Международное спортивное право: определение, система и особенности. Сравнительный анализ международного и внутригосударственного спортивного законодательства Метод правового регулирования

Алексеев С.В., председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор.

Ни для кого не секрет, что итоги международных соревнований зависят не только от успехов и фактических результатов спортсменов, но и от юридического толкования этих результатов и возникающих при этом коллизий. Качество выступления спортсменов на международных соревнованиях зависит также от правильной организации, в т.ч. от четкости процедуры, которой на сегодняшний день придается значение не меньшее, чем спортивным достижениям.

В этой связи, и в том числе в условиях глобализации современного спорта, чрезвычайную актуальность приобретает тема международного регулирования спортивного движения, его содержания и специфики, качества и эффективности, направлений его развития и оптимизации, а также роли России как участника международного спортивного движения (МСД) в его совершенствовании.

Вместе с тем если сам нормативный массив в данной области уже объективно существует, то он довольно разрозненный и разбросан по различным международным и национальным нормативным актам, правовым системам и литературным источникам.

Поэтому в целях его более четкого понимания и осмысления, а главное - грамотного применения на практике необходимы его обобщение, систематизация и в конечном счете формирование в структуре общего международного права комплексного правового образования - международного спортивного права (МСП) <1>.

<1> См.: Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008.

Это может позволить решить следующие задачи.

  1. В условиях постоянного усложнения международных спортивных правил и процедур, а также ужесточения конкурентной борьбы в большом спорте будет способствовать юридически грамотной подготовке и сопровождению участия нашей сборной в Олимпийских играх и других международных состязаниях XXI века, в том числе:
  2. обеспечить доказательность побед наших спортсменов на Олимпийских играх и других международных спортивных соревнованиях;
  3. повысить объективность судейства.
  4. Придать системе управления международным спортивным движением оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность.
  5. Создать условия для разработки долговременной программы развития этой системы.
  6. Предупредить, а в случае возникновения повысить эффективность разрешения международных спортивных споров; тем самым значительно увеличить степень юридической защиты спортсменов.
  7. Более четко формулировать, юридически выражать и закреплять, а также обеспечивать претворение в жизнь основных норм и принципов МСД.
  8. Охватить в рамках этой правовой структуры единым нормативным регулированием международную спортивную деятельность всех физкультурно-спортивных организаций и других субъектов МСП с учетом как уже достигнутой общности в их правовом регулировании, так и сохраняющихся различий, обусловленных многообразием национальных спортивных законодательств.
  9. Систематизировать и кодифицировать обширный международный нормативно-правовой массив, обеспечивающий спортивную сферу, в значительной мере преодолеть пробелы в правовом регулировании международных спортивных отношений, а это значит, что одновременно произойдет и существенное обновление и обогащение соприкасающихся с МСП правовых структур.
  10. Активизировать и сделать более целеустремленной научную разработку актуальных международных спортивно-правовых проблем, включая и научную концепцию развития МСП.
  11. Способствовать выработке общего юридического языка для всех субъектов международных спортивных отношений.
  12. Способствовать улучшению подготовки кадров, главным образом юристов, для работы в спортивных структурах, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, совершенствованию правового обучения студентов в юридических и физкультурных вузах.
  13. Способствовать развитию международного общения. Развитие и совершенствование международного спортивного права и правопорядка будут способствовать укреплению мира и международного сотрудничества.

Правовая наука рассматривает систему права как объективную реальность. Научно обоснованная, грамотно структурированная система права способствует его развитию и является ориентиром для нормотворческой деятельности. Имея под собой объективную основу (реально существующие общественные отношения), данная система получает научное осмысление в трудах ученых-правоведов.

Одной из характерных особенностей современного международного права является определяемый реальными условиями международной жизни процесс выделения из международного права относительно автономных отраслей (подотраслей). Например , международного экономического, международного коммерческого, международного банковского, международного морского, морского рыболовного, международного экологического, международного космического, международного дипломатического и консульского, международного гуманитарного, международного уголовного права и др.

В связи с этим вместе с обобщенным предметом правового регулирования всего международного права - международными отношениями между его субъектами - в каждой его отрасли образовался менее обобщенный и специфичный для нее предмет правового регулирования.

Формирование отраслей международного права было объективным процессом, возникшим в реальной жизни, и вызывалось все более многогранным и многообразным характером отношений между субъектами международного права для наиболее эффективного регулирования обособившейся группы отношений в определенных сферах международной деятельности.

Выделение отраслей международного права вызвано также появлением систем однородных международно-правовых норм, связанных одним предметом регулирования.

Отрасли права складываются объективно, а устанавливаются наукой (как объективно существующие совокупности или определенные группы норм, составляющие обособленные и неотъемлемые объективные части общего международного права).

Спорт является одной из общепризнанных специфических сфер человеческой деятельности. Он приобрел в настоящее время универсальное значение, имеет всеобъемлющий характер. В сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют мощнейшие стимулы как материального, так и духовного характера. Современный спорт представляет собой сложнейшую и специфичнейшую социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать право.

Поэтому сфера спорта, так же, например, как и банковской деятельности, требует на международном уровне специфического правового осмысления и качественной регламентации.

В самом общем виде международное спортивное право (МСП) представляет собой систему взаимосвязанных норм и правил, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в международной спортивной деятельности <2>.

<2> Отметим, что в связи с наличием значительного количества различного рода неправовых норм, регулирующих международную спортивную деятельность, с научной точки зрения в отношении нормативного комплекса, регламентирующего международные спортивные отношения, может быть, более правильно было бы говорить как о международном спортивном квазиправе. Однако в целях настоящего исследования понятием МСП с определенной долей условности охватываются как правовая, так и неправовая нормативная (регулятивная) сфера международного спортивного движения. Автор учитывает при этом опыт зарубежных стран (Великобритании, США, и др.), в которых проводятся интенсивные исследования по правовым проблемам международной спортивной деятельности, преподается курс международного спортивного права.

В свою очередь, международная спортивная деятельность включает в себя следующие основные направления:

  1. организация и деятельность международных спортивных организаций, в том числе МОК, МСФ, ВАДА и др., включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;
  2. организация и проведение международных спортивных соревнований, в том числе Олимпийских игр, а также иных международных спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий;
  3. международные отношения в сфере профессионального спорта, в том числе международное движение трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба в другой, а также международная деятельность спортивных агентов;
  4. международная кооперация и иностранные инвестиции в сфере спорта;
  5. международная коммерческая деятельность в сфере спортивной промышленности, в том числе организация совместных предприятий, производящих товары физкультурно-спортивного и туристического назначения;
  6. отношения, связанные с международной охраной прав интеллектуальной собственности в сфере спортивной деятельности;
  7. международные налоговые отношения в сфере спорта;
  8. травматизм в международном спорте;
  9. всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в международном спортивном движении;
  10. международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере спортивной деятельности;
  11. урегулирование международных спортивных споров;
  12. другие сопутствующие и смежные с названными сферы деятельности.

Все названные направления выделяются своей однородностью и относительной обособленностью.

Органический комплекс общественных связей, складывающихся между различными субъектами в указанных выше областях спортивной деятельности, представляет собой предмет регулирования международного спортивного права.

Регулятивное воздействие на предмет осуществляется посредством различных методов регулирования. Однако проблематика метода регулирования в российской международно-правовой литературе, как представляется, разработана недостаточно.

МСП осуществляет целенаправленное воздействие на поведение международных спортивных организаций, спортсменов и других субъектов МСД. Каким образом происходит такое целенаправленное воздействие? Если с этой точки зрения рассматривать методы МСП, то обнаружится, что методов много, их набор широк.

Прежде всего следует выделить методы, заложенные в нормы международного спортивного права. Нормы МСП, как и прочие нормы, могут нести в себе запрет, обязывание или дозволение. Есть сферы, в которых спортивные отношения необходимо регулировать методами обвязывания и запрета, например в вопросах противодействия применению допинга, борьбы с дискриминацией в сфере спорта. И наоборот, есть сферы, достаточно открытые для волеизъявления самих субъектов МСП, например, в решении некоторых вопросов международных трансфертов, экспорта (импорта) физкультурно-оздоровительных и спортивных изделий и техники. Нередко применяется сочетание названных методов.

Можно выделить методы: правотворчества и правоприменения; централизованного и децентрализованного регулирования; координации и субординации целей и интересов сторон; жесткого и мягкого регулирования.

В МСП, как и в международном праве в целом, используются: регулирование посредством международных договоров (метод договорного регулирования); регулирование посредством международных обычаев (метод обычно-правового регулирования).

Выделяются методы односторонних действий государств, а также двустороннего, многостороннего и универсального регулирования международных отношений.

Из этой неполной картины перечисленных методов видно, что часть из них представляют собой общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), т.е. применяемые в том или ином сочетании во всех отраслях права, часть из них - межотраслевые (например, договорные и др.), характерные для определенной группы отраслей, в частности отраслей международно-правового комплекса.

Между тем МСП должно характеризоваться собственными, присущими только ему методами правового регулирования своего предмета <3>. Они дополняют общие методы, задействованные в международном спортивном праве, оговоренные выше.

<3> Такой взгляд на метод правового регулирования содержится, в частности, в монографии: Правовой статус работников сельскохозяйственных предприятий / Под ред. М.И. Козыря и Г.В. Чубукова. М.: Издательство "Наука", 1987. С. 19 - 22, 32 - 36.

К специальным методам международного спортивного права следует отнести методы:

с помощью которых выстраивается и сохраняется система МСП, в частности метод учреждения международных спортивных федераций, союзов и прочих интеграционных объединений, метод разграничения и передачи компетенции от государств международным спортивным организациям, метод подразумеваемых полномочий международных спортивных организаций;

учета специфических функций спорта - экономической, политической, миротворческой, научной, коммерческой и др., а также воспитательной, образовательной, информационной, пропагандистской, социализирующей, гедонистической, рекреативной, реабилитационной;

целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов международной спортивной сферы;

направленности системы спорта и физической культуры на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни населения планеты, формирование потребности в разностороннем физическом и нравственном совершенствовании людей, создание условий для занятий любыми видами спорта для всех слоев населения, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;

поощрения конкуренции в международном спорте и спортивной промышленности;

обеспечения эффективной подготовки к международным соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

возмещения вреда здоровью, связанного с последствиями спортивной деятельности или полученного в процессе этой деятельности;

восстановления утраченных функций после спортивных травм и перенесенных профессиональных заболеваний;

поддержания международного спортивного правопорядка, в том числе методы процессуально-правового регулирования международных спортивных отношений главным образом посредством специализированной системы урегулирования спортивных споров - международного спортивного арбитража;

учета правил международной спортивной этики и др.

В конечном счете само МСП можно воспринимать в качестве метода обеспечения функционирования всего международного спортивного движения.

Перед международным правом в целом и перед международным спортивным правом в частности стоит задача повышения эффективности механизма международно-правового регулирования. Зачастую правильно выбранный метод или методы обеспечивают наиболее эффективное достижение результата.

Установив предмет и метод международного спортивного права, на наш взгляд, уже сегодня целесообразно (возможно, с признанием необходимости в дальнейшем дополнительного обоснования) рассматривать его как находящуюся на стадии становления комплексную правовую структуру и следующим образом определить ее понятие.

Под международным спортивным правом можно понимать связанную внутренним единством группу (систему) обязательных взаимосвязанных норм, характеризующихся общностью и специфичностью предмета правового регулирования - международной спортивной деятельностью, имеющую специальные методы и принципы, устанавливающую ответственность за нарушение этих норм, а также обладающую определенной автономностью в системе общего международного права при условии, что выделение такой группы обусловлено заинтересованностью международного сообщества в более эффективном регулировании соответствующего комплекса международных отношений.

Данное определение содержит все необходимые атрибуты международного спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: международное спортивное право есть система специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения, складывающиеся в международной спортивной сфере.

Международное спортивное право как одна из важнейших структур современного международного права содержит как нормы международного публичного права, регулирующего прежде всего межгосударственные отношения (например, международное сотрудничество по борьбе с преступностью в сфере спорта), так и международного частного права, охватывающего отношения между частными лицами - организациями и гражданами разной государственной принадлежности (например, продажи (трансферты) игроков зарубежным спортклубам).

МСП объединяет нормы международного права и национального законодательства, регулирующего спортивные правоотношения международного характера, т.е., например, российского спортивного законодательства. Внутреннее законодательство каждой страны, в той или иной степени затрагивающее вопросы международной спортивной деятельности, должно содействовать укреплению международного спортивного правопорядка.

Таким образом, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений.

В современном международном праве активно идет процесс систематизации действующих норм. Это делается в целях фиксации наличия норм, уточнения их содержания, устранения несогласованности между ними, восполнения пробелов, обновления или создания новых норм.

Этот процесс пока не очень существенно задел МСП, хотя необходимость этого очевидна.

Системность как существенное качество права в полной мере присуща и МСП.

Нормы, входящие в структуру МСП, построены в логическую систему, центром которой выступают принципы МСП.

Принципы права пронизывают всю материю МСП, выступая в качестве особого рода несущей конструкции и позволяя сгруппировать разнообразные нормы МСП в отдельные правовые институты - обособленную совокупность норм, имеющих узкую группу схожих общественных отношений в качестве предмета регулирования.

Международное спортивное право как комплексное правовое образование включает ряд отдельных взаимосвязанных категорий (норм, институтов и субинститутов), которые объединяются в единую, целостную, внутренне организованную, логично структурированную систему, в часть международного права (МП).

В составе МСП имеются институты/субинституты: материальные и процессуальные; простые и сложные; целиком относящиеся к МСП и смешанные (т.е. состоящие из норм различных отраслей, подотраслей МП); регулятивные, охранительные и учредительные.

Ядро МСП составляют нормативные акты МОК, нормы которых, по сути, в значительной своей части универсальны и императивны. МОК представляет собой механизм, сопоставимый с функциями, образно говоря, мирового министерства спорта.

В увязке с нормативными актами МОК создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних соглашений, касающихся спортивной проблематики и охватывающих различное количество государств.

Кроме того, в МСП существуют нормативные комплексы, задействованные в регулировании международных спортивных отношений на региональном уровне (например, в ЕС). И в этой связи уже сегодня можно говорить о европейском спортивном праве как подотрасли международного спортивного права.

При систематизации МСП его нормы, по образцу МП в целом, вполне можно подразделить на Общую и Особенную (или Специальную) части. В Общую часть входят нормы, институты и субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все международные спортивные отношения, а в Особенную - нормы и институты, которые регулируют лишь отдельные вопросы, "срезы", группы международных спортивных отношений.

Следовательно, в Общую часть МСП можно включить нормы и институты, закрепляющие:

  • принципы МСП;
  • правовое положение международных спортивных организаций;
  • правовой статус государств в сфере международных спортивных отношений;
  • правовое положение национальных организаций как субъектов МСП;
  • статус спортсменов, тренеров, судей и других индивидуальных субъектов МСП и др.

В Особенную часть МСП входят следующие институты:

  • международное регулирование в сфере профессионального спорта;
  • правовые основы организации международных спортивных соревнований;
  • международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в сфере спортивных отношений;
  • регулирование международных налоговых отношений в сфере спорта;
  • правовые аспекты травматизма в международном спорте;
  • регулирование противодействия применению допинга в международном спортивном движении;
  • международное регулирование борьбы с преступностью в сфере спорта;
  • регулирование рассмотрения и разрешения международных спортивных споров и др.

Надо сказать, что объем международно-правовых норм, задействованных в процессе регулирования международной спортивной деятельности, постоянно увеличивается.

МСП становится все более сложным и разветвленным.

Вместе с тем именно в международном спортивном праве особенно заметны существенные пробелы, свидетельствующие о его "мягкости" или даже некой "незрелости". Это касается и проблем международного движения трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, и международной деятельности спортивных агентов, и очевидного недостатка "структуродержащих" международно-правовых принципов, и недостаточности многосторонних механизмов и т.п.

В последнее десятилетие XX и в начале XXI в. стали ощутимы скоординированные усилия государств в наведении дисциплины в отдельных вопросах функционирования международного спортивного движения. В первую очередь имеется в виду проблема противодействия применению допинга. Государства все глубже осознают, что специализированные международно-правовые нормы и институты могут стать эффективным инструментом настройки и регулирования международных спортивных отношений.

Все это и многое другое превращает международное спортивное право в один из важнейших и применяемых участков права и диктует необходимость его глубокого изучения, широкой пропаганды и активного совершенствования.

Именно становление и развитие МСП, а главное - его внедрение в практику отечественного и международного спорта, вселяют уверенность, что в конфликтах, подобных тем, что мы наблюдали на Играх доброй воли в Брисбейне, Олимпиадах в Солт-Лейк-Сити и Афинах, российских спортсменов будут представлять специально подготовленные юристы, специалисты высокого класса в области национальной и международной спортивной юриспруденции. Без этого России будет просто невозможно удержать завоеванные позиции в мировом спорте, сохранить статус великой спортивной державы.

И еще. Автор настоящего доклада твердо убежден, что именно укрепление правового сознания и правового порядка в сфере спорта, создание эффективного механизма правового регулирования спортивного движения, основанных на теории российского и международного спортивного права, будет максимально способствовать:

  • динамичному развитию российского и международного спортивного движения, новым победам, медалям и рекордам;
  • претворению в жизнь олимпийских идей и принципов;
  • укреплению мира и международного сотрудничества между народами;
  • а также даст возможность в XXI в. полностью реализовать огромный социальный потенциал спорта и физической культуры на благо современного общества.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

  • – смысл и содержание основных понятий в международном спортивном праве;
  • – источники действующего международного спортивного права;
  • – актуальные проблемы, тенденции и перспективы развития международного спортивного права и международных спортивных организаций;
  • – правовые механизмы, которые можно использовать для защиты интересов России в отстаивании ее приоритета и позиций в правовом регулировании спортивной области;

уметь

  • – анализировать, толковать и правильно применять нормы международных правовых документов;
  • – анализировать и толковать международные документы, связанные с регулированием спорта, в том числе на национальном уровне;
  • – давать квалифицированные юридические заключения по вопросам, связанным с решениями международных организаций в сфере спорта;

владеть

  • – навыками работы с системой доступа к материалам Всемирного антидопингового агентства, Международного олимпийского комитета, НОК и т.д.;
  • – навыками работы с международными правовыми актами, связанными со сферой спорта;
  • – навыками разрешения правовых проблем и коллизий реализации норм материального и процессуального права, принятия необходимых мер по совершенствованию международного спортивного права.

Ключевые слова : спортивное право, допинг в спорте, БАДА, МОК, НОК, Совет Европы, международные спортивные федерации, Спортивный арбитражный суд.

Международное спортивное право – свод международных правил и принципов, регулирующих отношения в области транснациональной спортивной деятельности.

Этот процесс возник достаточно недавно – только в последней четверти XX в. Международное спортивное право – это та идея, время которой настало сейчас в ответ на значительные изменения в области спорта, к которым относятся: безудержный рост спортивной индустрии; спонсорство, которое угрожает независимости и даже целостности спорта; открытая конкуренция между профессионалами и любителями; глобализация конкуренции; допинг в спорте; постоянные вопросы международной политики.

Международные спортивные организации сегодня являются органической частью межгосударственных отношений в целом. Существует большое множество международных спортивных организаций, и их число постоянно растет. Международные спортивные организации являют собой институциональную основу международных отношений.

Международные спортивные организации – универсальные и региональные неправительственные международные организации по физической культуре, физическому воспитанию и спорту.

Международное олимпийское движение организуется и проводится многочисленными международными спортивными организациями, которые можно разделить на следующие основные группы:

  • – общего характера;
  • – по отдельным видам спорта;
  • – по отраслям знаний и деятельности;
  • – по определенной принадлежности.

Ядром современной институционной международной спортивной системы является Международный олимпийский комитет (МОК) , который был создан бароном Пьером де Кубертеном для возрождения олимпийского движения 23 июня 1894 г. на Международном спортивном конгрессе, проходившем в Париже.

С точки зрения юридического статуса МОК является международной неправительственной некоммерческой организацией, зарегистрированной в Швейцарии. Штаб-квартира МОК находится в олимпийской столице – г. Лозанна.

Деятельность МОК регулируется Олимпийской хартией – основополагающим документом всего олимпийского движения. Основы Олимпийской хартии, предложенные

Пьером де Кубертеном, были утверждены в июне 1894 г. тем же Международным спортивным конгрессом, принявшим решения об организации современных олимпийских игр и создании МОК. Олимпийская хартия была принята в окончательной редакции в 1908 г., впоследствии в нее вносились дополнения и уточнения, были составлены разъяснения, инструкции, однако главные положения Хартии, разработанные Кубертеном, существенно не изменились.

Основная миссия МОК – распространение олимпизма в мире и руководство олимпийским движением. Согласно Олимпийской хартии МОК призван:

  • – поощрять координацию, организацию и развитие видов спорта и проведение спортивных соревнований;
  • – принимать меры, направленные на укрепление единства олимпийского движения, защиту его независимости и сохранение автономии спорта;
  • – сотрудничать с общественными и частными организациями и государственными органами, с тем чтобы поставить спорт на службу человечества, способствуя тем самым борьбе за мир;
  • – противодействовать любым формам дискриминации, поощрять и поддерживать продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах;
  • – руководить борьбой против применения допинга в спорте;
  • – поощрять и поддерживать ответственный подход к проблемам охраны окружающей среды;
  • – способствовать экологически устойчивому развитию спорта и т.д.

МОК координирует взаимодействие с субъектами, входящим в олимпийское движение, такими как национальные олимпийские комитеты (далее – НОК), международные спортивные федерации (далее – МСФ) и ассоциации МСФ, другие неправительственные организации, связанные со спортом и действующие на международном уровне, чьи уставы и деятельность согласуются с Олимпийской хартией. На настоящий момент МОК было признано 204 НОК, которые объединены в пять континентальных ассоциаций, семь МСФ по зимним видам спорта и 28 – по летним.

Количество членов МОК не может быть более 115, из которых максимум 70 – лица, не занимающие какую-либо официальную должность, 15 – действующие спортсмены, 15 – представители МФ и 15 – представители НОК. Новые члены избираются Сессией МОК сроком на восемь лет и могут быть переизбраны на неограниченное число дополнительных сроков. Однако срок полномочий членов МОК ограничивается их возрастом. Члены, избранные между 1967 и 1999 гг., должны уйти с должности в 80 лет, тс же, кто был избран после 1999 г., – в 70 лет.

Досье каждого кандидата изучается комиссией по выдвижению кандидатур МОК, после чего направляется в Исполнительный комитет МОК, который уже вносит свои предложения Сессии. По предложению Исполкома МОК Сессия может избрать почетного президента, почетных членов и членов почета.

Требования к кандидатам и процедура их избрания подробно изложены в п. 16 гл. 2 Олимпийской хартии.

Члены МОК представляют интересы МОК и олимпийского движения в своих странах и организациях олимпийского движения, в которых они служат, а также содействуют их распространению.

Полномочия МОК осуществляются его органами, а именно Сессией, Исполнительным комитетом и Президентом.

Сессия является общим собранием членов МОК и его высшим органом. Очередные Сессии проводятся не реже одного раза в год и дважды в олимпийском году. Чрезвычайная сессия МОК может быть созвана Президентом или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК. Сессия обладает важнейшими полномочиями, такими как:

выбор членов МОК, почетного Президента, почетных членов и членов почета;

  • – выбор Президента, вице-президентов и остальных членов Исполкома МОК;
  • – выбор города – организатора Олимпийских игр;
  • – утверждение ежегодного отчета и бюджета МОК;
  • – окончательное признание или лишение окончательного признания НОК, ассоциаций НОК, МСФ, ассоциаций МСФ и других организаций и т.д.

Решения Сессии окончательны, они принимаются обычным большинством голосов. Однако для внесения изменений в основополагающие принципы Олимпизма, в правила Олимпийской хартии или в другие положения, оговоренные в Олимпийской хартии, требуется большинство в две трети поданных голосов.

Созданный в 1921 г. Исполнительный комитет МОК осуществляет руководство олимпийским движением между сессиями. В Исполнительный комитет входит 15 членов: президент МОК, 4 вице-президента и 10 членов. Вице-президенты и члены выбираются Сессией путем тайного голосования на года, причем выбор таких членов должен отражать состав Сессии.

Исполком МОК принимает на себя общую ответственность за административное руководство и управление делами МОК. Исполком контролирует соблюдение Олимпийской хартии, к тому же это единственный орган, имеющий право предлагать изменения Хартии или официальные разъяснения Сессии МОК. Среди других полномочий Исполкома – утверждение внутренних организационных регламентов, составление годового отчета МОК, включая финансовую отчетность, назначение и увольнение Генерального директора МОК по предложению Президента МОК и другие функции.

Исполком МОК собирается по инициативе Президента или по требованию большинства его членов не менее чем за десять дней до его проведения. На заседаниях Исполкома, которые могут в том числе проводиться в виде теле- или видеоконференций, председательствует Президент МОК. Кворум, необходимый для проведения заседания Исполкома МОК, составляют восемь человек. Решения Исполкома МОК принимаются большинством голосов.

Президент представляет МОК и председательствует на всех мероприятиях МОК. Президент выбирается Сессией МОК большинством голосов путем тайного голосования. В прошлом срок полномочий Президента не был ограничен, но с 1999 г. этот срок составляет восемь лет и может быть продлен один раз на четыре года.

В МОК работают 22 комиссии, основная задача которых – консультирование Президента, Исполнительного комитета и Сессии МОК. Комиссии могут быть постоянными и временными (ad hoc).

Постоянными комиссиями МОК являются комиссии по культуре, медицине, новым источникам финансирования, по программе игр, средствам массовой информации, антидопинговому контролю, юридическим вопросам, филателии и др. Также существует Комиссия МОК по этике, которая отвечает за формулировку и совершенствование системы этических принципов, включая Этический кодекс, являющийся неотъемлемой частью Олимпийской хартии. Кроме того, она рассматривает претензии, предъявленные из-за несоблюдения таких этических принципов, включая случаи нарушения Этического кодекса, и, при необходимости, предлагает Исполкому МОК применить санкции.

В качестве временных комиссий можно привести пример Координационной комиссии, которая создается для каждой повой редакции Олимпийской хартии, а для изучения городов – кандидатов на проведение Олимпийских игр создаются две Оценочные комиссии.

Президент МОК определяет задачи каждой комиссии и назначает их членов. Они выбираются из числа экспертов в области работы комиссии. Состав комиссий обычно смешанный, туда могут входить члены МОК, представители МФ и НОК, спортсмены, технические эксперты, консультанты и специалисты в области спорта. Только члены МОК могут быть председателями комиссий. Президент является членом всех комиссий и рабочих групп, он также принимает решение о роспуске комиссий, когда считает, что их задача была выполнена.

Администрацию МОК возглавляет генеральный директор, который выступает от имени Президента МОК и при содействии руководителей небольших отделов, ответственных за связи с представителями бизнеса и общественности в определенных областях, таких как Олимпийские игры, финансы и администрирование, спорт, сотрудничество с НОК, международное сотрудничество и развитие и др.

Тема Международное законодательство в сфере ФКиС

План:

1. Международное спортивное право нерегионального характера.

2. Международное спортивное право регионального характера.

3. Международные нормативно-правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты (стороны, направления) функционирования и развития спорта.

Задания:

Задание 1. Дайте общую характеристику законодательству о ФКиС иностранного государства (по выбору).

Задание 2. Подготовить сообщение о структуре и содержании устава международной (европейской) федерации по виду спорта (с учетом специализации) для выступления на практическом занятии.

Задание 3. Изучитьосновное содержание нормативно-правовых актов международных организаций физической культуры и спорта: Олимпийской хартии; Международной хартии физического воспитания и спорта; Спортивной хартии Европы, организации и деятельности Международного спортивного арбитражного суда, основное содержание Конвенции против применения допинга.

Задание 4: Ответить на вопросы теста:

1. Международное спортивное право – это:

а) система специальных норм права регулирующих отношения, складывающиеся в международной спортивной сфере;

б) международные отношения в спортивной деятельности;

в) система норм и правил внутригосударственного характера;

г) дисциплинарные механизмы спортивных организаций.

2. В каком году была принята международная хартия физического воспитания и спорта:

3. Кем принята международная хартия физического воспитания и спорта:

а) конференцией ООН по вопросам образования, науки, культуры;

б) сессией МОК по развитию ФКиС;

в) конференцией спортивной партии Европы;

г) министрами спорта стран СНГ.

4. В каком году вступила в действие последняя Олимпийская Хартия:

5. Чему посвящена 4 глава Олимпийской Хартии:

6. Общее собрание членов МОК проводится:

а) не менее 1 раза в год;

б) не менее 1 раза в два года;

в) только 1 раз в год;

г) 1 раз в 4 года.

7. В международном физкультурно-спортивном праве термин «региональные правовые акты» означает:

а) правовой акт, охватывающий группу государств в какой-либо географической области;

б) правовой акт, охватывающий группу субъектов государства;

в) правовой акт, охватывающий группу государств в каком-либо виде спорта;

г) правовой акт, охватывающий группу муниципальных органов государства в какой-либо географической области.

8. Кем и когда принята Спортивная Хартия Европы:

а) министрами по спорту государств Европы, май 1992 г.;

б) министрами по спорту стран СНГ, май 1992 г.;

в) министрами по спорту государств Европы, май 1993 г.;

г) министрами по спорту государств Европы, май 1991 г.

9. Спортивная Хартия Европы содержит:

а) 13 статей;

в) 10 статей;

10. Целью Спортивной Хартии Европы согласно ст. 1, является:

а) содействие спорту в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе спортивной этики;

б) содействие реализации целей, изложенных в Олимпийской хартии;

в) содействие сохранению и поддержанию прочного мира, укреплению взаимного уважения и дружбы;

г) побуждать правительства, компетентные неправительственные организации руководствоваться ею и распространять ее и применять.

Вопросы для обсуждения:

1. Какой юридический потенциал несут региональные правовые акты в сфере ФКиС?

2. Международное спортивное право нерегионального и регионального характера. Чем отличается данный правовой «продукт»?

3. Перечислите международные нормативно-правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты (стороны, направления) функционирования и развития спорта.

4. Какова роль международных нормативно-правовых актов в национальном законодательстве в сфере ФКиС?

Литература по разделу

1. Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: учебник / С.В. Алексеев. – Электрон.текстовые данные. – М.: Издательство «Спорт», 2017. – 672 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68541.html.

2. Алексеев С.В. Спортивное право России (3-е издание): учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев. – Электрон.текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 1055 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52565.html.

3. Бондарчук Р.Ч. Спортивное право: учебное пособие / Р.Ч. Бондарчук. – Электрон.текстовые данные. – М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. – 88 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43232.html.

4. Основы права: учебник для студентов неюридических направлений подготовки / Р.Г. Мумладзе [и др.]. – Электрон.текстовые данные. – М.:Русайнс, 2016. – 357 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61634.html.

5. Право: учебник для бакалавров / И.А. Воронина [и др.]. – Электрон.текстовые данные. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. – 772 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61390.html.

Интернет-ресурсы

6. Консультант Плюс [электронный ресурс]: – Режим доступа:http://www.consultant.ru/.

7. Гарант.ру[информационно-правовой портал]: – Режим доступа:www.garant.ru/.

8. Все о праве: компас в мире юриспруденции[электронная библиотека]: – Режим доступа:http://www.allpravo.ru/library/.

9. Юридическая электронная библиотека[электронный ресурс]: – Режим доступа:http://pravo.eup.ru/.

10. Классика российского права[электронный ресурс]: – Режим доступа:http://civil.consultant.ru.

11. HRI.ru [электронная библиотека международных документов по правам человека]: – Режим доступа:http://hri.ru.

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: