Капканы егэ русский язык. Можно с уверенностью утверждать, что…. Основные вопросы, характерные для данного типа речи


    "союз", "союзное слово" и "местоимение".
  • Союз и местоимение - морфологические понятия, а союзное слово – термин синтаксический.

Например:

Учитель понял, ЧЕМ можно заинтересовать ребят .

  • В данном СПП слову ЧЕМ можно дать характеристики: 1) как части речи - относительное местоимение (морфологическая характеристика); 2) как средству связи в СПП - союзное слово (синтаксическая характеристика); 3) как члену предложения - дополнение в придаточном предложении (синтаксическая характеристика).

Союзное слово КОТОРЫЙ может быть и подлежащим, и дополнением в придаточной части сложного предложения. Подставьте вместо этого союзного слова то, что «прячется» за ним:

  • Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча.

(Что немилосердно жгло голову? Солнце. Следовательно, это подлежащее ).

  • Дама, которой Евгений подал руку, церемонно сошла с трапа парохода.

(Кому подал руку Евгений? Даме (сущ. в д.п. ) . Следовательно, это дополнение ).


Выпускники часто не находят союз ЖЕ, путают его с частицей ЖЕ.

  • ЖЕ , союз противительный. Обозначает противопоставление двух предложений, близко по значению к союзу А. Дочь приехала ночью, сын ЖЕ – утром.
  • ЖЕ , усилительная частица. После вопросительного слова усиливает его выразительность.

Когда ЖЕ ты позвонишь?

  • Усиливает значение перво го или в смысловом отношении наиболее важного слова реплики (разг. ).

Ну и силён ЖЕ ты, парень.

  • Присоединяется к указательным местоимениям и наречиям и означает полное тожество того, на что указывается этими местоимениями и наречиями, с тем, о чем уже упоминалось в речи.

Тот же. Туда же. Такой же. Там же. Тогда же.


При двойных (сопоставительных союзах) запятая ставится ТОЛЬКО перед второй частью союза!

как... , так и не только... , но и не столько... , сколько не так... , как хотя и... , но не то что(бы)... , но (а) если не... , то


Лететь, греметь, свистеть, гореть, звенеть глаголы 2-го спряжения.

  • Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями: к II спряжению относятся все глаголы на - ить , кроме брить , зиждиться, зыбиться , а также 11 исключений: 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на - ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.
  • Если же личные окончания глагола ударные , то спряжение определяется по окончаниям ; при этом не имеет значения, какой гласный в неопределенной форме глагола. Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь) , а, например, глагол пить – к I спряжению (пь-ёшь) .
  • Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят , а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют.

  • блеять
  • лелеять
  • веять
  • маяться
  • выменять
  • надеяться
  • выровнять
  • реять
  • затеять ЯТЬ!!! (1 спр)
  • кашлять Но КЛЕ ИТЬ !
  • таять
  • каяться
  • хаять
  • кланяться
  • чаять
  • лаять
  • сеять

ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ можно различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные среднего рода с окончанием -О:

В номере душно (сказ.).

Соловей пел звонко (обст.).

  • Слова категории состояния -НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова, а краткие прилагательные изменяются по родам.

Мне грустно (СКС). – Девушка грустн а (прил.). – Повествование грустн о (прил.).


Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

поэтому, просто, решительно, словно, якобы, авось, буквально, как будто, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти и др.


Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом:

по прибыти и ,

по завершени и ,

по приезд е ,

по прилёт е.


Обратите внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы НЕ !

Частица не пишется раздельно:

  • а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни , например: ни кому не нужная вещь , ни когда не встречающаяся ошибка ;
  • б) если НЕ входит в состав усилительных отрицаний далеко не , отнюдь не , вовсе не , ничуть не , нисколько не , предшествующих существительному, прилагательному или наречию: он вовсе не друг, далеко не лучший выход , отнюдь не справедливое решение и т.д.
  • При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я , не этот , не иной , не такой , не иначе , не так .
  • При усилительных наречиях: не очень , не вполне , не совсем .
  • Раздельно пишется выражение не раз .
  • При неизменяемых словах, выступающих в предложении в качестве сказуемого: не надо , не прочь , не жаль .
  • При всех словах, пишущихся через дефис: сказано не по-русски ; поют не по-старому .

Скучаю по вам или скучаю по вас ?

С существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему , например: скучать по сыну, скучать по нему.

Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком , например:

скучали по нас, скучаем по вас .


Собирательные числительные употребляются только:

а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот;

б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц;

в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении человек ): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;

г) с личными местоимениями мы, вы, они : их трое, вас пятеро;

д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж;

д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат.

Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!

  • Числительное оба (обоих, обоим, обоими ) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах ), а числительное обе ( обеих, обеим, обеими ) - только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям ).

Запомните:

а) формы повелительного наклонения глаголов:

ехать - поезжай (- те ); лечь - ляг (- те );

б) глагол класть употребляется только без приставки;

в) глаголы с корнем -лож- - только с приставкой (положить , выложить и т.п.);

г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др.

В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т.п.


Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в главной части сложноподчинённого предложения есть указательное слово (тот, того и т.д.):

Взгляд отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.


В этом случае очень часто ошибаются!

Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

Художник, которого вы знаете, был родом из наших мест.


В этом случае очень часто ошибаются!

Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом возможна, если слово который, являющееся второстепенным членом предложения, стоит в В.п. без предлога :

Подруга привезла мне альбом, который купила в Париже.

(Подруга привезла мне альбом, купленный в Париже ).


Способ разграничения сравнительной степени прилагательного и наречия

По главному слову в словосочетании: установите, от какого слова зависит форма сравнительной степени.

  • Если от существительного - это прилагательное: Ночь ( какова ) темнее прежней.
  • Если от глагола - это наречие : Он пошёл ( как ) быстрее.

Союз и и частица и

  • Союз И соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного: На улице дождь и ветер. Вчера было холодно, и поэтому мы решили отложить свой поход в горы.
  • Частица И ничего не соединяет, она усиливает значение слов, при которых употребляется: Постоянно ходить грустным - в этом и заключалось его представление о романтическом поведении.

Так и является частицей, если стоит перед сказуемым:

А отец - то что ж ? Так и не простил ! (Дост.); Он понял , что ... пришел конец , совсем конец , а сомнение так и не разрешено , так и остается сомнением (Л. Толст.); По сути дела он так и не вкусил подлинной семейной жизни (Фад.), но:

Так (наречие) и вчера шёл дождь.


  • наречие: Он говорил (как?) просто. Задача решена (как?) точно .
  • К частице вопрос задать невозможно: Да ты просто молодец! Ты точно маленький ребёнок капризничаешь.

Прилагательное, СКС и частица

  • Если к слову можно задать вопрос, то это прилагательное или СКС: Его мнение (каково?) просто. На сердце (как?) легко и просто .
  • К частице вопрос задать невозможно.

Он просто перестал писать домой.


Некоторые прилагательные (готов, намерен, обязан, склонен, расположен, рад, горазд, должен, люб, надобен и пр.) употребляются в современном русском языке только в краткой форме!

Чаще всего именно эти слова в тексте многие ученики не определяют как краткие прилагательные !

В предложениях они являются частью сказуемого. Например:

Готов ждать , но не верю твоим словам. Рад бы спеть, да не могу.


ЭТО – местоимение или частица?

МЕСТОИМЕНИЕ, если указывает на

  • что-н. близкое в пространстве или времени, находящееся в непосредственной близости, прямо перед глазами: Покажи мне ЭТО озеро.
  • что-н., предварительно, недавно, только что упомянутое в речи:

В ЭТО время и произошло событие, о котором мы расскажем.

  • явление, предмет, о к-ром идет речь, к-рый находится перед глазами, о к-ром говорят. ЭТО был мой давний друг. Свидетель, поясните суду, как всё ЭТО случилось. ЭТО просто чудо!

ЧАСТИЦА, если

  • подчеркивает, усиливает предшествующее вопросительное местоимение или наречие, образуя с ним как бы сложное вопросительное местоимение или наречие:

Как ЭТО так? Кто ЭТО пришел? Что ЭТО ты так весел? Куда ЭТО он поехал?

  • указывает на связь подлежащего со сказуемым:

Сахалин – ЭТО уникальный остров.

  • Можно заменить синонимом только :

ЭТО родители могут позволить себе быть по-настоящему строгими с детьми.


Способ разграничения союзов и союзных слов

 Союзное слово можно заменить существительным, другим местоимением: Это был дом, который построил мой отец. (Ср.: Это был дом. Дом построил мой отец. Его построил отец. )

 Союзное слово можно заменить другим союзным словом: Это был дом, что построил мой отец.

 Союзные слова имеют лексическое значение. (См. предыдущие примеры).

 Cоюзные слова являются членами предложения. (В предыдущих примерах - это дополнение).

 На союзное слово падает логическое ударение: Я знаю, что ты мне хочешь сказать.

 Союзное слово невозможно удалить без изменения смысла предложения: Мне сообщили, когда ты приедешь.

Союзы не имеют лексического значения, не являются членами предложения, в большинстве случаев союз можно опустить, смысл предложения не изменится: Мы видели, что ты пришёл. - Мы видели: ты пришёл.


Всегда раздельно пишутся следующие предлоги:

в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине.


ВНИМАНИЕ!

Определенно-личными односоставными предложениями не являются предложения, в которых главный член выражен глаголом прошедшего времени , так как формы прошедшего времени сами по себе не выявляют определенного лица (грамматического лица в них вовсе нет, имеются лишь грамматические формы рода и числа). Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу ( Ч.) - лишь контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу.

Такие предложения относятся к двусоставным неполным!


Как отличить составное глагольное сказуемое от подчинительного словосочетания, похожего на него?

Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Командир приказал разгрузить машину. Приказал – простое глагольное сказуемое, разгрузить – дополнение (приказал – командир , разгружать будет кто-то). Это словосочетание.

В составном глагольном сказуемом действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Я хочу летать. Хочу лететь – составное глагольное сказуемое ( хочу – я, летать буду – я).


Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который , то оно не отделяется запятой от деепричастия: запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который - нет.

Вот книга, прочитав которую _ ты многое для себя откроешь.

Зося видела в них единственную для себя защиту, потеряв которую _ была обречена в этом поле. (В. Быков )

Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указана запятая после этого слова.


Если однородные члены предложения, однородные причастные и деепричастные обороты, однородные придаточные соединяются неповторяющимся союзом И, то между ними запятая не ставится!

Например:

Чистота и уют царили в доме.

Сверкая на солнце и весело переливаясь, ручьи неслись к реке.

Река, вышедшая из берегов и затопившая село, успокоилась.

Теплота , с которой дочь говорила о своей матери и которая освещала её лицо , невольно привлекала внимание.


Если в сложносочиненном предложении с союзом И есть общий второстепенный член предложения (то есть к нему можно задать вопрос от обеих грамматических основ), то запятая между основами не ставится:

В гостиной горели свечи и слышались весёлые детские голоса.

Здесь льют колючие дожди и бушуют злые ветры.


Запятая на стыке союзов!

И когда… , то

И если… , так

Что если… , то

Что когда… , то

Что хотя… , но

Но если… , то

Но так как… , то

Стык союзов → то/ но / так → запятой нет!

Егерь знал, что хотя зверь ушёл, но он будет мстить охотнику, ранившему его.

Михаил - спортсмен перспективный, и если он будет упорно тренироваться, то непременно войдёт в сборную края.


Придаточные изъяснительные

прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:

  • с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.;

2) с помощью любых союзных слов;

3) с помощью союза-частицы ли.

Обратите внимание на

3-ий способ!

Туристы не знали (о чём?), смогут ли они засветло добраться до базы.


Местоименные наречия в заданиях ЕГЭ встречаются нечасто, и обычно это вопросительно-относительные наречия: откуда, как, когда, где, зачем, отчего, почему или отрицательные нигде, никак, никогда, ниоткуда .

  • Я знала, когда он приедет (когда - союзное слово в роли обстоятельства времени. Найдите в этом предложении словосочетание со связью примыкание. Вы уже помните, что примыкают только наречие, деепричастие и инфинитив. В предложении только одно наречие - когда, вопрос к нему можно задать от глагола приедет. Следовательно, это словосочетание когда приедет . )

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Из разговора Андрей понял, где произойдёт встреча.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: (где?) – союзное слово где (наречие) . Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос: произойдёт. Таким образом, выписываем словосочетание

где произойдёт.


  • В сочетаниях слов с неодушевлённым существительным типа два дома числительное в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
  • В сочетаниях слов с одушевлённым существительным (два друга) во всех падежах, кроме именительного, вид связи – согласование; в именительном – управление.

Компоненты словосочетания могут быть расположены дистантно, т.е. отдалённо друг от друга!

Найдите с/с со связью управление.

Антон позвонил своему давнему доброму другу.

В данном случае объединить слова в с/с поможет вопрос: позвонил (кому?) другу.


НЕ являются словосоче-таниями!

(см. следующий слайд)


Грамматическая основа предложения

Дождь идет.

Однородные члены предложения

Бегают и смеются; дети и взрослые и т. д.

Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным

Возле сада ( возле - предлог); также смеялся ( также - союз); будто в сказке ( будто - частица);

Фразеологизмы

Стоять на часах, бить баклуши, играть в бирюльки

Составные глагольные сказуемые

Начал петь, хочу верить, продолжал говорить

Составные именные сказуемые

Считался погибшим, является больным

Сравнительная степень прилагательных и наречий

Менее красивый, самый добрый, всех лучше

Вводные словосочетания

Иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, может быть и т.д.



Обратите внимание!

В «Методических рекомендациях, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 201 7 года по русскому языку», отмечено: ниже других заданий базового уровня (в диапазоне от 54 до 65 баллов) находится процент выполнения заданий, проверяющих освоение следующих элементов содержания : «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи ( задание 14 ); «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» ( задание 19 ), «Функционально-смысловые типы речи» ( задание 21 ).


Задание 14


Правописание -Н- и -НН- в разных частях речи

Краткое причастие

Краткое прилагательное

Отвечают на вопросы каков? какова? каково?

Образуется от полных страдательных причастий (решённый – решён, решена, решено)

Образуется от полных прилагательных

(ценный – ценен, ценна, ценно)

Всегда пишется одна Н

Пишется столько Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.

Смысловые и грамматические признаки, разграничивающие прилагательные и причастия

Краткое причастие

Краткое прилагательное

1. При нем есть зависимое слово в творительном падеже, которое обозначает производителя этого действия (т.е. действие совершается кем-то или чем-то ): Иконы написаны (кем? ) Андреем Рублёвым. Жильцы дома возмущены (чем?) решением суда.

2. Обозначает действие, которое можно заменить глаголом: Легенды рассказаны старожилами. – Легенды рассказали старожилы.

1. Обычно относится к существительному и обозначает «родной», постоянный признак предмета: Подруга умна и образованна (Подруге свойственны ум и образованность ) .

2. Этот постоянный признак (качество) сочетается с наречием «очень»: Подруга умна и очень образованна.

3. Можно краткую форму заменить синонимом в краткой же форме : Их взгляды очень ограниченны (т. е. узки , недалёки )

4. Краткие формы (кроме формы мужского рода) прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени, пишутся с НН , например: воспитанна, воспитанно, воспитанны (от прилагательного воспитанный «обнаруживающий результаты хорошего воспитания»); избалованна, избалованно, избалованны (от прилагательного избалованный «привыкший к исполнению своих прихотей»); возвышенна, возвышенно, возвышенны (от прилагательного возвышенный «полный высокого содержания»). Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени : воспитаннее, избалованнее, возвышеннее.


Наиболее употребительные случаи написания Н и НН в краткой форме

Полная форма

Краткие причастия

 можно заменить глаголом;

 есть зависимое слово или действие совершается кем-то или чем-то).

Краткие прилагательные

Испуганный

 свойства характера, качества человека);

 в предложении есть ещё одно краткое прилагательное, характеризующее предмет.

Подруга испугана (чем?) появлением брата.

Обдуманный

Дама была смущена и испуганна.

Решение посетить карстовые пещеры было тщательно обдумано (кем-то).

Избалованный

Сдержанный

Поведение парашютистки необдуманно и опасно.

Эта девочка явно избалована (кем?) родителями.

Её дети избалованны и капризны.

Все атаки врага были сдержаны (кем-то) на подходах к крепости.

Собранный

Верующие люди сдержанны и немногословны.

Материалы о подвигах разведчиков были собраны и переданы (кем-то) в музей.

Изысканный

Саперы были собранны, внимательны и осторожны.

Средства были изысканы (кем-то) из дополнительной статьи расходов.

Роспись на стенах была невероятно красива, изысканна.


Запутанный

Запущенный

Следы на снегу запутаны (кем-то).

Наконец-то воздушные шары были запущены (кем-то) в небо.

Рассеянный

Взаимоотношения с родственниками были запутанны, неясны, вызывали недоумение.

Картины экспрессионистов рассеяны (кем-то) по миру.

Образованный

Все клумбы на подворье были запущенны, поросли диким бурьяном.

В нашей школе образованы (кем-то) кружки по интересам.

Ася рассеянна и невнимательна.

Начитанный

Возвышенный

Аспирантка была хорошо образованна и культурна.

Все воспоминания на диске были начитаны (кем?) самим поэтом.

Льстецы часто бывают возвышены (кем?) начальством.

Уверенный

Пришедшие на собеседование были начитанны и умны.

Журналисты уверены (в чём?) в достоверности информации.

Помыслы Данко возвышенны, прекрасны.

Поступь ее уверенна, грациозна, красива.


Ограниченный

Сосредоточенный

Поля ограничены (чем?) лесопосадками.

Войска сосредоточены (кем-то) у западной границы.

Подавленный

Во время ее выступления всем стало понятно, что она ограниченна и глупа.

Все проявления недовольства были подавлены (кем-то).

Организованный

На просмотре нового фильма все были сосредоточенны и внимательны.

Мероприятия хорошо организованы (кем-то).

После беседы с участниками событий все были подавленны и молчаливы.

Измученный

Оправданный

Прибывшая группа была энергична и организованна.

Дети измучены (чем?) переходом через горы.

Обвиняемые оправданы (кем-то) за недостаточностью улик.

Собранный

Лица были измученны, бледны.

Деньги на помощь пострадавшим собраны (кем-то) в срок .

Чрезвычайное положение было необходимо, оправданно.

Моряки собранны, решительны.

Решите самостоятельно

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Чугу(1)ая пушка наша была заряже(2)а картечью и направле(3)а в сторону остановле(4)ого врага.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Говорят, местная барыня невежестве(1)а, изнеже(2)а, капризна и враждебно настрое(3)а против образова(4)ых соседей.

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Стены деревя(1)ого дома были очище(2)ы и расписа(3)ы яркими красками.

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Дорога дли(1)а, утопта(2)а стра(3)иками, исхоже(4)а вдоль и поперёк.

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Школьниками на экзамене по математике все задачи были реше(1)ы, провере(2)ы и разложе(3)ы по вариантам.

6. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

По мнению окружающих, поведение Егора рискова(1)о, непродума(2)о, безнравстве(3)о.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Жалюзи в неприбра(1)ой гости(2)ой были опуще(3)ы, кресла расставле(4)ы как попало, посуда свале(5)а в ящик.

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Полусо(1)ые беседы с моей няней всегда проникнове(2)ы, искре(3)и, волшебны.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Шкатулки, представле(1)ые на традицио(2)ой выставке ремёсел, выреза(3)ы из дерева и расписа(4)ы местным художником.

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы Н.

Все движения ю(1)ой гимнастки естестве(2)ы и выразительны, изыска(3)ы и увере(4)ы.

Задание 19

В задании 19 есть такая пунктограмма, как стык союзов, т.е. рядом стоящих двух подчинительных (что если; что когда, потому что если и т.п) или сочинительного и подчинительного союзов (и когда; но если; и чтобы и т.п)

Обратите внимание!

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов то , но , так .

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов то , но , так .

Сравните два предложения:

  • В половодье в озеро рыба заходила из реки Белой, а когда вода начинала убывать, то мещеряки перегораживали плетнем узкий и неглубокий проток.

2. Я думал, что , когда умрет дедушка, и бабушка, верно, умрет, потому что она старая и седая.

В первом предложении у союза когда есть продолжение в виде слова то (когда ... то ), поэтому на стыке союзов (а когда ) запятая не ставится.

А во втором предложении нет продолжения в виде слова то , поэтому на стыке союзов ставится запятая (что , когда ).

Кроме того,

такие предложения легко перестроить: Я думал, что и бабушка, верно, умрет, когда умрет дедушка, потому что она старая и седая .

можно «изъять» внутреннюю придаточную часть, не нарушив структуру предложения: Я думал, что и бабушка, верно, умрет, потому что она старая и седая.

Пунктуация перед союзом И в сложном предложении

В задании 19 бывает еще одна трудность: пунктуация перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая (знаки препинания не расставлены):

1. Скворцы внимательно наблюдали за воробьями (1) и (2) если те не собирались покидать обжитые за зиму сковоречники (3) караулили нахальных гостей (4) чтобы потом задать им трёпку.

2. Вечером мы встретились в парке (1) и (2) когда увидели друг друга после сорока лет разлуки (3) каждый невольно подумал (4) что годы изменили многих из нас до неузнаваемости.

В первом предложении союз и соединяет однородные сказуемые (наблюдали и караулили ) , поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 (стык союзов и , если ) запятая ставится: при союзе если нет продолжения в виде соотносительного слова то - второй части составного союза если то . На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Следовательно, правильный ответ: 2, 3, 4 .

Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: мы встретились , вторая - каждый подумал ), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также нужно поставить запятую: это стык союзов и , когда и после придаточного предложения времени нет слова то . На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной частей. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

Проверьте себя

1.

Мать отвечала (1) что (2) покуда искра жизни тлеется во мне (3) она не перестанет делать всё (4) что может (5) для моего спасенья.

2. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Мать клала меня в ванну (1) вливала в рот бульону (2) целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками (3) а (4) если и это не помогало (5) то наполняла легкие мои своим дыханьем.

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Первые ощущения страха поселили во мне рассказы няньки (1) и (2) хотя мать строго запрещала ей даже разговаривать со мною (3)но она иногда успевала сообщить мне кое-какие известия о буке (4) о домовых и мертвецах.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Я так боялся комнаты моего покойного деда (1) что (2) когда проходил мимо неё (3) всегда зажмуривал глаза.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Дедушку с бабушкой мне также хотелось видеть (1) потому что (2) хотя я и видел их (3) но помнить не мог: в первый мой приезд в Багрово мне было восемь месяцев.

6. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Мать улыбнулась моим словам и так взглянула на меня (1) что (2) хотя я не мог понять выражения этого взгляда (3) но был поражен им.

7. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Переправа кареты, кибитки и девяти лошадей продолжалась довольно долго (1) и я успел набрать целую кучу чудесных камешков (2) но (3) когда отец не позволил мне их взять с собою (4) я очень огорчился.

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Я попросил позволения развести маленький огонек (1) и (2) когда получил позволение (3) то принялся хлопотать об этом.

9. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

С ночевки поднялись так рано (1) что (2) когда отец сел к нам в карету(3) еще не совсем было светло.

10. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Мать (1) увидя меня в таком волнении (2) сказала (3) что (4) пока я не успокоюсь (5) она не пустит меня на рыбалку.


Функционально-смысловые типы речи Задание 21

  • Во внешнем облике речи, в её строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий. Одно дело описать какой-либо предмет или явление, другое - рассказать о нем, третье - объяснить его причины. В каждом из этих случаев строй речи будет существенно меняться. В процессе развития мышления, речи выработались наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих языковых задач.
  • Поэтому выделяют такие компоненты речи, как описание , повествование , рассуждение , которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и её смысла.

Тип речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния

( перечень постоянных или временных предметов)

Повествование

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Сообщать о последовательности действий или событий.

( Рассказ о том, что было сначала, потом, затем и наконец )

Рассуждение

Каков предмет?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события

( Доказывается, раскрывается причина и следствие явления, события.)

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходит потом?

Почему?

В чём причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?


Отличие повествования от описания

Описание

Повествование

Нет динамики ; действия или

признаки в описании

постоянные,

одновременные, не

изменяющиеся во времени.

Повествование динамично ,

действия

последовательны.

Можно изменить порядок

перечисления действий или

признаков, поменяв

Последовательность

«Новое» в описании – это

свойства предмета.

местами фрагменты

текста.

действий в

«Новое» в повествовании –

это действия предмета.

повествовании изменить

невозможно.

Обратите внимание!

Использование сопоставления текста с кадрами кинофильма или фотографиями помогает определить тип текста (описание – один кадр, повествование – несколько кадров, а рассуждение сфотографировать невозможно ).

Однако динамическое описание природы, окружающей среды, состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку.

Обратимся к тексту.

Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада.

Таков был обычный приход Субоча.

(К.Паустовский )

Описание учителя латинского языка дается через перечисление действий , характеризующих его поведение , и указание на реакцию окружающих . Однако употребленные здесь автором глаголы не способны показать развитие действия , они указывают на одновременность происходящего .

Известный лингвист В.В.Виноградов говорил так о динамическом описание: «Прошедшее время несовершенного вида не двигает действия. Оно описательно, а не повествовательно. Оно не определяет последовательности действий в прошлом, а ставит их все в одной плоскости».


Почему это так?

Потому что (так как)…

Аргумент 1 Аргумент2

Что следует из вышесказанного?

В ы в о д

Тренировочные упражнения

Вскоре перевели меня на Кавказ:

это самое счастливое время моей

жизни. Я надеялся, что скука не жи-

вет под чеченскими пулями – напра-

сно: через месяц я так привык к их

жужжанию и к близости смерти, что,

право, обращал больше внимание

на комаров, - и мне стало скучнее

прежнего, потому что я потерял поч-

ти последнюю надежду. Когда я уви-

дел Бэлу в своем доме, когда в пер-

вый раз, держа ее на коленях,

целовал ее черные локоны, я, глупец,

подумал, что она ангел, посланный

мне сострадательной судьбою...

Я опять ошибся: любовь дикарки

немногим лучше любви знатной

барыни… М.Лермонтов

Славное место эта долина! Со всех

сторон горы неприступные, краснова-

тые скалы, обвешанные зеленым

плющом и увенчанные купами чинар,

желтые обрывы, исчерченные промо-

инами, а там высоко-высоко золотая

бахрома снегов, а внизу Арагва, об-

нявшись с другой безымянной речкой,

шумно вырывающейся из черного,

полного мглою ущелья, тянется се-

ребряною нитью и сверкает, как змея

своею чешуею.

М.Лермонтов

Я затворил за собою дверь моей комна-

ты, засветил свечку и бросился на пос-

тель; только сон на этот раз заставил се-

бя ждать более обыкновенного. Уж вос-

ток начинал бледнеть, когда я заснул,

но - видно, было написано на небесах,

что в эту ночь я не высплюсь. В четыре

часа утра два кулака застучали ко мне в

окно. Я вскочил: что такое?.. "Вставай,

одевайся!" - кричало мне несколько

М.Лермонтов

По-моему,

Несомненно,

Можно с уверенностью утверждать, что…

Я считаю,

Я думаю,

Мне кажется,

На мой взгляд,

это высказывание – описание,

данное высказывание – повествование,

изображён целый ряд отличительных признаков предметов, явлений или событий, которые представлены одновременно. Между предложениями параллельная связь.

так как

(потому что)

это высказывание – рассуждение,

передан ряд действий, происходящих в разное время, последовательно. Между предложениями последовательная связь.

объясняется какой-либо факт; доказывается что-либо;

делаются умозаключения, выводы, обобщения. В

высказывании чётко прослеживаются причинно-

следственные отношения.

(1)Отчего пакостно на душе, отчего я весь разбит, измочален? (2)Собрались встречать Новый год - веселись, безумствуй, бурли! (3)Так встречают нормальные люди самый прекрасный праздник в году. (4)Мы же на всю ночь развели высокоинтеллектуальный скулеж про нашу российскую бестолковщину, про свои безобразия. (5)И добро бы хоть польза была от него какая, добро бы хоть чувства свои гражданские отточили, пополнили свои запасы мужества и отваги на предстоящий год.

(6)Ведь как вчера было? (7)Рассказывали разные случаи, один отвратительнее другого - про бюрократический произвол, про взяточничество и коррупцию - и ни малейшего протеста, ни единого выкрика возмущения. (8)Свыклись, примирились. (9)Именно в этом и был весь ужас, ибо кто собрался, кто сидел за столом? (10)Писатели, художники, ученые - словом, те, кого принято называть наставниками, пастырями духовными.

(11)Долго я, весь разбитый и измочаленный, лежал в постели, снова и снова прокручивая в голове все подробности вчерашнего вечера, унылым взглядом обводил комнату. (12)Массивный телевизор во весь угол, отполированный сервант заставлен всяким хрустальным барахлом, куклы в национальных костюмах, которые я привез из заграничных поездок…

(13)А где же новогодняя елка? (14)Жена с племянницей обычно ставили ёлочку ко мне в комнату в самый канун Нового года - свежую, морозную, почти без всяких украшений, в своем натуральном наряде, и к утру вокруг неё стоял лесной смолистый дух.

(15)Вот почему у меня настроение непразднично! (16)(Это начал я себе по-новому объяснять причины своего дурного настроения: ёлки в доме нет). (17)Вчера жена и племянница два часа мотались по городу - не могли достать. (18)А без ёлки какой же Новый год?

(19)В передней зазвенел звонок - почта, должно быть.

(20)Она. (21)Я узнал Олю-почтальоншу по шепелявому, захлебывающемуся голосу. (22)Оля поздравляла жену с Новым годом, жена тоже поздравила её, а затем, как я понял из дальнейшего разговора, хотела немножко отблагодарить её за услуги: у нас большая почта, и Оля иной день раз пять наведывается к нам.

(23)- Нет, нет, - услышал я опять торопливый и шепелявый голос, - это наша работа, нам за неё платят. (24)Вы меня обижаете…

(25)Обижаете? (26)Это её-то обижают? (27)Господи, получает какие-то гроши за такой каторжный труд (попробуй на себе каждый день потаскать пудовую сумку из дома в дом, с лестницы на лестницу), да ещё и - «обижаете»…

(28)Я пошел на подмогу жене. (29)Вижу: стоит в передней давно примелькавшаяся мне уже немолодая девушка в теплом платке. (30)Дешёвенькое затасканное пальтишко с вытертым кроличьим воротником, старые ботинки…

(31)И вот мы уже с женой уговариваем Олю принять от нас обоих подарок. (32)И снова: нет, нет.

(33)Я надбавил денег - может, теперь будет посговорчивее?

(34)- Вы меня обижаете! (35)Не возьму я ваши деньги! - сказала Оля в третий раз. (36)Сказала уже жёстче, твердым голосом, в котором, однако, угадывались с трудом сдерживаемые слёзы.

(37)Я глядел в ее большие спокойные серые глаза и вдруг понял, что и в самом деле обижаю её. (38)Покушаюсь на самое дорогое богатство её - честность и неподкупность труженицы.

(39)Мне стало стыдно до слёз. (40)И в то же время какой свет хлынул в мою душу!

(По Ф. Абрамову)

Проверьте себя

1. верными ? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 11,12 содержится описание.

2) В предложениях 37-40 заключена основная мысль текста.

3) В предложениях 29, 30 представлено рассуждение.

4) Предложение 27 обосновывает мысль, содержащуюся в 25, 26 предложениях.

5) Предложения 30, 31 содержат итоговый вывод.

2. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

1) В предложениях15-18 представлено рассуждение.

2) Основная мысль текста заключена в предложении 22.

3) В предложениях 6-10 представлено повествование.

4) В предложениях 25-27 представлено описание.

5) В предложениях 11,12 содержатся элементы описания.

3. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 15-18 представлено повествование.

2) Предложения 29,30 содержат описание.

3) Предложения 37,38 раскрывают смысл, заложенный в предложениях 26, 27.

4) В предложении 33 доказывается мысль, сформулированная в 26 предложении.

5) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

4. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

1) В предложении 12 представлено описание.

2) В предложениях 9-11 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 6-8.

3) Предложения 11,12 содержат элементы рассуждения.

4) В предложениях 19-22 представлено повествование.

5) В предложениях 16-18 обосновывается мысль, которая сформулирована в предложении 12.

Проверьте себя:


Как подготовка к ЕГЭ по литературе превратилась для учеников и учителей в квест с непредсказуемым финалом

Текст: Наталья Лебедева
Фото: Profi.ru

До выпускных экзаменов остаются считаные месяцы. Тем, кто выбрал гуманитарные факультеты, предстоит сдать . С какими трудностями на экзамене сталкиваются начитанные дети, различающие строфу, анафору и оксюморон? Почему заданиям из серии «вопрос-ответ» не место на экзамене по литературе? И нужно ли читать все произведения из списка, чтобы получить максимальный балл? На эти и другие вопросы отвечает автор многочисленных учебников и пособий по литературе, доцент МГПУ Елена Полтавец .

Елена Юрьевна, как думаете, достаточно ли тех знаний, что дают в школе, для того чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе?

Елена Полтавец : Знания и школы бывают разные. Бывает, знания дают, но в силу разных причин их не берут, бывает, что знания навязывают, но навязанное никакими завязками не привяжешь. Знания можно только добыть собственными усилиями и сделать их неотъемлемой частью своего внутреннего мира. Еще говорил, что хороший читатель примешивает к произведению каплю собственной крови.

Современный абитуриент, мотивированный на экзамен, найдет все необходимое в библиотеке, интернете и, конечно, дополнительных вопросах к учителю. Но парадокс в том, что чем лучше добросовестный ученик выучит, что такое ремарка, анафора, инверсия, лироэпос, оксюморон, аллитерация, ассонанс и все остальные элементы, знание которых требуется в «Перечне элементов содержания» и «Перечне требований к уровню подготовки выпускников», тем больше вероятность снижения экзаменационных баллов.

Как такое возможно?!

Елена Полтавец : Простой пример, в демонстрационном варианте есть задание по стихотворению «Россия», в котором требуется указать «номер строфы, в которой поэт использует анафору». Школьник, прочитавший хотя бы краткую статью «Анафора» в словаре литературоведческих терминов, найдет анафору, но не найдет строфу. Хотя бы потому, что в перечне «элементов содержания» нет термина «строфа» (но это не так страшно: разработчики КИМов уверены, что школьник не может этого не знать). Хуже другое: шестая строфа предложенного стихотворения, содержащая анафору, представляет собой не строфу, а строфоид, поэтому прилежный абитуриент, повторивший перед экзаменом, кроме термина «анафора», еще и термин «строфа», растеряется.

Другой пример - вопрос по роману : «Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?» Подразумевается ответ: «деталь». Но в теории «деталь» и «подробность» разграничиваются как термины.

На мой взгляд, главная проблема ЕГЭ - концептуальная несостоятельность тестовых КИМов, да и вообще любых однозначных заданий в режиме «вопрос-ответ» по дисциплине «литература». Ситуация некорректного вопроса «Как называется подробность…?» - это ловушка для умного абитуриента. Особенно если он задумается, не имеются ли в виду символика деталей и их противопоставление. Он мог бы обо всем этом написать в сочинении, но не в строчке, в которой поместится не более десятка букв.

Но ведь в ЕГЭ по литературе уже появились задания, где надо писать развернутые ответы объемом в 5-10 предложений.

Елена Полтавец : Это уже не ловушка, а прямо-таки «подстава», и очень серьезная. В демонстрационном варианте приводится эпизод первой встречи Базарова и Павла Кирсанова (глава четвертая романа «Отцы и дети», от слов Николая Петровича «Вот мы и дома» до реплики Аркадия: «Так, замешкались немного»). Вопрос звучит так: «Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?» Создается впечатление, что разработчик этого вопроса не читал великого романа. Потому что основной конфликт романа не намечается ни в антитезе балахона и английского сьюта, упомянутых в эпизоде, ни даже в противопоставлении поколений, ни в мировоззренческих спорах, которые разворачиваются в романе почти до эпизода дуэли, а заключается в конфликте «страстного, бунтующего сердца» человеческого и могилы как трагической участи всякой плоти среди вечной «равнодушной природы». Осознание своей душевной незаурядности и понимание обреченности на одиночество - вот что сближает после дуэли былых антагонистов - Базарова и Павла Кирсанова - и противопоставляет их всем остальным персонажам. Хороший учитель или репетитор так, конечно, и прочитает со своими учениками одно из величайших произведений мировой литературы.

Елена Полтавец : Начну сразу с примера. Задание по тому же роману «Отцы и дети»: «Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой. (Персонажи: , Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов. Судьба: получает ранение на дуэли, женится на сестре Одинцовой, умирает от тяжелой болезни, женится на Фенечке».) Выполнить это задание может абитуриент, вовсе не читавший романа, при условии, что он знаком с кратким пересказом сюжета, и даже не сюжета, а только финала романа.

Других заданий, которые можно было бы рассматривать как проверку знания текста, в экзаменационном варианте нет, и это понятно: не превращать же экзаменационные вопросы в анекдоты: «Что ела свинья под окном дома : а) нектарины; б) бананы; в) авокадо…» Затея с «тестом по текстам», популярная в былые годы, провалилась. Потому что нет смысла спрашивать, как зовут главного героя романа , и нет никакого резона допытываться, помнит ли абитуриент кличку собаки, которую так не любила престарелая родственница Одинцовой в романе «Отцы и дети».

Задания слишком обобщенного характера: назвать произведения, в которых «отображен конфликт между представителями разных поколений», и сопоставить эти произведения с романом Тургенева или назвать о Родине тоже не очень-то позволят показать знание текста произведений. Ответ предлагается ограничить 5-10 предложениями. Да и в каких произведениях не «отображен конфликт поколений»?

Вот и получается, что справиться с 16 заданиями первой части может и абитуриент, знакомый только с кратким пересказом произведений. Учтите еще, что список художественных произведений, прочтение которых якобы требуется, не в меру обширен, особенно в части , что провоцирует недоумение школьника: «Все равно не успею, не упомню, не стоит и читать».

Насколько объективны критерии оценки? Ведь собственно ради объективности и уравнивания шансов и вводился ЕГЭ.

Елена Полтавец : Вот это самое интересное. Кажущиеся пригодными для объективной оценки (знает - не знает) задания первой части таковыми не являются. Вот задание: «Укажите размер, которым написано стихотворение, без указания количества стоп». Предположим, все экзаменующиеся указали правильно. Баллов получили поровну. Но кто-то знает еще и стопность, кто-то - семантический ореол, а кто-то определил семантику пиррихированных стоп. И где абитуриент может показать эти знания?

И вообще странный это подход: в первой части требуется знание терминов, а во второй части требуется написание сочинения. Как будто для сочинения знание терминов не нужно.

Абитуриенты часто спрашивают: «Сколько терминов может быть в хорошем сочинении?» Отвечу: в рассчитанном на 4 часа - не меньше 50-60, а то и 70. Потому что и сюжет, и конфликт, и образ, и пейзаж, и деталь, и ремарка, и анафора, и размер, в общем, все то, что перечислено в «элементах содержания», да и многое другое - это тот инструмент, с помощью которого автор сочинения осуществляет анализ произведения.

А сколько цитат? Ну, скажем, 70-80. Потому что совершенно не нужно тратить время на цитирование целой строфы, когда можно указать, что анафора («когда») и аллитерация (на «р» и «с») в том же стихотворении Блока «Россия» создают образ вечности и напоминают о ключевом слове (если абитуриент знает об анаграммировании, то выделит анаграмму «Россия»). Вот уже три цитаты в одном предложении сочинения.

Но ведь сочинение уже вернули - итоговое сочинение в декабре. И еще все школьники пишут сочинение на ЕГЭ по русскому языку…

Елена Полтавец : «Итоговое» «сочинение» с ориентацией на «метапредметность», рассуждения о жизни, «взгляд и нечто», желательно с привлечением «внепрограммных» литературных произведений и житейского опыта старшеклассников - это, конечно, полезно, но и вредно одновременно. Хотя бы потому, что подготовка этого «экзамена» и ответственность за него возложены на все того же многострадального школьного словесника. И потому, что никакое эссе, «темы» которого звучат пафосно-демагогически и предлагают высказаться за все хорошее против всего плохого, не заменит экзамена-сочинения по литературе. Так же, как рассуждения о том, зачем надо знать математику, не заменят знания хотя бы таблицы умножения.

Наличие нескольких вариантов сочинения (обязательного «итогового» и по выбору в ) привело к размыванию целей и задач каждого из экзаменов и дезориентации экзаменующихся. Усвоенные школьником требования к «итоговому» «сочинению» мешают ему (и учителю) перестроиться на анализ художественного произведения как эстетического явления, требующийся в сочинении на литературоведческую тему. Да и все старшеклассники благодаря итоговому сочинению быстро усваивают, что художественное произведение - это всего-навсего наглядная иллюстрация к какой-нибудь незатейливой житейской мудрости и что понимание произведения сводится к более или менее удачному привлечению его в качестве «материала» для «аргументации» прописных истин.

«Кого можно назвать верным другом?», «Можно ли изменить мечте?», «Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?» И эти темы для рассуждений предназначены семнадцатилетним, которые, как кажется, должны были уже прочитать Тургенева, и ? Мне кажется, только десятилеткам-четвероклассникам такие темы еще можно было бы предложить, да и то с чувством некоторой неловкости…

Правильно ли я понимаю, что самым правильным было бы вернуться к тому сочинению, которое мы все раньше писали в выпускном классе?

Елена Полтавец : Я уверена, что надо вернуть экзамен-сочинение для выпускников школы. Это должна быть итоговая творческая работа, позволяющая выпускнику раскрыть свои знания и свою, как это модно говорить, креативность. То же - на вступительном экзамене в вуз.

Многие жалуются, что школьники списывают из сборников всяких «золотых» и «бриллиантовых» сочинений, скачивают из интернета… Но никакое ЕГЭ и никакие полицейские меры этому не помешают. Да и в самих по себе сборниках «образцовых» сочинений нет ничего предосудительного, как и в каталогах, скажем, причесок, которые мы листаем, ожидая очереди в парикмахерской. Другое дело, что не всякая стрижка и не всякое платье подойдут конкретному человеку или хотя бы понравятся с эстетической точки зрения.

Мои старшеклассники получали задания написать рецензию на сочинение из «золотого сборника», обсуждали эти сочинения. Но никто не списывал, когда надо было сдавать свою работу. Хотя бы потому, что списывать было неоткуда: каждому ученику давалась индивидуальная тема и при этом такая, которой нет ни в «сборниках», ни в интернете. Да и калейдоскоп цитат из статей и предисловий для раскрытия темы сочинения уж точно не мог заменить логику оригинальной работы.

Как, по вашему мнению, должен выглядеть идеальный экзамен по литературе?

Елена Полтавец : Сочинение по одной из выбранных литературоведческих тем. То есть посвященных анализу творчества/произведения одного или нескольких авторов, перечисленных в программе для экзамена. Ни «свободные», ни беспроблемные «цитатные» темы для экзамена не годятся. Это должен быть экзамен по школьной дисциплине «литература», а не по чувствительности, впечатлительности, сердечной доброте, нравственной зрелости, гражданской ответственности и прочим восхитительным качествам, которым, однако, на школьных уроках не обучают.

Просмотры: 0

Есть мнение, что с тестовой частью ЕГЭ можно успешно справиться, если запомнить базовые правила и регулярно выполнять типовые задания. Действительно, многие навыки легко доводятся до автоматизма. Однако выполнять тестовые задания «на автомате» всё же не стоит: можно угодить в «капкан» и потерять драгоценные баллы. Вывод: со всеми до единого тестовыми заданиями нужно работать осознанно . «Автоматизм» здесь не поможет, и «натаскивание» бесполезно.

Остановимся на самых распространённых «ловушках» и постараемся в них не попадаться. В конце концов, предупреждён — значит вооружён.

Проверяемые безударные гласные в корне.

Чтобы не ошибиться в их написании, необходимо подобрать проверочное слово (однокоренное слово и форму слова) так, чтобы на стало падать ударение: тр…ва – трАвы – тра ва . Это правило знакомо даже первоклассникам. И всё же…

***

«Ловушка» 1.

Глаголы с суффиксами -ЫВА-, -ИВА- не могут быть проверочными словами!

Попробуйте-ка подобрать проверочное слово к слову оп…здать . Увы, некоторым из нас коварная интуиция подскажет формы глагола опА здывать, опА здывает и т.п. Однако проверочными будут родственные слова пО здний , пО здно – а значит, в корне слова опо здать пишется о .

Почему же слово опоздать не может быть проверочным, в то время как другие подобные глаголы для этих целей успешно используются? Вспомним: прив…дить – привО дит, п…сать – пИ шет.

Внимание, правильный ответ: слову опаздывать быть проверочным мешает суффикс -ЫВА-. Дело в том, что при образовании форм глаголов с суффиксами -ЫВА- И -ИВА- происходит чередование О и А в корне. Поэтому проверять гласные в корнях такими глаголами не стоит.

Итак, запоминаем: глагол с суффиксом -ЫВА- или -ИВА- не может быть проверочным словом!

Опо здать: проверочное слово — по здний (а НЕ опа здыва ть ),

раскро ить: проверочное слово кро й (а НЕ раскраива ть ),

насто ять : проверочное слово насто й (а НЕ настаива ть ).

***

«Ловушка» 2.

Подбирая проверочное слово, учитывайте значение!

Слова могут звучать абсолютно одинаково, но при этом писаться по-разному. Всё зависит от значения.

Сравните: сп…шите (текст с доски) и сп…шите (на урок) . В обоих словах на месте пропуска слышится один и тот же гласный звук – средний между [и] и [э]. Однако мы подбираем разные проверочные слова и вставляем на месте пропусков разные буквы: спи шите в первом случае и спе шите – во втором.

В тестах ЕГЭ подобные слова пишутся с пометкой в скобках. Например, разв…вается (на ветру) или разв…вается (ребёнок) . Не пренебрегайте такими пометками. Они означают, что слово можно писать по-разному в зависимости от значения. Разумеется, вы уже подобрали проверочные слова и знаете, что в первом случае нужно вставить букву е (проверочное слово – ве ять ), а во втором – и (проверочное слово – разви тие ).

***

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Казалось бы, какие могут быть «ловушки» в словах с непроверяемыми гласными? Учи их, старайся запомнить как можно больше и как можно лучше – и будет тебе счастье. Но не тут-то было! «Капканов» и здесь предостаточно.

***

«Ловушка» 3.

Не проверяйте написание гласных словами, которых нет!

Одна из самых распространённых ошибок в том, что непроверяемые гласные нередко путают с проверяемыми и даже пытаются подобрать к ним проверочные слова.

Нельзя проверить ударением выделенные гласные в словах: игно рировать, экстре мальный, утра мбовать, нава ждение. Это слова с непроверяемыми гласными!

Гласную о в слове игно рировать нельзя проверять словом игнор хотя бы по той причине, что слово игнор является жаргонизмом и в литературном языке его пока нет.

Букву е в слове экстре мальный нельзя проверять словом экстри м . Слова эти пришли в наш язык разными путями. Так уж получилось, что существительное экстрим заимствовано из английского языка совсем недавно, гораздо позже, чем слово экстре мальный (от французского extreme ).

Слово утра мбовать не имеет ничего общего с тро мбом . А значит, и проверять его этим словом не стоит. Слово утрамбовать пришло в наш язык в начале 19 века из польского, где tra mbować значит «топтать ногами» , и в русском языке является непроверяемым.

Слово нава ждение не имеет ничего общего с во ждением , потому и гласные в корнях этих слов пишутся разные – а и о соответственно. Более того, гласная в корне слова нава ждение непроверяемая, а в слове во ждение – проверяемая (проверочное слово — водит ). Слово наваждение пришло в русский язык из старославянского – от нава дити, то есть «обмануть» .

***

Чередующиеся безударные гласные в корне.

У каждого корня с чередованием есть строго закреплённое за ним значение – старайтесь не забывать об этом, повторяя правила.

«Ловушка» 4.

Корни бывают омонимичными!

Что значит омонимичные корни ? Так же, как и слова-омонимы, эти корни звучат и даже пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.

Корень гар//гор связан с горением, сгоранием, загоранием : го реть, сго рать, приго реть, зага р и т.п. Корень гор есть и в словах с другим смыслом, однако чередующимся в них уже не является. В слове го ристый безударная о в корне проверяемая (проверочное слово – го ры ); в слове го ревать – о в корне также проверяется – словом го ре .

Значение чередующегося корня раст//ращ//рос «то, что связано с ростом, растительностью» : ра стение, взра щённый, водоро сли . В слове ро са гласная в корне проверяемая (ро сы ).

Чередующийся корень тер//тир связан с трением, стиранием : выте р, зати рать. Гласная е в корне слова поте рять проверяемая (поте ря) .

Чередующийся корень кас//кос имеет значение «касание, прикосновение»: касаться, коснуться. Гласная о в слове ко са (в любом значении) проверяемая о сы) . Проверяется ударением и о в корне слова ко сой (ко со) .

Очень часто школьники путают с омонимичными корнями чередующийся корень мир//мер , который имеет значение «умирание, замирание» . Не забываем, что являются проверяемыми, а не чередующимися гласные в корнях слов:

прими рять (врагов) – проверяем словом мир ,

приме рять (костюм) – проверяем словом примерка ,

сми риться – проверяем словом сми рный .

Разумеется, это не все «капканчики», которые расставляют для вас составители тестов ЕГЭ. «ЕГЭ похож на минное поле», — признался один из выпускников… Возможно, он прав. Но ни «мины», ни «ловушки» не страшны тому, кто добросовестно готовится к экзамену.

Проверьте, насколько хорошо вы готовы к выполнению задания 8 на ЕГЭ по русскому языку: