Методы иогп. Методы научного познанания иогп Методы исследования иогп

Предметом истории отечественного государства и является изучение возникновения, развития, смены типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов у конкретных государств народов России в определённый исторический период. При этом ИОГП исследует не только закономерности, но и особенности конкретных государств народов нашей страны и соответствующих им в хронологической последовательности.

Методология истории отечественного государства и права (ИОГП)

Методология науки - совокупность приёмов и методов, с помощью которых наука изучает свой предмет.

Основные методы изучения ИОГП:

    1. исторический (рассмотрение государства и права как явлений развивающихся и изменяющихся во времени);
    2. сравнительный (заключается в сопоставлении государственно-правовых явлений России и других стран);
    3. аналогии (применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны);
    4. системно-структурный (используется при исследовании сложных систем, состоящих из нескольких элементов);
    5. статистический (позволяет выявить протяжённость, распространённость, темпы развития и другие стороны процесса);
    6. экстраполяции (предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления на другую его часть).

Периодизация истории отечественного государства и права (И. А. Исаев)

    1. Древняя Русь (IX-XII вв.).
    2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).
    3. Московское государство (XVI-XVII вв.).
    4. Период абсолютизма (XVIII - начало XIX в.).
    5. Россия в период буржуазной монархии (конец XIX-начало XX в.).
    6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.).
    7. Создание Советского государства и права (октябрь 1917-1920 г.).
    8. Период НЭПа (1921-1929 гг.).
    9. Период тоталитаризма (1929 - 1953 гг.).
    10. Кризис социализма (1960 -1990 гг.).
    11. Образование суверенной Российской Федерации (декабрь1991 г. - настоящее время).

Альтернативная периодизация (Белковец Л.П. и Белковец В.В)

    1. Раннефеодальная монархия (IX - середина XVI вв.)
    2. Киевская Русь (IX - первая четверть XII вв.)
    3. «Удельная» Русь (XII - XIVвв.)
    4. Сословно-представительная монархия (XVI — XVII вв.)
    5. Абсолютная монархия (XVIII - середина XIX вв.)
    6. Неоабсолютизм, монархия с элементами буржуазного права (середина XIX в. - 1906 г.)
    7. Конституционная монархия (1906 - 1917 гг.)
    8. Буржуазно-демократическая республика (февраль - октябрь 1917 г.)
    9. Советское государство (1917 - 1991 гг.)
    10. Социалистическая революция и создание основ советского строя с политикой «военного коммунизма» (октябрь 1917 - 1920 гг.)
    11. НЭП (1921 - 1928 гг.)
    12. Государственно-партийный социализм (конец 1920-х - начало 1960-х гг.)
    13. Кризис социализма (1960 - 1990-е гг.)

Предмет и методология истории отечественного государства и права

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии - это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

Предпосылки образования древнерусского государства и права

Возникновение Древнерусского государства связано с разложением первобытнообщинного строя, которое переживают племена восточных славян в VI веке. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.

По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.

К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII-VIII вв. выступала военная демократия . К ее признакам относятся:

Участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;

Особая роль народного собрания как высшего органа власти;

Всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии - вождей, жрецов, старейшин - и богатых членов общины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования - «союзы союзов». В VIII в. было три крупных политических центра: Куябия - южная группа славянских племен (Киев); Славия - северная группа (Новгород); Артания - юго-восточная группа (Рязань).

Древнерусское государство образовалось в 882 г . в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств - Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена - древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI - начале XII в. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.

Древнейший источник права – обычай. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права , т.е. обычаи, санкционированные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей.

Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI-XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда, Правда Ярославичей, Устав Мономаха.

Характеристика государственного механизма Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии . На вершине государственной власти стоял Великий князь , компетенция и власть которого были неограничен­ными. Он был во­еначальником, ему принадлежала инициатива воен­ных походов и их организация. Князь возглавлял ад­министрацию и суд. Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церков­ные дела.

Боярский совет, а сначала - совет дружины кня­зя , был неотъемлемой частью механизма власти. Со­ветоваться с дружиной, а позднее - с боярами, было обязанностью князя.

Вече представляло собой орган власти, который сохранился с времен родоплеменного строя. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь дол­жен был заключить с вече договор - «ряд». Участие в вече принимали главы семей свободных людей. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение.

Органы управления . Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финан­совые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги (дворский, стольник, воевода, конюший т.д.) со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управ­ления государством.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержа­лись за счет поборов с населения. Такая система по­лучила название системы кормлений .

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распростра­нялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины по­степенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-соб­ственникам.

Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дружины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение.

Правление Ивана Грозного.

После смерти в 1533 году Василия III трехлетним ребенком Иван IV вступил на престол и стал государем и великим князем всея Руси, но реально правила государством его мать Елена, дочь князя Глинского.

К моменту коронации Ивана IV боярская аристократия была могущественной, а созданная Боярская дума распоряжалась делами в центре и контролировала все местное управление. В то же время в стране рос слой служилых людей, владевших землей до тех пор, пока они служили великому князю. Через поместную систему великокняжеская власть тесно привязала к себе это служилое сословие - будущих дворян. Помещики стали массовой и прочной опорой престола, но они не имели своего представительства в думе.

Боярское своеволие, интриги, распри, среди которым рос Иван, были первыми его политическими впечатлениями. Боярские усобицы показали обществу, какой разрушительной силой является боярство, не сдерживаемое сильной властной рукой. Важнейшей вехой в политической жизни Русского государства и правления Ивана Грозного стало московское восстание в конце июня 1547 года, направленное против правления Глинских. В результате сильного пожара в июне 1547 года Москва почти полностью выгорела. Около 4 тысяч москвичей погибло в огне. Спасаясь от огня, Иван Грозный спрятался в селе Воробьеве (нынешние Воробьевы горы). По Москве распространился слух, что виновником поджога являются Глинские, с именем которых народ связывал годы боярского правления. В Кремле на площади около Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены. С большим трудом правительству удалось подавить восстание. Выступления против властей произошли в городе Опочке, несколько позднее в Пскове, Устюге. Недовольство народа нашло отражение в появлении "ересей". Например, холоп Феодосий Косой, наиболее радикальный еретик того времени, выступал за равенство людей и неповиновение властям. Его учение нашло широкое распространение, особенно среди горожан.

Московское восстание, окончательно обнаружившее несоответствие старой политической системы управления новым историческим условиям, подкрепило предпосылки для выхода на политическую арену поместного дворянства, а выдвигаемые обществом преобразовательные идеи увлекли молодого царя и во многом определили характер последующих реформ, особенно по укреплению государственности и централизации власти.

С падением Глинских закончилась полоса политического развития Русского государства, известная как "боярское правление". Были созданы благоприятные возможности для выхода на политическую арену дворян. Но противостояние царя и боярства сохраняется - царь считает бояр "похитителями державной власти", а бояре все еще полагают, что они могут при подходящем случае выбирать между наследниками престола, игнорируя волю великого князя.

Избранная рада . К концу 40-х годов при молодом царе складывается узкий круг его советников и консультантов, которым он доверяет ведение государственных дел. Этот круг близких к нему людей получил название "Избранная рада". Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала всего десятилетие. Это было время деятельности решительных и энергичных реформаторов, протекавшей в условиях относительного мира между всеми классами и сословиями русского общества. За этот краткий период государственное и социальное устройство России претерпело значительные изменения, каких не происходило за целые века неспокойного развития.

Государственный строй. В период создания централизованного государства, а также во время междуцарствия и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума, которая при Иване Грозном увеличилась почти втрое, с тем, чтобы ослабить роль старой боярской аристократии.

При Иване IV был сформирован новый орган власти - Земский собор , который решал вопросы внешней политики и финансов. На нем избирались новые цари. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 году) и наметил программы реформ.

При Иване IV появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Во главе приказа, как правило, стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали также управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Введение приказной системы позволило централизовать управление страной.

Важное значение в системе государственного строя имели местные управления - сыск и суд по особо важным государственным делам. Таким образом, в середине XVI века в Русском государстве складывалось прогрессивное государственное управление, в чем большая заслуга царя Ивана IV.

Земельное законодательство. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана IV является приговор 11 мая 1551 года. Он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения - монастырского и княжеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения. Он был направлен на ликвидацию результатов земельной политики времён боярского правления в интересах дворянства.

Ливонская война (1558-1583) . Ливонская война за Балтийское побережье длилась около 25 лет. Эта стратегическая задача решалась Иваном IV в борьбе с Ливонским орденом, который не пропускал в Москву нанятых царем военных специалистов и искусных ремесленников, не пропускал русских купцов в Ливонию (территория современной Прибалтики), что оборачивалось убытком для государства. Ливонский орден стоял и на пути установления тесных связей Русского государства с Западной Европой. Ливония не выплачивала дань за город Дерпт (Юрьев) с прилегающей к нему территорией за последние 50 лет. Ливонская война началась в 1558 года и вначале сопровождалась победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев. Всего было взято 20 городов. Ливонский орден стал разваливаться. В 1560-1561 году Дания и Швеция закрепились на небольшом участке ливонской территории, а новый ливонский магистр заключил в 1561 г. договор между с Польско-Литовским государством. Согласно его условиям Ливонский орден прекращал свое существование, а все его земли переходили в совместное владение Польши и Литвы. Война приобрела затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав.

В отношении ведения Ливонской войны в окружении Ивана IV были сторонники и противники. Разногласия между царем и боярами привели к тому, что последние во время тяжелой болезни Ивана IV отказались присягать его маленькому сыну Дмитрию. Все это привело к тому, что Иван IV прекратил деятельность (1560 год) Избранной рады и ввел опричнину (1565-1572). В 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посполитую. Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные боевые действия против России. В результате Россия вынуждена была заключить перемирие сроком на 10 лет в 1582 году. Спустя год было заключено перемирие со Швецией, за которой остались освоенное побережье Балтики. Ливонская война завершилась для Московского государства полным поражением, что было следствием его экономической отсталости и неспособности опричного войска успешно сражаться с внешними врагами.

Опричнина. В 1563-1564 годах на сторону Литвы перебежало несколько недовольных аристократов. В 1564 году царские армии дважды были разбиты польско-литовскими войсками. В результате Иван IV лишился иллюзий в отношении собственного всесилия и приступил к политике "крутых мер". Он со всей семьей выехал из Москвы в Александровскую слободу, где объявил о своем отречении от престола и откуда отправил два послания. В первой грамоте государь обвинял князей, бояр, воевод в измене, казнокрадстве, нежелании защищать страну. Содержание второй грамоты состояло в том, что на москвичей гнева и опалы царя нет. Находясь под угрозой народных волнений, Боярская дума в январе 1565 года отправила делегацию к царю, уговаривая его вернуться на престол. Делегация согласилась на условия возврата, из которых вырос чудовищный эксперимент, называемый "опричниной". Иван IV получал право подвергать изменников опале, как ему вздумается. Из государственной территории ему был выделен особый удел, который существовал как бы помимо (опричь) всех остальных областей, в нем были свои приказы, царский двор, свое войско, в его пределах власть безраздельно принадлежала царю. Опричная резиденция царя помещалась в замке, специально выстроенном в центре Москвы. Опричнина была учреждена прежде всего для того, чтобы любой ценой выжать из страны силы и средства для продолжения Ливонской войны и подавить любое сопротивление всех тех, кто мешал этому. Опричные порядки представляли собой систему чрезвычайных мер военного времени. Но результаты введения опричнины были прямо противоположными, за время ее существования на западном фронте русские войска не добились сколько-нибудь военных успехов.

В 1566 году был созван Земский собор, на котором царь выслушал мнения своих подданных по поводу продолжения войны и не обнаружил ожидаемого единодушия. Более того, земские деятели настаивали на отмене опричнины. Летом 1568 года произошло антиопричное выступление московских посадских людей. Вся эпоха существования опричнины была временем постоянного раскрытия заговоров и ведения следственных дел. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. Не щадили даже сел и деревень, принадлежавших "опальным". Но самой жуткой страницей опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван IV нагрянул с опричным войском и где творил расправу полтора месяца. Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о двух-трех тысячах жертв.

В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены, другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и быть за это казненными. Опричное войско оказалась малобоеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи страны оказались оголенными. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разгромив опричное войско, появился под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей. Перед лицом неудачи опричной политики Иван IV вынужден был отменить её в 1572 году. В результате опричной политики в 70-80-е годы XVI века Московское государство вошло в полосу кризиса. Страна была доведена до страшного разорения. Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны.

Право России в начале XX в.

В рассматриваемый период главным источником права становится закон. По своему содержанию законы делились на: предписывающие; восполнительные.

По пространству действия законы делились на: общие - действовавшие на всей территории государства; местные - действовавшие на определенной части государства; особенные - действовавшие в отношении определенной категории дел; специальные - действовавшие в отношении особых групп лиц.

Действие закона во времени начиналось с момента его опубликования.

В систему источников права данного периода стали включаться постановления Совета министров и мнения Государственного совета. Эти нормативные акты носили подзаконный характер и были обязательны для всех исполнительных органов.

Совет министров также издавал положения и указы. Первые носили правоустанавливающий характер и определяли структуру, функции органов власти и управления. Вторые были направлены на реализацию конкретных правовых действий.

В качестве одной из приоритетных задач законодатель определил правовое регулирование экономики.

Получило развитие понятие юридического лица. Определялись виды юридических лиц: - публичные - казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления; - частные - соединения (общества, товарищества) и учреждения.

Товарищества подразделялись на полное, на вере и акционерное. В качестве субъектов хозяйственной деятельности могли выступать торгово-промышленные предприятия. Они имели форму треста, синдиката, концерна или акционерного общества.

В годы первой мировой войны в сфере экономических отношений применялись чрезвычайные меры: использование военно-промышленными комитетами административных методов регулирования, контролирование деятельности государственных хозяйственных структур особыми совещаниями, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции, ограничения на совершение сделок с некоторыми товарами и др.

Характерной особенностью в области судебного права является либерализация судебного процесса. С 1885 г. отменялась публичная казнь. В 1886 г. присяжным были предоставлены новые процессуальные права. С 1899 г. в судебных палатах вводилось обязательное назначение защитника. В 1909 г. был разработан институт условно-досрочного освобождения. С 1910 г. время, проведенное обвиняемым в предварительном заключении, стало включаться в срок заключения.

С развитием хозяйственных отношений появляется прообраз будущего арбитража - административная юстиция.

В годы первой мировой войны в районах, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежала военно-окружным судам и Главному военному суду. При чрезвычайных обстоятельствах могли образовываться военно-полевые суды, длякоторых характерны следующие черты: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Октябрьская революция.

Осенью 1917 г. в стране резко обострилась политическая ситуация. Временное правительство потеряло контроль над армией и окраинами страны.

Социальную напряженность вызывали продолжавшаяся война и ухудшение положения в экономической сфере. В Петрограде находилось большое число вооруженных солдат, не желавших отправляться на фронт.

В сентябре Петроградский Совет, в котором решающая роль принадлежала большевикам, принял новый политический курс, направленный на свержение Временного правительства и захват власти.

10 октября ЦК партии большевиков принял решение о подготовке и проведении вооруженного восстания.

Военно-революционный комитет (ВРК) был образован 12 октября 1917г. по инициативе ЦК партии большевиков. Комитет состоял из представителей армии, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, военных секций Советов и др.

ВРК обладал реальной силой, он опирался на отряды Красной гвардии, армейские части, матросов, Советы рабочих и солдатских депутатов и местные военно-революционные комитеты. По своей компетенции Военно-революционный комитет был всеобъемлющим чрезвычайным органом, так как большевики, взявшие власть в свои руки, еще не создали нового центрального государственного аппарата. Для осуществления своих полномочий при Комитете образовывались отделы и комиссии: обороны, снабжения, связи, информации, рабочей милиции и др. Таким образом, ВРК представлял собой орган, сосредоточивший в своих руках всю власть и ставший мощным орудием большевистского Петросовета.

В ночь на 25 октября Военно-революционный комитет начал вооруженное восстание. В ходе активных действий все ключевые пункты в Петрограде были заняты отрядами Петроградского гарнизона и рабочей Красной гвардии.

Важная роль в становлении Советского государства и государственного аппарата принадлежала Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд начал свою работу уже вечером 25 октября и провозгласил себя высшим органом власти в России. Съезд, по расчетам большевиков, должен был официально признать и легализовать захват власти Советами. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседание.

Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для новой власти.

II съезд Советов постановил образовать для управления страной до созыва Учредительного собрания временное рабоче-крестьянское правительство, именуемое Советом народных комиссаров. В состав правительства вошли только большевики, возглавил правительство В. И. Ленин.

Съезд Советов избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) - высший орган власти в период между съездами.

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял два важных декрета:

- Декрет о мире, предлагавший всем враждующим государствам заключить мир, опубликовать тайные дипломатические акты, отказаться от контрибуций;

- Декрет о земле, провозглашавший многообразие форм землепользования, конфискацию помещичьих земель и имений, отмену права частной собственности на землю, запрет на применение наемного труда и аренду земли.

Образование и развитие СССР. Конституция СССР 1924 г.

Образование СССР определялось следующими причинами:

- необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;

Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

В декабре 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР.

Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Ленин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами.

Конституция СССР 1924г. - это первая союзная Конституция.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы - СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Развитие права в годы НЭПа.

Развитие права в период НЭПа характеризуется процессом широкой кодификации норм советского права. Работа по кодификации развернулась главным образом в РСФСР. Проекты кодексов проходили через СНК и получали силу закона после принятия их ВЦИК. Впоследствии на основе кодексов РСФСР в союзных республиках создавались свои самостоятельные кодексы.

В период 1922-26 гг. ВЦИК ввел в действие кодексы: Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Земельный, Лесной, Исправительно-трудовой, Гражданско-процессуальный и Кодекс законов о труде.

Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР был утвержден в мае 1922 г. Он состоял из введения и двух частей: общей и особенной. Каждая часть делилась на главы, а последняя – на статьи. Всего было 227 статей.

В УК четко прослеживается его классовая сущность. Задачей кодекса являлась правовая защита государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения наказания и др. мер социальной защиты. Действия УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как её гражданами, так и иностранцами. Преступлением признавалось «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Уголовная ответственность по кодексу наступала с 14 лет.

УК устанавливал следующие меры наказания : изгнание из пределов республики на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискация имущества – полная или частичная, штраф, увольнение с должности, общественное порицание, возложение обязательств загладить вред, высшая мера - расстрел.

Гражданское право. ГК 1923 г. исходил из наличия многоукладной экономики и товарно-денежных отношений, но он явно отдавал предпочтение социалистическому укладу, расширяя вмешательство государства в имущественные отношения. Кодекс состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательное право, наследственное право. Он был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений.

Законодатели различали две категории субъектов гражданско-правовых отношений – правоспособных граждан и юридических лиц. Пол, раса, национальность, вероисповедание и происхождение не имели никакого влияния на объём гражданской правоспособности. Каждый гражданин РСФСР и союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, приобретать и отчуждать имущество, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия. Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18-летнего возраста.

ГК РСФСР 1923 г. различал следующие виды собственности:

1. Государственная – исключительная собственность на землю, её недра, леса, воды, железные дороги общего пользования (включая подвижной состав), летательные аппараты.

2. Кооперативная собственность, которая во многих отношения приравнивалась к государственной.

3. Частная собственность. Она допускалась только на не муниципализированные строения и предприятия. С отменой частной собственности на землю деление имущества на движимое и недвижимое упразднялось.

Значительное место в ГК 1923 г. отводилось договорным отношениям . Кодекс строго определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств, последствия их нарушения. Эти условия устанавливались для каждого вида договоров: имущественного найма, мены, купли-продажи, подряда, дарения и др.

Широкое определение в ГК давалось наследственному праву , оно допускалось как по закону, так и по завещанию. Важным положением наследственного права являлось ограничение имущества, передаваемого по наследству в пределах 10 тыс. золотых рублей. В 1926 г. ограничение было снято, но имущество облагалось высоким налогом (до 90%). Право завещательного распоряжения имуществом ограничивалось кругом наследников по закону. После принятия ГК РСФСР в области гражданского права было издано большое количество нормативных актов. В 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об основах авторского права». Оно распространялось на любые произведения искусства, науки и литературы. Оно принадлежало автору и его правопреемникам в течение 25 лет после создания произведения. В 1928 г. после ликвидации частных изданий 25-летнее ограничение было изъято из авторского права.

Финансовое право. С развитием товарно-денежных отношений и ухудшением финансового положения внутри страны необходимо было срочно принять меры для укрепления финансовой системы государства. В 1921-23 гг. проводятся мероприятия по упорядочению налогов. По декрету «О мерах по упорядочению финансового хозяйства» (1921) в стране складывается две системы налогов – прямые и косвенные. В этом же году был учрежден продналог, взыскиваемый натурой, который затем был заменен денежным.

В проведении государством налоговой политики четко прослеживается классовый принцип. Например, с обычного крестьянина-единоличника брали 18 рублей налога в год, а с зажиточного – 172 рубля.

Наряду с финансовой реформой была проведена денежная. В период 1921-23 гг. был осуществлен обмен денежных знаков, вначале один рубль обменивался на 10 тыс. рублей, а затем вторично 1 рубль обменивали на 100 рублей. В 1923 г. появились банкноты – червонцы, обеспеченные золотом и иностранной валютой.

В 1922 г. учреждаются государственные сберегательные кассы. Восстанавливается и расширяется государственная кредитная система. Наряду с госбанком действуют коммерческие, кооперативные и коммунальные банки. Государство широко использовало внутренние займы.

Образование СССР привело к установлению единой для всех республик денежной и кредитной системы. Согласно договору об образовании Союза ССР, устанавливался единый бюджет для всей страны, а бюджеты союзных республик стали частью общесоюзного.

Семейное право. В 1926 г. ВЦИК утвердил Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Главным нововведением, по сравнению с кодексом 1918 г., было признание так называемого «фактического брака», т. е. приравнивание незарегистрированного к зарегистрированному. Условия для признания фактического брака устанавливались следующие: совместное проживание, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке или других документах. Помимо того, новый кодекс вводил институт общей собственности супругов. Вносились также изменения в условия заключения брака. Был повышен брачный возраст для женщин с 16 до 18 лет.

Кодекс 1926 г. давал право суду выносить решение об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Так же по кодексу был восстановлен институт усыновления.

Трудовое право. В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, имевший ряд принципиальных отличий от КЗОТа 1918 г. Прежде всего, государство отказывалось от методов военного коммунизма в регулировании трудовых отношений (трудовая повинность, принудительная мобилизация) и переходит к методу свободного найма рабочей силы. Трудовые отношения теперь возникали в результате трудового договора между работником и администрацией. Условия трудового договора определялись соглашением сторон.

В КЗОТе 1922 г. появилось положение о коллективных договорах. Они являлись согл

К основным принципам истории отечественного государства и права можно отнести следующие:

Принцип объективности обязывает рассматривать историче­скую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и собы­тиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции;

Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпо­хи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точ­ки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки дава­лись ему на том или ином этапе развития;

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исто­рико-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классо­вого, партийного подхода) обязывает соотносить интересы клас­совые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъ­ективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

Принцип альтернативности определяет степень вероятно­сти осуществления того или иного события, явления, процесса

на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-ново­му оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные воз­можности процесса, извлечь уроки на будущее. Историко-правовая наука, опираясь на указанные принципы, ис­пользует различные методы.

Метод - это совокупность приемов, способов и средств, использующих­ся при изучении предмета науки.

Система методов истории отечественного государства и права:

Общенаучные методы теоретического и эмпирического исследо­вания, они же общефилософские и общесоциологические. Среди философских методов выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позити­визм, экзистенциализм, инструментализм, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, логический и другие; к общесо­циологическим относятся методы сбора и обработки информации (наблюдение, анкетирование, статистический анализ, математиче­ская обработка данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент), номотетические (т. е. на­правленные на обобщение эмпирических фактов и выявление об­щих закономерностей), идеографические и др.;

Специальные методы (различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых историко-правовых объектов). Системный - акцентирует внимание на взаимодейст­вии явлений, их единстве и целостности; структурно-функциональ­ный - определение места, роли и функций каждого элемента систе­мы; сравнительный - сравнение государства, права, их элементов с иными однородными явлениями; типологический-основа каждой классификации; психологический - изучение, главным образом, правового поведения; статистический - оперирование количест­венными величинами; исторический - изучение закономерностей

права и государства в динамике; диахронический - сопоставление явлений, идущих друг за другом; синхронический - сопоставление сосуществующих систем и их элементов и др.

В числе самых важных специальных методов ученые называют историческую преемственность в развитии институтов государст­ва и права, или хронологический метод, так как все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформи­руются в будущие формы. Существует тесная «связь времен», ничто не возникает на голом месте. Это позволяет увидеть единую истори­ческую перспективу. Историческая преемственность лежит в основе и проблемно-хронологического метода.

Весьма продуктивен также метод ретроспекции. С его помощью при изучении прошлого можно идти от явлений и фактов, хорошо известных по сохранившимся источникам, к тем, которые им предше­ствовали, но остались неизвестными в силу скудости древних памят­ников. Историк права, изучая более поздние источники, восстанавли­вает обычное право народов в древние времена. Наглядный пример дает нам «поле» - судебный поединок, один из видов доказательства в судебном процессе, который впервые упоминается только в зако­нодательных памятниках XIV-XV вв., но который, восходя к нормам обычного права, явно существовал и в более ранние времена.

Нельзя не назвать метод научной абстракции, с помощью которо­го историк права как бы дорисовывает в своем сознании некоторые слабо освещенные стороны прежней жизни народа. В истории права, как и в любой другой науке, возможно построение на основе вообра­жения, гипотез и предположений.

Частноправовые методы: формально-юридический - позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, прово­дить классификацию, толковать содержание правовых предписа­ний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы; сравнительно-правовой - предполагает сопоставление различных государственно-право­вых систем либо их отдельных элементов: институтов, законов, юридической практики и т. д. в целях выявления общих законо­мерностей и особенных свойств.

Наиболее распространенные методы - описательный, формально­юридический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и проблемно-хронологический.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

1.2. Принципы и методы изучения истории отечественного государства и права

релевантные научные источники:

  • Ответы на экзаменационные вопросы по Истории экономических учений

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.07 Мб

    1. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Древняя Индия, Древний Китай). 2.Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель. 3. Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт. 4. Экономическая

  • Клинические методы диагностики

    | Лекция | 2016 | docx | 1.76 Мб

    ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ СЛУЖБ Выделяют следующие лабораторные службы: Клинико-диагностические лаборатории Значение исследований, проводимых в КДЛ Аналитические лаборатории

  • Ответы по предмету История экономических учений РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.11 Мб

    1. Особенности концепции Аристотеля об экономике и хрематистике. 2. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония). «Законы Хаммурапи». 3. Воззрения Августина о богатстве, доходах и справедливой

  • Средства и методы управления качеством

    | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 1.34 Мб

  • История и философия науки

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.32 Мб

    Предмет и круг проблем современной истории и философии науки. Формирование и основные этапы исторической эволюции философии науки. Единство и многообразие типов знания. Понятие науки. Социокультурные

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Метод истории отечественного государства и права

Для успешного познания предмета истории отечественного государства и права первостепенное значение имеет метод, т.е. приемы, способы изучения круга тех общественных отношений, которые составляют предмет. Другими словами, метод - это научный ключ, с помощью которого открывается и познается содержание предмета.

Конечно, изучение столь обширной многоплановой науки, каковой является история отечественного государства и права, не может вестись путем использования какого-то одного, даже самого универсального метода. Для познания предмета историко-правовой науки необходимо использовать ряд методов.

Наиболее общим является метод материалистической диалектики . В соответствии с его требованиями государство и право рассматриваются не сами по себе, а в тесной взаимосвязи с другими общественными явлениями (социально-экономическим развитием, классовой борьбой, факторами этнического характера и т.д.). Вместе с тем государство и право рассматриваются в их непрерывном развитии в соответствии с объективными закономерностями. Метод материалистической диалектики позволяет раскрыть природу государства и права в различные исторические эпохи.

Поскольку история есть развивающаяся действительность, непрерывное движение во времени, ее существование немыслимо без хронологии. Хронологический метод - специфический метод познания истории вообще, истории отечественного государства и права, в частности.

Не менее важным является сравнительный метод . История отечественного государства и права - неотъемлемая часть исторического процесса развития общества. Поэтому для более глубокого познания явлений, имевших место в отечественной истории государства и права, необходимо использовать сравнение с развитием политических и правовых систем других народов. Сравнительный метод применяется, в частности, при характеристике особенностей образования Русского централизованного государства, утверждения абсолютной монархии в России и ряда других тем.

Чтобы получить целостное представление о государстве и праве, следует рассматривать их во всей совокупности присущих им черт, признаков, качеств, т.е. в системе. Для этого используется метод системного анализа .

К основным функциям науки истории отечественного государства и права относятся: теоретико-познавательная, эвристическая, прогностическая, методологическая, прикладная, мировоззренческая, воспитательная.

В теоретико-познавательном плане мы имеем дело, прежде всего, с выяснением основных закономерностей развития государственно-правовых институтов па всем протяжении существования Российского государства. На первый взгляд может показаться странным, что исторической науке свойственна эвристическая функция. Между тем скрупулезное исследование исторических фактов и ставших доступными документов позволяет реконструировать многие процессы прошлого, по-новому с позиций сегодняшнего дня их переосмыслить, произвести переоценку ценностей, лучше понять настоящее и выработать взвешенные подходы к планированию будущего. В этом заключается тесно связанная с эвристикой прогностическая функция. Она заключается в конструировании научных гипотез государственно-правового развития, концептуальных схем, построенных на анализе достижений и просчетов, в том числе и в государственно-правовой сфере. Методологическая функция изучаемой нами науки заключается в том, что с помощью ее достижений мы продуцируем новые знания, новые подходы к исследуемым процессам. С данной функцией тесно связана и прикладная функция. Она очень многообразна. Знание истории, постижение ее смысла не только расширяет общекультурный кругозор юриста, но и помогает лучше понять связь времен, разрыв (распад) которой чреват, по словам великого Шекспира, серьезными проблемами. Очень важную роль играет эта функция в оценке исторических фактов и деятельности исторических личностей с позиции права и морали. Достаточно важной является мировоззренческая функция. Не следует сводить к идеологической, которая предполагает определенную идейно-политическую ангажированность и односторонность подходов к оценке социальной действительности. Мы это хорошо знаем из собственной истории и из практики ряда других государств. Мировоззренческая функция тесно кореллирует с воспитательной функцией. Знание отечественной истории государства и права важно для каждого культурного человека. Оно формирует, прежде всего, гражданскую позицию, способствует воспитанию патриотизма, умения критически подходить к оценке исторических процессов и исторических личностей.

Изучение истории отечественного государства и права базируется на различных методах научного познания. Среди них следует выделить общенаучные методы: диалектический, исторический, логический, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и моделирования, метод комплексного подхода, статистический, метод системного анализа. Эти методы универсальные и применимы ко всем наукам. К специально-юридическим методам относятся: формально-юридический, нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и др.

Так, использование индуктивного метода позволяет смоделировать процессы прошлого, а дедуктивного глубже заглянуть в сущность изучаемых явлений и процессов, сделать их более понятными и доступными для понимания нашими современниками.

Исключительно важен формально-правовой метод, который имеет и другие названия: формально-догматический, юридический, аналитический. Этот метод предполагает оценку исторических событий и юридических фактов под углом зрения юридических понятий, терминов, юридических конструкций. Благодаря такому подходу можно дать взвешенную правовую оценку многим историческим процессам, дать более точную и порой нелицеприятную оценку деятельности той или иной личности, избегая часто прочно укоренившейся в сознании людей идеологической ангажированности.

Метод системного анализа предполагает установление органической связи права и государства, права и государственной политики. Это положение нашло отражение в известной ленинской формуле, гласящей что "закон есть мера политическая, есть политика" . Все элементы государственно-правовой системы должны работать на ее укрепление. Данный метод в сочетании с синергетическим, а также с формально-юридическим подходом открывает широкие возможности для объяснения деструктивных процессов в обществе и государстве, приводящих нередко к глубоким социальным противоречиям вплоть до распада государств.

История отечественного государства и нрава является неотъемлемой составной частью Всеобщей истории государства и права.

Для сопоставления государственно-правовых систем различных государств на определенных временных отрезках для выявления в них общего и особенного с целью обобщения и формулирования общих закономерностей применяется сравнительно-правовой метод. Это может быть полезно с точки зрения изучения зарубежного опыта как положительного в плане использования, так и отрицательного с целью избежания повторения ошибок других государств. Сравнительно-правовой подход может быть использован и для анализа национальной правовой системы.

  • Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 30. С. 99.