Настоящее имя ермака каким он был атаманом. Сообщение о ермаке тимофеевиче

Легендарный казачий атаман отважился воевать с ханом Кучумом в не самое, мягко говоря, подходящее время. Тогда Россия вела войну со Швецией, а на южных рубежах обстановка была далека от мирной. Но Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать ее и, как оказалось, остаться там навсегда.


Кто такой?

Интересно то, что историки до сих пор так и не могут со стопроцентной уверенностью сказать, откуда родом Ермак Тимофеевич. Одни исследователи утверждают, что покоритель Сибири появился на свет в одной из станиц на Дону, вторые противопоставляют им Пермь. Третьи — за городок на Северной Двине.

Происхождение Ермака — до сих пор загадка для историков


Более того, краеведы Архангельской области уверены, что Ермак является уроженцем либо Виноградовского района, либо Красноборского, либо Колтласского. И в пользу каждого они приводят свои весомые доводы. Так, например, в последних двух районах верят, что Ермак Тимофеевич именно там готовился к своему походу. Ведь есть на территории районов и Ермаков ручей, и Ермакова гора, и лестница, и даже колодец, в котором якобы утоплены сокровища.

Ермак Тимофеевич

В общем, точное место рождения казачьего атамана до сих пор так и не обнаружено. Впрочем, сейчас все больше историков склонно считать, что наиболее реалистичная версия — это городок на Северной Двине. Ведь в краткой сольвычегодской летописи об этом говорится прямым текстом: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку… разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую».

По собственному желанию

В многочисленных источниках о Сибирском походе Ермака прямым текстом говорится, что действовал атаман по прямому приказу Ивана Грозного. Но это утверждение неверно и его можно отнести в категорию «мифы и легенды».

Дело в том, что есть царская грамота 1582 года (ее текст приводит в своей книге историк Руслан Скрынников), в которой царь обращается к Строгановым и требует «под страхом большой опалы» во что бы то ни стало возвратить атамана и направить его в Пермский край «для оберегания».


Ермак воевал с Кучумом против воли Ивана Грозного


Иван Грозный в самодеятельности Ермака Тимофеевича ничего хорошего не видел. По вполне понятным причинам. Шведы, ногайцы, бунтующие народы в Нижнем Поволжье, а тут еще столкновение с Кучумом. Но Ермаку Тимофеевичу было плевать на геополитические интересы. Будучи человеком смелым, решительным и самоуверенным, он почувствовал, что пришла пора наведаться в Сибирь. И пока российский царь только составлял текст своей грамоты, атаман уже взял столицу хана. Ермак пошел ва-банк и оказался прав.

По приказу Строгановых

В общем-то, Ермак Тимофеевич действовал самостоятельно, ослушавшись приказа царя. Но в последнее время все больше появляется информации о том, что казачий атаман был все-таки человеком, если так можно выразиться, подневольным и отправился в Сибирь с «благословления» Строгановых. Мол, это была их затея. Кстати, такого же мнения придерживался и Иван Грозный, поскольку ни подтвердить это и не опровергнуть Ермак не успел. Потомки тех самых Строгановых лишь подлили масла в огонь спора историков своими попытками доказать причастность их предков к покорению Сибири. На деле же все не так просто и ясно.

Дело в том, что Строгановы были хорошо осведомлены о войсках Кучума. Поэтому отправлять пятьсот казаков, пусть даже под командованием могучего Ермака, на войну с несколькими тысячами монголов — чистое самоубийство.

Вторая причина — это «блуждающий» татарский царевич Алей. Он постоянно ходил по лезвию ножа, угрожая землям Строгановых. Ведь Ермак однажды выбил его войско с территории Чусовых городков, а Алей после этого ураганом прошелся по Соли Камской.


Завоевание Сибири стало продолжением хаотичного движения на восток


По утверждениям самих казаков, они решили отправиться в Сибирь именно после победы на Чусовой. Ермак Тимофеевич понял, что звезды сошлись как никогда удачно и нужно действовать быстро и решительно. Ведь Кашлык — столица Кучума была отрыта и незащищена. И если промедлить, то армия Алея сумеет собраться и прийти на помощь.
Так что Строгановы здесь не причем. Завоевание Сибири стало, своего рода, продолжением хаотичного движения на восток, где «дикое поле» требовало освоения и изгнания оттуда татар.

Кто покорял Сибирь?

Вызывает интерес и национальный состав завоевателей Сибири. Как известно, на противостояние татарском хану отправилось пятьсот сорок человек. По документам Посольского приказа их всех смели в одну кучу, назвав «волжскими казаками». Но это не совсем верно. Ведь по рассказам тех же участников похода, среди них было много выходцев из различных мест России. Просто тогда еще казаки не успели обособиться и стать Яицкими или Донскими.

В том же Посольском приказе есть сведения, где говорится о том, что Ермак собрал под своим началом казаков терских, донских, волжских и яицких. А по месту происхождения им давали соответствующие прозвища. Например, был атаман Мещеряк из Мещер.




Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем «

Интересно и то, что со временем Ермак, как и его отряд оброс огромным количеством мифов и легенд. Так, например, иной раз можно встретить упоминания о разбойничьих нападениях казаков. То их было чуть ли не пять тысяч, и они терроризировали огромную территорию на Оке. Потом казаков уже более семи тысяч, и они разбойничали на Волге. А есть даже легенда, что атаман задумывал вторгнуться в Персию.

Но при этом сам Ермак выступал в роли народного заступника. В общем, он был тем, кем впоследствии в народном сознании станет Степан Разин.

Гибель атамана

Со смертью Ермака Тимофеевича тоже не все гладко и понятно. От самого факта — его гибель — только это и осталось. Все остальное — не более чем выдумка и красивая история. Что же произошло на самом деле, никто не знает. Да и вряд ли когда-нибудь узнает.

Так, например, красивая легенда о кольчуге. Мол ее подарил Ермаку Иван Грозный. И из-за нее атаман-то и погиб, просто утонув из-за большого веса обмундирования. Но на деле нет ни одного документа, который бы фиксировал факт подарка. Зато есть грамота, в которой говорится о том, что царь пожаловал атаману золото и сукно. А заодно приказал вернуться в Москву, когда приедет новый воевода.


Историкам неизвестно, как погиб Ермак


Но Ермак погиб в ночной схватке. Скорее всего, его ранили одним из первых, поскольку у татар была традиция — стрелять из луков по командирам. Кстати, до сих пор жива легенда, в которой рассказывается, что татарский богатырь Кутугай сразил Ермака копьем.

После такого тяжелого удара атаман Мещеряк собрал оставшихся в живых воинов и принял решение о возвращении на Родину. Два года казаки являлись хозяевами Сибири, но им пришлось вернуть ее Кучуму. Правда, всего через год там вновь появились русские знамена.

Происхождение

Завоевание Сибири

Оценка деятельности

Смерть Ермака

Ермак Тимофеевич (1532/1534/1542 - 6 августа 1585) - казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства.

Происхождение

Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов Камы. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день - деревня Борок Виноградовского района Архангельской области.

Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай , а Ермак же звучало как сокращение. Другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея . Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия. Существует мнение, что «Ермак» - прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.

Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сибирском) происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек. Что говорит в пользу теории сохранившейся у тюрков России и Казахстана о том, что Ермак был предателем и принял крещение, от чего стал изгоем (казаком), именно поэтому ему удалось провести русские войска по территориям тюркских ханств. В пользу теории говорит также тот факт, что имя Ермак как не было, так и не используется в России при наречении младенцев.

Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. В 1579 г. дружина казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича , Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума и пошла вверх по Каме и в июне 1579 прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.

К началу 1580 г. Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск.

Завоевание Сибири

1 сентября 1581 по приказу Ивана Грозного дружина казаков под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Орла-городка. По другой версии, предложенной историком Р. Г. Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581 Ермак всё ещё воевал с литовцами.

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремизовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.

Лишь весной, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.

26 октября 1582 Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь. В декабре военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но следующей весной казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.

Лето 1583 Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю, атамана Кольцо.

Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семёна Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 г., но их отряд не мог доставить существенной помощи убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: при взятии Назыма убит был Никита Пан; весной 1584 г. татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их хана, Карачу.

6 августа 1585 погиб и Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай Кучум напал на спавших казаков и истребил весь отряд.

Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск.

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории» (Скрынников).

Смерть Ермака

Согласно последним данным, после того, как Ермак утонул в Иртыше, ниже по течению (по сибирско-татарским сказаниям) его выловил сетью татарский рыбак недалеко от места кровопролитной битвы, где он пал. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения.

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак. Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

  • Памятники в городах: Новочеркасске, Тобольске (в виде стелы), на Алтае в Змеиногорске (перенесённый из казахстанского города Аксу, до 1993 носивший название Ермак), Сургуте (открыт 11 июня 2010 года; автор - скульптор К. В. Кубышкин).
  • Горельеф на фризе памятника «Тысячелетие России». В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Ермака.
  • Улицы в городах: Омске, Березниках, Новочеркасске (площадь), Липецке и Ростове-на-дону (переулки).
  • Художественный фильм «Ермак» (1996) (в заглавной роли Виктор Степанов).
  • В 2001 году Банком России в серии памятных монет «Освоение и исследование Сибири», выпущена монета «Поход Ермака» номиналом 25 руб.
  • Среди русских фамилий встречается фамилия Ермак.

В русской истории много загадочных личностей. С одной стороны это плохо. Из-за недостатка информации, мы не можем полностью оценить вклад личности в исторический процесс. С другой стороны, недостаток информации это здорово. Зная основное, не вдаваясь в детали, мы можем додумывать их сами. Тайны, порождают интерес.

Загадочной личность в истории России был Ермак Тимофеевич. Все мы знаем, что Ермак покорил Сибирь. А что еще? К сожалению, историки расходятся во многих деталях его биографии. Это делает Ермака Тимофеевича загадочной исторической личностью, и порождает к покорителю Сибири, сильнейший интерес со стороны историков и обывателей.

Родиной Ермака считается донская казачья станица Качалинская. Другие источники утверждают, что он жил на Северной Двине, в Вологодской земле и даже на побережье Камы. Точности тут нет, выбирайте сами, что больше нравится. Ермак … Хм. Возможно, это и не имя вовсе, а сокращение от Ермолая, Еремея или Германа. Еще ему приписывают татарские корни. Поэтому Ермак, что с татарского - «артельный котел».

Предположим, что Ермак все же казак с Дона. В 60-ое десятилетие 16 века, он стал атаманом казачьей станицы, и хозяйничал в донских и волжских землях. Другие источники, утверждают, что в этот же хронологический период Ермак бил Девлет-Гирея под Москвой. Позже, энциклопедия Кирилла и Мефодия, утверждает, что атаман был участником , и принимал участие в обороне Пскова.

Историки, занимающиеся изучением казачества, утверждают, что Ермак нападал на ногайцев, грабил персидских и бухарских послов. За последнее, против него, государь отправил отряд стрельцов. Вполне возможно, что разные источники того времени, повествуют о разных Ермаках. Ясно одно, Ермак Тимофеевич был успешен, и многие просто хотели выдать себя за него.

Рознятся историки и в датах похода Ермака в Сибирь. 1579, 1581, 1582 годы. Выбирай, какой большее нравится. Почему он оказался в Сибири? Одни утверждают, что русский царь послал его на помощь купцам Строгановым. Другие говорят, что Строгановы сами наняли Ермака, причем отряд его представлял собой, чуть ли не сборище разбойников. Может, походов Ермака в Сибирь было несколько? Предположим, что в Тагиле Ермак Тимофеевич разбил лагерь, укрепился. Дальше отсюда его путь лежал в глубь Сибири, где он воевал ханом Кучумом. Отряд Ермака динамично продвигался в Сибири. Свою роль сыграла техническое превосходство казаков. Умер Ермак 5 августа 1584 года, попав в засаду, отряд начал отступать за Иртыш. Здесь атаман был ранен, при дальнейшем движении, утонул в реке.

Происхождение

Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.

«Родом неизвестный, душой знаменитый» , он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой . Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме , Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил , пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость , с центром в селе Борок (сейчас - в Виноградовском районе Архангельской области) .

Сохранилось описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века . Согласно С. У. Ремезову, отец которого - казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов - знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был

«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле , другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице » и в станицах у других атаманов .

Сибирский поход Ермака

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным , Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений .

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума , находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин .

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Смерть Ермака

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», - пишет историк Руслан Скрынников .

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак . Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

Примечания

Литература

Источники

  • Грамота царя Ивана Васильевича в Югорскую землю князю Певгею и всем князьям Сорыкидским о сборе дани и о доставке её в Москву //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 6. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеевича с товарищи //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С.7-8. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича Семёну, Максиму и Никите Строгановым о приготовлении к весне 15 стругов для людей и запасов, направляемых в Сибирь //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 8-9. - ISBN 5-85383-275-1
  • «Дополнения к актам историческим», т. I, № 117;
  • Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией;
  • Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821);
  • Рычков А. В. Режевские сокровища. - Уральский университет, 2004. - 40 с. - 1500 экз. - ISBN 5-7996-0213-7

Исследования

  • Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. - М., 1905. 116 с.
  • Блажес В. В. О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре // Наш край. Материалы 5 Свердловской областной краеведческой конференции. - Свердловск, 1971. - С. 247-251. (историография проблемы)
  • Бузукашвили М. И. Ермак. - М., 1989. - 144 с.
  • Гриценко Н. Воздвигнут в 1839 году // Сибирская столица, 2000, № 1. - С. 44-49. (памятник Ермаку в Тобольске)
  • Дергачёва-Скоп Е. Краткие повести о походе Ермака в Сибирь // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. История и культура народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (13-15 октября 1981 г.). - Новосибирск, 1981. - С. 16-18.
  • Жеребцов И. Л. Коми - сподвижники Ермака Тимофеевича и Семёна Дежнёва // НеВтон: Альманах. - 2001. - № 1. - С. 5-60.
  • Закшаускене Е. Знак с кольчуги Ермака // Памятники Отечества. Вся Россия: Альманах. № 56. Кн. 1. Первая столица Сибири. - М., 2002. С. 87-88.
  • Катанов Н. Ф. Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. - С. 145-167. - ISBN 5-85383-275-1 (впервые опубликовано: то же // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1895-1896. - Вып. V. - С. 1-12)
  • Катаргина М. Н. Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Исторические песни. Предания. Российский роман 20-50-х годов XX века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 232-239. - ISBN 5-87591-004-6
  • Козлова Н. К. О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля [Омск]. - 1995. - С. 119-133.
  • Колесников А. Д. Ермак. - Омск, 1983. - 140 с.
  • Копылов В. Е. Земляки в названиях минералов // Копылов В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга первая. - Тюмень, 2000. - С. 58-60. (в том числе о минерале ермакит)
  • Копылов Д. И. Ермак. - Иркутск, 1989. - 139 с.
  • Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 240-245. - ISBN 5-87591-004-6
  • Кузнецов Е. В. Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири // Календарь Тобольской губернии на 1892 год. - Тобольск, 1891. - С. 140-169.
  • Кузнецов Е. В. К сведениям о знамёнах Ермака // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 43.
  • Кузнецов Е. В. Находка ружья покорителя в Сибири // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С. 302-306. - ISBN 5-93020-024-6
  • Кузнецов Е. В. Начальная пиитика о Ермаке // Тобольские губернские ведомости. - 1890. - № 33, 35.
  • Кузнецов Е. В. Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа»: Библиография известий // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 35.
  • Кузнецов Е. В. Сказания и догадки о христианском имени Ермака // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С.9-48. - ISBN 5-93020-024-6 (см. также: то же // Лукич. - 1998. - Ч. 2. - С. 92-127)
  • Миллер, «Сибирская история»;
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 16-69. ISBN 5-85383-127-5
  • Оксенов А. В. Ермак в былинах русского народа // Исторический вестник, 1892. - Т. 49. - № 8. - С. 424-442.
  • Панишев Е. А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2003. - С. 228-230.
  • Пархимович С. Загадка имени атамана // Лукич. - 1998. - № 2. - С. 128-130. (о христианском имени Ермака)
  • Скрынников Р. Г. Ермак. - М., 2008. - 255 с (серия ЖЗЛ) - ISBN 978-5-235-03095-4
  • Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. - Новосибирск, 1986. - 290 с.
  • Солодкин Я. Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? // Югра. - 2002. - № 9. - С. 72-73.
  • Солодкин Я. Г. К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». - Тюмень, 1996. С. 113-116.
  • Солодкин Я. Г. К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. II. - Екатеринбург, 1999. - С. 128-131.
  • Солодкин Я. Г. Поминались ли «ермаковы казаки» вне Тобольска? (Как Семён Ремезов ввёл в заблуждение многих историков) // Сибирский исторический журнал. 2006/2007. - С. 86-88. - ISBN 5-88081-586-2
  • Солодкин Я. Г. Рассказы «Ермаковых казаков» и начало сибирского летописания // Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). - Тобольск, 2004. С. 54-58.
  • Солодкин Я. Г. Редакции синодика «Ермаковым казакам» (к истории раннего сибирского летописания) // Словцовские чтения-2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. - Тюмень, 2006. - С. 180-182. - ISBN 5-88081-558-7
  • Солодкин Я. Г. Хронология «Ермакова взятия» Сибири в русском летописании первой половины XVII в. //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. - Тюмень, 2006. - С. 9-15. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. «…А СЕ НАПИСАХ К СВОЕМУ ИЗПРАВЛЕНИЮ» (СИНОДИК «ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ» И ЕСИПОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 2 (20). С. 48-53.
  • Софронов В. Ю. Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири // Научно-практическая конференция «Словцовские чтения» (Тезисы докладов). Сб. 1. - Тюмень, 1993. - С. 56-59.
  • Софронова М. Н. О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака // Традиции и современность: Сборник статей. - Тюмень, 1998. - С. 56-63. - ISBN 5-87591-006-2 (см. также: то же // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 169-184. - ISBN 5-85383-127-5)
  • Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981.
  • Фиалков Д. Н. О месте гибели и захоронения Ермака // Сибирь периода феодализма: Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск, 1965. - С. 278-282.
  • Шкерин В. А. Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? //Этнокультурная история Урала, XVI-XX вв.: Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября - 2 декабря 1999 г. - Екатеринбург, 1999. - С. 104-107.
  • Щеглов И. В. В защиту 26 октября 1581 г. // Сибирь. 1881. (к дискуссии о дате похода Ермака в Сибирь) .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ермак Тимофеевич (по некоторым источникам Ермак Тимофеевич Аленин) (1530/1540-1585) - казачий атаман, предводитель московского войска, успешно начавший по приказу царя Ивана IV войну с сибирским ханом Кучумом, в результате которой Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства. В разных источниках назван по-разному: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей, Еремей.

По одним данным, родился в Вологодской земле, по другим - в Двинской. Согласно одной из легенд, Аленин в молодости был артельным кашеваром на струге, за что и получил прозвище Ермак (т.е. «дорожный артельной таган» или «артельный котел»). Согласно другому толкованию, поскольку лексема «ермак» тюркского происхождения и означает «прорыв», постольку прозвище характеризует его как человека особого свойства («прорва, а не человек»).

Батюшка-надежда, свет великий государь!
Не жалуй ты меня городами, подселками
И большими поместьями -
Пожалуй ты нам батюшку тихий Дон
Со вершины до низу, со всеми реками, потоками.
Со всеми лугами зелеными
И с теми лесами темными! (из фольклора)

Ермак Тимофеевич

Происхождение Ермака вызывает споры. По словам Н.М.Карамзина, «Ермак был роду безвестного, но душою великой». Одни историки считают, что он был донским казаком, другие - казаком уральским, третьи видят в нем выходца из князей земли сибирской. В одном из рукописных сборников 18 в. сохранилось сказание о происхождении Ермака, якобы написанное им самим («О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его…»). Согласно ему, дед его был суздальским посадским человеком, отец, Тимофей, перебрался «от скудости и от бедности» в вотчину уральских купцов и солепромышленников Строгановых, получивших в 1558 первую жалованную грамоту на «камские изобильные места», а к началу 1570-х - на земли за Уралом по рекам Тура, Тобол с разрешением строить крепости на Оби и Иртыше. На руке Чусовой Тимофей осел, женился, воспитал сыновей Родиона и Василия. Последний был, согласно Ремизовской летописи, «весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист». Он «ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звался атаманом, прозван Ермаком».

В 1550-1570-х возглавлял казачью станицу, «полевал» между Волгой и Доном. По некоторым данным, в 1571 вместе с дружиной отражал у Москвы набег крымского хана Давлет-Гирея, участвовал в Ливонской войне (1558-1583) в битвах под Оршей и у Могилева, совершил набег на ногайцев.

В 1577 купцы Строгановы пригласили его вернуться в Сибирь, чтобы нанять для охраны своих владений от набегов сибирского хана Кучума. Прежде Сибирское ханство поддерживало добрососедские отношения с Русским государством, выражая свое миролюбие высылкой в Москву ежегодной дани пушниной. Кучум прекратил выплаты дани, начав вытеснение Строгановых с Западного Урала, с рек Чусовой и Камы.

Согласно одной версии, получив разрешение царя провести набор казаков для защиты владений (средства позволяли вооружить около 1000 чел.), Строгановы наказали Ермаку создать сильный боевой отряд, поскольку армия Кучума, по слухам, достигала 10 тыс. чел. Ермак собрал войско в 540 чел. Согласно иной версии, Ермака никто не нанимал и он отправился в поход самовольно, разгромив вместе с дружиной имение Строгановых и захватив хлеб, муку, оружие, вещи. Костяк отряда Ермака составили казаки во главе с Иваном Кольцо, Матфеем Мещеряком, Богданом Брязгой и Никитой Паном, грабившие до этого ногайских и русских купцов и пришедшие к Ермаку, чтобы пополнить его «сибирскую дружину» в надежде и самим поживиться в ожидаемом походе.

В июне 1579 (по другим данным - в сентябре 1581) Ермак отправился в военный поход. Перевалив Уральский хребет, вторгся во владения сибирского хана, используя водные пути - реки Чусовую, Серебрянку, Жаровль. На перевалах казаки несли ладьи на руках. По Тагилу дошли до Туры, где впервые сразились с татарскими князьями и победили их. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и обрушился на врага с тыла. Успех Ермака объясняется и наличием у казаков огнестрельного оружия (пищалей), и верно выбранной тактикой, когда противник был принужден вступать в бой там, где не мог использовать конницу.

Следующее сражение Ермака было в местечке Юрты Бабасана, где Ермак одержал победу над Мамет-кулом, племянником Кучума. Решающим сражением стала битва в устье Тобола 23-25 октября 1582, где Ермак захватил небольшой укрепленный городок и превратил его в опорный пункт для завоевания столицы Сибирского ханства - Кашлыка. Кучум с Мамет-кулом, захватив некоторые ценности, бежал в Ишимские степи. 26 октября казаки вошли в Кашлык. Взятие его оказалось важнейшим рубежом в освоении Сибири: ханты, манси и некоторые татарские улусы пожелали принять русское подданство. Территория нижнего Приобья вошла в состав Русского государства и наряду с другими освоенными территориями, стала выплачивать Москве дань (ясак). В 1583 были подчинены земли до устья Иртыша. Сибирское ханство распалось. Иван Грозный наградил всех участников похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, обещал помощь в 300 стрельцов, а самому Ермаку присвоил титул «князь Сибирский».

В 1585 Кучуму удалось собрать новые силы для борьбы с Ермаком. Чтобы выманить казаков из укрепления, Кучум стал распространять ложные слухи о том, что татары задержали торговый караван бухарцев, направляющийся к казакам. Ермак с отрядом в 150 человек,с трудом перезимовав в Сибири (продовольствие быстро кончилось, в отряде начался голод) отправился вверх по Иртышу и дошел до устья реки Шиш. Здесь 6 августа 1585 Кучум внезапно напал на отряд Ермака у устья р.Волая (приток Иртыша). Будучи раненным, Ермак попытался переплыть Вагай, но тяжелая кольчуга - дар царя Ивана IV Грозного - потянула его ко дну («был одет он царскими панцири, струг же его отплыл от берега и он, не дошед, утопе»). Согласно летописям, тело Ермака было обнаружено татарами и «праздник мести» длился шесть недель (в мертвое тело пускались стрелы). Погребен был Ермак, по преданию, на «Баишевском кладбище под кудрявой сосной».