Курсовая работа "факторы социализации личности". Факторы социализации личности. Основные факторы социализации

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .

Факторы социализации.

Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .

Виды и этапы социализации.

Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются.

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

Оновные факторы социализации (А.В.Мудрик):

-макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

-мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

-микрофакторы , к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей. И.С.Кон утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и структуры семьи.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором, которому в зарубежной педагогике отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей.

Природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей. Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.



В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности. Французский философ К.А.Гельвеций утверждал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития и различия в психических особенностях объясняются исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными воздействиями. Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой, привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развитие осуществляется в деятельности. Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он "присваивает человеческую действительность", в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только посредством ее активной деятельности на протяжении всего жизненного пути (В.А.Сластенин).

Агенты, институты и виды социализации

Социализации не может проходить без чьей-то посторонней помощи, так как и ребенок, и взрослый человек нуждаются в помощи.

Помощники - это люди и учреждения, т.е. агенты социализации (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей).

Так как социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, агенты социализации делятся на первичные и вторичные (А.И.Кравченко).

Агенты первичной социализации - ближайшее окружение человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то он будет агентом вторичной социализации. Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг).

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки (Ж.Пиаже). Общество и группа передают личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. (Г.М.Андреева)

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я" (Э.Берне). Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой (И.С.Кон).

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (У.Бронфенбреннер).

На трудовой стадии важнейшим из них институтов социализации является трудовой коллектив Причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт "десоциализации" в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д.- это лишь некоторые проблемы взаимоотношений личности и коллектива. Идея признания коллектива референтной группой наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

На послетрудовой стадии социализации, институтами социализации выступают различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

В общем и целом следует признать, что для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (А.В.Мудрик).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В каких процессах и явлениях проявляется сущность социализации?

2. Опишите человека как субъекта и объекта социализации.

3. В чем заключаются задачи социализации?

4. Раскройте содержание механизмов социализации.

5. Назовите общепринятые средства социализации.

6. Охарактеризуйте факторы социализации.

7. Укажите особенности видов социализации.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002.

Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970.

Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. М., 1991.

Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова/. - М., 2010.

Выготский Л. С. Социализация: развитие высших психических функций.М., 1960.

Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971

Кон И.С. Ребенок и Общество. М., 1988.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Яковлев Ю. Ваши права, дети. М., 1992.

Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;

Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968.

Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.

Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.

Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.

Кон И. С. Социология личности. М., 1967.Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. - Мн.: НИО, 2003.

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педвузов /под ред. В.А.

Сластенина. М., 2003.

Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.

Социализация как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социально-психологические аспекты социализации. Этапы социализации. Факторы социализации, механизм социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Гендерные аспекты социализации.

С первых дней своего существова­ния человек окружен другими людьми. С самого начала жиз­ни он включен в социальное взаимодействие. В процессе вза­имоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация личности - это двусторонний процесс усво­ения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроиз­водства и наращивания систем социальных связей и отноше­ний, в которых он развивается, - с другой.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овла­девает им, но и активно преобразует его в собственные ценно­сти, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружа­ющий ее социальный мир и себя саму.

Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные:

а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;

б) культура труда производственной и других видов дея­тельности.

В таком случае становление и развитие личности как про­цесс овладения индивидом социальным опытом и его приум­ножения в своем развитии может быть представлен двумя ус­ловными этапами .

Первый состоит в формировании и закреплении основных со­циальных и психологических ценностей человека: трудовых, нрав­ственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности .

Кроме того, осуществляется и процесс овладения челове­ком той или иной профессией, специальностью. Это этап про­фессиональной социализации личности . Оба этапа взаимосвяза­ны и дополняют друг друга.

Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индиви­дуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социали­зации человек обретает свою индивидуальность, но чаще все­го сложным и противоречивым образом .

Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-раз­ному переживаются различными личностями. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Следовательно, социальный опыт, который вы­носится разными людьми из объективно одинаковых соци­альных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализа­ции личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.



Социализация личности осуществляется в процессе адап­тации к окружающей среде и к социальным отношениям.

Различают два вида адаптации : биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности - приспособление организма к устойчивым и меняющимся ус­ловиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажно­сти, освещению и др. внешним физическим условиям и воз­действиям), а также к изменениям и в самом себе. Характер­ным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные сред­ства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются спо­собности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Психологическая адаптация представляет собой процесс при­ближения внутреннего мира личности к социальным и соци­ально-психологическим требованиям среды, условиям и содер­жанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармони­зация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений.

Поскольку обычно выделяют две наиболее широкие сфе­ры жизнедеятельности человека, то и в его психологическойадаптации присутствует социальная и экологическая составля­ющие.

Социальная адаптация - это процесс вхождения личнос­ти в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею со­циальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.

Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:

Социально-психологической сфере жизнедеятельности личности - системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею раз­личных социально-психологических ролей, поэтому различа­ют социально-психологическую адаптацию личности;

Сфере профессиональных, учебно-познавательных и дру­гих деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной адаптации личности.

В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию . Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Ха­рактер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой при­обретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и не­сколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направле­ниях - становление человека как личности и становление че­ловека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Социально-психологическая адаптация личности - это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) - положение личности в системе межличностных отношений, определяю­щее его права, обязанности и привилегии.

В процессе социально-психологической адаптации лич­ность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере осуществления такой адаптации повышается адаптированность лич­ности. При полной адаптированности достигается адекват­ность психической деятельности человека заданным услови­ям среды и ее деятельности в тех или иных обстоятельствах.

Адаптированность личности может быть:

Внутренней, проявляющейся в форме перестройки ее функциональных структур и систем личности при определен­ной трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личнос­ти видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит полная, генерализованная адаптация личности;

Внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. В результате имеет ме­сто так называемая инструментальная адаптация личности;

Смешанной, при которой личность частично перестраи­вается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, в то же время частично адаптируясь инструментально, поведенчески сохраняя и свое «я», и свою самостоятельность.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов :

1) прогрессивной , которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации ко­торой достигается единство, с одной стороны, интересов, це­лей личности, и групп общества в целом - с другой;

2) регрессивной, которая появляется как формальная адап­тация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии лично­стью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои твор­ческие способности, испытать чувство собственного достоинства.

Только прогрессивная адаптация может способствовать подлин­ной социализации личности, тогда как длительная приверженность к конформистской стратегии ведет к формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адап­тивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов.

Социализация и психологическая адаптация - процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация личности - это процесс форми­рования и становления личности через овладение ею соци­альным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализа­ции личности.

Однако не всякий процесс адаптации ведет к социализации личности, например ее конформное поведение. Вместе с тем полная внутренняя психологическая адаптация личности мо­жет оказаться тождественной процессу ее социализации.

Другим механизмом социализации личности выступает воспитание - управляемый и целенаправленный процесс социализации, в ходе которого в сознании личности закреп­ляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существу­ющие в обществе.

В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в две большие группы:

1) социальны е, отражающие социально-культурный аспект со­циализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики;

2) индивидуально-личностные , в значительной мере опреде­ляемые этапом жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, эконо­мические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологичес­кую обстановку, возникновение экстремальных и других соци­альных обстоятельств.

Макрофакторы - это социальные и природные детерми­нанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Страна, государство (в обыденном понимании сино­нимы) - понятия, принятые для выделения людей, проживаю­щих в определенных территориально-административных гра­ницах и объединенных между собой в силу исторических, со­циально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет

важнейшие особенности социализации населения, особенно мо­лодежи.

Культура - система духовных форм обеспечения жиз­недеятельности и социализации людей. Она охватывает все сто­роны жизни человека - биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления, нужды в чем-либо), про­изводственную (создание средств материального жизнеобеспече­ния - орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы - это детерминанты социализации личнос­ти, обусловленные ее проживанием в составе общностей сред­ней величины.

Этнос (нация) - исторически сложившаяся на опреде­ленной территории устойчивая совокупность людей, облада­ющая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосоз­нанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во мно­гом определяет специфику социализации личности.

Региональные условия - условия, характерные для соци­ализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (еди­ную социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

Тип поселения - село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации проживающих в них людей.

Средства массовой коммуникации - технические сред­ства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (зна­ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы - это детерминанты социализации лично­сти, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организа­ции или учебном заведении).

Особое значение в социализации личности имеет истори­ческое развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития чело­веческого общества предъявляет и определенные требования к личности. Некоторые ученые утверждают, что не оригиналь­ность, не отличие от других, но, напротив, максимально дея­тельное включение в группу, корпорацию, в богоустановленный порядок - такова была общественная доблесть, требовавшая­ся от индивида, в средние века. Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в рамках коллектива.

Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретные личности. В стабильные периоды развития общества согласно исследованию амери­канского ученого, дети до семи лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать на­казания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний. К 13 годам и до окончания школы у большей ча­сти детей преобладает групповой уровень идентичности, ког­да реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уро­вень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который соответствует одновременной выраженно­сти индивидуально-личностных и общечеловеческих характе­ристик направленности личности (Сухов А.Н., 1995).

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т.е. отчуждением лю­дей друг от друга. В принципиально иной ситуации оказывают­ся три возрастные группы: 1)дети до подросткового возраста включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные, наиболее развитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Сказанное не означает, что подавляющее большинство лю­дей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям. Однако их соци­ализация проходит: 1) либо через переживание глубокого лич­ностного кризиса; 2) либо достаточно легко, если в стабиль­ные периоды развития общества такой человек был среди со­циальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности ока­зались востребованными.

Формы и механизмы социализации личности. Личность не мо­жет сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт.

Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более - пожилых людей. При этом она носит индиви­дуальный характер и связана с определенными циклами в об­ласти физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.

Сложилась традиция, согласно которой в структуре социа­лизации принято выделять:

2) широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность.

Содержание со­циализации определяется, с одной стороны, всей совокупно­стью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой - отно­шением индивида к этому. Причем данные отношения зави­сят не только от особенностей самой личности, но и от соци­альной ситуации, в которой она оказалась: материальных ус­ловий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм, при­дется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Широта же социализации также зависит от множества факторов и в ходе нее отражает границы совершенствования личности.

1 Наиболее ярко, по мнению многих исследователей, содержание социа­лизации проявляется в особенностях национальной психологии: интеллек­туально-познавательном, эмоционально-волевом и коммуникативно-пове­денческом своеобразии людей как представителей конкретной этнической общности. Цивилизация выигрывает от национально-психологических раз­личий. С другой стороны, современная тенденция мирового развития - ин­теграция человечества в различные отношения. Большую роль в этом играет процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобще­ние к мировым общественным институтам, к национальным и культурным ценностям различных народов, в осмыслении их своеобразия и необходимо­сти совместных усилий для общего развития.

Традиционный механизм социализации представляет собой ус­воение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседско­го, приятельского, профессионального). Это усвоение происхо­дит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечат-ления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в про­цессе взаимодействия человека с институтами общества, с раз­личными организациями, как специально созданными для со­циализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производ­ственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или со­циальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический меха­низм межличностного переноса благодаря эмпатии и иденти­фикации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, при­нимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значи­мым лицам и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помо­щью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов социализации созданы эффективные приемы воз­действия на массовое сознание, как прогрессивные - воспи­тание, убеждение, психотерапия и психокоррекция, так и регрессивные - манипулирование или, иначе говоря, «модифи­кация» поведения людей. К последним относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, рас­пространение слухов и мифов, «промывание мозгов», «обол-ванивание», осуществляемые в целях обеспечения лояльнос­ти, формирования типичной личности, удобной правящему меньшинству. Кроме того, в условиях тоталитаризма социали­зация обеспечивается также с помощью глобальной слежки за людьми, психологического воздействия, внушения или стра­ха наказания за отклонение от принятых стандартов, остракиз­ма за инакомыслие, психического насилия, включая и исполь­зование психотронного оружия.

При этом следует иметь в виду, что социализация - не пассив­ный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обус­ловливающие избирательность личности как объекта социализации.

Страница 22 из 23

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами социализации . Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая группа - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Это влияние стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.

Вторая группа - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Страна - феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Природно-климатические условия тех или иных стран влияют на хозяйственное развитие, рождаемость и плотность населения, уровень жизни, состояние здоровья жителей, наконец – на становление их этнических особенностей.

Менталитет этноса во многом определяет: отношение его представителей к труду; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, сдержанности и т.д. Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания. Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть?

В обществе социализация происходит посредством включения человека в его полоролевую, возрастную, профессиональную структуры; включения в экономическую жизнь; влияния общественной идеологии. Общество создает и специальные институты для относительно социально контролируемой социализации человека. Прежде всего это институт воспитания. Воспитание как социальный институт представляет собой развивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации. Воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное. В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т.е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании. В то же время в социальном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль.

Государство можно рассматривать как фактор социализации постольку, поскольку характерная для него политика создает определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан. Оно определяет возрасты: начала обязательного обучения и его продолжительность, совершеннолетия, вступления в брак, права вождения автомобилей, призыв на службу в армию, начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и, порой, финансирует развитие этнических и религиозных культур.

Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием. Оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания (определяет задачи воспитания и стратегии их решения, разрабатывает законодательства и выделяет ресурсы, поддерживает воспитательные инициативы) и формирует государственную систему воспитания (совокупность государственных воспитательных организаций), включающую в себя три уровня - федеральный, региональный и муниципальный.

Третья группа - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Средства массовой коммуникации (СМК) в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния. Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, СМК фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения.

СМК (печать, кино, телевидение, интернет) все чаще используются и в процессе социально контролируемой социализации.

Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде аспектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее носителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

Субкультурное влияние проявляется через следование моде, использование жаргона, что оказывает “прямо организующее влияние на речь, стиль, построение образов у носителей субкультуры” (М.Бахтин). Субкультурное влияние на социализацию подростков идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. Музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь.

Осуществляя социальное воспитание, педагоги должны, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры. Знать это необходимо для того, чтобы, организуя жизнедеятельность воспитательных организаций, принимать в расчет позитивные и негативные особенности субкультур.

Особую роль в социализации играет тип поселения . В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесны, все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения. Сегодня для сельской атмосферы характерно, к сожалению, отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм. Причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, “лихое воровство” и “угрюмую бережливость и даже скряжничество”, “тотальное двоедушие” (В.Г.Виноградский). Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская.

Для города характерен слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных связей и анонимности. Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асоциальных и антисоциальных явлений предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив.

Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромным количеством людей. Ребенок силой своей фантазии невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, что позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Это может культивировать интерес к чужой жизни как к возможному варианту или антиварианту своей.

Город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп общения. В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп. В условиях города ребята получают также и возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, то есть, соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им. Все это создает возможности для их значительной личной автономии от групп и коллективов.

Для города характерно многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций. Юный горожанин не только видит и знает различные стили жизни, но и имеет возможность “примерять” их на себя. Фактически он может одновременно участвовать как бы в нескольких “социальных мирах”. В каждом из них складывается свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения. Все это значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и необязательно в позитивном направлении.

В целом роль города в социализации определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Поселок – это специфический для России тип поселения. Поселок – абсолютно или относительно территориально-ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни, б) не укорененных в городском образе жизни.

Нормы жизни в поселке имеют свои особенности. Здесь еще бльшая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека и одновременно довольно жесткая обособленность каждого, не считающего нужным “озираться” на мнения окружающих, если речь идет о собственном благополучии. В то же время жизнь каждого настолько зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически невозможно. Поэтому молодежь здесь мало рефлексивна, мало склонна к эмоционально глубоким дружеским отношениям. Главное для подростков – раствориться в “стае”, найти свою “заводь”. Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения – как правило, прагматичный, сугубо событийный, информационно бедный.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между традиционным бытием, свойственным селу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и урбанистических норм, не похожий ни на те, ни на другие.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Как первичную территорию социализации человека можно рассматривать семью и домашний очаг (им будет посвящен особый раздел). Чисто “географически” следующей за ними территорией социализации можно рассматривать ближайшее окружение и группы сверстников . В группу сверстников могут входить ребята, объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других какими-либо признаками обособления, т.е. обладающие чувством “Мы”.

Каковы же функции групп сверстников? Во-первых, группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

Во-вторых, в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

В-третьих, группа помогает своим членам достичь автономии от других. Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничивая возможности присоединения к группе другим ребятам и подчеркивая непохожесть своей компании на другие (свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения).

В-четвертых, группа сверстников создает условия, стимулирует или тормозит решение детьми возрастных задач – развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

В-пятых, группа представляет собой специфическую социальную организацию, которая воспринимается ее членами как “экологическая ниша”. Здесь не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой. Само наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и своих силах.

Педагогам необходимо знать основные характеристики группы сверстников. Ведь социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях, которые как раз и состоят из формализованных групп сверстников – класса в школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка или секции. Эффективно работать с этими коллективами можно, только учитывая и используя свойственные группе характеристики.

Кроме того, в каждом коллективе образуются неформальные приятельские и дружеские группы. Знать их, учитывать их особенности (состав, лидеров, направленность) педагогам важно для того, чтобы использовать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность коллектива и воспитательной организации, а также влиять на положение воспитанников в системе межличностных отношений коллектива.

Эффективное социальное воспитание возможно также лишь в том случае, если педагоги имеют представление и о тех группах, в которые входят их воспитанники за пределами воспитательной организации. Если речь идет об асоциальных и антисоциальных группах, то перед педагогом встает задача помочь своему воспитаннику выйти из подобной группы, найти позитивную группу приятелей или друзей.

Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В процессе религиозного воспитания индивидам и группам целенаправленно внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения.

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины); педагогами конфессиональных учебных заведений; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; СМК, находящимися под контролем религиозных организаций и т.д.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции, клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Воспитательные организации - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по следующим ряду относительно автономных параметров:

1) по принципу вхождения человека в воспитательную организацию: обязательные (школы), добровольные (клубы, детские объединения), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, психическими и иными аномалиями);

2) по юридическому статусу: государственные, общественные, коммерческие, конфессиональные, частные;

3) по ведомственной принадлежности: организации Министерства образования, других министерств (здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты и т.д.), профсоюзов, спортивных союзов;

4) по уровню подчиненности: федеральные, региональные, муниципальные;

5) по степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения);

6) по ведущей функции: образовательные, просветительские, развивающие, общественно ориентированные;

7) по длительности функционирования: постоянные и временные (например, функционирующие во время каникул).

8) по половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов. В относительно социально контролируемой социализации воспитательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.

Микросоциум обладает рядом характеристик: пространственными (где он располагается); архитектурно-планировочными (особенности застройки микрорайона); функциональными (наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп); демографическими (состав его жителей: их этническая принадлежность, социально-профессиональный состав, особенности половозрастного состава; состав семей); культурно-рекреационными (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек, местных средств массовой информации). Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.

В микросоциуме может быть создано воспитательное пространство. Однако оно не возникает спонтанно, а является следствием специальной организаторской работы по его проектированию и “выращиванию”, которую могут осуществлять органы самоуправления, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.

Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных СМК, специалистов различного профиля (социальные педагоги и работники, психологи, медики и др.). Все эти компоненты дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социальном функционировании и в личностном развитии членов микросоциума.

Наиболее реальным создание воспитательного пространства становится в том случае, если в микросоциуме существует определенный орган - социально-педагогическая служба, которая имеет свой бюджет, штатных работников различного профиля и создает при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправленной, планомерной и системной. Они включают в себя:

· диагностику ситуации в микросоциуме;

· интеграцию воспитательных возможностей микросоциума;

· создание и развитие культурно-досуговой инфраструктуры;

· стимулирование, поддержку и развитие инициатив по созданию самодеятельных организаций;

· оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;

· психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации;

· работу с социально-ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическую и медицинскую помощь проблемным, неполным семьям;

· профилактику и помощь в преодолении конфликтов в микросоциуме;

· профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;

· социально-психологическую реабилитацию социально-ущербных жителей, а также отбывших наказание.

В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юноши взаимодействуют с микрофакторами стихийной социализации: семьей, соседями, группами сверстников, микросоциумом. Но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.

В науке есть разные подходы к выделению факторов социализации и к их классификации.

Все факторы социализации условно можно объединить в две группы. Первая -- макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая -- микрофакторы, в которых происходит социализация больших или меньших групп людей, выделяемых по различным признакам. Это те институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, общество сверстников).

МАКРОФАКТОРЫ

Рассмотреть макрофакторы социализации важно, как минимум, по трем причинам.

Во-первых, потому что они играют вполне реальную роль в становлении подрастающих поколений. Именно они определяют то, что “дитя человеческое” в разных уголках земного шара -- в Европе и на Новой Гвинее, в Мехико и в чукотском стойбище -- растет и развивается по некоторым общим законам.

Во-вторых, потому что их характеристика может стать еще одним, пусть крохотным, шагом в преодолении изоляционистского сознания, свойственного нашему обществу а также сделать еще один прорыв в идеологии педоцентризма, убежденности во всемогуществе воспитания, что свойственно, но побоимся сказать, большинству людей.

В-третьих, их характеристики сегодня необходимо брать в расчет, разрабатывая научно обоснованные программы социализации подрастающих поколений в целом, конкретные целевые установки в сфере воспитания, а также его содержание, в частности.

Космос, планета, мир. Одним из самых существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные факторы -- мир, планета, космос.

Наша планета значительно “уменьшилась”, что явилось следствием развития транспорта и средств коммуникации. Это делает ее фактором социализации конкретного человека не только благодаря тому, что наши современники много путешествуют, что большие потоки людей мигрируют из страны в страну, с континента на континент. Главное то, что средства коммуникации позволили большим массам людей “не сходя с места” видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым “раздвинулись” границы действительности, которую может познать человек.

Естественно, что следствием этого явились изменения в его восприятии жизни. Планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными, существенно обогащают потенциальные возможности человека, расширяют его социально-культурные представления.

Социализация подрастающих поколений сегодня происходит и под влиянием тех мировых, планетарных процессов, которые набрали силу относительно недавно, -- экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на нашей планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и следовательно, в одних его частях больше, в других -- меньше). Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления, непосредственно определяют условия жизни людей с младенчества и до старости.

Воздействуют эти процессы и непосредственно на подрастающие поколения, на их сознание и поведение, на отношение к действительности. Атомная угроза сыграла далеко не последнюю роль в том, что значительная часть подростков и юношей стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни “здесь и теперь” (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы.

Роль макрофакторов социализации, о которых идет речь, необходимо иметь в виду, определяя цели и содержание воспитания. В течение ряда десятилетий они учитывались только в негативном аспекте. Утверждалось, что экологические, ядерные и другие планетарные проблемы нас не затрагивают. В результате складывалась, в первую очередь у подрастающего поколений, психология жителей осажденной крепости. Формировались изоляционистское, оборонное сознание и ксенофобия, которая удивительным образом сочеталась с государственным и бытовым сервилизмом по отношению к тем же иностранцам.

Совершенно очевидно, что сегодня, когда произошли кардинальные и стремительные изменения во внутренней и внешней политике страны, необходимо включать в педагогическое целеполагание формирование и развитие у детей, подростков, юношей планетарного сознания, отношения к нашей планете как к общему дому. Содержательная сторона такого сознания определяется человеческими ценностями.

А теперь о космосе. Он, безусловно, должен рассматриваться как макрофактор, оказывающий наиболее глобальное и практически не изученное влияние на социализацию человеческого индивида.

Огромная популярность астрологов, экстрасенсов, колдунов, ясновидящих и прорицателей, распространение гороскопов и иных предсказаний, конечно, не случайны. Представляется вполне вероятным, что постепенно непонятные нам зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических сил и обстоятельств могут стать вполне реальными факторами целенаправленного воспитания личности, одной из основ индивидуального подхода к человеку.

Страна. В повседневной жизни понятия “страна” и “государство” обычно употребляются как синонимы. Но на самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых играет роль в процессе социализации подрастающих поколений.

Страна -- понятие главным образом географическое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (то есть быть колонией или подопечной территорией).

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, распространение тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей, некоторые болезни. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Геофизические условия принуждают людей к преодолению объективно существующих трудностей или облегчают их труд и хозяйственное развитие. Имеет значение и то, располагает ли страна хорошими почвами, естественными дорогами, запасами сырья. Конечно же, роль этих обстоятельств не фатальна, особенно в наше время. например, расположенная в пустыне Саудовская Аравия стала экспортером пшеницы, а наша страна, обладающая крупнейшими на планете черноземными землями, -- ее импортером.

Таким образом, нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географической средой, природно-климатическими условиями и социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более -- социализацией подрастающих поколений. Природно-географические условия -- всего лишь своеобразные “рамки” процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. Но в целом страна -- очень существенный макрофактор социализации, ибо последняя протекает в контексте той культуры, которая складывалась здесь веками.

Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет совокупность различающихся между собой территорий -- регионов.

Регионы страны в большей или меньшей степени отличаются друг от друга не только природно-климатическими условиями, но и особенностями экономики, мерой урбанизированности, а главное для нас - культурными особенностями. Нередко специфична речь жителей -- от использования отдельных особых слов и выражений и незначительных особых слов и выражений и незначительных нюансов в выговоре до диалекта, существенно отличающегося от основного языка. Различаются обычаи, традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера жилищ. Естественно, что все это накладывает свой отпечаток на социализацию детей, подростков, юношей в каждом регионе.

Общество -- понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, классы, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. То есть общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией, культурой, организм, который обладает определенными способами регуляции жизнедеятельности людей.

В зависимости от исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития в обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности. они, с одной стороны, определяют содержание, формы, стиль социализации подрастающих поколений, а с другой -- являются ее результатом.

Государство -- понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд), осуществляющих управление обществом, является звеном политической системы общества, обладающим властными функциями.

В качестве фактора социализации государство можно рассматривать как минимум в двух аспектах.

С одной стороны, оно является таковым постольку, поскольку политика, идеология, социальная практика, для него характерные, создают для граждан определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети, подростки, юноши, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так -- в еще большей мере -- и реализуемые в социальной практике. Как известно, декларируемые и реально действующие нормы полностью никогда не совпадают, а в определенные периоды могут быть даже противоположными.

С другой стороны, государство осуществляет более или менее эффективную целенаправленную социализацию подрастающих поколений, создавая для этого систему воспитательных институтов. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная еще с середины XIX века. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало человека в соответствии с социальным заказом, определяемым общественным и государственным строем, государство провозглашает задачи системы воспитания, содержание этой работы, создает и упрочивает материальную базу, ищет оптимальные формы управления различными институтами воспитания, подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д.

И общий характер условий социализации, складывающихся в государстве, и его политика в сфере воспитания определяются государственным строем.

Страна, общество. государство как факторы социализации подрастающих поколений очень мало изучены. Многие аспекты этого влияния сегодня вообще не очень-то поддаются научному познанию. Их глубинное влияние, очевидно, не только определяется обстоятельствами сегодняшнего дня, но уходят своими корнями в толщу истории и пока может “схватываться” лишь на уровне художественного познания.