Конкурсный управляющий банкротство. Конкурсный управляющий в процедуре несостоятельности. Упрощенная процедура при банкротстве юрлиц

Вопрос: К нам в фирму обратился один из участников ООО, который до апреля 2017 года являлся генеральным директором. С апреля 2017 года введен конкурсный управляющий. Так вот этот бывший директор обратился к нам с просьбой восстановить бухгалтерский и налоговый учет и сдать отчетность в ИФНС и Фонды за период, когда он являлся директором. Имеем ли мы право оказывать такие услуги, когда уже действует конкурсный управляющий, если его в известность не ставят? Кто должен в таком случае подписывать отчетность: бывший директор или конкурсный управляющий? И если мы все это сделаем, ложится ли на нас какая-то ответственность?

Ответ: Подписывать отчетность должен конкурсный управляющий. Бывший директор не вправе подписывать отчетность. Связано это с тем, что с даты принятия арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства полномочия руководителя организации-должника прекращаются. Бывший руководитель должен передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы и пр.

С даты решения суда о введении конкурсного производства представлять организацию без доверенности и действовать от ее имени вправе только конкурсный управляющий. Остальные лица, в том числе и бывший руководитель, вправе действовать только с распоряжения конкурсного управляющего при наличии доверенности от него. Подача бухгалтерской и налоговой отчетности в ИФНС осуществляется в обычном порядке, но подписать ее должен конкурсный управляющий или лицо, уполномоченное делать это доверенностью конкурсного управляющего.

Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

«Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 127. Конкурсный управляющий

1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

1.1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона , арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кандидатура которого представляется саморегулируемой организацией, членом которой является временный управляющий.

2. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.

Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего

1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

3. Конкурсный управляющий вправе:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника».

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

В момент, когда юридическое или физическое лицо оценено как банкрот арбитражным судом, может быть начата определенная процедура, необходимая для возврата долгов кредиторам. Данный процесс именуется конкурсным. Это производство, которое требует определенного порядка и выполнения различных действий специально назначенными лицами, что прописано законодателем в нормативно-правовых актах. А одним из основных участников дела о банкротстве является конкурсный управляющий, наделенный специфическими правами и обязанностями.

Конкурсное производство

Для того чтобы понять, кто такой конкурсный управляющий (КУ), необходимо знать, что такое конкурсное производство и некоторые особенности его открытия.

В общем, при рассмотрении дела о несостоятельности юридического лица применяются такие действия, как наблюдение, внешнее управление, оздоровление, конкурсное производство или мировое соглашение. В случае же банкротства физического лица используются только два последних указанных этапа.

В период производства по делу о несостоятельности устанавливаются исполнительные лица, называемые арбитражными управляющими.

Это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В зависимости от этапа дела о несостоятельности они могут быть внешними, временными, административными и т. д. Так, на момент конкурсного производства назначается арбитражный конкурсный управляющий, понятие, и обязанности которого закреплены соответствующим ФЗ и описаны далее в статье.

Само конкурсное производство - это процесс, наступающий после объявления должника банкротом арбитражным судом. В момент такого рода процедуры совершаются действия по поиску и сбору всего имущества должника, происходят соответствующие выплаты всем кредиторам и ликвидируется само предприятие.

Согласно законодательству РФ срок конкурсного производства составляет до полугода, но он может быть и большим (до одного года), если лицом, участвующим в деле, подано ходатайство.

В РФ рассмотрение дел о банкротстве, вся их специфика в общем закреплены в так же как и в частности конкурсное производство. Конкурсный управляющий в данном процессе играет немаловажную роль, так как является главным распорядителем всего имущества должника. Поэтому регулирование его деятельности, определение и закрепление обязанностей и прав чрезвычайно важно.

Понятие конкурсный управляющий

Это лицо, назначенное арбитражным судом в момент признания лица несостоятельным (банкротом) и установления конкурсного производства. Он является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие КУ заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Права

Полномочия и обязанности КУ закреплены в ФЗ "О несостоятельности ". В соответствии с данной статьей права конкурсного управляющего включают в себя:

  1. Распоряжение имуществом лица-должника в порядке, установленном ФЗ.
  2. Возможность увольнения работников, руководителей должника в соответствии с условиями ФЗ.
  3. Подачу заявления об отказе от выполнения договоров или других сделок, так как определено статьей 102 данного ФЗ. Кроме тех случаев, когда существуютобстоятельства, мешающие восстановлению платежеспособности обанкротившегося лица.
  4. Подачу заявления от имени должника в арбитражный суд о признании недействительными договоров и сделок, ничтожными - последствия, наступившие в результате данных решений, о взыскании убытков, понесенных вследствие действий (бездействий) руководителя (совета директоров, коллегиального исполнительного органа или любого другого управляющего органа) несостоятельного объекта.

Обязанности

Обязанности конкурсного управляющего подлежат исполнению с момента его назначения до остановки процесса по делу о банкротстве или до даты принятия мирового соглашения или дня отстранения КУ. Они включают в себя:


Если собрание кредиторов выносит решение прекратить деятельность предприятия-должника, то конкурсный управляющий это выполняет в течение трех месяцев с момента данного постановления. То есть он обязан прекратить выпуск товаров, оказание услуг или выполнение работ данной организацией. Вердикт об окончании работы фирмы не может быть вынесен в тех случаях, когда это повлечет техногенную или экологическую катастрофы, парализует работу дошкольных, лечебных, образовательных учреждений, коммунальных структур или любых других объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности людей.

Отчет конкурного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено по причинам, прописанным в статье 57 ФЗ, КУ должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

  • продажу собственности должника;
  • погашение кредитных обязательств;
  • предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица, а также сведений, которые необходимо фиксировать в данном органе согласно пункту второму статьи 11-й ФЗ "Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о местах и периодах работы и т. д.).

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, должны прилагать конкурсные управляющие реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как КУ составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности КУ

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ "О банкротстве". Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе КУ должна содержаться информация:

  • об должника, ее оценке, если таковая требовалась;
  • о количестве денежных средств, которые были зачислены на расчетный счет должника, и источниках такого финансирования;
  • о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;
  • о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;
  • о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;
  • о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;
  • о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;
  • о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;
  • о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;
  • о проведенной работе КУ по закрытию счетов должника;
  • о привлечении к лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;
  • вся другая информация, содержание которой устанавливается КУ, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.

Освобождение КУ

Конкурсный управляющий может быть освобожден или отстранен от выполнения своих обязанностей в соответствии со статьями 144 и 145 ФЗ.

Так, КУ освобождается от реализации своих функций арбитражным судом в случае:

  • собственного желания, по личному заявлению;
  • направленного саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (членом которой является КУ) соответствующего прошения в арбитражный суд.

Во втором случае ходатайство подается тогда, когда выявляются факты нарушения в деятельности конкурсного управляющего, его несоответствия занимаемой должности, некомпетентности, недобросовестной работы. При этом изначально решение принимается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а потом в течение 14 рабочих дней со дня его принятия прошение подается с арбитражный суд.

Отстранение КУ

Отстранение же управляющего может быть осуществлено, если:

  • подано ходатайство от собрания или комитета кредиторов в ситуации, когда КУ не выполняет своих обязанностей или выполняет их ненадлежащим образом;
  • какое-либо лицо, участвующее в деле о банкротстве и чьи интересы нарушены в результате деятельности конкурсного управляющего, а также в связи с этим должник или кредиторы понесли или могли понести убытки, обращается с жалобой в арбитражный суд, и данная претензия удовлетворяется;
  • выявлены обстоятельства, не позволяющие КУ быть назначенным на данную должность;
  • конкурсный управляющий нарушил условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих и был за это исключен из нее или же принудительно покинул данное общество за нарушение закона;
  • к КУ применяется административное наказание в виде лишения его права заниматься данной деятельностью.

При отстранении или освобождении назначается новый конкурсный управляющий. Это происходит согласно порядку, установленному федеральным законом. Если такое решение принято, то оно должно быть выполнено незамедлительно, хотя может быть обжаловано.

Подводя итоги, следует отметить, что конкурсное производство открывается судом только в тех случаях, когда другие операции по делу о банкротстве не принесли никакого результата или платежеспособность объекта восстановить нет возможности.

На данных этапах, как правило, у объекта банкрота есть множество невыполненных долговых обязательств и в связи с этим - множество неудовлетворенных кредиторов. Именно в такие моменты наступает конкурсное производство. Что свидетельствует о том, что конкурсный управляющий - это человек, выполняющий специфическую роль в данном процессе, о его значимости и необходимости в деле о несостоятельности.

Банкротство предполагает несколько стадий: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. На последнем этапе имущество организации-должника попадает на оценку с последующей продажей посредством электронных торгов и распределением вырученных денежных средств между кредиторами. Эта процедура длится не более 6 месяцев при отсутствии необходимого ходатайства у уполномоченного лица.

Управление всеми текущими задачами конкурсного производства передаётся специальному лицу – конкурсному управляющему. Это гражданин Российской Федерации, который наделен всеми необходимыми полномочиями, чтобы завершить процедуру банкротства юридического лица.

Кто его назначает? Требования к нему

Далеко не каждый может стать конкурсным управляющим. Так, к таким должностным лицам предъявляются следующие требования:

  • Кандидат должен сдать теоретический экзамен.
  • У него должны отсутствовать административные наказания, а также судимость.
  • Он должен быть членом одной из арбитражных управляющих.
  • Он должен иметь высшее юридическое или экономическое образование.
  • Желателен стаж работы на руководящих должностях.

Управляющий назначается арбитражным судом (ст. 127 ФЗ «О несостоятельности»), чтобы оценить и продать имущество должника, а затем расплатиться вырученными деньгами с кредиторами. Кроме оценки и распоряжения имуществом, он должен завершить процедуру ликвидации, в том числе взыскать дебиторскую задолженность, собрать кредиторов для переговоров и прочее.

Компания-банкрот может сама предложить кандидатуру на этот пост, и суд будет не вправе отказать, если предложенное лицо будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Если же у нее нет подходящей кандидатуры, то суд выдвигает её самостоятельно.

После того, как суд утвердил кандидатуру управляющего, он становится единственным органом управления организации-должника, заменяя собой и директора, и учредителей. Данное должностное лицо не обязано согласовывать никакие свои действия ни с одним из бывших органов управления.

Обязанности и полномочия

После назначения управляющий формирует так называемую конкурсную массу (совокупность материальных и денежных ценностей, принадлежащих организации-банкроту), чтобы впоследствии расплатиться с кредиторами. Чтобы максимально полно сформировать массу, он взыскивает дебиторскую задолженность с контрагентов должника. Затем имущество подвергается инвентаризации и выставляется на торги.

Кроме работы с имуществом, в задачи конкурсного управляющего входит работа с кредиторами и , а также сдача . Конечно, основной его обязанностью является участие в торгах . Это не только самая ответственная часть работы, но и самая сложная, так как из-за неправильной оценки лота и имущества в целом он может лишиться своих полномочий.

При невыполнении своих обязанностей управляющий может быть отстранён от производства судом.

Также он наделён целым рядом полномочий (ст. 129 127-ФЗ). Например:

  • владение имуществом организации-банкрота;
  • оспаривание его сделок;
  • предъявление исковых и прочих требований контрагентам должника;
  • увольнение сотрудников (в том числе и с руководящих должностей);
  • отправка документов должника в архив.

После того, как управляющий рассчитался с кредиторами, а также полностью завершил процедуру ликвидации, он должен предоставить отчётность о результатах производства в суд.

Отчет управляющего включает в себя документы, подтверждающие продажу имущества банкрота, реестр требований кредиторов с указанием произведённых выплат и прочие подтверждающие бумаги. После передачи пакета документации в суд необходимо уведомить кредиторов о завершении производства.

Подробную информацию о процедуре конкурсного производства вы можете узнать из следующего видео:

Ответственность

При ненадлежащем выполнении своих обязанностей и полномочий управляющий привлекается к ответственности. Так, он может быть привлечён к ответственности при следующих административных нарушениях:

  • фальсификация информации;
  • уничтожение сведений об имуществе должника;
  • предоставление неполной информации;
  • создание неплатёжеспособности банкрота посредством своего бездействия;
  • сокрытие части его имущества;
  • совершение действий, превосходящих его полномочия.

При вышеперечисленных административных нарушениях управляющий может быть отстранён от своей работы сроком на 3 года .

Чаще всего встречаются случаи, когда должностное лицо избегает общения с потенциальными покупателями имущества либо же специально занижает или завышает его стоимость.

Отдельно стоит выделить такой пункт, как ответственность за сохранность имущества должника от воздействий различного рода вплоть до проведения торгов.

Куда на него жаловаться?

Иногда мы можем стать свидетелями того, что рассматриваемое должностное лицо преследует свои собственные интересы и поэтому отклоняется от исполнения своих прямых обязанностей или выполняет их не в полную силу.

Если управляющий нарушает ваши права, то вы можете подать на него жалобу. Будьте готовы к тому, что обжаловать действия этого должностного лица будет непросто: от вас потребуется определённая юридическая подготовка и подкованность в данном вопросе.

Саморегулируемые организации занимаются контролем деятельности управляющих, поэтому жалоба может оказать влияние и решить вопрос в вашу пользу. Жалобы направляются в дисциплинарный комитет СРО.

Чтобы подать заявку в арбитражный суд, нужно соответствовать нескольким требованиям:

  • Во-первых, запрос должен направляться от лица, которое принимает непосредственное участие в процедуре банкротства.
  • Во-вторых, жалоба должна быть подкреплена аргументами и подтверждающими документами.
  • В-третьих, нужно явиться в суд во время её рассмотрения.

Как и СРО, суд контролирует исполнение полномочий и обязанностей данного должностного лица. Более того, именно суд обладает полномочиями по его отстранению от производства (). Однако, судя по практике, удовлетворение иска против управляющего – очень редкий случай, ведь они сами практически всегда являются опытными юристами, знающими лазейки в законах.

Как его отстранить?

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности» , конкурсный управляющий может быть отстранён от производства по следующим причинам:

  • По жалобе о ненадлежащем исполнении полномочий и обязанностей. Здесь важно соблюдать все вышеперечисленные условия.
  • На основании ходатайства кредиторов организации-банкрота о ненадлежащем исполнении полномочий и обязанностей.
  • В случае, если после назначения лица управляющим были выявлены обстоятельства, которые препятствуют его назначению (например, несоответствие требованиям).
  • На основании ходатайства СРО (обычно после направления жалобы лица, участвующего в процессе конкурсного производства).

Одновременно с процессом отстранения суд запускает процесс избрания нового должностного лица, соответствующего вышеизложенным требованиям. Иногда в процессе первичного подбора составляется лист кандидатов, и новое должностное лицо может быть выбрано с помощью данного списка.

Если суд определил, что управляющий должен быть отстранён от производства, то решение должно быть выполнено немедленно. Однако решение суда может быть обжаловано в установленные для этого сроки.

Так, КУ освобождается от реализации своих функций арбитражным судом в случае:

  • собственного желания, по личному заявлению;
  • направленного саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (членом которой является КУ) соответствующего прошения в арбитражный суд.

Во втором случае ходатайство подается тогда, когда выявляются факты нарушения в деятельности конкурсного управляющего, его несоответствия занимаемой должности, некомпетентности, недобросовестной работы. При этом изначально решение принимается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а потом в течение 14 рабочих дней со дня его принятия прошение подается с арбитражный суд.

Когда можно поменять управляющего

Бывают ситуации, когда уполномоченное лицо не исполняет свои обязанности должным образом. Тогда допускается требовать его замены. Смена арбитражного руководителя может произойти, если:

  • установлен факт выхода уполномоченного лица с организации арбитражных управляющих;
  • поступила жалоба (несоблюдение принципов объективности, беспристрастности и независимости);
  • план управления не согласован с общим собранием кредиторов;
  • поступило ходатайство от кредиторов о смене управляющего по причине неисполнения его обязанностей должным образом.

Решения высшей инстанции об отстранении обязанностей можно обжаловать в судебной инстанции. Но, до момента полного восстановления управляющий не сможет применить полномочия и исполнять вмененные обязанности.

Требования к конкурсным управляющим

Конкурсным управляющим является арбитражный управляющий, назначенный судом после признания юрлица несостоятельным (п. 1 ст. 127 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее - закон № 127-ФЗ). Требования к арбитражным управляющим закреплены в ст. 20 закона № 127-ФЗ.

Управляющий должен:

  • быть гражданином РФ;
  • состоять в одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО АУ).

Пп. 2, 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ устанавливают следующие обязательные требования для вступления в СРО АУ:

  • высшее образование;
  • стаж работы на руководящей должности не менее чем 1 год;
  • стажировка на посту помощника управляющего не менее 2 лет (СРО АУ могут своими правилами устанавливать более высокие требования к стажу работы и продолжительности стажировки);
  • успешная сдача экзамена по программе, утв. приказом Минэкономразвития от 10.12.2009 № 517;
  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
  • отсутствие административного или уголовного наказания в виде дисквалификации либо лишения права занимать определенные посты, осуществлять определенную деятельность;
  • отсутствие факта исключения из какой-либо СРО АУ на протяжении 3 лет перед подачей заявления о вступлении в СРО АУ;
  • наличие оформленного договора страхования своей ответственности сроком не менее чем на 1 год со страховой суммой не менее 10 млн руб. в год (см. ст. 24.1 закона № 127-ФЗ).

Порядок назначения конкурсного управляющего при банкротстве юрлица

Порядок назначения конкурсного управляющего в дело о банкротстве юрлица установлен ст. 45 , закона № 127-ФЗ. Кандидатура управляющего может быть предложена:

  • кредитором в заявлении о признании юрлица банкротом;
  • собранием кредиторов.

После принятия судом заявления о признании лица банкротом или протокола собрания кредиторов СРО АУ представляет информацию о соответствии предложенной кандидатуры требованиям закона № 127-ФЗ. Как правило, в задачи СРО АУ не входит документальное подтверждение указанной информации, однако суд может запросить такие документы, если о несоответствии управляющего определенным требованиям заявил участник дела о банкротстве (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60).

Если конкретная кандидатура управляющего не была предложена, заявленная СРО АУ представляет такую кандидатуру из числа своих членов, которые выразили согласие на участие в деле о несостоятельности юрлица.

Ответственность

Законодательство предусмотрело следующие виды ответственности для конкурсных управляющих:

  1. Отстранение его от работы. Данное решение может принять только суд на основании ходатайства кредиторов.
  2. Исключение из СРО. Управленец может вовсе лишиться возможности в дальнейшем заниматься такой деятельностью из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей и нарушение свода профессиональных правил СРО.
  3. Возмещение убытков. Если кредиторы смогут доказать, что в результате деятельности управляющего или его бездействия им был причинен материальный ущерб, то управляющий из своих личных средств должен будет его компенсировать. В качестве оснований для возмещения убытков может выступать неиспользование всех возможностей по истребованию дебиторской задолженности или возврату имущества, оспариванию убыточных сделок и пр.
  4. Применение иных видов ответственности. К управляющему могут быть применены меры административной и уголовной ответственности за правонарушения совершенные им в качестве руководителя.

Стандартно первоначально выносится определение о допущенных нарушениях и дается разумный срок для их устранения.

Имущественная ответственность конкурсного управляющего

В том случае, если конкурсный управляющий ненадлежащим исполнением своих обязанностей причинил должнику, конкурсным кредиторам или другим лицам убытки, факт наличия которых установлен судебным решением, он обязан возместить их (п. 4 ст. 20.4 закона № 127-ФЗ).

При этом наличие факта обращения с требованиями к третьим лицам не избавляет управляющего от ответственности, если причиненные убытки не были покрыты третьими лицами в полном объеме (п. 3 раздела «Практика применения законодательства о банкротстве» Обзора судебной практики ВС РФ от 19.10.2016 № 3).

Примером бездействия конкурсного управляющего, повлекшего причинение им убытков, является непринятие им мер:

  • по восстановлению сроков действия патентов;
  • взысканию дебиторской задолженности;
  • обеспечению сохранности имущества юрлица-банкрота (см. определение ВС РФ от 10.08.2017 № 307-ЭС17-9965 по делу № А56-70026/2010).

В том случае, если на возмещение убытков были потрачены средства компенсационного фонда СРО АУ, что привело к его уменьшению ниже установленного уровня в размере 20 млн руб., конкурсный управляющий должен возместить убытки членам СРО АУ, сделавшим дополнительные взносы.

Данные о взыскании с конкурсного управляющего убытков, возникших из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, а также о размере таких убытков подлежат размещению в Едином реестре в течение 3 дней с момента вступления судебного акта в силу.

Жалоба на управляющего конкурсным производством

Нередко при банкротстве физическим и юридическим лицам приходится обжаловать действия управляющего для защиты своих финансовых интересов. Наиболее распространенными нарушениями являются длительное бездействие, нарушение законной очередности при удовлетворении требований кредиторов или затягивание процедуры.

Жалоба в зависимости от характера правонарушений может быть передана в суд, ФНС и СРО. В тексте документа содержится информация о совершенных деяниях управленца (или, наоборот, о его бездействии) с приложением подтверждающих документов и конечная цель подачи жалобы. Это может быть отстранение кандидатуры управляющего, наложение на него штрафа, возмещение материальных убытков и пр.

Суд обязан рассмотреть поступившую жалобу в течение месяца после ее поступления.

Может ли конкурсный управляющий заключать договоры без доверенности

С момента старта конкурсного производства руководство должника отстраняется от дел и все управленческие функции переходят к назначенному руководителю. Это значит, что конкурсный управляющий наделяется правом подписания договоров без доверенности.

Но для избегания возможных злоупотреблений с его стороны часть сделок можно заключить только с согласия кредиторского собрания. Это крупные сделки с ценой, превышающей 20% от величины активов, а также с заинтересованными лицами по отношению к должнику (аффилированными компаниями, юрлицами из одной группы лиц, фирмами, принадлежащим родственникам руководства должника или управляющего).

Может ли конкурсный управляющий подавать иски в суд

К временному управленцу переходят все функции исполнительного органа, который может действовать без доверенности от юр.лица.

Конкурсный управляющий не только может, но и обязан в некоторых ситуациях подавать исковые заявления в суд. В частности, это иски, направленные на поиск и возврат имущества, которое оказалось в руках третьих лиц для принудительного взыскания.

Также управляющий направляет исковое заявление о признании части сделок недействительными, о расторжении договоров и заключении новых сделок. Какие договора можно оспорить? Те, которые заключены с заинтересованным лицом, влекут предпочтительное право на удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, при наличии положений, делающих договор ничтожным.

Закон предусматривает, что часть исков подается от имени юрлица, а другая – от конкурсного управляющего. В последнем случае речь идет исключительно об оспаривании действительности сделок.

Может ли конкурсный управляющий уволить с работы

Конкурсный управляющий не просто может, но и обязан уволить всех сотрудников. После конкурсного производства компания будет ликвидирована и все ее работники будут уволены. О факте предстоящей ликвидации всех сотрудников нужно предупредить минимум за два месяца до этого события.

В данном случае увольнению подлежат абсолютно все работники независимо от их социального статуса, в том числе беременные и матери-одиночки. Работодатель также может не оказывать содействия в их последующем трудоустройстве.

В обязанности конкурсного управляющего входит выплата зарплаты, положенных по закону компенсаций работникам, выходного пособия. В трудовые книжки сотрудников вносятся отметки о прекращении с ними рабочих отношений по причине ликвидации.

Имеет ли право конкурсный управляющий продать имущество без торгов

В общем случае имущество должника реализуется посредством электронных торгов. Торги должны быть открытыми и в них могут принять участие любые физические или юридические лица.

Вопросы относительно того, есть ли у управляющего право продать имущество, не прибегая к торгам, предмет многочисленных споров. Чтобы не возникало проблемных точек с конкурсными управляющими, стоит все же стараться не пренебрегать торгами.

Закон о банкротстве содержит указания на такие основания для продажи имущества без торгов:

  • его балансовая стоимость на последнюю отчетную дату менее 100 тыс.р. и в утвержденном плане внешнего управления была прописана возможность реализации вещи без торгов;
  • с учетом решения кредиторского собрания и при его стоимости в пределах 100 тыс.р.

В последнем случае допускается определить балансовую стоимость без привлечения независимого оценщика, если кредиторское собрание решило исключить этот этап и такое решение утверждено протоколом.

На руках у управляющего должны быть все подтверждающие документы, обосновывающие правомерность продажи без торгов: план управления, справка о балансовой стоимости, решение кредиторского собрания.

Вознаграждение управляющего

П. 3 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ устанавливает, что вознаграждение конкурсного управляющего состоит из 2 частей:

  1. Фиксированной суммы в размере 30 тыс. руб. в месяц. При сложности дела по решению кредиторов либо ходатайству участника процесса данная сумма может быть увеличена арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности.
  2. Суммы процентов.

Сумма процентов определяется в соответствии с п. 13 ст. 20.6 и составляет:

  • 7% от суммы удовлетворенных требований конкурсных кредиторов при условии удовлетворения более чем 75% заявленных требований;
  • 6% при удовлетворении 50–75% заявленных требований;
  • 4,5% при удовлетворении 25–50% требований;
  • 3% в остальных случаях.

Суммы, взысканные при привлечении собственников и руководства юрлица к субсидиарной ответственности, в указанном выше расчете не учитываются (п. 3.1 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ). Вознаграждение управляющего с данных сумм равняется 30%, куда входят расходы на услуги сторонних лиц, способствующих привлечению собственников и руководства юрлица к ответственности.