Метод конституционно-правового регулирования. Предмет и методы конституционного регулирования 2 методы регулирования в российском конституционном праве

Под предметом правового регулирования понимается совокупность однородных отношений в определенной отрасли общественной жизни, которые регулируются конкретными нормами права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулируется нормами права. В этом смысле следует признать статутное (или статусное) право .

Соответственно, предмет конституционно-правового регулирования есть совокупность приемов и средств воздействия конституционного права на властеотношения.

Конституционное регулирование реализуется следующими методами.

Метод правового регулирования - это способы воздействия норм отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Метод непосредственно определяется предметом правового регулирования.

Метод координации в конституционном праве предполагает следующее:

1. субъекты федерации осуществляют свои права за исключением предметов ведения федеральных органов;

2. субъекты разрешают территориальные проблемы;

3. субъекты участвуют в формировании федеральных органов.

Таким образом, метод координации как бы подтверждает существование в литературе понятия «кооперативный федерализм» (то есть объединение федеральных и республиканских органов как партнеров в осуществлении общей функции государства) и «двойной федерализм» (то есть создание федеральных и республиканских независимых систем суверенитета, пользующихся верховной властью на своей территории). Метод координации свойствен нормам государственного права, которые определяют порядок взаимоотношений между субъектами федерации, членами СНГ, участниками международного права.

Директивный (императивный) метод - метод властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы. Например, норма ст. 116 Конституции РФ гласит: «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия».

В свою очередь, императивный метод подразделяется на следующие способы воздействия:

  • Дозволение (метод, отражающий равенство сторон): «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).
  • Запрещение (запрещение недозволенных действий): «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).
  • Обязывание (метод властного связывания): «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ).

Отрасли права используют методы правового воздействия в различном сочетании в зависимости от характера общественных отношений.



Так, применительно к конституционному праву методы обязывания и запрещения в совокупности образуют метод субординации . Возлагая на орган власти определенный круг обязанностей, законодатель во всех случаях устанавливает пределы осуществления им этих действий. Данное ограничение устанавливается, как правило, в интересах защиты прав, свобод и законных интересов граждан и иных физических лиц.

Диспозитивный метод - предоставление субъектам возможности выбора в рамках закона. Например, в ч. 1 ст. 117 Конституции РФ установлено, что «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

Учредительный метод использует специфические способы и средства правового воздействия - общее установление и конституционное закрепление. Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции РФ, конституционных федеральных законах или в федеральных законах. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции и др. Конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в общих конституционных отношениях. К примеру, ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Общее установление выступает в форме конституционного закрепления.

Конституционное право, применяя названные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

Сочетание вышеуказанных методов в конституционном праве объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых , конституционные отношения - всегда публично-политические отношения, их регулирование осуществляется от имени государства и посредством актов государственно-властного характера.

Во-вторых , в конституционном регулировании сочетаются методы общего нормирования для всех отраслей права и частного политического регулирования общественных отношений.

В-третьих , конституционное регулирование определяет статус субъектов правовых отношений.

В-четвертых , конституционное регулирование базируется на конституции и федеральных законах.

В-пятых , конституционное регулирование определяет порядок (процедуру) осуществления субъектом конституционного правоотношения своих полномочий на основе материальных полномочий субъектов, например, рассмотрению Государственной Думой проекта государственного бюджета предшествует его подготовка Министерством финансов и Правительством РФ.

В-шестых , в конституционном регулировании используются дозволения, предписания и запреты, которые сформулированы в единых правилах.

В-седьмых , в конституционном регулировании устанавливается конституционно-правовая ответственность для субъектов общественных отношений. Например, при нарушении порядка предвыборной агитации отменяется регистрация депутатов.

22. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность , то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию , то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям , которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.

Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Метод выступает дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права и представляет собой совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. Если предмет любой отрасли сугубо индивидуален, то один и тот же метод может иметь отношение к нескольким отраслям права. Например, метод волевого воздействия (императивный) характерен как для конституционного, так и для административного, уголовного, земельного права.

Под методами конституционно-правового регулирования следует понимать совокупность приёмов и средств воздействия конституционно-правовых норм на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Приёмы и средства как проявление методов регулирования охватывают :

выбор субъекта , регулирующего общественные отношения;

пределы охвата общественных отношений при их нормативно-правовом регулировании;

учёт специфики различных групп общественных отношений при их регламентации;

использование различных по форме нормативных правовых актов в процессе регулирования;

сочетание разных групп предписаний в воздействии на общественные отношения;

выбор языка (стиля) оформления предписаний.

В пособии белорусских авторов В. А. Кодавбовича и В. А. Круглова под методами конституционного права понимаются «особые приёмы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм» .

Вопрос о методах в правовой науке один из самых дискуссионных. И теоретики права, и представители отраслевых наук много написали по данному поводу (А. М. Витченко, А. А. Дёмин, В. Д. Ломовский, С. П. Маврин, А. И. Процевский, В. Д. Сорокин, В. Ф. Яковлев и др.), но суть проблемы мало прояснилась. Не обсуждая все аспекты проблемы в учебном пособии, лишь обозначим исходные моменты, на которые следует обратить внимание .



Одни авторы пишут о едином правовом методе, общем для всего права, который может лишь иметь специфику проявления в той или иной отрасли. Другие говорят о наличии нескольких (многих) правовых методов, причём одни проявляются – и по-своему – в соответствующей отрасли права, другие в той же отрасли права могут вообще не проявляться. Разновидностью второго подхода можно считать утверждения о наличии в каждой отрасли своих методов, в чём-то сходных с аналогичными методами в иных отраслях, в чём-то – своих, специфических.

При характеристике методов правового регулирования следует чётко представлять их связь с предметом правового регулирования, поскольку от этого зависит правильный выбор приёмов и средств воздействия на соответствующие общественные отношения. Образно выражаясь, С. А. Авакьян отмечает, что «можно достичь их идеального сочетания, а можно допустить ошибки и переносы при выборе приёмов и средств регулирования, и это навредит самим общественным отношениям, станет тормозом в их развитии» . Однако методы не могут встать вровень с предметом регулирования, поскольку именно последний является определяющей характеристикой той или иной отрасли. Как уже говорилось, большинство (если не все) отраслей права используют одни и те же методы, только со своей спецификой.

Как и любая другая отрасль права, конституционное право основано на трех основных методах регулирования:

· запрете (ч. 2 ст. 23 Конституции Республики Беларусь)

· предписании (ст. 56 Конституции Республики Беларусь)

· дозволении (ст. 30 Конституции Республики Беларусь).

Принципиально иначе проблема методов регулирования представлена в работе Т. Я. Хабриевой и В. Е. Чиркина . По мнению авторов, «конкретные методы конституционного регулирования связаны главным образом с действием норм-правил. Нередко говорят о двух главных методах правового регулирования: убеждении и принуждении или о двух других, тоже главных, методах: экономическом (создание экономически благоприятных условий) и административном (директивный, приказной метод). Можно, однако, классифицировать методы конституционного регулирования более детально. К числу таких методов относятся стимулирование, дозволение, охрана, обязывание, требование, запрещение, возложение ответственности, санкции, в том числе неблагоприятные» . Своеобразную «масштабность» в понимании методов у указанных учёных можно объяснить тем, что ими отмечены не только конституционно-правовые, но и многие иные (неправовые по своей сути) методы воздействия на общественные отношения.

Отметим, что в целом конституционно-правовое регулирование общественных отношений основывается на властно-императивных началах, поскольку субъектом конкретного правоотношения чаще всего выступает субъект государственной власти, наделенный юридически властными полномочиями. Он выступает от имени государства и выражает публичный интерес.

Однако в конституционном праве находится место и диспозитивному методу регулирования. Он обнаруживается, в частности, в том, что в конституционном судопроизводстве стороны и их представители обладают равными процессуальными правами. В то же время диспозитивность прямо не выделена в перечне принципов конституционного судопроизводства, зафиксированных в Законе «О Конституционном Суде Республики Беларусь» , она проявляется посредством закрепления отдельных элементов данного принципа в нормах Закона (более подробно по данному вопросу см. Ж. И. Овсепян , С. Э. Несмеянову ).

Проблема особенностей проявления методов регулирования общественных отношений в конституционном праве наиболее полно представлена в работе С. А. Авакьяна . Мы обратим внимание на следующие моменты.

1. Поскольку конституционно-правовые отношения – всегда публично-политические, их регулирование осуществляется от имени государства и посредством актов государственно-властного характера. Этим конституционное право принципиально отличается от отраслей частного права (гражданское, брачно-семейное), где основным является договорное регулирование.

В своё время немецкий философ Ф.-Г.-В. Гегель отмечал: «Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности» .

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь не применяется договорной метод регулирования конституционных отношений, в то время как в Российской Федерации этот метод имеет место, например – при заключении договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов (впрочем, и договоры между субъектами публично-правовых отношений заключаются в рамках, указанных конституцией или законом; они не заменяют регулирование, осуществляемое этими актами, а являются дополнением к нему).

2. Спецификой конституционно-правового регулирования является сочетание методов общего нормирования (общих установлений) для одних и подробного регулирования для других политических общественных отношений.

Как говорилось выше, одна из задач конституционного права – установить общие основы существования и развития всех политических отношений. Естественно, что решение данной задачи возможно именно методом общего нормирования, т. е. принятием актов основополагающего характера. Но метод общих установлений вызывает далее метод детального регулирования – в одних случаях отраслевой, в других – конституционно-правовой.

3. Конституционно-правовое регулирование общественных отношений опирается на широкое использование метода установления статусов.

Действительно, нормы конституционного права закрепляют статусы как соответствующих органов, так и институтов (например, статусный (статутный) характер имеет специальный акт о Президенте, а также закон о гражданстве и т. д.). Не случайно в западной науке конституционное право рассматривают в качестве органического права, поскольку оно закрепляет статусы органов государства. В Республике Беларусь категория «органического закона» не нашла нормативного подтверждения.

4. Спецификой методов конституционно-правового регулирования является использование актов очень значимой юридической силы – конституции, закона.

Во многом это объясняется тем обстоятельством, что политические отношения являются важнейшей частью общественных отношений, и их закрепление в нормах основополагающих актов способствует упрочнению отношений и их длительному существованию.

Обратим внимание, что в конституционном праве Беларуси с 2000г. стала использоваться кодификация как способ организации нормативного материала (Избирательный кодекс ; Кодекс о судоустройстве и статусе судей ; рассматривается вопрос о принятии Кодекса о местном управлении и самоуправлении). Это обусловлено тем, что наиболее важные отношения следует выделять из общей массы (поскольку они обуславливают все иные отношения) и регулировать их актами более высокой юридической силы.

5. Конституционно-правовое регулирование строится на методе единства материального и процессуального начал.

Конечно, всё зависит от видов конституционных правоотношений, когда материального и процессуального будет соответственно больше или меньше. Например, при установлении конституционных общих основ политических отношений гораздо больше материальных и очень мало процессуальных норм. Иное дело, когда речь идёт о деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, где большинство норм имеют процессуальную природу. К слову, формирование самостоятельной отрасли конституционного процессуального права находится в Республике Беларусь лишь на самом начальном этапе, что во многом связывается с принятием Закона «О конституционном судопроизводстве».

6. В конституционном праве используются и переплетаются все три общеизвестные группы нормативных предписаний – дозволения, предписания и запреты.

Специфика заключается в том, что в конституционном праве зачастую эти приёмы выглядят в виде формулирования единых правил определённого поведения, содержащих все названные три начала, т. е. дозволение поведения есть и его предписание, а запрет выглядит как формально императивное правило («запрещено…»), как невозможность иного поведения. Очевидно, что в этой отрасли всегда налицо общерегулятивное воздействие, когда в одной норме – независимо от её конкретного предназначения – могут выражаться разные грани воздействия на действительность.

7. В конституционно-правовом регулировании проявляется и метод установления конституционно-правовой ответственности и санкций конституционного права для субъектов данных общественных отношений, который вместе с тем имеет ряд особенностей.

Поэтому следует считать ошибочным суждение о том, что спецификой метода конституционного права является отсутствие собственного вида ответственности и своих санкций, что предполагает обращение к мерам ответственности других отраслей права, когда надо обеспечить действие норм отрасли конституционного права. Современные авторы признают существование конституционно-правовой ответственности и ряда специальных санкций, предусмотренных именно в конституционном праве (отмена неконституционного нормативного правового акта, роспуск палат Парламента, отзыв депутата, отказ в доверии Правительству и др.).

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности"). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации");

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер. Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

При формировании любой отрасли права важное значение ученые придавали вопросу о наличии собственного метода правового регулирования.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на определенную группу общественных отношений с целью приведения их в необходимое состояние в соответствии с содержанием применяемой правовой нормы.

В качестве исходных, первичных методов в праве выделяют два: императивный (субординации) и диспозитивный (координации). Императивный метод - это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти), порождающая отношения власти и подчинения. Диспозитивный метод - это метод равноправия сторон, основанный на дозволениях и свободе выбора поведения субъектами правоотношений, координации деятельности.

На основе этих универсальных методов в свою очередь выделяются следующие способы воздействия: предписание, запрет и дозволение.

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий органов государственной власти, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу - ст.82 Конституции РФ или прекраще­ние главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности - ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы - ст. 57 Конституции РФ и др.).

Исполнение предписания означает, что одна сторона должна проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права случаях, использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности.

Запреты - по сути те же предписания, но иного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Данный метод относится к пресечению действий, нарушающих основы конституционного строя, государственную целостность и безопасность государства, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые ценности Российской Федерации. Например, согласно ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации». В соответствие со ст. 21 Конституции РФ «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по собственному усмотрению. Через дозволение раскрывается диапозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека в гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полно­мочиями, а также для предоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента России принять отставку Правительства РФ или не принимать, распускать или не распускать Государственную Думу ври трехкратном отклонении ею кандидатуры Председателя Правительства РФ - ст.ст. 111, 117 Конституции РФ).

Дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права. Зачастую одновременно с дозволением устанавли­ваются условия совершения действий или бездействий. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осу­ществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером установления конкретного условия являются положения ст. 39 Конституции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в случаях, установленных законом. В этой же статье обозначаются случаи, когда государство гарантирует социальное обеспечение. Человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может воспользоваться данным правом, а может и отказаться от него.

Указанные методы, однако, используются практически в любой отрасли российского права, но в различном соотношении. В силу этого обстоятельства некоторые ученые приходят к выводу о том, что разграничение отраслей права по методу правового регулирования должно осуществляться по удельному весу (соотношению) перечисленных методов при регулировании данных общественных отношений. Можно сказать о том, что в конституционном праве преобладает метод императивного регулирования, но с развитием отрасли в соответствие с общей тенденцией на демократизацию общественной жизни, в ней все большую роль будет играть метод диспозитивный (координации).

Так, государственная власть в РФ организуется на основе принципа разделения властей, предполагающего относительную самостоятельность и независимость ветвей власти, взаимодействующих между собой в режиме активного партнерства и координации. Федеративное устройство России означает широкое использование механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Природа этих отношений конституционно-договорная.

В тоже время учеными-конституционалистами предпринимались попытки поиска собственного уникального метода, присущего исключительно конституционному праву.

В науке конституционного права до сих пор немалый интерес представляет вопрос о специфике методов конституционного права.

Б.В. Щетинин полагал, что в государственном праве главным образом используется нормоустановительный метод, который, однако, не является единственным. Наряду с ним, по мере необходимости, используются и некоторые другие методы - дозволения, предупредительного воздействия, регламентирования структуры и др., успешно применяемые и в иных отраслях права. Комплексность общественных отношений в государственном праве обусловливает, по мнению Б.В. Щетинина, использование различных методов. В.О. Лучин также признает существование особого способа конституционного воздействия – установление.

Попытка обозначить уникальный для государственного права метод была предпринята Я.Н. Уманским, который заметил, что для норм данной отрасли характерен метод конституционного закрепления. М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев основным методом конституционно-правового регулирования называют метод правового гарантирования.Закрепление в учредительном акте основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, политико-территориального устройства, системы органов государственной власти и местного самоуправления гарантирует их реальное существование в общественной жизни. Авторы отмечают, что данный правовой метод - это один из приемов обеспечения стабильности общественных отношений, применительно к конституционному праву - способ обеспечения ста­бильности государственного (политического) режима.

В современный период большинство государствоведов склонны искать особенности конституционного права ни в наличии какого-то специального метода регулирования, а в сочетании методов, присущих правовому регулированию как таковому, в закономерности их композиции и роли каждого из известных и применяемых методов.

Таким образом, подводя итог, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, для конституционного права характерно разнообразие методов правового регулирования. Во-вторых, предпринимается попытка определить соотношение между методами по их роли в конституционно-правовом регулировании и найти метод, доминирующий по своему удельному весу в регулировании конституционно-правовых отношениях. В третьих, ведется поиск собственного уникального метода правового регулирования конституционно-правовых отношений.

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • знать понятие, предмет, метод конституционного права как отрасли права и юридической науки; особенности и основные этапы развития конституционного права как отрасли российского права;
  • уметь разграничивать конституционное право как отрасль права, науку и учебную дисциплину; определять место конституционного права Российской Федерации в системе отраслей российского права; различать позиции ученых в отношении предмета конституционного права как отрасли российского права;
  • владеть исследовательскими методами анализа теоретических и исторических основ конституционного права Российской Федерации.

Конституционное право как отрасль права: понятие и особенности

Понятие, предмет, метод конституционного права

Понятие конституционного права

Термин "конституционное право" происходит от названия особого политико-правового документа – конституции (от лат. constitutio – устройство, установление). Конституция – это наиболее важный и значимый правовой акт в национальном праве, та основа правовой системы, которая предопределяет формирование и развитие государства, права и гражданского общества.

Понятие конституционного права используется в трех взаимосвязанных значениях.

В основном значении конституционное право – это одна из многочисленных отраслей права, занимающая в демократических странах ведущее место в национальной правовой системе. В этом значении конституционное право представляет систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих публичные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в общественной и государственной жизни, а также принципы взаимоотношений личности и государства.

Нормы конституционного права содержатся, прежде всего, в конституции, а также в других важнейших государствообразующих нормативных правовых актах.

Наличие конституционного права как отрасли обусловливает существование соответствующей науки конституционного права и одноименной учебной дисциплины.

Наука конституционного права представляет собой совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии конституционного права как отрасли права.

Выводы и достижения науки конституционного права, внедряемые в практику, напрямую связаны с прогрессивным развитием общества и государства, ибо имеют принципиальное стратегическое значение. По многим аспектам наука конституционного права представляет собой фундаментальную основу для других юридических и политических наук, изучающих разнообразные отрасли права, институты государствоведения и политологии.

Учебная дисциплина (учебный курс) конституционного права система знаний об отрасли и науке конституционного права, формируемая в образовательных целях.

Учебная дисциплина базируется на нормативном и фактическом развитии отрасли конституционного права и на достижениях одноименной науки, а ее содержание в значительной мере обусловлено спецификой конкретной страны и периодом развития конституционного права как отрасли и науки.

Как и для любой другой учебной дисциплины, для конституционного права характерен более узкий объем знаний по сравнению с общим потенциалом науки, изучающей одноименную отрасль. Если главная цель для науки – это систематизация существующих и формирование новых знаний, формулирование и интерпретация научных идей, концепций, учений и теорий, а также разработка возможных способов их воплощения в реальную жизнь, то для учебной дисциплины – это усвоение и распространение уже созданных знаний, причем в том объеме, который возможно обеспечить в рамках учебного процесса.

Предмет отрасли конституционного права Российской Федерации

Предмет любой отрасли права составляет группа (совокупность) общественных отношений, объединяемая общим родовым или видовым признаком. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, административное – управленческие, финансовое – бюджетно-финансовые и денежные, трудовое – трудовые отношения и т.д.

Предмет конституционного права системно-обособленная группа публичных отношений, т.е. отношений, связанных с публичной властью, определяющих общественный и государственный строй, а также место личности в системе публичных отношений.

В конституционно-правовом смысле с точки зрения обладания возможностью регулирования общественных отношений, управления государством и обществом в их взаимосвязанном единстве власть является по своей природе публичной. Выделяется четыре основных вида и одновременно института публичной власти, составляющие в современную эпоху предмет конституционно-правового регулирования: народовластие, общественная власть, государственная власть и местное самоуправление.

Предметом конституционного права являются также отношения, выражающие взаимодействие между государством и личностью, основы правового положения личности, основы экономического строя, базовые институты гражданского общества, основные принципы экономической деятельности и форм собственности, социальную систему общества и ряд других институтов, имеющих определяющее значение для государственного и общественного строя, взаимодействия государства и личности.

Учитывая многогранность конституционного права, выделяют два типа отношений, являющихся предметом конституционного права.

Первый тип – отношения фундаментального характера, которые представляют собой основы для конкретных (частных) общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования. К ним относятся основы конституционного строя, т.е. основы общественного и государственного строя и основы правового положения (статуса) личности. Эти базовые отношения получают конкретизацию в других отраслях права.

Второй тип – отношения, детально регулируемые нормами конституционного права. К ним относятся отношения по организации и осуществлению публичной власти (прежде всего, непосредственной власти самого народа и государственной власти), а также общественной власти и местного самоуправления.

Метод конституционно-правового регулирования

Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования. Предмет и метод регулирования составляют в совокупности главные признаки, свидетельствующие о существовании самостоятельной отрасли права.

Под методом конституционно-правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на конституционно-правовые отношения.

Если предмет конституционного права дает представление о том, какие именно отношения регулирует данная отрасль права, го метод показывает, как именно она их регулирует.

В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах права, выделяются два основных метода: императивный и диспозитивный .

Императивный метод это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти).

Диспозитивный метод это метод регулирования отношений между сторонами, основанный на дозволениях и праве выбора поведения субъектами правоотношений, равноправии и координации деятельности (например, институт прав и свобод человека).

Названные методы могут быть в свою очередь подразделены на следующие способы правового воздействия (регулирования) .

1. Предписание, или позитивное обязывание , – способ правового воздействия, суть которого состоит в обязывании совершения определенных юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой.

Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий государственных органов, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу – ст. 82 Конституции РФ или прекращение главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности – ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57 Конституции РФ и др.).

Исполнение предписания означает, что одна сторона должна проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права, случаях использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности.

В конституционном праве довольно широко используется способ предписаний, на основе которого определяется система и компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, а также отношения между ними; без этого способа невозможно определить двусторонние обязательства государства и личности.

2. Запрет способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействия.

В отличие от предписания, обязывающего совершать активные действия, запрет предусматривает уклонение, воздержание от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия или несовместимо с государственно-правовыми ценностями.

Данный способ используется для пресечения действий, нарушающих основы конституционного строя Российской Федерации, государственную целостность и безопасность государства, общества и граждан, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые устои Российской Федерации. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ "никто не может присваивать власть в Российской Федерации". В соответствие со ст. 21 Конституции РФ "никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию".

В Конституции РФ наибольшее число запретов содержится в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина. При этом нарушение запретов влечет за собой, как правило, наиболее серьезный вид юридической ответственности.

3. Дозволение способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействия, которые имеют или могут иметь юридическое значение.

Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека и гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полномочиями, а также для предоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента России принять или не принимать отставку Правительства РФ, распускать или не распускать Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 117 Конституции РФ).

Дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права. Нередко одновременно с дозволением устанавливаются условия совершения действий или бездействия. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером конкретного условия являются положения ст. 39 Конституции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может либо воспользоваться данным правом, либо отказаться от него.

Наиболее характерным примером установления рамок дозволения является регулирование полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особенность природы полномочий заключается в том, что они являются одновременно правами и обязанностями.

В большей мере для конституционно-правового регулирования характерно использование императивного метода и способов, основанных на властных началах, при этом конституционное право достаточно широко использует диспозитивный метод правового регулирования.

Другой особенностью конституционно-правового регулирования является нередко встречающаяся комбинация императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Это обнаруживается даже в государственно-властных отношениях, в целом основанных на подчинении. Здесь нельзя выявить ту жесткую субординацию, которая наблюдается, к примеру, при анализе методов регулирования в административном праве.

Так, государственная власть в Российской Федерации организуется на основе принципа разделения властей, предполагающего относительную самостоятельность и независимость ветвей власти, взаимодействующих между собой в режиме активного партнерства и координации. Федеративное устройство России означает широкое использование принципа субсидиарности, механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Природа этих отношений конституционно-договорная.

Государство не только требует, но и создает условия для надлежащего исполнения гражданином своих обязанностей. К примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается созданием и функционированием налоговых служб, выполнение гражданином обязанности нести военную службу сопровождается определенной законом деятельностью военных органов и должностных лиц. В последнем примере гражданину, в соответствие с Конституцией РФ, должна быть предоставлена возможность заменить военную службу на альтернативную гражданскую (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).