Как жил Некрасов

Которого вы найдете ниже, - жизнь русской глубинки и вера в светлое будущее. Перед нами одна из настоящих жемчужин русской поэзии. Яркий, живой язык, близкие поэту образы простого народа делают стихотворение особенным. Строчки легко запоминаются, перед нами при прочтении будто возникает картинка. Стихотворение входит к обязательным для изучения в школьной программе. Изучают его ученики в шестом классе.

Предлагаем вам краткое содержание стихотворения, описание его тематики и анализ, а также откроем вам небольшой секрет: о ком же в поэзии говорит Некрасов, кто этот загадочный "архангельский мужик", ставший "разумным и великим".

О Некрасове

Н. А. Некрасов - классик, писатель и публицист. Известен своими поэмами "Кому на Руси жить хорошо" и "Русские женщины".

Писатель старался писать наиболее простой и легкой речью, максимально приближенной к народному стилю. Диалектизмы и просторечные выражения придавали его слогу удивительную живость и искренность. Ярким примером служит речь стихотворения Некрасова "Школьник", анализ которого мы предоставим ниже.

Поэт вырос в семье помещика, который был грозой как для своих крепостных, так и для жены и детей. Постоянный террор и деспотизм отца оставили глубокие шрамы на сердце писателя, многие переживания он выплеснул в своих произведениях. Будучи сыном помещика, он всем своим сердцем сочувствовал простому народу, принимая его беды и лишения. В 16 лет юный поэт оказался совершенно без помощи и поддержки отца, но он, как и герой нашего произведения, не оплошал и добился своей цели.

О стихотворении

"Школьник" - одно из самых известных его стихотворений. Написано оно удивительно легким звонким языком, о народе и для народа.

Главным героем становится простой сельский мальчишка-школьник. Он храбро идет еловым лесом, впереди его ждет достойное занятие - учеба. Автор в образе извозчика встречает его и предлагает подвезти. На долгом пути герои разговаривают, и извозчик восхищается школьником, который стыдится порванной изношенной одежды, но гордится книжечкой в котомке. Автор всячески подбадривает мальчика, говоря, что ждет его светлый путь, главное - не робеть, не лениться.

Стихотворение начинается окриком на свою лошадку извозчика. Он видит мальчика, худого, бедного, с грязными от длительной ходьбы ногами и "книжкой в котомке". Мальчик на предложение подвезти быстро забирается в убогую телегу, и герои едут дальше разговаривая.

После прочтения сразу становится ясно, кого подразумевал Некрасов в стихотворении "Школьник". Это собирательный образ всего народа, который беден и голоден, но стремится к знанию, не боится трудностей и тревог. Писатель испытывает гордость за своих сверстников, которые, сбивая в кровь ноги, стремятся стать кем-то.

Упоминается в стихотворении еще один персонаж: «архангельский мужик», который «по своей и Божьей воле стал разумен и велик». Эти строчки - о величайшем ученом, математике, физике, биологе и филологе Михаиле Ломоносове, который родился в маленькой деревушке, но стал академиком, профессором и преподавателем. Вот на такое будущее намекает автор, пророча его маленькому мальчику-школьнику.

Образы стихотворения Некрасова "Школьник". Анализ

Главный центральный образ произведения - бедный оборванный мальчишка-школьник, бредущий лесом, скорее всего, на учебу. Извозчик, посадивший мальчика на свою телегу, и сочувствует ему, и подбадривает ученика, что он на верном пути, знания - путь к выходу из нищенской жизни. При этом рассказчик сквозь грусть и жалость к бедному школьнику говорит о радости и вере в его внутреннюю силу.

Проблематика стихотворения Некрасова "Школьник" (анализ которого сейчас часто выполняют на уроках литературы современные ученики) - это и сопереживание, и страдание сердца поэта от безысходной, нищей жизни в деревнях, и одновременно гимн сильному, целеустремленному народу. Эти простые, искренние люди не грустят о своей горькой судьбе, а борются с невзгодами и тревогами, и даже в бедствии стремятся к знаниям, верят в светлое будущее.

Тема стихотворения "Школьник" Некрасова

Произведение поднимает несколько актуальных и сегодня тем. Это и трудное детство, лишенное многих радостей, и трагическая судьба русской глубинки, и детей родом оттуда. Но не только грусть в произведении. Со стороны мальчика светлые чувства читателей вызывает его характер, достойная борьба с трудностями и бедами. Несмотря на непогоду и обветшалую одежду, он каждый день бредет к школе, и путь его может составлять не один километр. Тяжело представить на его месте современных учеников, приезжающих в школу на комфортных автобусах или машинах родителей. К счастью, эти дети не вынуждены жертвовать своим здоровьем ради учебы, но вопрос немного о другом: а стали бы они делать это, если бы магическим образом вдруг оказались в дальней деревушке двести лет назад? Скорее всего, нет, учеба для них - надоевшее занятие. Для героя стихотворения Некрасова же это благородная цель, ради которой холодный далекий пеший путь совершенно не кажется чем-то трудным. Он - плата за заветную «грамоту».

Н. А. Некрасов ("Школьник" - одно из ярчайших произведений поэта) возносит хвалу целеустремленности будущего ученика.

В образе ямщика выступает сам автор и поддерживает мальчика, гордится знакомством с ним. Он рассказывает, что обязательно нужно хорошо учиться, ведь родители отдали все свои силы и сбережения, чтобы обеспечить будущее сыну. Светлая вера в то, что мальчик достойно себя поведет, справится - еще одна из тем произведения. Она придает стиху возвышенное, светлое настроение.

Выводы

Настоящие художники, поэты, писатели и творцы никогда не были оторванными от своего народа. К таким поэтам относился Н. А. Некрасов. "Школьник" - это гимн русскому народу и крестьянским детям, это преклонение перед светлой мечтой и надежда на светлое будущее.

Маленький школьник воплощает в себе образ всего народа - голодного и холодного, вкрай обнищалого, но не сдавшегося.

В пример ему случайный попутчик ставит великого ученого, славу и гордость русского народа - Михаила Васильевича Ломоносова. Такое же будущее автор желает и смелому, трудолюбивому мальчику. Но не только великого ученого вспоминает рассказчик, он верит во весь народ, которому под силу стать достойными сыновьями своей земли.

В 1838 году шестнадцатилетний Николай Некрасов совершил поступок, круто изменивший его судьбу, – он уехал в Петербург, намереваясь там поступить в университет. Отец настаивал на том, чтобы Николай поступил в петербургский Дворянский полк (военно-учебное заведение), и сын сделал вид, что он согласен поступить туда. 20 июля 1838 г., простившись с родителями, братьями и сестрами, он выехал (вероятно, из Ярославля) в Петербург.

В каком-то смысле для Некрасова поездка в Петербург являлась авантюрой: в Дворянский полк он не собирался поступать, о поступлении же в университет без серьёзной подготовки не могло быть и речи. Главные надежды Некрасов возлагал на свои стихи. Позднее он вспоминал: «Со мной была тетрадка стихотворений, на неё возлагал я большие надежды» (XII, 11). О том, какие именно надежды, сказано в его автобиографическом романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»: «По приезде в Петербург, не более как через десять дней, я надеялся иметь кучи золота и громкое имя» (VI, 64). Нельзя не заметить, что если расчёты Некрасова на тетрадь юношеских стихов и не оправдались, то в целом его мечты относительно куч золота и громкого имени со временем осуществились полностью.

Приехав в Петербург, юный поэт не стал поступать в Дворянский полк. В гневе Алексей Сергеевич отказался помогать сыну деньгами. Некрасов оказался в крайне тяжелом положении. Его планы поступления в Петербургский университет потерпели полный провал. Летом 1839 г., поступая на факультет восточных языков, на вступительных экзаменах Некрасов с треском провалился, сдав четыре из пяти предметов (Закон Божий, географию, всемирную историю и русскую историю) на единицы, пятый – русскую словесность – на двойку73 (все отметки – по пятибалльной системе). Сдавать остальные экзамены не имело смысла. В сентябре 1839 года Некрасов поступил вольнослушателем на 1-е отделение философского факультета (позднее преобразованного в историко-филологический факультет). Летом 1840 года он пытался поступить на юридический факультет. В этот раз из четырнадцати предметов три (греческий язык, математику и геометрию) молодой ярославец сдал на единицы, пять (историю, логику, арифметику, немецкий и французский языки) – на двойки, два (Закон Божий и латынь) – на тройки, на четверку – ни одного. Один предмет – русскую словесность – юный поэт сдал на пятерку74 . Почти два года Некрасов числился вольнослушателем на философском факультете, не сдав за это время ни одного переходного экзамена (официально он был уволен из числа вольнослушателей 24 июля 1841 г.).

И до революции, и особенно в советское время любили живописать ужасы нищеты, которые пережил юный волжанин в Петербурге. Удивительного в этом ничего нет. Удивляет другое: как быстро Некрасов преодолел все эти испытания и встал на ноги. Уже в феврале 1840 года увидел свет первый сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки». А ведь издание сборника требовало немалых денег, и юный поэт, которому было только 18 лет, сумел их найти, впервые проявив свою незаурядную предприимчивость (другое дело, что сборник успеха не имел). С 1840 года он сотрудничал в журнале «Пантеон» Ф. А. Кони, писал многочисленные театральные рецензии, фельетоны в стихах и прозе, оригинальные и переводные водевили и пьесы. В 1841 году Некрасов перевел большую пятиактную французскую драму. «Каким образом, – вспоминал Л. В. Григорович, – ухитрился он это сделать, не зная буквально слова по-французски, остаётся непонятным. Сколько нужно было воли, терпения, чтобы, частью пользуясь объяснениями случайно заходивших знакомых, частью по лексикону, довести до конца такую работу»75 (премьера драмы, получившей название «Материнское благословение», состоялась 19 октября 1842 года на сцене Александринского театра).

С начала 40-х годов Некрасов стал одним из сотрудников журнала «Отечественные записки». Этот журнал, основанный в 1818 году П. П. Свиньиным, в 1839 году перешел в руки А. А. Краевского. Обладая незаурядными деловыми качествами и обширными связями, Краевский превратил «Отечественные записки» в один из лучших тогдашних журналов. В 30-40 годы в нем печатались М. Ю. Лермонтов, В. И. Даль, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. И. Панаев, В. П. Боткин, В. Г. Белинский и др.

Как полагают, в 1842 году состоялось знакомство Некрасова с В. Г. Белинским (1811 – 1848 гг.), ведущим критиком «Отечественных записок», сыгравшее огромную роль в судьбе поэта. К этому времени по своим политическим взглядам Белинский окончательно сформировался как революционер и социалист, страстный поклонник Великой французской революции конца XVIII в. В значительной степени под влиянием Белинского Некрасов сформировался как человек радикальных политических взглядов, которому его наставник словно передал, по выражению Герцена, «выстраданное, жёлчное отрицание и страстное вмешательство во все вопросы»76 . В рядах противников крепостного права Некрасов занимал особую позицию. Примерно с середины 40-х годов он был не только против крепостного права, но шёл гораздо дальше, выступая за крестьянскую революцию и осуществление социалистической утопии. До конца своих дней Некрасов оставался страстным сторонником всероссийского крестьянского бунта, который, по его мнению, только и мог разрешить все проблемы страны.

Политические взгляды в соединении с личными особенностями Некрасова (его мрачного, в целом, восприятия жизни) обусловили характер его поэзии. У него нет любовной лирики, он почти всегда равнодушен к прекрасному. Фактически в некрасовском творчестве главными были три темы: страдания народа, воспевание борцов за его освобождение и тема, которую точнее всего назвать темой революции. По преимуществу всю свою жизнь Некрасов отрицал, обличал и призывал к бунту. До последних дней поэта вдохновляла муза, которую он называл «музой гнева и печали», «музой мести и печали». Несомненно, в этих сочетаниях ключевыми являлись слова «гнев» и «месть». Точнее его вдохновительницу было бы назвать музой ненависти. Выросшая на его стихах А. В. Тыркова-Вильямс писала: «Некрасов любил Россию надрывной любовью, а русскую жизнь изображал с угрюмой, желчной односторонностью обличителя»77 .

Некрасов очень рано стал восприниматься как ни на кого не похожий поэт. Еще до революции его стали называть поэтом-демократом. Во всей русской литературе только его называли певцом народной скорби, печальником горя народного и т. д. В жизни народа Некрасов видел только горе, страдания, нищету и голод. К светлым сторонам бытия он обращался крайне редко. Лишь иногда поэт вырывался из-под власти своей суровой музы, и тогда его вдохновляла главная муза всех поэтов – муза любви. И именно эти стихи («Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети» и др.) все русские люди знают с детства, и с ними, главным образом, ассоциируется у большинства из нас имя Некрасова.

Одним из главных желаний Некрасова в 40-е годы являлось стремление выбиться в люди и разбогатеть. А. С. Суворин приводит знаменательные слова поэта: «Я дал себе слово не умереть на чердаке. Нет, думал я, будет уже и тех, которые погибли прежде меня, – я пробьюсь во что бы то ни стало. Лучше по владимирке пойти, чем околевать беспомощным, забитым и забытым всеми»78 . Ф. М. Достоевский, знавший поэта с начала 40-х годов, произнёс о нём ключевую фразу: «Миллион – вот демон Некрасова!»79 .

В целом, к середине 40-х годов Некрасов окончательно сложился как очень своеобразная личность. Как, пожалуй, ни в ком из русских писателей, в нём причудливо было перемешано столько, казалось бы, взаимно противоположных страстей, главными из которых являлись, с одной стороны – стремление к богатству, с другой – стремление к революции. Естественным путем для удовлетворения обеих этих страстей для Некрасова стало своеобразное литературное предпринимательство – издание альманахов, а затем и журнала «Современник».

Во главе «Современника»

В начале 40-х годов, продолжая работать в «Отечественных записках» у А. А. Краевского, Некрасов одновременно стал выступать в роли издателя и редактора. В 1845 и 1846 гг. под его редакцией вышли альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник», успех которых превзошел все ожидания.

В 1846 году Некрасов вместе с И. И. Панаевым решили уйти от А. А. Краевского и создать свой журнал. С конца 30-х годов открытие новых журналов было запрещено, и речь могла идти только о покупке прав на издание какого-то уже существующего органа. Выбор Некрасова и Панаева пал на «Современник».

«Современник» был основан А. С. Пушкиным в 1836 г. После смерти поэта издателем и редактором журнала стал старый друг Пушкина П. А. Плетнёв. Профессор и с 1840 года ректор Петербургского университета П. А. Плетнёв как редактор оказался не на высоте. В 1846 году у «Современника» было всего 233 подписчика80 . Приобретение и издание журнала требовало больших денег. Основной взнос (35 тысяч рублей) внёс И. И. Панаев, продавший для этого принадлежавший ему лес81 . Остальные деньги занял Некрасов. Осенью 1846 года Некрасов и Панаев вступили в переговоры с П. А. Плетнёвым на предмет приобретения прав на издание «Современника». Как писалось выше, П. А. Плетнёв занимал пост ректора Петербургского университета. Еще 5-6 лет назад Некрасов, безуспешно пытаясь поступить в университет, писал на имя его ректора покорнейшие прошения. Теперь же он вступал с ним в переговоры не просто на равных, а более того – как преуспевающий предприниматель со своим почти что обанкротившимся коллегой. В октябре 1846 года соглашение было достигнуто и «Современник» перешел в руки Некрасова и Панаева.

С самого начала главным хозяином журнала стал Некрасов, которому в то время только исполнилось 25 лет (согласимся, поразительный пример успешной карьеры для безвестного бедного провинциала, восемь лет назад приехавшего в столицу).

Первый номер, как стали говорить с тех пор, некрасовского «Современника» вышел в январе 1847 г. Некрасова крайне волновал вопрос о подписке, т. е. вопрос о выживании журнала. 19 октября 1846 года он писал А. В. Никитенко: «…чтобы издание журнала окупалось, нужно по меньшей мере (…) 1500 подписчиков» (X, 55). Однако этот рубеж «Современник» преодолел очень быстро. В начале 1847 года на журнал подписалось уже около двух тысяч человек82 , а в 1848 году количество подписчиков достигло 310083 .

Такой взлёт подписки неудивителен. На рубеже 40 и 50-х годов в «Современнике» увидело свет немало произведений, доныне составляющих славу русской литературы: роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г., № 2), рассказы из «Записок охотника» И. С. Тургенева – «Малиновая вода» (1848 г. № 2), «Певцы» (1850 г. № 11), «Бежин луг» (1851 г., № 2) и др., рассказ «Муму» (1854 г., № 3); первые повести и рассказы молодого Л. Н. Толстого – «Детство» (1852 г., № 9), «Набег» (1853 г., № 3), «Отрочество» (1854 г., № 4) и др.; лучшие вещи Д. В. Григоровича – повесть «Антон-горемыка» (1847 г., № 11), рассказ «Бобыль» (1848 г., № 3) и др.

Первые годы «Современника» для Некрасова были ознаменованы сближением с Авдотьей Яковлевной Панаевой. А. Я. Панаева (1819 – 1893 гг.) родилась в Петербурге в актерской семье. В 1836 году в неё влюбился И. И. Панаев, и летом 1837 года они обвенчались. Однако вскоре их брак фактически распался. В 1848 году, не разведясь с И. И. Панаевым, Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова. В тяжелое время цензурных гонений, чтобы чем-то заполнить страницы «Современника», в соавторстве с Авдотьей Яковлевной поэт написал два огромных романа: «Три страны света» и «Мертвое озеро». Брак Некрасова с Панаевой был нелегким. «Он любил её, – писал К. И. Чуковский, – угрюмой, ревнивой, изнурительно-трудной любовью. Совместная их жизнь была ад. (…) … его стихи отражают не ласки, а буйные семейные сцены, оскорбления, ссоры и ругательства»84 .

Весной 1848 году младенцем умер первый сын Некрасова и Панаевой85. В начале 1855 года у них родился второй ребенок, сын Иван, который ввиду того, что развод Панаевых не был оформлен, юридически считался сыном И. И. Панаева и носил его фамилию. В апреле 1855 года младенец «Иван Панаев» умер. Смерть второго ребенка была страшным ударом для Панаевой и Некрасова. Потеря двоих детей способствовала охлаждению их отношений к концу 50-х годов и окончательному расхождению в 1863 г.

«Огородник»

Летом 1841 года Некрасов впервые за три года приехал из Петербурга в Ярославль, на свадьбу сестры Елизаветы. За три дня до его приезда, 29 июля 1841 г., в Ярославле скончалась его мать Елена Андреевна. 31 июля состоялось её погребение в Абакумцевеа . Некрасов прибыл уже к свежей могиле у алтарной части абакумцевского храма. Смерть матери, конечно, была для него большой потерей. В последующие годы в его поэзии возник настоящий культ матери. В 1860 году вместе с сестрой А. А. Буткевич поэт установил на её могиле небольшой памятник, сохранившийся до наших дней.

Летом 1845 года Некрасов вновь приехал в Грешнево. Результатом пребывания в родных местах стало написание им нескольких антикрепостнических стихотворений («Родина», «Псовая охота» и др.), с которых собственно и начался поэт Некрасов. К антикрепостническим произведениям 1845-1846 гг. примыкает и стихотворение «Огородник» (1846 г.) – первое стихотворение Некрасова, написанное на костромской сюжет. Историей создания «Огородника» занимались краеведы В. В. Касторский и В. Н. Бочков. Согласно их изысканиям, в основу стихотворения лег подлинный случай любви крепостного садовника Андрея Фигуркина и дочери богатого барина. Об этой истории, произошедшей в начале 40-х гг. XIX века в усадьбе Занино Чухломского уезда, рассказывает в книге «Мои семидесятилетние воспоминания» Н. П. Макаров. Владелец усадьбы Занино Иван Николаевич Катенин (1786 – 1854 гг.) в молодости служил в лейб-гвардии Измайловском полку. В 1812 году он участвовал в сражениях при Бородине, Малоярославце и Красном. В 1816 году молодой полковник Катенин вышел в отставку и вернулся на родину в Чухломской уезд, где в 1818-1827 гг. избирался уездным предводителем дворянства. От второго брака И. Н. Катенин имел двух сыновей и шесть дочерей, в том числе и Екатерину Ивановну (1821 – до 1858 гг.). Занинский садовник – высокого роста молодой красавец Андрей Фигуркин – полюбил Екатерину Ивановну. Когда об этом узнал отец, его гневу не было предела. Фигуркина высекли и сдали в солдаты. Екатерина Ивановна приняла монашество в женском Николо-Староторжском монастыре в Галиче, где и умерла до 1858 г. Фигуркин, отслужив в армии, также обосновался в Галиче.

История, случившаяся в Занине, не могла не привлечь молодого поэта своим антикрепостническим содержанием. В. Н. Бочков спрашивает: «…как узнал столичный поэт о трагической любви крепостного садовника и дворянской дочери в глухой костромской усадьбе? Книга Н. П. Макарова свидетельствует, что Катенину не удалось сохранить эту историю в тайне – о ней разнеслась молва. Некрасов же в августе – сентябре 1845 года жил у отца в селе Грешневе (…) – именно от отца он и мог услышать о происшествии в Занине»87 . Далее В. Н. Бочков пишет: «Алексей Сергеевич имел массу знакомых среди костромских дворян еще с тех времен, когда в 1801 г.б определился в Тамбовский пехотный полк, расквартированный в Костроме; позднее он содержал лошадей на костромском почтовом тракте. Не мог не знать он и Катенина – тот имел питейные откупа в уездах Ярославской губернии и жил неподалеку от Грешнева, в Любиме»88 . Маловероятно, чтобы Алексей Сергеевич имел «массу знакомых» в Костроме с 1807 г., но позднее, держа лошадей на костромском тракте, он, наверняка, имел в Костроме знакомых, от которых мог услышать о занинской истории. От него, конечно, об этой истории узнал и Н. А. Некрасов.

На переломе эпох

В 1853 году началась война России с Турцией. В 1854 году Англия и Франция, опасавшиеся усиления российских позиций на Чёрном море, вступили в войну на стороне Турции. Англо-франко-турецкие войска высадились в Крыму и осадили Севастополь – главную базу нашего Черноморского флота.

Некрасов, потомок многих поколений защитников Отечества, во время Крымской войны как поэт практически никак не откликнулся на её события. За три года войны он написал о ней только два стихотворения: «14 июня 1854 года» и «Внимая ужасам войны» (1855 г.). На основные события Крымской эпопеи – на затопление русского флота, на героическую осаду и падение Севастополя, на гибель адмирала П. С. Нахимова и др. – поэт Некрасов не отозвался никак. Тема защиты Отечества не входила в сферу его поэтического мира, и поэтому он коснулся темы Крымской войны в некоторых произведениях, написанных уже после войны, только в плане связанных с ней народных страданий.

В разгар Крымской войны, 18 февраля 1855 г., умер Николай I. 27 августа 1855 года пал Севастополь, за героической обороной следила вся страна. После Отечественной войны 1812 г., завершившейся вступлением наших войск в Париж, Россия не знала военных поражений. Поэтому падение Севастополя потрясло общество. Война завершилась в 1856 году унизительным Парижским миром, по которому России запрещалось держать на Чёрном море военный флот. Военное поражение заставило нового императора Александра II начать перемены. Была ослаблена цензура, снят запрет на выпуск новых литературных журналов, одна за другой выходили книги, чьё издание еще недавно было немыслимо.

Некрасов, разумеется, не мог не использовать открывшихся возможностей. В октябре 1856 года он выпустил сборник своих «Стихотворений», имевший огромный успех. Безусловно, что одна из главных причин успеха состояла в политическом подтексте многих стихотворений, включенных в сборник. В середине 50-х годов у читателей, привыкших знакомиться с подобными произведениями только в рукописных списках, книга, подобная некрасовским «Стихотворениям», не могла не вызвать ажиотажного спроса.

Смерть Николая I положила начало большим переменам и в журнальном деле: ослаблялась цензура, расширялась сфера гласности. Во второй половине 50-х годов начинается резкий взлет популярности «Современника». Если в первой половине 50-х годов количество подписчиков журнала составляло около 3000 человек, то в 1857 году оно перевалило за 4000, к концу 1858 г. достигло 4700, в апреле 1859 г. – 550089 . В 1861 году подписка на «Современник» достигла своего зенита, составив 6658 человек90 . Значительную долю подписки давал, конечно, Петербург. В 1859 году в столице на «Современник» подписалось 1274 человека, в 1860-м – 1628, в 1861-м – 1681. Меньше подписчиков давала Москва: за те же годы соответственно – 622, 482, 477. В губернских и уездных городах подписка была невелика, но имела устойчивую тенденцию к росту. В 1859 году во всей Костромской губернии на «Современник» подписалось 47 человек, в 1860 г. – 68, в 1861 г. – 72в . В Костроме в 1859 году подписалось 17, в 1860 г. – 23, в 1861 г. – 2792 .

Во второй половине 50-х годов на страницах «Современника» появляются многие знаменитые произведения русской литературы: «Рудин» (1856 г., № 1 и № 2), «Ася» (1858 г., № 1), «Дворянское гнездо» (1859 г., № 1) И. С. Тургенева; «Севастополь в декабре месяце» (1855 г., № 6), «Севастополь в мае» (1855 г., № 9), «Севастополь в августе 1855 года» (1856 г., № 1) Л. Н. Толстого. «Современник» публикует стихи Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, А. К. Толстого, статьи критиков А. В. Дружинина и В. П. Боткина, историков С. М. Соловьева, И. Е. Забелина, Н. И. Костомарова, фольклориста А. Н. Афанасьева, педагога К. Д. Ушинского и др.

В числе авторов «Современника» в 50-е годы был целый ряд уроженцев Костромского края или тесно связанных с ним. В 1853 году журнал поместил первое произведение А. Ф. Писемского (1821 – 1881 гг.), уроженца усадьбы Раменье в Чухломском уезде. В начале 50-х годов в «Современнике» были опубликованы его рассказы: «Леший» (1853 г., № 11), «Фанфарон» (1854 г., № 8) и др. Известно пять писем, которые Писемский послал Некрасову в 1852-1854 гг., причем первые два отправлены им из Костромы, а остальные три (от 12 марта,15 апреля и 7 октября 1854 г.) – из Раменья. «Адрес мой в Чухлому Костромской губернии»93 – писал он Некрасову.

В 7-м номере «Современника» за 1852 год было опубликовано первое произведение А. А. Потехина – посвященный Кинешме очерк «Забавы и удовольствия в городке». А. А. Потехин (1829 – 1908 гг.) родился в г. Кинешме (в то время – уездном городе Костромской губернии). В конце 50-х – начале 60 годов «Современник» напечатал ряд пьес А. А. Потехина.

В 11-м номере за 1859 год в «Современнике» была напечатана «Задушевная исповедь» Н. П. Макароваг . Более всего Н. П. Макаров (1810 – 1890 гг.), уроженец Чухломы, известен мемуарами «Мои семидесятилетние воспоминания», в которых он дал ряд ярких картин жизни дворянства Костромской губернии в первую треть XIX века.

В 1856 году Некрасов привлёк в «Современник» А. Н. Островского. Как известно, А. Н. Островский (1823 – 1886 гг.) родился в Москве, однако родиной его предков был Костромской край. В конце 80-х годов XVIII века дед драматурга протоиерей Феодор Островский (1770 – 1843 гг.) окончил Костромскую духовную семинарию и в последующие годы служил настоятелем Благовещенской церкви в Костроме. После смерти жены он переехал в Москву, принял монашество и стал иеромонахом Донского монастыря. Отец драматурга, Н. Ф. Островский (1796 – 1853 гг.), родился в Костроме, окончил Костромскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Совершив в Москве удачную служебную карьеру, Н. Ф. Островский в 1847 году купил усадьбу Щелыково в Кинешемском уезде своей родной губернии, где и умер в 1853 г.95 С 1848 года А. Н. Островский регулярно приезжал в Щелыково.

В 4-м номере «Современника» 1856 года Некрасов перепечатал раннюю пьесу Островского «Семейная картина». С февральского же номера за 1857 год новые пьесы А. Н. Островского появлялись в «Современнике» регулярно.

«Так, вокруг «Современника», – пишет В. В. Жданов, – усилиями его редактора (…), собрался почти весь цвет русской литературы; эти талантливые, еще молодые литераторы, полные сил и энергии, уже тогда немало сделавшие для отечественной культуры, казалось, представляли собой довольно прочное единство, кружок, спаянный дружбой и творческими интересами»96 .

На рубеже 50 и 60-х годов во внешнем облике большинства авторов «Современника» произошло характерное изменение: почти все они отпустили бороды, ставшие в восприятии последующих поколений неотделимыми от их образа. Как известно, начиная с петровских преобразований, дворянам было запрещено носить бороду. В 30-40 гг. XIX века исподволь борьбу за право её ношения начали славянофилы и примкнувшие к ним западники. Через несколько лет после начала царствования Александра II борода перешла в наступление. В первых рядах её носителей выступали почти все властители дум – писатели, публицисты, художники, композиторы. В стороне от общего потока не остался и Некрасов. К 1861 г. поэт отпустил довольно жидковатую бородку, в восприятии потомков ставшую неотделимой от его облика.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии. Когда мальчику исполнилось три года, семья поселилась в родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии. Отцом поэта был ар­мейский офицер, Алексей Сергеевич Некрасов, человек гру­бый и деспотичный, известный своей любовью к картам, жестоко обращавшийся и с крепостными крестьянами, и со своими домашними. Мать поэта - Елена Андреевная Закревская, варшавянка, происходившая из благородной, обес­печенной семьи, образованная, чуткая женщина,’горячо лю­бившая своих детей. Брак этот не был счастливым. Вспо­миная детство, поэт всегда говорил о матери как о великой страдалице. «Рассказывая, - пишет П. Гайдебуров, - он вспоминал о матери с такой любовью, с такой трогательной нежностью, он приписывал ей такое громадное влияние на всю свою жизнь и рисовал ее образ в таком поэтическом оре­оле, что для меня вполне стала понятна восторженность, с какою он вспоминал о матери в прежних своих стихотворени­ях». В стихотворении «Рыцарь на час», в «Последних песнях» Некрасов создал светлый, благородный облик этой чудесной женщины. В поэме «Мать» он говорит о ее неизг­ладимом влиянии на всю его жизнь:

И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей все разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты, -

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Именно мать привила детям любовь к литературе: она читала им сказки, рассказывала о всемирно известных писателях - Данте, Шекспире. В 1832 году, на одиннадцатом году жизни, будущий поэт поступил в ярославскую гимназию, в которой проучился до 1837 года. Обучение там было поверхностное, преподаватели плохо знали свои предметы, учеников секли. Некрасов много занимался самостоятельно: он читал произ­ведения Жуковского, Пушкина, Байрона, журналы Сенковского, Полевого, Надеждина. Тогда же он сам начал писать стихи.

В 1838 году он поехал в Петербург, чтобы поступать в уни­верситет. Однако не выдержал вступительные экзамены и стал вольным слушателем филологического факультета. Отец был против занятий сына: Алексей Сергеевич, мечтавший о воен­ной карьере для сына, лишил его материальной поддержки. Будущий поэт вынужден был зарабатывать себе на жизнь: да­вать частные уроки, писать прошения, письма и т.д. Позднее Некрасов рассказывал одному из знакомых: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Прихо­дилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволялось читать газеты, хотя бы ничего и не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам пододвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь» . Трудности, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В 1840 году поэт издает первый сборник стихов «Мечты и звуки». Однако литературный дебют оказался неудачным. Критика встретила сборник резкими и недружелюбными от­зывами. Белинский заметил, что «посредственность в стихах нетерпима».

В начале 40-х годов Некрасов становится постоянным со­трудником журналов «Пантеон русского и всех европейских театров» и «Литературной газеты», редактором которых был Ф.А. Кони. В этих журналах поэт публикует многочислен­ные очерки, рассказы, повести, фельетоны, статьи и рецен­зии. Также он много пишет для Александринского театра - водевили, пьесы комического содержания. Подписывался Некрасов комическими псевдонимами: «Наум Перепельский», «Феклист Онуфрич Боб».

С 1841 года Некрасов сотрудничает с журналом «Отечествен­ные записки». В 1843 году он познакомился с В.Г. Белин­ским. Дружба с Белинским сыграла очень большую роль в жиз­ни поэта. Критик имел на него очень большое влияние, открывал ему свои взгляды на искусство, на роль и назначе­ние поэта. Белинский сразу же угадал в Некрасове талант, поддержал его, познакомил со многими писателями. Чув­ство большой признательности к Белинскому, искренней люб­ви сохранил поэт на всю жизнь. С большой теплотой вспоми­нает он о критике в лирической комедии «Медвежья охота», в поэме «Белинский», в поэме «Несчастные», в стихотворении «Памяти приятеля».

Вместе с Белинским Некрасов теперь сотрудничает в жур­налах «Современник» и «Отечественные записки». В 1845 году появляется стихотворение «В дороге». Когда поэт прочитал это стихотворение Белинскому, то последний обнял его и вос­кликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!» В этот же период Некрасов собрал и опубликовал два альма­наха: «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сбор­ник» (1846), где были собраны произведения Тургенева, До­стоевского, Белинского, Герцена.

С 1847 года вместе с В.Г. Белинским и И.И. Панаевым поэт становится редактором журнала «Современник». На стра­ницах журнала в этот период появляются «Записки охотника» и «Муму» И.С. Тургенева, «Сон Обломова» и «Обыкновен­ная история» И.А. Гончарова, «Детство» и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Из поэтов печатались Огарев, Май­ков, Тютчев, Фет, Полонский.

В «Современнике» печатался и сам Некрасов. Темой ли­рических произведений поэта в эти годы становится жизнь большого города («На улице», «О погоде», «Еду ли ночью по улице темной…», «Колыбельная песня»), судьба русского кре­стьянства («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Ори­на, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.). Также он создает стихотворения, посвященные его гражданской жене, А.Я. Панаевой.

Однако политическая ситуация в стране была напряжен­ной. Усилились преследования писателей. А.И. Герцен вы­нужден был выехать за границу. Ф.М. Достоевский в 1849 году был сослан на каторгу. И.С. Тургенев выслан из столицы. За Некрасовым было установлено полицейское наблюдение. В 1862 году издание журнала было приостановлено на восемь месяцев, а в 1866 году издание «Современника» было запре­щено правительством. В 1868 году Некрасов становится ре­дактором журнала «Отечественные записки». И остается им до самой смерти.

В период общественного подъема 1850-1860-х и кресть­янской реформы Некрасов опубликовал стихотворения «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда». Вместе с А.Я. Панаевой он написал два романа - «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851). Начиная с 1856 года Некрасов создает поэмы - «Крестьян­ские дети» (1856), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863-1864).

«Школьник» Николай Некрасов

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы . Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу , однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну . При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.

Некрасов написал очень хорошее стихотворение под названием «Школьник», которое было сотворено им в 1856 году. Как ни странно, но название произведения «Школьник» совсем не означает, что там будет идти речь только и школьнике или о школе.

Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.

Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»

Кого мог вспомнить великий Некрасов в своём стихотворении «Школьник»? Конечно же. не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным. Это была его мечта, это было его желание, это была его «виктория» над самим собой. Мало кто верил, что ему крестьянскому сыну удастся выбиться в такие государственные мужья.

Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.

Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.

Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов. Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы. И со временем оказалось, что он был прав.

Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.

Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.

Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.

Так что когда увидите по дороге шагающего школьника, остановитесь, предложите подвести. Кто знает, может этот деревенский «мужичок» станет в будущем каким-нибудь учёным или знаменитым политиком, или звездой шоу-бизнеса. А главное, знаете кто бы ни был этот школьник – он россиянин, он будущее страны.

«Школьник» Н.Некрасов

Стих «Школьник» Николай Некрасов

Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы . Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу . однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну . При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Школьник Некрасова анализ стихотворения 4 класс

Отзыв о стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник»

Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ. Он считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа. В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который пошел учиться. Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верит в его ум, силу, характер. Он считает, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян. Но у них нет денег на обучение - в этом и проблема:
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь …
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Но учить крестьянскнх детей надо. Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие как Ломоносов или Виноградов. Некрасов не случайно вспоминает М.В. Ломоносова, ведь он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему, и всей стране. Поэту кажется ненормальным, что талантливые люди из народа не имеют возможности учиться. Но он понимает, что таковы порядки в стране. Герою стихотворения можно рассчитывать
только на милосердие других людей:
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь …
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Но все же Некрасов верит, что хороших людей в странс больше. Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему. Для этого он и писал свои стихотворения.

«Школьник», анализ стихотворения Некрасова 6 класс

История создания

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа . край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

Послушать стихотворение Некрасова Школьник

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Школьник