Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Тема кандидатской диссертации

Директор Московского научного центра "Дошкольное детство" с 1992 г.; родилась 17 сентября 1939 г. в Московской области; окончилаМосковский государственный заочный педагогический институт в 1964 г., кандидат педагогических наук; 1957-1968 - воспитатель, методист детского сада; 1968-1992 - научный сотрудник, заведующая лабораторией, заместитель директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук; была председателем редакционного совета редакции литературы по дошкольному воспитанию издательства "Просвещение" (1985-1987); академик РАЕН (1996); академик Академии творческой педагогики; президент Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию, работающей под эгидой ЮНЕСКО.


Смотреть значение Парамонова, Лариса Алексеевна в других словарях

Биценко Анастасия Алексеевна — (урождённая Камеритая) (29 октября 1875, село Александровка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, – 16 июня 1938). Из крестьян. Окончила гимназию. Училась на медицинских........
Политический словарь

Богданова Вера Алексеевна — (ок. 1898 - ?). Член ПЛСР с 1917. Из мещан. В конце 1921 жила в Псковской губернии и работала делопроизводителем в губсовнархозе. Местными чекистами характеризовалась как «активный»........
Политический словарь

Боронина Екатерина Алексеевна — (1907 - 1955). Анархист. В середине 1920-х гг. студентка Российского института истории искусств (Ленинград). В 1923-24 член подпольного студенческого анархического кружка Ю. Я. Криницкого.........
Политический словарь

Лучинская Екатерина Алексеевна — (ок. 1886 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1917. Образование высшее. В конце 1921 жила в Рязанской губ., работала учительницей. Местными чекистами характеризовалась как "неактивный"........
Политический словарь

Сысоева (урожденная Бызова) Ирина Алексеевна — (1889, г. Гатчина (27.11.1937, Ярославль). Б/п. Дочь служащего. До 1912 г. жила вблизи границы, в местечке Тауроген Ковенской губернии. В 1910-11 гг. помогала нелегальной переправке........
Политический словарь

Лариса — город в Греции, административный центр нома. 113 тыс.жителей (1991). Промышленность: пищевая, бумажная, текстильная,стройматериалов. Ежегодно сельскохозяйственные ярмарки.

Софья Алексеевна (1657-1704) — русская царевна, правительница Русскогогосударства в 1682-1689 при двух царях - ее малолетних братьях Иване V иПетре I. К власти пришла с помощью В. В. Голицына. Свергнута........
Большой энциклопедический словарь

Лариса — (Lárisa), город на В. Греции, на берегах р. Пиньос. В VI в. до н.э. один из центров эгейской культуры. С XV в. под турецким господством (назывался Енишегир). С 1881 г. в составе Греции.........
Географическая энциклопедия

Лариса — город, адм. ц. нома, Греция. Название Larisa на языке пеласгов, до-греч. населения, - "укрепленный город, крепость".
Географический словарь

Авилова Лидия Алексеевна (урожденная Страхова) — Авилова (урожденная Страхова, Лидия Алексеевна), писательница, родилась в 1865 году. Рассказы ее печатались в "Живописном Обозрении", "Севере", "Новом Слове", "Русском Богатстве",........
Исторический словарь

Андреева Александра Алексеевна — Андреева, Александра Алексеевна, писательница. Поместила ряд обстоятельных статей о западноевропейской литературе в "Северном Вестнике" 1890-х годов, "Вестнике Европы" и других журналах.
Исторический словарь

Анна Алексеевна — - см. в статье Анна (имя супруг великих князей и царей) .
Исторический словарь

Астракова Татьяна Алексеевна — Астракова, Татьяна Алексеевна, писательница (1814 - 1892). Родилась в Москве, где долго вращалась в кружке Герцена, Огарева, Кетчера, Грановского, Щепкина, Корша. Часть........
Исторический словарь

Биценко Анастасия Алексеевна — (1875-?). С 1902 г. - член партии эсеров. Вела организационную и пропагандистскую работу, была членом Московского комитета партии эсеров. В ноябре 1905 г. убила генерала Сахарова,........
Исторический словарь

Буткевич Анна Алексеевна — Буткевич, Анна Алексеевна, урожденная Некрасова - сестра поэта, переводчица (умерла в 1882 г.). В 1879 г. издала сочинения Некрасова, приложив много сил к тому, чтобы оно было........
Исторический словарь

Варвара Алексеевна — . - Так сказания нелетописного характера называют первую жену великого князя киевского Святополка II Изяславича (1050 - 1113) и считают ее дочерью византийского императора........
Исторический словарь

Волкова Анна Алексеевна — Волкова Анна Алексеевна - писательница (1781 - 1834). Печатать свои произведения начала в "Новых ежемесячных сочинениях" 1794 г. Была членом "Беседы любителей русского слова",........
Исторический словарь

Долгорукова Екатерина Алексеевна — Долгорукова (Екатерина Алексеевна, 1712 - 1745) - княжна, дочь князя Алексея Григорьевича. Воспитывалась вместе с братом своим Иваном в Варшаве, в доме деда своего Григория........
Исторический словарь

Евдокия Алексеевна — - имя двух дочерей царя Алексея Михайловича от первого брака. Старшая из них (1650 - 1712) в 1698 г. уличена была если не в участии, то в сочувствии замыслам Софии, почему и подверглась........
Исторический словарь

Екатерина 1 Алексеевна (марта Скавронская) — (1684-1727), императрица с 1725, вторая жена Петра I, мать императрицы Елизаветы Петровны. Возведена на престол гвардией во главе с А. Д. Меншиковым, который стал фактическим........
Исторический словарь

Екатерина I Алексеевна — - императрица всероссийская (28 января 1725 г. - 6 мая 1727 г.). Родилась 5 апреля 1684 г. в Лифляндии, в крестьянской семье Скавронских, литовского или латышского происхождения,........
Исторический словарь

Екатерина I Алексеевна Романова — Урожденная Марта Скавронская. Род. 5 апр. 1684 г. Объявлена царицею 6 марта 1717 г., обьявлена империатрицею 23 дек. 1721 г.. коронована 7 мая 1724 г. Вступила на престол 28 янв. 1725 г.........
Исторический словарь

Екатерина Ii Алексеевна — - императрица Всероссийская в 1762 - 96 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская. Родилась 21 апреля 1729 г. Она была дочерью младшего брата маленького........
Исторический словарь

Екатерина Ii Алексеевна Великая — (1729 - 1796) - императрица (1762 - 1796). Родилась в померанском городе Штеттине в семье небогатого принца Ангальт - Цербстского Христиана - Августа. Семья жила очень стесненно.........
Исторический словарь

Екатерина Ii Алексеевна Романова — Урожденная Софья-Августа-Фредерика, принцесса Ангельт-Цербская. Род. 21 апреля 1729 г. Повенчана с наследником престола вел. кн. Петром Федоровичем 21 авг. 1745 г. Провозглашена........
Исторический словарь

Екатерина Алексеевна — - дочь царя Алексея Михайловича от первого брака (1658 - 1718). Она одна, держась в стороне от политических событий своего времени, не испытала на себе гнева Петра I . Была восприемницей........
Исторический словарь

Елизавета Алексеевна (луиза-мария-августа) — Елизавета Алексеевна (Луиза-Мария-Августа) - русская императрица, дочь маркграфа баден-дурлахского Карла-Людвига. Родилась 13 января 1779 г. В октябре 1792 г. прибыли в Петербург........
Исторический словарь

Каралли (коралли) Вера Алексеевна — (27.7.1889 - 16.1 1.1972, Баден, Австрия) танцовщица. Дочь провинциального актера и антрепренера Алексея Михайловича КараллиТорцова. Училась на балетном отделении Московского........
Исторический словарь

Киреева Ольга Алексеевна — Киреева (Ольга Алексеевна) - см. Новикова О.А. .
Исторический словарь

Лариса — - культура Греции. Неолит.
Исторический словарь

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). В своей работе с детьми я использую технологию Л.А. Парамоновой "Детское творческое конструирование".

Автором на основе многолетних психолого-педагогических исследований разработана принципиально новая стратегия формирования детского творческого конструирования. Она положена в основу описанной в книге педагогической системы обучения детей 2-7 лет конструированию из разных материалов: строительного, природного, бумаги, конструкторов, современных крупных модулей и т.п. В книге даны показатели детского творческого конструирования и технологии их достижения, сопровождаемые иллюстрациями и конспектами типичных занятий.

В учебном пособии в русле разработанной автором системы охарактеризованы психолого-педагогические основы формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет. Показаны разные формы организации этой работы, освещен зарубежный опыт в области детского творческого конструирования. Книга может быть интересна также студентам средних педагогических учебных заведений, воспитателям ДОУ, родителям.

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"

В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...

Применение современных образовательных технологий - Л.А. Парамонова "Детское творческое конструирование"

В учебном пособии в русле разработанной автором системы охарактеризованы психолого-педагогические основы формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет; представлены новые технологии обучения конструированию из всевозможных материалов (природного, бумаги, конструкторов и др.). Показаны разные формы организации этой работы, освещен зарубежный опыт в области детского творческого конструирования.
Книга может быть интересна также студентам средних педагогических учебных заведений, воспитателям ДОУ, родителям.

Особенности детского конструирования.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, Изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел I. ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования детского творческого конструирования
§1. Специфика детского творчества и его формирования
§2. Особенности детского конструирования
§3. Роль и место проблемных задач в развитии творческого конструирования
§4. Формы организации обучения дошкольников конструированию
Глава 2. Принципы выстраивания системы формирования творческого конструирования в дошкольном детстве
§1. Методологические подходы к формированию конструирования как творческой деятельности
§2. Выявление специфики формирования творческого конструирования в разных видах технического и художественного конструирования
Техническое конструирование
Художественное конструирование
§3. Общие методические основы организации детского конструирования
Раздел 2. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ)
Глава 1. Конструирование из строительного материала
Общая характеристика методики
Методика обучения детей 2-7 лет конструированию из строительного материала
«Жилой дом»
«Детский сад»
Глава 2. Компьютерное конструирование
Глава 3. Конструирование из деталей конструкторов
Глава 4. Конструирование из крупногабаритных модулей
Конструирование из объемных форм
Плоскостное конструирование
Глава 5. Конструирование из бумаги
Глава 6. Конструирование из природною материала
Глава 7. Конструирование из разных материалов на участке детского сада
Глава 8. Творческие мастерские для взрослых и детей (зарубежный опыт)
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика творческого конструирования в детском саду, Парамонова Л.А., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Легкий способ научиться правильно говорить и писать, Дефекты произношения, Дислексия, Дисграфия, Парамонова Л.Г., 2009

Разрабатывая собственные подходы к решению проблемы обу­чения дошкольников в детском саду, А. П. Усова, несомненно, опиралась на продуктивные идеи Ф. Фребеля. Особое внимание в связи с этим она уделяла разработке системы знаний, введению обязательных занятий, использованию дидактических игр и раз­ных видов детской деятельности (лепка, конструирование, рисо­вание и др.). Вместе с тем А. П. Усова постоянно указывала на не­обходимость отхода от «диктантного» метода работы с детьми, на предоставление им возможностей самостоятельного поиска реше­ний, на признание права ребенка на ошибку и многое другое, что было связано с детскими проявлениями самостоятельности и твор­чества. Однако, к сожалению, эти идеи А. П. Усовой были исполь­зованы ее последователями значительно слабее других. В результате были разработаны единая (типовая) программа воспитания и обу­чения и серия методик четко регламентирующего характера. И толь­ко в настоящее время удалось создать многообразное по формам и содержанию образование дошкольников. (Оно тоже имеет свои недостатки, но их обсуждение в данном контексте не представля­ется возможным.)

В заключение заметим, что в начале 70-х годов на страницах журнала «Дошкольное воспитание» (в двух его номерах) была опуб­ликована серьезная статья В. Розина с предисловием В. В. Давы­дова «Курс начальной геометрии Фридриха Фребеля». Он рас­сматривает «дары Фребеля» с точки зрения построения пропе­девтического курса геометрии и посвящает свою статью памяти А. П. Усовой в благодарность за то, что она первой обратила его внимание на труды Ф. Фребеля.

Каждый из нас, прочитав труды Фребеля, может найти что-то интересное и важное для построения собственной практики. А к Фридриху Фребелю можно относиться с чувством большого ува­жения уже только за то, что он по сути сделал дошкольную педа­гогику наукой и, по словам Б. И. Хачапуридзе, положил начало разным течениям теории и практики детских садов, к одному из которых относилась система Монтессори.

Вопросы для повторения

    Какие идеи Ф.Фребеля продолжают определять современное дош­ кольное воспитание, а какие перестали работать? Какие разработки Фре­ беля было бы целесообразно возродить? Может ли существовать в наши дни детский сад, полностью копирующий методику Фребеля?

    Как следует обнаруживать законы развития по Фребелю? Каким дол­ жен быть воспитатель по Фребелю? В чем заключается утопизм идей Фре­ беля?

    Кто из российских педагогов перенес на родину концепцию Фребе­ ля и как это происходило?

ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори (1870-1952) родилась в Кьяравале (про-иинция Анкона, Италия), но довольно рано переехала с родите­лями в Рим. Будучи единственным ребенком, провела счастливое детство; изъявляла желание учиться, что было нетипично для де-ночек того времени. Она даже ходила в школу для мальчиков и сжималась настолько хорошо, что получила право учиться в уни­верситете. Сначала в соответствии со своим талантом собиралась получить математическое образование, но затем стала учиться ме­дицине, вопреки желанию отца и запрету для женщин становить­ся врачами. Ей пришлось завоевывать это право, с чем она справи­лась, поскольку чувствовала свое призвание - изучать человека. Став врачом, М. Монтессори поступила на работу в римскую уни­верситетскую клинику, в невропатологическое отделение для сла­боумных детей. Она добивалась успеха в лечении, не только осуще­ствляя уход и оказывая медицинскую помощь, но и поощряя фи­зическое развитие и интеллектуальное воспитание детей. Монтес­сори изучила психиатрические системы французских врачей Ита-ра и Сегена, преподавала антропологию, руководила школой для умственно отсталых и слушала курсы педагогики и психологии.

М. Монтессори разработала метод, первоначально названный сю «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций. Монтессори искала возможность применить свой подход к воспитанию нормальных детей, и это ей удалось осуществить в 1907 г., когда строительный кооператив ра­бочих в Риме организовал детский сад для детей 3 - 7 лет, оста­вавшихся без присмотра. В последующие годы количество дошколь­ных учреждений под попечительством Монтессори увеличилось, один детский сад был открыт также в Милане. Работая с детьми пролетариев, в контакте с молодыми девушками, не получивши­ми специального образования (среди них особо выделилась А. Мак-керони), Монтессори делала свои «открытия», которые легли в основу методики дома ребенка. Обнаружив, что уже в три года ребенок способен сконцентрироваться на деятельности с предме­том, Монтессори стала искать взаимосвязь между развивающим материалом, свободным выбором собственной деятельности, разви­ тием органов чувств и движений и влиянием занятий на общее вос­ питание ребенка. Это позволило ей прийти к выводу, каким обра­зом следует оборудовать детский сад. Она считала, что не создавала свои теории динамики души и тела в результате осуществляемой работы, а лишь «обнаружила» их с помощью детей.

В Милане и Риме неухоженных, грязных, голодных детей соби­рали в дома ребенка - специально подготовленные помещения, иногда даже с прудом, где плавали золотые рыбки, садом и курят-

ником. Через некоторое время детишек было не узнать: настолько спокойными, заинтересованными, воспитанными, вежливыми они становились. Создавалась атмосфера веры в личность ребенка, куль­тивировался такой образ жизни, при котором важным было толь­ко все хорошее и доброе. Например, обсуждались не личные не­урядицы, а способы помочь маме, нельзя было бранить или даже поучать кого-то. Происходило знакомство с жизненной повседнев­ностью. Монтессори считала, что дети серьезно относятся к жиз­ни, и то, что они делают, называла работой. По ее мнению, гра­ница свободы ребенка проходит там, где начинаются интересы общества. Она испытывала к детям глубокое уважение и была од­ной из первых, кто начал бороться за права ребенка.

Интерес к домам ребенка был настолько велик, что уже с 1909 г. М. Монтессори вела курсы, в которых принимали участие пред­ставители из других стран, а также ездила с лекциями по всему миру. В том же году вышла ее первая книга «Метод научной педаго­гики применительно к воспитанию детей дошкольного возраста», а в 1916 г. - труд «Самовоспитание в начальной школе». Эти и другие работы Монтессори были переведены на многие языки и неоднократно переиздавались.

Наряду с успехами М. Монтессори познала и горечь неудач: фашистские режимы в Испании, Италии, Германии уничтожали псе, чего она достигала. Вторая мировая война задержала развитие этого педагогического метода. Монтессори тогда находилась в Ин­дии, где у нее было особенно много друзей и последователей. Ей были близки идеи Ганди: не убивать, не побеждать, а верить, со­зидать и служить миру. Она и ее сподвижник и сын Марио были интернированы союзниками, однако ей разрешалось преподавать и проводить исследования. После войны Монтессори вернулась в Европу и продолжила свою деятельность. Она умерла в Голлан­дии, где до сих пор больше всего ее сторонников и функциониру­ют самые лучшие образовательные учреждения по ее системе (дома ребенка и школы).

Отечественные педагоги Е. И. Тихеева, А. М. Шуберт и Н. К. Ви­ноградов были знакомы с М. Монтессори лично и уважали многие ее педагогические находки. Вместе с тем они критиковали ее за игнорирование роли детской игры, отстутствие воспитания вооб­ражения, неоправданность раннего умственного воспитания, не­гармоничность детских занятий, излишнюю скованность, мушт­ру, недостаток морально-социального воспитания. Но вся эта кри­тика касалась лишь ранних этапов формирования метода; начиная с 30-х годов и до 90-х годов о совершенствовании и модернизации этих идей у нас знали очень мало.

М. Монтессори не была ученым-теоретиком; ее идеи не сложи­лись в стройную научную систему. Все структурные разработки ее идей были сделаны в относительно недавнее время учениками и

последователями. Огромное значение имеет то, что концепция М. Монтессори не является застывшей. Она все время совершен­ствуется, трансформируется, обогащается новыми материалами и опытом современной жизни. Чтобы внести свой вклад в эту систе­му, нужно не просто проникнуться идеями ее основоположницы, но и быть знатоком какой-то определенной сферы человеческой деятельности. Тогда удается преобразовать свой опыт таким обра­зом, чтобы принципы его преподнесения вписались в общую мо­дель. Всего в мире более 5000 дошкольных учреждений, придержи­вающихся этого метода. Работа в качестве воспитателя в доме ре­бенка или учителя в школе предполагает наряду с приобретением общего педагогического образования получение также специаль­ной дополнительной подготовки, достаточно длительной.

Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что тре­бует от нее большого душевного напряжения. Взрослый должен относиться с благоговением к развитию жизни в ребенке, уважать его, давать развиваться таинственным силам, заложенным в его природе. Дисциплинированный человек - не угнетенный непод­вижный молчун, а умеющий владеть собой, сообразующий свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житей­скому правилу. Ребенка нужно учить двигаться, готовить не к шко­ле, а к жизни. Привыкая к упражнению, ребенок учится выпол­нять простые социальные акты, сохраняя свою свободу. Детей учат различать добро и зло; деятельности, труду, активному добру, а не неподвижности, пассивности, послушанию. Наградой служит удов­летворение от ставшей доступной деятельности; наказанием - относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем, удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребе­нок не лишается ласки воспитательницы). Уроки индивидуальны в соответствии с особенностями психики каждого отдельного ре­бенка. Они сжаты, просты, кратки. Ребенок должен обнаруживать самопроизвольную активность в отношении объекта. Ошибки не нужно исправлять сразу - нужно выждать благоприятный момент для вмешательства. Чаще ребенок сам контролирует свои ошибки, находит их причины и исправляет их.

Под мускульным, или моторным, воспитанием Монтессори по­нимала ряд упражнений, содействующих нормальному развитию физиологических движений, стимулирующих физическое разви­тие: ходьба, движение, речь, а также приучение к движениям, необходимым для выполнения обыденных житейских актов: к оде­ванию, раздеванию, застегиванию платья, обуви и т.д. Упражне­ния могут выполняться как при помощи специальных приспособ­лений или аппаратов (заборчики, трамплин, качели, маятник, веревочка, лесенка, ступеньки с площадкой и веревочной лестни­цей), так и без них - в виде вольной гимнастики (игры, в особен-

ности на воздухе, и движения укрепляюще-образовательного ха­рактера: маршировка, уход за землей, растениями и животными, координация движений пальцев). При этом ставятся и выполня­ются задачи учиться сохранять равновесие в разных положениях, тренировать движения мышц, укреплять руки и ноги, развивать хватание. Самостоятельно одеваться и раздеваться дети готовятся, работая с приспособлением для соединения частей при помощи пуговиц, крючков, шнурков, пряжек. К образовательным гимнас­тическим упражнениям относятся также дыхательная гимнастика, гимнастика губ, зубов и языка. Монтессори была противницей парт, она заменила их разнообразными легкими столами и стульями, которые можно было двигать.

Заботясь о живых существах, ребенок лучше понимает и ценит заботу о самом себе, становится предусмотрительным, видит -по­следствия своей тщательности либо небрежности. Так происходит самовоспитание - дисциплина естественных последствий. Дети учатся терпеливо ждать, например, в процессе наблюдения за чудесами природы. Поэтому при доме ребенка должен быть сад с огородом, разбитым на грядки по числу детей - у каждого своя. Подобно тому как человечество сначала научилось выращивать урожай, а затем строить жилища и заниматься гончарным искусством, на следующей стадии своего развития дети учатся делать кирпичи, соединять их известкой, строить дома на фундаменте, украшать их майоликой.

Воспитывая такие чувства ребенка, как осязание (тактильное чув­ство), определение температуры (термическое чувство) и давления (барическое чувство), ориентация в пространстве (стереогностичес-кое чувство), обоняние, вкус, зрение (умение определять на глаз тол­щину, вышину, объем, цвет, форму), Монтессори стремилась к развитию духовных сил ребенка. Ее метод состоял в обострении раз­личительного восприятия стимулов путем повторных упражнений. Сенсорное восприятие ассоциировалось с исследованием, а затем с рас­ познаванием предмета, соответствующего названию, и вело к запо­минанию слова, соответствующего предмету. Упражнения в разли­чении звуков, например, проводились при помощи 13 колокольчи­ков, серии свистков, коробочек с разными веществами и т. п. Все это происходило при абсолютной тишине. Струнные инструменты, в особенности упрощенная арфа или лира, содействовали отчетли­вому восприятию звуков, пробуждали чувство ритма, способство­вали спокойным, координированным движениям вибрирующих в неподвижности мускулов. Игра на инструменте могла сопровождаться пением. Духовые инструменты (труба, свирель) вызывали ритми­ческие мускульные движения; отсюда самопроизвольно дети пере­ходили к гимнастике в виде простого, свободного танца.

Каждое живое существо развивается благодаря внутреннему са­модвижению и деятельности, а взрослый должен помогать ребен-

ку действовать самостоятельно. Биологическая цель воспитания име­ет в виду облегчение естественного психофизического развития личности, социальная - приспособление индивидуума к среде. Вос­ питание чувств делает людей наблюдательными и готовит их к практической жизни; оно ценно в смысле эстетической культуры. Умственное воспитание ставит цель обучения детей письму, чте­нию и счету начиная с 3 - 4 лет. Начинается оно с овладения так­тильно-звуковой ассоциацией, затем идет письмо, а потом чтение. Монтессори выделила сенситивные периоды для овладения опреде­ ленными способностями и считала, что первые три года жизни яв­ляются наиважнейшими для формирования творческой сути чело­века. В течение последующих трех лет в детском саду первоначаль­но приобретенное расширяется и закрепляется.

В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет. Почти все дети обучаются читать и писать до школы и оказываются хорошо подготовленными к дальнейшему обучению. Дети рабо т?ют в ос­новном самостоятельно со специальным материалом; они не со­ревнуются друг с другом и не испытывают принуждения. Группы, "по полдня: с 9.00 до 12.30 и с 13.00 до 16.30. Вначале дети переодеваются и переобуваются, закусывают, а затем собираются в кружок, слушают рассказ или сказку, обсуждают какую-нибудь тему, поют и играют. Потом переходят к собственным занятиям по выбору, среди которых есть вещи, связанные с развитием речи, обучением математике и грамоте, цветам и формам, повседнев­ным жизненным обязанностям, культуре. Иногда несколько детей работают вместе, иногда работа с одним и тем же или аналогич­ным материалом продолжается несколько дней. Если работа вы­полнена, можно переходить к другим занятиям или наблюдать за остальными, но мешать нельзя. После работы нужно все вещи уб­рать на место. Младшим требуется помощь воспитательницы или старшего товарища по группе. В группах обязательно есть дежурные. В заключение все снова собираются, чтобы обсудить, как прошел день, а затем одеваются. Прогулка длится около получаса. Родите­ли принимают активное "участие в жизни детского сада, который является важным дополнением и продолжением семейного воспи­тания.

Существенна роль внутреннего устройства и оформления простран­ ства детского сада. Дети должны иметь возможность двигаться, перемещаться, заниматься разнообразной содержательной деятель­ностью. То, что находится вокруг, должно заставлять их находить себе занятие, хотеть действовать, пробовать, узнавать. Комнаты должны быть большими и светлыми, чтобы дети чувствовали себя радостно, оптимистично. Помещение оборудовано таким образом, чтобы в разных его частях можно было бы одновременно зани­маться разными делами. Ребенок сам выбирает, что он будет де-

лать, причем, если захочет, в одиночку. Обязательно должно быть место для отдыха, куда дети уходят по своему желанию - когда

отят и на сколько захотят. Все материалы располагаются на полках и доступны всем детям.

Монтессори придавала большое значение упражнениям в прак­тической жизни. Она признавала, что дети нуждаются в опреде­ленном распорядке и в повторении одного и того же по многу раз. Если они способны заинтересованно ставить перед собой задачи и решать их, преодолевая возникающие трудности, то контроль со стороны взрослого становится излишним. Независимость - произ­ водное от гордости за достигнутый результат. Свобода и самосто­ ятельность - это ответственность, возможная только на основе приобретения личного опыта. Он возникает в определенном ритме жизни и у каждого по-своему, с тем количеством повторений и ошибок, которые нужны индивидуально. Естественная потребность в упражнении собственных рук приводит к постепенному совер­шенствованию деятельности.

Разработанные М. Монтессори материалы для развития орга­нов чувств выпускаются и сегодня. Работа с ними не заменяет не­посредственно приобретаемых ребенком в жизни впечатлений, свя­занных с его окружением. Материал изготавливается обычно из бумаги, картона, металла или дерева по определенным правилам и служит усвоению понятий «высокий, низкий, плоский, глубо­кий, тонкий, толстый, маленький, большой». Предлагаются так­же таблицы цветов и разнообразные геометрические формы. Мон­тессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Осязание тренирует­ся и при ощупывании поверхностей (гладких, ровных, шерша­вых); слух - при распознавании шумов, издаваемых коробочками, наполненными разными веществами (типа песка, гороха, гвоз­дей); обоняние - изучением шкатулок или баночек с ароматами. Придуманы также всевозможные упражнения для развития мелкой моторики и координации движений, например перенос предметов разного размера и формы из одной емкости в другую при помощи ложечки, пинцета, палочек, щипцов и т. п. Дети выкладывают, режут, клеят, плетут и т. п. В ходе этих упражнений развиваются внимание и сознательность, интерес к подлинным, непреходя­щим ценностям жизни, стремление работать.

Дети участвуют в повседневной деятельности взрослых: накры­вают на стол, убирают то, что просыпали или пролили, чистят ботинки, моют и вытирают стаканы, подметают пол, поливают растения, разбирают и сортируют различные материалы. Детям предоставляется возможность поработать с разными видами засте­жек, звонков, замков, выкладывать последовательности. Дошколь­ники обязательно должны убирать за собой, приводить помеще-

ние в порядок, соблюдать личную гигиену, быть вежливыми и предупредительными (здороваться и прощаться, уступать место, поднимать упавшую вещь). Ряд занятий направлен на контроль за собственными перемещениями: дети учатся соблюдать равновесие, координировать движения, чтобы приучиться отвечать за себя. Известно и упражнение на тишину, когда все дети закрывают глаза и молчат. Воспитатель вмешивается в действия детей, только если они его об этом просят.

Огромным достоинством методики является непрерывность обу­ чения между дошкольным и школьным возрастом, единство требова­ ний к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори. По име­ющимся данным, именно этот тип дошкольных учреждений пре­доставляет оптимальные условия для отношений преемственности между детским садом и школой. Все же дети, оказавшиеся не в школе Монтессори, испытывают большие трудности в обычной школе: они привыкли заниматься так, как им удобно, чаще всего на полу, они привыкли сосредоточиваться на выполнении полу­ченного задания, а не ждать, что ответят или решат другие.

В начальной школе знакомство с миром предметов, морали, духа продолжается на новом уровне, связанном с более широким и глу­боким жизненным опытом ребенка. Педагог показывает детям как типичные, так и неожиданные аспекты явлений, заставляя их за­ думаться над верностью чисто поверхностных суждений. В то же вре­мя он ставит перед собой задачу объяснения терминов, стоящих за словами, в вариативных контекстах и ситуациях. Дети рассуждают сами по поводу переживаемого и осознаваемого опыта. Педагог отводит специальное время на свободное и самостоятельное приоб­ ретение впечатлений и переживаний. Угрозой здоровью ребенка ста­новятся в обычной школе сколиоз, близорукость, отвлекаемость, усталость, скука, перенапряжение. Но если дать ребенку разви­ваться психически в своем темпе, организуя путем внешних по­буждений экспериментирование с окружением, то он приобрета­ет внутреннюю свободу.

Любознательность - жажда познания, испытываемая ребенком. Удовлетворить ее может специально организованное окружение. В шко­ле Монтессори ребенок постигает сложение и вычитание, умно­жение и деление, дроби и геометрические формы на основе рабо­ты с конструкторами, разрезными моделями, структурными схе­мами. Обсуждение происходящего осуществляется в очень простой форме, доступной пониманию каждого. Терпение и выдержка при решении задач обусловлены внутренней потребностью в достиже­нии результата. Но важны при этом не конкретные умения, а раз­витие разума в целом. Монтессори и ее сотрудники эксперимен­тально показали, что при упорядоченной работе период спокой­ного созерцания и примитивных действий предшествует уже зна­комой и повторяющейся работе, за которой следуют усталость и

беспокойство. После паузы ребенок способен к напряженной, но­вой, трудной, насыщенной содержанием деятельности, затем он спокойно обдумывает проделанную работу. Слабые дети не готовы к такому порядку деятельности и часто не справляются с общим темпом урока, а у сильных он становится базой внутренней дис­циплины и свободной интеллектуальной работы. Разные виды де­ятельности имеют разную интеллектуальную нагрузку для ребен­ка, и постепенно он сам приучается работать в определенном ре­жиме и занимать себя, чередуя разглядывание картинок с матема­тикой, чтение с лепкой и т. п.

Монтессори придавала большое значение наблюдению над пове­ дением ребенка. Она считала, что нужно отмечать, когда ребенок начинает продолжительное время сосредоточиваться на работе, какие ее виды он выбирает, сколько времени занят, сколько раз повторяет одно и то же, каковы индивидуальные особенности выполнения работы, в какой последовательности разные виды работы занимают его в течение дня, когда ребенок проявляет ини­циативу и поглощен работой, сколько дней подряд это может про­исходить, хочет ли прогрессировать в деятельности, отвлекается ли и на что, продолжает ли начатое. Поведение ребенка важно с точки зрения соблюдения или несоблюдения порядка, отношения к деятельности, радости, уравновешенности, выражения своих наклон­ ностей, сотрудничества со сверстниками. Послушание проверяется по тому, как ребенок реагирует на сделанное ему приглашение или предложение, призыв или приказ, как осознает возможность участия в делах других, насколько добровольно и радостно делает работу и ведет себя.

Монтессори ратовала за изменение детской одежды с точки зрения ее гигиеничности и простоты, свободы движений, легкос­ти надевания и снимания. Аналогичным образом следует проду­мать питание, школьные помещения, окружение. Элегантность и гигиена соблюдаются за счет вполне примитивных приемов, но способствуют формированию полезных привычек. От них, а также от подготовки учителя зависит, как будут развиваться внимание, воля, интеллект, воображение и нравственность ребенка.

Заметим, что с точки зрения теории деятельности (Л. С. Вы­готский, А. Н. Леонтьев и др.) по данной схеме развивается преж­де всего ее операциональная сторона, связанная с многократным повторением упражнений взамен интересной и целенаправленной деятельности - конструирования, аппликации и т. п. Отсутствие. общения между детьми при выполнении практических, длитель­ных по времени заданий может отрицательно сказываться на раз­витии речи детей и самого общения. Наблюдения за детьми пока­зывают их малую подвижность и некоторую заторможенность, медлительность в реакциях. Но нельзя отрицать, что покой и сво­бода делают дошкольников и школьников счастливыми, образо-

ванными, умственно развитыми и довольными; на семейное вос­питание остается еще много времени.