Кто такой экспедитор и что он делает

Экспедитор – это одна из самых востребованных профессий на трудовом рынке. Своевременная и качественная доставка особенно необходима для тех грузов, что имеют ограниченный срок хранения. Отрасль национальной экономики, в которой работает экспедитор, называется логистика. Предмет логистики заключается в изучении, разработке и применении на практике наиболее рационального подхода к процессу передвижения товаров на малые, средние и дальние расстояния. Логистика также предусматривает изучение местного и международного законодательства в области транспортировки грузов. Ведь в разных регионах мира действуют подчас самые разнообразные требования по перевозке.

Профессиональный экспедитор также участвует в разработке маршрутов перевозки грузов. Чаще всего такой специалист называется логистом, что наиболее верно при определении этой профессии.

Профессия экспедитора на современном рынке труда

Экспедитором иногда называют человека, сопровождающего груз на всем протяжении его маршрута перевозки и отвечающего за сохранность и целостность доверенного ему товара. По факту такого служащего правильнее называть курьером, но в объявлениях о работе чаще всего вакансия называется именно экспедитор. Такое характерно ввиду того, что курьер-экспедитор чаще всего сам определяет маршрут движения груза по предварительному согласованию с руководством своей компании.

Основной документ, используемый экспедиторами в их работе, называется транспортная накладная, в которой записаны данные о времени и месте отгрузки товара, пункте назначения, номинальной стоимости и весе. Подпись экспедитора в накладной является подтверждением, что груз должным образом упакован и не имеет видимых дефектов. С момента подписи транспортной накладной экспедитором, сотрудник в этой должности несет полную материальную ответственность в соответствии с пунктами законодательства страны и его персонального трудового договора.

Экспедитор редко имеет право получать денежные средства за доставленный товар. Такая мера действует по соображениям безопасности самого экспедитора, ведь по маршруту перевозки грузов вполне может быть попытка ограбления.

Экспедитор и смежные профессии

В некоторых организациях водителя-экспедитора или торгового представителя с функцией экспедитора. Подобные профессии предоставляются фирмами, отправляющими грузы внутри региона или специализирующимися на перевозках однотипных товаров на малые расстояния. Ввиду малого оборота средств или низкой ценности товаров работодатели придумали подобные профессии, что не нарушает законодательства. В обязанностях водителя-экспедитора значится разработка маршрута, доставка и ответственность за груз, а торговый представитель с обязанностями экспедитора не только сам нарабатывает клиентскую базу и заключает договоры, но и непосредственно самостоятельно доставляет груз.

Экспедитор - это профессия, в должностные обязанности которой входят: получение, сопровождение и сдача различных грузов, а также, оформление необходимой транспортной документации.

Одно время, после окончания института, я проработал экспедитором. Тогда эта работа показалась мне очень интересной. Еще бы, нужно-то было, всего-навсего, ездить в автомобиле, считать товар и получать зарплату.

Вообще, конечно, экспедирование грузов - это очень ответственная работа. Во-первых, от вас зависит время доставки из точки А в точку Б. Во-вторых, как правило, экспедитор - это лицо материально ответственное. И в-третьих, конечно же, от вас зависит точность ассортимента груза. В последнем случае крайне важно, чтобы количество утюгов совпадало с тем, что написано на бумаге. Конечно, если вместо утюгов вы привезете компьютеры, то беда не большая. Однако, как профессионального экспедитора - это вас не украсит .

После шести лет обучения в Бауманском попасть по распределению в какой-нибудь "ящик" не очень хотелось. Непрерывное сидение за партой и так за прошедшие шестнадцать лет достаточно утомили. Получение диплома пришлось на начало 90-х. Молодому специалисту полагалось по "сетке" чуть больше 20 советских рублей. Во времена развитого социализма этого бы вполне хватило на существование. Но не вначале 90-х, когда прожиточный минимум уже переваливал за 500 деревянных.

В экспедиторской работе есть своя романтика. Обычно, основное время работы приходится ничегонеделание. На пассажирском месте можно курить, пить пиво и развлекаться шоферскими байками долгое время в пробках. Сотовые телефоны еще были редкостью, а вот пробки уже встречались и личное общение заменяло все.

Были в этой работе и свои тонкости. Скорее всего, с течением времени, они особо не изменились. Груз должен быть принят и сдан в точности так, как это описано по бумагам. Умение разбираться в транспортных накладных – не самое сложная обязанность. Движение по российским дорогам, так же вносит свои коррективы. Уважаемому сотруднику автоинспекции или любому другому человеку в погонах не представляет особого труда найти у вас недочеты, позволяющие поиграть на нервах. Пару раз постоять на штрафной стоянке и мне приходилось. Общаться на тему выкупа - хуже не придумаешь. За твоей спиной груз не малой стоимости, а ты зависишь от решения этого человечка. Удовольствие от такого «интеллигентного» разговора не очень большое.

Но, все окупается. Во-первых, конечно же, опыт. Общение с людьми, умение договориться с грузчиками и кладовщиками, встать вовремя на погрузку. Первую школу настоящей жизни я получил здесь. С течением времени научился и зарабатывать. Как правило, на руки даются дорожные средства. Правильно распределив их, можно сэкономить и, по договоренности с руководством, положить на свой счет. Экспедитор, как мы уже говорили, лицо материально ответственное. И за это тоже неплохо платят. Но, и потерю груза спишут, скорее всего, с вас. Неприятности могут поджидать в самых неожиданных местах, особенно в дальних переездах. Бывали случаи банального воровства. Держи ухо востро. Однажды от меня, подарив пару беспокойных часов, сбежал водитель с грузом макарон. Когда я, уже практически попрощался с зарплатой на ближайший год, и прибежал на условное место, машина оказалась там. Водитель, зевая, поинтересовался, куда я пропал. В короткой «дружеской» беседе выяснилось, что он меня потерял и решил ехать самостоятельно. Сотовые телефоны-то были редкость.

В общем, потратив пару тройку лет жизни, приобретя пивное пузико и пучок седых волос, можно сколотить небольшой капитальчик. Но, профессия экспедитора – это, все же, не то, о чем мечтало человечество.

Кто такой экспедитор? Если обратиться к толковому словарю, то экспедитор - это специалист, в обязанности которого входит организация, планирование и сопровождение перевозки груза. Должность же человека, который не только занимается организацией грузоперевозки, но и сам ее осуществляет, называется "экспедитор-перевозчик". Транспортно-экспедиционная компания - которая занимается доставкой различного вида грузов по всему земному шару.

Руководители многих компаний, желая сэкономить, самостоятельно занимаются планированием и организацией перевозок грузов. Данная экономия подходит в тех случаях, если расстояние транспортировки груза не превышает пару сотен километров, но когда речь идет о доставке товара, например, из Европы в Сибирь, то это работа экспедитора. Экспедитор - это специалист, который должен распланировать перевозку так, чтобы не было срыва сроков, отведенных на нее. Он должен составить план транспортировки груза и выбрать оптимальный ее способ. Ведь экспедитор - это работник транспортно-экспедиционной компании, который знает как положительные, так и отрицательные стороны перевозки грузов определенным видом транспорта в конкретном регионе.

На сегодняшний день особо популярны которые совмещают в себе использование различных средств. Например, из Америки в Европу груз идет по морю, а затем попадает на железную дорогу и далее по складам развозится автомобильным транспортом.

Экспедитор - это специалист компании, контролирующий текущее состояние доверенного ему груза. Здесь следует сказать, что во время перевозки товара лежит на транспортно-экспедиционной компании. Поэтому экспедитор должен приложить все возможные и невозможные усилия для того, чтобы груз был доставлен в первоначальном состоянии. Также экспедитор - компании, следящий за этапами погрузки и разгрузки.

Для того чтобы стать лидером на рынке транспортно-экспедиционных услуг, компании нужно не только быть в курсе всех событий в сфере грузоперевозок, но и делать соответствующие выводы. Хороший экспедитор всегда найдет возможность минимизировать таможенные платежи. Он проанализирует возможные способы сокращения расходов и, конечно же, подберет оптимальный вариант доставки. Из всего сказанного можно сделать вывод, что стать хорошим, высококвалифицированным экспедитором можно лишь в случае достаточного уровня профессиональных знаний.

В данной статье мы разобрали основные тонкости и нюансы работы экспедитора. Доверяя груз транспортно-экспедиционной компании, заказчику не придется тратить свое время на решение вопросов растаможки, фрахтовки и транспортировки различных тяжеловесных грузов. Это все сделать под силу квалифицированному специалисту, а заказчик тем временем получит в минимальный промежуток времени свой груз и, конечно же, сэкономит драгоценное время для выполнения не менее важных дел.

Получил товар, сопроводил, передал получателю. Кажется, элементарно. Однако быть экспедитором не так просто. Транспортная экспедиция - это довольно широкий спектр услуг, связанных с доставкой товара.

В компетенции специалиста все, что происходит с грузом от дверей склада грузоотправителя до дверей склада грузополучателя.

Опыт и наработанные связи ценятся куда выше диплома. Работодателей обычно устраивает среднее или неполное высшее образование. Впрочем, транспортные вузы предлагают такие специальности, как «Организация перевозок и управление на транспорте», «Технология транспортных процессов».

Что делает экспедитор

Перечень обязанностей зависит от профиля компании. Так, «внутренний» экспедитор, сотрудник торговой фирмы-поставщика, занимается развозкой товара клиентам. Его задача состоит в том, чтобы получить товар у кладовщика согласно документам и оперативно доставить его на торговые точки в пределах города или региона.

Совсем другое дело - мультимодальные перевозки с привлечением нескольких видов транспорта и международные перевозки. Это сфера деятельности экспедиторских компаний, сотрудники которых - настоящие профи.

Получив груз, международный экспедитор обязан:

  • выбрать способ транспортировки и разработать маршрут движения;
  • зафрахтовать транспортное средство (судно, самолет, железнодорожные вагоны, автомашину);
  • получить товар у грузоотправителя и пакет сопроводительных документов;
  • проконтролировать погрузку, пломбировку транспортного средства;
  • провести таможенное оформление, страхование груза;
  • сопроводить груз, контролируя условия транспортировки;
  • доставить и передать товар грузополучателю строго в оговоренные сроки;
  • обеспечить получение обеими сторонами правильно оформленных документов.

Требования к экспедитору

Что бы ни случилось, экспедитор обязан доставить товар в срок и в идеальном состоянии. Для этого ему очень пригодится отличное знание географии, расположения дорог, протяженности маршрутов.

В международных перевозках не обойтись без знания иностранного языка, особенностей законодательства и традиций стран, с которыми приходится работать. Таможенное право, страховая деятельность, фрахтовые операции - для экспедитора-международника не секрет.

Хорошо разбираться в товаре, ассортименте, знать маркировку и упаковку, условия транспортировки, хранения и сроки реализации - крайне важно. Особенно это касается скоропортящихся товаров и требующих особых условий перевозки. Нужно уметь работать с документами (товарными накладными, налоговыми накладными, сертификатами качества, маршрутными листами, доверенностями).

Внимательность и ответственность - главные качества специалиста. Умение общаться, договариваться, проявлять гибкость, принимать решения в сложных ситуациях присущи хорошему экспедитору, ведь в дороге случается всякое.

Исследование по регионам показало, что самые высокие зарплаты предлагают в Москве и Санкт-Петербурге.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии экспедитор

Преимущества:

  • высокий спрос на рынке труда;
  • достойная зарплата;
  • возможность увидеть другие города и регионы.

Недостатки:

  • некоторым частые переезды могут показаться утомительными;
  • часто возникшие проблемы, которые необходимо решить, абсолютно не зависят от экспедитора.

Кажется, что профессию экспедитора может освоить кто угодно. Что может быть проще – принять товар, доставить из точки А в точку Б в срок и сдать. Даже профильное образование для этого чаще всего не нужно. Тем не менее, мало кто сознательно хочет стать экспедитором. Денис Корнеев, руководитель структурного подразделения экспедиторской компании «Спецгрузавтотранс», рассказал Rjob о «подводных камнях» профессии, особенностях карьерного роста и зарплате, которая редко радует соискателей.

Без образования и опыта

Основная работа экспедитора – сопровождение товаров и грузов. Они должны быть доставлены получателю в целости и сохранности, вовремя и в соответствии с документами. Поэтому экспедитору предстоит оформлять документы о приёмке и выдаче товаров, вести учёт и заполнять принятые в компании формы статистической отчётности. Научиться этому просто, поэтому часто экспедиторами становятся люди с абсолютно любым образованием и даже без него.

В профессию люди приходят по-разному, различия лишь в том, был ли выбор сознательным или по обстоятельствам. Есть два пути: классический, когда вуз даёт основы профессии, теорию, а работа в экспедиторской компании – практику, и второй путь, когда экспедитором становятся поневоле – выбирают работу с минимальными требованиями к опыту и образованию. Это путь в профессию через так называемые «табуреточные диспетчерские». Смысл их работы заключается в том, чтобы в одном месте находить груз, в другом – транспорт, и зарабатывать на разнице цен. Сейчас подобный бизнес ушёл в прошлое, но смысл экспедирования многие далекие от профессии люди видят именно в этом – в посредничестве.

Но для трудоустройства в крупную компанию всё же необходимо получить диплом. Обычно бывает достаточно среднего профессионального образования по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» или «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Высшее образование можно получить по специальности «Менеджмент» или «Технология транспортных процессов».

Водитель, грузчик и юрист в одном лице

В зависимости от специфики компании экспедитор может выполнять множество дополнительных функций. Обычно чем меньше компания, тем больше обязанностей возлагают на каждого сотрудника – он становится универсальным. Экспедитору приходится не только сопровождать грузы, но и самому сидеть за рулём, грузить и разгружать товары, составлять маршрут и организовывать хранение груза, а также отвечать за соблюдение юридических и таможенных правил транспортировки груза.

Если компания предлагает экспедиторскую услугу, то обязанность менеджера включает полный перечень действий клиентсткого менеджера – от приёма звонков, согласования условий и сроков перевозки до финального оформления документов и рекламаций. Если экспедитор работает в штате производственной или торговой компании, его функционал ограничен задачами, которые спускают сверху директор по доставке или , в зависимости от того, кому в компании подчинён экспедитор. Работа экспедитора требует большого багажа знаний из разных отраслей: географии, технологии перевозок, финансов. Поэтому стандартные требования к соискателям – это опыт или минимальные навыки работы с котировками ставок, оформлении документов, поиска свободного транспорта.

Усидчивый, но мобильный

Поскольку образование для экспедитора не так важно, на первый план выходят личностные качества: хорошая память и внимание, чтобы не допустить ошибки в документах и не потерять груз. По этой же причине важна аккуратность, ответственность и усидчивость.

Несмотря на это, работа экспедитора связана с . Сама суть профессии предполагает мобильность.

Большинство экспедиторских компаний предъявляют стандартные профессиональные требования к соискателям. Различия – в требованиях к личным качествам кандидата, которые зависят от персонального видения руководителя и особенностей коллектива. Иногда необходимы динамичные и активные сотрудники с более высокой оплатой при большем объёме работ, а иногда – вдумчивые и трудолюбивые, которые справятся с большими объёмами бумажной работы.

Материальная ответственность и неадекватные клиенты

К плюсам профессии экспедитора можно отнести разве что низкие требования к соискателям и постоянную новизну задач. Эту работу уж точно не назовёшь монотонной и скучной. Но плюсы чаще всего перекрываются главным минусом – . Если груз потеряется, если его украдут, или экспедитор неправильно оформит документы, то любую недостачу придётся компенсировать из своего кармана.

Основной стереотип заключается в том, что экспедиторы бесполезны, и их легко можно заменить программой типа Uber. В действительности, это не так, поскольку экспедиторы берут на себя ответственность за перевозку, а программа никогда не сможет этого сделать. Кроме того, экспедитор абсолютно зависим от клиента. Неважно, внутренний это клиент или внешний, в любом случае он всегда прав. Даже если этот клиент не всегда адекватен, что, к сожалению, также встречается в работе экспедитора.

Без карьерных и зарплатных перспектив

В профессии экспедитора нет карьерной лестницы, а потому и ощутимых перспектив. Как бы хорошо сотрудник не выполнял свои обязанности, ему не удастся получить повышение. Единственная возможность изменить положение – учиться и менять специализацию. Например, переквалифицироваться в логиста или . Кроме того, возможно горизонтальное карьерное развитие, когда, оставаясь логистом, сотрудник переходит в более крупную компанию.

Трудоустройство после экспедиторской компании обычно происходит либо в структурах логистических операторов, либо «инхаус» – в отделы логистики и управления транспортом торговых и производственных компаний.

Зарплату экспедитора тоже сложно отнести к плюсам профессии – она варьируется от 15 до 30 тысяч рублей в регионах и до 50-60 тысяч рублей в столицах. Исключение составляют разве что междугородные и международные перевозки, где может применяться надбавочный коэффициент.

Рядовой сотрудник экспедиторской компании в Москве и Санкт-Петербурге получает значительно больше, чем в регионах. Это объясняется минимальным входным барьером в профессию, доступную для большинства населения. Поэтому на уровень зарплат влияет в первую очередь географический признак, и только во вторую – отраслевой.

Низкие требования к соискателям и отсутствие перспектив во многом определяют круг тех, кто обычно приходит в профессию. Экспедиторами становятся студенты и начинающие сотрудники (например, логисты или товароведы), которым необходим опыт и практика. А их коллеги – нередко люди среднего возраста и , которым в силу возрастной дискриминации или отсутствия опыта работы приходится искать подработки. Но многих устраивает именно такой вариант трудоустройства. Сотрудники готовы за скромную зарплату долгие годы работать в компании, которая не требует от них ничего сверхъестественного – даже самого элементарного развития и обучения.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!