Классификации и освидетельствования маломерных судов. Маломерные суда. Права на управление маломерными судами Типы маломерных судов гимс

Минтранс России

Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр»

(РЕЧНОЙ РЕГИСТР)

О классификации и освидетельствовании маломерных и прогулочных судов в связи с принятием Федерального закона от 23.04.2012 № З6-ФЗ

Уважаемые коллеги!

Настоящим доводим до Вашего сведения, что Федеральным законом от 23.04.2012 № З6-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) (вступает в силу 25.05.2012) внесены изменения в ряд законодательных актов в области транспорта, в том числе, в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), касающиеся цели, предметов и видов деятельности федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» (далее - РРР), определенных Уставом РРР.

В частности, Закон предусматривает изменения объектов классификации и освидетельствования РРР, перечня Правил РРР, вводит понятия прогулочного и маломерного судна. Подробное описание и пояснения к Закону приведены в письме Минтранса России от 16.05.2012 № 05-04-1654, прилагаемом к настоящему письму.

Пунктом 1 дополнена статья 3 КВВТ следующими понятиями и их дефинициями:

  • «маломерное судно» - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;
  • «прогулочное судно» - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;
  • «спортивное парусное судно» - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

Подпунктом «б» пункта 3 статья 14 КВВТ дополнена пунктом 9, которым фактически сделано исключение для спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов по составу документов, которые должны находиться на указанных судах. К таким документам, в отличие от общего перечня документов, установленного пунктом 1 статьи 14 КВВТ, в отношении указанных судов, относятся: судовой билет и список членов экипажа судна (судовая роль). При этом подпунктом «в» пункта 3 установлено, что судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно,годность судна к плаванию. Таким образом, в отличие от общего перечня судовых документов (включая свидетельство о годности судна к плаванию, классификационное свидетельство и свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором), которые должны находиться на судах, подлежащих регистрации, на спортивных парусных, маломерных и прогулочных судах должны находиться только судовой билет и список членов экипажа судна (судовая роль).

В соответствии с пунктом 15 Закона, вводящим новую редакцию статьи 35 КВВТ, в системной взаимосвязи с подпунктом «б» пункта 5 Закона, дополнившим статью 16 КВВТ пунктом 1.1., к объектам классификации и освидетельствования РРР относятся, любые суда, подлежащие государственной регистрации, независимо от их типа и назначения, вместимости и мощности двигателей, за исключением маломерных судов, эксплуатирующихся в некоммерческих целях, судов массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивных парусных судов, длина которых не превышает 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

В связи с возможным переходом, в силу требований Закона, ряда маломерных и прогулочных судов из ГИМС МЧС России в класс РРР информируем Вас о принципах классификации и освидетельствования, которые надлежит применять в отношении таких судов.

1. По вопросу определения случаев и порядка классификации и освидетельствования судов следует руководствоваться положениями Закона, в том числе, создаваемой им новой редакцией статьи 35 КВВТ, а также разъяснениями, направленными в адрес РРР письмом Минтранса России от 16*05.2012 № 05-04-1654,

2 При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов ГИМС МЧС России или РРР принимать во внимание цель ис-пользования маломерного судна - коммерческую или некоммерческую, о чем в письменном виде заявляет судовладелец.

3. В отношении порядка определения длины судна, необходимого для отнесения судна к маломерному (прогулочному), следует применять понятие «габаритные размерения судна», которое в соответствии с ГОСТ 1062-80 «Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения» означает габаритные размерения судна с учетом постоянно выступающих частей.

4. В отсутствие Правил классификации и освидетельствования маломерных судов следует руководствоваться следующими положениями.

4.1 При присвоении класса судну в формулу класса добавлять строчные буквы «мс».

4.2 Маломерным судам в зависимости от конструктивных особенностей, характеристик прочности, остойчивости и непотопляемости, а также мореходных качеств устанавливаются ограничения по условиям плавания на участках водных бассейнов, отнесенных к разрядам, обозначенным в Приложении 1 ч. I «Корпус» ПСВП.

Класс судна, эксплуатируемого в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.

На маломерное судно, проектируемое и строящееся на класс РРР, в полной мере распространяются положения Руководства Р.036-2010 «Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий», а также требования «Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», с учетом требований пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

Маломерное судно, спроектированное и построенное в соответствии с директивой ЕС 94/25, подлежит классификации в соответствии с положениями Руководства Р.017- 2006 «Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов». Класс РРР присваивается в соответствии с таблицей 1.2.1 указанного Руководства только судам категорий «В», «С», «D» в зависимости от установленных категории конструкции, ограничений по силе ветра, высоте волны 3%-ной обеспеченности и характеристик условий плавания.

Маломерному судну, ранее стоявшему на классификационном учете в ГИМС МЧС России и имеющему IV категорию сложности плавания в соответствии с «Временными правилами классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС Российской Федерации», утвержденными приказом МЧС Российской Федерации от 29.06.2005 № 497 в зависимости от разряда, указанного в формуле класса, на основании проведенного освидетельствования может быть присвоен класс в соответствии со следующей таблицей.

При несоответствии судна заявленному классу решение о его снижении или доведения судна до требований класса принимается на основании дефектации, расчетов прочности, остойчивости, непотопляемости, мореходности и др., кренования и испытаний.

Для судов, спроектированных и построенных без учета требований нормативных документов, без согласованной технической документации и технического наблюдения классификационных обществ, надзорных органов и органов по сертификации решение о возможности присвоения класса принимается только после разработки и согласования проектной документации и проведенных испытаний в соответствии с требованиями Руководства Р.036-2010.

4.2.1 В отношении маломерных судов применять следующие виды освидетельствований:

  • первоначальное;
  • ежегодное;
  • очередное;
  • внеочередное.

4.2.2 Первоначальное освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первоначальном освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом первоначального освидетельствования с присвоением класса, назначением районов и условий плавания и заключением о годности маломерного судна к плаванию.

В судовой билет вносятся формула класса и записи о годности к плаванию по результатам освидетельствования судна организацией по классификации судов, проводившей классификацию и освидетельствование маломерного судна. Запись в судовом билете заверяется подписью уполномоченного должностного лица организации по классификации судов и печатью.

4.3.2 При ежегодном освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования. По его результатам составляется акт ежегодного освидетельствования и в судовой билет вносится отметка о техническом состоянии судна. В год проведения очередного освидетельствования ежегодное освидетельствование не проводится.

Маломерные суда, прошедшие первоначальное освидетельствование в текущем году, ежегодное освидетельствование в этом году не проходят.

4.3.3 Очередное освидетельствование маломерного судна осуществляется с целью проверки соответствия характеристик судна его классу и проводится на берегу и на плаву с периодичностью один раз в пять лет. По его результатам составляется акт очередного освидетельствования и в судовой билет вносится отметка о возобновлении класса судна.

4.3.4 Внеочередное освидетельствование маломерного судна проводится в следующих случаях:

  • после устранения повреждений, угрожающих безопасности плавания судна;
  • после ремонта или модернизации судна без изменения его класса, типа, назначения, но с изменением его конструкции и/или оборудования.

Прохождение маломерным судном внеочередного освидетельствования не изменяет срока его ежегодного освидетельствования.

В случае если в результате освидетельствования маломерного судна установлено, что его характеристики не соответствуют присвоенному классу или техническое состояние судна не отвечает требованиям безопасности судоходства по внутренним водным путям, в акте освидетельствования указываются выявленные несоответствия и при плановом освидетельствовании судна отметка о возобновлении класса в судовой билет не вносится. Заявитель после устранения выявленных несоответствий уведомляет в письменном виде РРР, и РРР проводит освидетельствование судна повторно.

5. При классификации и освидетельствовании прогулочных судов применять руководство Р.017-2006.

Существует несколько десятков типов малых судов, предназначенных как для выполнения
народнохозяйственных задач, так и для отдыха и занятий водно-моторным, воднолыжным,
парусным и гребным спортом широких кругов населения. Чтобы научиться грамотно оценивать
те или иные качества этих судов, необходима четкая их классификация по основным
эксплуатационным и конструктивным признакам.

Одним из главных эксплуатационных
признаков судов является назначение. В зависимости от этого они подразделяются на суда,
предназначенные для народного хозяйства (они, в свою очередь, делятся на разъездные, спасательные
, лоцманские, гидрографические, лесосплавные и т. п.), спортивные (гоночные) суда,
прогулочные, туристские, для любительской рыбной ловли или охоты, хозяйственные - для нужд
сельских жителей.

Коротко рассмотрим специфические требования, предъявляемые к каждой
перечисленной группе малых судов.

Отличительным признаком спортивного или гоночного
судна является возможность отнести его к тому или иному классу, установленному спортивной
классификацией. В нашей стране, например, пользуются популярностью спортивные моторные лодки
классов SB-350 и SC-500. (Цифры в обозначениях этих классов соответствуют предельному рабочему
объему цилиндров подвесного мотора, измеряемому в кубических сантиметрах, который можно
устанавливать на этих лодках.) Кроме того, существуют правила постройки, которые регламентируют
ряд конструктивных размеров корпуса мотолодок, запрещают использование несущих аэродинамических
поверхностей и т.п. Эти ограничения направлены как на обеспечение безопасности участников
соревнований, так и на то, чтобы каждый из них имел по возможности равные шансы на успех,
не получал бы преимущества за счет таких технических данных, как значительный избыток мощности
и экстремальность конструкции.

Основным качеством спортивного (гоночного) судна является
высокая скорость, которую оно развивает при определенных условиях на акватории гонок.
Мореходность таких судов обычно ограничена, не говоря уже о комфортабельности. Исключение
составляют лишь крейсерско-гоночные яхты, которые используются для длительных соревнований
в открытом море; они обладают соответствующими мореходными качествами и обитаемостью.

Прогулочные суда используются для кратковременных плаваний, продолжительность которых обычно не
превышает двух дней. Пассажировместимость таких лодок - от двух до шести человек; для их
размещения судно должно иметь достаточно удобный и просторный кокпит. От непогоды экипаж
защищает съемный складной или жесткий тент (в зарубежной терминологии - хардтоп) либо небольшая
рубка-убежище, оборудованная в носовой части судна. На моторных прогулочных судах предусматривается
лишь минимальный запас горючего, рассчитанный на 100-120 км пути.

Гребные прогулочные лодки
нередко используются и для туризма, причем из-за необходимости размещения палатки, походного
снаряжения и запасов число людей на борту ограничивается.

Туристские суда предназначены для
совершения более или менее продолжительных плаваний и должны обладать, помимо требуемой обитаемости,
мореходными качествами, соответствующими метеорологическим условиям на акватории маршрута плавания.
К этой категории судов могут быть отнесены как разборные байдарки и каноэ, служащие лишь средством
передвижения по воде, так и мореходные крейсерские яхты, обитаемость которых предусматривает
автономное и комфортабельное пребывание на борту экипажа в течение многих дней, а иногда и месяцев.

К лодкам для любительской рыбной ловли может быть отнесен довольно широкий ряд судов, начиная с
одноместных надувных и разборных лодок и кончая быстроходными мотолодками, на которых жители
больших городов выезжают на рыбалку за 50-100 км от городской черты. В последнем случае важно,
чтобы лодка обладала достаточно высокой скоростью и необходимыми мореходными качествами - тогда
путь к облюбованному месту рыбалки не занимает много времени и гарантируется возвращение домой при
ухудшении погоды.

Важным свойством малых судов, предназначенных для охоты, является высокая проходимость в условиях
мелководья и тростниковых зарослей, возможность их легкой маскировки. В ряде случаев предпочтение
отдается транспортабельности, позволяющей пользоваться определенными видами транспорта - от
рейсового автобуса до легкового автомобиля - для доставки лодки на какое-либо изолированное озеро.
И для рыболовных, и для охотничьих лодок важна возможность бесшумного передвижения - будь то
весла, подвесной электромотор и т.п.

Наконец, немало малых судов используется населением, особенно в сельской местности, для
хозяйственных разъездов, перевозки сена, различных сельхозпродуктов, дров, а также мелкого скота.
Для таких лодок первостепенное значение имеют достаточная грузоподъемность и вместимость, высокая
остойчивость, надежность и экономичность двигателя. На них не требуется комфортабельных сидений,
ветрового стекла и даже тента. Одним из оптимальных вариантов являются моторизованные лодки
местных типов, хорошо приспособленные к конкретным условиям акватории.

В отдельный тип судов можно выделить плавучие дачи - комфортабельные плавучие сооружения,
приспособленные для длительного отдыха на них в режиме стоянки у берега и небольших переходов при
благоприятных условиях на акватории. Иногда плавдачи бывают несамоходными и буксируются к месту
стоянки другим судном. Как правило, суда этого типа имеют помещения высотой в полный рост
человека, оборудуются открытой площадкой - солярием, и обладают малой осадкой.

В зависимости от способа движения и типа двигательной установки малые суда делят на моторные
суда - мотолодки, снабженные подвесными моторами, и катера - суда со стационарными двигателями;
гребные суда; парусные; суда с комбинированными способами движения - парусно - моторные, парусно
- гребные и гребно - моторные. Несамоходные - буксируемые суда используют в основном в качестве
плавучих дач, причалов, для перевозки больших партий грузов и т. п.

По типу движителя, т.е. устройства, непосредственно преобразующего вращающий момент двигателя в
силу - упор, двигающую судно вперед, различают моторные суда с гребным винтом (винтовые), с
воздушным винтом, с водометным движителем и реже - с гребными колесами.

Заметим, что парус и весла также являются движителями, преобразующими первый - энергию ветра,
а вторые - мускульную силу человека в упор.

По характеру движения малые суда бывают водоизмещающими, т.е. плавающими с относительно небольшой
скоростью, когда судно удерживается близ поверхности воды благодаря статической силе поддержания;
глиссирующими, поддерживаемыми при движении гидродинамическими силами, действующими на днище;
судами на подводных крыльях (СПК), гидродинамические силы на которых приподнимают судно над
водой; судами на воздушной подушке (СВП) и с аэродинамической разгрузкой (экранопланами).
Различают еще суда переходного режима, у которых действуют оба рода сил поддержания - статические
и гидродинамические.

По району плавания малые суда, поднадзорные навигационно-техническим инспекциям по маломерному
флоту, классифицируют в зависимости от минимальной высоты надводного борта, допустимой высоты
волны на акватории и удаления от берега (табл. 1). В исключительных случаях отдельные суда могут
выпускаться в плавание на волнении до 5 баллов и в район, отличный от заданного таблицей.

Таблица 1



























Класс судна

Минимальный надводный борт

Состояние моря, балл

Высота волны, м

Удаление от берега, м

Первый

250

до 1

0,50

1000

Второй

350

до 2

0,75

3000

Третий

600

до 3

1,25

6000

Суда, поднадзорные Речному Регистру, в зависимости от района плавания подразделяются на четыре
класса: М, О, Р и Л. Суда класса М рассчитаны для плавания в условиях, приближенных к морским
- при волне высотой до 3 ми длиной 40 м. Это устья больших рек - Северной Двины, Оби, Енисея;
морские заливы; озера типа Ладожского и Онежского. Судам этого класса разрешается выход в
плавание при силе ветра не выше 6 баллов по шкале Бофорта.

Суда класса O допускаются к плаванию в озерных условиях при высоте волны до 2 м и длине до 20 м,
например, в восточной части Финского залива, Рыбинском и Цимлянском водохранилищах, Днепро -
Бугском лимане, Куршском заливе и т. п.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 ми длиной 12,5 м в условиях крупных
рек типа Волги, Дона, озер средних размеров (Чудское, Ильмень, Иваньковское водохранилище). Выход
в плавание в озера допускается при силе ветра не более 6 баллов по шкале Бофорта.

Суда класса Л допускаются к плаванию на малых реках и озерах только при незначительном волнении.

Суда, допускаемые к плаванию в море, подразделяются в зависимости от района плавания на суда
неограниченного (океанского) плавания, морские, суда прибрежного морского плавания, рейдовые и
портовые.

Район плавания каждого судна в зависимости от организации, осуществляющей контроль за его
техническим состоянием и безопасностью эксплуатации, устанавливается Регистром РФ, Речным Регистром,
навигационно - техническими инспекциями по маломерному флоту или технической комиссией федерации
парусного спорта РФ.

По конструкции малые суда могут быть открытого (беспалубного) типа, частично запалубленными и
палубными.

При наличии каюты различают суда с рубками убежищами, имеющими минимальные размерения каюты;
суда с палубными надстройками, простирающимися от борта до борта (чаще всего - с носовой
надстройкой -баком) и суда с рубками (когда поперечные стенки не доводятся до бортов судна).
Крупные яхты, не имеющие рубок и надстроек, называют гладкопалубными.

В зависимости от основного материала корпуса малые суда могут быть металлическими (стальными или
из легкого алюминиевого сплава), деревянными (фанерными, шпоновыми), пластмассовыми (включая
стеклопластик, полиэтилен и другие термопластичные материалы), армоцементными и изготовленными из
прорезиненной ткани. Если корпус построен из различных материалов (например, с деревянной
обшивкой по стальному набору), то говорят, что судно имеет композитную конструкцию.

По конструкции корпуса малые суда бывают надувными, жесткими неразборными и разборными. В свою
очередь среди судов разборной конструкции различают суда секционные, складные, с мягкой обшивкой
и комбинированного типа (например, с жестким днищем и бортами из ткани; с разборным каркасом и
надувными бортами и т.п.).

Малые суда могут иметь самые разнообразные обводы, благодаря которым они наилучшим образом
приспосабливаются к условиям эксплуатации. По форме мидель-шпангоута различают круглоскулые и
остроскулые суда. В первом случае переход днища в борта выполняется по плавной кривой, во втором
- имеется угол, ясно выраженная острая кромка - скула. В ряде случаев корпуса судов могут иметь
комбинированные обводы, например, в носовой оконечности для достижения высоких мореходных качеств
применяют круглоскулые обводы, а в кормовой для повышения остойчивости или снижения ходового
дифферента - обводы с острой скулой.

По форме носовой оконечности различают суда с острым форштевнем, с носовым транцем, с санными
образованиями.

По форме кормы различают суда с транцем, с вельботной (острой) кормой, с крейсерской кормой, с
кормовым подзором и с тоннельными обводами кормы.

Остроскулые глиссирующие корпуса отличаются широким разнообразием различных типов обводов это
плоско - и изогнуто - килеватые обводы, моногедрон, с бортовыми спонсонами, тримараны, морские
сани и т.п. Отдельную группу составляют двухкорпусные суда-катамараны. Иногда глиссирующие
моторные суда этого типа называют тоннельными.

Транспортные суда - катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее 12 человек.

Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда, суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

Шлюпки судовые подразделяются на спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строят в соответствии со специальными международными правилами, они служат для спасения команды и пассажиров при аварии судов. Рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируют с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские) служат для удовлетворения культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. Из всего числа , судов индивидуального пользования насчитывается более 90%.

Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и разнообразные габариты, обводы и прочность корпуса.

Особую признательность получили мотолодки и катера для прогулок - прогулочные суда, серийно выпускаемые нашей промышленностью для продажи населению. В соответствии с ГОСТ 19105-73 валовая вместимость этих судов до 10 регистровых тонн, а пассажировместимость до 12 человек. Кроме того, катера и мотолодки судоводители-любители строят своими силами.

2. По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д. Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с переменой района, где происходит движение судна, может вызвать ухудшение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении. Сильное волнение поверхности воды может резко изменить мореходные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденные осложнения.

У судов, выходящих в открытые водные пространства, должны быть хорошие мореходные качества (плавучесть, остойчивость, непотоплямость), а у судов, плавающих на малых реках, минимальная осадка и хорошая поворотливость.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, в зависимости от их мореходных качеств и конструктивных данных, прочности, оборудования и технического состояния, делятся на классы, не зависящие от главных линейных размерений. Классификацию судов производят органы технического надзора.

3. По обводам корпуса

Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса - это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.

Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.

Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.

Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного. Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы - наличием трех килеватых образований днища.

Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть - круглоскулая.

4. По материалу корпуса

Маломерные суда делятся на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и т. д. Суда, состоящие из нескольких материалов (например, корпус деревянный, а набор металлический), называются композитными судами.

5. По движению

Маломерные суда, как правило, в качестве движителя имеют гребной винт или водометный движитель, могут иметь также парус, весла. По роду движения они делятся на винтовые, водометные, парусные, весельные.

6. По конструкции набора корпуса

Корпуса маломерных судов бывают с набором поперечным, продольным, смешанным и безнаборные.

Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.

Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.

На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.

Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда , суда на подводных крыльях и воздушной подушке .

Водоизмещающие суда (рис. 1) поддерживаются всегда на плаву только за счет архимедовой «силы поддержания», равной массе воды, вытесняемой судном.

Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.

Глиссирующие суда (рис. 2) в неподвижном состоянии поддерживаются на плаву за счет той же «силы поддержания», что и водоизмещающие суда. С повышением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде уже за счет динамических подъемных сил, возникающих на плоских участках днища. Глиссирующее судно начинает глиссировать, когда его плоское днище находу располагается под углом атаки к поверхности воды в 3-6° при определенной минимальной скорости, в зависимости от полного веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.

К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами. Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.

Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем. Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.

Мореходные моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек, называют ботами или моторными ботами и различными местными названиями.

Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами (рис. 3). Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.

К шлюпкам относятся все гребные и , являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов флота. Они служат для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и другими судами и т. д.) и специальных (завоз якорей, забортные и другие работы) целей. Поэтому шлюпки называют - спасательными, рабочими т. д.

Яхты - это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.

Глиссером является моторное судно, имеющее реданы - поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами . Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях .

Помимо габаритов, мощности двигателя, парусного вооружения и уровня комфорта, одним из наиболее важных параметров, на которые мы обращаем внимание при выборе катера или яхты, является категория плавания, то есть способность судна безопасно эксплуатироваться в определенном районе: море, реке, озере или океане.

Для классификации маломерных судов, вводимых на рынок и эксплуатируемых на территории стран Евросоюза, существует единый стандарт, предусмотренный Д ирективой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) – так называемая «Категория СЕ », или «Категория RCD », и ее соответствующие значения: «А», «B», «C» и «D». Относимость судна к одной из таких категорий говорит о типе его конструкции и районах плавания, в которых оно, в силу своих технических характеристик, мореходных качеств и уровня безопасности, может ходить.

А. Океанские суда – катера и яхты, рассчитанные на продолжительные автономные плавания, при которых сила ветра может превысить 8 баллов (≥ 17,2 м/с), а высота волн составит более 4 метров.

B. Морские суда – катера и яхты, рассчитанные на морские плавания, при которых сила ветра не превысит 8 баллов (≤ 17,2 м/с), а высота волн составит не более 4 метров.

C. Прибрежные суда – катера и яхты, рассчитанные на плавание в прибрежных водах, заливах, водохранилищах, озерах и больших реках, где сила ветра не превысит 6 баллов (≤ 10,8 м/с), а высота волн не достигнет 2 метров.

D . Суда, предназначенные исключительно для защищенных вод – лодки, катера и яхты, рассчитанные на плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов (≤ 5,5 м/с), а высота волн не достигнет 0,5 метров.




Сертификат СЕ

Категория плавания СE / RCD присваивается судну в процессе сертификации СЕ, которая является обязательной для всех маломерных судов с длиной корпуса от 2,5 до 24 метров, размещаемых на рынке или вводимых в эксплуатацию на территории стран Евросоюза.

Данная обязанность установлена Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) , введенной 16 июня 1996 года Европейской Комиссией в целях обеспечения единого уровня безопасности в разработке и производстве маломерных судов на всей территории Европейской экономической зоны.

Действие Директивы распространяется на катера и яхты длиной от 2,5 до 24 метров, предназначенные для спорта и отдыха, включая чартерные суда, а также гидроциклы и некоторое оборудование. Сюда, в том числе, входят средства водного транспорта, частично построенные на территории Евросоюза и импортированные из-за его пределов.

Соответствие судна требованиям Директивы подтверждается:

Маркировкой знаком «CE»,

Наличием уникального идентификационного номера (УИН / ИНК), который размещается на внешней стороне транца (в верхнем углу, ближе к правому борту), а также внутри салона – «скрытый» идентификационного номер (должен быть подробно записан в файле технической документации на судно),

- «табличкой» производителя, которая крепится к судну, доступна для осмотра и в обязательном порядке содержит информацию о производителе / импортере, категории конструкции, максимально допустимом количестве человек на борту, максимальной загрузке, идентификационном номер Европейского Уполномоченного органа, который выдал сертификат CE и знак «CE».

Средства водного транспорта, прошедшие сертификацию СЕ в рамках Директивы, вне зависимости от типа конструкции, размеров и категорий, должны иметь следующие документы:

Техническая документация, соответствующая Директиве, с подробным описанием судна, его дизайна, конструкции и компонентов, подтверждающая соответствие судна всем применимым в рамках Директивы международным стандартам ISO,

Руководство пользователя (инструкция), соответствующее Директиве,

Декларация соответствия Директиве.

Не подпадают под действия Директивы и, соответственно, не подлежат обязательной сертификацию СЕ и не имеют соответствующие маркировки и сертификаты:

Суда, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные лодки, которые производитель отнес к этой категории,

Каноэ и байдарки, гондолы и водные велосипеды,

Парусные доски для серфинга,

Доски для серфинга, включая доски для серфинга с мотором,

Оригинальные исторические корабли и их копии, спроектированные до 1950 года, построенные преимущественно из оригинальных материалов и помеченные как таковые изготовителем,

Экспериментальные суда, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза,

Суда, построенные для личного пользования, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза в течение пяти лет,

Подводные суда,

Суда на воздушной подушке,

Суда на подводных крыльях,

Суда с паровым двигателем, с топливом в виде угля, кокса, древесного топлива, нефти или газа.

Еще одно исключение из требований Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) составляют маломерные суда, которые были введены в эксплуатацию на территории соответствующего государства до момента его признания участником Евросоюза либо до момента реализации Директивы, то есть до 16 июня 1998 года.




Двигатель

В 2006 году вступили в силу поправки 2003/44/EC, которые акцентировали внимание Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC на уровне шума двигателей и выбросах выхлопных газов. С того времени возникало немало неприятных и непривычных для яхтсменов ситуаций, когда состояние нового двигателя неожиданно признавалось не соответствующим требованиям Директивы и судно не проходило инспекцию СЕ – оставалось либо полностью заменить двигатель, либо эксплуатировать судно исключительно за пределами Евросоюза.

Для новых судов ситуация была устранена довольно быстро: с 2006 года европейские и даже американские производители начали активно внедрять сертификацию двигателей и оборудования до момента их монтажа. Таким образом любые проблемы с последующим прохождением инспекции СЕ самого судна полностью исключались.

На сегодняшний день любые двигатели для маломерных судов, выпущенные в Европе с 2006 года, гарантированно имеют сертификат СЕ. Подобный же сертификат могут иметь двигатели некоторых производителей из США, Великобритании, Китая и Южной Америки.

Отсутствие или подделка сертификата СЕ

Если судно соответствует всем вышеперечисленным требованиям, оно должно иметь сертификат СЕ, соответствующую маркировку и документацию. Согласно Директиве о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC), в качестве санкций за нахождение судна на территории Евросоюза без сертификата СЕ, с недействительным или поддельным сертификатом СЕ, в зависимости от обстоятельств, могут быть применены запрет на эксплуатацию судна, наложение ареста на судно, штраф до 10 000 Евро и/или лишение свободы на срок до 3 месяцев.

Что дает сертификат СЕ при эксплуатации судна вне стран Евросоюза?

Для жителей России, Украины, Белоруссии и Казахстана приобретение катеров или яхт, построенных европейскими судостроителями, становится явлением довольно частым. Особенно в последнее время, когда именитые яхтенные бренды повсеместно открывают собственные представительства, появляется все больше их официальных дистрибьюторов и дилеров.

Но если для Европы наличие у яхт маркировки СЕ является делом необходимым и привычным, для нас это лишь некий дополнительный показатель, которому мы, в силу действующих локальных нормативных актов по классификации и сертификации водной техники, не всегда придаем значение.

Вместе с тем, среди известных преимуществ наличия у катера или яхты, импортируемого из Европы, сертификата СЕ мы можем выделить следующие:

Подтверждение соответствия судна международным стандартам,

Подтверждение заявленных продавцом технических характеристик судна, его дизайна, конструкции, категории плавания,

Возможность дальнейшей эксплуатации судна, его регистрации и продажи (перепродажи) на территории любого из государств-участников Европейской экономической зоны без каких-либо помех и препятствий.