которых не устраивает качество снимков обычных «мыльниц» и которые хотели бы получить более совершенный инструмент для фотосъемки. Также, беззеркальные камеры часто приобретают профессиональные фотографы в качестве второй камеры (из-за их меньших размеров и большего удобства по сравнению с зеркальными камерами).

Прямыми конкурентами беззеркальных цифровых фотоаппаратов выступают, с одной стороны, «продвинутые мыльницы», которые также со временем улучшили свои характеристики. Их основное отличие - наличие встроенного объектива, меньший размер и более простое управление при ненамного худшем качестве снимков. Нужно учесть, что топовые компактные фотокамеры по стоимости сопоставимы с беззеркальными цифровыми фотоаппаратами.

С другой стороны, конкурентами «беззеркалок» являются зеркальные камеры, имеющие ряд преимуществ: наличие большого парка оптики, большое количество профессиональных аксессуаров, более удобная эргономика (за счет большего размера корпуса), больший ресурс батареи .

Выбор беззеркальной системы

Камеру и объектив можно приобрести отдельно, а можно в комплекте (т.н. «кит»). Как правило, комплект стоит заметно дешевле, чем сама камера и объектив по отдельности.


Системы разных производителей имеют разный "байонет" - крепление объектива к камере (Sony E , Canon EF-M , Fujifilm X Mount , Micro Four Thirds  и так далее). Как правило, байонеты разных производителей несовместимы друг с другом (возможна только ограниченная совместимость через переходники ). Поэтому, в подавляющем большинстве случаев, невозможно совместно использовать объективы одной системы и камеру другой. Соответственно, важно заранее учесть наличие в системе объективов с нужными характеристиками.

Также важной характеристикой матрицы является ее разрешение, то есть количество отдельных точек (пикселей) на получаемом изображении. Разрешение измеряется в миллионах пикселей или мегапикселах. Как правило, чем больше разрешение матрицы, тем более детализированным получается изображение. И тем больше места требуется для хранения фотоснимков.

Матрицы с большим разрешением стоят дороже. Соответственно, дороже стоят и фотоаппараты на их основе.

Отдельно необходимо упомянуть светочувствительность матрицы. Она измеряется в единицах ISO и отражает степень усиления электрических сигналов матрицы фотоаппарата. Проще говоря, чем больше светочувствительность, тем меньше необходимо света для получения фотографии.

Если днем для получения фотографии достаточно светочувствительности в 200 единиц ISO, то в сумерках (при прочих равных условиях) необходимо уже 800 - 1600 единиц, иначе фотография получится слишком темной либо придется увеличить время экспозиции снимка, что приведет к смазу.

Съемка с разными значениями светочувствительности (при прочих равных условиях)

Диапазон светочувствительности определяет возможности фотосъемки в различных условиях освещения. Как правило, чем он шире, тем больше возможностей у фотографа. Если недорогие модели фотоаппаратов имеют диапазон значений светочувствительности 200 - 6400 единиц ISO , то дорогие полнокадровые фотоаппараты с большой матрицей могут иметь диапазон 50 - 102400 единиц ISO  и выше.

Стоит отметить, что одни и те же значения светочувствительности будут давать разный результат на разных матрицах. Если фотография сделанная при ISO 6400 на матрице формата APS-C будет иметь отчетливо заметные цифровые шумы, то фото с теми же параметрами, но сделанное на фотоаппарат с полнокадровой матрицей, будет заметно менее шумным.

Именно поэтому диапазон светочувствительности не может являться основным параметром выбора. Им можно воспользоваться при выборе между несколькими похожими моделями, но не более того.

Стабилизация изображения

Наверное, каждый, кто фотографировал с рук в сумерках или в темном помещении, сталкивался с ситуацией, когда изображение получалось нечетким и размазанным. Это происходит из-за едва уловимого дрожания фотоаппарата, когда мы держим его в руках. Если выдержка короткая (1/60 секунды и менее) это, как правило, не заметно. Однако, когда из-за плохого освещения фотоаппарат увеличивает выдержку (время экспонирования матрицы), дрожание становится весьма заметным и фотография получается смазанной.

Для компенсации этого эффекта в современных фотоаппаратах используются стабилизаторы изображения. Они могут быть двух видов: встроенные в фотоаппарат  (в этом случае двигается матрица, компенсируя дрожание камеры) и встроенные непосредственно в объектив (оптическая стабилизация , с этом случае сдвигается блок линз). Стабилизатор изображения на матрице удорожает фотоаппарат, однако он позволяет использовать стабилизацию с любыми объективами (в том числе сторонних производителей). В свою очередь, размещение стабилизатора в объективе упрощает конструкцию самого фотоаппарата и делает его дешевле (а сами объективы - дороже).

В некоторых моделях  фотоаппаратов используются оба типа стабилизации изображения.

Фотовспышка

Фотовспышка используется, как правило, для съемки при плохом освещении. Несмотря на то, что при этом цвета становятся немного неестественными и появляются блики, это значительно улучшает общее качество снимка.

Фотовспышки могут быть: встроенными  в корпус фотоаппарата, внешними  (подключаемыми при необходимости). Внешние фотовспышки могут подключаться через фирменный разъем производителя (и тогда они несовместимы с оборудованием сторонних компаний) или через стандартный разъем типа «горячий башмак» (от англ. «hot shoe»).


Как правило, недорогие модели начального уровня оснащаются встроенными фотовспышками, в то время как дорогие модели фотокамер имеют разъем типа «горячий башмак» для подключения фотовспышек профессионального уровня.

Электронный видоискатель

В современных беззеркальных камерах электронный видоискатель  представляет из себя окуляр с размещенным за ним небольшим LCD-экраном. С помощью видоискателя осуществляется компоновка кадра и наведение на резкость. Так же на экран видоискателя выводится информация о выдержке, значении диафрагмы, экспокоррекции, светочувствительности и другие параметры съемки.


Окуляр электронного видоискателя Sony NEX-7

Честно говоря, использование видоискателя - это вопрос, скорее, личных пристрастий и удобства. Существенных преимуществ он не дает, за исключением, пожалуй, съемки при ярком свете (когда изображение на LCD-экране плохо видно). Как правило, видоискателем оснащаются фотоаппараты среднего и верхнего ценового сегмента. Недорогие модели оснащаются только LCD-экраном.

Съемка видео

Помимо непосредственно фотографии, современные беззеркальные камеры способны снимать видео, причем в достаточно хорошем качестве. Практически все модели фотоаппаратов умеют снимать видео в формате FullHD  (1920х1080 пикселей).

При этом модели начального уровня способны снимать видео со скоростью 25-30 кадров в секунду. Модели среднего ценового сегмента, обладающие более производительными процессорами, способны снимать видео с частотой 60 кадров в секунду, а отдельные камеры позволяют снимать видео в разрешении 4К  (3840x2160 пикселей).

Наличие дополнительных интерфейсов

Кроме технических харакетристик, непосредственно влияющих на процесс фотосъемки, стоит уделить внимание наличию в фотокамере интерфейсов для переноса фотографий и видеофайлов. Большинство современных фотокамер способны не только сохранять фотографии и видеофайлы на карты памяти , но и самостоятельно выводить изображение на экран телевизора или монитора. Для этого камеры оборудуют разъемами HDMI (либо их разновидностями - miniHDMI, microHDMI), аудио и видео выходами.




Для переноса отснятых фотографий на компьютер также используются разъемы miniUSB или microUSB, а отдельные модели поддерживают беспроводные протоколы WIFI , что позволяет переносить фотографии на компьютер или смартфон вообще без использования проводов.

Любителям снимать видео стоит обратить внимание на наличие разъема для подключения внешнего микрофона . Как правило, встроенный микрофон не обеспечивает хорошего качества записи, особенно на улице или в шумном помещении.

Пыле- и влагозащита

Если вы заядлый турист или любите активные виды спорта, то в числе прочих факторов стоит обратить внимание на наличие у фотокамеры защиты от воды  и пыли . Конечно, это не позволит снимать под водой или в центре песчаной бури, но сведет к минимуму риск выхода фотокамеры из строя из-за попавших на нее капель дождя или брызг или риск загрязнения матрицы пылью в самый неподходящий для этого момент.

Заключение

Возможности беззеркальных фотокамер варьируются в достаточно широких пределах в зависимости от производителя и конкретной модели. Весьма условно их можно поделить на несколько категорий:

    беззеркальные фотокамеры начального уровня. Ценовой диапазон для этих устройств - от 20 до 40 тыс.рублей . Они имеют относительно небольшую матрицу (кроп-фактор 2 или меньше), разрешение от 12 до 18 мегапикселов, скромный диапазон светочувствительности (200 – 6400 ISO). Видоискатель у таких камер отсутствует, зато есть встроенная фотовспышка. Как правило, камеры комплектуются недорогим китовым объективом.

    "продвинутые фотокамеры" имеют стоимость от от 40 до 60 тыс.рублей . Они оснащены, как правило, матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1.5), имеющей разрешение 16 - 24 мегапиксела. Диапазон светочувствительности находится в пределах 100 - 25600 единиц ISO. Эти фотокамеры имеют встроенную или внешнюю вспышку (как правило, идущую в комплекте) и могут передавать данные по WIFI. У наиболее дорогих моделей присутствует электронный видоискатель. В комплекте часто идет недорогой китовый объектив, но камеру можно приобрести и отдельно.

    профессиональные фотокамеры стоимостью от 60 тыс.рублей  и выше. Оснащены полнокадровой матрицей, либо матрицей формата APS-C (кроп-фактор 1.5). Имеют высокое разрешение 16 - 36 мегапикселей и широкий диапазон светочувствительности (50 - 102400 единиц ISO и выше). Имеют электронный видоискатель и разъем для фотовспышки типа "горячий башмак" для подключения дополнительного оборудования. Как правило, в комплекте нет объективов и фотовспышки.

Очевидно, что чем выше стоимость фотоаппарата, тем большим возможностями он обладает. Тем не менее, при выборе рекомендуется обращать внимание не только на сухие технические характеристики, но и на отзывы владельцев и информацию с различных фотофорумов. Также не лишним будет ознакомиться с образцами фотографий, сделанных выбранной вами камерой.

Главное – понимать, что хотите получить от фотоаппарата именно вы.