Конституционные принципы правосудия по гражданским делам, их роль и значение. Конституционные принципы правосудия по гражданским делам В чем состоят конституционные принципы осуществления правосудия

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции Российской Федерации, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности судак в интересах граждан, общества и государства. Конституционные гарантии дают основания именовать демократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия (гл. 7 Конституции РФ).

Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе научных исследований, сводятся в определенную систему. Входящие в систему принципы правосудия можно относить к принципам судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.) и принципам судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное). Однако, учитывая их тесную связь и взаимозависимость, свойственную организации и деятельности суда, принципы правосудия, связанные с судоустройством и судопроизводством, рассматриваются как принципы правосудия в целом Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Указ.соч.. с. 59..

Принцип законности правосудия. Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду.

Правосудие осуществляется на основе Конституции и законов. Конституционное требование гласит: суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120). При осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени.

Принцип законности правосудия - универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия.

Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. с. 541..

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Доступность судебной защиты. Принцип законности правосудия базируется на основополагающем положении Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Среди других способов защиты прав и свобод человека и гражданина судебная защита является одним из наиболее результативных.

Определяя круг лиц, имеющих доступ к судебной защите, Конституция употребляет термин "каждый". Таким образом, судебная защита доступна также и иностранным гражданам и лицам без гражданства. За защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы Ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.. Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители Ст. 56 Семейного кодекса РФ..

Особого внимания заслуживает доступность судебной защиты в сфере уголовного судопроизводства. Отметим двуединую задачу суда: с одной стороны - обеспечение граждан на защиту от действий уголовных элементов, с другой - обеспечение законных прав лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

Существенной стороной обеспечения права на защиту является оказание квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве. Право пригласить защитника возникает с момента задержания, предъявления обвинения, аресте или передаче дела в суд.

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Конституция (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Равенство перед законом означает: 1) одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам; 2) диктует необходимость исключить возможность установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией.

Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы независимо от социальных, имущественных или других различий.

В заключение отметим, что одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом является установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан, причинившее вред их правам и интересам Ст. 136 Уголовного кодекса РФ..

Принцип участия граждан в отправлении правосудия. Согласно Конституции РФ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В соответствии со ст. 36 и 421 УПК Российской Федерации суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к насильственному изменению конституционного строя, разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушение правил международных полетов, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия, или изнасилование малолетней, хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную или культурную ценность, заведомо незаконный арест или задержание, принуждение к даче показаний, посягательство на жизнь работника милиции, угон воздушного судна и ряд других.

Участие граждан в осуществлении правосудия является их гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, и их права и обязанности устанавливаются Федеральным законом "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".

Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе. Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия.

Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение уголовных, гражданских и арбитражных дел.

Принцип презумпции невиновности. Суть данного принципа в Конституции сформулирована следующим образом: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда" (ч. 1 ст. 49).

Независимость судей и подчинение их только закону. Конституция устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам (ст. 120). Принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность. Юридические гарантии независимости судей реально воплощаются в нормах об их несменяемости и неприкосновенности и других положениях Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации". В соответствии с данным законом судьи несменяемы; гарантируется их неприкосновенность (неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи) и предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, а также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.

Принцип гласности в деятельности суда. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.

Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.

На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах. В соответствии с Конституцией государственным языком на всей территории России является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68). Конституция установила право каждого пользования родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26).

Все стадии производства должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Все судьи обязаны знать язык, на котором ведется судопроизводство в регионе их юрисдикции. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать в суде, давать показания, заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов и др.

В судебной системе Российской Федерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Федерации.

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Реферат

    По дисциплине: Конституционное право Российской Федерации
на тему: Конституционные принципы правосудия.

I. Введение 3
II.Понятие и система принципов правосудия 5
III. Конституционные принципы правосудия 9
IV. Заключение 19
V. Библиографический список 21

Введение
В демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.1
Конституционные принципы правосудия - это закрепленные в Конституции и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей правовой и судебной систем России.
Особенность принципов правосудия заключается в том, что почти все они даны в Конституции и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судоустройства и процессуального права.

В законодательстве закреплена целая система принципов правосудия, которая строится по двум направлениям – это, прежде всего те, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, и те, которые прямо в ней не закреплены, но вытекают из ее положений.
Как видим, принцип - принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.

Актуальность темы «конституционные принципы правосудия» обусловлена тем, что в системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека.2

II. Понятие и система принципов правосудия

В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.
Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, т.е. в федеральных законах о судебной системе и о судах.
Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что: а) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу; б) ее нормы имеют прямое действие на всей территории России; в) законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России 3 .
Вопрос о действии принципов правосудия не может быть решен без учета ч.З ст. 15 Конституции Российской Федерации, провозгласившей составной частью правовой системы России общепризнанные принципы и нормы международного права и международный договоры Российской Федерации. При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Сформулированные в соответствии с господствующими в обществе представлениями о наиболее рациональных и справедливых формах осуществления правосудия, конституционные принципы в своей взаимосвязи образуют систему, ту единую цепь, каждое звено которой характеризуют отдельную сторону или грань правосудия. Рассматривая все звенья этой цепи в единстве, можно уяснить сущность российского правосудия в целом.
Действующая Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Из этого положения вытекают другие конституционные установления: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Воплощение этих положений в жизнь означает, что государство и право существуют, прежде, всего и главным образом для человека, реально отражают потребности членов общества, защищают и оберегают их. Это гуманистическая ориентация Конституции РФ нашла адекватное воплощение и в установленных ею принципах правосудия. 4
К системе конституционных принципов есть основание отнести принципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения прав граждан на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; обеспечения пользования родным языком при осуществлении правосудия; участия граждан в осуществлении правосудия; охраны чести и достоинства личности; непосредственности и устности судебного разбирательства при осуществлении правосудия.
Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.
Конституционные принципы правосудия в Уголовно-процессуальном кодексе выражены не только в общих положениях, но в значительной степени, также в правовых нормах, регулирующих отдельные стадии и институты. Не все принципы проявляются в одинаковой степени на различных стадиях процесса. Их проявление в каждом случае зависит от ряда обстоятельств: задач, стоящих перед конкретной стадией уголовного процесса; роли различных государственных органов и должностных лиц на определенном этапе процесса; особенностей стадий и институтов; значения деятельности граждан, участвующих в процессе, и др. Наиболее полно все принципы реализуются в стадии судебного разбирательства. В других стадиях они проявляются в меньшей степени, чем в судебном разбирательстве. В стадии предварительного расследования некоторые принципы проявляются в ограниченных пределах или не проявляются совсем.
Специфика реализации принципов в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимно связаны. Например, принципы гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в уголовном процессе, не могли бы быть реализованы, если бы уголовный процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия и в ходе судопроизводства. В свою очередь принципы независимости судей и подчинения их только закону, обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на защиту представляют собой те основополагающие начала, без осуществления которых нельзя обеспечить достижение объективной истины и, следовательно, обеспечить осуществление правосудия. В то же время необходимо подчеркнуть, что независимость судей в значительной степени зависит и от того, как формируются суды, от кого судьи, присяжные и народные заседатели получают полномочия. Сказанное позволяет сделать вывод, что принципы находятся между собой в органической связи и взаимной обусловленности. Это позволяет говорить о наличии системы принципов правосудия.

III. Конституционные принципы правосудия

Правосудие есть основание всех общественных добродетелей.
Гольбах П.
Конституционные принципы осуществления правосудия – это закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности; которые лежат в основе правосудия.5

    принцип законности (ст. 15 Конституции РФ).
Законность – соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов гражданами, учреждениями и организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т.д.)
    равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).
Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Любой человек независимо от его положения, заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело должно быть рассмотрено, и по нему должно быть вынесено справедливое решение (приговор).
Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами (например: норма ст. 32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными).6 Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом.
    презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).
Совокупность трех элементов, содержащихся в данной статье, именуется презумпцией невиновности.
В демократическом правовом государстве только суд, тщательно исследуя все обстоятельства дела с применением процедур, установленных уголовно- процессуальным законодательством, может сделать вывод о том, что человек виновен в совершении преступления. Виновность лица устанавливается не с момента провозглашения приговора, а с момента вступления его в законную силу. Приговор вступает в законную силу и подлежит исполнению, а лицо признается виновным по истечении срока кассационного обжалования (опротестования) приговора. Если же приговор обжалован или опротестован в кассационном порядке, он вступает в законную силу после его пересмотра вышестоящим судом.
Важный элемент презумпции невиновности – запрещение возлагать бремя доказывания своей невиновности на обвиняемого. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда. Закрепленное в ст. 51 Конституции право не свидетельствовать против себя,7 отсутствие ответственности обвиняемого за дачу ложных показаний и уклонение от дачи показаний, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе иные положения, гарантируют защиту обвиняемого от незаконного привлечения к уголовной ответственности и осуждения.8
Следующий неотъемлемый элемент презумпции невиновности – толкование неустранимых сомнений в виновности лица в пользу обвиняемого. Если доказательств по делу недостаточно для достоверного утверждения о виновности обвиняемого, степени его участия в совершении преступления, о самом событии преступления, а сомнения и противоречия, возникшие в ходе следствия и суда, невозможно достоверно перепроверить и устранить, все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого. В основе обвинительного приговора должны лежать не предположения, а точно установленные факты.
    осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ).
Правосудие это вид государственной деятельности, заключающийся в разрешении социальных конфликтов, связанных с действительным или мнимым нарушением прав их участников. Эта деятельность осуществляется исключительно судами и представляет собой судебную власть. Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.
    обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина – наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Установленное Конституцией место судебной власти, обеспечивающее ее самостоятельность и независимость, конституционные требования к судьям, демократические принципы судопроизводства, возможность получения квалифицированной юридической помощи делают суд доступным для каждого человека органом правовой защиты личности, ее прав и законных интересов. Суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию, рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), тем самым, восстановив нарушенное право человека и защитив их законом.
    обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ).
Право пользования квалифицированной юридической помощи гарантируется каждому в случае обращения в суд в связи с нарушением прав и охраняемых законом интересов, при привлечении лица к уголовной или административной ответственности. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 31. 05. 2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».9
В качестве одной из гарантий неприкосновенности личности в РФ Конституция устанавливает момент, в котором задержанный, заключенный под стражу, и обвиняемый вправе пользоваться помощью адвоката. Орган дознания, предварительного следствия или суд обязаны обеспечить по просьбе указанных лиц участие защитника в течение 24 часов с момента объявления задержанному протокола задержания, объявления арестованному постановления о заключении под стражу, предъявления подозреваемому обвинения.
Адвокаты участвуют в деле на основе соглашения с доверителем либо по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда.
    обеспечение законности, компетентности, беспристрастности суда (ст. 48, 118 Конституции РФ).
Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, при которых мала вероятность назначения судей некомпетентного претендента.
Беспристрастность обеспечивается ерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (например, родственные связи, имущественные интересы). При сомнении в беспристрастности судьи данный судья может быть отведен в соответствии с процессуальным порядком.
    состязательность и равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ).
Принцип состязательности – один из демократических принципов судопроизводства, обеспечивающих равенство сторон в судебном процессе.
Данный принцип подразумевает:
    равенство сторон в гражданском деле. Гражданско-процессуальный кодекс гарантирует сторонам соблюдение принципа состязательности и равные права в гражданском процессе;10
    равенство обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом в судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равным правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства;11
    равенство защиты и обвинения;
    состязательный характер рассмотрения дела в суде – возможность всем сторонам доказывать правоту и бороться за решение дела в их пользу.
    открытое разбирательство дел в суда (п. 1 ст. 123 Конституции РФ).
Открытость, гласность судебного разбирательства является одной из гарантий независимости суда, демократичного ведения судебного процесса. Открытое разбирательство дел судом закреплено в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве. Граждане, как имеющие отношение к делу, так и не имеющие, пресса, представители государственных органов и др. имеют право беспрепятственно посещать судебные заседания.
При наличии веских оснований (интересы государственной безопасности, сохранение государственной тайны, тайны усыновления, интимной жизни и др.) по решению суда проводится закрытое судебное заседание.
    независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ).
Независимость судей, а значит и судебной власти – одно из основных условий демократического правового государства, поскольку без обеспечения такой независимости становится невозможной эффективная защита прав и свобод человека и гражданина. Независимость судей проявляется в том, что они самостоятельны, но независимо от чьей бы, то, ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией РФ и законом. Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность. Независимость судей гарантируется:
    установленной процедурой осуществления правосудия, исключающей под угрозой ответственности чье-либо вмешательство в деятельность судей;
    особы порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
    неприкосновенностью судьи;
    правом судьи уйти в отставку;
    предоставление судье за счет государства высокого материального и социального обеспечения.
    национальный язык судопроизводства (ст. 26, 68 Конституции РФ).
Каждое государство закрепляет наиболее распространенный язык общения народа в качестве государственного. На этом языке работают органы государственной власти, публикуются законы, ведется судопроизводство, выходят государственные средства массовой информации. В соответствии с законом РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов РФ» государство обязано заботиться о языках народов России, создавать условия для их сохранения и равноправного самобытного развития.12 По общему правилу, правосудие в РФ осуществляется на русском языке. В случае если дело рассматривается в местности, где распространен другой язык (например, в республике в составе РФ), правосудие происходит на национальном языке. При невладении участником процесса языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.
    участие граждан в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32 Конституции РФ).
Право граждан участвовать в отправлении правосудия является одной из форм прямой демократии и предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя, статус которых определен федеральным законодательством.
К отправлению правосудия в РФ наряду с профессиональными судьями привлекаются представители народа – народные, арбитражные заседатели (рассматривают дела совместно с судьей) и в отдельных случаях – присяжные заседатели (наличие граждан, не имеющих отношения к рассматриваемому делу и выносящих вердикт о виновности или невиновности подсудимого) при рассмотрении дел, представляющих большую общественную опасность.
Гражданин РФ, обладающий установленными законодательством требованиями и сдавший квалификационный экзамен, может стать профессиональным судьей. Основные положения о статусе мировых судей содержаться в Федеральном законе от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ».13 Статус арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».14
    неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ).
Неприкосновенность личности заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека, посягать на его жизнь, здоровье, половую свободу, честь, достоинство, духовную, нравственную свободу, против воли воздействовать на психику, осуществлять за ним наблюдение, охрану.
    неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ).
Одной из сторон личной неприкосновенности выступает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
В Конституции и законодательстве не содержится понятия частной жизни, подлежащей государственной охране. Под частной (личной) жизнью следует понимать все сферы жизни человека: семейную, бытовую, сферу общения, отношения к религии, внеслужебные занятия, увлечения, отдых и иные, которые сам человек не желает предавать гласности. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза. На основании отдельных ведомственных актов подлежат повышенной охране тайна диагноза СПИДа и тайна психического заболевания.
Сведения о частной жизни, личные, семейные тайны могут быть доверены священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения, поскольку эти лица несут юридическую (врач, нотариус,), корпоративную (адвокат) или религиозную (священник) ответственность. Перечисленные лица, а также депутаты, освобождаются от ответственности за отказ дачи свидетельских показаний за неразглашение сведений, которые стали им известны в процессе профессиональной деятельности. Прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, не имеют права разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела). Обязанность охраны полученных от граждан сведений об имуществе и доходах возлагается на работников налоговых органов. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уголовная ответственность.
    неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ).
Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер, звукозаписывающих устройств. Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.
Законным является проникновение в жилище независимо от воли проживающих в нем лиц в случаях, установленных законодательством РФ, в том числе при пожарах, землетрясениях и иных стихийных бедствиях; по судебному решению, решению иных правоохранительных органов в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.
Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность по ст. 139 Уголовного кодекса.15 Если такое проникновение произошло с применением насилия или с угрозой его применения или совершено лицом с использованием своего служебного положения, уголовная ответственность ужесточается.
Проанализировав конституционные принципы правосудия можно сделать вывод о том, что – принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы - принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

Заключение
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».
Один из важнейших принципов – осуществление правосудия только судом. Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.
Принцип осуществления правосудия только судом – главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Конституционные принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы-принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.
и т.д.................

Правосудие есть основание всех общественных добродетелей.

Гольбах П.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления):

отправление правосудия.

Правосудие можно определить как осуществляемую от имени государства деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и иных юридических дел в установленном законом процессуальном порядке и подтвержденная принудительной силой государства по защите прав и интересов граждан и охране закона.1 Правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства и базируется на конституционных началах, а также закрепленных в ФЗ «О судебной системе» принципах.2

При осуществлении правосудия суд, являясь органом судебной власти, не создает общеобязательных норм, а применяет их для разрешения возникших правовых споров. Согласно иным функциям судебные органы в установленных законом случаях полномочны разъяснять, толковать нормы права, признавать их недействительными, а также осуществлять ряд других полномочий.

судебный контроль (конституционная юстиция – контроль за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ) и судебный административный контроль (административная юстиция – контроль законности актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. 1

Конституционные принципы осуществления правосудия – это закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности; которые лежат в основе правосудия.2

принцип законности (ст. 15 Конституции РФ).

Законность – соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов гражданами, учреждениями и организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т.д.)

равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Любой человек независимо от его положения, заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело должно быть рассмотрено, и по нему должно быть вынесено справедливое решение (приговор).

Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами (например: норма ст. 32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными).3 Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом.


презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).

Совокупность трех элементов, содержащихся в данной статье, именуется презумпцией невиновности.

В демократическом правовом государстве только суд, тщательно исследуя все обстоятельства дела с применением процедур, установленных уголовно-процессуальным законодательством, может сделать вывод о том, что человек виновен в совершении преступления. Виновность лица устанавливается не с момента провозглашения приговора, а с момента вступления его в законную силу. Приговор вступает в законную силу и подлежит исполнению, а лицо признается виновным по истечении срока кассационного обжалования (опротестования) приговора. Если же приговор обжалован или опротестован в кассационном порядке, он вступает в законную силу после его пересмотра вышестоящим судом.

Важный элемент презумпции невиновности – запрещение возлагать бремя доказывания своей невиновности на обвиняемого. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда. Закрепленное в ст. 51 Конституции право не свидетельствовать против себя,1 отсутствие ответственности обвиняемого за дачу ложных показаний и уклонение от дачи показаний, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе иные положения, гарантируют защиту обвиняемого от незаконного привлечения к уголовной ответственности и осуждения.2

Следующий неотъемлемый элемент презумпции невиновности – толкование неустранимых сомнений в виновности лица в пользу обвиняемого. Если доказательств по делу недостаточно для достоверного утверждения о виновности обвиняемого, степени его участия в совершении преступления, о самом событии преступления, а сомнения и противоречия, возникшие в ходе следствия и суда, невозможно достоверно перепроверить и устранить, все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого. В основе обвинительного приговора должны лежать не предположения, а точно установленные факты.

осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ).

Правосудие это вид государственной деятельности, заключающийся в разрешении социальных конфликтов, связанных с действительным или мнимым нарушением прав их участников. Эта деятельность осуществляется исключительно судами и представляет собой судебную власть. Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.

обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина – наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Установленное Конституцией место судебной власти, обеспечивающее ее самостоятельность и независимость, конституционные требования к судьям, демократические принципы судопроизводства, возможность получения квалифицированной юридической помощи делают суд доступным для каждого человека органом правовой защиты личности, ее прав и законных интересов. Суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию, рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), тем самым, восстановив нарушенное право человека и защитив их законом.

обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ).

Право пользования квалифицированной юридической помощи гарантируется каждому в случае обращения в суд в связи с нарушением прав и охраняемых законом интересов, при привлечении лица к уголовной или административной ответственности. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 31. 05. 2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».1

В качестве одной из гарантий неприкосновенности личности в РФ Конституция устанавливает момент, в котором задержанный, заключенный под стражу, и обвиняемый вправе пользоваться помощью адвоката. Орган дознания, предварительного следствия или суд обязаны обеспечить по просьбе указанных лиц участие защитника в течение 24 часов с момента объявления задержанному протокола задержания, объявления арестованному постановления о заключении под стражу, предъявления подозреваемому обвинения.

Адвокаты участвуют в деле на основе соглашения с доверителем либо по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда.

обеспечение законности, компетентности, беспристрастности суда (ст. 48, 118 Конституции РФ).

Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, при которых мала вероятность назначения судей некомпетентного претендента.

Беспристрастность обеспечивается ерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (например, родственные связи, имущественные интересы). При сомнении в беспристрастности судьи данный судья может быть отведен в соответствии с процессуальным порядком.

состязательность и равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ).

Принцип состязательности – один из демократических принципов судопроизводства, обеспечивающих равенство сторон в судебном процессе.

Данный принцип подразумевает:

равенство сторон в гражданском деле. Гражданско-процессуальный кодекс гарантирует сторонам соблюдение принципа состязательности и равные права в гражданском процессе;1

равенство обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом в судебном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равным правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства;2

равенство защиты и обвинения;

состязательный характер рассмотрения дела в суде – возможность всем сторонам доказывать правоту и бороться за решение дела в их пользу.

открытое разбирательство дел в суда (п. 1 ст. 123 Конституции РФ).

Открытость, гласность судебного разбирательства является одной из гарантий независимости суда, демократичного ведения судебного процесса. Открытое разбирательство дел судом закреплено в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве. Граждане, как имеющие отношение к делу, так и не имеющие, пресса, представители государственных органов и др. имеют право беспрепятственно посещать судебные заседания.

При наличии веских оснований (интересы государственной безопасности, сохранение государственной тайны, тайны усыновления, интимной жизни и др.) по решению суда проводится закрытое судебное заседание.

независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ).

Независимость судей, а значит и судебной власти – одно из основных условий демократического правового государства, поскольку без обеспечения такой независимости становится невозможной эффективная защита прав и свобод человека и гражданина. Независимость судей проявляется в том, что они самостоятельны, но независимо от чьей бы, то, ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией РФ и законом. Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность. Независимость судей гарантируется:

установленной процедурой осуществления правосудия, исключающей под угрозой ответственности чье-либо вмешательство в деятельность судей;

особы порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

неприкосновенностью судьи;

правом судьи уйти в отставку;

предоставление судье за счет государства высокого материального и социального обеспечения.

национальный язык судопроизводства (ст. 26, 68 Конституции РФ).

Каждое государство закрепляет наиболее распространенный язык общения народа в качестве государственного. На этом языке работают органы государственной власти, публикуются законы, ведется судопроизводство, выходят государственные средства массовой информации. В соответствии с законом РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов РФ» государство обязано заботиться о языках народов России, создавать условия для их сохранения и равноправного самобытного развития.1 По общему правилу, правосудие в РФ осуществляется на русском языке. В случае если дело рассматривается в местности, где распространен другой язык (например, в республике в составе РФ), правосудие происходит на национальном языке. При невладении участником процесса языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.

участие граждан в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32 Конституции РФ).

Право граждан участвовать в отправлении правосудия является одной из форм прямой демократии и предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя, статус которых определен федеральным законодательством.

К отправлению правосудия в РФ наряду с профессиональными судьями привлекаются представители народа – народные, арбитражные заседатели (рассматривают дела совместно с судьей) и в отдельных случаях – присяжные заседатели (наличие граждан, не имеющих отношения к рассматриваемому делу и выносящих вердикт о виновности или невиновности подсудимого) при рассмотрении дел, представляющих большую общественную опасность.

Гражданин РФ, обладающий установленными законодательством требованиями и сдавший квалификационный экзамен, может стать профессиональным судьей. Основные положения о статусе мировых судей содержаться в Федеральном законе от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ».1 Статус арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».2

неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ).

Неприкосновенность личности заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека, посягать на его жизнь, здоровье, половую свободу, честь, достоинство, духовную, нравственную свободу, против воли воздействовать на психику, осуществлять за ним наблюдение, охрану.

неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ).

Одной из сторон личной неприкосновенности выступает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

В Конституции и законодательстве не содержится понятия частной жизни, подлежащей государственной охране. Под частной (личной) жизнью следует понимать все сферы жизни человека: семейную, бытовую, сферу общения, отношения к религии, внеслужебные занятия, увлечения, отдых и иные, которые сам человек не желает предавать гласности. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза. На основании отдельных ведомственных актов подлежат повышенной охране тайна диагноза СПИДа и тайна психического заболевания.

Сведения о частной жизни, личные, семейные тайны могут быть доверены священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения, поскольку эти лица несут юридическую (врач, нотариус,), корпоративную (адвокат) или религиозную (священник) ответственность. Перечисленные лица, а также депутаты, освобождаются от ответственности за отказ дачи свидетельских показаний за неразглашение сведений, которые стали им известны в процессе профессиональной деятельности. Прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, не имеют права разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела). Обязанность охраны полученных от граждан сведений об имуществе и доходах возлагается на работников налоговых органов. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уголовная ответственность.

неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ).

Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер, звукозаписывающих устройств. Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.

Законным является проникновение в жилище независимо от воли проживающих в нем лиц в случаях, установленных законодательством РФ, в том числе при пожарах, землетрясениях и иных стихийных бедствиях; по судебному решению, решению иных правоохранительных органов в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.

Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность по ст. 139 Уголовного кодекса.1 Если такое проникновение произошло с применением насилия или с угрозой его применения или совершено лицом с использованием своего служебного положения, уголовная ответственность ужесточается.

Проанализировав конституционные принципы правосудия можно сделать вывод о том, что – принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы - принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительными или предполагаемыми нарушениями норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации Конституция РФ. Гл.7 и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации» СЗ РФ. 1997 №1. Ст.1 .

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом. Конституция РФ ст.118 Это означает, что в Российской Федерации нет, и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое отражение и в установлении рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства,То же ч.2 и ст. 118. а также рамок судебной системы РФ, которая определяется Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».

Судебная система РФ включает федеральные суды: конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общий юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющих систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» // СЗ РФ. 1998.№51 ст.6270.

Отсюда следует. Что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Президентом Российской Федерации от 31 декабря 1993г. Судебная палата по информационным спорам в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

В Конституции РФ особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов. Конституция РФ ч. 3. ст. 118

Носителям судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции (ст.119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992г. «О статусе судей в РФ» Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 №30 Ст.1792; СЗ РФ 1995 №26. Ст.2399; 1999 №29. Ст.3690; 2000. №26. Ст.2736.,согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалифицированной коллегии судей.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигнувший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигнувший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умолить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастия; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Согласно Конституции РФ судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Конституция РФ ст. 128

В Конституции закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подчинены. Независимость судов - важнейшее условие независимости и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. То же ст. 120

В соответствии с Конституцией РФ судьи не сменяемы. Несменяемость судьи означает, стабильное сохранение им законной должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Конституция РФ ст.121

Согласно Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядки и основания предусмотрены Законом «О статусе судей в Российской Федерации». То же ст. 121

В Конституции РФ указывается, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одно из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. То же ст.122

Независимость судьи, в значительной мере, обеспечивается тем, что он, не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации. Судья не подлежит административной ответственности, и к нему не может быть применена ни одна из мер административного наказания. К судье не применимо также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - одно из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах рассматриваются, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Закрытое судебное разбирательство, также допускается по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни, участвующих в этих делах лиц.

В Конституции РФ указывается, что заочное разбирательство дел в судах, не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Однако существует возможность разбирательства дела в отсутствие подсудимого. Когда подсудимый находится вне пределов страны и уклоняется от явки в суд. А также, по делам о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствии.

Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, настаивающего на удовлетворении его требований. При этом истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений. Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только судье, который свободен в оценке представленных доказательств и действует как орган правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия, в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно Конституции РФ в случаях предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к насильственному изменению государственного строя, разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушение правил между народных полетов, изготовление и сбыт поддельных денег, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование и т.д. УПК ст.36 и 421.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей.

Помимо присяжных, к осуществлению правосудия, привлекаются народные и арбитражные заседатели. Федеральный закон от 2.01.2000 «О народных заседаниях федеральных судов в РФ» // СЗ РФ 2000 №2

В соответствии с Конституцией РФ финансирование судов происходит только из федерального бюджета. Это положение имеет целью оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости. Федеральный закон 10.02.1999 «О финансировании судов РФ» // СЗ РФ 1999 №7 ст.377.

Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Судебная власть также осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска и т.д.), толкование правовых норм, удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвести пропавшим), ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (нп. признание человека недееспособным).

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие.

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом.

К федеративным судам относятся:

  • 1. Конституционный суд Российской Федерации;
  • 2. Верховный Суд Российской Федерации и нижестоящие суды общей юрисдикции;
  • 3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и нижестоящие арбитражные суды.

Носителями судебной власти Российской Федерации являются, прежде всего, судьи.

В Конституции РФ закреплено;

  • -- суды независимы и подчиняются только Конституции РФ;
  • --судьи несменяемы;
  • -- судьи неприкосновенны;
  • -- разбирательство дел в судах является открытым;
  • -- заочное разбирательство дел в судах недопустимо;
  • -- судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;
  • -- граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия;
  • -- финансирование судов происходит только из федерального бюджета.

Принципы правосудия закреплены основополагающими международно-правовыми актами - Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Наличие и содержание принципов правосудия в конституциях зарубежных стран во многом зависят как от конституционных традиций, так и от задач конституционного строительства, стоящих перед конкретным государством. При этом наблюдается следующая закономерность: принципы правосудия представлены максимально содержательно в конституциях государств, переживших антидемократические политические режимы. Таким образом, перечисленные ниже конституционные принципы призваны гарантировать демократический характер правосудия и защиту прав личности от судебного произвола.

1. Всеобщий и равный доступ к правосудию. Без обеспечения доступа к правосудию не может быть реализовано конституционное право каждого на судебную защиту своих прав и законных интересов. Всеобщему и равному доступу к правосудию призван способствовать ряд организационных мер, например таких как: оптимальное определение территории судебных округов с учетом численности и состава населения; гибкий учет демографических процессов при определении как числа судей в отдельных судах, так и судейского корпуса в целом; запрет судам отказывать в приеме к рассмотрению исков под предлогом отсутствия или пробельности законодательных или иных норм («отказ в правосудии», который может повлечь наказание судьи ).

Основным же препятствием на пути реализации этого принципа является дороговизна юридической помощи, необходимой гражданам для обращения в суд, и самого судебного процесса. Нельзя сказать, что в демократических странах не принимаются меры, призванные, если не устранить, то хотя бы смягчить это препятствие. Безвозмездная правовая помощь была расширена во Франции в 1970-е гг., а в ФРГ - в 1980 г. Английский Закон о правовой помощи 1974 г. гарантирует бесплатный совет квалифицированного юриста, если лицо имеет доход ниже определенной, фиксируемой законом границы. В США в 1975 г. была создана Корпорация по оказанию правовой помощи малоимущим гражданам, финансируемая из федерального бюджета. В ряде стран предусмотрено бесплатное (т. е. без оплаты судебной пошлины) рассмотрение дел, а также предоставление подсудимому бесплатной помощи адвоката. Так, в соответствии со ст. 119 Конституции Испании «правосудие осуществляется бесплатно, когда это предусмотрено законом, и во всех случаях для лиц, которые не обладают достаточными средствами для ведения процесса».

  • 2. Гарантия подсудности. Она, пожалуй, наиболее четко выражена в ст. 101 Основного закона ФРГ: «Никто не может быть изъят из ведения своего законного судьи». Это означает, что уголовное или гражданское дело будет разбираться в суде, который заранее определен правовыми нормами о подсудности. Запрещаются суды, специально образуемые для рассмотрения какого-либо конкретного дела, или передача дел из одного суда в другой суд, кроме случаев, специально предусмотренных законом. Гарантия подсудности облегчает гражданам доступ к правосудию.
  • 3. Открытость и гласность правосудия, означающая, что судебные заседания открыты для публики и средств массовой информации. Даже в тех специально оговоренных законом случаях, когда судебные заседания могут быть закрытыми (по соображениям морали, общественного порядка, государственной безопасности, охраны частной жизни), «решение суда должно оглашаться публично» (ст. 120 Конституции Испании). Открытость правосудия, с одной стороны, способствует росту правосознания и правовой культуры в обществе, а с другой - позволяет общественному мнению оценивать деятельность судебных органов. В связи с этим в наше время особенно важна роль средств массовой информации. Их право на освещение судебных заседаний - прямое следствие принципа открытости и гласности правосудия. Однако осуществление этого права предполагает строгое подчинение правилам судебного процесса, в том числе уважение к суду, к правам участников процесса, к требованиям, вытекающим из презумпции невиновности, и т. д.
  • 4. Многие конституции в числе принципов правосудия называют устный характер процесса как дающий наибольшие возможности для исследования всех обстоятельств дела, выяснения позиции всех участников процесса: «В суде каждому гарантируется возможность быть выслушанным по вопросам права» (ст. 103 Основного закона ФРГ). Еще более категорична установка Конституции Австрии: «Разбирательство гражданских и уголовных дел в судах, которые выносят по ним решения, проводится устно» (ст. 90). Однако этот принцип отнюдь не является запретом письменного производства, свидетельство сказанному - деятельность административной юрисдикции ряда стран. В целом, однако, преобладает устный процесс.
  • 5. Еще один принцип деятельности правосудия, встречающийся в конституциях, - состязательность. Он означает, что стороны в процессе (обвинитель и подсудимый, истец и ответчик) равноправны в процедуре доказывания, имеют равные возможности для отстаивания своих правовых позиций, а ход их состязания друг с другом помогает беспристрастному суду объективно оценить все обстоятельства дела: «Суды обеспечивают равенство и условия для состязательности сторон в судебном процессе» (ст. 121 Конституция Болгарии).
  • 6. Конституционное право граждан на защиту, охватывающее не только сам судебный процесс, но и все стадии досудебного производства по делу, начиная с момента задержания лица, его ареста и заканчивая возбуждением уголовного преследования. Согласно ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. каждый обвиняемый имеет право «защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника, а при отсутствии достаточных средств для оплаты услуг защитника защитник должен быть ему предоставлен бесплатно, поскольку того требуют интересы правосудия». Несоблюдение права на защиту в судебном процессе делает решение суда неправосудным.
  • 7. Первостепенное значение как принцип правосудия имеет презумпция невиновности. Это, пожалуй, единственная из правовых презумпций, нашедшая отражение в текстах конституций. Впервые четко зафиксированная во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она означает, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Из этого правила следует ряд других важных для процесса отправления правосудия правил: обвиняемый не должен сам доказывать свою невиновность, не может быть принужден к этому, т. е. свидетельствовать против самого себя; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; из обвинения должно быть исключено все, что не может быть достоверно подтверждено.
  • 8. Презумпции невиновности в конституциях часто сопутствует еще один постулат судебной деятельности: никто не может быть повторно осужден за одно и то же деяние. Судебное преследование не может иметь место, если лицо уже было судимо по тому же обвинению и суд вынес обвинительный или оправдательный приговор. Это правило распространяется и на гражданские судебные дела: нельзя, например, дважды взыскивать с должника один и тот же долг. Вместе с тем данное правило (нельзя дважды наказывать за одно и то же правонарушение) не означает, что лицо за одно и то же деяние не может быть наказано и в уголовном, и в гражданско-правовом порядке (наряду с наказанием, предусмотренным уголовным законом, может быть присуждено также возмещение материального вреда). Правило не распространяется также на ситуации, когда дело повторно рассматривается по вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 9. Еще один принцип деятельности судов выражен в следующей формуле: «Все действия судебной власти должны быть мотивированы» (ст. 111 Конституции Италии). Это требование легко объяснимо: действия правосудия настолько ответственны, значимы для интересов и судеб людей и их коллективов, что должны быть многократно взвешены и всесторонне обоснованы. Только так они могут предстать как истинные и справедливые, что и является целью правосудия. Все это особенно важно в отношении судебных решений как конечного результата судебного разбирательства. Поэтому некоторые конституции прямо формулируют требование мотивированности: «Всякое судебное решение объявляется в открытом заседании и должно быть обоснованным» (ст. 97 Конституции Бельгии).