Краткая история развития основных идей общего землеведения. Землеведение

Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учеб. для студ. географ. спец. вузов. - M.: Высш. шк., 1990. - 335 c.
ISBN 5-06-000639-5
Скачать (прямая ссылка): obsh_zemleveden.pdf Предыдущая 1 .. 3 > .. >> Следующая
Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, страноведением, палеогеографией и частными, отраслевыми науками (геоморфология, климатология, гидрология, география почв, биогеография). Эти разные науки объединяет один объект изучения - географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален - это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки. Предметом изучения общего землеведения являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования географической оболочки как целостной системы.
Общее землеведение тесно связано с ландшафтоведением. И это естественно, так как предметом изучения ландшафтоведения является тонкий, наиболее активный центральный слой географической оболочки - ландшафтная сфера, состоящая из природных территориально-аквальных комплексов разного ранга.
Региональное преломление, синтез идей общего землеведения и ландшафтоведения проявляются в физико-географическом страноведении. К нему относятся физическая география СССР, физическая география материков и океанов и соответствующие им учебники. Есть много прекрасных монографий о природе отдельных стран, регионов и типов ландшафта.
8

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ
Становление общего землеведения как науки неотделимо от развития географии в целом. Зачатки его уходят к далекому прошлому- античному времени.
Ученые Древней Греции уже за несколько веков до нашей эры пришли к заключению о шарообразности Земли, тогда же была высказана идея о вращении Земли вокруг своей оси. Многие вопросы общего землеведения были впервые поставлены и нашли свое решение в трудах выдающегося философа и ученого Аристотеля (384-322 до н. э.). Его труд «Метеорологика», по существу, курс общего землеведения. В нем говорится о проникновении друг в друга «сфер», о круговороте влаги и образовании рек за счет поверхностного стока, об изменениях земной поверхности, морских течениях, землетрясениях, зонах Земли. Эратосфену (около 275- 195 до н. э.) принадлежит первое точное измерение окружности Земли по меридиану - 252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км1.
Большую и своеобразную роль в развитии общего землеведения сыграл древнегреческий астроном и географ Клавдий Птоломей (около 90-168 н. э.), живший в период расцвета Римской империи. И хотя его «Руководство по географии» из 8 книг завершает античный период в развитии географии, оно не стало его вершиной. Птоломей различал географию и хорографию. Под первой он подразумевал «линейное изображение всей ныне известной нам части Земли со всем тем, что на ней находится» 2; под второй - подробное описание местностей; первая (география) имеет дело с количеством, вторая (хорография) - с качеством. Птоломеем были предложены две новые картографические проекции, его заслуженно считают «отцом» картографии.
«Руководство по географии» Птоломея не привлекло внимания современников и вскоре было забыто. Небывалый успех его ждал через 1300-1400 лет после смерти автора. Переведенный на латинский язык труд Птоломея в XVI в. издавался более 20 раз, к началу XVIII в. общее число его изданий составило около 50. Подобная канонизация труда Птоломея в эпоху Возрождения и Великих географических открытий имеет свои исторические причины. Средневековая география, основанная на догматах церкви, не могла больше удовлетворять запросы развивающегося общества. Возврат к стихийному материализму античных географов был неизбежен. Труд же Птоломея, обладая для своего времени высоким научным уровнем, в одном исходном положении - признании геоцентрической системы - не расходился со Священным писанием и был для религии «наименьшим злом».
1 Известно, что близкое к действительности измерение окружности Земли было выполнено за 100 лет до Эратосфена Пифеем.
2 Боднарский М. С. Античная география. M., 1953, C1 286s
9

В 1650 г. в Голландии БернхОрд Варений (1622-1650), немец по национальности, публикует «Всеобщую географию»-труд, с которого можно вести отсчет времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую систему мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер). Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями - землей, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география, отдельные области - предмет частной географии. Высоко оценивая общезем-леведческое значение труда Б. Варения, нельзя не отметить его ограниченность,- полное исключение человека из области интересов всеобщей географии.
Через полтора столетия после Варения развертывается научная;еятельность немецкого натуралиста Александра Гумбольдта 1769-1859). Если Варений - начало отсчета, то Гумбольдт - од-fa из замечательных вершин в развитии общего землеведения. Гумбольдт- ученый-энциклопедист, путешественник, исследователь природы Южной Америки - представлял природу как целостную, взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга его состоит в том, что он вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосязей между растительностью и климатом, он заложил основы географии растений; расширив диапазон взаимосвязей (растительность - животный мир - климат - рельеф), обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. Углубляя и совершенствуя сравнительно-описательный метод, А. Гумбольдт первым предложил употреблять изотермы в климатических характеристиках.

Развитие общего землеведения как науки неотделимо от развития географии. Поэтому задачи, стоящие перед географией, являются в той же мере и задачами общего землеведения.

Всем наукам, в том числе и географии, свойственны три ступени познания:

– сбор и накопление фактов;

– приведение их в систему, создание классификаций и теорий;

– научный прогноз, практическое применение теории.

Задачи, которые ставила перед собой география, изменялись по мере развития науки и человеческого общества.

Античная география в основном имела описательную функцию , занималась описанием вновь открытых земель. Эту задачу география выполняла до Великих географических открытий 16–17 вв. Описательное направление в географии не потеряло своего значения и в настоящее время. Однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление – аналитическое : первые географические теории появились в античное время. В этот период появились первые географические труды Геродота, Пифея, Аристотеля, Эратосфена, Гиппарха, Страбона и несколько позднее Птолемея.

Аристотель (философ, ученый, 384–322 до н.э.) – основоположник аналитического направления в географии. Его труд «Метеорологика», по существу курс общего землеведения, в котором он говорил о существовании и взаимном проникновении нескольких сфер, о круговороте влаги и образовании рек за счет поверхностного стока, об изменениях земной поверхности, морских течениях, землетрясениях, зонах Земли. Аристотель одним из первых предположил, что форма Земли – шар. Эратосфену (275–195 до н.э.) принадлежит первое точное измерение окружности Земли по меридиану – 252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км.

Большую и своеобразную роль в развитии общего землеведения сыграл древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90–160 н.э.), живший в период расцвета Римской империи. К. Птолемей различал географию и хорографию. Под первой он подразумевал «линейное изображение всей ныне известной нам части Земли, со всем тем, что на ней находится», под второй – подробное описание местностей; первая (география) имеет дело с количеством, вторая (хорография) – с качеством. К. Птолемеем были предложены две новые картографические проекции, на которых нанесена градусная сетка и показано большое количество географических объектов, за что его заслуженно считают «отцом» картографии. «Руководство по географии» (в основе геоцентрическая система мира) К. Птолемея из 8 книг завершает античный период в развитии географии.

В течение длительного периода средневековья (раннего III – XI вв и позднего XI – XV вв) в разных государствах и регионах развитие географии и накопление сведений о Земле были неодинаковыми. Больше других пострадала Европа, где церковь преследовала науку и отвергала многие полученные ранее знания из области естествознания, например, о шарообразности Земли, установленные очертания материков и т.д. В то же время средневековая география стран Центральной и Восточной Азии активно развивалась под влиянием торговли, строительства городов, издания книг и карт. К значительным трудам этого времени относятся работы Масуди, Бируни. Идриси, Ибн-Баттуты. Наиболее интересные сведения были собраны Марко Поло о Китае, Индии, Цейлоне и Аравии (1271-1295) и Афанасием Никитиным об Иране и Индии (1466-1478).

Переход от феодальных отношений к капиталистическим, развитие товарного производства, поиски новых торговых путей явились основными предпосылками эпохи Великих географических открытий XV-XVII вв. Основные вехи этой эпохи:

Открытие Америки экспедициями Х. Колумба (1492-1504);

Открытие Васко де Гама морского пути в Индию (1497-1498);

Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1520);

Открытие Сибири и Дальнего Востока походами Ермака (1581), И. Москвина (1639), С. Дежнева (1648), Е. Хабарова (1650-1653).

Поиски северо-западного и северо-восточного путей в Индию (экспедиции Дж. Кабота, Г. Гудзона, А. Баренца).

Помимо открытий достижениями географии являлось широкое использование навигационных приборов и карт. Изобретение книгопечатания привело к появлению печатных карт и атласов. Повышению точности карт способствовало использование картографических проекций, основные заслуги в разработке которых принадлежат фламандскому картографу Г. Меркатору (1512-1594). Основными центрами развития географии были Венеция, Флоренция, Нидерланды. Известные европейцам территории земного шара в результате Великих географических открытий увеличились в шесть раз. Было изучено 60 % всей суши, а также практически вся акватория Мирового океана.

Промышленная революция в капиталистических странах Европы, активная торговля колониальных держав (Португалии, Испании, Англии, Франции, Голландии), а также успехи науки оказывали большое влияние на дальнейшее развитие географии. Продолжались крупные экспедиции с открытием Австралии и многих островов Тихого океана (Дж. Кук), изучением севера Евразии, Камчатки, Сахалина (П. Крузенштерн и Ю. Лисянский, В. Беринг, И. Прончищев, Д. Лаптев, С. Челюскин, Г. Шелихов), открытием Антарктиды (Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев). Крупные успехи были достигнуты в изучении внутренних частей Азии (Н. Пржевальский, П. Семенов-Тяньшанский, В. Обручев), Африки (Д. Ливингстон, Г. Стэнли, В. Юнкер, Е. Ковалевский, Н. Вавилов), Южной Америки (А. Гумбольдт, А. Веспутчи).

На рубеже XVI и XVII вв. начинают оформляться контуры землеведения. В 1650 году в Голландии Бернхард Варений (1622–1650) публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчет времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую картину мира. Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями – землей, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география. Отдельные области – предмет частной географии.

В XVIII–XIX вв., когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции : географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории. Через полтора столетия после Варения развертывается научная деятельность А. Гумбольдта (1769–1859). А. Гумбольдт – ученый-энциклопедист, путешественник, исследователь природы Южной Америки – представлял природу как целостную, взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга его состоит в том, что он вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосвязей между растительностью и климатом, он заложил основы географии растений; расширив диапазон взаимосвязей (растительность – животный мир – климат – рельеф), обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. В своем труде «Космос» Гумбольдт сделал первый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность (предмет географии) как особую оболочку, развивая мысль не только о взаимосвязи, но и о взаимодействии воздуха, моря, Земли, о единстве неорганической и органической природы. Ему принадлежит термин «жизнесфера», по своему содержанию аналогичный биосфере а также «сфера разума», получивший много позже название ноосфера.

В одно время с А. Гумбольдтом работал Карл Риттер (1779–1859), профессор Берлинского университета, основатель первой кафедры географии в Германии. К Риттер ввел в науку термин «землеведение», стремился количественно оценить пространственные соотношения между различными географическими объектами. К. Риттер создал научную школу, в которую входили такие крупные географы, как Э. Реклю, Ф. Ратцель, Ф. Рихтгофен, Э. Ленц, внесшие значительный вклад в понимание географических особенностей отдельных частей Земли и обогатившие содержание теоретического землеведения и физической географии.

Развитие географической мысли в России в XVIII-XIX вв. связано с именами крупнейших ученых – М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, С.П. Крашенинникова В.В. Докучаева, Д.Н. Анучина, А.И. Воейкова и др. М.В. Ломоносов (1711–1765) в отличие от К. Риттера был организатором науки, великим практиком. Он исследовал солнечную систему, открыл атмосферу на Венере, изучал электрические и оптические эффекты в атмосфере (молнии). В труде «О слоях земных» ученый подчеркнул важность исторического подхода в науке. Историзм пронизывает все его творчество, независимо от того, говорит ли он о происхождении чернозема или о тектонических движениях. Законы формирования рельефа, изложенные М.В. Ломоносовым, до сих пор признаются учеными-геоморфологами. М.В. Ломоносов является основателем МГУ.

В.В. Докучаев (1846–1903) в монографии «Русский чернозем» и А.И. Воейков (1842–1916) в монографии «Климаты земного шара, в особенности России» на примере почв и климата вскрывают сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки. В конце 19 ст. В.В. Докучаев приходит к важнейшему теоретическому обобщению в общем землеведении – закону мировой географической зональности, он считает зональность всеобщим законом природы, который распространяется на все компоненты природы (в том числе и неорганические), на равнины и горы, сушу и море.

В 1884 г. Д.Н. Анучин (1843–1923) в МГУ организует кафедру географии и этнографии. В 1887 г. кафедру географии открывают в Петербургском университете, год спустя – в Казанском. Организатором кафедры географии в Харьковском университете в 1889 г. стал ученик В.В. Докучаева А.Н. Краснов (1862-1914), исследователь степей и зарубежных тропиков, создатель Батумского ботанического сада, в 1894 г. стал первым в России доктором географии после публичной защиты диссертации. А.Н. Краснов говорил о трех чертах научного землеведения, отличающих его от старой географии:

– научное землеведение ставит задачей не описание разрозненных явлений природы, а отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы;

– научное землеведение интересует не внешняя сторона явлений природы, а их генезис;

– научное землеведение описывает не неизменную, статичную природу, а природу изменяющуюся, имеющую свою историю развития.

А.Н. Краснов – автор первого русского учебника для университетов по общему землеведению. В методологическом введении к «Основам землеведения» автор утверждает, что география изучает не отдельные явления и процессы, а их сочетания, географические комплексы – пустыни, степи, области вечных снегов и льдов и т.п. Такой взгляд на географию как науку о географических комплексах был новым в географической литературе.

Наиболее четко мысль о наружной оболочке Земли как предмете физической географии была высказана П.И. Броуновым (1852–1927). В предисловии к курсу «Общая физическая география» П.И. Броунов писал, что физическая география изучает современное устройство наружной земной оболочки, состоящей из четырех концентрических сферических оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Все эти сферы проникают одна в другую, обуславливая своим взаимодействием наружный облик Земли и все происходящие на ней явления. Изучение этого взаимодействия – одна из важнейших задач физической географии, делающая ее вполне самостоятельной, отличающей ее от геологии, метеорологии и др. родственных наук.

В 1932 г. А.А. Григорьев (1883–1968) выступает со статьей «Предмет и задачи физической географии», в которой говорится о том, что земная поверхность представляет собой качественно особую вертикальную физико-географическую зону или оболочку. Она характеризуется глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса. Несколько лет спустя А.А. Григорьев (1937) обоснованию географической оболочки как предмета физической географии посвящает специальную монографию. В его же работах нашел обоснование и основной метод исследования ГО – балансовый метод, в первую очередь радиационный баланс, баланс тепла и влаги.

В эти же годы Л.С. Бергом (1876–1950) закладывались основы учения о ландшафте и географических зонах. В конце 40-х годов предпринимались попытки противопоставить учения А.А. Григорьева о физико-географической оболочке и физико-географическом процессе и Л.С. Берга о ландшафтах. Единственно правильную позицию в развернувшейся дискуссии занял С.В. Калесник (1901–1977), показавший, что эти два направления не противоречат друг другу, а отражают разные стороны предмета физической географии – географической оболочки. Данная точка зрения нашла воплощение в фундаментальном труде С.В. Калесника «Основы общего землеведения» (1947, 1955). Работа во многом способствовала широкому познанию географической оболочки как предмета физической географии.

Продолжающаяся дифференциация географии привела к детальным разработкам ее отдельных частей. Появились специальные исследования ледникового покрова и его палеогеографического значения (К.К. Марков), геофизического механизма дифференциации земной поверхности по географическим зонам и высотной поясности (М.И. Будыко), истории климата на фоне изменений географической оболочки в прошлом (А.С. Монин), ландшафтных систем мира в их единстве и генетических различиях (А.Г. Исаченко), ландшафтной оболочки, как части географической оболочки (Ф.Н. Мильков). В эти годы был установлен периодический закон географической зональности Григорьева–Будыко, выявлена огромная роль биоорганического вещества в формировании специфических геологических образований далекого прошлого (А.В. Сидоренко), появились новые направления географии – космическое землеведение, глобальная экология и т.д.

Планета Земля как объект землеведения. Подходы к изучению связей и отношений в окружающем мире Землеведение – это раздел физической географии, который занимается изучением природы поверхности Земли и включает также физико-географическое страноведение, ландшафтоведение, геофизику и геохимию ландшафтов. Объектом его исследования служит географическая оболочка – целостная непрерывная оболочка Земли, среда жизнедеятельности человека, охватывающая нижние слои атмосферы, верхние толщи литосферы, почти всю гидросферу и всю биосферу, в которой происходит глубокое взаимопроникновение и активное взаимодействие ее составных частей (отдельных оболочек, или геосфер), рассматриваемая как единое целое, как динамическая система. Все сферы взаимопроникают друг в друга и взаимодействуют между собой. Единая неразрывная географическая оболочка неоднородна и имеет очень сложное строение. Наибольшей сложностью отличается слой самого тесного контакта всех внешних оболочек Земли. Это объясняется тем, что компоненты географической оболочки (горные породы и образованный ими рельеф, а также вода, воздух, почва, живые организмы и сам человек) – в результате неодинакового развития ее различных участков образуют сочетания разной сложности и разной величины. Такие исторически сложившиеся сочетания природных компонентов называются природными или физико-географическими комплексами (тайга, степь, саванна, джунгли и т.д.). Географическая оболочка состоит, как мозаика, из множества относительно самостоятельных, простых и сложных, мелких и крупных природных комплексов, сама, являясь, самым крупным природным комплексом. Землеведение изучает ее пространственно-временую организацию, пространственную дифференциацию, круговороты вещества, энергии и информации, функционирование, динамику и эволюцию, а также роль человеческого общества в трансформации географической оболочки. Следовательно, предметом выступает выявление закономерностей и взаимосвязей основных компонентов географической оболочки, а именно ее оболочек атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы. Ф-ции и задачи географии: 1) познавательная, информативная – как устроен мир; 2) установление законов и закономерностей пространственно-временной организации ландшафтной оболочки Земли; 3) конструктивная – оптимизация территориальной организации общества; 4) географические прогнозы; 5) обеспечение сохранения среды обитания человека, сохранение ландшафтного разнообразия; 6) учебно-воспитательная.

География в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества

География – система естественных и общественных наук о природе, населении и хозяйстве Земли. Изучает структуру, функционирование и эволюцию ландшафтной сферы Земли, взаимодействие и распределение в пространстве-времени ее отдельных частей – природных и природно-общественных геосистем и компонентов.

Ф-ции и задачи географии: 1) познавательная, информативная – как устроен мир; 2) установление законов и закономерностей пространственно-временной организации ландшафтной оболочки Земли; 3) конструктивная – оптимизация территориальной организации общества; 4) географические прогнозы; 5) обеспечение сохранения среды обитания человека, сохранение ландшафтного разнообразия; 6) учебно-воспитательная.
Система географических наук: физ. география и эк. география (картография, страноведение, география океана, историч. география).Физ: общая физич. география, ландшафтоведение (региональная физ. геогр.), палеография. Эк. география: общая соц-эк геогр., регион.соц-эк геогр., политич. география.

Отраслевые науки: топография, геоморфология, климатология, гидрология, гляциология, лимнология, география почв, биогеография, география промышленности, география с/х, география транспорта, география населения, география сферы обслуживания, география культуры, география поведения.

Прикладные геогр. дисциплины: медицинская геогр, мелиоративная геогр, рекреационная геогр, военная.


Античная география

В античное время значительно расширился географический кругозор людей. Этому способствовали, например, походы Александра Македонского на Ближний и Средний Восток, в Индию и Среднюю Азию (4 в. до н.э.). В походах принимали участие ученые, происходил сбор коллекций. Еще до Александра Македонского в 5 в. до н.э. Геродот совершал важные географические открытия и составлял карты. Он, в частности, побывал на северном побережье Черного моря.

В 6 в. до н.э.Пифагор впервые предположил, что Земля имеет шарообразную форму. В 4 в. до н.э. Аристотел ь доказал это, наблюдая лунное затмение (круглая тень) и расширение видимости при поднятии на большую высоту.

В античное время появились первые гидротехнические сооружения, существовала мелиорация и ирригация. Таким образом, уже в то время человек научился управлению режимом рек и др. видам воздействия на природу.

Ю.Г. Саушкин называет первым географом Древней Греции Гекатея ( 6-5 вв. до н.э.), который создал первые прозаические описания дальних стран.

Эратосфен , живший в 3-2 вв. до н.э., впервые ввел термин география. Под ней Эратосфен понимал современную физическую географию (термин «экономическая география» был введен в 1745 г. М.В. Ломоносовым). Эратосфен сделал географию точной наукой, изобретя градусную сеть, измерив Землю через дугу меридиана (он определил длину экватора с ошибкой всего на 310 км). Эратосфен также установил единство Мирового океана.

Римский ученый, грек по национальности,Страбон (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.) систематизировал знания накопленные путешественниками и учеными-географами за 4 века. 17 тт. его собрания сочинений были посвящены географии. Этот труд можно считать итогом всей географии античного периода. Одной из важнейших задач географии Страбон считал освоение территории. Однако главным он считал установление различий местностей, описание материков и морей и объяснение этих различий (хорологический подход). Страбон положил начало страноведению.

Птолемей четко разделял понятия географии и хорографии (в его понимании – страноведение). Под географией он понимал общую географию и картографию. Хорография, должна устанавливать особенности отдельных местностей, география – давать общие описания Земли. Птолемей ввел в науку понятие географической и картографической генерализации.


История землеведения. Вклад М.В.Ломоносова в развитие географии

Ученые Древней Греции уже за несколько веков до н.э. пришли к заключению о шарообразности Земли (Пифагор первым предположил, Аристотель – доказал). Тогда же была высказана идея о вращении Земли вокруг своей оси. Многие вопросы общ.землеведения отражены у Аристотеля (4 в. до н.э.) в его «Метеорологии» (взаимосвязь «сфер», круговорот влаги и образование рек за счет поверхностного стока, изменения земной поверхности, морские течения, землетрясения, зоны Земли). Эратосфен (3 в. до н.э.) впервые точно измерил окружность Земли по меридиану (252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км). Завершает античный период в развитии географии Птолемей (2 в. до н.э.) со своим «Руководством по географии», различал географию и хорографию, предложил 2 картографические проекции, его считают «отцом» картографии.

В 1650 г. Бернхард Варений в Голландии публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчет времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты ВГО и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую систему мира (Коперник, Галилей, Бруно, Кеплер). По Варению, предмет географии – земноводный круг (земля+вода+атмосфера).

Александр Гумбольдт (18-19 в.) – одна из вершин в развитии общего землеведения – ученый-энциклопедист, путешественник, исследователь природыЮж. Америки. Он представлял природу как целостную взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга: вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосвязей между растительностью и климатом, заложил основы географии растений, обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. Первым предложил употреблять изотермы в климатических характеристиках. Главный труд: «Космос» (остался незавершенным) – новый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность как особую оболочку, развивал мысль о взаимодействии воздуха, моря, земли, о единстве неорг. и орг. природы. Ввел термины «жизнесфера» и «сфера разума». Книга «Картины природы» - очерки о тропической природеЮж. Ам – выступает как основоположник художественного ландшафтоведения.

Карл Риттер (19 в.) – основатель первой кафедры географии в Германии. Земля – «жилище рода человеческого». В его представлении Земля и человек – дело божественного провидения.

М.В. Ломоносов (1711-1765) в 1763 г. в работе «О слоях земных» изложил законы формирования рельефа Земли, не расходящиеся с современными представлениями геоморфологов.

Рихтгофен (19 в.) – немецкий геоморфолог, исследователь Китая, автор эоловой гипотезы происхождения лёсса. В труде «Задачи и методы современной географии» определяет предмет географии как твердую земную поверхность, преобразованную взаимодействием с водой, воздухом и населяющими ее организмами. Общую географию делит на физ. геогр., биогеогр. и антропогеогр.

С 80-х годов 19 в. на передовые рубежи в области теории общего землеведения выходит русская география. Докучаев в «Русском черноземе» и Воейков в «Климатах земного шара, в особенности России» на примере почв и климата вскрывают сложный механизм взаимодействия компонентов геогр. оболочки. Докучаев приходит к важнейшему теоретическому обобщению в общем землеведении – закону мировой геогр. зональности. Считает, что этот закон распространяется на все компоненты природы, пространственным выражением закона называет естественно-исторические зоны, а зеркалом, отражающим взаимодействие живой и мертвой природы – почвы.

В 1884 г. Анучин в МГУ организует кафедру географии и этнографии. Позже кафедру географии открывают в Петербурге и Казани.

В 1889 г. организатором кафедры географии в Харьковском университете стал Краснов – ученик Докучаева. Прочитал лекцию «География как новая университетская наука». Говорит о трех чертах научного землеведения, отличающих его от старой географии: 1) научное землеведение ставит задачей не описание разрозненных явлений природы, а отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы; 2) научное землеведение интересует не внешняя сторона явлений природы, а их генезис; 3) научное землеведение описывает не неизменную, статичную природу, а природу, изменяющуюся, имеющую свою историю развития. Краснов – автор первого русского учебника для университетов по общему землеведению. Утверждает, что география изучает не отдельные явления и процессы, а их сочетания, географические комплексы.

В 1910 г. Броунов писал.что физическая география изучает современное устройство наружной земной оболочки, состоящей из четырех концентрических сферических оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.

Всеобщее признание географической оболочки как предмета физической географии относится к послеоктябрьскому периоду развития географии.

В 1932 г. Григорьев выступает с примечательной статьей «Предмет и задачи физической географии». Пришел к выводу, что земная поверхность представляет качественно особую вертикальную физико-географическую зону, или оболочку, характеризующуюся глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса. В его же работах нашел основание основной метод исследования геогр. оболочки – балансовый метод, в первую очередь радиационный баланс, баланс тепла и влаги. В эти же годы Бергом закладывались учения о ландшафте и географических зонах.

В 50-х годах в развитии общего землеведения наступил качественно новый этап. В 1957 г. – запуск первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. Гагарин первым из людей поднялся в Космос. Перед космонавтами предстала зримой уязвимость геогр. оболочки от антропогенных воздействий, отчтеливо проявился глобальный масштаб следов загрязнения ее человеком. Велением времени стала охрана геогр. оболочки. Наблюдения из космоса убедили в реальности геогр. оболочки как единого целого, функционирующего в результате взаимодействия литосферы, гидросферы и биосферы.

Океанография переросла в физическую географию Мирового океана, связанную с физ. геогр. материков едиными ландшафтно-географическими закономерностями. Установлен планетарный характер срединно-океанических хребтов, выявлены изприрода и роль в тектонической жизни земной коры в свете новой глобальной тектоники – тектоники литосферных плит. По-новому стала рисоваться структура океанических течений. Много открытий принесло изучение глубоководной фауны, которая оказалась богаче и разнообразнее, чем предполагалось. Также активному изучению подвергся ледовый вариант ландшафтной сферы. В Антарктиде круглогодично работают научно-исследовательские станции. С помощью искусственных спутников Земли получены характеристики верхних слоев атмосферы. Здесь обнаруживается система экранов, защищающих географическую оболочку от непосредственного воздействия солнечного ветра, рентгеновского и УФ-излучений, что позволило Ермолаеву различать геогр. пространство.

Современный этап в развитии общего землеведения совпадает по времени с ландшафтным этапом в развитии физ. геогр. Начало ландшафтному этапу было положено Первым Всесоюзным совещанием по вопросам ландшафтоведения в 1955 г.

Вклад Ломоносова в разивитие географии : С 1758 г. возглавлял им же созданный Географический департамент Петербургской АН. Организация географ.исследований России и обобщение полученных сведений, составление «Атласа Российского». Впервые предложил термин «экономическая география» в 1761 г. Благодаря Ломоносову в географических исследованиях основным методом стал экспедиционный, стали делаться точные измерения. Исторический подход к изучению природных явлений. Работы по демографии (1761 - «О сохранении и размножении Российского народа» - предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направл. на увеличение народонаселения России путем повыш. рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство). Автор «Географических запросов» (30 вопросов по губерниям) – 1761 г., «Экономический лексикон российских продуктов». В «Рассуждениях о большой точности моского пути» (1759) предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. В работе «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану» отметил важность для России освоения Северного морского пути.

Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки. Все они имеют единый объект - земную поверхность, но разные предметы: физическая география - географическая оболочка Земли, экономическая - хозяйство и население в форме территориальных социально-экономических систем. Страноведение - синтез физической и экономической географии, на уровне семейства оно носит общегеографический триединый (природа, население, хозяйство) характер.

В семействе географических наук особое место занимает история и методология географической науки. Это не традиционная история географических открытий, а история географических идей, история становления современных методологических основ географической науки. Первый опыт создания лекционного курса по истории и методологии географической науки принадлежит Ю.Г. Саушкину (1976).

Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками. Эти разные науки объединяет один объект изучения - географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален - это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки (геоморфология - наука о рельефе земной поверхности, климатология и метеорология - науки, изучающие воздушную оболочку, формирование климатов и их географическое распространение, почвоведение - закономерности образования почв, их развитие, состав и закономерности размещения, гидрология - наука, изучающая водную оболочку Земли, биогеография изучает состав живых организмов, их распространение и формирование биоценозов). Задача палеогеографии - изучение географической оболочки и динамики природных условий в прошлые геологические эпохи. Предметом изучения ландшафтоведения является тонкий, наиболее активный центральный слой ГО - ландшафтная сфера, состоящая из природно-территориальных комплексов разного ранга. Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.

Общее землеведение - фундаментальная наука, изучающая общие закономерности строения, функционирования и развития ГО в целом, ее компонентов и природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством-временем на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома) и устанавливающую пути создания и существования современных природных (природно-антропогенных) обстановок, тенденции их возможного преобразования в будущем. Другими словами, общее землеведение - это наука или учение о той окружающей человека среде, где осуществляются все наблюдаемые нами процессы и явления и функционируют живые организмы.

Географическая оболочка в настоящее время сильно изменилась под воздействием человека. В ней сосредоточены области наивысшей хозяйственной активности общества. Сейчас ее уже невозможно рассматривать без учёта воздействия человека. В связи с этим в работах географов стало формироваться представление о сквозных направлениях (В.П. Максаковский, 1998). В общем землеведении как фундаментальной науке особенно выделена важность данных направлений. Во-первых, это гуманизация, т.е. поворот к человеку, всем сферам и циклам его деятельности. Гуманизация - новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния, поэтому география должна рассматривать связи «человек - хозяйство - территория - окружающая среда».

Во-вторых, это социологизация, т.е. повышение внимания к социальным аспектам развития.

В-третьих, экологизация - направление, которому в настоящее время придаётся исключительно важное значение. Экологическая культура человечества должна включать навыки, осознанную необходимость и потребность соизмерять деятельность общества и каждого человека с возможностями сохранения позитивных экологических качеств и свойств окружающей среды.

В-четвертых, экономизация - направление, характерное для многих наук.

В системе фундаментального географического образования курс общего землеведения выполняет несколько важных функций:

  • 1. Этот курс вводит будущего географа в его сложный профессиональный мир, закладывая основы географического мировоззрения и мышления. Процессы и явления рассматриваются в системной связи между собой и с окружающим пространством, тогда как частные дисциплины вынуждены изучать их, прежде всего, отдельно друг от друга.
  • 2. Землеведение - это теория географической оболочки как целостной системы, являющейся носителем географической и иной информации развития материи, что имеет принципиальное значение для географии в целом и позволяет использовать положения землеведения в качестве методологической основы географического анализа.
  • 3. Землеведение служит теоретической базой глобальной экологии, которая сосредоточивает усилия на оценке текущего состояния и прогнозирования ближайших изменений географической оболочки как среды существования живых организмов и обитания человека с целью обеспечения экологической безопасности.
  • 4. Землеведение является теоретической базой и основой эволюционной географии - огромного блока дисциплин, исследующих и расшифровывающих историю возникновения и развития нашей планеты, ее окружения и пространственно-временную неоднородность геологического (географического) прошлого. Общее землеведение обеспечивает правильность понимания прошлого, аргументированность причин и следствий современных процессов и явлений в географической оболочке, корректность их анализа и переноса на аналогичные события былого.
  • 5. Землеведение - это своеобразный мост между географическими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школьных курсах, и теорией ГО.

В настоящее время концепция землеведения, которая сложилась как системное учение о целостном объекте - ГО, заметно трансформировалась - от познания фундаментальных физико-географических закономерностей к исследованию на этой основе «очеловеченной» природы с целью оптимизации природной среды (природно-антропогенной) и управления процессами, в том числе, обусловленными человеческой деятельностью и ее последствиями на планетарном уровне .

Развитие общего землеведения как науки неотделимо от развития географии. Поэтому задачи, стоящие перед географией, являются в той же мере и задачами общего землеведения.

Всем наукам, в том числе и географии, свойственны три ступени познания:

  • · сбор и накопление фактов;
  • · приведение их в систему, создание классификаций и теорий;
  • · научный прогноз, практическое применение теории.

Задачи, которые ставила перед собой география, по мере развития науки и человеческого общества изменялись.

Античная география в основном имела описательную функцию, занималась описанием вновь открытых земель. Эту задачу география выполняла до Великих географических открытий 16-17 вв. Описательное направление в географии не потеряло своего значения и в настоящее время. Однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление - аналитическое: первые географические теории появились в античное время. Аристотель (философ, учёный, 384-322 до н.э.)- основоположник аналитического направления в географии. Его труд «Метеорологика», по существу курс общего землеведения, в котором он говорил о существовании и взаимном проникновении нескольких сфер, о круговороте влаги и образовании рек за счёт поверхностного стока, об изменениях земной поверхности, морских течениях, землетрясениях, зонах Земли. Эратосфену (275-195 до н.э.) принадлежит первое точное измерение окружности Земли по меридиану - 252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км.

Большую и своеобразную роль в развитии общего землеведения сыграл древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90-168 н.э.), живший в период расцвета Римской империи. Птолемей различал географию и хорографию. Под первой он подразумевал «линейное изображение всей ныне известной нам части Земли, со всем тем, что на ней находится», под второй - подробное описание местностей; первая (география) имеет дело с количеством, вторая (хорография) - с качеством. Птолемеем были предложены две новые картографические проекции, его заслуженно считают «отцом» картографии. «Руководство по географии» (в основе геоцентрическая система мира) Птолемея из 8 книг завершает античный период в развитии географии.

Средневековая география основывается на догмах церкви.

В 1650 году в Голландии Бернхард Варений (1622 - 1650) публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчёт времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую картину мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер). Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями - землёй, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география. Отдельные области - предмет частной географии.

В 18 - 19 вв., когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции: географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории. Через полтора столетия после Варения развёртывается научная деятельность А. Гумбольдта (1769 - 1859). А. Гумбольдт - учёный-энциклопедист, путешественник, исследователь природы Южной Америки - представлял природу как целостную, взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга его состоит в том, что он вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосвязей между растительностью и климатом, он заложил основы географии растений; расширив диапазон взаимосвязей (растительность - животный мир - климат - рельеф), обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. В своем труде «Космос» Гумбольдт сделал первый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность (предмет географии) как особую оболочку, развивая мысль не только о взаимосвязи, но и о взаимодействии воздуха, моря, Земли, о единстве неорганической и органической природы. Ему принадлежит термин «жизнесфера», по своему содержанию аналогичный биосфере а также «сфера разума», получивший много позже название ноосфера.

В одно время с А. Гумбольдтом работал Карл Риттер (1779 - 1859), профессор Берлинского университета, основатель первой кафедры географии в Германии. К Риттер ввел в науку термин «землеведение», стремился количественно оценить пространственные соотношения между различными географическими объектами. К. Риттер был чисто кабинетный учёный и, несмотря, на большую известность его трудов по общему землеведению, природоведческая часть их неоригинальна. Землю - предмет географии - К. Риттер предлагал рассматривать как жилище рода человеческого, однако решение проблемы природа - человек вылилось в попытку совместить несовместимое - научное естествознание с богом.

Развитие географической мысли в России в 18 - 19 вв. связано с именами крупнейших учёных - М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, С.П. Крашенинникова В.В. Докучаева, Д.Н. Анучина, А.И. Воейкова и др. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в отличие от К. Риттера был организатором науки, великим практиком. Он исследовал солнечную систему, открыл атмосферу на Венере, изучал электрические и оптические эффекты в атмосфере (молнии). В труде «О слоях земных» учёный подчеркнул важность исторического подхода в науке. Историзм пронизывает все его творчество, независимо от того, говорит ли он о происхождении чернозёма или о тектонических движениях. Законы формирования рельефа, изложенные М.В. Ломоносовым, до сих пор признаются учёными-геоморфологами. М.В. Ломоносов является основателем МГУ.

В.В. Докучаев (1846 - 1903) в монографии «Русский чернозём» и А.И. Воейков (1842 - 1916) в монографии «Климаты земного шара, в особенности России» на примере почв и климата вскрывают сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки. В конце 19 ст. В.В. Докучаев приходит к важнейшему теоретическому обобщению в общем землеведении - закону мировой географической зональности, он считает зональность всеобщим законом природы, который распространяется на все компоненты природы (в том числе и неорганические), на равнины и горы, сушу и море.

В 1884 г. Д.Н. Анучин (1843 - 1923) в МГУ организует кафедру географии и этнографии. В 1887 г. кафедру географии открывают в Петербургском университете, год спустя - в Казанском. Организатором кафедры географии в Харьковском университете в 1889 г. стал ученик В.В. Докучаева А.Н. Краснов (1862 - 1914), исследователь степей и зарубежных тропиков, создатель Батумского ботанического сада, в 1894 г. стал первым в России доктором географии после публичной защиты диссертации. А.Н. Краснов говорил о трёх чертах научного землеведения, отличающих его от старой географии:

  • · научное землеведение ставит задачей не описание разрозненных явлений природы, а отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы;
  • · -научное землеведение интересует не внешняя сторона явлений природы, а их генезис;
  • · -научное землеведение описывает не неизменную, статичную природу, а природу изменяющуюся, имеющую свою историю развития .

ГЛАВА 1. РУБЕЖИ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ

Истоки землеведения были заложены в глубокой древности, когда человек стал интересоваться своим окружением на Земле и в Космосе. Однако древние мыслители не только описывали окрестности. Уже изначально люди систематически наблюдали за изменениями окружающего пространства и природными совпадениями, пытаясь установить причинно-следственные связи. Задолго до религиозных учений и представлений о божественном начале природы и жизни существовали взгляды на окружающий мир. Так постепенно складывались понятия и представления, многие из которых носили, несомненно, землеведческий характер.

Египтяне и вавилоняне прогнозировали время наступления наводнений в зависимости от расположения звезд, греки и римляне измерили Землю и установили ее положение в Космосе, китайцы и предки индусов постигали смысл жизни и взаимоотношения человека с его природным окружением. Мегалитические культуры неизвестных народов использовали закономерности движения Земли и положения планет и звезд для своих идеологических воззрений и построений культовых сооружений. Эти достижения характеризуют донаучный период познания и становления географических знаний. Многие открытия, приписанные мыслителям средневекового Возрождения, были известны уже в глубокой древности.

В доантичный период в Древней Индии возникло учение о материальной субстанции, которая представляла собой отдельные неделимые элементы (атомы) или их сочетания. Кроме материи, к неживым субстанциям относились пространство и время, а также условия покоя и движения. Жители Индии первыми провозгласили принцип непричинения вреда живым организмам. В Древнем Китае было создано учение о всеобщем законе мира вещей, согласно которому жизнь природы и людей протекает по определенному естественному пути, составляющему вместе с субстанцией вещей основу мира. В мире все находится в движении и изменении, в процессе которых все вещи переходят в свою противоположность. Древний Вавилон и Древний Египет дали примеры использования достижений астрономии, космологии и математики в практической жизни народов. Здесь возникли учения о происхождении мира (космогония) и его строении (космология). Вавилоняне установили правильную последовательность планет, сформировали звездное астральное мировоззрение, выделили знаки зодиака, ввели 60-ричную систему исчисления, лежащую в основе градусной меры и шкалы времени, установили периоды повторяемости солнечных и лунных затмений. В эпохи Древнего и Среднего царств в Египте были разработаны основы прогнозирования нильских разливов, создан солнечный календарь, точно определена продолжительность года и выделено 12 месяцев. Финикийцы и карфагеняне применили знания астрономии для навигации и ориентирования по звездам. Древними народами была высказана правильная и основополагающая до настоящего времени мысль об эволюции окружающего мира (от простого к сложному, от беспорядка к порядку), его постоянной изменчивости и обновлении.

В античное время было составлено представление о геоцент-ричном строении Мира (К.Птолемей, 165 - 87 гг. до н.э.), введены понятия «Вселенная» и «Космос», даны правильные оценки формы и размеров Земли. В это время сложилась система наук о Земле, основными направлениями которой были: описательно-страноведческое (Страбон, Плиний Старший), математико-гео-графическое (пифагорейцы, Гиппарх, Птолемей) и физико-географическое (Эратосфен, Посидоний).

Многое дали развитию географии и ее отдельных направлений эпохи Средневековья и Возрождения - время великих географических открытий (с конца XV в.), когда получили широкое развитие путешествия, принесшие огромный фактический материал о морях и землях, обобщение которого совершенствовало представления о географическом пространстве. Была практически доказана шарообразность Земли, единство вод Мирового океана, впервые создан глобус (в первой половине XV в. до кругосветного плавания Магеллана). Н.Коперник обнародовал свою гелиоцентрическую систему строения Вселенной, а Д.Бруно высказал идею о бесконечности Вселенной и множественности миров. В океанах были обнаружены течения (в частности, Гольфстрим), зоны штилей и муссонов. Г. Меркатор предложил новую проекцию и создал мировую карту, удобную для навигации. С этим периодом связаны появление сравнительно географических описаний, создание теорий научных заключений методами индукции (Ф. Бэкон) и дедукции (Р.Декарт), разработка метода изолиний для составления батиметрических, а затем и гипсографических карт. Конструирование зрительной трубы, термометра и барометра позволило приступить к развитию экспериментальной географии и инструментальным наблюдениям.

На рубеже XVI и XVII вв. начинают оформляться контуры землеведения. Н.Карпентер (1625) попытался свести воедино сведения о природе Земли. Несколько позже (1650) появился труд Б. Варениуса, который можно считать официальным началом землеведения, где он записал, что «всеобщая география называется та, которая рассматривает Землю вообще, изъясняет ее свойства, не вступая в подробное стран описание». В 1664 г. Р. Декарт дал естественно-научное объяснение происхождения Земли. Он считал, что Солнце и все планеты Солнечной системы образовались в результате вихревого движения мельчайших частиц материи, а при формировании Земли произошла дифференциация вещества на огненно-жидкое металлическое ядро, твердую кору, атмосферу и воду. Этот труд породил много представлений (Т. Барнет, Дж. Вудворд, У. Уистон) о происхождении тел окружающего пространства и поведении земных масс. Возникли гипотеза контракции, базирующаяся на взглядах о сокращении объема планеты по мере ее остывания (Э. Бомон), предположения о зависимости крупных форм рельефа от движений земных масс, представления о непрерывной связи внутренних и внешних сил развития Земли (М.Ломоносов). Впервые были предприняты попытки классифицировать живые организмы (Дж.Рей, К.Линней, Ж.Ламарк), а естественную историю Земли стали рассматривать совместно с живыми организмами, включая человека (Ж.Бюффон, Г.Лейбниц).

В середине XVIII в. появились новые научно обоснованные теории и гипотезы. Первой в этом ряду следует назвать теорию мироздания и образования Солнечной системы И.Канта (1755), в которой автор опирался на открытые И.Ньютоном (1686) законы всемирного тяготения и движения материи. Он предложил механическую модель происхождения мира из первоначально рассеянной неоднородной материи путем самопроизвольного усложнения ее структуры. Признавая вечность и бесконечность Вселенной, И. Кант говорил о возможности нахождения в ней жизни. По существу, с И. Канта началось познание истории природы и Земли на строго научной основе. Среди многих замечательных имен отметим исследователей, создавших фундамент современного землеведения как обобщающей науки о Земле.



А.Гумбольдт и К.Риттер являются крупнейшими учеными-географами и путешественниками первой половины XIX в., которые внесли огромный вклад в разработку многих географических понятий и закономерностей. А.Гумбольдт (1769-1859) создал 5-томный труд «Космос» по сравнительному землеведению (физическому миропониманию в оригинальной редакции) и написал о своих путешествиях по Новому Свету в 30 томах. В них он изложил новейшие идеи: ввел понятия «земной магнетизм», «магнитный полюс» и «магнитный экватор», обосновал эволюционные изменения земной поверхности, заложил основы палеогеографии, сравнил фауну Южной Америки и Австралии, установив их связи и различия, исследовал очертания континентов и положения их осей, изучил высоты материков и определил положение центров тяготения континентальных масс. При изучении атмосферы Гумбольдтом были установлены изменения воздушного давления в зависимости от широты и высоты места и времени года, выяснено климатическое распределение теплоты, влажности, воздушного электричества, доказана тесная связь внут-риземных и атмосферных процессов, а также взаимозависимость системы атмосфера-океан-суша. Понятие «климат» ученый употреблял в широком географическом понимании как свойство атмосферы, «...сильно зависимое от состояний моря и земли и произрастающей на ней растительности». Он также обосновал зависимость живой природы от климата и заложил основы научной геохимии.

С именем К.Риттера (1779-1859) связано становление современной географии. Он показал интегрирующую роль географии в естествознании и познании окружающего мира, сформулировал вполне материалистичный взгляд на природу как совокупность всех вещей, «существующих вблизи и вдали от нас, соединенных временем и пространством в стройную систему», высказал идею равновесия природных процессов и явлений в постоянных круговоротах и превращениях, доказал взаимодействие суши, моря и воздуха в процессе функционирования. В 1862 г. Риттер создал первый курс землеведения (на русский язык переведен в 1864 г.), основой которого он полагал физическую географию, объясняющую силы (процессы) природы. Оригинальную систему природы Земли ученый рассматривал как своеобразный организованный и постоянно развивающийся единый организм, отличающийся особым строением, законами и механизмами развития. К. Риттер придерживался мнения, что, только опираясь на идею земного организма или целостности Земли, можно представить появление и развитие ее составных частей, понять тайну устройства планеты. Он обосновал понятия «земное пространство» как целостное трехмерное единство и один из объектов физической географии и «ландшафт» в его современном значении, подчеркивая при этом его важную роль как основы органической жизни. Ученым разработано представление о рельефе как о пластике и конфигурации земной поверхности, создана классификация крупных форм рельефа, введены понятия «нагорье», «плоскогорье», «горная страна», «среда», «элемент», а также рассмотрена зависимость различных природных тел и этносов от географического положения.

К. Риттер создал научную школу, в которую входили такие крупные географы, как Э.Реклю, Ф.Ратцель, Ф. Рихтгофен, Э.Ленц, внесшие значительный вклад в понимание географических особенностей отдельных частей Земли и обогатившие содержание теоретического землеведения и физической географии.

Вторая половина XIX в. характеризуется новыми разработками в географических науках, из которых появились самостоятельные дисциплины. Наибольшая роль в это время принадлежит российским исследователям.

А.И.Воейков (1842- 1916) известен как основоположник климатологии. Он установил важнейшие факторы образования климата, обосновал энергетический баланс земного шара, объяснил механизм теплопередачи и климатические процессы в различных географических поясах.

Взаимосвязь природных явлений исследовалась В.В.Докучаевым (1846-1903). Основным результатом его трудов следует считать разработку понятия «природный комплекс» применительно к почве - самостоятельному естественноисторическому телу и продукту взаимодействия климата, живых организмов и материнских горных пород. Исследуя почвы и растительность, он ввел понятия «естественные исторические процессы» и «зоны природы», которые легли в основу открытого им закона мировой зональности. Докучаевым сформулирована программа комплексной и единой парадигмы нового естествознания - науки о соотношениях между живой и неживой природой, между человеком и окружающим его миром.

Г.Н.Высоцкий (1865-1940) внес существенный вклад в понимание процессов функционирования природных комплексов. Он установил водорегулирующую роль верхнего горизонта почвы, выделил типы почв по характеру водного режима. Ему удалось показать значение леса в гидроклиматических особенностях географической оболочки и его роль как одного из факторов развития географической среды. В методическом отношении его исследования обогатили науки о Земле применением пространственно-временных диаграмм для выявления изменений.

Примерно в эти же годы З.Пассарге (1867- 1958) ввел фундаментальное понятие физической географии - «естественный ландшафт» - территорию, где все компоненты природы обнаруживают соответствие. Он выделил факторы ландшафта, составил ландшафтную классификацию на примере Африки.

В России в эти же годы близкими вопросами занимался Л. С. Берг (1876- 1950), который обосновал понятие «ландшафтная зона» как совокупность одних и тех же ландшафтов и разработал обоснованное деление территории Сибири и Туркестана, а затем и всего Советского Союза на географические (ландшафтные) зоны. Он утвердил понятие о ландшафте как о закономерном единстве предметов и явлений, где целое влияет на части, а части - на целое. Им были заложены основы ландшафтно-географического районирования с выделением зон и ландшафтов как реально существующих природных образований с естественными границами. Берг сформулировал идею о смене ландшафтов в ходе развития планеты и доказал необратимость этих смен. Географию он считал наукой о географических ландшафтах, придавая ей тем самым страноведческий характер, а землеведение рассматривал как отрасль физической географии.

А.Н.Краснов (1862- 1914) известен как основоположник конструктивного землеведения, позволившего ему на этой основе разработать и осуществить мероприятия по преобразованию Черноморских субтропиков. Он создал первый курс «Общего землеведения» (1895-1899), задачей которого было нахождение причинной связи между формами и явлениями, обусловливающими несходство различных частей земной поверхности, а также исследование их характера, распространения и влияния на жизнь и культуру человека. Краснов подчеркивал антропоцентричность географии. Ему принадлежат классификации климатов и растительного покрова Земли, районирование земного шара по типам растительности, исходя из зонально-регионального принципа. К пониманию зональности географических процессов и явлений он подошел до открытия В.В.Докучаевым закона мировой зональности и описаний Л. С. Бергом ландшафтных зон. Оценивая научное наследие А. Н. Краснова, необходимо подчеркнуть, что он был первым исследователем землеведения, который практически воплотил часть своих выводов в переустройстве обширной территории. В отличие от предшественников задачей землеведения ученый считал не описание разрозненных явлений природы, а выявление взаимной связи и взаимообусловленности между явлениями природы, полагая, что научное землеведение интересует не внешняя сторона явлений, а их генезис.

Вслед за учебником А. Н. Краснова было издано «Общее землеведение» А. А. Крубера (1917), где дано понятие «земная оболочка», или «геосфера» (впоследствии разработанное А.А.Григорьевым). Крубер подчеркивал единство всех компонентов географической среды, которые необходимо изучать в целостности. Этот учебник был основным всю первую половину XX в.

Огромное значение для развития землеведения имели работы В. И. Вернадского (1863- 1945), главным образом его учение о биосфере. Введенное им понятие «живое вещество» и доказательство его широчайшего распространения и постоянного участия в природных процессах и явлениях, поставили вопрос о необходимости нового понимания сущности географической оболочки, которую следовало рассматривать как биокосное формирование. Научно-философские рассуждения позволили Вернадскому наряду с другими учеными (Л.Пастером, П.Кюри, И.И.Мечниковым) высказать мнение о космическом происхождении жизни (теория панспермии) и особом характере живого вещества. Биосферу ученый понимал как взаимосвязанную систему живых организмов и среды их обитания. К сожалению, многие взгляды Вернадского, в том числе его учение о ноосфере, долгое время были недостаточно востребованы и практически не учитывались в землеведении.

Новый этап в развитии землеведения совпадает с началом и серединой XX в. и связан с именами А. А. Григорьева (1883- 1968), С.В.Калесника (1901-1977), К.К.Маркова (1905-1980) и других ученых, которые вывели землеведение на современный путь развития. А.А.Григорьев ввел фундаментальные понятия, являющиеся объектом и предметом землеведения - «географическая оболочка» и «единый физико-географический процесс», объединив экологический подход в изучении географии с необходимостью взаимосвязанного рассмотрения всех процессов и явлений на Земле. Он заявил о землеведении как потенциальном разработчике и носителе общепланетарной стратегии выживания человечества в отношениях с природой.

С. В. Калесник обобщил достижения землеведения в своем учебнике (1947 г. и последующие переиздания), включив в него новые суждения о компонентах географической оболочки. Этот учебник и сегодня сохраняет свою ценность и является своеобразным примером для написания учебных материалов.

Продолжающаяся дифференциация географии привела к детальным разработкам ее отдельных частей. Появились специальные исследования ледникового покрова и его палеогеографического значения (К. К. Марков), геофизического механизма дифференциации земной поверхности по географическим зонам и высотной поясности (М. И. Будыко), истории климата на фоне изменений географической оболочки в прошлом (А. С. Монин), энергетического баланса Земли по дистанционным наблюдениям (К.Я. Кондратьев), ландшафтных систем Мира в их единстве и генетических различиях (А. Г. Исаченко), ландшафтной оболочки как части географической оболочки (Ф. Н. Мильков). В эти годы был установлен периодический закон географической зональности Григорьева- Будыко, выявлена огромная роль биоорганического вещества в формировании специфических геологических образований далекого прошлого (А.В.Сидоренко), появились новые направления географии - космическое землеведение, экологическая география, или глобальная экология, практически слились воедино исследования «точного» (физико-математического) и «натурального» (биолого-географического) естествознания в комплексную систему землеведения.

Середина и вторая половина XX в. были особенно наполнены событиями в различных отраслях знаний, которые потребовали качественных изменений во взглядах и суждениях.

Отметим наиболее значимые из них:

Поверхности планет и их спутников сложены горными породами основного и ультраосновного состава и испещрены кратерными неровностями - следами падений метеоритов или других космических тел;

На объектах Солнечной системы почти повсеместно отмечены вулканические процессы и льдистые образования, часть из которых может быть замерзшей водой; большинство космических тел имеет

Собственную атмосферу со следами кислорода и органических соединений (метан и др.); в космическом пространстве широко распространено органическое вещество, в том числе за пределами Солнечной системы; вокруг Земли существует пылевая сфера - космическая пыль, состоящая из минерального и органического веществ;

Живые организмы на Земле обнаружены во всех сферах и различных обстановках: внутри горных пород на удалении от поверхности на тысячи метров, при температуре окружающей среды в сотни градусов по Цельсию и давлении в тысячи атмосфер, в условиях высоких значений радиоактивного и иного излучения, при низких температурах почти до абсолютного нуля, на дне океанов в условиях вулканических извержений (белые и черные курильщики), в различных рассолах, включая металлоносные, в абсолютной темноте и без присутствия кислорода; фотосинтез может проходить без солнечного света (при свете от подводных извержений), а бактерии могут производить органическое вещество за счет химической энергии (хемосинтез); живые организмы чрезвычайно многообразны и сложны по своему строению, хотя и состоят из ограниченного количества биохимических соединений и генетических кодов;

Дно океанов сформировано главным образом молодыми базальтами с прослоями осадков в течение последних 150 млн лет; расширение рифтогенных образований на дне океанов идет в настоящее время со средними скоростями 4 - 5 см/год; на дне океанов широко развиты процессы дегазации вещества мантии - магмы, вулканических газов, ювенильных (впервые появившиеся) глубинных вод, термальных и металлоносных образований;

Строение коры континентов и дна океанов принципиально различается;

Континенты имеют древние (более 3,0 - 3,5 млрд лет) архейские ядра, что свидетельствует о постоянном местоположении их центральных частей и разрастании площадей современных материков главным образом за счет наращивания по периферии более молодых геологических структур; горные породы материков допалеозойского возраста (более 1 млрд лет) в большинстве случаев метаморфизованы;

Удельный вес кислорода атмосферного воздуха больше удельного веса фотосинтетического кислорода, что указывает на глубинный источник его происхождения при дегазации вещества мантии; исследование дегазируемого вещества в пределах суши показало присутствие в нем (%) диоксида углерода - около 70, оксида углерода - до 20, ацетилена - 9, оксида серы - 3,7, метана - 2,1, доля азота, водорода и этана не превышает 1 %;

В толщах Мирового океана происходит повсеместное перемешивание вод в виде восходящих и нисходящих потоков, разнообразных многоярусных течений, вихрей и др.;

Взаимодействие океана и атмосферы носит более сложный характер, чем предполагалось ранее (например, Эль-Ниньо и Ла-Нинья);

Природные катастрофы приводят к перемещению огромных масс вещества и энергии, что превышает эффект антропогенного воздействия на окружающую среду.

Новые данные убеждают в необходимости их учета при совершенствовании теоретических основ современного землеведения. Задача огромная, но посильная для исследователей XXI века. Следует максимально учитывать имеющиеся факты, интерпретируя их не только с позиций сегодняшних условий на поверхности Земли и прогрессивно-эволюционной направленности формирования геосистем, но и возможности иного пути развития (в частности направленно скачкообразного, эволюционно-катастрофического).

Контрольные вопросы

Каковы основные вехи становления землеведения?

Каков вклад ученых Древнего мира в землеведческие знания?

Какие открытия стимулировали развитие землеведения в эпоху Возрождения?

Как происходило развитие землеведения в XVII -XIX вв.?

Каков вклад российских исследователей в землеведение?

В чем состоит новейший этап развития землеведения?

Каковы современные проблемы землеведения?

ЛИТЕРАТУРА

Аплонов СВ. Геодинамика. - СПб., 2001.

Голубчик М.М., Евдокимов СП., Максимов Г.И. История географии. - Смоленск, 1998.

Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. - М., 1988.

Джонстон Р.Дж. География и географы. - М., 1987.

Есаков В. А. Очерки истории географии в России XVIII -начала XX века. - М., 1999.

Исаченко А. Г. Развитие географических идей. - М., 1971.

Жекулин В. С. Введение в географию. - Л., 1989.

Мукитанов Н. К. От Страбона до наших дней. - М., 1985.

Русское географическое общество. 150 лет. - М., 1995.

Саушкин Ю.Г. История и методология географической науки. - М., 1976.