Какие пособия по безработице в европейских странах. Пособия в Европе: кто не работает - тот ест? Пособие в Германии по безработице

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Пособие по безработице в государствах европы

Законодательная власть старается избежать повторения обстановки, сложившейся в Европе. В том месте часто получается так, что беженцы фактически «присаживаются» на шею страны, предоставляя ему снабжать себя пособия (государственная поддержка)ми.

Но Правительство Англии заявляет, что данный тест совсем честен, в силу того, что английская совокупность пособий весьма открыта для “benefits tourists”.

В соответствии с распоряжению правительства РФ о размерах большой и минимальной размеров материальной помощи безработным, минимальное пособие по безработице 2012 установлено в размере 850 руб., а большое в размере 4900 руб..

Какое количество платят в Европе безработным

В Австрии безработный может приобретать пособие, равное 55% от средней заработной платы. Большой размер заработной плата, по которому будет рассчитываться размер пособия (государственная поддержка), равен 4 020 евро. Длительность выплат зависит от суммарного срока и возраста отчислений, произведенных в течение работы. В некоторых случаях срок выплаты (субсидии) материальной помощи безработным может быть около 9 лет.

Безработным Соединенного Королевства возможно рассчитывать только на 381 евро в месяц в течение 6 месяцев максимум. Срок отчислений обязан составлять один год.

Так, к примеру, главное условие оформления материальной помощи безработным во Франции — это отчисление членских взносов, каковые составляют 6,4% (4% приходится на нанимателя, 2,4% на сотрудника), в течение как минимум четырех месяцев из 28, предшествующих расторжению договора. Наряду с этим размер выплат будет равен 57,4% от средней заработной платы во время перед увольнением. В свете отличия заработных плат у руководящего состава и подчинённых, во Франции установлен потолок выплат, что равен 6 161 евро в месяц. Выплачивать пособие по безработице страна готова от 4 месяцев до 2 лет (до трех для выгнанных с работы в возрасте более 50 лет).

Какое количество платят безработным

Конечно, что размеры материальной помощи безработным и условия его получения различаются в зависимости от страны. Специалисты Challenges опубликовали перечень из 10 государств-членов Евросоюза, приложив к нему нужные требования чтобы получить пособия (государственная поддержка).

Безработица в Европе бьёт рекорды. Наряду с этим, от нее не застрахован ни несложный рабочий ни квалифицированный эксперт. Многие европейцы спасаются лишь за счет материальной помощи безработным. Экономическое издание Challenges решило узнать — где, сколько и на каких условиях европейские государства создают выплаты (субсидии) своим безработным гражданам.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта .

В свете отличия заработных плат у руководящего состава и подчиненых, во Франции установлен потолок выплат, что равен 6 161 евро в месяц. Выплачивать пособие по безработице страна готова от 4 месяцев до 2 лет (до трех для уволеных в возрасте более 50 лет).

Размеры материальной помощи безработным в Европе

Пособие по безработице – господдержка в виде регулярных финансовых выплат тем гражданам, каковые признаны безработными по предусмотренным законодательством обстоятельствам. Выплачивается в зависимости от величины приобретаемой до увольнения заработной платы, других условий и рабочего стажа. Пособие по безработице в Европе – социальная помощь, временно заменяющая главные регулярные источники дохода. На законодательном уровне регулируются нормы и условия выплачиваемых пособий в рамках социальных программ, характерных для каждой страны в отдельности. Программа помощи безработных включает в себя кроме этого помощь в устройстве на работу, увеличение квалификации либо получение новой профессии на период поиска работы.

Пособие по безработице в Европе в среднем выплачивается около 2-х лет с одновременными предложениями новых вакансий, каковые подбираются безработному работой занятости. В случае, если же вакансии будут отклонены 3 раза – выплаты (субсидии) останавливаются. Но существуют исключения по периодам выплачиваемого материальной помощи безработным в государствах Европы. К примеру, в Англии максимальный срок выплат 6 месяцев, причем уже по окончании 13-й семь дней соискатель обязан принять любую предложенную вакансию.

Большая сумма ежемесячных социальных выплат безработным образовывает 2215 евро - в Западной Германии и около 2000 евро - в Восточной Германии.

Материальной помощи безработным в различных государствах

В Бельгии выплаты (субсидии) для безработных изначально составляют 65 % от суммы последней зарплаты. В случае, если безработный в течение 3 месяцев не отыскал работу, то пособие понижается на 5 %. Большие пособия (государственная поддержка) составляют 1541 евро.

Во Франции выплата пособий происходит от членских взносов (6,4 %), сумма образовывает приблизительно 57 % от средней заработной платы, которую приобретал гражданин перед увольнением.

В Латвии пособие на детей образовывает не меньше 70 % от доходов матери за последний год перед родами. За первенца пособия (государственная поддержка) мало выше.

Пособие по безработице в различных государствах ЕС

В этом замысле, отмечает издание Challenges, Бельгия предоставляет более удачные условия. В этом государстве размер выплат образовывает 65% от суммы последнего дохода. Через три месяца выплат пособие понижается до 60%. Наряду с этим размер пособия (государственная поддержка) не имеет возможности быть больше 1 541 евро.

Безработные Австрии смогут рассчитывать на пособие, равное 55% от средней заработной платы. Потолок выплат образовывает 4 020 евро. Срок выплат в некоторых случаях может быть около 9 лет.

Главным условием оформления пособий во Франции есть отчисление членских взносов. Они составляют 6,4 % (4% вносит наниматель, 2,4% рабочий).

Пособие в Германии по безработице

В случае, если работник выгнан с работы за нарушение трудовой дисциплины (прогулы, опоздания и т.Д.), время работы у данного работодателя не засчитывается в трудовой стаж, разрешающий получить пособие по безработице – 12 месяцев.

Размер фиксированной выплаты (субсидии) может изменяться в зависимости от региона на 10-15%, а компенсация выплачивается в размере, нужном для покрытия затрат на наём и отопление социального жилья по факту получения квитанций.

  • ФИО заявителя, номер мигранта и адрес проживания (при наличии);
  • Адрес и наименование последнего работодателя;
  • Специальность по документам;
  • Число рабочих часов в любой из 7 дней семь дней на последнем месте работы;
  • Обстоятельство увольнения;
  • Размер ежемесячной зарплаты;
  • Занимаемую должность;
  • Гражданство;
  • Информацию о составе семьи;
  • Реквизиты миграционной карты и удостоверения личности (при наличии);
  • Информацию о праве на проживание в ФРГ.

Пособия (государственная поддержка) в Европе: кто не работает — тот ест

Но решения о том, сколько иммигрантов принимать в страну, принимаются из чисто экономических мыслей. В случае, если иммигранты необходимы в стране, по крайней мере, в таковой стране, как Британия, то устанавливаются определенные квоты и принимаются иммигранты, каковые смогут дать умения и тот уровень навыков, что требуется сейчас на рынке труда.

Если вы приобретаете пособие, на вас накладывается множество ограничений. Раньше, в то время, когда еще не было Шенгена, и были границы, не было возможности выехать за границу тем людям, каковые приобретали пособие по безработице. Желаешь кататься по государствам, иди ищи себе какую-то работу. Это также психологически настраивает людей на то, что то уважение, о котором сказала частично Марина, заставляет их в основном стремиться кроме того за меньшую зарплату, чем пособие, — условно скажем, это не всегда так происходит, но случается, — время от времени устраиваться на работу для того, дабы трудиться.

В зависимости от этого, в совокупности все эти факторы — национальная традиция, национальная культура, как в этом обществе оцениваются люди, каковые надеются на себя либо люди, каковые надеются на страну, личный капитал в смысле знания, умения, и общеэкономическая обстановка – это дружно будет решать, в итоге, будут ли люди стремиться трудиться больше и получать больше, либо они предпочтут надеяться на универсальные пособия (государственная поддержка).

241,14 € делим на 30 дней и приобретаем 8 € . Чтобы питаться, я имею только 8 евро в сутки. И такая безрадостная картина вырисовывается уже второй месяц подряд.

Приход - 1119,36 €
Расход - 878,22 €
Остаток - 241,14 €

Пособие по безработице во Франции, в Европе. Пример. Цифры. Величина пособия (государственная поддержка). Денежный расклад. Франция.

В Испании на содержании страны безработный может пребывать от 4 месяцев до 2 лет при большом размере пособия (государственная поддержка) в 1 397 евро.
В Дании максимальный срок выплат равен двум годам, а сумма колеблется в рамках 2 295 евро.

Специалисты экономического издания Challenges опубликовали перечень из 10 государств-членов Евросоюза, приложив к нему нужные требования чтобы получить пособия (государственная поддержка).

В Австрии безработный может приобретать пособие, равное 55% от средней заработной платы. Большой размер заработной плата, по которому будет рассчитываться размер пособия (государственная поддержка), равен 4 020 евро. Длительность выплат зависит от суммарного срока и возраста отчислений, произведенных в течение работы. В некоторых случаях срок выплаты (субсидии) материальной помощи безработным может быть около 9 лет.

Пособие по безработице

Пособие по безработице - это мера национальной помощи, направленная на понижение социальной напряженности в отношении людей, каковые не смогут отыскать работу по профессии. Особенности выплаты (субсидии) пособия (государственная поддержка) в РФ регулируются законом «О занятости населения в Российской Федерации».

Так, в Европе работник обязан создавать отчисления в размере 1-5% от заработной плата в особый фонд. В случае, если таких отчислений он не делал, то и претендовать на оформление пособия (государственная поддержка), кроме того самого минимального, он не имеет возможности.

Предположительно, любой гражданин, что хотя бы раз сталкивался с поиском работы либо увольнением, знает, что такое пособие по безработице.

Материальной помощи безработным в западных государствах

Однако, в то время, когда мы сопоставляем цивилизованный Запад «и» Россию, русофобы довольно часто утверждают, словно бы на Западе безработные приобретают королевское пособие и катаются подобно сыру в масле - ни в чём не испытывая потребности.

Это в два раза меньше средней заработной плата по России. Так, в случае, если учесть, что уровень настоящей безработицы в РФ близок к нулю, пожалуй, нам стоит в недалеком будущем ожидать трудовых мигрантов из Европы. К примеру, из Испании, в которой безработица среди молодёжи уже на данный момент достигает ужасающих 50%.

Размер материальной помощи безработным назначается в зависимости от заработной плата на прошлом месте работы. Максимальный срок оформления материальной помощи безработным - 270 дней.

Безработица в Европе продолжает бить рекорды. При этом, от нее не застрахован ни простой рабочий ни квалифицированный специалист. Многие европейцы спасаются только за счет пособия по безработице. Экономическое издание Challenges решило выяснить - где, сколько и на каких условиях европейские страны производят выплаты своим безработным гражданам.

Так, например, основное условие получения пособия по безработице во Франции - это отчисление членских взносов, которые составляют 6,4% (4% приходится на нанимателя, 2,4% на сотрудника), в течение как минимум четырех месяцев из 28, предшествующих расторжению контракта. При этом размер выплат будет равен 57,4% от средней заработной платы в период перед увольнением. В свете разницы заработных плат у руководящего состава и подчинённых, во Франции установлен потолок выплат, который равен 6 161 евро в месяц. Выплачивать пособие по безработице страна готова от 4 месяцев до 2 лет (до трех для уволенных в возрасте свыше 50 лет).

В Германии потерявший работы может рассчитывать на пособие по безработице, если им производились отчисления в размере 3%, в течение 12 месяцев из 24, предшествующих увольнению. Размер выплат равен 60% от средней заработной платы (67% для граждан с детьми). Потолок выплат составляет 2 215 евро в Западной Германии и 1 940 евро в Восточной. Поддерживать своих безработных Германия может от 6 до 24 месяцев.

Безработным Соединенного Королевства можно рассчитывать лишь на 381 евро в месяц в течение 6 месяцев максимум. Срок отчислений должен составлять один год.

В Италии же размер выплат зависит от области, в которой трудился безработный. При этом срок выплат составляет 240 дней или 360 в возрасте более 50 лет. Ежемесячный максимум по выплатам составляет 931 евро для получавших до 2 014 евро в месяц. Если же зарплата превышала эту цифру, пособие по безработице составит 1 119 евро.

В Испании на содержании государства безработный может находиться от 4 месяцев до 2 лет при максимальном размере пособия в 1 397 евро.

В Дании максимальный срок выплат равен двум годам, а сумма колеблется в рамках 2 295 евро.

Бельгия предоставляет более выгодные условия касаемо компенсации, размеры которой составят 65% от последнего заработка в течение первых трех месяцев, затем сумма равна 60%. В целом размеры компенсации не могут превышать 1 541 евро.

В Австрии безработный может получать пособие, равное 55% от средней заработной платы. Максимальной размер зарплаты, по которому будет рассчитываться размер пособия, равен 4 020 евро. Продолжительность выплат зависит от возраста и суммарного срока отчислений, произведенных в течение работы. В некоторых случаях срок выплаты пособия по безработице может достигать 9 лет.

Нидерланды готовы поддерживать безработных от 3 до 38 месяцев с максимальным размером пособия в 144,75 евро на день.

И, наконец, Швейцария выплачивает пособие по безработице в зависимости от возраста и срока отчислений от 200 до 520 дней. Максимальный размер пособия составляет 6 986 евро в месяц.

Эксперты экономического издания Challenges опубликовали список из 10 европейских стран, приложив к нему необходимые требования для получения пособий.

Так, например, основное условие получения пособия по безработице во Франции - это отчисление членских взносов, которые составляют 6,4% (4% приходится на нанимателя, 2,4% на сотрудника), в течение как минимум четырех месяцев из 28, предшествующих расторжению контракта.
При этом, размер выплат будет равен 57,4% от средней заработной платы в период перед увольнением.

В свете разницы заработных плат у руководящего состава и подчиненых, во Франции установлен потолок выплат, который равен 6 161 евро в месяц. Выплачивать пособие по безработице страна готова от 4 месяцев до 2 лет (до трех для уволеных в возрасте свыше 50 лет).

В Германии потерявший работы может рассчитывать на пособие по безработице,если им производились отчисления в размере 3%, в течение 12 месяцев из 24, предшествующих увольнению. Размер выплат равен 60% от средней заработной платы (67% для граждан с детьми). Потолок выплат составляет 2 215 евро в Западной Германии и 1 940 евро в Восточной. Поддерживать своих безработных Германия может от 6 до 24 месяцев.

Безработным Соединенного Королевства можно рассчитывать лишь на 381 евро в месяц в течение 6 месяцев максимум. Срок отчисленией должен составлят один год.

В Италии же размер выплат зависит от области, в которой трудился безработный. При этом срок выплат составляет 240 дней или 360 в возрасте более 50 лет. Ежемесячный максимум по выплатам составляет 931 евро для получавших до 2 014 евро в месяц. Если же зарплата превышала эту цифру, пособие по безработице составит 1 119 евро.

В Испании на содержании государства безработный может находиться от 4 месяцев до 2 лет при максимальном размере пособия в 1 397 евро.
В Дании максимальный срок выплат равен двум годам, а сумма колеблется в рамках 2 295 евро.

Бельгия предоставляет более выгодные условия касаемо компенсации, размеры которой составят 65% от последнего заработка в течение первых трех месяцев, затем сумма равна 60%. В целом размеры компенсации не могут превышать 1 541 евро.

В Австрии безработный может получать пособие, равное 55% от средней заработной платы. Максимальный размер зарплаты, по которому будет рассчитываться размер пособия, равен 4 020 евро. Продолжительность выплат зависит от возраста и суммарного срока отчислений, произведенных в течение работы. В некоторых случаях срок выплаты пособия по безработице может достигать 9 лет.

Нидерланды готовы поддерживать безработных от 3 до 38 месяцев с максимальным размером пособия в 144,75 евро на день.

И, наконец, Швейцария выплачивает пособие по безработице в зависимости от возраста и срока отчислений от 200 до 520 дней. Максимальный размер пособия составляет 6 986 евро в месяц.

активно обсуждается за рубежом. Посты на эту тему появились во многих эмигрантских группах в соцсетях. TUT.BY узнал у белорусов, побывавших в роли безработных в Европе, как в этот период к ним относилось государство. Герои этой статьи не являются экспертами в области социальной поддержки безработных. В интервью они поделились личным опытом, рассказали о нюансах, о которых слышали сами или узнали от знакомых.

Белорус во Франции: жил на 400 евро в месяц, с рентой помогло государство

Алексей уехал из Беларуси более 10 лет назад. Исколесив Европу, решил обосноваться во Франции: в этой стране легализоваться тогда было проще всего. Каким образом собеседнику удалось стать резидентом страны, он умолчал. Интересно другое: после получения нужных документов Алексей не спешил устраиваться на работу. Белорус совершенно не стесняется того, что несколько лет целенаправленно сохранял статус безработного, чтобы получать пособие.

– Мне было 22-23 года, я особо не парился, купил себе компьютер, сидел играл в игрушки. Я был молодой, неженатый, мог наслаждаться жизнью, ничего в этом плохого не вижу. Мне тогда было интересно учить язык, общаться. Получается, приехал я во Францию в 2004 году – и около трех лет бездельничал.

Во Франции, рассказывает Алексей, людей с маленьким или даже несуществующим доходом государство очень серьезно поддерживает (с условием, что вы приехали в страну легально). Когда доход ниже определенной суммы (собеседник сориентировал нас на сумму около 800 евро), ты получаешь бесплатную медицинскую страховку. "Фактически ты можешь прийти весь поломанный, тебя госпитализируют – и денег не возьмут".

Размеры пособия по безработице начисляются в зависимости от стажа работы в прошлом. Его платят строго ограниченное время (до двух лет). Если к концу этого срока работу найти не удается, переводят на минимальное социальное пособие. "Есть люди, которые поработают пару лет, посмотрят: ага, я на это пособие уже наскреб, и становятся безработными. Когда срок уже подходит к концу, снова находят работу".

Поскольку Алексей до этого нигде во Франции не работал, он получал минимально возможную на тот момент сумму – около 400 евро. Но при этом государство помогало ему с рентой, давало хорошую скидку на оплату коммунальных услуг.

– Если у тебя доход ниже определенного уровня, государство частично оплачивает съемное жилье. Есть специальный сайт, где ты вводишь цифры по доходу за последние 2 года. У меня получалось примерно так: я снимал скромную студию за 330-350 евро, а государство возмещало где-то 280-290 евро.

Таким образом, на пособие во Франции вполне можно жить. Алексей старался покупать еду в дешевых магазинах, иногда ходил в магазины с бесплатной едой для бедных. В общем, жил скромно, но беззаботно.

Единственное, что периодически беспокоило нашего собеседника, это необходимость раз в 2-3 месяца встречаться с работниками службы занятости. Для того чтобы тебе продолжали платить пособие, нужно было постоянно доказывать, что ты в активном поиске работы.

– Они тебя спрашивают: что мешает найти работу? Ты говоришь: у меня уровень языковой слабый. Тогда тебе дают бесплатные курсы, очень эффективные. Проводишь там по 8 часов в день, даже повышенное пособие дают по этому поводу.

После окончания курсов безработный обязан продолжить поиски. Все письма с отказами (на первую работу во Франции устроиться очень сложно) Алексей старательно собирал и относил в службу занятости. Если вызывали на собеседования, он сознательно называл завышенные ожидания по зарплате. Оставалось дождаться официального отказа и отнести его в службу занятости. Однажды социальный работник усомнилась в честности парня: "А ты, по-моему, особо работу и не ищешь" . Алексей улыбнулся в ответ: всем все было понятно.

Людей, которые живут на пособие во Франции, по словам собеседника, очень много. Некоторые даже умудряются бездельничать семьями. Так рассуждал знакомый Алексея с женой и двумя детьми. "Он говорит: ну пойду я работать, мне будут платить на пару сотен больше, чем сейчас. А тратить же больше придется! Отменят все льготы, за жилье будешь платить по полной, высокие налоги". Белорус даже знает семью, которая на пособие купила новое авто.

У Алексея со временем потребности выросли, и он устроился на работу в сферу туризма. Государство с поиском конкретно этой работы ему никак не помогло, хотя профессиональные курсы безработным также предлагают. Последние 3 года белорус живет с женой и ребенком в США. Работает в сфере пищевой промышленности. Желания бездельничать уже не возникает: нужно кормить семью. Да и в целом в Америке "халявы" для безработных гораздо меньше, рассказывает собеседник. Хотя некоторые мексиканские семьи с большим количеством детей здесь также умудряются покупать на пособие дорогие авто.

О новостях из Беларуси Алексей слышал. По его мнению, нет такой вещи, как "хороший налог". Новый закон возвращает нашу страну в советское прошлое.

Оставаться всю жизнь безработным сложно (если у тебя нет каких-то ментальных проблем). Ты в любом случае пойдешь работать, будешь платить налоги и покроешь затраты на социальные блага. Я считаю, что какое-то время человек имеет право быть безработным. Особенно молодым людям важно сориентироваться, важно выбрать, чем заниматься, за что будут платить деньги. И я полагаю, что душить налогами бессмысленно. Вместо этого нужно заинтересовывать человека: допустим, давать льготные кредиты. Человек получит кредит и подумает: ага, теперь я могу себе позволить многое, но, чтобы сохранять эти платежи, нужно работать. И это самый мощный стимул.


Белорус в Германии: сидел на пособии 4 года и до сих пор не отказывается от дотаций


Около 10 лет уже живет за границей и белорус из Бреста Михаил Кузин. В 17 лет он сдал экстерном экзамены в школе и по еврейской линии вместе с бабушкой и матерью уехал в Германию. Сразу же получил статус этнического беженца, а вместе с ним – все те права, на которые может претендовать немец. Семье дали 2 комнаты в общежитии – их полностью оплачивало государство. Михаил прожил там с родственниками 3 года. Как объясняет, искать квартиру было лень, да и условия казались приемлемыми: 10 двухэтажных домиков, большая спортивная площадка.

Бабушке Михаила платили пенсию плюс всевозможные дотации по инвалидности. Мать приехала уже в предпенсионном возрасте, поэтому работу не искала – получала пособие. После совершеннолетия Михаил также решил встать на учет безработных.

В Германии также нужно доказывать, что ты ищешь работу. Михаила вызывали социальные работники и отправляли на языковые курсы либо в так называемый детский сад для взрослых (кружки по интересам, где людям показывают, как работает театр, медиа и т.д.). Большая часть посетителей таких курсов – иммигранты.

На одном из занятий белорус встретил режиссера, у которого была своя театральная группа. Михаил попал в ее состав и играл в этом театре 4 года. Благодаря социальной подработке с оплатой 1 доллар в час, он все это время мог свободно состоять на учете безработных и не мучиться с поисками. Молодой человек не скрывал, что иногда подрабатывал "по-черному".

Пособие было около 400 евро. Если учесть, что жилье оплачивало государство, этих денег ему хватало и на одежду, и на еду. "И даже в ресторан сходить с девушкой пару раз в неделю". Благодаря подработкам кое-какие деньги удавалось даже откладывать.

– Работать официально мне не хотелось, да и не было смысла. Проще было сидеть на пособии, потому что у меня не было никаких образовательных корочек, и на серьезную работу я бы не устроился. А за 1200 евро вкалывать где-нибудь на предприятии – это было несерьезно. Мне бы пришлось и квартиру самому оплачивать, и электричество, и все остальное.

Вообще при желании, рассказывает Михаил, в Германии можно жить на пособии хоть до пенсии. "Социал" (так он называет социальную службу) предоставляет самые разные бесплатные курсы. Учись – и получай пособие.

Сейчас белорус запустил собственный проект в шоу-бизнесе и частично его легализовал. Теперь он полностью сам выплачивает свою долю за квартиру (долю матери оплачивает государство, бабушка умерла), платит всю сумму за коммунальные услуги, часть денег отдает на налог и медицинскую страховку. В итоге остается на жизнь около 250 евро. Поскольку прожиточный минимум в Германии равен 400 евро, еще 150 евро ему доплачивает государство.

Михаил уверяет, что с негативом со стороны знакомых, будучи безработным, он сталкивался редко. Но иногда хорошо зарабатывающие немцы ("бюргеры") на людей, сидящих на пособии, смотрят косо. "Мол, вы за наш счет кормитесь. А налоговый процент здесь действительно высокий".

Несмотря на большой опыт безработной жизни, собеседник не одобряет систему социальной поддержки в Германии. По его словам, не будь экономика страны крайне сильной, социальная система уже давно бы ее "съела", считает Михаил.

Налог на безработных в Беларуси в целом он одобряет. "А откуда властям деньги брать, чтобы пополнять казну? С одной стороны – да, идея интересная, а с другой – в такой бедной стране, как Беларусь, наверное, сложно реализуемая".

Белоруска в Норвегии: 2 раза регистрировалась как безработная и всегда быстро находила работу

Елена (имя изменено, собеседница пожелала остаться инкогнито) уехала в Норвегию с мужем около 7 лет назад. На пособии долго не сидела, потому что очень хотела найти работу и соглашалась на любые варианты (несмотря на хорошее экономическое образование).

По мнению белоруски, Норвегия – сказочная страна. Главное – не лениться и не подсаживаться на "дармовщинку", с легкостью предоставляемую государством. Чтобы жить в этой стране достойно (выплачивать кредит за дом или квартиру, иметь две машины, возможно, дачу или квартиру в Европе и яхту), нужно иметь как минимум два дохода на семью, рассказывает собеседница. Поэтому у нее даже в мыслях не было оставаться домохозяйкой. Искала работу Елена через социальную службу NAV.

Если человек никогда не работал или не работал в Норвегии, он получает примерно 750 долларов в месяц. При этом он должен зарегистрироваться на сайте NAV и отсылать каждые две недели электронный отчет о своей занятости, то есть заполнять таблицу по дням недели, ставить птички напротив записей "не работал", "работал", "болел", "был на курсах", "уезжал в отпуск". Все это с указанием количества часов. Можно работать до 15 часов в неделю и считаться безработным, но тогда пособие уменьшат.

На сайте NAV можно найти практически все объявления о существующих в округе вакансиях.

– Там отличный интерфейс для сортировки по городам, отраслям и специальностям. Твои посещения и поиски, видимо, каким-то образом регистрируются. Так что, если ты ничего не ищешь, они могут сами высылать тебе сообщения на е-mail о подходящих вакансиях.

Как правило, через месяц-другой NAV предлагает пойти на курсы. Во время их прохождения платят те же 750 долларов. И все так же нужно посылать отчеты в NAV. Елена была на курсах дважды – и каждый раз получала работу.

– На первых курсах нас учили правильно составлять прошение-заявление, красиво его оформлять, чтобы оно не затерялось среди множества других поступивших, учили, как готовиться и правильно вести себя на интервью. Уровень образования "курсантов" был очень различный: от IT-инженера из Таиланда, политолога из Африки, врача из Украины до едва умеющих читать дам из Косово и Сомали. Русскоязычные
практически все с высшим образованием.

На первых курсах Елена также взяла курсы водителя трека-погрузчика и компьютерные курсы, оба с выдачей сертификата. Поначалу она планировала найти себе работу в логистике, но наступил кризис 2009 года. В итоге после окончания курсов Елена устроилась на предприятие по розливу напитков (колы, пива, воды), сначала на практику – в качестве водителя трека, а потом и на линию разлива. Это было частное предприятие. NAV платил Елене первые три месяца 75% зарплаты (и только остальные 25% работодатель). Еще три месяца оплату делили 50/50.

Работодателю понравилось, как работает Елена, и вскоре ее взяли на работу на полную ставку. Но из-за проблем со здоровьем белоруска 4 месяца провела на больничном. В дальнейшем она вынуждена была пройти тот же путь: зарегистрироваться как безработная в NAV и снова пойти на курсы. На этот раз ей платили более высокое пособие, так как белоруска уже имела опыт работы. После окончания курсов Елена попала в систему медицинского обслуживания на дому. Зарабатывает чистыми в 3 раза больше, чем получала, когда была без работы.

По мнению Елены, многие сегодня злоупотребляют социальной системой в Норвегии, причем это не только иммигранты, но и норвежцы, в том числе алкоголики, наркоманы.

– Сын моей знакомой еще подростком бросил ходить в школу. Как результат - довольно плохой язык, никакой работы, жизнь за счет NAV. Квартиру ему опять-таки нашло государство.
Читать полностью:
Из 850 долларов пособия – половина уходит на квартплату, остальное
на питание. Страна дорогая, и этого пособия хватает, чтобы выжить, но без излишеств. Поэтому часто такая молодежь в поисках дополнительных средств вместо работы попадает во всякие полу- и откровенно криминальные ситуации и сообщества.

Женщины, имеющие несовершеннолетних детей, получают к пособию еще определенные доплаты. Поэтому многим малообразованным иностранкам, считает Елена, выгодно сидеть дома ни на одной работе они таких денег не заработают. Если женщина, воспитывающая детей, попадает на курсы, ей также оплачивают детский сад или услуги няни.

Когда на предприятии нет работы по каким-то причинам, работники идут в вынужденный отпуск. В этом случае они получают от 65 до 80% от средней зарплаты за последние 3 года. Но есть ограничение по сумме выплат в год, чтобы оставался стимул выходить на работу. Такая история однажды приключилась с супругом Елены. В непростой период поиска работы поддержка государства очень помогла их семье, рассказала собеседница.

Елена еще не очень хорошо разобралась в нюансах налога на безработных, который ввели в Беларуси, поэтому свое отношение к нему она не сформировала. Как человеку с опытом жизни в европейской стране, ей не нравится сверхзабота о безработных со стороны государства. Это неправильно, когда человек не видит смысла в работе, считает белоруска.

Система социальной поддержки для безработных в Европе отличается от страны к стране. Но есть общие тенденции. В большинстве случаев после увольнения европеец может сохранить определенный процент от заработка (от 57 до 70% во Франции, от 60 до 67% в Германии, до 55% – в Австрии и т. д.). Для этого в течение нескольких месяцев, предшествовавших увольнению, сотрудник должен выплачивать так называемые членские взносы (6,4% от зарплаты во Франции, 4% приходится на нанимателя, 2,4% на сотрудника; 3% – в Германии). Государство платит пособие ограниченный срок от нескольких месяцев до двух лет (в исключительных случаях, например, в Австрии – до 9 лет). Во многих странах установлен потолок зарплат, с которых начисляется пособие по безработице. Так, во Франции он равен 6161 евро в месяц, в Австрии – 4020 евро (по данным экономического издания Challenges).

Помимо собственно пособия по безработице, существуют пособия "по бедности" и так далее, направленные на поддержку малоимущих граждан, пособия на детей. Благодаря этому, даже не имея стажа работы и не платя членских взносов, безработный имеет возможность свести концы с концами.

По информации Forbes , легче всего в мире быть безработным в Дании, Норвегии и Финляндии.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption 2500 швейцарских франков (это примерно 2250 евро) - для Швейцарии довольно скромная сумма

В июне этого года швейцарцам предстоит решить на референдуме судьбу всеобщего пособия в размере двух с половиной тысяч франков, для получения которого будет достаточно швейцарского гражданства.

Похожую инициативу в прошлом году начало обсуждать правительство Финляндии, правда, там речь идет о замене всех прочих социальных выплат, да и сумма заметно меньше.

Аналогичный по сути проект, правда, в порядке частной инициативы, запущен в Германии, где идеей всерьез увлеклись левые партии.

Гарантия безусловного и достойного прожиточного минимума - вещь, безусловно, хорошая.

Но где взять на нее деньги и кто тогда будет работать?

Ведущий "Пятого этажа" Михаил Смотряев беседует с финским политологом Николаем Мейнертом и преподавателем шотландского университета Стирлинг Мариной Шапира.

Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно .

Михаил Смотряев: С одной стороны, очень приятно обсуждать эту "сладкую" тему, когда государство только за то, что вы гражданин этого государства, платит вам деньги, при условии, что это, конечно, произойдет. Насколько я понимаю, в Финляндии соответствующие предложения уже были сделаны. Предварительный анализ показывает, что примерно две трети населения Финляндии, в общем, с этим согласны, но обсуждаться это будет только после доработки проекта в ноябре этого года. Швейцария тоже голосует только летом на референдуме, хотя швейцарские политики в своей массе высказываются против этой идеи. На уровне сравнительно небольших экспериментов в Германии, в Канаде подобного рода проекты действуют. Но говорить о том, что подобного рода маленькие проекты являются неким индикатором успешности общенационального проекта, наверное, все-таки нельзя. Да, Марина?

Марина Шапиро: Я думаю, что нельзя, потому что такого эксперимента на очень большой основе в западных странах еще не проводилось. Судить о том, какие могут быть результаты, будет трудно.

Мне кажется, очень интересно посмотреть на процент людей, которые выступают за введение такой системы. Я обратила внимание, что в Швейцарии 49% населения высказались, что они проголосуют "за", если такое предложение будет. Вы сказали, две трети населения Финляндии, если я не ошибаюсь.

М.С.: 69%, насколько я понимаю. Николай Павлович нас поправит, если мы сильно ошибаемся. Николай Павлович, это так?

Николай Мейнерт: Примерно так, хотя дискуссия еще ведется, и люди пытаются для себя уяснить, что это все пока значит. На практике о предполагаемой реформе можно говорить пока только в общих чертах.

М.С.: Марина, еще важно понимать, чем отличается, насколько нам сейчас известно, швейцарский проект от финского. Финны таким образом хотят: если вы получаете это пособие, - там речь идет о 800 евро, - то больше вы от государства не получаете ничего. В то время как в Швейцарии насколько я понял, получение этого пособия не ставится в зависимость от других социальных выплат, хотя, наверное, они в Швейцарии не очень высоки.

М.Ш.: Наверное, да. Разница в том, что Швейцария и Финляндия представляют две достаточно разные системы социального обеспечения в Европе. Меня, на самом деле, несколько удивило, что такое предложение рассматривается Швейцарией, хотя меня совсем не удивило, что это рассматривается в Финляндии.

Система социального государства Финляндии представляет так называемую демократическую, или нордическую модель. Основная идея в этой модели в том, что каждый гражданин страны имеет право на получение пособия, которое позволяет ему жить достойно. Эта способность жить достойно не ставится в зависимость от того, может человек работать или не может.

В Швейцарии совсем другая модель. Она такая же, как в Великобритании, более-менее похожая. Это так называемая либеральная модель. Такая модель характеризуется тем, что степень защиты, которую люди получают от государства, достаточно низка. Это считается ответственностью самих граждан заботиться о том, чтобы гарантировать себя от всяких неблагоприятных обстоятельств, как болезни, безработица и так далее.

Поэтому очень интересно, что такая идея возникла у швейцарцев.

М.С.: Насколько я понимаю, и в том, и в другом случае речь идет не о прожиточном минимуме в том контексте, как его часто понимают, - чтоб не умереть с голоду, - а именно о достойном существовании. Понятно, что в это слово вкладывают разный смысл. Если сравнивать Швейцарию и Финляндию по цифрам позапрошлого, 2014 года: ВВП на душу населения в Швейцарии – чуть больше 58 тысяч долларов, в Финляндии - почти 41 тысяча. Тем не менее, сумма, которую предлагают финны, - это 800 евро и никаких пособий, сумма, которую предлагают швейцарцы – это 2500. Правда, и средняя зарплата разнится в странах. 2500 – это меньше половины средней швейцарской зарплаты до налогов, а 800 евро - это приблизительно четверть средней финской зарплаты. Действительно, калибр разный. В этой связи можно говорить о том, что на севере и в центре Европы разные представления о достойном образе жизни, Николай Павлович?

Н.М.: Наверное, можно сказать и так. Средняя заработная плата в Финляндии действительно колеблется около 3000 евро в месяц. Она чуть-чуть движется, если брать по месяцам.

Я не могу сказать, что если вы перейдете полностью на социальное обеспечение в Финляндии, то этот образ жизни можно считать по-настоящему достойным. Финляндия – страна достаточно дорогая. Не такая дорогая, как Норвегия, но все-таки к разряду стран, где легко и просто можно покупать продукты, как в Эстонии или Польше, конечно, Финляндию отнести нельзя.

Тот минимум, который сейчас подразумевается, включает в себя ежемесячные выплаты. Если вы обращаетесь в систему социального обеспечения, то есть у вас нет никаких других доходов, вы даже не получаете пособие по безработице, просто оказались в ситуации, когда вам нужны деньги, то вы получаете сейчас, на данный момент примерно около 500 евро, из которых вычитаются еще и налоги. На руки реально получается в Финляндии примерно 420 евро на человека, если в семье, то на двоих 800 - каждый получает 840, примерно так.

Но в Финляндии очень много различного рода доплат, огромное количество. Если вы перешли на систему социального обеспечения, то есть получаете эти 400 евро, вы имеете право претендовать на бесплатное жилье, его тоже оплачивает государство.

Это не значит, что вы можете себе сразу снять особняк, и вам предоставят возможность бесплатного проживания. Там тоже ограничивается, то есть реально 400 евро на человека.

Вы можете снять очень небольшую квартиру за 800 евро при довольно высоких ценах на аренду в Финляндии, особенно в Хельсинки. По стране, конечно, пониже, а в Хельсинки достойное существование будет трудно вести при этих деньгах.

Вам оплачивают полностью все медицинское обслуживание в этом случае – получаете бесплатно лекарства, к врачу обращаетесь бесплатно, в больнице находитесь бесплатно. Наверное, есть еще какие-то побочные льготы, о которых я сейчас забыл упомянуть. Все это представляет из себя довольно солидную сумму, но мне кажется, что если вы получаете 400 евро на человека, то в Финляндии, я бы не сказал, что этот образ жизни заслуживал бы название достойного.

Швейцарцы ближе к нормальному критерию, а в Финляндии это все-таки будет более-менее существование безбедное, то есть вы не умираете с голоду, но, скажем, делать какие-то покупки с этих денег довольно сложно.

М.С.: Насколько я представляю, на 2500 швейцарских франков тоже особо не разгуляешься в самой Швейцарии. Наверное, если с этими деньгами приехать куда-нибудь еще, где победнее, то получше будет. Интересно другое, то, что исследования, которые уже в достаточном количестве проводили социологи – компания Demoscope опросила приличное количество швейцарцев по всем аспектам этого предполагаемого законодательства, - только 2% респондентов заявили, что если им будут гарантированы эти 2500 франков в месяц, то они уволятся с работы. По большей части люди понимают, что только на эти деньги не проживешь, во всяком случае, достойно не проживешь. Сторонники подобного рода предложений проводят, в частности, эксперимент в Германии, причем на добровольной основе, в том смысле, что финансируют это дело доброхоты. Там 25 или 26 человек получают по 1100 долларов каждый месяц. В рамках этого эксперимента тратьте, на что хотите. Говорить о какой-то репрезентативности, когда у вас участвуют 26 человек, и все это в любой момент может прекратиться и, конечно, никак не гарантируется государством, нельзя. Сама по себе идея, с которой начинали ее авторы, была именно такова – чем дальше развивается технический прогресс, тем больше за нас делают машины, тем больше у нас освобождается свободного времени. Если мы не привязаны к какому-то минимальному достойному доходу, то мы можем направить всю свою энергию в креативное русло, и мир, таким образом, будет улучшаться. Противники этой концепции утверждают, что таким образом государство всеобщего благоденствия в той форме, в которой оно сейчас существует, особенно в Западной Европе, в меньшей степени в Америке, и так уже достаточно развратило своих граждан, и, наверное, нет необходимости этими дармовыми выплатами развращать их еще дальше, иначе работать не будет вообще никто. Как вам кажется, кто ближе к истине, Марина?

М.Ш.: Мне кажется, что истина на самом деле где-то посередине.

Те, кто считает, что работать никто не будет, основываются на предпосылке достаточно неправильной, которая предполагает, что все люди согласны довольствоваться одним и тем же, и все люди согласны довольствоваться малым, и всем людям нравится социальное равенство.

История показала, что это не так, что большинство людей не хотят в этом смысле социального равенства. Они хотят получать не как все, а в соответствии с тем, что они считают своими собственными достоинствами, тем, что они в состоянии привнести на рынок труда, своими таланты и своей энергией, и получать вознаграждение в зависимости от того, сколько они вкладывают.

В этом смысле такая первоначальная выплата абсолютно не означает, что все вдруг в одночасье перестанут работать. Конечно, будет определенный процент населения, кого устроит жить на такую минимальную зарплату.

Если все будут получать такую сумму, то эта сумма станет минимальной. Но при этом будет очень много людей, которые захотят получать что-то сверх этого минимального прожиточного уровня, который дается всем, и эти люди будут работать. Мне кажется, что таких людей будет подавляющее большинство, но время покажет.

М.С.: Судя по тому, как именно ответили на вопросы социологов швейцарцы, таких действительно подавляющее большинство, если всего 2% согласились не работать. Тут, наверное, зависит еще от методы проведения соцопроса, но это не наша специальность, и не будем сейчас это изучать. Николай Павлович, вы как думаете? Дело в том, что в слове зарплата мне слышится в первом слоге – заработанная плата. Если ее не зарабатывать, помимо всего прочего, то обесцениваться эти деньги будут гораздо быстрее, не в финансовых категориях, а, скорее, в социологических.

Н.М.: Не знаю, насколько сейчас в тренде, если пользоваться модной терминологией, цитировать Маркса, но в свое время он как-то сказал, что в будущем богатство общества будет исчисляться не рабочим, а свободным временем, которое имеют его люди.

Возможность человека заниматься тем, чем он хочет в свободное время, – это и будет проявление того уровня развития, к которому надо стремиться. Здесь есть определенная логика.

Мне есть, что добавить по этому поводу, поскольку я живу в Финляндии с 1992 года. Должен признать, что сейчас то, о чем я хочу сказать, менее ярко проявляется, чем это было тогда. В тот момент - с 1992 года, особенно это было характерно до 1998-99 года, - в финском обществе доминировало представление, что не работать – это в принципе вообще плохо, не престижно, неправильно, обязательно должны все-таки зарабатывать деньги.

Я помню, когда я работал в русской службе новостей государственной телерадиокомпании, то мои коллеги, которые там были из разных стран, в том числе из Германии, в частности, очень удивлялись, когда одна бывшая гражданка России посчитала, что новая система оплаты будет для нее менее выгодна, чем предыдущая, что ей удобнее перейти на пособие по безработице, чем оставаться работать дальше, поскольку менялись расценки почасовой оплаты.

Сложная система, но, по сути, сводилась к тому, что денег будет меньше. Ее пособие приравнивалось к этой заработной плате, которую она могла получать, начиная с какого-то определенного момента. Коллеги из других стран – из Германии, финны – очень удивлялись: "Как же так, у нее есть работа, пусть она даже будет меньше получать, но это же работа?"

Ощущение того, что когда ты работаешь, ты уважаемый человек, что это престижно, важно, нужно, приводило даже к тому, что, я знал такие финские семьи, принципиально, потеряв работу, они не переходили на пособие по безработице, а старались использовать свои сбережения, искали возможность применить свои силы в дальнейшем только потому, что для них, причем даже не в глазах окружающих, а для них самих, внутренне психологически было очень сложно смириться, что они, получается, неудачники, вынуждены обратиться за помощью государства вместо того, чтобы обеспечить себя сами.

Поэтому, наверное, те, кто согласились бы жить на деньги и ничего не делать, велик. С другой стороны, если люди будут просто получать деньги якобы ничего не делая, то есть шанс, что они будут гораздо активнее реализовывать свои собственные возможности, желания, которые сейчас во многом подавляются необходимостью делать карьеру, получать определенную сумму денег, престижностью этого карьерного роста.

Мне кажется, это иногда может привести к тому, что какая-то часть потенциальных талантов в обществе теряется.

М.С.: На 800 евро в месяц? Это должны быть довольно скромные устремления.

Н.М.: В чем-то, да. 800 евро в месяц по новой системе. То, что я рассказывал о пособиях, которые сейчас существуют в Финляндии, президент Нийнистё предложил заменить разовой выплатой по 800 евро на человека, убрав всю дополнительную систему доплат – квартирных, больничных и прочих.

800 евро – это, конечно, не нормальное существование, но рассматривать его как переходный период для того, чтобы можно было оглядеться, периодически прирабатывая.

Эта система подразумевает еще и то, что когда вы находите для себя что-то, то тогда соответственно эти выплаты могут сокращаться, уменьшаться, доводя вас до определенной суммы. Можно варьировать эту систему получения пособий от государства.

М.С.: Марина, если вернуться на британские берега, у нас любят газеты определенного толка, да и не только они, рассказывать леденящие душу истории о семьях, где два, а то и три поколения людей отродясь никогда не работали, получали пособия, потому что это выгодно и потому что запросы у них небольшие. Я не готов проводить параллели, в том числе и с Финляндией, где более престижно или, наоборот, менее престижно быть нахлебником, но надо признать, что, во-первых, эта прослойка существует во всех европейских странах, во-вторых, она с течением времени растет, растет везде, но, видимо, с разной скоростью. Если заглядывать в будущее, особенно имея в виду тенденцию европейских стран, правда, в текущем историческом моменте не очень очевидную, к некой унификации в рамках Европейского союза всего, чего можно, какие шансы, например, у Греции перейти к похожей системе или у Соединенного Королевства?

М.Ш.: Мне хотелось бы вернуться к первому вашему утверждению, когда вы сказали, что у нас очень любит пресса определенного толка раздувать слухи о том, что в Британии растет количество семей, где уже два, а то и три поколения людей не работают.

В связи с этим я смотрела на последние данные: меньше 1% семей, в которых никто не работает, включает семьи, где уже два поколения подряд не работают. Это примерно 15 тысяч семей в Британии. Исследователям удалось найти семьи, где три поколения не работают. Число таких семей можно пересчитать на пальцах одной руки.

Поэтому слухи о том, сколько людей не работают и насколько это стало стилем жизни для определенного количества населения, сильно преувеличены в Британии, и я так предполагаю, что они также сильно преувеличены в других европейских странах.

Мне еще кажется, что в выборе работать или не работать есть очень много важных факторов. В первую очередь, люди по-разному принимают решение работать или получать такое пособие. Это зависит от того, что им есть привнести, какое у них образование, что они знают, что они имеют делать.

В зависимости от этого люди могут решить, будет ли то, что они могут получить, вложив свой капитал, который у них есть – знания, способности, в рынок труда, получат ли они больше, чем этот минимальный прожиточный уровень – 800 евро или 2200 франков, или они получат меньше.

Это решение будет приниматься во всех случаях. Я согласна со своим собеседником, что это будет очень важный фактор, - людям очень часто важно работать, потому что это одна из общественных ценностей, это то, что позволяет людям себя уважать, сохранить не только самоуважение, но чувствовать, что их уважают также другие люди.

Общеэкономическое положение в стране: есть ли работы, какую работу можно получить, сколько за эту работу будут выплачивать. Опять-таки люди будут принимать такие решения в зависимости от общеэкономической ситуации. Стоит ли им работать, если они будут выполнять отупляющую низкооплачиваемую работу, которая не даст им достаточно средств к существованию.

В зависимости от этого, в совокупности все эти факторы - национальная традиция, национальная культура, как в этом обществе оцениваются люди, которые полагаются на себя или люди, которые полагаются на государство, собственный капитал в смысле знания, умения, а также общеэкономическая ситуация – это все вместе будет решать, в конце концов, будут ли люди стремиться работать больше и зарабатывать больше, или они предпочтут полагаться на универсальные пособия.

М.С.: Еще один вопрос, который не поднять мы не можем, хотя обсудить толком, видимо, не успеем. Это вопрос, где взять на это на все денег. Хорошо Финляндии с населением 5,5 миллионов человек или Швейцарии с населением 8. Как быть, если предположить, что эта система пойдет дальше, в странах, более населенных? Собственно в Финляндии набрать такое количество денег – речь идет о том, чтобы платить всем и ежемесячно, - задача не тривиальная. Николай Павлович?

Н.М.: Да. Траты на социальное обеспечение в Финляндии – это одна из основных расходных статей бюджета. Например, Эстония имеет, скажем, условно здоровую экономику в Европейском союзе, потому что практически игнорирует социальную сферу.

Здесь о всех тех возможностях, о которых мы говорим в применении к Финляндии, можно только мечтать. Их просто нет, потому что государство экономит на всем, но берет меньше в долг и меньше тратит на эти вещи.

Нынешний кризис в Финляндии может повлиять на всю эту систему. Не случайно Нийнистё выступил с этой инициативой. Понятно, что положение сейчас не самое простое. Но все-таки я бы еще вернулся к тому, о чем вы говорили раньше и добавил к тому, что было сказано.

Понятно, что деньги зависят от экономики, но процесс получения этих всех пособий в Финляндии – не хочу использовать слово унизительный, - достаточно неприятный. Он сознательно таким сделан.

Если вы получаете пособие, на вас накладывается целый ряд ограничений. Раньше, когда еще не было Шенгена, и были границы, нельзя было выехать за границу тем людям, которые получали пособие по безработице. Хочешь кататься по странам, иди ищи себе какую-то работу. Это тоже психологически настраивает людей на то, что то уважение, о котором говорила частично Марина, заставляет их в большей степени стремиться даже за меньшую заработную плату, чем пособие, - условно скажем, это не всегда так бывает, но случается, - иногда устраиваться на работу ради того, чтобы работать.

И еще одна важная вещь. Когда поколения работают, они накапливают общий потенциал, то есть остается квартира от родителей, которые передают наследство. В общем-то, получается так, что молодежь в семьях, где все работали, зарабатывали и что-то имели, потихонечку богатеет в общем и целом. Те, где не работали, откатываются на нижний социальный пласт, что в свое время, мне кажется, стало причиной волнений во Франции, когда там три поколения не работавших иммигрантов, которые получали пособия, в конце концов, привели к тому, что очередная молодежная волна осознала, что они находятся гораздо ниже того уровня, который могут позволить себе другие сверстники.

Если все это понимают, то это, конечно, мобилизует людей на стремление каким-то образом устроиться работать и обеспечивать себе существование такое, какое они считают достойным.

М.С.: Безусловно, это все так. Еще один вопрос, который подлежит обсуждению, но, видимо, более разумно приглашать футурологов, поскольку говорить о том, кто же в таком случае будет выполнять эту низкоквалифицированную и плохо оплачиваемую работу. Не хотелось бы привлекать сейчас к этой теме мигрантов. Это политически очень некорректно, а по нынешним временам еще и взрывоопасно.

М.Ш.: Тем не менее, это так и есть. Именно иммигранты видятся той самой рабочей силой, которая будет выполнять и выполняет ту работу, которую не хотят выполнять местные жители.

М.С.: Марина, но это очень политически корректно по отношению к своим гражданам, но немножко, слегка бесчеловечно по отношению к мигрантам. Нет?

М.Ш.: Да, если говорить об этом с точки зрения моральных ценностей.

Но решения о том, сколько иммигрантов принимать в страну, принимаются из чисто экономических соображений. Если иммигранты нужны в стране, по крайней мере, в такой стране, как Британия, то устанавливаются определенные квоты и принимаются иммигранты, которые могут предоставить тот уровень навыков и умения, который требуется в данный момент на рынке труда.

Из гуманитарных соображений принимают только беженцев. Всех остальных иммигрантов принимают из экономических соображений. Это, может быть, не морально, но, с другой стороны, иммигранты ищут работу.

Очень часто то, что им предоставляется в западных странах, то, что с точки зрения местных жителей нежелательно, с точки зрения мигрантов может обеспечить им с их точки зрения минимальный достойный уровень жизни. Поэтому очень трудно, сложно судить об этом с точки зрения, морально это или не морально.

М.С.: Пожалуй, не просто, хотя сама по себе конструкция, что мы хотим обеспечить своим гражданам достойное существование, "не взирая ни на все", как говорил классик сатиры, но при этом готовы заместить их на некоторых работах мигрантами, которые будут рады стараться за сумму вполовину меньшую, - тут с моралью сложности.