Кто осуществляет помилование в российской. Кто осуществляет помилование в рф. Если было отказано

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный имеет право просить о помиловании. По Конституции РФ (п. «в» ст. 89), осуществление помилования отнесено к компетенции Президента РФ.

Помилование - это акт высшего должностного лица РФ, полностью или частично освобождающий конкретных лиц от наказания, а также снимающий судимость.

Институт помилования является частным выражением принципов справедливости и гуманизма.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица путем издания Указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В Российской Федерации помилование применяется в отношении лиц, осужденных судами в РФ либо судами иностранного государства к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ, а также в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500, на территориях субъектов России образованы комиссии по вопросам помилования; этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ. Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

До завершения формирования на территориях Республики Крым и г. Севастополя комиссий по вопросам помилования установлен временный порядок представления ходатайств о помиловании, подаваемых осужденными, отбывающими наказание на этих территориях.

Состав комиссий по вопросам помилования и председатели комиссий утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти), при этом в состав комиссии входят не менее 11 человек - граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию, причем не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования являются предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании и осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования.


Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, и направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются копия приговора и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора, извещение о вступлении приговора суда в законную силу, а также, по просьбе осужденного, иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования по месту жительства заявителя.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), которые вносят Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении каждого конкретного лица с приложением ходатайства о помиловании, заключения комиссии и других документов.

Список лиц, рекомендованных к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения, что является выражением принципа демократизма, открытости в деятельности государственных органов.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

Поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

Срок отбытого (исполненного) наказания;

Совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

Применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно - досрочного освобождения от наказания;

Возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

Данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

Другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Согласно Указу Президента, помилование в отношении отдельных категорий осужденных, как правило, не применяется, это правило распространяется на лиц:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно - досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Конституция РФ (статья 50, часть 3) предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т.е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено непосредственно в Конституции РФ (статья 89, пункт «в»). В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Уголовный закон не регламентирует, от каких видов наказания возможно освобождение в порядке помилования. Отсутствие в законе каких-либо ограничений полномочий Президента в данной сфере позволяет сделать вывод, что помилование может касаться любых видов наказания, включая дополнительные. Представляется, что применение помилования возможно и в отношении осужденных к штрафу (учитывая установленный законом максимальный размер штрафа и возможность отсрочки (рассрочки) его исполнения).

Помилование имеет некоторые сходства с амнистией: каждый из указанных видов освобождения от уголовно-правовых последствий преступления допускает освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение его срока (размера) или замену более мягким видом наказания, а также снятие судимости. Вместе с тем помилование отличается от амнистии по кругу лиц, к которым оно применяется (помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица), по органу, его осуществляющему (акт амнистии издается Государственной Думой, акт помилования - Президентом), а также по характеру правовых последствий (амнистия допускает освобождение от уголовной ответственности).

Как определено в п. «в» ст. 89 Конституции РФ, в настоящее время правом помилования осужденных наделен Президент РФ как высшее должностное лицо в стране. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации», на территории всех субъектов Российской Федерации созданы свои комиссии по помилованию, что облегчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет весь процесс.

Как определено в ст.2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам: а) осужденным судами Российской Федерации и отбывающим наказание на территории России; б) осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации; в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость. (Приложение В)

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Министерства юстиции РФ с приложением необходимых материалов (копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора; сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографические данные об осужденном и его семейном положении; справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и др.). Обращает на себя внимание то, что данный этап осуществления помилования рассчитан на деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания в системе Министерства юстиции РФ.

Как было сказано, администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, должна не позднее чем через 20 дней направить необходимую документацию о ходатайстве осужденного о помиловании в территориальный орган Министерства юстиции, которому на проверку полноты и надлежащего качества таких материалов отведено 7 дней. Затем документация посылается в комиссию по помилованию субъекта федерации, где в течение 30 суток должен решиться вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта федерации (президенту республики, губернатору, главе администрации и т.д.).

Комиссия и высшее должностное лицо субъекта федерации, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.

В течение месяца со дня принятия высшим должностным лицом субъекта федерации решения о поддержке ходатайств осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта федерации. Таким образом, процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, становится прозрачной, подконтрольной общественному мнению.

Высшее должностное лицо субъекта федерации направляет ходатайства о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней. Эти документы регистрируются указанным Управлением, которое проверяет правильность их оформления. Не исключен возврат документов о помиловании осужденного в региональную комиссию по помилованию при обнаружении ненадлежащего их оформления.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется главе субъекта федерации, в МВД РФ, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании глава администрации либо по его поручению председатель комиссии информирует осужденного в письменной форме.

Повторное обращение осужденного к Президенту РФ возможно не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. В прошлом такого ограничения не существовало, поэтому Комиссия по делам о помиловании при Президенте РФ была наводнена повторяющимися ходатайствами, причем, как правило, очередное обращение не содержало какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы повлиять на решение.

В частности, определено, что должны учитываться характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбытия или исполнения наказания; совершение осужденным преступлений в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии или помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного (состояние здоровья, число судимостей, семейное положение, возраст и т.д.); другие обстоятельства, если комиссия найдет их существенными, имеющими значение для решения вопроса о помиловании. В приведенном перечне обстоятельств, с учетом которых комиссии должны принимать решение о поддержании ходатайства осужденного о помиловании, встречаются предписания, противоречащие некоторым рекомендациям ст.2 Положения. В силу требований этой статьи комиссиям следует, как правило, не поддерживать ходатайства осужденных о помиловании, если они несут наказание за совершение новых умышленных преступлений во время испытательного срока при условном осуждении или условно-досрочном освобождении. А статья 12 Положения, напротив, предписывает комиссиям принимать во внимание при рассмотрении ходатайств о помиловании эти обстоятельства. Следовательно, комиссии по своему усмотрению, с учетом обстоятельств дела, оценивают факт совершения осужденным нового умышленного преступления во время испытательного срока как обстоятельство, исключающее поддержку ходатайства осужденного, или не считают его таковым и поддерживают такое ходатайство. Помилование применяется к тем осужденным, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбыли при этом более или менее значительную часть срока наказания, совершили какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д.

Многие юристы полагают, что помилование необходимо применять после отбытия осужденным определенной части срока наказания. Отметим, что в ст. 6 постановления Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1961 г. «О порядке рассмотрения Президиумом Верховного Совета СССР ходатайств о помиловании» предписывалось применять помилование не ранее отбытия осужденным половины срока назначенного судом наказания.

Ю.М. Ткачевский полагает, что установление каких-либо сроков, по отбытии которых возможно применение помилования, противоречит природе этого института, его исключительному характеру и, по сути, приближает его к разновидности уголовно-правового досрочного освобождения от наказания.

Однако, на наш взгляд, чем большая часть срока наказания отбыта осужденным, тем обоснованнее (при наличии особых, исключительных обстоятельств) применение помилования, так как от отбытой части срока наказания зависит уровень достижения стоящих перед ним целей, степень изученности личности осужденного.

Для обеспечения обоснованности применения помилования в ст.1 Положения комиссиям рекомендовано, как правило, не поддерживать ходатайства о помиловании в отношении следующих категорий осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении; б) злостно нарушающих режим исполнения наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно (в течение испытательного срока); г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актами амнистии и помилования (если была сохранена судимость - в ее течение); д) которым суд ранее заменял наказание более мягким (в течение срока отбывания замененного наказания и судимости). Подчеркнем, что к перечисленным категориям лиц применять помилование не следует: им ранее оказывалось большое доверие, но они его не оправдали. Однако в порядке исключения Президент РФ все же может помиловать таких лиц.

Итак, на основании изложенного мы можем сделать следующие выводы. Вопросы амнистии и помилования не урегулированы отдельными законодательными актами. Но если урегулирование амнистии отдельным законом с нашей точки зрения представляется правильным, так как при применении амнистии возникает много вопросов. Например, эффективность проведения амнистии, социальные последствия ее проведения. Часто акты амнистии носят откровенно разгрузочный характер и преследуют одну единственную цель - в виду переполненности исправительных учреждений освободить как можно больше осужденных. Поэтому четкое законодательное урегулирование порядка проведения и процедуры амнистии поможет снять эти противоречия. Помилование же является безусловным правом Президента Российской Федерации, предусмотренным Конституцией. Ограничивать каким-либо законом конституционное право президента представляется нам неверным.

В Российской Федерации помилование осуществляется в строгом порядке, установленном законом. Кто именно имеет право на осуществление такой процедуры? Как попросить о помиловании?

Детальнее о процедуре

Согласно законодательству РФ помилование может осуществлять только глава государства. Для этого он подписывает соответствующий акт. После этого гражданин, совершивший преступление, может быть освобожден от наказания, назначенного судом. Однако порой меры только смягчают. Если же лицо успело отбыть наказание, законы РФ позволяют снять с него судимость досрочно после подписания акта о помиловании президентом России.

Есть определенная разница между такой процедурой и амнистией. Последняя применяется по отношению к нескольким осужденным. Помилование же бывает исключительно индивидуальным. Когда президент России подписывает соответствующий акт, он носит характер правоприменения, а это значит, не является нормативным документом.

Основные положения о процедуре прописаны в Уголовном кодексе и в Конституции РФ. И это порождает определенные проблемы, когда возникает вопрос о применении таких норм, поскольку приходится учитывать разные аспекты, включая уголовный (с правовой и исполнительной точки зрения), процессуальный и конституционный.

Основное правило, которое нужно помнить любому заключенному, гласит: каждый осужденный имеет право просить о помиловании. Однако если даже президент РФ подпишет соответствующий акт, это никак не повлияет на приговор суда. Помилование не влечет за собой реабилитацию. По сути, это один из вариантов освобождения от наказания.

Правильный алгоритм действий

Изначально осужденный должен в письменном виде подать прошение о помиловании. В законодательстве РФ к этому документу нет четких требований. Лицо может произвольно изложить свою просьбу, но она должна быть аргументированной. Важно объяснить, почему гражданин решил обратиться к президенту России, рассчитывая на особую милость.

Обращаясь с просьбой о помиловании, необходимо не только найти веские причины. Опытные юристы рекомендуют приложить к документу материнское ходатайство. Тогда вероятность благоприятного разрешения ситуации выше. Законы России на этот счет не содержат никаких запретов.

Хотя прошение о помиловании пишут на имя лица, занимающего высшую государственную должность в РФ, оно не сразу попадает к главе государства. Изначально его анализирует специальная комиссия. Причем документ должен попасть к ней от руководства пенитенциарного учреждения не позже, чем спустя 20 дней после его подачи. Комиссия изучает прошение в течение 30 дней максимум. Далее документ поступает к должностному лицу, руководящему субъектом РФ, где осужденный находится территориально.

Комиссия имеет право написать свой комментарий к прошению о помиловании. Со всеми замечаниями оно поступает к президенту России. О ходатайстве сообщают в СМИ, так что фамилия гражданина, который решил попросить о снисхождении, появится в газетах. Затем по прошению принимается окончательное решение. Если президент РФ согласен удовлетворить ходатайство, он подписывает соответствующий акт.

Важно подчеркнуть, что автор прошения имеет право обжаловать нарушения, если таковые будут обнаружены на любом этапе. Как показывает практика, порой комиссия идет навстречу преступнику, который совершил даже тяжкое преступление, но действительно раскаялся.

Грамотное ходатайство

Чтобы получить президентское одобрение в ответ на ходатайство, важно подобрать подходящий образец документа. Есть определенные условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на снисхождение и смягчение наказания либо на полную его отмену. При этом Конституция России никого не ограничивает в праве написать прошение. Такой образец документа можно использовать даже заключенному, совершившему особо тяжкое преступление и приговоренному к смертной казни. Не исключено, что комиссия составит положительный комментарий к прошению о помиловании: тогда появляется шанс на замену самой строгой кары лишением свободы пожизненно.

В документе стоит четко указать, почему гражданин рассчитывает на послабление со стороны президента России. Например, акт милосердия совершают, когда осужденное лицо жалуется на серьезнейшие проблемы со здоровьем. Можно сделать акцент на том, что человек раскаялся и принял меры, чтобы возместить ущерб пострадавшему.

Стоит подчеркнуть, что юристы порекомендуют непременно написать и материнское прошение. Это часто смягчает решение комиссии, которая составляет комментарий к прошению о помиловании. В итоге выше вероятность, что и президент России соизволит помиловать человека. Однако обязательно необходимо подать документ и от имени заключенного. Поскольку без него материнское прошение даже не будет рассматриваться.


Принятие решения

Важно подчеркнуть, что президентское решение зависит не только от того, насколько полно изложена просьба осужденного. Также оно предопределяется следующими факторами:

  • насколько серьезным и опасным для общества был проступок;
  • какой срок наказания уже истек на момент подачи ходатайства;
  • как осужденный ведет себя во время отбытия наказания;
  • был ли возмещен ущерб, причиненный действиями заключенного.

Даже искреннее материнское прошение не облегчит участи гражданина РФ в некоторых ситуациях. Например, не стоит рассчитывать на положительное президентское решение по ходатайству, когда лицо совершило новое преступление во время испытательного срока. К негативным факторам относится плохое поведение человека в местах, где он отбывает наказание.

Также по законам России невозможно рассчитывать на помилование, если лицо было ранее освобождено по амнистии. Такие же правила действуют и в отношении граждан, которые перенесли процедуру условно-досрочного освобождения. Соответственно, не приходится писать ходатайство о помиловании, если ранее человек уже был освобожден подобным актом президента. Наконец, не помилуют и тех лиц, наказание для которых было смягчено.

При изучении материалов и комиссия, и президент обращают внимание не только на состояние здоровья осужденного. Имеет значение его семейный статус, возраст. В законодательстве РФ говорится и об «иных обстоятельствах», которые способны повлиять на окончательное решение. Так что если человек хочет добиться помилования, лучше излагать все факторы, которые могут иметь вес.

Практика показывает, что на акт милосердия могут рассчитывать заключенные преклонного возраста. Помилование возможно в отношении лиц, которые впервые преступили закон. Хорошо, если к пакету документов приложить позитивную характеристику с места работы и жительства. Комиссия и президент России по-другому смотрят на ситуацию, когда заключенный вдруг становится единственным потенциальным кормильцем в семье из-за смерти другого ее члена.

Институт помилования существует почти во всех странах мира, помилование берет истоки еще со времен Древнего Рима. Различие лишь в лицах, которые были наделены правом помилования. Так, в Древнем Риме данным правом обладали коллегии весталок, в США данным правом наделены и президент, и губернаторы штатов.

В России же согласно ст. 89 Конституции РФ, помилование осуществляет Президент от имени Российской Федерации, это является его исключительной прерогативой, который самостоятельно определяет его основания и пределы в отношении конкретного лица исходя из принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и уголовном законодательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

Отечественный правовед Чичерин Б.Н. рассматривал помилование как средство смягчения уголовного закона, криминалист Кистяковский А.Ф. придерживался такого же мнения.

Кто имеет право просить о помиловании?

Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.

На основании ст. 19 Конституции РФ, никто не может быть дискриминирован в своем праве на подачу ходатайства о помиловании.

Это означает, что право просить о помиловании вовсе не зависит от таких обстоятельств как категория преступления, за которое отбывает наказание осужденный, от размера назначенного ему наказания и условий его исполнения (Постановление Конституционного суда РФ от 26 ноября 2002 г. N 16-П).

В настоящее время никакими нормативными актами не предусмотрена возможность помилования осужденного без его ходатайства. Однако, несмотря на это ни Конституция РФ, ни Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г., ни ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не содержит никаких правил по поводу того, кто должен обращаться с ходатайством о помиловании.

Означает ли это, что ходатайство о помиловании может подать не только сам осужденный, но и его родственники и адвокат?

Из практики региональных правозащитных центров, известны случаи отказа в рассмотрении ходатайств о помиловании, причиной таких отказов является подача ходатайства только родственниками без соответствующей просьбы самого осужденного. Поэтому лучше всего ходатайство о помиловании подавать одновременно с просьбой самого осужденного.

В каком порядке подается ходатайство о помиловании?

Согласно ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании.

Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, которая уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Никому не может быть отказано в рассмотрении прошения о помиловании, но ходатайство о помиловании должно быть внесено учреждением или органом, исполняющим наказание.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.

Президент в Положении к Указу «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» № 1500 от 28 декабря 2001 г. в редакции от 25.06.2012 г. четко определил порядок представления ходатайств о помиловании, согласно которому, осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме.

- территориальный орган уголовно-исполнительной системы;
- комиссия по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (представляет заключение о целесообразности применения акта помилования);
- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования);
- Президент РФ.

Основными функциями комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

Предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных;

Подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

Осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента РФ по вопросам помилования;

Подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ по вопросам помилования осужденных.

Какие сведения принимаются во внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании?

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
- поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
- срок отбытого (исполненного) наказания;
- совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
- применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
- возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
- данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
- другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Что прикладывается к ходатайству о помиловании?

Самому осужденному кроме ходатайства о помиловании никаких документов прикладывать не нужно , так как остальные документы, такие как: копия приговора (приговоров), извещение о вступлении приговора суда в законную силу, справка о состоянии здоровья осужденного, анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию – к ходатайству прилагает сама администрация исправительного учреждения.

По желанию осужденного к ходатайству может быть приложены такие документы как ходатайство трудового коллектива, положительные характеристики, справки о здоровье близких родственников и другие.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

- совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
- злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
- ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
- ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
- ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
- которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год , за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

В соответствии с ч.3 ст.50 Конституции Российской Федерации, каждый осужденный имеет право просить о помиловании. Помилование является частным выражением принципа гуманизма (ст.7 УК РФ), присущего российскому уголовному законодательству. Оно, прежде всего, направлено на смягчение участи лиц, раскаявшихся в совершении преступления и утративших общественную опасность.

Помилование имеет сложную нормативную основу. С одной стороны, это конституционные нормы, определяющие полномочия главы государства в данной сфере. Так, согласно п. "в" ст.89 Конституции Президент Российской Федерации осуществляет помилование. С другой - действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.85) закрепляет помилование как самостоятельный уголовно-правовой институт.

Порядок его применения регламентирован в Положении Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2001 г. N 53 (Часть II) ст. 5149, которое определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

Во-первых, помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Во-вторых, в Российской Федерации помилование применяется:

  • а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
  • б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

  • а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • е) которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Далее оно направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

  • а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
  • б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
  • в) справка о состоянии здоровья осужденного;
  • г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
  • д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
  • е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
  • ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
  • з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.

Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию.

Министерство юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также необходимые документы.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

  • а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • в) срок отбытого (исполненного) наказания;
  • г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Реальное состояние системы помилования и проблемы ее организационно-правовых аспектов, а также практики применения будут рассмотрены в следующем параграфе.

Также в этой главе хотелось бы отметить немаловажную сторону организационно-правового аспекта помилования: что представляет собой ходатайство о помиловании и как его писать.

В настоящее время помилование совершается на основании личного ходатайства осужденного. Это означает, что только после того, как сам осужденный напишет ходатайство, а администрация колонии со всеми необходимыми документами направит это ходатайство в Управление при Президенте Российской Федерации по вопросам помилования, к осужденному может быть применено помилование. Нередко в брошюрах, издаваемых различными правозащитными организациями и распространяемых среди осужденных, содержится информация, что осужденный может быть помилован не только по своей личной просьбе, но и по просьбе родственников и других лиц. Действительно, родственники, общественные объединения, трудовые коллективы имеют право обратиться с просьбой о помиловании осужденного, в судьбе которого они заинтересованы. Однако до момента получения личного ходатайства осужденного и соответствующих документов (копии приговора, характеристики из колонии, анкеты и др.), вопрос о помиловании рассматриваться не будет. Все обращения заинтересованных лиц приобщаются к материалам дела на каждого осужденного, обратившегося с просьбой о помиловании.

Таким образом, от желания самого осужденного почти всегда зависит, будет рассмотрен вопрос о его помиловании или нет. Исключение в этом случае составляли осужденные к смертной казни. На практике бывали случаи, когда осужденный к исключительной мере наказания отказывался писать ходатайство о помиловании. Тогда с участием прокурора составлялся акт об отказе и с прилагающимися документами направлялся в соответствующее управление аппарата Президента.

Так что же представляет собой ходатайство о помиловании? Является ли оно юридическим документом? Известно, что юридический документ - это документ, содержащий правовую информацию, ее материальный носитель. Ходатайство о помиловании можно отнести к документам, фиксирующим факты, связанные с волей осужденного, поскольку он в ходатайстве излагает свое желание быть помилованным. С этой точки зрения, ходатайство о помиловании является юридическим документом. Однако юридическая сущность документов состоит не только в характере информации, но и в их особом внешнем оформлении. Юридический документ должен иметь, как минимум, две «привязки» к субъектам: к субъекту - автору документа и к субъектам - адресатам. Эти «привязки» осуществляются обычно при помощи реквизитов, придающих документу юридическую силу, легитимирующим его. Если на документе нет реквизитов или они не соответствуют действительности, он теряет юридическую силу.

Ходатайство о помиловании является, пожалуй, единственным исключением из этого правила. Как бы оно ни было написано, какой бы ни была его структура и оформление, оно должно быть рассмотрено и повлечь за собой принятие соответствующего решения (о помиловании или об отказе в помиловании).

Таким образом, являясь юридическим документом, прошение или ходатайство о помиловании не имеет строго определенной формы, присущей последнему, и представляет собой произвольное изложение осужденным просьбы о помиловании, где обычно описываются обстоятельства, в связи с которыми лицо обращается с указанной просьбой, и обстоятельства совершения преступления в том виде, как они представляются осужденному.

Осужденный излагает свою просьбу произвольно, обычно в форме письма. На практике невозможно встретить два одинаковых ходатайства. Они отличаются и по объему, и по содержанию. Все зависит от личностных особенностей осужденного, от его образовательного уровня, а порой и от настроения, в котором он пребывал, когда сочинял свое прошение. Иногда ходатайства о помиловании по своей форме и содержанию напоминают роман. Так, ростовский маньяк Ч. изложил историю своей «нелегкой» жизни на 67 страницах, причем он искренне считал, что заслуживает помилования и «полезен для общества как человек и для Родины как гражданин». Комиссии по помилованию приходилось рассматривать дело одного «смертника», приславшего отпечатанное на машинке сочинение в 93 страницы, причем проза в нем чередовалась со стихами. Серийный убийца Г. оказался не столь многословен, его ходатайство всего в одно предложение: «Прошу меня помиловать и заменить высшую меру наказания, учитывая чистосердечное признание и раскаяние».

Как уже говорилось выше, официальной формы, образца написания ходатайства о помиловании не существует. Осужденный в каждом случае решает сам, что именно нужно написать в прошении, как изложить свою просьбу. Изучение ходатайств показало, что в большей части из них отсутствует описание отношения осужденного к совершенному им преступлению. В лучшем случае имеется ничего не значащая фраза: «В содеянном раскаиваюсь». Многие о совершенном преступлении упоминают лишь вскользь, а сосредотачиваются на горестях, постигших их семью, на своем здоровье.

Встречаются и такие ходатайства, где осужденный пишет о том, что не считает себя виновным, просит пересмотреть приговор. Очевидно, что такого рода жалобы должны направляться в судебные инстанции, которые проверят обоснованность и законность приговора.

Ходатайство о помиловании - это отражение личности осужденного. В отличие от кассационной жалобы, не нужно перегружать его юридической терминологией и подробно описывать обстоятельства преступления, важнее сосредоточиться на своих чувствах и переживаниях по поводу происшедшего и перечислить обстоятельства, в связи с которыми он просит о помиловании.

Итак, если в жизни осужденного имеются какие-либо заслуживающие внимания обстоятельства, которые могут быть учтены при решении вопроса о помиловании, - отбыл половину срока наказания, или считает, что его дальнейшее пребывание в местах лишения свободы нецелесообразно ввиду того, что он доказал свое исправление, то вполне возможно обратиться с просьбой о помиловании.

В правом верхнем углу листа бумаги следует написать, кому адресуется ходатайство; от кого, указав свои фамилию, имя, отчество, год рождения; когда, по какой статье и каким судом осужден; какой срок от назначенного наказания отбыт.

Поскольку помилование осуществляет Президент, то ходатайство должно писаться на его имя. Однако прежде чем Президент вынесет свое решение, вопрос о помиловании рассматривается Комиссией по вопросам помилования. Адрес указывать не обязательно, так как ходатайство будет направляться администрацией колонии с другими необходимыми документами одним пакетом.

В начале ходатайства следует изложить, как осужденный относится к совершенному преступлению. Если он считает, что совершению им преступления способствовали какие-то обстоятельства, то следует на них указать. Безусловно, это не означает, что нужно возлагать на кого-то вину, будь то потерпевший, общество или государство.

Если ходатайствующий о помиловании ранее неоднократно был судим, то это обстоятельство значительно снижает его шансы быть помилованным. Однако если он все же решился просить о помиловании, в начале ходатайства следует указать, за что и когда он прежде осужден.

Вторую часть ходатайства можно посвятить обстоятельствам, которые заставили осужденного обратиться с просьбой о помиловании. К таким обстоятельствам осужденные обычно относят тяжелое материальное положение семьи, болезнь близких родственников, которые нуждаются в уходе или помощи, свое состояние здоровья, делающее тяжелым дальнейшее пребывание в местах лишения свободы, малолетних детей, лишенных родительской заботы.

Следует учесть, что если лицо, ходатайствующее о помиловании, пишет о состоянии здоровья близких, то нужно позаботиться о том, чтобы в материалах, которые будут рассматриваться, имелись соответствующие медицинские документы, подтверждающие его слова. То же касается и болезней самого осужденного, которые должны быть подтверждены документально.

В ходатайстве нужно обязательно указать, чем осужденный планирует заниматься в случае возможного помилования. Если имеется организация, готовая предоставить ему рабочее место, то не лишней будет справка о том, что после освобождения он будет трудоустроен.

Если у осужденного имеются особые заслуги перед Родиной, если он награжден орденами или медалями, принимал участие в боевых действиях, об этом необходимо сообщить. Безусловно, что в этих случаях также должно быть документальное подтверждение слов.

Как отмечает А.С. Михлин, подавляющее большинство осужденных, ходатайствующих о помиловании, настолько увлекаются изложением своих бед и переживаний, что складывается впечатление, будто пишет не преступник, а потерпевший. А об истинном потерпевшем даже не упоминается. Как сложилась после преступления его жизнь, жизнь его семьи, осужденного не интересует.

Если осужденный или его родственники каким-либо образом приняли участие в судьбе потерпевшего, например, возместили материальный ущерб, затраты на лечение, нужно указать это в ходатайстве. Бывает, что потерпевшие сами просят помиловать своего обидчика или, по крайней мере, не возражают против помилования. Если осужденный или его родственники поддерживают связь с потерпевшим, то в интересах ходатайствующего о помиловании будет обратиться к потерпевшему с просьбой написать письмо о своем отношении к помилованию. Это особенно касается лиц, совершивших тяжкие преступления против личности.

Помилование на сегодняшний день существует преимущественно в двух формах: сокращение срока наказания и полное освобождение от дальнейшего отбывания наказания, хотя Уголовный кодекс предусматривает и другие его виды. Конечно, можно просить о том или ином виде помилования, но окончательное решение все-таки будет за Президентом, который решит, чего больше заслуживает данный осужденный. Уголовный кодекс, как известно, в ст. 85 предусматривает и такой вид помилования, как замена наказания более мягким.

При написании ходатайства осужденный должен помнить, что он не единственный, кто обращается с подобной просьбой. Поэтому нужно стараться писать разборчиво, достаточно крупными буквами и не слишком длинно.

В своей работе А.С. Михлин дает некоторые рекомендации для тех, кто обращается с просьбой о помиловании своих близких, находящихся в местах лишения свободы Михлин А.С. Помилование в Российской Федерации. - М.: «Информация, консультация, содействие». 2001. С. 38..

Прежде всего, следует знать, что любое обращение в обязательном порядке будет зарегистрировано и принято во внимание. Но лишь после получения ходатайства самого осужденного со всеми необходимыми материалами прошение родственников и близких будет приобщено к делу осужденного.

В своем обращении родственники и другие заинтересованные лица (к которым можно отнести и потерпевшего, желающего выразить свое отношение к помилованию) обязательно должны указать точные имя, отчество и фамилию осужденного, которого они просят помиловать, сообщить, где он отбывает наказание и за что. Подробно описывать совершенное преступление не следует, для этого имеется приговор суда. Если пишут родственники, членом семьи которых осужденный является (мужем, сыном, отцом), то следует написать о том, как повлияло его осуждение на жизнь семьи.

В прошении можно перечислить заслуживающие внимания достоинства осужденного, указать на обстоятельства, в связи с которыми осужденный может быть помилован.

Правом обращаться с просьбой о помиловании обладают также трудовые и учебные коллективы, членом которых являлся осужденный, общественные объединения, в которых он состоял до совершения преступления.

Родственникам и другим лицам, направляющим ходатайства о помиловании, следует поинтересоваться, отправлены ли материалы о помиловании из колонии, где содержится осужденный.

Тем не менее, никто не ограничивает право пожизненно осужденного обратиться с просьбой о помиловании в любое время, все вышеприведенные рекомендации действуют и в их отношении. Наказание может быть снижено при наличии заслуживающих внимание обстоятельств.

Подводя итоги данного параграфа, следует сказать, что порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации законодательно закреплен в Положении. Но по мнению некоторых авторов Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500, имеет существенные пробелы в регулировании этого вопроса, и один из них - отсутствие механизма применения помилования к осужденным военнослужащим Проект Федерального Закона о помиловании. Закон, 2002, № 3. С. 135-140.. Проект Закона о помиловании восполняет этот пробел, посвящая этому вопросу отдельную главу.

Также здесь необходимо обозначить еще одну точку зрения на обращение с ходатайством о помиловании, представленной в диссертации Ю.В. Саженкова Саженков Ю.В. Правовое регулирование помилования в российском законодательстве (уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы). Диссертация. 2005. Современная Гуманитарная Академия. . Он предлагает внести изменения в ст. 176 УИК РФ.

  • 1. Осужденный, его адвокат или законный представитель, а также близкие родственники осужденного вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Данные ходатайства подаются через администрацию исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание, которая вместе с ходатайством направляет мотивированное заключение о целесообразности (нецелесообразности) помилования.
  • 2. В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденного, повторное направление ходатайства о помиловании допускается не ранее, чем через год, а осужденных к пожизненному лишению свободы - не ранее чем через пять лет, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
  • 3. Повторные ходатайства о помиловании, не подлежащие направлению в соответствии с частью второй настоящей статьи, по решению начальника учреждения и органа, исполняющего наказание, согласованному с прокурором, приобщаются к имеющим материалам о рассмотрении ранее поданного ходатайства о помиловании. О принятом решении сообщается лицу, подавшему ходатайство о помиловании, и осужденному. Решение начальника учреждения или органа, исполняющего наказание, может быть обжаловано указанными выше лицами в суде.
  • 4. Порядок подготовки и направления администрацией исправительного учреждения ходатайства о помиловании положительно характеризующего осужденного, внесенного в соответствии с ч.5 ст.113 настоящего Кодекса, определяется Министерством юстиции Российской Федерации.