Какие проводятся инструктажи по охране труда. Виды, порядок проведения и оформления инструктажей по охране труда. Порядок проведения инструктажей по охране труда. Какой инструктаж проводится на рабочем месте, а какой нет

Российское законодательство предъявляет обязательное требование к инструктажу на рабочем месте - периодичность проведения. Регулярное повторение работниками требований в сфере охраны труда необходимо для безопасного ведения работ и исключения несчастных случаев на производстве. Рассмотрим особенности выполнения работодателем обязанности по регулярному проведению инструктажей.

Законодательство об охране труда

Требование о проведении обучения работников правилам охраны труда закреплено в следующих нормативных актах:

  • Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций от 13.01.2003 ;
  • до 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-90;
  • с 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-2015;
  • отраслевых актах по охране труда.

Какие виды инструктажей проводятся регулярно

Чтобы установить периодичность, рассмотрим вначале виды инструктажей в зависимости от момента проведения обучения:

  • вводный - однократно в течение месяца после подписания трудового договора до начала работы;
  • первичный на рабочем месте - один раз непосредственно перед тем, как работник начнет работу на новом месте;
  • повторный - периодически в целях поддержания знаний, полученных работниками в ходе других инструктажей;
  • внеплановый и целевой - в связи с наступлением определенных обстоятельств, а значит, их периодичность будет зависеть от частоты возникновения соответствующих оснований.

Исходя из вышеуказанной информации, можно сделать вывод, что на регулярной основе организуется только повторный инструктаж.

Как часто необходимо проводить инструктаж

Уголовная ответственность имеет место в случае, когда непроведение инструктажа и допуск неподготовленного работника к работе повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью либо смерть человека или нескольких человек. Санкцией ст. 143 УК РФ предусмотрены наказания в виде штрафа до 400 тысяч рублей, принудительных, исправительных или обязательных работ, а также лишения свободы, срок которых будет зависеть от квалификации преступления. Во всех случаях виновное лицо лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

[Статья] Охрана труда на железнодорожном транспорте

Охрана труда на железнодорожном транспорте

За технику безопасности платишь всего дороже тогда, когда пытаешься обойтись без неё…

Виды инструктажей :
Вводный - проводится инженером по охране труда предприятия до приказа о приеме на работу. Цель - ознакомление с режимом и условиями работы предприятия;
Первичный - проводится начальниками цехов, инструкторами после приказа о приеме на работу. Цель - обучение безопасным приемам работы;
Целевой - проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов ежедневно перед началом работы. Цель - инструктаж по входящим документам и выборочно проверка знаний по охране труда;
Повторный - проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов первый год работы 1 раз в месяц, последующие - раз в три месяца. Цель - напоминание: безопасных приемов работы, о режиме и условиях труда;
Внеплановый - проводится начальниками цехов, мастерами, инструкторами, начальниками поездов после получения телеграмм о тяжёлом травмировании или смертельном случаях по МПС, дороге, отделению или самому предприятию. Все виды инструктажей заносят в типовые журналы по охране труда.

По охране труда на предприятии проводится трехступенчатый контроль :
I ступень проводят мастера цехов, начальники поездов - ежедневно. Цель - выявление нарушений охраны труда;
II ступень проводят начальники цеха коммисионно раз в месяц. Цель - выявление нарушений;
III ступень проводят начальники предприятия комиссионно (председатель профкома предприятия, главный инженер) раз в три месяца. Цель - выявление нарушений. При выявлении нарушений по охране труда при трёхступенчатом контроле следует взыскание.
Кто назначается на должность проводника? На должность проводника назначается лицо не моложе 18 лет, прошедшее медицинское освидетельствование, обучение и сдавшее квалификационные экзамены.
Что должен знать проводник? Проводник обязан знать: Правила технической эксплуатации железных дорог; Инструкцию по сигнализации; Правила перевозки пассажиров и грузов; Правила по обеспечению безопасности движения;
Работа и отдых проводника. На каждую поездную бригаду инженер-технолог цеха резерва проводников составляет график работы на месяц. Для работы и отдыха каждого проводника в пути следования инженер-технолог составляет график по направлениям. Начальник поезда в своём рейсовом журнале до начала рейса расписывает график работы каждого проводника под роспись. Нарушать график работы в пути следования запрещается. В исключительных случаях (болезнь) нужно предупредить начальника поезда - график будет изменён под роспись.

Негабаритные места на технической станции Саратов I.
1. Здание прачечной;
2. Здание съемного оборудования;
3. Здание котельной - особенно угол;
4. Домкраты и козловой кран;
5. Старый моечный цех;
6. Новый моечный цех с эстакадой;
7. Территория ВРД;
8. Территория станции Курдюм - парк отстоя.

Особо опасные места в вагоне:
1. Подножки;
2. Поручни;
3. Дверь (проемы, пазы, косяки - открывать и закрывать только за ручку);
4. Откидные площадки;
5. Переходные площадки - наступать при переходе на верхнюю;
6. Котельное отделение;
7. Титан;
8. Столики, вторые полки, рундуки.

Ограждение вагонов подготовленных в рейс. Вагоны подготовленные в рейс ограждаются хвостовыми сигналами. Работники работающие по ремонту подвагонного оборудования ограждают состав переносными красными сигналами.
Техника безопасности при работе с котлом под высоким напряжением: Перед входом в котельное отделение нужно отключить высоковольтное отопление.
Первичные документы при несчастном случае. Если произошёл несчастный случай пострадавший должен - сообщить начальнику поезда сразу, но не позднее 12 часов. Начальник поезда немедленно проходит в вагон где произошёл несчастный случай, чтобы определить состояние травмированного, обследовать место несчастного случая и составить первичные документы. Со следующей станции подаётся телеграмма заверенная начальником станции или дежурным по вокзалу. Для оказания первой помощи заболевшему или пострадавшему ЛНП из пассажиров вызывается врач или медицинский работник.
Первичные документы:
1. Первичный акт произвольной формы;
2. Объяснительная от пострадавшего и свидетеля - оказавшего помощь;
3. Копия телеграммы - на предприятие депо.
После получения телеграммы поезд встречается комиссией: 1. начальник цеха; 2. Инструктор направления; 3. Председатель цехового комитета; 4.Инженер по охране труда. Цель - проверка документов (рейсовый журнал, журнал по охране труда), обследование места где произошел несчастный случай, состояние травмированного, проверка первичных документов. Назначается оперативный разбор (совещание) председатель: начальник депо или его заместитель. Цель: установить вид травмы; установить причину несчастного случая; определить виновность. Составляется типовой акт «Н-1», в четырёх экземплярах, хранится 45 лет.

Правила техники безопасности на железнодорожных путях .

1. На железнодорожных путях следует быть осторожными;
2. Железнодорожные пути следует переходить под прямым углом, не наступая на головки рельс, предварительно нужно посмотреть влево и вправо чтобы не было движущегося локомотива;
3. Стрелочные переводы нужно обходить;
4. Если пути заняты вагонами, переходить следует на расстоянии 5 метров от последнего вагона;
5. Между расцепленными вагонами расстояние должно быть 10 метров, переходить по середине;
6. Проходя по междупутью нужно идти по середине с особой бдительностью смотреть под ноги;
7. В ночное время нужно чтобы глаза привыкли к темноте;
8. На электрифицированных участках железных дорог запрещается подниматься на крышу вагона;
9. При обнаружении обрыва контактного провода следует оградить место обрыва любыми подручными средствами и сообщить любому работнику железной дороги (нарядчик, диспетчер);
10. При обрыве высоковольтного контактного провода под напряжением к нему нельзя подходить ближе 2 метров;
11. Когда оборванный провод касается земли образуется зона шагового напряжения радиусом около 10 метров (Шаговое напряжение - касание двух точек (провод - ноги));
12. Выходить из зоны шагового напряжения, следует, шаркающими шагами не отрывая ступню от ступни и ступни от земли;
13. Особую осторожность и бдительность во время снегопадов и тумана, так как ухудшается видимость.
14. Если железнодорожные пути заняты грузовым поездом - переходить следует через тормозную площадку или технические обустройства станции.

Техника безопасности при приемке вагона :
1. Проверить чтобы на раме тележки и подножках не было посторонних предметов;
2. Подножки, откидные и переходные площадки, поручни, ручки дверей и двери - должны быть исправны;
3. При сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступенек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава.
4. Запрещается подниматься на столики;
5. Маршрутные доски необходимо навешивать в парке отстоя, до подачи состава на посадку;
6. Вагоны после санитарной обработки должны быть хорошо проветрены и генерально замыты:
Правила техники безопасности в пути следования поезда:

1. Во время движения поезда боковые двери должны быть закрыты на ключ;
2. На ходу поезда запрещается открывать двери и выбрасывать из вагона мусор и шлак;
3. При переходе из вагона в вагон следует наступать на верхнюю переходную площадку;
4. Запрещается укладывать постельные принадлежности на третью полку - только на вторую;
5. Запрещается вешать на разборный кран титана чайник или ведро;
6. При отправлении поезда со станций формирования, оборота и промежуточных станций проводники штабного и хвостового вагонов провожают станции, при этом одной рукой держась за поручень вагона или скобу, другой вытянутой рукой показывая сигнал (днем - свернутый желтый флаг; ночью - фонарь с белым огнем), проводники остальных вагонов провожают станцию при закрытых дверях - наблюдают в окно до конца перрона;
7. Перед входом пассажирского поезда в тоннель проводник обязан: проверить состояние дверей; окна должны быть закрыты; включить аварийное освещение;
8. Особую осторожность проводник должен соблюдать при осмотре ходовых частей и подвагонного оборудования - нельзя отходить далеко от вагона при осмотре;
9. При надевании приводного ремня, соединении низковольтных пинчей, остановки поезда стоп-краном нужно - чтобы один проводник осигналил поезд, проводники остальных вагонов в сторону машиниста продублировали сигнал;
10. При работе с котлом отопления следует надевать спецодежду: рукавицы; халат; головной убор; обувь - должна быть закрытая. Открывать дверку топки котла следует на вытянутую руку, отвернув лицо при закрытой дверке зольника;
11. Котельное отделение нужно содержать в чистоте, не захламлять.
12. Запрещается тушить топки котла и титана водой;
13. Отогревая наливные головки при помощи грелок нужно быть осторожным с кипятком - нельзя пользоваться открытым огнём и горящим углем;
14. В зимний период откидные и переходные площадки должны быть очищены от снега и льда;
15. Запрещается поднимать откидную площадку рукой - может произвольно сработать пружина;
16. Запрещается производить влажную уборку с включенными электропечами;
17. Останавливать поезд стоп-краном разрешается в трех случаях: когда есть угроза безопасности движения поезда - ползуны, СКНБ, посторонний шум под вагоном; когда есть угроза жизни человека; при пожаре;
18. Перед разноской чая проводник обязан предупредить пассажиров, особенно с детьми, чтобы было меньше движения по вагону. Разносить чай следует по два стакана в руке, не доливая до края на палец. При этом проводник должен вымыть руки, надеть фартук (куртку, косынку, пилотку).

Противопожарная безопасность в вагонах пассажирских поездов
При постройке:
1. Для постройки вагонов используются материалы, препятствующие быстрому горению: древесина пропитывается антиперенами; перегородки в вагонах прокладываются листовым железом; прокладка проводов электрооборудования проводится в трубах; для разделки дымовытяжных труб существует специальный стандарт; в воздуховоде устанавливается специальная заслонка (которая при пожаре перекрывает воздуховод - тем самым, препятствуя прохождению огня) срабатывающая автоматически, но имеется возможность привести в действие вручную.
2. Для быстрой эвакуации пассажиров в вагоне имеются два запасных выхода (окна), они должны быть опломбированы, открываются при пожаре.3.В купейных вагонах устанавливается противопожарная сигнализация (УПС) предназначенная для быстрого выявления пожара. Датчики УПС реагируют на ионизацию (дым) и горение (тепло), включается при t-70ос.
При подготовке вагонов в рейс:
Работники электроцеха проверяют работу и исправность всего электрооборудования каждого вагона: всю коммутационную аппаратуру; отсутствие пыли в щите; каждый потребитель; клеммы; выполняют заявленный ремонт.
Работники цеха текущего ремонта в зимний период времени по заявке (если это необходимо) проверяют состояние дымовытяжных труб котла и титана, а также выполняют заявленный ремонт.
При приемке вагонов перед рейсом:
Проводник обязан принять вагон перед рейсом так, чтобы в пути следования обеспечивались:
- безопасность движения поезда;
- противопожарная безопасность;
- высокая культура обслуживания пассажиров.
При приемке вагона проводник проверяет:
1. Работу электрооборудования и его исправность;
2. Котельное отделение (чисто, хранить что-либо в котельном отделении (веники, ветошь, дрова и т.д.) нельзя);
3. Состояние дымовытяжной трубы - для этого нужно ручным насосом прокачать воду: если через контрольную трубу вода не идет, а показалась из зольника - дымогарная труба прожжена;
4. Титан: наличие пламегасителя; наличие воды; состояние дымовытяжной трубы;
5. Все нищи и помещения вагона на предмет отсутствия взрывоопасных быстро возгорающихся предметов;
6. Карманы с рабочей и не рабочей стороны вагона;
7. Средства пожаротушения (количество, исправность, срок годности);
8. Наличие наглядной информации.

При посадке проводник обязан следить чтобы пассажиры ручной кладью не провозили: легковоспламеняющиеся жидкости (лаки, краски, спирт, чачу и т.д.); взрывоопасные предметы; предметы, запрещенные таможенным досмотром (н/р.: оружие).
В пути следования
1. Проводник обязан следить за работой оборудования по измерительным приборам, а также проверять работу источников тока;
2. Запрещается применять открытый огонь для размораживания водоналивных головок замороженных труб отопления, только горячей водой или электрообогревателями;
3. Запрещается производить растопку котла и титана без воды (титана - без пламегасителя), легковоспламеняющимися жидкостями. Растапливать - бумагой, дровами, углем;
4. Запрещается выбрасывать горячий шлак на ходу поезда, устанавливать ведра с горячим шлаком на переходные площадки, около рамы суфле;
5. Запрещается курить в не установленных местах пассажирам и проводникам, а также распивать спиртные напитки;
6. Запрещается подключать в электросеть вагона бытовые электроприборы;
7. Проводник должен следить за состоянием мусорного вкладыша (что можно сжечь: летом - в мешок; зимой в топку);
8. Проводник обязан следить за поведением пассажиров;
9. Не менее 2 раз в сутки ЛНП должен включать информацию (кассету) о пожарной безопасности;
10. Запрещается проводнику оставлять вагон без присмотра;
11. ЛНП не менее 1 раза в сутки обязан проходить по составу с проверкой противопожарных мер с отметкой в бланке «ЛУ-72»;

Причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов .

Основные источники возникновения пожаров в поездах:
I.Неисправность электрооборудования:
1. Нарушение правил прокладки проводов;
2. Нарушение изоляции электропроводов;
3. Ослабление клемм;
4. Неисправность приборов защиты и регулировки;
5. Неисправность дугогасящих устройств;
6. Неисправность коммутационной аппаратуры;7.Повышеный зарядный ток;
7. Подключение в электросеть вагона бытовых приборов
8. Короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее.
9. Нетиповые предохранители (использовать только промаркированные);
10. Замыкание на корпус;
11. Неисправные измерительные приборы;
12. Пыль в электрощитах.
II.По халатности проводника:
1. Курение и распитие спиртных напитков;
2. Оставление вагона без присмотра;
3. Растопка котла и титана без воды, легковоспламеняющимися жидкостями, с неисправными дымовытяжными трубами, титана - без пламегасителя;
4. Применение открытого огня для отогревания наливных штуцеров и замороженных труб;
5. Неграмотная эксплуатация электрооборудования;
6. Удаление горячего шлака;
III.По вине пассажиров:
1. Провоз ручной кладью легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;
2. Курение в не установленных местах;
3. Распитие спиртных напитков;
4. Подключение к электросети вагона бытовых приборов;
5. Применение открытого огня (спички, окурки).

Средства пожаротушения .
Для тушения возгорания в электрощите с внутренней стороны устанавливаются:
ОСП - огнетушитель самовзрывающийся порошковый - представляет собой полностью запаянную стеклянную колбу длиной 60 см., заполненную порошком. Взрывается при t + 80ос.
УГП - установка газового пожаротушения - представляет собой трубу, заглушенную с одной стороны, с другой стороны устанавливается пиропатрон с газовой смесью. Устанавливается: два УГП срабатывающих автоматически и два дистанционных УГП. В купейных вагонах устанавливается противопожарная сигнализация - УПС.
Как проверить УПС перед рейсом. Для проверки УПС переключатель питание поставить в положение «Нормальный режим», при этом на передней панели УПС загорается зеленый светодиод «Работа». Открыть крышку блока управления, нажать на кнопку «Тест», при этом загораются светодиоды, сигнализирующие пожар, раздается прерывистый тон акустической сигнализации. Акустическая сигнализация выключается нажатием на кнопку, при истечении 20 сек. Погаснет оптическая сигнализация (светодиоды). Закрыть крышку блока.
Огнетушители:
ОХП-10 - огнетушитель химическо-пенный:
Предназначен для тушения твердых и жидких предметов в радиусе до 1 кв.м. Не предназначен для тушения электрооборудования под напряжением.
Устройство:
1. Сварной стальной баллон (огнеупорная сталь толщиной 0.8 мм.);
2. Нижнее днище;
3. В верхнее днище вворачивается горловина, состоящая из:
а) резьбовой части - в ней находится запорно-пусковой механизм (навинчивается) состоящий из клапана и штока, рукоятка штока соединена со стаканом с кислотой;
б) не резьбовой части, в которой находится отверстие для выхода пены закрытое защитным колпачком.
Внутри баллона находится щелочь - 8 литров. На баллоне должна быть ручка для переноса и шпилька.
Техническая характеристика: Объем 10 литров; Заряд 8 литров; Масса с зарядом 13.5 кг; Длина струи 6-8 метров; Время действия 60 секунд; Срок годности 1 год; Проверяется на гидравлическое давление 1 раз в 2 года; Рабочее давление 14 мега Паскаль; Объем пены 43.5 литра; t работы от +5 ос до +50 ос
1. Вывести рукоятку на 180 ос, тем самым, открыв горловину стакана;
2. Шпилькой прочистить отверстие для выхода пены;
3. Резко перевернуть.
Тушить: если горит вертикаль - сверху вниз; если плоскость - огонь берётся в кольцо.
Правила приемки перед рейсом: Проверить техническую исправность: наличие рукоятки и шпильки; наличие пломбы на запорно-пусковом устройстве; отсутствие вмятин. Соответствие срока годности.
ОП-5 - огнетушитель порошковый:
Предназначен для тушения твердых и жидких предметов, а так же электрооборудования под напряжением до 1000 V.
Устройство:
1. Сварной стальной баллон;
2. Нижнее днище;
3. Верхнее днище;
4. На верхнем днище находится штуцер, к нему крепится шланг (60 см.) с рукояткой пистолетного типа и распылителем;
5. В горловине верхнего днища находится запорно-пусковое устройство, состоящие из чеки и клапана;
6. Внутри баллона в горловину ввернут баллончик с рабочим газом (рыхлит порошок и создает рабочее давление), также имеется сифонная трубка;
7. Заряд - порошок ПСБ-3.
Техническая характеристика: Ёмкость 5 литров; Заряд 5 кг.; Масса с зарядом 10.5 кг.; Длина струи 5 метров; Время действия: непрерывно15-20 секунд; прерывисто за 180 секунд можно произвести не > 5 нажатий; Срок годности 1 год; Проверяется на гидравлическое давление 1 раз в 5 лет; Рабочее давление 14 мега Паскаль; t работы от +50 ос до -50 ос.
Принцип приведения в действие:
1. Выдернуть чеку;
2. Нажать на клапан, тем самым проколов мембрану баллона с рабочим газом;
3. Держать одной рукой за ручку, другой за рукоятку пистолетного типа.
Правила приемки перед рейсом: Проверить техническую исправность: наличие рукоятки; наличие пломбы на запорно-пусковом механизме; отсутствие вмятин. Соответствие срока годности.
ОУ-5 - огнетушитель углекислотный:
Предназначен для тушения твердых и жидких предметов, а также электрооборудования до 1000 V.
Устройство:
1. Цельнокатанный баллон из огнеупорной стали;
2. В узкой части ввернуто запорно-пусковое устройство, состоящее из:
а) сифонной трубки;
б) раструба;
в) ручки-рукоятки пистолетного типа - в раскрытом состоянии должна быть зафиксирована чекой и опломбирована.
Техническая характеристика: Ёмкость 5 литров; Заряд 3.5 литров; Масса с зарядом 13.5 кг.; Длина струи 1.5 метра; Время действия 15 секунд; Срок годности 1 год, с вентильной головкой 3 месяца; Проверяется на гидравлическое давление 1 раз в 5 лет; t работы от -20 ос до +50 ос.
Принцип приведения в действие:
1. Выдернуть чеку;
2. Одной рукой удерживая за нижнюю часть рукоятки направить раструб на очаг пожара;
3. Нажать на верхнюю часть ручки-рукоятки.
Техника безопасности при работе с ОУ-5: Нельзя браться за раструб голой рукой - раструб раскаляется до -70 ос, можно отморозить руку!
Правила приемки перед рейсом: Проверить техническую исправность: наличие пломбы на запорно-пусковом устройстве. Соответствие срока годности. Проверяется на вес - работниками электроцеха.
ОВП-10(з) - огнетушитель воздушно-пенный закачного типа:
Предназначен для тушения жидких и твердых предметов. Не предназначен для тушения электрооборудования под напряжением.
Устройство:
1. Сварной стальной баллон;
2. В верхней части ввернуто запорно-пусковое устройство, состоящее из:
а) ручки-рукоятки;
б) шланга с пеногенератором;
в) индикатора заряда;
3. Заряд к воздушно-пенному огнетушителю.
Техническая характеристика: Объем 10 литров; Огнетушащий состав 8.5 литров, в том числе: воды 6.5 литров; заряда 2 кг. Масса с зарядом 12.5-14 кг.; Длина струи 3.5 метра; Срок службы 10 лет; Техническое освидетельствование 1 раз в год; Рабочее давление 1.6 мега Паскаль; Производительность по пене 14 литров в секунду; t работы от +5 ос до +50 ос.
Принцип приведения в действие:
1. Перед использованием дважды перевернуть головкой вниз;
2. Сорвать пломбу, выдернуть чеку;
3. Нажать на рычаг, направить струю на пламя.
Правила приемки перед рейсом: Проверить техническую исправность: наличие пломбы на запорно-пусковом устройстве; отсутствие внешних повреждений; давление газа - визуально по индикатору (стрелка не должна быть в левом красном секторе). Соответствие срока годности.
Огнетушители хранятся: ОХП-10 или ОВП-10(з) - на кронштейне в косом коридоре с нерабочей стороны вагона;Для тушения электрооборудования под напряжением - ОП-5 и ОУ-5 - в косом коридоре с рабочей стороны вагона на кронштейнах.
Сигнал пожарной тревоги   - .
Действия проводника (при проследовании очага пожара)
1. Убедится все ли в порядке в вагоне;
2. Посмотреть в окна (причина подачи сигнала);
3. Выключить вентиляцию;
4. Закрыть окна;
5. Один проводник стоит и наблюдает в тамбуре с рабочей стороны, другой с нерабочей стороны. Средства пожаротушения должны быть сняты с кронштейна;
6. После проследования опасного участка проверить состояние вагона.
Если машинист подает сигнал во время остановки или стоянки, значит, требуется людская помощь для тушения пожара.
Действия проводника при обнаружении пожара.
Первоочередные меры при возникновении пожара:
Остановить поезд срывом стоп-крана (помнить, где нельзя останавливать);
По цепочке вызвать ЛНП и ПЭМ, передать всей поездной бригаде, разбудить напарника;
1. Произвести эвакуацию пассажиров;
2. Произвести обесточку вагона;
3. Приступить к тушению пожара.
1. При пожаре проводник обязан остановить поезд срывом стоп-крана. Нельзя останавливать поезд при пожаре: на мосту; под мостом; в тоннеле; виадуке; акведуке; в местах расположения путепроводов; около наливных составов; где затруднен подъезд вспомогательных средств.
2. После остановки поезда немедленно передать всем проводникам и вызвать ЛНП и ПЭМ, разбудить напарника;
3. Произвести эвакуацию. Перед началом эвакуации должны объявить пассажирам: (примерный текст «Граждане пассажиры, в связи с возможной опасностью пожара, прошу срочно покинуть вагон, все двери и аварийные выходы открыты»). При невозможности остановить поезд стоп-краном - эвакуация производится в соседние вагоны, в этом случае необходимо предупредить проводников соседних вагонов о приеме пассажиров аварийного вагона. Проводники аварийного вагона и соседних вагонов должны проверить состояние боковых дверей (закрыты на ключ), торцевые двери открыть и зафиксировать. После проследования опасного участка поезд останавливают стоп-краном и продолжают эвакуацию: нужно открыть запасные выходы в вагоне, при отсутствии таковых разбить окна. Нужно помнить: если поезд остановился на двухпутном участке - эвакуация производится в сторону поля, боковые двери в сторону вторых путей должны быть закрыты на ключи. После эвакуации пассажиров нужно проверить, не остался ли кто в вагоне - по проездным документам.
4. Если пожар произошел днем - полное обесточивание электрооборудования вагона производится перед эвакуацией пассажиров; Ночью - после эвакуации, до эвакуации производится экстренное обесточивание путем нажатия на аварийную кнопку.
5. Тушение пожара производится, не дожидаясь ЛНП всеми средствами пожаротушения и подручными средствами. Если не представляется возможным потушить вагон своими силами, через машиниста вызывается вспомогательная помощь (пожарная машина), при этом горящий вагон немедленно нужно изолировать от других.
Последовательность расцепки вагонов:
1. перекрыть концевые краны обоих вагонов;
2. разъединить тормозные рукава;
3. при помощи расцепного рычага расцепить автосцепку.
Проводники отцепленной части должны привести в действие ручные тормоза. Сначала от горящего вагона отцепляют головную часть состава и отводят на 15-20 м., потом - хвостовую часть отводят на 15-20 м.
4. под горящий вагон подкладывают тормозные башмаки (находятся у машиниста).
При остановке поезда на перегоне во время пожара поезд должен ограждаться: с хвоста - проводником хвостового вагона; с головы: если машинист в два лица - помощником машиниста; если машинист в одно лицо - проводником головного вагона.
Всей работой во время пожара руководит ЛНП.

__________________

Зарегистрируйтесь , чтобы скачивать файлы.
Внимание! Перед скачиванием книг и документов установите программу для просмотра книг отсюда
. Примите участие в развитии ж/д вики-словаря / Журнал "АСИ" онлайн

Книги по СЦБ | Книги путейцам | Книги машинистам | Книги движенцам | Книги вагонникам | Книги связистам | Книги по метрополитенам | Указания ГТСС


Если не можете скачать файл... / Наше приложение ВКонтакте / Покупаем электронные версии ж.д. документов

Выписка из РАСПОРЯЖЕНИЯ от «30» ноября 2010 г. № 1144р, Об утверждении Положения об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»

Вводный инструктаж

2.1.1. Вводный инструктаж по охране труда проводится до начала работы со всеми принимаемыми на работу лицами, а также командированными в орган управления ОАО «ФПК», структурные подразделения центрального подчинения, филиал ОАО «ФПК», структурные подразделения филиала ОАО «ФПК», работниками сторонних организаций, выполняющими работы на выделенном участке (в порядке, определенном в договоре), учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности ОАО «ФПК». С работниками, переводимыми из одного производственного подразделения в другое в пределах одного структурного подразделения филиала ОАО «ФПК» вводный инструктаж не проводится.

2.1.2. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом (распоряжением) руководителя органа управления ОАО «ФПК», филиала ОАО «ФПК», структурного подразделения филиала ОАО «ФПК» (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

2.1.3. Целью вводного инструктажа является ознакомление работника с местными условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка и основными вопросами по охране труда.

2.1.9. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда ведет и хранит после его окончания специалист по охране труда или работник, на которого приказом (распоряжением) руководителя органа управления ОАО «ФПК», филиала ОАО «ФПК» и структурного подразделения филиала ОАО «ФПК» (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Срок хранения журнала 25 лет.

Первичный инструктаж на рабочем месте

2.2.1. Первичный инструктаж на рабочем месте следует проводить после вводного инструктажа до начала работы (стажировки):

со всеми вновь принятыми в орган управления ОАО «ФПК», структурные подразделения центрального подчинения, филиал ОАО «ФПК» и структурные подразделения филиала ОАО «ФПК» работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители);

с работниками, переведенными в установленном порядке из другого производственного подразделения, если условия труда меняются, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

с командированными работниками сторонних организаций, учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности подразделений ОАО «ФПК».

2.2.2. Целью первичного инструктажа является ознакомление работников, командированных и учащихся образовательных учреждений с производственной обстановкой и безопасными условиями труда на конкретном рабочем месте.

2.2.3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителем производственного подразделения, на которого приказом (распоряжением) возложена эта обязанность, индивидуально с каждым работником, учащимся образовательного учреждения, проходящим производственную практику, с практическим показом безопасных приемов труда непосредственно на рабочем месте, железнодорожном подвижном составе или другом оборудовании. Проведение инструктажа возможно с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.

2.2.7. Целью первичного инструктажа является:

ознакомление с технологическим процессом на данном участке работы;

ознакомление с устройством оборудования, а так же с опасными зонами оборудования и их ограждениями;

ознакомление с порядком подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющих устройств, инструмента, приспособлений);

ознакомление с порядком применения предохранительных приспособ­лений;

ознакомление с требованиями к специальной одежде, специальной обуви и другим средствам индивидуальной защиты;

ознакомление с причинами и обстоятельствами случаев производственного травматизма, которые допускались ранее при работе на данном оборудовании;

ознакомление с требованиями безопасности к электрооборудованию, осветительным приборам;

ознакомление с правилами безопасности при выполнении работ совместно несколькими рабочими;

ознакомление с мерами оказания первой помощи при несчастных случаях, личной гигиены рабочего;

ознакомление с ответственностью рабочих за нарушение правил безопасности труда;

ознакомление со схемами маршрутов служебного и технологического проходов;

ознакомление с требованиями безопасности при нахождении на территории предприятия;

ознакомление с инструкциями по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ.

2.2.9. Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте ведет и хранит после его окончания руководитель производственного подразделения. Срок хранения журнала регистрации инструктажа - 3 года.

Повторный инструктаж

3.1.1 Повторный инструктаж проводится со всеми работниками (за исключением работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте в соответствии с подпунктами 2.2.4.-2.2.5. настоящего Положения) не реже одного раза в три месяца.

3.1.2. Повторный инструктаж проводят непосредственные руководители работ: мастера, бригадиры, инструкторы, руководители производственных подразделений в форме беседы индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады, участка, смены, работающих в пределах общего рабочего места (зоны), обслуживающих однотипное оборудование.

3.1.3. Целью повторного инструктажа является повторение и закрепление знаний по охране труда.

3.1.4. Повторный инструктаж проводят в соответствии в календарным планом по действующим в каждом производственном подразделении инструкциям.

3.1.5. Лицо, проводившее повторный инструктаж на рабочем месте, делает соответствующую запись в журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.

3.2. Внеплановый инструктаж

3.2.1. Внеплановый инструктаж проводится:

при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда ОАО «ФПК»;

при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, железнодорожного подвижного состава, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления или привели к тяжким последствиям (несчастный случай на производстве, авария, крушение, взрыв, пожар, отравление);

по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

при перерывах в работе, связанной с движением поездов, и другим работам, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, для остальных работ -60 дней;

по решению руководителя ОАО «ФПК» (или уполномоченного им лица), руководителя структурного подразделения филиала ОАО «ФПК»;

при поступлении из аппарата управления ОАО «ФПК» факсограмм, приказов о мерах по предупреждению травм, аварий, крушений, взрывов, пожаров, отравлений, происшедших в структурных подразделениях филиала ОАО «ФПК».

3.2.2. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, на которых распространяется тема внепланового инструктажа.

3.2.3. Перечень профессий работников, с которыми необходимо провести внеплановый инструктаж, определяет руководитель структурного подразделения филиала ОАО «ФПК».

3.2.4 Внеплановый инструктаж проводят руководители производствен­ных подразделений (мастера, инструкторы), руководители и специалисты структурных подразделений филиала ОАО «ФПК».

3.2.10. Лицо, проводившее внеплановый инструктаж, должно сделать соответствующую запись в журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Целевой инструктаж

3.3.1. Целевой инструктаж проводится:

при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности работника (проведение погрузочно - разгрузочных работ, уборка территории, разовые работы непосредственно на железнодорожных путях и вблизи поездов, вне цеха, участка и другие работы);

при ликвидации последствий аварий, крушений, катастроф, снежных заносов, паводков и других стихийных бедствий;

при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, распоряжение или другие специальные документы;

при проведении в структурном подразделении филиала ОАО «ФПК» массовых мероприятий;

при изменении метеорологических условий (туман, снегопад, гроза, ураган) для работников, выполняющих работы непосредственно на железнодорожных путях и вблизи поездов;

согласно требованиям типовых инструкций по охране труда.

3.3.2. Целевой инструктаж при изменении метеорологических условий для работников, выполняющих работы непосредственно на железнодорожных путях и вблизи поездов, проводят мастера, бригадиры, старшие по смене (группе) в виде кратких конкретных указаний о мерах безопасности труда.

3.3.3. Лицо, проводившее целевой инструктаж, должно сделать соответствующую запись в журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте, приведенном в приложении № 2 к настоящему Положению.

3.3.4. Допускается проводить целевой инструктаж по телефону при передаче разрешения на производство работ для одного, двух работников, выполняющих работу на значительном расстоянии от местонахождения руководителя работ.

Вводный инструктаж – предусматривает ознакомление инструктируемых с правилами внутреннего трудового распорядка, специфическими особенностями данного производства, основными требованиями охраны труда, опасностями и вредностями, технической, пожарной, противофонтанной, газовой безопасности и производственной санитарии на объектах.

Первичный инструктаж – Цель первичного инструктажа на рабочем месте – обучение каждого рабочего или служащего правильным и безопасным приемам и методам труда. В ходе инструктажа инструктируемого следует ознакомить с оборудованием, приспособлениями, их характеристикой и конструктивными особенностями, возможными опасностями, безопасным приемам труда, порядка подготовки рабочего места, применения защитных средств, правилами оказания доврачебной помощи.

Производственное обучение безопасным методам и приемам труда.

Все вновь поступившие на работу рабочие и другие служащие, после проведения первичного инструктажа на рабочем месте проходят производственное обучение по безопасным методам и приёмам труда в объёме не менее 10 часов, а при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, а также по профессиям и работам, связанных с обслуживанием объ­ектов подконтрольных органам государственного надзора в промышленности, строитель­стве, на транспорте и др. не менее 20 часов при подготовке на производстве;

Обучение проводится по программам, утвержденным главным инженером органи­зации или филиала и составленным на основе типовых программ по безопасности труда, утвержденных ОАО «Газпром».

Повторный инструктаж – все рабочие независимо от квалификации и стажа работы, должны не реже одного раза в 6 месяцев проходить повторный инструктаж по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме, а лица, занятые на работах с повышенной опасностью, перечень которых определяется руководством организации, проходит повторный инструктаж не реже одного раза в 3 месяца, за исключением рабочих, которым в силу специфических особенностей, выполняемых работ, специальными правилами, устанавливаются другие сроки.

Внеплановый инструктаж на рабочем месте - проводится В особых случаях, вызванных производственной необходимостью, с рабочими и другими служащими должен проводиться в случаях:

Изменения технологического процесса, модернизации или замены оборудования приспособлений и инструментов, изменения исходного сырья, материалов и других измене­ний;

Нарушения работающими инструкций, правил, норм, а также использования непра­вильных приемов и методов труда, которые могли привести к аварии или несчастному слу­чаю;

При введении новых правил и инструкций по безопасному ведению работ, стандартов ССБТ, информационных писем и сообщений о несчастных случаях и приказов по вопросам охраны труда;

По требованию органов государственного надзора и контроля или администрации организации (филиала);

При перерывах в работе - для работ, к которым предъявляются дополнительные (по­вышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для осталь­ных работ - 60 дней.

Целевой инструктаж на рабочем месте проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямым выполнением работ по специальности, т.е. не входящими в перечень инструкций для данной профессии рабочего или другого служащего (погрузка, разгрузка, уборка территории, разовые работы вне цеха организации и т.п.), а также при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы. Если работа не оформляется наряд-допуском, разрешением, где оформляется запись о проведенном инструктаже, то этот вид инструктажа оформляется записью в журнале инструктажа на рабочем месте, где выполняется работа.

1. Вводный инструктаж

2. Первичный инструктаж на рабочем месте

3. Повторный инструктаж

4. Целевой инструктаж

5. Внеплановый инструктаж

Порядок проведения инструктажей по охране труда

1. Вводный инструктаж по охране труда

Вводный инструктаж по охране труда проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командиро­ванными, учащимися и студентами, прибывшими на производствен­ное обучение или практику.


Вводный инструктаж на предприятиях проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом работодателя возложены эти обязанности. Для проведения вводного инструктажа разрабатывают­ся программа и инструкция, которые утверждаются работодателем.


О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструкти­руемого и инструктирующего, а также в документы о приеме на работу.


От последующих инструктажей на рабочем месте освобождаются лица, не связанные с обслуживанием, испытанием, наладкой обору­дования и инструментом. Составляется Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте, который утверждается работодателем.

2. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится до начала работы руководителем подразделения или по его поручению мастером:

  • Со всеми поступающими на работу в подразделение, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретае­мых ими за свой счет.
  • С работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы.
  • С командированными работниками сторонних организаций, обу­чающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж по охране труда проводится по разработанным и утверж­денным программам инструктажа на рабочем месте с использовани­ем инструкций по охране труда с целью получения конкретных знаний для безопасного выполнения производственного задания.

Программа инструктажа предусматривает:

  • Общее ознакомление с технологическим процессом на данном участке работы.
  • Ознакомление с устройством оборудования, а также с опасными зонами оборудования и их ограждениями.
  • Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудова­ния, пусковых приборов, заземляющих устройств, инструмента, при­способлений).
  • Порядок применения предохранительных приспособлений.
  • Требования к спецодежде, спецобуви и другим средствами индивидуальной защиты.
  • Случаи производственного травматизма и их причины.
  • Требования безопасности к электрооборудованию, осветитель­ным приборам.
  • Правила безопасности при выполнении работ совместно несколькими рабочими.
  • Меры оказания первой помощи при несчастных случаях, личную гигиену рабочего.
  • Ответственность рабочих за нарушение правил безопасности груда.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель). Данный инструктаж проводится с каждым работником индивиду­ально с показом безопасных приемов труда.

Вновь принятый работник проходит стажировку от 2 до 14 смен под наблюдением руководителя подразделения (мастера) или опытного работника. Затем руководитель подразделения проверяет работу вновь принятого работника и как усвоены требования инструкции по охране труда и осуществляет допуск к самостоятельной работе (ставит свою подпись в журнале инструктажей).


О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, стажировки и о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Повторный инструктаж по охране труда

Повторный инструктаж по охране труда проходят все рабочие, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в 6 месяцев.

С рабочими обслуживающими оборудование повышенной опасности повторный инструктаж проводят не реже одного раза в 3 месяца.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзны­ми комитетами и соответствующими местными органами государст­венного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до одного года) срок проведения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

Повторный инструктаж проводят по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады.


О проведении повторного инструктажа работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа и в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

4. Внеплановый инструктаж по охране труда

Внеплановый инструктаж по охране труда проводят:

  • При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда.
  • При изменении технологического процесса, замене или модер­низации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда.
  • При нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.).
  • По требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля.
  • При перерывах в работе: для работ с вредными и (или) опасными условиями более 30 календарных дней, а для остальных работ – более 2 месяцев;
  • По решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Внеплановый инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

О проведении внепланового инструктажа работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа и в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

5. Целевой инструктаж по охране труда

Целевой инструктаж по охране труда проводят:

  • При выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне цеха предприятия и т.п.)
  • При ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производстве работ на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.
  • При проведении экскурсий на предприятии.
  • При организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

Целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).


Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению, фиксируется в наряде-допуске или другом документе, разрешающем производство работ.

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний путем устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.


Лица, показавшие в результате проверки неудовлетворительные знания, к практическим занятиям или самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.