Кто закрывает личное дело военнослужащего при увольнении. Правила увольнения военнослужащего по контракту. Выводы и предложения

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

1. Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии с Федеральным законом производится:

а) в запас (за исключением военнослужащих, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "б" настоящего пункта, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военно-учебных заведений, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащих, достигших к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку;

б) с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

  • уволенных с военной службы в отставку;
  • женского пола, отчисленных из военно-учебных заведений и не имеющих военно-учетной специальности;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
  • являющихся иностранными гражданами.

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

3. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 49 Федерального закона, либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта - при отсутствии других оснований для увольнения (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с лишением его воинского звания (подпункт "д" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

  • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
  • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт "д.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);
  • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подпункт "д.2" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункт "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подпункт "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона) - при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • военнослужащего мужского пола, не достигшего возраста 18 лет;
  • военнослужащего женского пола, не имеющего воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);
  • военнослужащего мужского пола, проходящего военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), военнослужащего женского пола, имеющего воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающих заключать новый контракт;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подпункт "з" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "и" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления (подпункт "к" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву (подпункт "л" пункта 1 статьи 51 Федерального закона);

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона).

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

  • при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
  • при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
  • при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);
  • при невозможности назначения на воинскую должность (должность), занимаемую им до возбуждения уголовного дела, которое прекращено по реабилитирующим основаниям или по которому в отношении его судом вынесен оправдательный приговор, на равную воинскую должность (должность), а также при отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

в) в связи с невыполнением им условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (подпункт "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) - при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подпункт "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е) как не выдержавший испытание (подпункт "е" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), если эти нарушения установлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отсутствуют основания для увольнения с военной службы, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, которые установлены законодательством Российской Федерации и связаны с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны (подпункт "е.2 " пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу (подпункт "ж" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

з) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона) - по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего уважительных причин;

и) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно (подпункт "з" пункта 2 статьи 51 Федерального закона);

к) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства (подпункт "и" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 3, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 51 Федерального закона, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта (подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящей статьи) (подпункт "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

в) по семейным обстоятельствам (подпункт "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона):

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

5.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 5 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

6. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1" - "д" пункта 1 статьи 24 Федерального закона.

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба;

в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.

9. Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

10. Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по увольнению военнослужащих с военной службы (за исключением высших офицеров) устанавливаются соответственно директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

11. При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1 и подпунктами "в", "д", "е.1" и "е.2" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

13. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 51 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Для увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона, может быть дано заключение аттестационной комиссии.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

14. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:

а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения;

б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при увольнении с военной службы реализуют право на жилище в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно-учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1 и пунктом 4 статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно-учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно-учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда, а осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении - со дня вручения ему территориальным органом уголовно-исполнительной системы предписания о направлении к месту отбывания наказания.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе, за исключением военнослужащих, совершивших преступление умышленно.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей

размер шрифта

УКАЗ Президента РФ от 16-09-99 1237 (ред от 11-02-2013 с изменениями вступившими в силу с 11-02-2013) ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно - исполнительной системы, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно - учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1, пунктами и статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно - учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно - учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных женщин - военнослужащих, женщин - военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей - инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Женщины - военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

​Согласно действующему законодательству одним из оснований для досрочного увольнения военнослужащего является его желание расторгнуть заключенный им контракт. Увольняясь по данному основанию, военнослужащий должен обозначить те причины, которые побудили его принять такое решение, а аттестационная комиссия их всесторонне рассматривает, оценивает и дает командиру свое заключение по этому вопросу.

Невзирая на то, что вышеуказанное основание законодателем сформулировано достаточно четко, многим командирам, принимающим окончательное решение по вопросу увольнения военнослужащего, непонятен механизм применения данного основания. Поэтому мы постараемся раскрыть ключевые моменты процедуры прекращения действия контракта по инициативе военнослужащего.

Особенности и порядок увольнения военнослужащего по собственному желанию

При расторжении контракта по желанию военнослужащего должен быть соблюден определенный порядок и самим инициатором, и его непосредственным командиром (начальником):

  1. Военнослужащий должен предупредить командира в письменном форме о своем намерении прекратить военную службу . Подобное уведомление на имя командира или другого должностного лица воинской части (например, начальника отдела кадров) составляется в виде рапорта. Так как законом не предусмотрен типовой бланк для этого документа, военнослужащий составляет рапорт в произвольной форме. В нем обязательно указываются личные данные командира части (звание, фамилия, инициалы), а также личные данные самого подателя рапорта, его подпись и дата составления.

Примерная форма рапорта может выглядеть следующим образом:

Командиру (начальнику)

воинской части №____

Рапорт

Меня, (указать звание, фамилию, имя, отчество и должность), прошу уволить (или направить вышестоящему командиру (начальнику) ходатайство о расторжении контракта) из рядов Вооруженных сил по собственному желанию. Вескими основаниями, способствовавшими моему увольнению, являются ________ (указать, желательно, несколько обстоятельств).

Прошу направить меня перед увольнением на медицинское обследование военно-врачебной комиссией (или отказываюсь от прохождения подобного освидетельствования).

Приложение: (копии всех необходимых документов)

Должность, воинское звание Подпись Фамилия

Дата

Рапорт оформляется в двух экземплярах, которые подлежат регистрации в строевом отделе воинской части. Сотрудник отдела наносит специальные отметки, содержащие информацию о номере регистрации входящего документа и дате его поступления. Первый экземпляр остается в воинской части, а второй - возвращается подавшему его военнослужащему. При этом представители строевого отдела не могут отказать в приеме указанного рапорта, так как это будет являться грубым нарушением основ делопроизводства и документооборота . При наличии возможности военнослужащий также может передать рапорт командиру воинской части лично в руки.

Срок, в течение которого указанные в обращении вопросы должны быть разрешены, не может превышать тридцати дней с момента регистрации . По истечении указанного времени военнослужащему должен быть направлен (или передан лично в руки) письменный мотивированный ответ. Если это сделано не будет, то военнослужащий может воспользоваться своим правом и направить жалобу на неправомерные действия (или бездействие) командира в гарнизонный суд или прокуратуру по месту своей службы.

  1. В рапорте указывается причина, обосновывающая желание военнослужащего завершить военную службу . При этом аргументы для удовлетворения ходатайства военнослужащего должны быть уважительными. Исходя из практики применения подобного основания, уважительными причинами являются такие обстоятельства, наличие которых препятствует выполнению военнослужащим условий контракта. Можно выделить следующие причины:
  • если близкие родственники военнослужащего (родители, жена, дети и др.) проживают за пределами Российской Федерации;
  • такие религиозные взгляды и личные убеждения, которые препятствуют прохождению службы военнослужащим;
  • если размер денежного довольствия настолько невелик, что у военнослужащего отсутствует возможность обеспечивать свою семью, а иные источники дохода при этом отсутствуют (данная причина оценивается исходя из минимального размера заработной платы, установленного для той области, где военнослужащий служит);
  • если военнослужащий самостоятельно (без материальной поддержки другого родителя, который в судебном порядке не лишен родительских прав) воспитывает и содержит несовершеннолетних (малолетних) детей (эта причина увольнения может быть рассмотрена при условии, что расторгнуть контракт по семейным обстоятельствам невозможно);
  • если во время беременности военнослужащей-женщины существенно изменилось состояние ее здоровья в худшую сторону (при условии, что у военнослужащей-женщины отсутствуют основания для прекращения действия контракта по состоянию здоровья);
  • если смерть одного из членов семьи военнослужащего стала причиной того, что военнослужащий не может продолжить свою военную службу;
  • если военнослужащий не может использовать на той должности, которую он занимает, весь свой потенциал и уровень знаний, а назначение на вышестоящую должность невозможно.

Военнослужащий должен приложить к рапорту копии (или оригиналы) документов, подтверждающих наличие одной (или нескольких) из вышеуказанных причин увольнения.

  1. Командир воинской части после получения рапорта передает его аттестационной комиссии для рассмотрения , в состав которой входят заместители командира части, представители кадрового и юридического отделов, а также командиры подразделений. Комиссия рассматривает (не более семи дней) все представленные материалы дела, заслушивает военнослужащего по вопросу изъявленного им желания уволиться с военной службы и дает объективную оценку данному обращению, признавая или не признавая указанные военнослужащим причины расторжения контракта уважительными. По результатам рассмотрения рапорта составляется протокол, который подписывают все участники аттестационной комиссии. Решение комиссии, указанное в протоколе, по своей природе является рекомендацией для командира, которой он может (если сочтет нужным) воспользоваться.
  2. Окончательное решение принимает тот командир, которому делегированы полномочия по изданию приказа по личному составу об увольнении военнослужащих с военной службы. В тех случаях, когда военнослужащий не согласен с выводами аттестационной комиссии или решением командира, он может обжаловать действия указанных должностных лиц в суде или обратиться с заявлением в прокуратуру для защиты нарушенных (по его мнению) прав.

Российским законодательством не установлены конкретные сроки для издания приказа об увольнении военнослужащего по собственному желанию. Предполагается, что командиром подобное решение принимается в разумный срок, но на практике часто встречаются случаи, когда процесс увольнения затягивается.

Выплаты военнослужащему при увольнении по собственному желанию

В соответствии с нормами приказа Министра обороны № 2700 военнослужащему, изъявившему желание расторгнуть контракт, при увольнении производятся следующие выплаты :

  1. Единовременное пособие . Размер его зависит от продолжительности службы. Если на момент исключения из списков части срок службы составляет более двадцати лет, то военнослужащий имеет право на получение семи окладов своего денежного содержания, если продолжительность службы менее двадцати лет, то военнослужащий получит два оклада. Если у военнослужащего имеются государственные награды, которыми он был удостоен за несение воинской службы, то дополнительно ему может быть выплачен один оклад денежного содержания.
  2. Премия . Перед увольнением военнослужащий за добросовестное и эффективное выполнение своих обязанностей может быть поощрен в виде премии, размер которой может составлять до двадцати пяти процентов от оклада военнослужащего.
  3. Материальная помощь . Эта ежегодная выплата производится в размере одного (не менее) оклада военнослужащего.

Размеры вышеуказанных выплат для каждого военнослужащего будут разными. Окончательная сумма зависит от воинского звания военнослужащего и занимаемой им должности на момент увольнения.

Если у вас остались какие-либо вопросы по поводу увольнения военнослужащего по собственному желанию или вам требуется помощь для обжалования решения об увольнении в суде, то наш дежурный юрист готов оперативно ответить вам на все вопросы.

Законодательство РФ регламентирует особый порядок увольнения военнослужащего по предусмотренным основаниям, в том числе и по собственному желанию. Данная процедура отличается сложностью и длительностью. В отличие от рядовых граждан, эти лица не могут уволиться с военной службы по собственному желанию без объяснения причин.

Законодательство в сфере регулирования деятельности военнослужащих менее лояльно, в сравнении с регламентированными нормами трудовых отношений для рядовых работников, и не позволяет военным увольняться со службы при наличии лишь их собственной инициативы. Срок сложения полномочий также увеличен, что связано с более сложной процедурой, включающей в себя рассмотрение ситуации аттестационной комиссией. Если гражданскому лицу работодатель не может запретить уволиться по собственному желанию, то военнослужащий более ограничен в действиях. При получении отрицательного решения аттестационной комиссии, если она сочтет недостаточными причины для прекращения отношений, гражданин не сможет разорвать договор и покинуть службу.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн .

Нормативная база, регулирующая увольнение военнослужащего и порядок действий для реализации процедуры

Отношения, возникающие между работодателем и работником в контексте воинской службы, регулируется не ТК РФ, а Федеральным Законом «О воинской обязанности». Поводы для увольнения регламентируются в статье 51 данного нормативного акта.

Следует отметить, что увольнение военнослужащего по собственному желанию невозможно при наличии одного лишь волеизъявления. Для одобрения его рапорта необходимы веские основания. Для увольнения гражданина с военной службы по собственному желанию, ему необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • Определиться с причиной, по которой гражданину необходимо покинуть военную службу.
  • Составить и подать рапорт об увольнении командиру, офицеру, вышестоящему начальнику, отвечающему за кадровые вопросы. В рапорте следует подробно изложить обстоятельства, которые препятствуют дальнейшему осуществлению деятельности в должности.
  • Командир или офицер, в ведении которого находятся кадровые вопросы, направляет документ на рассмотрение аттестационной комиссии.
  • Комиссия изучает просьбу увольняющегося и документацию, которая аргументирует основательность, серьезность причины, оценивает доводы самого увольняющегося.
  • Принятие решения комиссией. Если ответ положительный, гражданин покидает службу. Отрицательное решение можно обжаловать в установленном законодательством порядке.
  • Заключение аттестационной комиссии доносится до увольняющегося командиром.

Для того чтобы комиссия одобрила рапорт увольняющегося, необходимо убедить ее в том, что причина для прекращения службы уважительная и действительно существует. Гражданину необходимо озаботиться сбором документальных доказательств, которые подтвердят его позицию.

Уважительные причины для увольнения

Поводы, по которым лицо вправе оставить военную службу, перечислены в статье 51. Следует определиться с одним из следующих оснований и указать его в рапорте:

  • Выслуга лет.
  • Прекращение службы в связи с достижением установленного законодательством возраста.
  • Окончание действия заключенного контракта.
  • Неудовлетворительное состояние здоровья, которое значительно усложняет или делает невозможным дальнейшее прохождение военной службы.
  • В отношении гражданина имеются основания для того, чтобы он был лишен звания.
  • Осуждение гражданина к лишению свободы.
  • В связи с избранием депутатом.
  • При лишении гражданства.
  • При осуществлении лицом предпринимательской деятельности.
  • Другие основания, указанные в законе.

В России возраст для увольнения из ВС РФ составляет 45 лет, если у гражданина имеется непрерывающийся 25 летний стаж, который включает не менее 12 с половиной лет службы в армии. Как показывает практика, аттестационные комиссии, зачастую, принимают решение на основании аргументации причины в рапорте, поэтому важно уделить этому моменту максимум внимания. Повод следует конкретизировать и подкрепить документальными доказательствами.

Особенности составления рапорта

Законодательство предписывает при желании уволиться из ВС РФ оформлять волеизъявление в письменной форме в виде рапорта. Подать его необходимо командиру или офицеру, в ведение которого находится решение кадровых вопросов. Рапорт заменяет заявление, которым оформляется желание прекратить трудовую деятельность в конкретной организации у гражданских лиц. Требование оформления волеизъявления именно в таком виде закреплено в ст. 106 Дисциплинарного Устава ВС РФ. Текст рапорта составляется в свободной форме, законодательство не содержит какого-то особого шаблона для оформления подобного вида документации. Однако, для того чтобы он был принят и рассмотрен необходимо указать следующие сведения:

  • Сведения о командире воинской части, офицере, в ведении которого находятся кадровые вопросы (ФИО, должность).
  • Сведения о увольняющемся.
  • Просьба о досрочном увольнении по собственной инициативе.
  • Обстоятельства, служащие причиной прекращения службы в армии. Необходимо максимально конкретизировать данный пункт. От полноты аргументации будет зависеть решение аттестационной комиссии. Целесообразно указать как минимум два повода.
  • Просьба о рассмотрении вопроса аттестационной комиссией.
  • Просьба или отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
  • Просьба о направлении личного дела в военкомат района проживания.
  • Перечень документов, служащих приложением.
  • Дата и подпись военнослужащего.

Важно! Военнослужащему необходимо подготовить и приложить к рапорту доказательства причин увольнения по собственному желанию. Бумага оформляется в двух экземплярах, один необходимо сохранить. Он послужит доказательством в случае, если командир будет уклоняться от передачи рапорта на разбирательство аттестационной комиссии.

Выплаты, положенные военнослужащему при увольнении

Выплаты, которые получит увольняющийся, назначаются в зависимости от ведомства, где проходила служба, а также, исходя из причины прекращения обязательств. Так, военнослужащему, уходящему из ВС, по выслуге лет положена военная пенсия. При увольнении по иным причинам может выплачиваться единовременное пособие, которое будет зависеть от срока пребывания в рядах армии:

  • Выплаты в размере двух окладов получают лица, пребывавшие на службе менее 20 лет.
  • Семь окладов положено гражданам, прослужившим в армии более 20 лет.
  • Один оклад может быть добавлен к выплате, если у увольняющегося имеются государственные награды.

Выплаты положены лицам, находившимся на госслужбе в армии, и контрактникам, которые желают разорвать договор. В зависимости от заслуг перед государством и иных особых обстоятельств увольняющемуся могут быть выплачены и другие поощрения в деньгах. Подобная премия может составлять от 1 до 3 окладов в дополнение к основной выплате. Размеры денежных перечислений будут зависеть также от звания увольняющегося и должности, которую он занимал на момент сложения полномочий.

Особенности увольнения лиц, проходящих службу по контракту

Согласно законодательству граждане, проходящие службу в рядах ВС РФ, обязаны в полном объеме выполнять условия заключенного контракта и могут разорвать его лишь в регламентированных случаях. Для реализации увольнения до окончания контракта необходимо наличие уважительных причин, одного желания будет недостаточно. Определение серьезности повода для разрыва договора законодатель оставил на усмотрение аттестационной комиссии и командира увольняющегося. Как показывает практика, увольнение военнослужащего по контракту до окончания его действия по собственному желанию возможно при наличии следующих оснований:

  • Если родственники или супруг/супруга лица проживают не в Российской Федерации, возможен разрыв контракта.
  • Если заработка гражданина не достаточно для обеспечения семьи, лицо имеет право инициировать расторжение контракта.
  • Если на попечении военнослужащего находится человек, за которым необходим уход по состоянию здоровья, разрыв контракта может быть одобрен.
  • Если у женщины, проходящей военную службу, серьезно ухудшилось состояние здоровья во время беременности, но нет оснований для увольнения по иным причинам, расторжение договора возможно.

Поскольку законодательство не конкретизирует уважительные причины, по которым возможно увольнение контрактника и досрочное расторжение договора, могут быть использованы иные основания. Повод для прекращения обязательств по инициативе лица необходимо подтвердить документально. Также возможен разрыв контракта вследствие иных поводов, указанных в нормативном акте, к примеру, в связи с переводом на службу в ОВД.

В отличие от ухода с гражданской работы, увольнение с военной службы регулируют Устав военнослужащих и Федеральное законодательство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако, порядок данного процесса в разных местах может проходить по-разному ввиду того, что внутренние указы и постановления армейских подразделений могут вносить коррективы в некоторые аспекты процедуры.

Общие сведения

Любой военнослужащий несет службу в Вооруженных силах РФ в течение определенного периода. Этот временной промежуток именуется сроком службы.

На законодательном уровне установлены причины, позволяющие уволиться военному. Кроме того, существуют основания, на которых производится безусловное увольнение. К таким основаниям может относиться, к примеру, пожилой возраст военного.

Для солдат-срочников и солдат-контрактников порядок увольнения с военной службы различается:

  • увольнение военных, служащих по контракту, производится в индивидуальном порядке;
  • срочники же увольняются два раза в год в соответствии с приказами, издаваемыми Министерством обороны РФ.

Законодательная база

Основным законом, предоставляющим информацию о военной службе, как для российских, так и для иностранных граждан является , принятый в 1998 году: «О воинской обязанности и военной службе».

О порядках увольнения можно узнать в 34 статье Указа Президента РФ № 1237, изданного 16.09.1999 и измененного в прошлом, 2020 году.

Основания

В 2020 году военнослужащий может прекратить свою деятельность ввиду трех оснований:

  • выход в отставку;
  • уход в запас;
  • из-за осуждения по причине наличия уголовного дела.

Есть и ряд иных причин, позволяющих оформить безусловное увольнение.

Увольнение с военной службы

В зависимости от причины увольнения, военнослужащий может рассчитывать на одно из четырех оснований для прекращения военной службы.

  • отставка;
  • выход в запас;
  • уголовное дело;
  • безусловное увольнение.

По состоянию здоровья (по болезни)

В случае, если гражданин имеет какие-либо заболевания, препятствующие прохождению службы - то ему необходимо получить заключение от ВВК о состоянии своего здоровья.

При наличии данного документа, подтверждающего болезнь, может быть осуществлена процедура увольнения военнослужащего по состоянию здоровья. В таком случае основанием для процесса станет увольнение в запас.

Если же врачебная комиссия признала гражданина полностью негодным к военной службе, то процесс переходит в статус безусловного увольнения.

Это же основание используется при увольнении контрактных военнослужащих, имеющих ограничения к службе по состоянию здоровья и имеющим звания ниже старшин включительно.

По окончании контракта

В случае, когда контракт подходит к концу, военнослужащего необходимо предупредить за полгода до окончания действия документа.

Если он не намерен продлевать документ - то процесс увольнения производится безусловно.

В день ухода гражданин должен получить , размеры которого зависят от срока службы, звания и других, второстепенных фактов.

При несоблюдении условий

Военнослужащего также могут отстранить от деятельности ввиду нарушения условий, прописанных в конкретном военном контракте.

В таком случае, при увольнении, военный, вне зависимости от должности и заслуг, будет лишен выходного пособия.

По собственному желанию

При наличии конкретных условий, военнослужащие имеют право на .

К таковым относятся условия:

  1. Ограниченная или полная негодность к прохождению службы в связи с наличием заболеваний или травм.
  2. Переход солдата в статус депутата законодательного собрания.
  3. Смерть родственников, произошедшая во время прохождения солдатом службы.
  4. Признание гражданина высшим должностным лицом субъекта РФ или его избрание в качестве военного судьи.
  5. Другие причины, признанные комиссией уважительными.

Также отдельно выделяют причины, связанные с личными и семейными обязательствами.

Пенсионера

Военный пенсионер получает право на уход в отставку после того, как он выслужит срок в 20 лет.

В случае, как и с другими контрактниками, военных пенсионеров извещают об увольнении за полгода до окончания срока. Если военный не согласен и намерен продолжать службу - то он вправе подать рапорт на продление.

Рапорт перенаправляется к командиру, после чего тот принимает решение и проводит официальную беседу. Принятое в ходе нее решение объявляется пенсионеру. Свое мнение он может изложить в протоколе беседы, а также написать новый рапорт.

При увольнении в связи с преклонным возрастом, пенсионные рассчитываются Министерством обороны.

Утверждение может проводиться до двух месяцев. Процедура увольнения на пенсию заканчивается после того, как будет издан приказ.

После получения всех документов, военный пенсионер должен самостоятельно передать их в ПФР для оформления регулярных и единовременной выплат.

Незаконное

В случае, когда увольняемый военнослужащий , по которым было произведено увольнение, может быть проведено обжалование процесса. Документы должны направляться в военный суд.

Срок исковой давности в такой ситуации составляет три месяца.
Чаще всего обращения в суды поступают по причине увольнения служащих до завершения контракта и без их согласия. Также встречаются случаи увольнения по получению права на пенсионное обеспечение.

Помимо этого, военнослужащего нельзя уволить в одностороннем порядке в случаях, если он не выслужил 10 лет, а также не был обеспечен жильем.

Порядок действий

При увольнении военного с контракта, его необходимо предупредить об окончании срока действия документа.

До этого командир части, в которой служит гражданин, обязан:

  1. Выявить возможность продления контракта. При решении данного вопроса необходимо учитывать такие факторы, как состояние физического и психического здоровья служащего, наличие у него жилплощади и так далее.
  2. После принятия решения, перенаправить документы в виде личного дела служащего в спец. орган, в котором будет проведен подсчет лет выслуги.
  3. При необходимости, направить человека на медицинское освидетельствование или обследование.
  4. Предоставить военнослужащему очередной или дополнительный отпуск.

За 4 месяца до увольнения должна быть проведена итоговая аттестация военного, а еще через месяц с ним проводят собеседование, где сообщают возможные варианты развития событий.

Документы

При увольнении или отставке военного должен присутствовать письменный документ, имеющий установленные формы. На нем должны быть подписи нескольких лиц, а также командира части.

К бумаге дополнительно прилагают:

  • ксерокопию листа, оформленного в процессе беседы с военным;
  • ксерокопию листа с результатами аттестации;
  • рапорт об увольнении.

При необходимости, пакет документов может включать в себя копию документа от военно-медицинской комиссии. Перечисленные бумаги должны быть направлены в отдел военных кадров за два месяца до процедуры увольнения.

Образец рапорта

При наличии оснований, позволяющих уволиться, военный может подать рапорт начальству (командованию).

При этом, в соответствии с правами солдатов увольняться по собственному желанию, командование должно удовлетворить рапорт. Фактически рапорт представляет собой письменное донесение начальству о выполнении взятых на себя обязательств и просьбу об увольнении.

Командование производит процедуру увольнения без рапорта, если согласие военного не требуется, а его назначение на новую должность не предусматривается.

Во всех прочих случаях оформить процедуру увольнения возможно лишь при наличии рапорта и других документов, при их необходимости.

Выходное пособие