Классный час Бородаенко Е. А














Конкурс «Права и обязанности». Распределите в два столбика права и обязанности школьника. 1. Уважение мнений всех учащихся и учителей. 2. Бесплатное образование. 3. Удобное рабочее место. 4. Посещение школы в предназначенное для этого время. 5. Активное приобретение знаний. 6. Защита личной собственности. 7. Хорошее поведение на уроках и переменах. 8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения 9. Бережное отношение к школьному имуществу. 10. Сотрудничество с учителями. Ответ: Права: 2, 3, 5, 6, 10. Обязанности: 1, 4, 7, 8, 9


ИТОГИ: Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт - трудовой договор или договор о выполнении устава учреждения. После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища, ВУЗа. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве, студент в учебном заведении. Помните об этом.


Наказание Статья 98. Виды наказаний 1. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, судом могут быть применены следующие виды наказаний: штраф; общественные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. 2. К несовершеннолетним могут быть применены дополнительные наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.



ГОУ ЛНР «Перевальская школа №12»

«ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСВЕННОСТЬ»

Выполнил:

Ученик 11 класса

Романко Богдан

Руководитель:

Учитель истории и права

Полякова Екатерина Владимировна

г. Перевальск, 2017 год


Цели и задачи исследования

Цель: раскрыть понятие о правах, обязанностях и ответственности детей Задачи: познакомиться с основными правами ребёнка; закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»; научиться применять права и обязанности в повседневной жизни; формировать уважительное отношение друг к другу.

По проведенному соцопросу в Перевальской школе №12 среди 8-9 классов – 40% учащихся не знают своих прав и обязанностей

Обязанность без права есть рабство;

право без обязанности - анархия.

Г. Ламенне


Что такое права ребенка?

  • ПРАВА РЕБЕНКА – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (Всеобщая декларация прав ребёнка).

Чем больше людей будут знать о своих правах и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека и правда будут соблюдаться всеми людьми во всём мире!


Первый международно-правовой акт по охране прав ребенка

  • Ребенок – такой же полноценный член нашего общества, как и любой взрослый человек, но к сожалению, в своем развитии, человечество не сразу пришло к этому пониманию.
  • 24 сентября 1924 года Генеральной Ассамблеей Лиги Наций была принята Хартия прав ребенка, впоследствии стала известна как Женевская декларация прав ребенка . Она стала первым международно-правовым актом по охране прав и интересов детей.
  • Все человечество должно заботиться о защите детства.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую Декларацию, содержащую 10 фундаментальных принципов обеспечения защиты и благосостояния детей. Декларация 1959 года послужила основой для подготовки очень важного документа, регулирующего защиту прав детей во всем мире, - Конвенции ООН о "Правах ребенка».

Конвенция – это международный закон. Принята резолюцией 44/25 генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.


Зачем нужна была Конвенция?

Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни. Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств. Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению. Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.


Пра́во ( мн. число - права ́) - признаваемое притязание на какое-либо благо или на форму поведения.

  • Получение паспорта ЛНР
  • Работать в свободное от учебы время, заключать Трудовой договор
  • Самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами
  • Осуществлять авторские права
  • Вносить вклады в банки и распоряжаться ими
  • Участвовать в молодежном движении
  • Заниматься предпринимательством, на основании письменного согласия родителей, заверенного нотариально
  • При достижении 14 лет обращаться в суд по защите своих прав.

Основные права несовершеннолетних от 14 до 18 лет:


Обязанность - Обязательство, долг, должность, необходимость, повинность.

Обязанности несовершеннолетних :

  • слушаться родителей;
  • получить основное общее образование (9 классов);
  • выполнение трудовых обязанностей, если осуществляется работа по трудовому договору;
  • соблюдение устава образовательного учреждения;
  • для ребенка мужского пола - постановка на воинский учет.

Ответственность - это особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом .

С 14 лет возлагается:

  • Самостоятельная имущественная ответственность по заключённым сделкам.
  • Возмещение причинённого вреда
  • Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений.

Уголовная ответственность наступает с 14 лет за:

  • Убийство
  • Умышленное причинение тяжкого, среднего вреда здоровью
  • Похищение человека
  • Изнасилование
  • Кража, разбой, вымогательство
  • Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества
  • Неправомерное завладение транспортного средства без цели хищения
  • Терроризм
  • Вандализм
  • Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов
  • Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
  • Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

ПОМНИТЕ! За преступлением следует наказание

Гораций

Уголовная ответственность несовершеннолетних наказуема:


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Родители имеют право, несут обязанности ответственность за воспитание и развитие ребенка; согласно Семейному Кодексу РФ это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования; на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства; на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса; РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО

на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей; при наличии оснований для жалобы на школу или преподавателя предварительно обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение; на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей; обеспечить религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО

проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений; защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий; на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав. РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО

обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию; обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении; РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ

не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя; обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условиях жизни, необходимые для нормального развития ребенка; содержать своих несовершеннолетних детей. РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; злоупотребляют родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность; совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительский прав (ограничение родительский прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства может немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф): в случаи злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей; за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача; за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершение других правонарушений (А, 35-19).

В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей: за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмена, угроз или иным способом; за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ; в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. если эти деяния соединены с жестоким обращением; за злостное уклонение от оплаты средств на содержание детей.

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14лет).

спасибо за внимание! социальные педагоги: Сегой Т.С. Хэно В.В.


Цель:

  • закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
  • формировать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, проектор, ноутбук, презентация (Приложение 1 ).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)

- Здравствуйте!- Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. - Здравствуйте!- Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин)

3. Объявление темы и постановка цели занятия:

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать о правах, обязанностях и ответственности, попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

(Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе).

Декларация о правах ребенка – ответы детей?

ВСТАВИТЬ из моей презентации

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Другое дело - конвенция; (чем конвенция отличается от декларации?) (дети) это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

Чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:

I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

В Конституции.

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

В нашей школе, как и в любом учреждении, что существует? (дети)

Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Он находится в вестибюле школы.

6. Обсуждение иллюстраций к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека.

Давайте вспомним сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию?

Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством .

Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность .

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино принадлежащего ему имущества.

7. (работа по желанию в группе или индивидуально)

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека: (слайд со статьями, распечатка статей и ситуаций детям. Приложение 2)

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)

8..Игра

Предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и сыграть в игру « Круг радости»

(говорят пожелания друг другу, можно не вставать, а передавать, кто как сидит, «по цепочке»

9. Обязанности. Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Кто прав?

Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)

Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

10. Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы. Плакат о МРОТ

Ложный звонок

Ведущий зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации...

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ведущий зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?

– В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скукогчища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

Выбрасывает телефон.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.

Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Фраза: Еще раз прицепишься- убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Ведущий оглашает приговор: по ст. 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Фраза: Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:

– А ты...

– А ты сама...

Ведущий: ст. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация.В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Пишут.

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.

Можно ли не допускать ссор?

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

С грязными руками за стол?! Помой руки!

Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Помой посуду, сынок.

Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Это проявление жестокости, папа.

Работа в группах, обсуждение, состязание.

Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).

Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» / выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.

Право на жизнь

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Право на свободный труд

Красная Шапочка

Право на свободу вступление в брак

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Каждый день, когда люди заходят вподъезд многоэтажного дома, они видятследы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сожженные кнопки лифта или звонков, сломанные почтовые ящики. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

Ведущий зачитывает: ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

Вывод . Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

11. Анкета

(на экране, Приложение 2)

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

Слово учителя:

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Говорил не рожденный малыш:
“Я боюсь приходить в этот мир...
Столько здесь неприветливых, злых
Глаз колючих, усмешек чужих...
Я замерзну, я там заблужусь,
Я промокну под сильным дождем...
Ну к кому я тихонько прижмусь?
С кем оставшись, побуду вдвоем?...”
Отвечал ему тихо Господь:
“Не печалься, малыш, не грусти...
Ангел добрый, он будет с тобой
Пока будешь мужать и расти...
Будет он тебя нежить, качать,
Наклонясь, колыбельные петь.
Будет крепко к груди прижимать,
Будет крыльями бережно греть.
Первый зуб, первый шаг видеть твой.
И ладошкой слезинки стирать.
А в болезни, склонясь над тобой,
Жар губами со лба убирать...
И когда, начиная взрослеть,
Ты дорогу отыщешь свою.
Ангел будет вослед лишь смотреть,
Повторяя молитву свою...”
Как же Ангела имя? – Скажи...
Как его мне средь тысяч узнать?
Это вовсе не важно, малыш...
Мамой будешь ты Ангела звать.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

13. Рефлексия

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. А я хочу вам всем пожелать еще побольше друзей!

Я не завидую чужому счастью
И, как умею, берегу своё.
И если у друзей в душе - ненастье,
То это горе, также, и моё!
Друзьям не расставляю я капканы,
Не закрываю сердце на засов
И не ищу в поступках их изъяны.
Друзей люблю без всяких громких слов.
Но кто-то мастер - делать людям больно.
И ненавистью душу бередя,
Изводит всех, пусть, даже, и невольно...
А злобой душит, собственно, себя!
Таких людей я искренне жалею:
В их душах не искрится яркий свет.
Там вечный мрак запущенной аллеи,
И светлых уголков там просто нет!
Что может быть страшнее лицемерья?
Всего важней: НЕ ОБНИЩАТЬ ДУШОЙ!
И я гоню и зависть, и безверье.
Для этого не нужно быть святой!
Но в истину одну я верю твердо:
Отдашь добро, ОНО ВЕРНЁТСЯ ВНОВЬ!


14. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых , школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

Притча. Вечерело. По дороге шли два путника - отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

Дедушка, - сказал мальчик, - вы не видели здесь камень?

Я убрал его с дороги.

Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

Почему же вы убрали камень?

Потому что я - Человек.

Дети читают строки.

Р. Киплинг

Ученик 1 .

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам себе наперекор Вселенной,
А маловерным отпусти их грех.
Пробьет твой час. Ты жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы. Не снисходи до них.
Умей прощать, но мне кажись прощая,
Великодушней и мудрей других.

Ученик 2.

Умей мечтать, не став рабом мечтаний,
И мыслить, мысли не обожествив.
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив.

Ученик 3.

Умей молчать, когда твое не слово
Калечит плут, чтоб обмануть глупцов.
Когда вся жизнь разрушена и снова.
Ты должен воссоздать ее с основ.

Ученик 4.

Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что нажито с трудом.
Все проиграть: И нищим стать как прежде.
И никогда не пожалеть о том.

Ученик 5.

Умей принудить сердце, нервы, тело.
Тебе служить, когда в твоей душе
Уже давно все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: «…Иди!»

Ученик 6.

Останься, прост, беседуя с царями.
Останься, честен, говоря с толпой.
Будь смел и прям с врагами и друзьями.
Пусть все в твой час считаются с тобой.

Учитель:

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье.
Тогда, мой сын, ты будешь человек.