Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Чтение и драматизация отрывка из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит. Нод для детей подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой

Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Сказка Н. Сладкова «Медведь и Солнце»

Воспитатель: Бондаренко Ирина Викторовна

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: познакомить детей с новой сказкой, учить слушать сказку, развивать связную речь; продолжать формировать умение обращаться к слушателям, учить внимательно, слушать сверстников и педагогов.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце» и выражает свое отношение к ее персонажам; проявляет положительные эмоции при прослушивании записи «Весна журчит ».

Материалы и оборудование : иллюстрации к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце»; картинки с изображением ранней весны.

Активизация словаря: просочилась, слякоть, уклон, покосолапил.

Содержание организованной деятельности детей

    Чтение отрывка из стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»

Зима недаром злится...

Зима недаром злится ,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора…

Дети, а как шумит весна?(Ответы детей).

Воспитатель : - Сейчас мы с вами послушаем, как шумит весна… (слушание записи «Весна журчит»).

Какие звуки вы слышали?(Ответы детей).

Речевое упражнение «Скажи иначе»:

Воспитатель : Солнце сияет, как можно еще сказать? Ответы детей: (сверкает, ласкает, припекает, радует, прижигает).

Воспитатель : Снег проседает.

Дети ,: чернеет, тает, оседает.

Воспитатель : Вода бежит.

Дети : течёт, журчит, капает.

Воспитатель: Всю зиму медведи спят в своих берлогах, а весной просыпаются. Я прочитаю вам сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце»

2. Чтение сказки «Медведь и солнце» Н. Сладкова

Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.

Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват.

Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.

Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

Ах, так это Солнце мне штаны промочило? – рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!

А что "сейчас"? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал,да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать

Дети рассматривают иллюстрации к сказке.

Вопросы детям:

Почему медведь рассердился?

Почему вода была не виновата?

Как снег оправдывался?

Мог ли медведь что-нибудь сделать солнцу?

Что пришлось делать медведю?

Какое время года наступило?

С чего начинается весна?

3. Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперёд, Наклоны вперёд-назад.

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки. Наклоны: правой рукой коснуться

левой ступни, потом наоборот.

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. Дети садятся.

4. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

Какую сказку мы прочитали?

Что вам понравилось больше всего?

ЗАДАЧИ:

Закреплять знания о признаках осени;

Воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы;

Формировать умение выражать свои впечатления в образном слове;

Предварительная работа : Наблюдение на прогулке за живой и неживой природой осенью, отгадывание загадок по теме, рассматривание осенних листьев с разных деревьев, разучивание имитационных движений, прослушивание музыкальных произведений об осени.

ОБОРУДОВНИЕ: ИКТ, иллюстрации с осенними пейзажами (разными по настроению), рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», музыка Чайковского «Времена года. Осень»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель вносит кленовый листок в группу и говорит, что нашла листок на улице перед входом в детский сад, но этот листок необычный: кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку…

Пусто в поле, дождь идет. Ветерок срывает листья.

С севера туман ползет,

Тучи грустные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся милый друг,

Что за время года?...

Дети отвечают: Осень

Воспитатель обращает внимание на тропинку из листочков и говорит:

Ребята, посмотрите, на что это похоже выложенные листочки…

Дети отвечают.

Правильно, вы знаете, что дорожка, которая ведет в лес называется тропинка. Давайте, отправимся по этой тропинке в гости к ОСЕНИ (дети змейкой проходят к ИКТ)

На ИКТ изображена девушка в наряде осени, которая встречает их в лесу, Приветствуя их (демонстрируется слайды с осенними пейзажами и сезонными изменениями) дети отправляются в путешествие в осенний лес, звучит мелодия Чайковского «Времена года. Осень»

После просмотра звучит музыка дождя…

В.:-приглашает на физкультминутку

Физкультминутка:

Меж еловых мягких лап Дети поочередно то поднимают,то опускают руки перед собой Дождик тихо кап,кап, кап! ладонями вверх

Где сучок давно засох, Медленно приседают с опущенными прижатыми к корпусу

Вырос серый мох, мох, мох! руками. кисти рук слегка отведены в стороны, ладони смотрят

Вниз

Где листок к листку прилип, Дети медленно поднимаются, держась, руками за голову, как за шляпку

Появился гриб, гриб,гриб.

Кто нашел его друзей? Стоят прямо,пожимая плечами.

Это я, это я, это я! Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой

В.: Ребята, занимайте в лесу удобные места на пенечках. Вы наблюдали за изменениями, которые происходят в природе осенью. Что давайте их вспомним и назовем.

Дети отвечают.(меняют цвет листья и опадают на землю, солнце меньше греет, часто идет дождь, дует холодный сильный ветер, птицы улетают в теплые края, поспевают урожаи грибов и ягод, дикие животные делают запасы на зиму).

В.: Осень можно изобразить не только с помощью красок, не только с помощью музыки и движений, но также с помощью слов, как это делают поэты, вот послушайте сами стихотворение об осени.

Дети отвечают.

В.: Послушайте стихотворение И. Мазнина «Осень». Подумайте, о каком периоде осени говорится в этом стихотворении.

ОСЕНЬ

Что ни день-то резче вечер

Рвет в лесу листву с ветвей …

Что ни день-то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко как-будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед. И. Мазнин

После чтения стихотворения воспитатель задает вопросы.

В.:-О каком периоде осени написал стихотворение поэт? Почему вы так думаете?

Как об этом говорится в стихотворении?

Дети отвечают.

В,:- Вспомните, как говорится о ветре. Что он делает? Как вы понимаете эти слова? Что сказано о солнышке?

Дети отвечают. Воспитатель повторно читает стихотворение.

В.:-Как вам кажется, какое это стихотворение по настроению?

В.:-Как его надо рассказывать?

Дети отвечают.

Воспитатель читает стихотворение, давая установку на запоминание.(в дальнейшем заучиваем стихотворение).

Воспитатель: А теперь давайте стихотворение, которое мы учили попробуем рассказать ОСЕНИ.

Дети отвечают.

Осень благодарит детей и уходит дальше украшать деревья в лесу.

В.: Ребята, и нам с вами пора возвращаться по тропинке в детский сад,чтобы всем рассказать о нашем увлекательном путешествии.

Вернувшись в детский сад воспитатель предлагает вспомнить то, что увидели и услышали дети во время путешествия.

Вашему вниманию предлагается конспект НОД детей 5-6 лет по ознакомлению с художественной литературой . Тема: Литературная викторина «Что за чудо эти сказки». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы. Работа направлена на формирование у старших дошкольников образной речи: умения понимать переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок («Маша и медведь»)

12. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

13. Нет ни речки, ни пруда -

Где воды напиться?

Очень вкусная вода -

В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка»)

6 конкурс. Пословицы и поговорки .

1. Какая пословица подходит к сказке «Хаврошечка»? (Как аукнется, так и откликнется.)

2. К какой сказке подходит поговорка «Ленивому и лениться лень? («Айога»)

3. К какой сказке подходят пословицы «Крепкую дружбу и топором не разрубить», «Плохи друзья, коли до черного дня»? («Мышка Вострохвостик»)

4. К какому персонажу сказки Владимира Одоевского можно применить пословицу «Что посеешь, то и пожнешь»? (Рукадельница, Ленивица)

II часть. Драматизация любимой сказки. Педагог дает задание командам, выбрать костюмы и показать сказку. После того как дети выбрали сказку, педагог помогают им нарядиться. Проводится драматизация сказки сначала одной командой, затем другой. После очередного показа сказки, проводятся физминутки. По окончании драматизации воспитатель хвалит всех за талант, старание, умение изобразить любого героя различными средствами выразительности.

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок. (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили. (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой - подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк - зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)

Но набрел на теремок

Косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Заюшкина избушка.

В лубяной избушке

Жил заяц на опушке. (прыжки)

А в ледяной избушке-

Лисица на горушке. (повертели «хвостиком»)

Растаяла весною

Избушка на горушке (показать руками крышу)

Лисица побежала

К зайцу на опушку. (бег с повиливанием «хвостом»)

Выгнала зайчишку

Из лубяной избушки (кулачок об кулачок)

Да сама жить стала

В избушке на опушке (хлопки в ладоши)

И ни волк (руками показали «пасть»)

И ни медведь (показать).

Не смогли помочь.

Петушок отважный

Прогнал лису прочь (топать ногами)

Так остался петушок

У заюшки в избушке. (прыжки)

В лубяной избушке,

Избушке на опушке. (показать руками крышу)

Педагог: На этом наша литературная викторина подошла к концу. Мы говорим сказке до свидания, но не прощаемся с ней. Всем участникам большое спасибо.

Электронная книга "Лучшие мастер классы по рукоделию".

Для того, чтобы получить книгу, вам нужно просто ввести ваш EMAIL и ИМЯ в форму ниже.

После этого нажмите кнопку “Получить книгу”.


«Мастерклассы» © 2011-2017 .
Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.

(группа общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет)

Составила: Ефимик Н.Н., воспитатель г. Радужный, 2017 г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Снежинка»

Программное содержание: учить детей составлению и использованию модели при пересказе сказок. Упражнять в составлении небольших историй. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Предварительная работа. Чтение сказок, беседы по их содержанию.

Ход НОД:

Воспитатель (В) : Ребята, нашу встречу я хочу начать с таких слов:

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня?

Дети. О сказках

Да, ребята, сегодня мы поговорим о сказках, вспомним хорошо знакомые и

попробуем сочинить новые сказки. Но сначала, давайте ответим, что такое сказка?

Ответы детей

В.: Да, ребята, сказка - это небольшая история, рассказ. Но рассказ не простой, в сказке всегда есть волшебство и нравственный урок. Давайте вспомним знакомые нам сказки, их названия и волшебство этих сказок.

1. Нет ни речки, ни пруда.
Чтоб воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.

Какая это сказка?

Дети: сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Какое волшебство происходит в этой сказке?

Ответы детей

2. Хорошо, слушайте вторую загадку.

Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Не больше ноготка.

В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла.

Какая это сказка?

Дети: "Дюймовочка" Г. Х. Андерсен.

Какое волшебство было в этой сказке?

Ответы детей

В.: Слушайте третью загадку.

Летела стрела
И попала в болото.
А в том болоте
Поймал ее кто-то

Она распростилась
С зеленою кожей.
Вмиг сделалась сразу
Красивой, пригожей.

А сейчас о какой сказке идет речь?

Дети: Русская народная сказка "Царевна-лягушка".

А какое волшебство случается в этой сказке?

Ответы детей

А теперь задание потруднее. Какие сказки преподносят нам такой нравственный урок "Труд кормит, а лень портит"?

Дети: "Крошечка-хаврошечка", "Мороз Иванович", "Крылатый, мохнатый, да

масляный".

В.: Какие сказки дают такой нравственный урок "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"?

Дети: "Лиса и заяц", "Репка", "Зимовье", "Бременские музыканты", "Двенадцать

месяцев".

В.: Я знаю; что многие из вас любят сами придумывать сказки. Я хочу предложить вам придумать зимнюю сказку. А чтобы вам было легче, давайте превратимся на минутку в волшебника "Я все вижу". Раз-два-три. Превратились. Отправляемся в зимний лес. Раз-два-три!

(Вывешивается иллюстрация с зимним пейзажем) .

В.: Как вы думаете, что увидел волшебник в зимнем лесу?

Дети: снег, зеленую ель, зверей, птиц.

Правильно. Он увидел

Снег белый, как…

Искристый, как …

Темно зеленую ель, как …

Ствол у березы пестрый, как.....

Хвост у волка серый, как......

Глазки у ежика, как…

Лапы у зайца, как…

А теперь превратимся в волшебника "Я все только слышу". Что же он услышал в зимнем лесу в сильный мороз.

Дети: Скрип снега, потрескивание деревьев на морозе, завывание вьюги.

Молодцы!

Снег в лесу скрипит, как…

Снежинки тихо падают, как…

О., Вьюга завывает, как …

Ветер свистит, как …

Деревья от ветра поскрипывают, как......

А теперь превратимся в волшебника "Я все только чувствую". Ребята, что

чувствовали бы ваши руки, лицо в зимнем лесу.

Дети: Холодный ветер, колючий мороз.

Снег мягкий, как …

Ветер колючий, как …

Ветер холодный, как …

Кора у елки шершавая, как....

А теперь давайте с вами вспомним, с каких слов обычно начинаются сказки.

Дети: "Жили-были... ", "В некотором царстве, в некотором государстве... ".

А какими словами сказки заканчиваются?

Дети: "Вот и сказке конец, а кто слушал молодец", "Стали они в добре поживать и горя не знать".

В.: Сказки интересны тем, что в них используются сказочные слова. Например,

говорится не красивая девушка, а красная девушка; что беда не случилась, а

приключилась; не грустит, а тужит. Еще в сказках встречаются различные по характеру герои: добрые и злые. Но добро всегда торжествует над злом и заканчиваются все сказки хорошо. Я хочу чтобы каждый из вас придумал свою интересную зимнюю сказку, с различными героями но конец у всех сказок должен быть добрым.

(Дети придумывают сказки и рассказывают их) .

В.: Ребята, все ваши сказки были интересными по содержанию, с различными героями, и они мне очень понравились.

А сейчас, ребята, я расскажу вам свою сказку, а вы ее запишите, т. е. каждый

нарисует к ней свою подсказку.

(Воспитатель рассказывает сказку) .

В.: Однажды девочка собрапасьна прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же зала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул: Мама! Мама! Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

Что случилось? Ты потерялся?

Да, я потерял маму.

А какая твоя мама? У нее пушистый рыжий хвостик?

Нет, - горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

Нет, - продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно

нахмурилась и сказала:

Я знаю, у твоей мамы колючки на спине?

Нет, - продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш.

Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами- и с длинными ушами.

Да уж, - засмеялись все лесные мамы.

А какая же твоя мама?

Моя мама - самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы.

Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

И тут на поляну выбежала встревоженная олениха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.

Ребята, вы прослушали историю, а теперь подумайте, как можно изобразить ее

действия и героев.

(Дети составляют индивидуальные "подсказки" модели к этой сказке. Затем листочки собираются, выставляются на доски, и воспитатель разбирает, какие модели получились наиболее удачными и почему. По одной из моделей сказка пересказывается еще раз) .

В.: Ребята, вы сегодня были молодцы! Когда придете домой, обязательно расскажите своим родителям, о чем мы с вами говорили. И еще вам домашнее задание: подготовьте рассказ о своей маме. Ведь если так произойдет, что вы потеряетесь, как олененок, вам нужно будет рассказать о ней.

Конспект по ознакомлению

с художественной литературой

Чтение рассказа Н. Н. Носова «Огурцы».

Цель:

Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;

Совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;

Акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков;

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.

Материал:

оформленные текс писем;

иллюстрации к рассказам «Живая шляпа» , «На горке» , « Мишкина каша»

портрет Н. Н. Носова;

аудиозапись рассказа «Огурцы»;

иллюстрации к рассказу Н.Н. Носова «Огурцы».

Предварительная работа:

чтение рассказов Н. Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Мишкина каша» рассматривание иллюстраций к рассказам, беседы по содержанию рассказов.

1.Игровое упражнение «От кого письмо?»

Воспитатель: Ребята! Я сегодня получила письмо, а вот кто его отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать от кого они.

Дело в том, что в письме написан текст, а вот кто его написал неизвестно.

Воспитатель читает текст письма, задаёт вопросы детям.

Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова?

«Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять…… Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»(Вовка и Вадик)

Дети: Вадик из рассказа «Живая шляпа».

Воспитатель:« Когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

  О, говорит,   хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом!

  Ого!   говорит.   Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» – думает.

Думал, думал – и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё»

Дети: А это Котька из рассказа «На горке».

«- Ну, Мишка, - говорю, - ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.

- Давай кашу, - говорит Мишка. - Кашу проще всего.

- Ну что ж, кашу так кашу.

Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

- Сыпь побольше. Есть очень хочется!»

Дети: «Мишкина каша»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали названия всех

Дети: Николай Николаевич Носов.

2.Рассматривание иллюстраций (слайды)

Воспитатель помещает на доску портрет Н. Н. Носова.

Показ слайдов произведений Н.Носова