Купечество в россии. Самые знаменитые и богатейшие люди российской империи

Купечество - сословие в дореволюционной России, представители которого занимались торговлей и предпринимательством. В XV-XVII вв., в отличие от более ранней эпохи, купцом называли любого человека, совершавшего торговую сделку. Зажиточная верхушка этого сословия, состоявшая из иностранных и отечественных купцов и занимавшаяся, как правило, внешней торговлей, именовалась гостями.

Самые ранние упоминания о купцах относятся к первой половине IX в. По этим сведениям, они привозили свои товары - меха, кожу, рабов - в греческие причерноморские колонии, спускались по Дону и Волге к Каспийскому морю и далее, сухим путем, доходили до Багдада. Но больше всего любили гости бывать в Византии, с которой князья Олег и Игорь заключали специальные договоры, защищавшие интересы их подданных - купцов. Не оставляли без внимания киевские торговые люди и западное направление. В соседних странах Европы в широком употреблении были железные трубчатые замки, бронзовые нагрудные кресты, поливная керамика, изготовленные на Руси умелыми ремесленниками. Во время своих дальних странствий гости открывали и осваивали новые земли, становились их первопоселенцами. Постоянный риск походной жизни, угрозы со стороны степных кочевников и «лихих людей» вырабатывали в купцах навыки опытных путешественников и смелых воинов. Не случайно среди героев русского фольклора - удалые, неунывающие, много повидавшие гости - Василий Буслаевич, Садко, Иван Гостиный Сын.

К XI-XII вв. торговые люди - гости и купцы - постепенно обособились в привилегированную группу городского населения, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны. Именно в это время в наиболее крупных городах возникли первые купеческие общества. Сохранился устав Ивановской общины - торговой корпорации, основанной в Новгороде в XII в. Она объединяла крупных оптовых торговцев воском и владела монопольным правом взвешивать и мерить некоторые товары, взимая за это соответствующую пошлину. Ее представители участвовали в заключении важнейших торговых договоров и были членами совета Новгородской Республики. Купеческие корпорации возникали и в других городах Древней Руси.

Монгольское нашествие нанесло тяжелый удар по всему укладу хозяйственной жизни Руси. Лишь на рубеже XIII-XIV вв. началось возрождение городов и наметился рост численности купечества в Москве, Твери, Новгороде, Пскове, Вологде. В XIV-XV вв. богатые московские купцы объединились в две корпорации - гостей-сурожан (Сурож - современный город Судак, в Крыму), торговавших в основном шелком, и «суконников», закупавших шерстяные ткани на Западе. Члены этих корпораций совместно торговали, материально поддерживали друг друга, устраивали вскладчину пиры - братчины. Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов. Так, при помощи гостей князь Юрий Дмитриевич Галицкий в начале XV в. расплатился с кредиторами из Золотой Орды. Купцы оказывали денежную помощь Василию II во время его изгнания из Москвы галицким князем Дмитрием Шемякой. Многие удельные князья становились должниками крупных купцов и ростовщиков. Занимаясь кредитованием родовитых особ, московские купцы рассчитывали на помощь со стороны феодальной аристократии и на сближение с нею. Между представителями купеческих семей и боярских фамилий заключались браки, купцы приобретали вотчины. Некоторые представители купечества XV-XVI вв. (в том числе первый известный московский зодчий В. Д. Ермолин) активно участвовали в каменном строительстве.

Образование Русского централизованного государства сопровождалось часто ограблением городов и ликвидацией автономии местных купеческих корпораций, а позднее их полным исчезновением. Великие князья, чтобы политически обескровить верхушку независимых ранее городских общин, применяли в конце XV-XVI в. практику «выводов» - насильственного переселения гостей из Новгорода, Пскова, Смоленска в Москву и другие города. В результате насильственного изменения привычного социально-экономического уклада многие богатые провинциальные купеческие роды были не в состоянии восстановить свое былое значение. Во время правления Ивана Грозного торговые люди часто становились жертвами опричного произвола, их имущество пополняло казну и состояния ближайших слуг царя.

С созданием единого Русского государства купцы слились с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять в отношении государства две главные повинности - отбывать казенную службу и платить подати. В конце XVI в. купцы объединились (в зависимости от величины капиталов) в три корпорации: гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен, имевших выборных голов и старшин и пользовавшихся определенными правами в торговле, но вместе с тем и выполнявших подчас обременительные обязанности. Важнейшими привилегиями гостей были право на ведение внешнеторговых операций и приобретение земли, освобождение от пошлин, податей и служб, которые несло «тяглое» население. За эти льготы в их обязанности входило выполнение финансово-хозяйственных «казенных» поручений - отправление различных должностей при сборах таможенных и «кружечных» денег, доходов с соляных продаж и др. Одна часть гостей при этом наживалась, другая - разорялась, так как за исправность казенных служб купцы отвечали своим имуществом.

С ростом численности и значения населения городов в XVII в. у правительства назрела необходимость более четко определить обязанности лиц торгового сословия и защитить права его верхушки. Торговый устав (1653) заменил множество существовавших ранее торговых сборов на единую пошлину и отменил привилегии и льготы купцов-иностранцев. Новоторговый устав (1667) стеснил их; он также передал заведование делами торговых людей в Приказ большого прихода, который следил за тем, чтобы не допускалось превышение налогов, взимаемых с купцов. Подобные меры со стороны государства преследовали вполне определенную цель - пополнить казну, не разоряя при этом до конца плательщиков налога.

Реформы Петра. I, его долгие изнурительные войны потребовали колоссального количества денег, которых у казны не было. Тогда Петр в 1705, 1713, 1717 гг. установил невиданные по величине налоги и тем самым нанес удар по многим торговым династиям. Не менее губительными для купцов оказались и другие начинания Петра I, шедшего ради создаваемой им империи на самые решительные, порой экономически не оправданные меры. Купцов принуждали нести отвлекавшую их от непосредственной деятельности службу по сбору налогов, образовывать торговые и промышленные компании; им указывалось, в какие порты какие товары везти для продажи, по каким ценам продавать их государству. И наконец, купцов насильственно переселяли из одних городов в другие. Несколько тысяч купеческих семей заставили переехать в только что основанный Санкт-Петербург, где не было ни обширной торговли, ни развитой инфраструктуры (путей сообщения, складских помещений, гостиниц и т. п.), что привело многих из них к разорению.

При Екатерине II была окончательно оформлена организация купечества, сохранившаяся с некоторыми изменениями до 1917 г. Все торгово-промышленное сословие было разделено на три гильдии, куда, в зависимости от величины капитала, приписывались все купцы: 1-я гильдия - владельцы капитала свыше 10 тыс. рублей, 2-я - 5-10 тыс. рублей, 3-я - 1-5 тыс. рублей. При этом купцам 1-й гильдии разрешалось вести внешнюю торговлю, иметь фабрики и заводы, 2-й гильдии - внутреннюю оптовую и розничную торговлю, 3-й - только мелочную торговлю. Члены всех гильдий освобождались от уплаты подушного налога и натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии - от телесного наказания. За это они были обязаны ежегодно выплачивать промысловый налог, а в случае неуплаты следовало исключение из гильдии. В результате в сословие купцов начался приток из посадского населения и крестьянства. В конце XVIII - начале XIX в. возникли известные русские купеческие династии - Морозовы, Прохоровы, Рябущинские, Коноваловы, Третьяковы, Елисеевы и многие другие. В 1858 г. численность торгово-промышленного сословия достигла 239 883 человек (мужчин), что составило 0,8% населения империи.

После отмены крепостного права сословие купечества стало доступным для всех социальных слоев, число гильдий сократилось до двух. При Николае II разрешалось заниматься торгово-промышленной деятельностью без записи в гильдии: купцы получили паспортную льготу, дававшую свободу перемещения по империи. Самые крупные купеческие общества со значительными денежными капиталами и недвижимостью действовали в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе. Они занимались главным образом благотворительностью - содержанием больниц, богаделен, странноприимных домов, учебных заведений, выдачей пособий неимущим (см. Благотворительность и меценатство в России).

Моделирование лингвокультурных типажей является новым направлением развития лингвокультурологии. В этой связи заслуживает внимания работа, посвященная лингвокультурным типажам России и Франции XIX века (Дмитриева, 2007). Приведу основные выводы, к которым приходит

«1. Лингвокультурный типаж является особым типом лингвокультурных концептов, важнейшие характеристики которого состоят в типизируемости определенной личности, значимости этой личности для лингвокультуры, возможности ее как фактического, так и фикционального существования, ее упрощенной и карикатурной репрезентации.

2. Регуляторы коммуникативного поведения распадаются на жесткие, мягкие и нулевые прескриптивы, первые выражаются в запретах на определенное поведение либо в требованиях вести себя только определенным образом, вторые – в предпочтительном выборе той или иной модели поведения, третьи – в значимом отсутствии социальных предписаний в одной из сравниваемых культур и праве на выбор того или иного поведения. Жесткие прескриптивы носят обычно моральный характер, мягкие - моральный и утилитарный, нулевые прескриптивы касаются утилитарных ценностей. Различия между русским и французским коммуникативным поведением прослеживаются большей частью в мягких и нулевых прескриптивах.

3. Лингвокультурный типаж имеет следующую структуру: 1) характеристика социально-исторических условий, в рамках которых выделяется определенный типаж; 2) перцептивно-образное представление о типаже, включающее его внешность, возраст, пол, социальное происхождение, среду обитания, речевые особенности, манеры поведения, виды деятельности и досуга; 3) понятийные характеристики, построенные на дефинициях, описаниях, толкованиях; 4) ценностные признаки – оценочные высказывания, характеризующие как приоритеты данного типажа, так и его оценку со стороны его современников и носителей сегодняшней лингвокультуры.

4. Основными критериями для выделения лингвокультурных типажей являются следующие признаки: социальный класс, территориальный признак, событийный признак, этнокультурная уникальность, трансформируемость. На основании этих критериев в ряду лингвокультурных типажей России и Франции XIX в. выделяются «гусар», «казак», «декабрист», «светский москвич», «светский парижанин», «буржуа», «гризетка», «французский модник», представляющие собой обобщенные типы личностей, принадлежащих разным социальным классам и воплощающих разные культурные архетипы. Для русской лингвокультуры приоритетным является образ героя, воплощенный в типажах, имеющих отношение к защите Отечества, для французской лингвокультуры – образ обычного человека, воплощенный в типажах, проявляющихся в повседневной жизни общества.



5. Представители доминирующего социального класса более детально представлены в ряду лингвокультурных типажей по сравнению с представителями других классов общества, в России XIX в. дифференцируются представители дворянства, во Франции – представители буржуазии. Детализация типажей отражает общую закономерность неоднородной семантической плотности концептов с учетом позиции доминирующей группы общества.

6. Лингвокультурные типажи могут иметь фиксированные и размытые возрастные характеристики. Наиболее типичным возрастом для обобщенной личности является период 30-40 лет – характерный возраст проявления основных качеств человека. Для типажей, сориентированных на героический архетип, возрастные границы смещаются в сторону молодости; для типажей, сориентированных на обыденный архетип, - в сторону зрелости.

7. Гендерные характеристики лингвокультурных типажей могут быть маскулинными, феминными и нейтральными, с одной стороны, и прямыми и ассоциативными, с другой стороны. К числу прямых маскулинных типажей относятся в русской лингвокультуре «гусар», «казак», «декабрист» и «светский москвич», во французской лингвокультуре – «буржуа» и «светский парижанин». Прямой феминный типаж представлен во французской лингвокультуре («гризетка»), ассоциативные феминные типажи представлены в русской лингвокультуре («жена декабриста» и «казачка»), во французской лингвокультуре - «жена буржуа». Для типажа «французский модник» гендерный признак нейтрален.

8. Лингвокультурные типажи, сориентированные на героический архетип, получают положительную оценку в обществе, даже если им свойственно нарушать некоторые социальные нормы; в то время как типажи, сориентированные на повседневное поведение, получают амбивалентную оценку (с позиций своей социальной группы они оцениваются по моральным и утилитарным критериям, с позиций других социальных групп – по моральным и эстетическим критериям).

9. Русские лингвокультурные типажи выражают качества, составляющие ценностную основу русского национального характера: удаль, силу, готовность к самопожертвованию, гостеприимство и др.; французские лингвокультурные типажи выражают соответствующие доминанты французского национального характера: рациональность, оптимизм, галантность, умение жить и др.

10. В сознании современных носителей русской и французской лингвокультур осмысление лингвокультурных типажей XIX в. характеризуется размыванием и обеднением понятийных и образных характеристик и гипертрофией одного из оценочных признаков, т.е. превращением типажа в имидж» (Дмитриева, 2007, с.3-5).

Заслуживают внимания предложенные в работе регуляторы коммуникативного поведения, критерии для выделения лингвокультурных типажей, их архетипические качества, специфика их репрезентации в современном сознании. Сравним полученные данные с характеристиками лингвокультурного типажа «русский купец».

Купечество как определенная социальная группа выделяется в любом обществе, достигшем стадии развитого производства и обмена товаров. Этимология русского слова «купец» прозрачна – «тот, кто покупает». Аналогичным образом обозначается соответствующий концепт в немецком и английском языках (нем. «Kaufman» – «купец» от «kaufen» - «купить», англ. «merchant» - «купец» из французского, восходящего к латинскому «mercari» - «покупать»). В паре слов «покупать» и «продавать» первое является более значимым для описания всей ситуации торговли, возможно, потому, что покупка ассоциируется у большинства людей с собственным действием, а продажа – с действием другого человека.

Приведем словарные дефиниции, определяющие имена рассматриваемого концепта в толковых словарях русского языка.

Купец – 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей от своего имени; торговец. Ганзейские купцы. Новгородские купцы. 2. В России до 1917 г.: тот, кто принадлежал к купечеству. Купец второй гильдии. 3. Разг. Покупатель. Я на этот товар не купец! / Трад.-нар. О женихе в обряде сватовства. 4. Разг. У моряков: торговое судно. Плавать на купце (БТС). Купец – торговец, посадский, негоциант, торгующий чем-либо. На гнилой товар слепой купец. Купчик голубчик. Дрянной купчишка. Миллионный купчища, купчина. Первостатейный купец, именитый (Даль).

Купечество – 1. В России до 1917 г.: особый социальный слой, сословие, занимающееся оптовой и розничной торговлей. Русское купечество . 2. Собир. Купцы (2 зн.) В Замоскворечье издавна селилось купечество . В России купечество обособилось с конца 16 в., с 1775 г. освобождено от подушной подати, принадлежность к купечеству обусловлена записью в одну из трех гильдий. К первой причислялись те, кто объявил капитал более 10 000 р.; ко второй – от 1000 р.; к третьей – от 500 р. В 1785 г. купцы первой и второй гильдии освобождены от телесных наказаний. В 1863 г. купечество было разделено на две гильдии: к первой отнесена оптовая торговля, ко второй – розничная торговля и фабрично-заводская промышленность. Принадлежность к купечеству не наследовалась, однако сословные права (кроме права проезда ко двору и ношения шпаги) распространялись на членов семьи, внесенных в купеческое свидетельство (БТС). Купечество, купецтво – сословие, состояние, или братство купцов (Даль).

Купеческий – 1. к Купец (1 зн.) и Купечество. Купеческое сословие. Купеческое слово (закреплявшее торговую сделку без письменного документа). 2. Свойственный быту, нравам купцов; торгашеский. Купеческий размах. Купеческая роскошь (безвкусная, аляповатая). Купеческие привычки, замашки (показное расточительство) (БТС). Купеческий, купецкий – к купцам и торговле относящийся. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается (Даль).

Купчик – 1. Разг. Купец, обычно молодой. Молодой купчик . 2. Ирон. Человек, склонный к накопительству или способный извлекать выгоду из каких-л. отношений между людьми (БТС).

Купчиха – 1. Устар. Жена купца. 2. Устар. Женщина, девушка из купеческого сословия, рода. Богатая купчиха . 3. Пренебр. и ирон. Женщина, склонная к стяжательству. Превратиться в купчиху . || О женщине грубой, нечуткой (БТС). Купчиха – жена купца, женщина, записанная в гильдию, торгующая (Даль).

Признаковый состав рассматриваемого концепта сводится к следующим компонентам: 1) человек, 2) ведущий торговлю, 3) владеющий своим товаром, 4) относящийся к сословию купцов в царской России, 5) верный своим обязательствам, 6) живущий ради выгоды, 7) отличающийся дурным вкусом, 8) безрассудно тратящий деньги, 9) демонстрирующий отсутствие ограничений в расходах. Эти признаки распадаются на дескриптивные и характеризующие. К первым относятся ведение торговли, владение товаром и сословная принадлежность, ко вторым – оценки поведения купцов.

В древней Руси ведение торговли было занятием городского населения, этим занимались посадские люди - ремесленно-торговое население, живущее вне городской стены, в пригороде, предместье. Не все торгующие владели своим товаром, в этом плане купцам противопоставляются продавцы и торговцы. Кроме того, купцы не только продавали, но и покупали товар. В русском языке есть особый термин для обозначения богатого иностранного купца - негоциант.

Анализ приведенных словарных дефиниций свидетельствует об эмоционально-оценочном расширении исходного значения основного имени концепта, обозначающего участника торга. Отметим, что в словаре В.И.Даля дефиниции сводятся к дескриптивным признакам. Характеризующие (эмоционально-оценочные) признаки имеют положительный и отрицательный знаки. К положительным ассоциативным признакам купеческого сословия относится верность своему слову. Отрицательные признаки представлены в целом наборе характеристик осуждаемого поведения, свойственного купцам: это стремление к наживе, неразумная трата больших денег напоказ, дурной вкус. Все эти характеристики вытекают из отрицательной оценки чрезмерного богатства и его демонстрации. В дурном вкусе купцов обвиняла аристократия, особенно обедневшая, в страсти к наживе, расточительстве и хвастовстве – и крестьяне, и разночинная интеллигенция, и рабочие. В современном языковом сознании концепт «купец» и соответствующий типаж претерпели метаморфозу: дескриптивные характеристики воспринимаются многими носителями языка как нечто былинно архаичное и поэтому отодвигаются на второй план, и на первый план выдвигаются ассоциативно-оценочные характеристики, преимущественно отрицательные. Отрицательная оценка качеств купца объясняется резким неприятием наживы в русской традиционной культуре. Именно этим обусловлено появление таких слов, как «торгаш», «торгашеский».

Купец – это человек, занимающийся торговлей и предпринимательством, его капитал служит доказательством его успешности, и поэтому умение заработать деньги, выгодно вести дела становится для купца смыслом его жизни. Крупный купец не мог вести дела в одиночку, ему помогал целый штат приказчиков, т.е. наемных служащих, занимавшихся по доверенности хозяина торговлей. По своему происхождению купец принадлежит к простому народу, т.е. ведет себя, изъясняется, одевается так, как это принято в крестьянской или ремесленнической среде. Вместе с тем возможность заработать капитал дает купцу основания для того, чтобы требовать к себе особого уважения. Одним из таких статусных знаков было вежливо-почтительное обращение к купцам в России «Ваше степенство». Купечество объединяло большой класс весьма разнородных индивидуумов, некоторые из них зарабатывали свой капитал с целью приумножения богатства всей страны, их интересовало развитие империи, рост конкурентоспособности ее товаров, купцы часто становились меценатами, активно занимались благотворительностью, другие же думали только о собственной выгоде и нередко кичились своим богатством.

Образные характеристики анализируемого типажа устанавливаются на основе изучения сочетаемости слов, обозначающих и выражающих данный концепт, и реакций информантов на соответствующие слова.

Для выявления образных характеристик типажа мы рассматриваем его внешность, типичное поведение, речь и обстановку, в которой он живет. Анализируются примеры из произведений русского фольклора и художественной литературы.

Русский купец, по данным художественной литературы, это крепкий, упитанный, здоровый мужчина средних лет, обычно с бородой.

В пьесе А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся» приказчик Подхалюзин так говорит своей будущей жене Липочке, дочери богатого купца и хозяина этого приказчика:

Если вы насчет физиономии сумневаетесь, так это, как вам будет угодно-с, мы также и фрак наденем да бороду обреем, либо так подстрижем, по моде-с, это для нас все одно-с (А.Н.Островский).

Купчиха – это обычно дородная холеная женщина:

Хозяйка весь день в легком нарядном матинэ с кружевами, сияющая тридцатилетней купеческой красотой и спокойным довольством летней жизни. (И.А.Бунин).

Образ такой женщины («Купчиха за чаем») прекрасно создан отечественным художником Б.М. Кустодиевым.

Лишний вес, полнота в прошлом ассоциировались с сытостью и праздностью:

Не только Три Толстяка со своими министрами, застигнутые во дворце, жались, и ежились, и сбивались в одно жалкое стадо при звуках этой песни, - все франты в городе, толстые лавочники, обжоры, купцы, знатные дамы, лысые генералы удирали в страхе и смятении, точно это были не слова песни, а выстрелы и огонь (Ю.Олеша).

В одном смысловом ряду фигурируют в приведенном примере бывшие хозяева жизни – франты, толстяки, знатные дамы и лысые генералы. Обратим внимание на то, что Ю.К. Олеша вывел в своей сказке два архетипических образа: положительный герой – стройный бедняк, отрицательный герой – толстый богач.

Типичная одежда купца – шуба и сапоги:

- Постой! Приходи-ка завтра ко мне в гости и жену приводи: ведь завтра мои именины.

- Эх, братец, куда мне? Сам знаешь: к тебе придут купцы в сапогах да в шубах, а я в лаптях хожу да в худеньком сером кафтанишке (Русские народные сказки).

С точки зрения бедного крестьянина, шуба и сапоги – знак богатства. Но кроме того были и определенные сословные виды одежды:

Фролов стоял в проеме двери в своем широкополом купеческом сюртуке, и на лице его расплылось выражение довольства. <…> Но и тут повезло Мирону - появился человек в брезентовом пыльнике и купеческом картузе. (И.Болгарин, Г.Северский).

Сюртук (длинный, почти до колен, двубортный пиджак) и картуз (головной убор с козырьком) воспринимались как разновидность купеческой униформы в конце 19 – начале 20 века в России.

Важнейшая характеристика поведения настоящего купца – страсть к делу:

В сорок лет от роду Игнат Гордеев сам был собственником трех пароходов и десятка барж. На Волге его уважали, как богача и умного человека, но дали ему прозвище - Шалый, ибо жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования. Было как бы трое Гордеевых - в теле Игната жили три души. Одна из них, самая мощная, была только жадна, и, когда Игнат подчинялся ее велениям, - он был просто человек, охваченный неукротимой страстью к работе. Эта страсть горела в нем дни и ночи, он всецело поглощался ею и, хватая всюду сотни и тысячи рублей, казалось, никогда не мог насытиться шелестом и звоном денег. Он метался по Волге вверх и вниз, укрепляя и разбрасывая сети, которыми ловил золото: скупал по деревням хлеб, возил его в Рыбинск на своих баржах; обманывал, иногда не замечал этого, порою - замечал, торжествуя, открыто смеялся над обманутыми и, в безумии жажды денег, возвышался до поэзии. Но, отдавая так много силы этой погоне за рублем, он не был жаден в узком смысле понятия и даже, иногда, обнаруживал искреннее равнодушие к своему имуществу (М.Горький).

Мы видим, что человека интересует не только капитал как чистый результат, сухой остаток его работы, но сам процесс делания денег. Заслуживает внимания тонко замеченное писателем различие между жадностью в широком и узком смысле слова: неудержимость в стремлениях и желаниях противопоставляется скупости. В обиходном употреблении обычно люди имеют в виду именно скупость, говоря о жадности. Неудержимая жажда активного действия, высокая энергетика поведения – это важнейшая характеристика типажа «русский купец». Эта высокая энергетика сочетается, как отмечено в приведенном примере, с отсутствием этических норм (человек открыто смеется над обманутыми). Нечто подобное можно было наблюдать в современной России конца 90 годов 20 века, когда молодой делец, «новый русский», мог со смехом сказать в глаза обманутому человеку, обычно менее удачливому бизнесмену: «Я тебя кинул!».

Презрение к этическим нормам часто выражалось как эпатаж, пьяное ухарство:

Куда же девать купцу свою энергию? На бирже ее много не истратишь, и вот он расточает избыток мускульного капитала в кабаках на кутежи, не имея представления об иных, более продуктивных и ценных для жизни пунктах приложения силы. Он - еще зверь, а жизнь для него уже стала клеткой, и ему тесно в ней при его добром здоровье и склонности к широкому размаху. Стесненный культурой, он нет-нет да и надебоширит. Купеческий дебош - всегда бунт пленного зверя. Разумеется - это дурно... (М.Горький).

Разумеется, нельзя сводить поведение купца к двум базовым модусам существования – страстное делание денег и прожигание жизни в кабаке, но приведенный пример точно показывает причину купеческих кутежей. Примеры такого типа весьма частотны:

Приехав и совсем забыв о ней, я долго и скучно сидел один в этом речном кабаке, очень дорогом, кстати сказать, известном своими купеческими ночными кутежами, нередко тысячными (И.А.Бунин).

Сохранилось унылое донесение Бестужева в Петербург: "Русские купцы никакого почтения не оказывают, беспрестанно пьяные, бранятся и дерутся между собою, отчего немалое бесчестие русскому народу. И хотя я вашего величества указ им и объявлял, чтобы они смирно жили и чистенько себя в платье содержали, но они не только себя в платье чисто не содержат, но некоторые из них ходят в старом русском платье без галстуха, также некоторые и с бородами по улицам бродят" (А.Бушков).

Купеческие кутежи были известны своей экстравагантностью (тратились очень большие деньги), драками и бранью. Купцы вели себя одинаково и дома, и за границей. Впрочем, в одном публицистическом произведении нам встретился пассаж, где говорится о том, что мнение о купцах-дебоширах является предвзятым:

По сути дела, передвижничество было оппозиционным, антиправительственным течением русской художественной интеллигенции, зачастую лишенной национального сознания и стремившейся показать русскую жизнь односторонне, только в темных тонах - если крестьянина, то обязательно бедного и забитого, если купца, то обязательно толстого и пьяного, если чиновника, то обязательно отвратительного и жалкого (О.Платонов).

Возникает вопрос, почему пьяный купец вызывает у современников отвращение, а пьяный гусар – умиление. Вероятно, корень зла нужно искать в данном случае в том, что офицеры были дворянами, им прощались любые выходки, в то время как купцы были людьми низкого сословия, и общество относилось к ним строже. Заметим, что в крестьянской среде пьянство резко осуждалось.

Поведение купца отличалось и некоторой слащавостью по отношению к покупателям:

Тут была целая флотилия русских купцов из Гостиного двора и даже толкучего рынка, в синих немецких сюртуках. Вид их и выраженье лиц были здесь как-то тверже, вольнее и не означались той приторной услужливостью, которая так видна в русском купце, когда он у себя в лавке перед покупщиком. Тут они вовсе не чинились, несмотря на то, что в этой же зале находилось множество тех аристократов, перед которыми они в другом месте готовы были своими поклонами смести пыль, нанесенную своими же сапогами. Здесь они были совершенно развязны, щупали без церемонии книги и картины, желая узнать доброту товара, и смело перебивали цену, набавляемую графами-знатоками (Н.В.Гоголь).

Этикетная вежливость купца содержит элемент неискренности и поэтому осуждается. Приведенный пример интересен тем, что здесь показано поведение русских купцов в той ситуации, когда люди ведут себя естественно. Мы видим, что купцы проявляют гордость и самоуважение.

Весь мой капитал был в тридцать рублей ассигнациями, а купец никак не соглашался уступить дешевле. Наконец я начала упрашивать, просила-просила его, наконец упросила. Он уступил, но только два с полтиною, и побожился, что и эту уступку он только ради меня делает, что я такая барышня хорошая, а что для другого кого он ни за что бы не уступил. (Ф.М.Достоевский).

Существуют нормы ведения торга, и купец не может сразу же согласиться снизить цену, в таком случае он теряет лицо. Речь идет не о деньгах, во многих случаях участники торга ведут своеобразную игру, смысл которой – заставить партнера сдаться. Именно поэтому купец уступает в цене, говоря, что делает личное одолжение девушке.

В поведении купцов многих отталкивали капризность и самодурство:

На последнем концерте произошел курьезный случай. Какой-то купец прорвался в антракте в мою комнату и стал требовать, чтобы я продала ему туфлю со своей ноги за тысячу рублей. Сбежался народ, стали его выталкивать. А он всех расшвырял (сильный оказался мужчина), выхватил из кармана револьвер (тут я чуть в обморок не свалилась) и заорал: "Если не продадите - застрелюсь! И грех падет на вашу душу!" Я, натурально, перепугалась до смерти и отдала ему туфлю безвозмездно. Хорошо, что у меня с собою была еще одна пара. А наутро в гостинице подают мне пакет, и в нем - тысяча. (Г.Алексеев).

Привычка потакать своим желаниям была свойственна многим купцам, если принимать во внимание свидетельства разных писателей. По-видимому, такое поведение вытекало из общей установки купца на выход за рамки норм и приличий. Скорее всего, подобные случаи происходили не каждый день, но они были показательными. Обратим внимание на важную характеристику: купец (вероятно, пьяный) прорвался к актрисе, желая высказать ей свои чувства, но единственное нестандартное действие, на которое он оказался способен, - это потребовать ее туфлю, причем за большие деньги. Унизительность этого требования для женщины купец не понимает. И туфля ему нужна, по-видимому, для того, чтобы в пьяной кампании похвастаться перед другими купцами и выпить из предмета обуви, как это было иногда принято.

Вместе с тем фольклорные тексты показывают, что купцам было свойственно сострадание и сочувствие к людям:

В ту пору ехал мимо купец:

- О чем, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Аленушка про свою беду. Купец ей говорит:

- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами.

Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж (Русские народные сказки).

Понятно, что Аленушка была очень красива, но героем сказки выступает не Иван-царевич, не храбрый богатырь, а купец. Вероятно, в коллективном представлении брак бесприданницы с купцом был оптимальным возможным выходом.

Купцам и купеческим женам и дочерям была свойственна высокая религиозность:

Слышал я, что в таком-то городе живет богатый купец с дочкою, и та купеческая дочь куда как милостива к убогим и увечным! Сама всем милостыню подает. (Русские народные сказки).

Подаяние милостыни обычно сочетается с набожностью, искренней верой и соблюдением всех церковных предписаний. В поведении купцов периоды покаяния регулярно чередовались с периодами кутежей, яркий пример такого поведения в сконцентрированном виде выражен в пословице «Не погрешишь – не покаешься».

Речь купцов представляет собой стилистически сниженный, диалектный вариант разговорного языка:

Большов. (читает вслух). "Объявления казенные и разных обществ: 1, 2, 3, 4, 5 и 6, от Воспитательного дома". Это не по нашей части, нам крестьян не покупать. "7 и 8 от Московского новерситета, от Губернских правлений, от Приказов общественного призрения". Ну, и это мимо. "От Городской шестигласной думы". А ну-тко-сь, нет ли чего! (Читает.) "От Московской городской шестигласной думы сим объявляется: не пожелают ли кто взять в содержание нижеозначенные оброчные статьи". Не наше дело: залоги надоть представлять. "Контора Вдовьего дома сим приглашает..." Пускай приглашает, а мы не пойдем. "От Сиротского суда". У самих ни отца, ни матери. (Просматривает дальше.) Эге! Вон оно куды пошло! Слушай-ко, Лазарь! "Такого-то года, сентября такого-то дня, по определению Коммерческого суда, первой гильдии купец Федот Селиверстов Плешков объявлен несостоятельным должником; вследствие чего..." Что тут толковать! Известно, что вследствие бывает. Вот-те и Федот Селиверстыч! Каков был туз, а в трубу вылетел. А что, Лазарь, не должен ли он нам? (А.Н.Островский).

Купец Большов читает газету и комментирует прочитанное. Обратим внимание на сниженные разговорные слова «надоть», «ну-тко-сь», «куды», искаженное «новерситет». Комментарии свидетельствуют о практической хватке, сообразительности героя: он отлично понимает суть дела, знает, что скрывается за канцелярскими оборотами. Заслуживает внимания фраза «Каков был туз, а в трубу вылетел»: фразеологизм «вылететь в трубу» - «совсем разоряться, оставаться без денег» сочетается с образной характеристикой «туз» - «важная персона».

Купцы обращаются к тем, кто ниже их по статусу, только на «ты» («ты» хамское, по определению Ю.Д.Апресяна), ожидая услышать в ответ только вежливое «Вы»:

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе - ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится. (А.Н.Островский).

Обращение на «ты» сочетается с оскорблениями и сниженной лексикой. Купец постоянно подчеркивает свой статус вышестоящего («Что я тебе, ровный что ли?»). Проситель использует два вежливых обращения, подчеркивая свою зависимость от адресата («Ваше степенство», «сударь»).

В торжественной ситуации купец изъясняется особым стилем, в котором сочетаются церковно-книжные и канцелярские выражения:

Большов. А вот сейчас пойдем все вместе, а теперь пока побеседуем маненько.

Устинья Наумовна. Отчего ж и не побеседовать! Вот, золотые мои, слышала я, будто в газете напечатано, правда ли, нет ли, что другой Бонапарт народился, и будто бы, золотые мои...

Большов. Бонапарт Бонапартом, а мы пуще всего надеемся на милосердие божие; да и не об том теперь речь.

Устинья Наумовна. Так об чем же, яхонтовый?

Большов. А о том, что лета наши подвигаются преклонные, здоровье тоже ежеминутно прерывается, и един создатель только ведает, что будет вперед: то и положили мы еще при жизни своей отдать в замужество единственную дочь нашу, и в рассуждении приданого тоже можем надеяться, что она не острамит нашего капитала и происхождения, а равномерно и перед другими прочими.

Устинья Наумовна. Ишь ведь, как сладко рассказывает, бралиянтовый.

Большов. А так как теперь дочь наша здесь налицо, и при всем том, будучи уверены в честном поведении и достаточности нашего будущего зятя, что для нас оченно чувствительно, в рассуждении божеского благословения, то и назначаем его <…> в общем лицезрении. (А.Н.Островский).

Семья собирается для объявления о предстоящем замужестве купеческой дочери. Сваха предлагает начать светскую беседу на отвлеченную тему («говорят, что новый Бонапарт народился»), но купец сразу же переводит общение в деловое русло, определяя цель встречи. О себе глава семьи говорит во множественном числе (pluralia majestatis), так обычно изъяснялись в документах монархи. Заслуживает внимания упоминание о возрасте и непредсказуемости жизни. В речи купца четко определены его жизненные приоритеты: его дочь должна соответствовать его капиталу и требованиям сословия, его зять – честности и достаточности (в последнем случае имеется в виду финансовый статус). Сваха, чувствуя важность момента, дает высокую оценку уровню речи купца («как сладко рассказывает»). При этом героя включает разговорные слова «маненько», «оченно» «острамит». Очень интересна градация обращений в речи свахи: «золотые мои», «яхонтовый», «бралиянтовый».

Образ жизни купца сводится к его постоянным занятиям и обстановке, в которой протекает его существование.

Основное занятие купца – торговля, покупка и реализация товара. Для этого приходилось много времени проводить в поездках и путешествиях в дальние страны:

Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам (Русские народные сказки).

Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным; продает он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева, он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает. … Вот едет он путем-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в темные леса. "Пусть-де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне в руки разбойничьи, поганые и доживать свой век в плену во неволе" (С.Т.Аксаков).

Путешествия в те времена были сопряжены с опасностями, можно было утонуть на корабле, стать добычей диких зверей или разбойников. Обратим внимание на постоянный эпитет «честной купец» (сравним: «добрый молодец» и «красная девица»). Купец продает свой товар дорого и покупает чужой товар дешево, выручку сразу же обращает в золото и отправляет ее домой. Это дает возможность выстроить хороший дом, содержать слуг и вести роскошный образ жизни:

- Вкусно не вкусно, а уж что есть,- не всем же гусей с яблоками трескать, как купцу Терентьеву!

Быдлу стало любопытно:

- А почему ему можно, а тебе нельзя? Он происхождения высокого?

Мужик объяснил:

- У него богатство, доход большой, а у меня доход маленький. Он прислугу держит, дом выстроил в два этажа, - да вот приедем в село, я тебе покажу (А.Гейман).

Богатство является наиболее яркой характеристикой купца:

А что такое купеческий особняк с точки зрения его содержания? Ого! Фарфор и картины, дорогая мебель и иконы, золото, драгоценные камни. (В.Солоухин).

Вместе с тем часто отмечается безвкусица в оформлении купеческих особняков:

Подхалюзин. Да это что-с, Алимпияда Самсоновна, нешто мы в эдаком доме будем жить? В Каретном ряду купим-с, распишем как: на потолках это райских птиц нарисуем, сиренов, капидонов разных - поглядеть только будут деньги давать.

Липочка. Нынче уж капидонов-то не рисуют.

Подхалюзин. Ну, так мы букетами пустим. (А.Н. Островский).

Пройдя невыразимо угнетающий двор, мы оказались перед дверью, над которой торчал чугунный козырек с завитками и амурами в купеческом духе. (В.Пелевин).

Он отошел и присел на мраморную скамью, вделанную в стену пышно и аляповато разукрашенной часовенки - усыпальницы какого-то купца. (И.Болгарин, Г.Северский).

Купцам нравилось украшать свои дома и надгробные памятники изображениями пухлых ангелочков-купидонов.

Купцы любили попариться в бане, а на праздники у них пеклись пироги:

Липочка. Не пойду я за купца, ни за что не пойду, - За тем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь возьми, а достань благородного.

Аграфена Кондратьевна. Вот ты и толкуй с ней.

Фоминишна. Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особенный скус? Голый на голом, да и христианства-то никакого нет: ни в баню не ходит, ни пирогов по праздникам не печет; а ведь хоть и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкой. (А.Н.Островский).

Стремясь во всем походить на дворян, купцы нанимали своим детям гувернанток, и те с разной степенью успешности учили детей говорить по-французски, играть на фортепиано и танцевать современные танцы. Известно, что в первой половине 19 века русские дворяне хорошо говорили по-французски, а впоследствии уровень владения иностранным языком резко понизился: «Я знал много семей, в которых никогда ничего не читали по-французски (а женщины вообще ничего не читали – даже по-русски) и где французский язык употреблялся исключительно для того, чтобы в присутствии прислуги говорить о том, что от нее желательно скрыть (главным образом – о прислуге же)» (Поливанов, 1968, с.217). Желая быть похожими на дворян, купцы вместе с тем с неприязнью относились к западным манерам «благородных» (французская кухня, соус и подливка купцам не по вкусу). Купцы иронически относятся к обедневшим аристократам, которых становилось все больше («голый на голом»).

Отношения купцов с властью складывались не всегда гладко:

Забегали купцы к начальству с жалобами. - Сколько нашего богатства в реке пропадат! Купечески убытки чиновникам не в печаль. Чиновники найдут, что с купцов содрать (С.Писахов).

И еще много десятилетий самодуры-городничие (списанные Гоголем с самой что ни на есть доподлинной натуры) таскали купцов за бороды, вымогали взятки и сажали под арест. Вплоть до бесславного падения прогнившей русской монархии купцы и промышленники были отстранены от управления государством (лишь после 1905 г. двое-трое видных буржуа смогли занять второстепенные правительственные должности). В то же самое время британские монархи возводили своих торговцев и промышленников в дворянское достоинство (А.Бушков).

Государство в лице чиновников вымогало с купцов взятки, подвергало их всяческим унижениям (телесные наказания были отменены лишь в конце 18 века и только для богатых купцов).

Тем не менее, купечество все более отчетливо осознавало свою роль в развитии страны:

Купечество к концу девятнадцатого века тоже перерастало уже в высший культурный слой. Сами знаете, Мамонтов с его Частной оперой, Морозов, Рябушинский с его уникальной коллекцией старообрядческих икон. Национальное самосознание среди русского купечества было развито к этому времени очень сильно. Из купеческого сословия лет через двадцать-тридцать пошли бы ученые, писатели, государственные деятели (В.Солоухин).

Вероятно, национальное самосознание русского купечества было обусловлено, с одной стороны, объективными характеристиками развития индустриального общества в России и ключевой ролью класса финансистов и промышленников в этом обществе и, с другой стороны, спецификой дворянского прозападного менталитета (усилиями Петра I дворяне стали резко отличаться от простого народа, и внешне, и внутренне, превратившись для многих крестьян в иностранцев).

Купец - это не такая древняя профессия как охотник, но все же достаточно старинная специальность в области предпринимательства, то есть деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от торговли.

Основа основ

На Руси купцы были уже в IX веке. В те времена казна государства наполнялась в основном за счет дани, взимаемой с покоренных народов. Второй статьёй дохода была торговля. Она же являлась и двигателем прогресса. Города строились в основном по берегам рек, служивших торговыми путями. По историческим сведениям скифы вообще не имели других дорог. Прибрежные города становились сначала торговыми центрами, а затем в них развивались ремесла. В Древней Руси купец - это не только торговец. которому установлен в Твери, на его родине, был и ходившим «за три моря», и первооткрывателем, и дипломатом. А знаменитый легендарный новгородский купец Садко хаживал и на дно морское.

Торговые пути

Благодаря товарообмену и его представителям купцам были открыты такие великие торговый пути, как «из варяг в греки», «великий шелковый путь», который называют «перекрестком цивилизаций», «чумацкий шлях», знаменитый «путь благовоний», пересекающий и многие другие. Купцами были русские князья, вынужденные каким-то образом избавляться от излишков натуральной дани или накопившихся денег, тратя их на заморские диковинки. Купец - это и главный информатор в те далекие времена «Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» - узнавали только от представителей этой многогранной профессии.

Петровские реформы коснулись всех

Этот вид деятельности был уважаем, купечество являлось важным сословием во все времена. О коммерческой предприимчивости русских слагались легенды. Старинные купеческие дома часто приходили на помощь государству. Богатейшие Строгановы открывали новые земли, строили заводы, возводили храмы. В некоторых исторических исследованиях говорится о том, что Петр I разгромил купечество, в результате чего погибли многие виды русских ремесел, любимых и поддерживаемых купцами. Царь провел реформы, в результате чего старая форма купеческих объединений «сотни» была упразднена, а на смену им пришли гильдии. было или плохо, но купечество не погибло.

Богатые и добрые

Купечество развивалось и набирало силу, лучшие представители этого сословия дослуживались до присвоения им дворянства за особые заслуги перед отечеством. Например, Руковишниковы. Московская династия основала дворянский род, а Иван Васильевич (1843—1901) дослужился до тайного советника. Новгородская династия, основателем которой был оборотистый крестьянин, уже в третьем поколении стала принадлежать высшему сословию. Девизом этой семьи были слова «жертвую и попечительствую». То же самое можно сказать о совсем немалом числе русских предпринимателей. В этом особый менталитет отечественного торговца. Русский купец - это в большинстве случаев благодетель и покровитель. Фамилии крупнейших купцов-меценатов, память, оставленная ими, в российской истории занимают особое место. Кто не знает купца Третьякова, основателя художественной галереи его имени. Каждому, кто хоть немного знаком с историей России, известны имена и деяния лучших представителей этого сословия - Мамонтовы и Морозовы (легендарный Савва Морозов), Найденовы и Боткины, Щукины и Прохоровы. Большое количество больниц, домов призрения, театров и библиотек России были построены на средства купцов.

Образы положительные и отрицательные

Однако в русской литературе образ торговца скорее негативный. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец - это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. Кустодиевские купцы и купчихи олицетворяют то, что с насмешкой называют «купеческим вкусом». К отрицательному образу добавляют черты и отзывы иностранцев. В этой связи хочется отметить, что русских, о которых иностранцы отзываются хорошо, вообще крайне мало. Их мнение не должно быть приговором. Многие известные писатели над купцами подсмеивались. А вот Калашников у Лермонтова очень хорош. В нем сконцентрированы лучшие черты купечества - честность, порядочность, смелость, готовность отдать жизнь за доброе имя любимого человека. Были, конечно, в этой среде и проходимцы. А в какой среде их нет? И потом, купечество, как отмечалось выше, делилось на гильдии. К «третьей», с небольшим капиталом (500 рублей) могли относиться любые безответственные люди. Но состоятельные русские купцы, живущие на виду у всех, думающие о своей торговой марке, в большинстве своем были мало сказать совестливыми и порядочными, а фанатично честными людьми. «Слово купца» - не легенда. Конечно же, не все сделки заключались только устно. Но данное купеческое слово держалось жестко, иначе бы оно не стало легендой в хорошем смысле этого слова.

В Российской империи купеческое сословие составляли не только люди, занятые куплей‑продажей, но и промышленники, и банкиры. От них зависело процветание и благополучие страны.

Крупнейшие предприниматели были старообрядцами. В их руках сосредотачивались основные богатства России. В начале ХХ века их имена были широко известны: владельцы фарфорового производства Кузнецовы, текстильные фабриканты Морозовы, промышленники и банкиры Рябушинские.

Для принадлежности к купеческому сословию нужно было записаться в одну из трех гильдий. Купцы, имевшие капитал от 8 тысяч рублей, приписывались к третьей гильдии. От 20 тысяч рублей – ко второй гильдии. Свыше 50 тысяч рублей – к первой гильдии.

От старообрядцев полностью зависели целые отрасли промышленности и торговли: производство ткани, изготовление посуды, торговля хлебом и лесом.

Железные дороги, судоходство на Волге, нефтяные прииски на Каспийском море – все это принадлежало староверам. Без их участия не проводилась ни одна крупная ярмарка, ни одна промышленная выставка.

Старообрядческие промышленники никогда не чурались технических новшеств. На своих фабриках они использовали современные станки. В 1904 году старовер Дмитрий Павлович Рябушинский (1882–1962) основал первый в мире институт самолетостроения. А в 1916 году семья Рябушинских начала строительство завода Автомобильного московского общества (АМО) .

Купцы‑старообрядцы всегда помнили слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где червь и тля истребляют и где воры подкапывают и крадут. Собирайте же себе сокровища на небе, где ни червь, ни тля не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» .

Даже разбогатев, купцы оставались верными чадами Древлеправославной Церкви. Богатство не было для них самоцелью. Они охотно тратили деньги на благотворительность – на богадельни, больницы, родильные дома, сиротские приюты и учебные заведения.

Например, московский купец первой гильдии Козма Терентьевич Солдатенков (1818–1901) был не только усердным прихожанином храмов Рогожского кладбища, но и покровителем искусств, бескорыстным книгоиздателем, щедрым благотворителем.

Он не только собирал картины русских художников и старинные иконы, но и строил в Москве лечебницы и богадельни. Солдатенковская бесплатная больница для бедных сохранилась до сих пор. Ныне она называется Боткинской.

В домашнем укладе купцы сохраняли благочестивые обычаи предков. О старозаветном быте московской купеческой семьи замечательно рассказывает книга Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».

Прабабушка писателя, купчиха Устинья Васильевна Шмелева была староверкой, но во времена гонений Николая I перешла в Синодальную Церковь. Однако в семье сохранялось многое из строгого старообрядческого быта.

На страницах книги Шмелев любовно воскрешает образ прабабушки. Устинья Васильевна сорок лет не вкушала мяса, день и ночь молилась с кожаной лестовкой по священной книге перед красноватой иконой распятия, очень старой…

Те купцы, что не отреклись от истинной веры, были надежным оплотом православия. На их средства содержались старообрядческие храмы, монастыри и школы. Почти при каждом купеческом доме имелась молельня, при которой иногда тайно проживал священнослужитель.

Сохранилось описание моленной в доме московского купца первой гильдии Ивана Петровича Бутикова (1800–1874). Она была устроена на чердаке и имела все принадлежности, подобающие храму.

Здесь нередко служил литургию архиепископ Антоний. И служил не для одного купеческого семейства, но для всех староверов. Вход в домовую церковь при совершении в ней богослужения был беспрепятственно открыт для всех.

На западной стене моленной было три окна. Восточную стену украшали иконы. Отступая несколько от стены, была поставлена походная церковь – палатка из розовой штофной ткани с крестом вверху, с царскими вратами и северной диаконской дверью из золоченой парчи с розовыми цветами.

По сторонам царских врат на крючках было повешено несколько маленьких икон. По правую и левую стороны палатки стояли хоругви. Посреди палатки стоял престол, покрытый розовой штофной тканью.

Однако купцы, как бы состоятельны они ни были, не имели возможности открыто поддерживать старообрядчество. В вопросах духовной жизни богачи были так же бесправны, как и их простые братья по вере, лишенные многих свобод.

Полиция и чиновники могли в любое время нагрянуть в купеческий дом, ворваться в моленную, разорить и осквернить ее, схватить священнослужителей и отправить в темницу.

Например, вот что произошло в воскресный день 5 сентября 1865 года в доме купчихи Толстиковой на Черемшане.

В домовом храме совершалась литургия. Было уже прочитано Евангелие, как вдруг внезапно раздался страшный треск ломаемых ставней и окон. Через разбитое окно в моленную влез чиновник Виноградов с пятью полицейскими.

Чиновник был пьян. Грязной бранью он остановил обедню. Священник умолял позволить окончить литургию, но Виноградов вошел в алтарь, схватил чашу с вином для причастия, выпил и стал закусывать просфорами.

Иерей и верующие пришли в ужас от такого кощунства и не знали, что делать. Между тем Виноградов уселся на престол и, продолжая сквернословить, закурил папиросу от церковных свечей.

Чиновник приказал схватить священника и всех молящихся и доставить в тюрьму. Иерею не позволили снять богослужебное облачение, так в ризах и отправили в каземат. Моленная Толстиковой была разорена полицией.

Единственным способом избежать кощунства и позора была взятка – вынужденное, но неизбежное зло.

Известно, например, что именно взяткой в конце XVIII века московские федосеевцы спасли от разорения Преображенское кладбище. Они поднесли начальнику столичной полиции пирог с начинкой из 10 тысяч золотых рублей.

Однако взятки не всегда помогали. Не все купишь за деньги! Ни за какие миллионы староверы не могли купить свободу совершать богослужения по дониконовским книгам, строить храмы, звонить в колокола, издавать газеты и журналы, законно открывать школы.

Желанную свободу старообрядцы обрели лишь после революции 1905 года.

О спасении в миру (из письма священноинока Арсения священнику Стефану Лабзину)

Честнейший иерей Стефан Федорович!

Письмо ваше – вопрос за Анну Дмитриевну – получил только сейчас, 13 июля. Вы просили ответа к 11 числу, но числа не означили, когда послали. Я теперь остаюсь уже в сомнении, что ответ мой не поспел ко времени и, быть может, будет уже ненужный. Но все‑таки отвечаю на всякий случай.

Если Анна Дмитриевна была оглашена такой проповедью, что в миру кому бы то ни было, пусть на этот раз, скажем, девице, спастись нельзя, то я это оглашение, кем бы оно сказано ни было, и в какой бы книге написано ни было, признать за благочестное никак не могу…

Если мне, напротив, скажут, что в мире не избежишь соблазнов, я отвечу таковым: не избежишь оных и в пустыни. Если там, быть может, их встретишь и меньше, зато они бывают мучительнее. Но все‑таки борьба с соблазнами как в мире, так и в пустыне до самой нашей смерти должна быть неотступна. И если завлекут они кого там или сям в каковый омут, то при уповании на милость Божью есть надежная ладья покаяния выбраться отсюда.

Итак, по‑моему, никак нельзя отрицать спасение для всякого человека на всяком месте. Адам был в раю и согрешил перед Богом. А Лот в Содоме, грешном перед Богом городе, оставался праведным. Хотя и небесполезно искать более затишного места, но нельзя отрицать спасения и на всяком месте владычествия Господня.

И если Анна Дмитриевна только потому дала обет ехать в Томск, что признала, что здесь ей спастись нельзя, то этот обет безрассудный. И если она заблагорассудит с этим согласиться и пожелает опять остаться на прежнем жительстве, то прочитай ей молитву разрешения на ее безрассудный обет и назначь на какое‑либо время по нескольку поклонов Богородице. И Бог не взыщет с нее сего обета.

Но если она желает найти более удобную жизнь для своего спасения, то это пусть остается в ее произволении. И вы много ее свободы не стесняйте, несмотря на то, насколько бы она ни была полезна для вас. Если будете достойны, то, может, Бог приурочит и другую прислугу, не хуже…

В XVI-XVII веке иностранцы активно посещали Россию. «…Ни одна европейская страна не была столько раз и так подробно описана путешественниками из Западной Европы, как отдаленная лесная Московия», - писал Василий Ключевский.


Он утверждает, что в основе подобного живого интереса лежит не только оторванность России от центральной Европы и осознание ее инаковости: «…Изредка встречаются намеки на то, что они чувствовали в древнерусском обществе под его азиатской формой присутствие начал, родственных с теми, которыми жила Западная Европа, и среди множества явлений, неприятно поражавших европейца, умели подметить и такие, к которым после строгой оценки не могли не отнестись с сочувствием». Наряду с дипломатическими поездками европейцы завязывали с московитами торговые контакты. Так какими же представляются русские торговцы допетровского времени в записках европейцев?

Иностранных путешественников удивляли московские цены. Утки, куры, свинина и телятина после осенних забоев стоили необыкновенно дешево. Низкая стоимость продуктов объяснялась тем, что Москва была транспортным центром России. Как и в XXI веке, сюда вели торговые тракты из большинства важнейших населенных пунктов, что позволяло держать уровень цен на приемлемом для населения уровне. Англичане встретили на пути из Ярославля в Москву 700-800 повозок с замороженной рыбой. Таким твердым «даром севера» чуть ли не гвозди забивали, что порядком забавляло заморских гостей.

В инструкциях, данных в 1550-е годы агентам Московской компании, указывалось, что иностранцы должны обращать внимание на русские обычаи, нравы, особенности денежной системы и счета, изучать русские законы, исправно платить все пошлины, чтобы принимающая сторона осталась довольна. Сказочное желание обогатиться часто заслоняло все остальные мотивы: «Большинство путешественников, отправляющихся туда, это люди, устремляющие глаза свои скорее на получение выгод, чем на точное описание каких-либо мест, к тому же, если бы они даже и имели в виду последнее, то едва ли бы нашли время на это, так как торговля в России, по крайней мере в главном порту Архангельске, ведется так поспешно, что еле успевают нагрузить суда выторгованным и назначающимся для перевозки в отечество товаром».

Пути сообщения радовали зимой и вызывали негодование летом. По свежему снегу иностранцы проделывали расстояние в 500 верст за три дня. В теплое время года мешали многочисленные болота и плохие переправы. По пути из Москвы в Смоленск один иностранец насчитал 533 моста, большинство из них выглядели хлипко и шатко. На дорогах отчаянно пошаливали. Исследователи постоянно замечали на обочинах деревянные кресты. Под ними были похоронены несчастные путники, ставшие жертвами разбойников. Казаки и лихие люди часто нападали на иностранные суда в районе Волги.

Московские купцы в среде заморских гостей считались людьми хитрыми и своевольными. Александр Гваньини сообщал: «…Если они когда-нибудь ведут торговлю с иностранцами, то для поддержания большего доверия не называют себя московитами, но пришельцами, то есть новгородцами или псковичами». Жители русского северо-запада в силу давних торговых контактов с Европой считались надежными партнерами, чем не преминули воспользоваться москвичи. Обвинить русских во лжи и лукавстве стремится и Адам Олеарий: «Их смышленость и хитрость, наряду с другими поступками, особенно выделяются в куплях и продажах, так как они выдумывают всякие хитрости и лукавства, чтобы обмануть своего ближнего». Он отмечает, что попытку «надуть» иностранца здесь не трактуют как грех, а почитают за удачу. Адольф Лизек утверждал, что русский народ «…в делах торговых хитер и оборотлив, презирает все иностранное, а все свое считает превосходным».


Сигизмунд Герберштейн также отзывается о русских купцах не с самой лучшей стороны: «Иностранцам они все продают дороже, так что иная вещь стоит им самим 1 дукат, а они продают ее за 5, 10, даже за 20 дукатов, хотя случается, что и сами покупают у иностранцев, за 10 или 15 флоринов, какую-нибудь редкую вещь, которая не стоит и одного флорина. Если при сделке неосторожно обмолвиться, обещать что-нибудь, они в точности припомнят это и настойчиво будут требовать исполнения обещания, а сами очень редко исполняют, что обещают. Если они начнут клясться и божиться, знай, что здесь скрывается обман, ибо они клянутся с целью обмануть». Впрочем, иностранные торговцы вряд ли отличались кристальной честностью. В размахе торговых махинаций наши купцы и заморские гости вели своеобразное соревнование. Николай Костомаров подтверждал, что частое поминание святых угодников не делало торговлю честнее: «Божиться в торговле было нипочем, хотя божбам русских купцов никто не верил, ни из их соотечественников, ни из иностранцев, и даже замечали, что чем более русский купец божится, тем скорее обманывает». Гостям из-за границы часто подсовывали негодные подкрашенные меха. «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», - поговаривали русские купцы.

При этом русские купцы пока не могли открыто хвастаться своими сокровищами, дабы не навлечь гнев царя. Яков Рейтенфельс пишет, что они «…принуждены наслаждаться своим богатством лишь в тайниках, среди сундуков, ибо в Московии подданным можно безопасно хвастаться всем иным, кроме богатства».


В XVII веке, когда отношения с англичанами безнадежно испортились, нишу заморской торговли занимают жители Нидерландов. Исаак Масса хвастливо сообщает: «Насколько здесь прежде англичан уважали, настолько их ныне презирают; насколько они прежде держали здесь себя гордо, настолько они теперь повесили нос и сделались чрезвычайно ласковы к нам; впрочем, иначе они и не могли поступить, и если не представится какого-либо средства, то компания их рушится в этом году, так как в этом году прибыло лишь три английских корабля в Архангельск, а наших было больше тридцати, и они продали весь свой товар и возвращаются в Голландию, нагруженные русскими произведениями». Иржи Давид указывает, что в конце XVII века торговля с Нидерландами приобретает значительные обороты: «Через эту торговлю с голландцами здесь получают почти все, что есть в других странах, и притом за умеренную плату, за исключением свежих лимонов и апельсинов, которые еще довольно редки, так как из-за холода их трудно доставлять. Вино испанское, голландское, французское привозится в изобилии, так что часто употребляется даже в семьях скромного достатка». Возможно, путешественник несколько преувеличивает экспансию иностранных товаров в рядовые московские семьи, но, несомненно, в сравнении с XVI веком заморские диковинки становятся гораздо доступнее.

Торговые отношения с Западом в XVI-XVII веках были своеобразной игрой, где добродетель отнюдь не превозносилась. Но в ходе подобных контактов обе стороны узнавали друг друга на порядок глубже и ломали поверхностные стереотипы.