Научная фантастика роман про разумные танки. Жанр "научная фантастика"

Фильм был снят в гостиной главного режиссёра всего за пять дней и 50 тысяч долларов, но он ничуть не уступает по накалу интриги своим более высокобюджетным аналогам.

Компания друзей собирается на званый ужин. Уже в дороге с ними начинает твориться какая-то чертовщина: сотовая связь работает с перебоями, а стёкла мобильников по непонятной причине трескаются. Позже выясняется, что именно в этот день очень близко к Земле пролетает комета, из-за которой и творятся разные странности. И перебои со связью - ещё самые невинные из них.

2. Пекло

  • США, Великобритания, 2007 год.
  • Длительность: 107 мин.
  • IMDb: 7,3.

Один из самых зрелищных и недооценённых научно-фантастических фильмов, в котором нашлось место и душещипательной драме, и безбашенным космическим приключениям.

Команда отчаянных астронавтов отправляется спасать человечество. Их миссия - добраться до угасающего Солнца и сбросить на него ядерную бомбу, чтобы светило засияло с новыми силами. Если этого не сделать, жизнь на Земле окажется под угрозой исчезновения.

3. Детонатор

  • США, 2004 год.
  • Длительность: 77 мин.
  • IMDb: 7,0.

Ещё один непризнанный шедевр низкобюджетного кино на тему . Чтобы диалоги звучали более профессионально, режиссёр Шейн Кэррут, математик по образованию, специально изучал физику в процессе написания сценария. Видимо, он немного увлёкся, поэтому большой популярности у широких масс фильм не получил, зато заработал одобрение от критиков с сайта Rotten Tomatoes, которые окрестили его лучшим фантастическим фильмом для думающих людей.

Главные герои конструируют в гараже нечто, напоминающее машину времени. Друзьям кажется, что их открытие перевернёт мир, пока они не сталкиваются с неприятными побочными эффектами.

4. Луна 2112

  • Великобритания, 2009 год.
  • Длительность: 97 мин.
  • IMDb: 7,9.

Этот невероятно зрелищный и реалистичный фильм, снятый в рекордные сроки (всего за 33 дня!), стал режиссёрским дебютом Дункана Джонса, сына Дэвида Боуи.

Контракт астронавта Сэма Белла подходит к концу. В полном одиночестве он провёл три года на Луне, приглядывая за работой аппарата, добывающего изотоп. За пару недель до окончания контракта Сэм чувствует, что с ним творится что-то неладное, а потом обнаруживает, что его долгое время водили за нос.

5. Чужие на районе

  • Великобритания, Франция, 2011 год.
  • Длительность: 88 мин.
  • IMDb: 6,6.

Эта картина сочетает в себе элементы молодёжной комедии, фантастики и фильма ужасов. Банда парней из неблагополучного района терроризирует местных жителей ровно до тех пор, пока случайно не обнаруживает на своих «владениях» непонятно откуда взявшегося пришельца. После этого происшествия грозная компания переосмысливает своё жизненное предназначение и решает переквалифицироваться в защитников и борцов с неземной расой.

6. Сквозь снег

  • Южная Корея, Чехия, США, Франция, 2013 год.
  • Длительность: 126 мин.
  • IMDb: 7,0.

Фантастический и постапокалиптический южнокорейский триллер, снятый по мотивам графического романа.

Пытаясь остановить глобальное потепление, люди изобретают реагент, способный понижать температуру. Но всё идёт не по плану. Они получают замёрзшую планету, практически непригодную для жизни. Выжить смогли только те, кто успел забраться в поезд, без перерыва колесящий по всему миру. Как и в обычном обществе, в поезде есть своя иерархия. Чтобы прижиться в нём, нужно научиться играть по особым правилам.

7. Донни Дарко

  • США, 2001 год.
  • Длительность: 113 мин.
  • IMDb: 8,1.

Режиссёрский дебют Ричарда Келли состоялся в неудачное время: люди ещё не успели оправиться от трагических событий 11 сентября. Фильм провалился в прокате, но позже, после выхода на DVD, всё же обрёл своих поклонников.

Фрэнк - загадочное существо, отдалённо похожее на кролика, предупреждает старшеклассника Донни Дарко о том, что его жизнь может оборваться через 8 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд. Спустя положенное время Донни обнаруживает, что предсказание кролика сбылось: на дом мальчика падает самолёт. В награду за спасённую жизнь Фрэнк начинает требовать от Донни расплаты.

8. Начало

  • США, Великобритания, 2010 год.
  • Длительность: 148 мин.
  • IMDb: 8,8.

Этот фильм очень понравится тем, кто любит и распутывать хитросплетённые сюжетные линии.

Промышленный шпион Доминик Кобб знаменит тем, что крадёт корпоративные тайны, используя технологию совместных сновидений. Чтобы вернуться к своим детям, он соглашается на почти невыполнимую работу. На этот раз ему предстоит не украсть очередную идею, а внедрить её в подсознание жертвы.

9. Трудно быть Богом

  • Россия, 2013 год.
  • Длительность: 177 мин.
  • IMDb: 6,7.

Экранизация фантастической повести , снятая Алексеем Германом. Работа над фильмом длилась около 15 лет, а окончательная версия вышла уже после смерти режиссёра.

Группу учёных-исследователей с особой миссией отправляют на планету, почти идентичную Земле. Жизнь там замерла примерно на отметке «Средневековье» и находится в большом упадке. Землянам запрещено вмешиваться в происходящее, чтобы не менять ход истории, но правила существуют для того, чтобы их нарушать.

10. Петля времени

  • США, Китай, 2012 год.
  • Длительность: 118 мин.
  • IMDb: 7,4.

Использовать петли времени можно не только в мирных целях. В 2074 году додумались до того, чтобы с их помощью избавляться от нежелательных людей. Жертва отправляется на 30 лет назад, а специально обученный киллер-лупер убивает её. Однажды хорошо отлаженная система даёт сбой: главный герой сталкивается с постаревшим собой и позволяет себе из будущего сбежать, вместо того чтобы замкнуть петлю, застрелив себя.

11. Из машины

  • Великобритания, 2014 год.
  • Длительность: 108 мин.
  • IMDb: 7,7.

Картина-дебют известного британского писателя Алекса Гарленда, которую называют одним из лучших фильмов об искусственном интеллекте в истории кинематографа. Программист Калеб соглашается на участие в интересном эксперименте: в течение недели ему предстоит тестировать девушку-робота Аву, которая была создана на основе его предпочтений.

12. Паприка

  • Япония, 2006 год.
  • Длительность: 90 мин.
  • IMDb: 7,7.

Японский режиссёр Сатоси Кон не очень известен, однако его работами вдохновлялись такие режиссёры, как Кристофер Нолан и Даррен Аронофски, а это уже кое-что да значит.

В недалёком будущем было изобретено полезное устройство DC Mini, позволяющее докторам проникать в сны и фантазии пациентов. Оно не было опасно до тех пор, пока не попало в руки злоумышленников, которые с его помощью начали сводить с ума невинных людей.

13. Грань будущего

  • США, Канада, 2014 год.
  • Длительность: 113 мин.
  • IMDb: 7,9.

Фильм, невероятно похожий на компьютерную игру: главный герой умирает, возрождается, прокачивает свои способности и начинает всё заново, пока задуманное не пройдёт идеально.

Майор Уильям Кейдж обладает уникальной способностью превращать любой день в День сурка. Чтобы предотвратить идущую между оккупантами и инопланетными пришельцами войну, понять, что происходит, а потом выбраться из временной петли, ему придётся погибнуть не одну сотню раз.

14. ВАЛЛ·И

  • США, 2008 год.
  • Длительность: 98 мин.
  • IMDb: 8,4.

Этот трогательный мультфильм совсем не так прост, как кажется. За милой оболочкой можно разглядеть настоящую антиутопию о постоянно растущей зависимости людей от технологий и повсеместной автоматизации.

Маленький робот-уборщик ВАЛЛ·И в одиночку очищает от мусора Землю, которую настолько засорили, что она стала непригодна для жизни. Однажды, чтобы проверить, как продвигаются дела с очисткой планеты, на Землю прилетает робот-разведчик Ева, в которую ВАЛЛ·И влюбляется без памяти.

15. Прибытие

  • США, 2016 год.
  • Длительность: 116 мин.
  • IMDb: 8,0.

Необычный фильм о пришельцах, которые не уничтожают планету и захватывают её жителей в плен, а поступают прямо противоположным образом.

Когда 12 кораблей космических пришельцев опускаются на Землю, американское правительство начинает беспокоиться и поручает команде во главе с преподавателем лингвистики Луизой Бэнкс любым возможным способом найти с ними общий язык и выяснить, для чего они прилетели.

16. Планета обезьян: Революция

  • США, 2014 год.
  • Длительность: 130 мин.
  • IMDb: 7,6.

Вторая часть захватывающей научно-фантастической трилогии, снятой по мотивам романа французского писателя Пьера Булля. Обезьяны и люди в очередной раз пытаются выяснить, кто из них больше достоин жить на планете. Мирно договориться никак не получается, поэтому обе стороны начинают подготовку к неизбежному сражению.

17. Особое мнение

  • США, 2002 год.
  • Длительность: 145 мин.
  • IMDb: 7,7.

Фильм-предсказание, снятый в оригинальной и узнаваемой манере Стивена Спилберга по мотивам повести Филипа Дика.

2054 год. Люди научились предвидеть будущее и создали специальный отдел по предотвращению преступлений, которым руководит капитан Джон Андертон. Задача отдела состоит в том, чтобы увидеть правонарушения, которые кто-то планирует совершить в ближайшем будущем, и любыми способами их предотвратить. Однажды в одном из видений Андертон замечает самого себя, убивающего человека. Чтобы избежать наказания и разобраться в ситуации, Джон вынужден скрываться от своих коллег.

18. Мир будущего

  • США, 2015 год.
  • Длительность: 17 мин.
  • IMDb: 8,2.

Короткометражный мультфильм о маленькой девочке Эмили, которая путешествует в будущее в компании клона, рассказывающего ей о том, как всё будет устроено в мире через пару десятков лет.

19. Она

  • США, 2013 год.
  • Длительность: 126 мин.
  • IMDb: 8,0.

Необычная и футуристическая история любви одинокого писателя и операционной системы Siri. За развитием их отношений очень странно, но страшно интересно наблюдать.

20. Район №9

  • ЮАР, США, Новая Зеландия, Канада, 2009 год.
  • Длительность: 112 мин.
  • IMDb: 8,0.

Ещё один фильм о нетипичном поведении . Пока люди гадают, зачем же пришельцы появились на планете и почему не выходят из своей тарелки, выяснилось, что инопланетным гостям попросту негде жить. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, земляне соорудили для пришельцев специальный лагерь, но это оказалось не самым лучшим решением.

21. Примесь

  • США, 2013 год.
  • Длительность: 96 мин.
  • IMDb: 6,8.

Второй фильм Шейна Кэррута в этой подборке и снова низкобюджетный, но от этого не менее интересный. Таинственный наркодилер нападает на девушку и запускает в её организм червя, парализующего её волю и желания. Теперь она, словно марионетка, готова выполнять все просьбы и поручения коварного незнакомца.

22. Гостья

  • США, Швейцария, 2013 год.
  • Длительность: 125 мин.
  • IMDb: 5,9.

Планету захватили пришельцы, называющие себя Душами. Они вселяются в людей, порабощают их волю и разум, а потом управляют ими. Скрыться и выжить удаётся немногим. Среди счастливчиков - юная девушка Мелани, которая находит способ сосуществовать с пришельцем в одном теле. Вполне очевидно, что в её руках - ключ к спасению всей планеты.

  • Длительность: 104 мин.
  • IMDb: 7,9.
  • Мрачная антиутопия о человечестве, которое столкнулось с проблемой бесплодия. Последний ребёнок был рождён почти двадцать лет назад, а в мире больше не осталось женщин, способных забеременеть. Пока учёные ищут способы справиться с проблемой, люди начинают творить невообразимые вещи.

    В последнее время любое научно-фантастическое произведение непременно вызывает волну комментариев со стороны учёных. Как на самом деле работала бы чёрная дыра из «Интерстеллар»? Смог ли бы реальный Марк Уотни выжить на реальном Марсе? Что правда, а что нет в «Гравитации»? Все хотят знать, как жанр, имеющий в своём названии слово «наука», на деле с ней связан. Не секрет, что писатели-фантасты сами подчас были учёными и что многие научные деятели вдохновлялись фантастическими сюжетами, работая над своими открытиями или изобретениями. Григорий Пророков расспросил несколько учёных об их любимых научно-фантастических романах, о том, как они на них повлияли, и насколько события книг достоверны с точки зрения науки.

    Николай Кукушкин, биолог

    В сказке законов нет - весь мир полностью зависит от воли автора. Поэтому сказка в преломлении к реальности имеет очень ограниченное применение: образное, метафорическое, эмоциональное. Научная фантастика - это литературный эквивалент такого понятия, как мысленный эксперимент. То есть все законы - физические, биологические, социальные, - в отличие от сказки, здесь присутствуют. Но с чётко оговорёнными изменениями. Всё как обычно, но вот войну выиграли фашисты - давайте посмотрим, что от этого будет по-другому. Именно поэтому, мне кажется, действие в научной фантастике часто разворачивается в будущем: будущее проще мысленно видоизменить, не нарушая при этом общей картины мира. Как учёному научная фантастика мне интересна именно как мысленный эксперимент. А что если будет так, а не эдак? Что изменится, если прилетят инопланетяне? Что изменится, если летать со скоростью света? В этом смысле всё популярное объяснение теории относительности Эйнштейна - типичный научно-фантастический роман (летал, например, один космонавт двадцать лет к далёким звёздам, а вернувшись молодым и бодрым, обнаружил дома состарившегося брата-близнеца - это ж какая драма!).

    Филип К. Дик

    «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»


    Я занимаюсь работой мозга и постоянно сталкиваюсь с вопросами, которые большинству людей, наверное, кажутся исключительно философскими. Где заканчивается мышление и начинается рефлекс? Отличается ли принципиально человек от животного? А от робота? А что если заменить каждый нейрон на металлические детали, точно воспроизводящие физические свойства клетки? В «Андроидах» Дика это главная тема: имеем ли мы право проводить черту между собой и чем-то, что выполняет те же самые задачи иными способами? Мне всегда особенно вспоминается одна сцена из книги. Главный герой, Рик Декард (фамилия подозрительно напоминает одного француза, который мыслит, следовательно, существует), ссорится с женой и, стоя над прибором, который в книжке называется «органом настроения», решает, что выбрать: подавление злости или её усиление, - чтобы выиграть спор. На что жена с угрозой предупреждает: если выберешь ярость, я тоже её выберу. Сегодня мы фактически стоим у порога создания «органа настроения». Медикаментами можно подавить депрессию. Точечной микростимуляцией мозга можно вызвать такие сложные и конкретные эмоции, как, например, решимость перед лицом опасности. Простым электродом над левой бровью можно улучшить память и повысить внимание. Мы постепенно покрываем себя устройствами, которые регистрируют, а в будущем наверняка смогут и модифицировать, все наши физиологические показатели. На каком этапе мы станем скорее андроидами, чем людьми? И есть ли вообще смысл в таком разделении, или наше «я» - исключительно виртуальное понятие? Я лично склоняюсь к последнему варианту. Дик, мне кажется, тоже.

    Олдос Хаксли

    «О дивный новый мир»


    В сущности, тот же самый вопрос, только касающийся не нервной системы и сознания, а организма в целом: до каких пределов мы можем воздействовать на свою биологию, при этом оставаясь людьми? «О дивный новый мир» обычно считают антиутопией. Суть там в следующем: люди настолько продвинулись в науках, что создали идеальный мир, где детей клонируют, выращивают в инкубаторах и загодя программируют на выполнение определённых задач. Альфы - элита, занимающаяся интеллектуальным трудом, беты - чуть похуже, и так далее вплоть до эпсилонов, которые используются фактически как рабы. Ужас. Но все довольны! Ну, кроме главного героя, конечно. Люди едят специальный безвредный наркотик, который решает все эмоциональные проблемы, и живут припеваючи. Эпсилоны не могут быть альфами ни физически, ни психологически - да и не хотят они альфами быть. Мир просто разделён на разные сферы труда, и всё вместе работает прекрасно. Единое государство, никаких войн, никаких проблем. Но идея такого евгенического будущего щекочет нервы. Хаксли не знал даже про ДНК, не говоря уже о тех колоссальных успехах генной инженерии, которые произошли за последние восемьдесят лет. Если бы человеческое общество задалось такой целью, то «О дивный новый мир» сейчас можно было бы воссоздать очень близко к тексту - а лет через десять-двадцать и вовсе дословно. Есть множество причин, по которым мы не будем этого делать, но не упускаем ли мы чего-то важного? Хаксли мне всегда нравился своей отстранённостью: в «1984» Оруэлла нет особых колебаний по поводу того, что хорошо, а что плохо. «О дивный новый мир» вроде как ужасный и тоталитарный, но как можно спорить с всеобщим счастьем?

    Стивен Кинг

    «Долгий джонт»


    Смешно, конечно, ставить Кинга рядом с Диком и Хаксли, но «Долгий джонт» я прочитал лет в двенадцать и с тех пор думаю о нём просто постоянно. Ни одного другого рассказа из сборника не помню даже примерно, а вот «Джонт» - да. Там изобрели способ телепортации (джонт) , который работает только под анестезией. Если человека телепортировать в сознании, то он либо сразу умирает, либо сходит с ума. Суть в том, что тело перемещается быстро, а сознание ползёт от Земли до Марса целую вечность. Но если сознание отключить, то человек ничего не замечает. Эта история мне напоминает эдакий американизированный и футуристический дзен-коан. Своего рода вопросительная медитация на тему нейробиологии. Можно ли отделить сознание от тела? В каком пространстве и в каком времени оно существует? Это далеко не так очевидно, как кажется. Существуют вполне обоснованные точки зрения на сознание как особую физическую величину. Вот есть масса, а есть сознание: оно в какой-то форме присутствует и у человека, и у кошки, и даже у стола или электрона. Это не значит, что электрон знает, что он электрон, но если бы мы вдруг стали электроном, то что-то мы бы ощутили. Это гипотеза, помимо которой существует много других. Понятно только одно: всё, что мы знаем о своём «я», - это просто катастрофическое упрощение. Телепортация путём переползания спящего сознания из одной точки в другую - на этом этапе это может быть как бредом, так и гениальной идеей. Если бы сказали кому-нибудь двести лет назад, что время на горе течёт быстрее, чем под горой - они бы рассмеялись вам в лицо. Сейчас без этого знания не работал бы ни один GPS-навигатор. Рассказ я люблю ещё и потому, что прочитал его на русском и добрые пятнадцать лет считал, что в оригинале «долгий джонт» должен быть аллюзией на «длинный джойнт». Но выяснилось, что называется рассказ просто «The Jaunt» и к рекреационной марихуане отношения не имеет ровно никакого.

    Дэн Симмонс

    тетралогия «Песни Гипериона»


    Йоханахан Колудар, биолог

    Межпланетные путешествия через нуль-Т-порталы, интергалактическое государство Гегемония Человека, раса искусственных интеллектов с собственной, странной политикой и подковёрными играми - любой из идей, которыми эта книга просто нашпигована, хватило бы на отдельный роман. Клоны всех известных деятелей за всю историю, раса людей, которая изменила себя генетически до полной неузнаваемости, десятки планет - каждая со своей культурой, все из которых имеют хорошо прослеживаемые истоки в нашем времени. Ко всему этому добавляется очень странная мистика, которая, однако, полностью вписывается в научно-фантастические рамки. Примерно так же было бы, если бы Дэвид Линч снял «Звёздные войны» по мотивам «Космической одиссеи» Кубрика.

    Фрэнк Герберт

    серия романов «Хроники Дюны»


    Более продуманного будущего человечества я не встречал ни в одной другой книге. После всевозможных войн машин против людей, машин против машин, людей против самих себя и других людей наступает более-менее светлое будущее. Человечество расселилось, а ставшие почти отдельным подвидом математики используют уникальный наркотик, спайс, для межзвёздной навигации. Кроме них спайс использует «Бене Гессерит» - тайное общество, членов которого все считают ведьмами, высшие эшелоны власти, устроенной по аристократической модели, да и вообще все, у кого есть деньги, чтобы многократно усилить свои умственные способности. Так повелось, что спайс есть только на одной планете - Аракисе, также известной как Дюна. Тот, кто контролирует Дюну, контролирует Галактику. Пожалуй, более влиятельным произведением фантастики (sensu lato) двадцатого века является только «Властелин колец». Благодаря «Дюне» появились «Звёздные войны», «Дюну» же можно узнать в «Игре престолов». В первой экранизации должны были принимать участие Сальвадор Дали, Мик Джаггер, Орсон Уэллс, Pink Floyd и Ганс Гигер. Фильм прогорел, отрисованные для него концепты распродали, и целый набор научно-фантастических фильмов появился на их основе. В России, по идее, книга должна бы продаваться в целлофане и с наклейкой. Основа сюжета ведь - борьба за наркотик.

    Клиффорд Саймак

    серия рассказов «Город»


    «Город» начинается в недалёком будущем, а заканчивается почти через тысячу лет, когда последние люди вошли в стадию анабиоза, чтобы из неё больше никогда не выйти, потому что устали жить. За это время успевает произойти совершенно всё, что только возможно. При этом книга удивительно сочетает гуманистический посыл, уверенность, что люди в конце концов проиграют битву с самими собой, и юмор. В одном рассказе люди улетают исследовать Юпитер, пересадив свой мозг в тело, имитирующее местных животных. И выясняют, что их жизнь гораздо лучше человеческой. В другом животные обретают способность говорить и создают собственное общество, в которое человек входит наравне со всеми. Стоит также отметить, что все рассказы повествуют о членах одной семьи, а всю историю комментируют потомки их псов (это не опечатка, действительно псов, Canis lupus familliaris).

    Пирс Энтони

    дилогия «Атон»


    Роман «Хтон» - предшественник «Хроник Риддика». Лучший во всём, кроме того, что это книга, а не фильм. Хтон - планета-тюрьма, где заключённые добывают редкую разновидность граната, меняя его на еду. Планета испещрена ходами. Тех, кого осуждают на заточение на Хтоне, ожидает вечная жизнь в этих ходах, почти без света, среди жуткого жара, который исходит от ядра, и по соседству с разнообразными монстрами. Последние продуманы совершенно потрясающе, по-лавкрафтовски жуткие, но при этом удивительно живые, можно представить, что они появились в результате эволюции. Причина заточения главного героя раскрывается на первой же странице. Миньонетка. Что это значит, становится понятно лишь под самый конец. Главы, посвящённые Хтону, чередуются с главами, в которых рассказывается предыстория происходящего - жизнь человека такого далёкого будущего, когда уже забыли, как вообще жили на Земле. Жизнь, в которой инопланетные цветы - лучшие питомцы, а генетически созданные идеальные жёны - худшее проклятье.

    Уильям Гибсон

    трилогия «Киберпространство»


    В русском варианте трилогия называется «Киберпространство», хотя на самом деле - «Sprawl». На русском языке читать запрещается. Перевод полностью убивает не только тонкую интеллектуальную иронию, но и вообще весь авторский стиль. Книге вполне место в большой англоязычной литературе наравне с Хемингуэем, Фаулзом, Голдингом и другими. Эта трилогия создала киберпанк как жанр, определив в нём совершенно всё. Можно, конечно, возразить и вспомнить Филипа Дика (и многих других), но всё-таки миры Дика (и многих других) - это миры с магнитными лентами и пузатыми телевизорами. Да и как писатель Дик поменьше калибром. Гибсон же сумел не только достоверно изобразить влияние технологии на человека и их прорастание друг в друга, но и более-менее предсказать развитие нашего общества. Всю двойственность современной жизни, в которой онлайн и офлайн сливаются так, что не разделить, можно найти в этих романах. Забавно, что их написал человек, который искренне не любит компьютеры и старается общаться с ними как можно меньше. Поверить в этот факт после чтения книги невозможно.

    Фред Хойл

    «Чёрное облако»


    Виктор Татарский, биолог

    Фантастика для меня началась с трёх полок в семейной библиотеке, книги с которых я последовательно и бессистемно начал читать в школе. Там были все классики: Азимов, Брэдбери, Кларк, Стругацкие, - однако моей любимой книгой была «Чёрное облако» Фреда Хойла. Хойл был выдающимся физиком и астрономом, это человек, придумавший термин «большой взрыв» (в ироничном смысле). «Чёрное облако», написанное в 1957 году про недалёкое будущее 1964 года, сейчас кажется настоящей винтажной фантастикой - с фотопластинками, связью по радио, телевизором в качестве передового способа коммуникации, но это, пожалуй, одна из самых интересных и неортодоксальных книг эпохи классического сай-фая про столкновение человечества с принципиально другим инопланетным разумом. Самое большое удовольствие, однако, доставляет интеллектуальный пинг-понг между обаятельными героями, которые пытаются предотвратить надвигающуюся космическую катастрофу исключительно с помощью науки, одновременно преодолевая скептицизм политиков. Мне до сих пор кажется, что лучшего вдохновения для того, чтобы выбрать научную карьеру, не придумаешь.

    Нил Стивенсон

    «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»


    Из прочтённого позднее на меня огромное впечатление произвел «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц», который описывает идеал развития нанотехнологий и одновременно социальную дистопию - мир, в котором национальные государства перестали существовать и общество организовано в группы, объединённые по мировоззрению; несмотря на обеспеченность базовыми вещами, в этом мире существует огромное социальное расслоение. Я вспоминаю эту книгу каждый раз, когда читаю про криптовалюты, падение собираемости налогов, электронные учебники для бедных детей, 3D-принтеры и многое-многое другое, - Стивенсон, пожалуй, самый визионерский популяризатор этих идей в 90-е. Но прежде всего это захватывающий, непредсказуемый и по-хорошему хулиганский посткиберпанк, смешанный с викторианским романом.

    Ханну Райаниеми

    трилогия о Жане ле Фламбёре


    Из последних любимых - «Квантовый вор» (и последующие два продолжения) Ханну Райаниеми. С одной стороны, это космическая опера, с другой - один из самых ярких образов постчеловеческого будущего. Оцифровывание личности, программируемая и вычисляющая материя, квантовое шифрование, космические магистрали для передвижения кораблей с солнечными парусами. Самая большая тема книги - человеческий разум, который в будущем копируется в тысячи копий, существует во множестве вариантов, меняется под конкретные задачи, сшивается и растаскивается на части. Главный конфликт книги не столько борьба добра со злом, сколько идеологическое противостояние порядка и хаоса. Это такой роман-ребус с собственным словарным запасом и запутанной предысторией, в нём сначала не соображаешь ничего, но постепенно понимаешь, как всё работает, и получаешь от этого огромное удовольствие.

    Екатерина Короткова, вирусолог

    В школьные годы книги из серии «Библиотека современной фантастики» были моим любимым чтением. В фильме «Чародеи» именно их высыпает из мешка наряженный Дедом Морозом Золотухин. Некоторые из них я перечитывала по нескольку раз. Но как девочке мне больше нравились научно-фантастические романы, где присутствовала также и любовная линия. Не буду оригинальной, но моими любимыми фантастами были и остаются Роберт Шекли с его неподражаемым чувством юмора и Айзек Азимов, кстати, довольно крупный учёный-химик.

    Айзек Азимов

    «Конец вечности»


    У Азимова наибольшее впечатление на меня произвёл роман «Конец вечности». Группа людей, обладающих технологией перемещения во времени (так называемые Вечные, сотрудники организации под названием «Вечность»), присматривает за человечеством из самых разных эпох и «подправляет» ход истории, направляя её в «правильное», на их взгляд, русло. В «Вечности» работает много специалистов: Наблюдатели, Вычислители, Расчётчики судеб, Социологи и Техники - как главные герои романа. Именно Техник должен появиться в нашей реальности в определённый момент времени и произвести заранее рассчитанное «минимальное необходимое воздействие» - МНВ, которое вызовет цепь последовательных событий, в результате приводящих к изменению направления развития человечества. Например, переставив маленький ящик на другую полку, Вечные добиваются снижения потребления наркотиков через несколько столетий, а побочным результатом этого вмешательства становится прекращение освоения космоса из-за того, что не будет изобретена электрогравитация. Его величество случай. Мы сколько угодно можем строить счастливое будущее для себя или для всего человечества, но кто-то, возможно, даже не понимая этого, произведёт МНВ, и жизнь пойдёт совсем по-другому...

    Роберт Шекли

    «Обмен разумов»


    Абсолютно гениальное произведение Шекли «Обмен разумов» поражает буйством фантазии. Главный герой Марвин Флинн живёт в Америке и мечтает о путешествиях на другие планеты, но денег на это у него не хватает. И Марвин решается на временный обмен телами с найденным по объявлению марсианином, но нарывается на мошенника. Чтобы выжить, ему приходится соглашаться на самые сомнительные предложения. То он в четвероруком и четвероногом теле с хвостом и закинутыми за спину ушами пытается собирать яйца ганзеров в дождевом лесу на планете Мельд. То оказывается в уютной норе на планете Цельсий-5 в теле с тикающей бомбой в носу и влюбляется там в членистоногую красотку. В погоне за марсианином-мошенником Марвин попадает в «Искажённый мир», в котором возможно всё. В том числе и то, что происходит с главным героем, - ему кажется, что «Искажённый мир» вернул его на Землю. Марвин Флинн не вспомнил, что Земля, где он родился, слегка отличалась от мира, где он оказался теперь, где его мать несёт яйца, а отец пасёт крысиные стада. Он просто счастлив под красным солнцем и тремя лунами на зелёном небе.

    Роберт Шекли

    «Четыре стихии»


    Ещё один роман Роберта Шекли - «Четыре стихии» - посвящён загадкам человеческой психики, но при этом в нём есть фантастический мир других планет. Медицина будущего самые тяжёлые формы шизофрении лечит «расщеплением» личности на отдельные составляющие. Доминирующая часть остаётся в теле пациента, а остальные подличности распределяются по искусственным телам, в которых смогут жить до 35 лет. Полное выздоровление пациента возможно в результате «реинтеграции» на определённом этапе нескольких неполноценных личностей в одну полноценную. Герой романа, подвергшийся в детстве расщеплению, решается на реинтеграцию и путешествует по волшебным мирам Марса и Венеры в поисках «себя». Каждую подличность героя автор отождествил с определённым темпераментом. И только в результате слияния четырёх темпераментов, четырёх стихий возник сложный, противоречивый, но действительно полноценный Человек.

    Иван Сорокин, химик

    Своим бесконечным интересом к окружающему миру я обязан жёлтому позднесоветскому атласу формата A3 с мальчиком и девочкой на обложке, книге «Почемучка» и всей научной фантастике, до которой у меня дотягивались руки. Эскапизм необходим любому ребенку - а тот факт, что в случае фантастики эскапизм сопровождается приятно занудными описаниями миров, чьи принципы существования всё же опираются на фундаментальные законы нашей Вселенной, доказывает одну простую вещь: даже фантазируя в определённых рамках, можно улететь далеко-далеко. Так я, в общем, и стал учёным - полюбив рамки всей душой.

    Филип К. Дик

    «Убик»


    Я всю сознательную жизнь придерживаюсь того мнения, что придумывать великие сюжеты гораздо сложнее, чем выписывать заковыристые метафоры, - именно поэтому Дик, безусловно, относящийся к числу тех писателей, которые языком владели гораздо хуже, чем мастерством повествования, является одним из моих любимых авторов. Он единолично олицетворяет все излишества, безумства, открытия и трагедии большого психоделического эксперимента 50–70-х гг., и нигде это не проявляется лучше, чем в «Убике». Ставить под сомнение саму реальность - один из классических приемов сай-фая, но Дику (одному из первых) удалось сочинить роман, почти целиком наделённый логикой сна или галлюцинации и при этом полагающийся на логику нейрофизиологии. Из этого романа вырастает добрая половина антиутопий современности: ту же «Матрицу» легко можно разложить по компонентам на «Футурологический конгресс» Лема, гибсоновского «Нейроманта» и, собственно, «Убика».

    Братья Стругацкие

    «Хищные вещи века»


    Стругацкие у каждого свои: кто-то предпочитает незлобную сатиру рассказов о НИИЧАВО, кому-то наиболее близок протокиберпанк «Пикника на обочине», кто-то пытается придумать двадцать пятую интерпретацию «Града обречённого». Мой выбор, пожалуй, слегка нетрадиционен, но, поверьте, оправдан: «Хищные вещи века» - одна из наиболее современных вещей в каноне братьев. Проникнутая идеями классического марксизма антиутопия, переосмысливающая «О дивный новый мир» и предсказывающая субкультуры конца века, изобилующая описаниями наркотических опытов и размышлениями о слиянии человека с техникой, - за такую экзотику (напоминаю, речь о 1965 годе) можно простить и излишний дидактизм, и некоторую незавершённость повести.

    Ричард Бахман (Стивен Кинг)

    «Бегущий человек»


    Я совсем не любитель кричать о том, что оригинал всегда лучше адаптации, но в данном случае придётся оставить напоминание: ради всего святого, не судите об этом сюжете по фильму со Шварценеггером. Оригинальный «Бегущий человек» - простая и очень эффектная история о полном отчаянии, распаде личности (который параллелен деградации государства) и о неспособности технического прогресса поддерживать моральные нормы. Это очень злая и очень параноидальная книга, похожая в своём действии на острый спазм; тот факт, что Кинг сумел здесь предсказать многие аспекты реалити-шоу и саму идею теракта 11 сентября, кажется, напрямую коррелирует с объёмом желчи, искусно вылитой на каждую страницу.

    Читайте также наш спецпроект, посвящённый лучшим фантастическим сериалам всех времён. Кликните, чтобы почитать топы.

    Составление сотни наиглавнейших фантастических книг потребовало от нашей редакции куда больших усилий, чем аналогичные списки игр, фильмов и сериалов. Неудивительно, ведь книги - основа основ всей мировой фантастики. Как и прежде, основным критерием для нас было значение того или иного произведения для мировой и отечественной фантастики.

    В наш список попали лишь те книги и циклы, которые стали общепризнанными столпами фантастической литературы или оказали значительное влияние на развитие отдельных фантастических направлений. При этом мы не пошли на поводу у соблазна приписать основной вклад в фантастику англоязычным авторам: почти пятую часть нашего перечня занимают книги отечественных мастеров слова.

    Итак, перед вами те 100 книг, которые, по мнению МирФ, любой уважающий себя поклонник фантастики прочесть попросту обязан!

    ПРЕДТЕЧИ ФАНТАСТИКИ

    Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

    Роман, проложивший путь авторам многих фантастических направлений - от сатиры до альтернативной географии. А чего стоит подробное конструирование миров! «Путешествия Гулливера» невозможно втиснуть только на фантастическую полку - это явление общечеловеческой культуры. Правда, большинство из нас знакомо лишь с адаптированной версией, входящей в «золотой фонд» детской литературы.

    Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

    Книга английской леди, супруги известного поэта, написанная «на спор». У Перси Шелли и его друга Байрона ничего не получилось, а 20-летняя девушка сочинила один из самых знаменитых «готических» романов. Но одной готикой дело не ограничилось! История швейцарского ученого Виктора Франкенштейна, который с помощью электричества научился оживлять мертвые ткани, считается первым по-настоящему научно-фантастическим произведением.

    Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

    Сказка для детей, придуманная английским математиком, оказала огромное влияние на развитие НФ. Сатирический абсурдизм, обилие парадоксов, иные измерения - книга Кэрролла включила в себя множество тем, неоднократно использованных фантастами последующих поколений. Особенно велико влияние Кэрролла на англоязычную культуру - по количеству цитирований повести об Алисе уступают только Шекспиру.

    Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

    Одна из самых знаменитых книг «отца-основателя» НФ. Конечно, рядом можно поставить еще несколько его романов - «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Робур-завоеватель», однако именно «20 тысяч…» объединяет в себе сбывшиеся научно-технические предсказания, увлекательный авантюрный сюжет, познавательность и яркого персонажа, чье имя стало нарицательным. Кто не знает капитана Немо и его «Наутилус»?

    Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

    История двух противоположных половин единой личности, одновременно - морализаторская притча о двойственности прогресса и ответственности науки перед обществом (позже эта тема была развита Г. Уэллсом в «Человеке-невидимке» и «Острове доктора Моро»). Стивенсон грамотно совместил элементы НФ, готического ужастика и философского романа. Результат - книга, породившая массу подражаний и сделавшая образ Джекила-Хайда нарицательным.

    Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

    Еще одна классика, которая совмещает в себе сатиру на современное писателю общество и блестящее воплощение нескольких фантастических идей, позднее растиражированных сотнями авторов. Путешествие во времени, альтернативная история, идея столкновения культур, сомнительность прогрессорства как способа изменения «косного» общества - все вместилось под одну обложку.

    Брэм Стокер «Дракула»

    Роман о вампирах, породивший океан подражаний в литературной и кинематографической фантастике. Ирландец Стокер явил миру пример грамотного «черного пиара». Взял подлинную фигуру валахского господаря - личности малосимпатичной, но в историческом плане достаточно ординарной, - и сотворил из него монстра с большой буквы, чье имя в массовом сознании помещается где-то между Люцифером и Гитлером.

    НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

    Герберт Уэллс «Война миров»

    Классическое произведение, открывшее сразу несколько направлений в НФ. Это первая книга о вторжении на Землю беспощадных «чужих». Однако Уэллс пошел дальше темы «войны миров». Писатель создает впечатляющую галерею поведенческих моделей людей в экстремальных условиях нависшей над ними угрозы тотального уничтожения. Перед нами - фактически предвидение развития общества в период грядущих мировых войн.

    Айзек Азимов, цикл «История будущего»

    Первая в мировой НФ монументальная история будущего, самой яркой частью которой считается трилогия Foundation (премия «Хьюго» как лучшая фантастическая серия всех времен). Азимов попытался свести развитие цивилизации к комплексу законов, сходных с математическими формулами. Спасителями человечества становятся не полководцы и политики, а ученые - адепты науки «психоистории». А действие всей серии охватывает 20 тысяч лет!

    Роберт Хайнлайн «Звездный десант»

    Роман вызвал нешуточный скандал, ибо многие либералы увидели в нем пропаганду милитаризма и даже фашизма. Хайнлайн был убежденным либертарианцем, у которого идея ответственности перед обществом уживалась с неприятием тотального ограничения государством личной свободы. «Звездный десант» - не просто эталонная «военка» о битвах с чужими, но и отображение представлений писателя об идеальном обществе, где долг превыше всего.

    Альфред Элтон Ван-Вогт «Слэн»

    Первое значительное произведение о биологических мутациях, которые грозят человечеству переходом на новую ступень эволюции. Естественно, обычные люди не готовы просто так отправляться на свалку истории, поэтому слэнам-мутантам приходится несладко. Ситуация осложнена тем, что слэны - плод генной инженерии. Человечество само породит собственного могильщика?

    Джон Уиндэм «День триффидов»

    Эталон научно-фантастического «романа-катастрофы». В результате космического катаклизма почти все земляне ослепли и превратились в добычу ставших хищными растений. Конец цивилизации? Нет, роман британского фантаста проникнут верой в силу человеческого духа. Дескать, «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»! Книга положила начало целой волне аналогичных (хотя зачастую более пессимистичных) историй.

    Уолтер Миллер «Страсти по Лейбовицу»

    Классическая постапокалиптическая эпопея. После ядерной войны единственным оплотом знаний и культуры остается церковь в лице основанного ученым-физиком ордена Святого Лейбовица. Действие книги происходит на протяжении тысячи лет: цивилизация постепенно возрождается, чтобы вновь погибнуть… Искренне верующий человек, Миллер с глубоким пессимизмом смотрит на способность религии принести человечеству настоящее спасение.

    Робер Мерль «Мальвиль»

    Самая дотошная хроника существования обычного человека в мире после ядерной войны. Группа людей, оказавшись в замке Мальвиль, день за днем выживает на развалинах цивилизации. Увы, но их робинзонада абсолютно безнадежна. Никто не прилетит с «большой земли», не спасет, не вернет навсегда утраченное. И не зря, одержав череду блестящих побед, главный герой умирает от банального аппендицита. Мир погиб - и будущего нет…

    Айзек Азимов, сборник «Я, робот»

    Рассказы Азимова о роботах развили тему, поднятую Карелом Чапеком в пьесе R.U.R., - о взаимоотношении человека и искусственного интеллекта. Три Закона Роботехники - этическая основа для существования искусственных созданий, способная подавить «комплекс Франкенштейна» (подспудное желание уничтожить своего Творца). Это не просто истории о думающих железяках, а книга о людях, их нравственных метаниях и духовных экспериментах.


    Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

    Первый образчик подлинного киберпанка, появившийся задолго до рождения самого термина и фантастического явления, им обозначенного. Кислотно-мрачный мир будущего, обитатели которого постоянно подвергают сомнению смысл и даже реальность собственного существования, - темы, характерные и для этого романа, и для всего творчества Дика. А книга послужила основой культового фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы».

    Уильям Гибсон «Нейромант»

    Священная книга киберпанка, где есть практически все его знаковые приметы. Блестяще показано высокотехнологическое близкое будущее, в котором власть принадлежит хищным транснациональным корпорациям и процветает киберпреступность. Гибсон выступил настоящим пророком наступившей сегодня цифровой эры, не только предвидя проблемы развития информационных технологий, но и введя в широкий оборот специфический компьютерный жаргон.

    Артур Кларк «2001: Космическая Одиссея»

    На основе старого рассказа Артур Кларк сочинил сценарий для фильма Стэнли Кубрика - первой настоящей НФ-эпопеи мирового кино. А новеллизация стала символом серьезной космической научной фантастики. Никаких «звездных войн», никаких супергероев с бластерами. Реалистичный рассказ об экспедиции к Юпитеру, во время которой машинный разум достигает своего предела, зато человек способен перейти любые границы возможного.

    Майкл Крайтон «Парк Юрского периода»

    Крайтон считается отцом фантастического технотриллера. «Парк Юрского периода» - не первое произведение такого рода, но одно из самых известных, во многом благодаря экранизации Стивена Спилберга. Будучи по сути умелым соединением многократно проработанных в НФ тем и идей - генная инженерия, клонирование, бунт искусственных созданий, - роман приобрел миллионы поклонников и множество подражаний.

    ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА

    Герберт Уэллс «Машина времени»

    Один из краеугольных камней современной НФ - книга, положившая начало эксплуатации темы путешествий во времени. Уэллс также попытался продолжить современный ему капитализм в далекое будущее, в котором человечество разделилось на два биологических вида. Еще сильнее, нежели странное общество элоев и морлоков, потрясает «конец времен», знаменующий полную погибель разума.

    Евгений Замятин «Мы»

    Первая великая антиутопия, повлиявшая на других классиков - Хаксли и Оруэлла, не говоря уж о множестве фантастов, которые пытаются критически прогнозировать развитие общества. Действие повести разворачивается в псевдо-утопии, где роль человека низведена до положения незначительного винтика. Результат - «идеальное» общество-муравейник, в котором «единица - ноль, единица - вздор».

    Олдос Хаксли «О дивный новый мир»

    Одна из основ литературной антиутопии. В отличие от современников, разоблачавших конкретные политические модели, роман Хаксли полемизировал с идеалистическими взглядами о совершенстве технократии. Завладевшие властью интеллектуалы построят еще один вариант концлагеря - пусть и благопристойного на вид. Увы, современное нам общество подтверждает правоту Хаксли.

    Джордж Оруэлл «1984»

    Еще один классический роман-антиутопия, созданный под влиянием мрачных событий Второй мировой. Пожалуй, сейчас во всех уголках мира слышали придуманные Оруэллом термины «Большой брат» и «новояз». «1984» - это сатирическое изображение абсолютного тоталитаризма, какой бы идеологией - социалистической, капиталистической или нацистской - он ни прикрывался.

    Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

    Антиутопия, в основе которой - не политические или социальные, а культурологические идеи. Показано общество, где истинная культура стала жертвой прагматичного жлобства: животный материализм безоговорочно восторжествовал над романтическим идеализмом. Пожарные, сжигающие книги, - очередной знаковый образ современной цивилизации. События последних лет показывают, что роману грозит участь не предупреждения, но пророчества!

    Курт Воннегут «Бойня номер пять»

    Шедевр антивоенной фантастики (да и литературы вообще). Герой книги - альтер-эго автора Билли Пилигрим, ветеран войны, переживший варварскую бомбардировку Дрездена. Похищенный инопланетянами, герой лишь с их помощью сумеет излечиться от нервного потрясения и обрести внутренний покой. Фантастический сюжет книги - лишь прием, с помощью которого Воннегут борется со внутренними демонами своего поколения.

    Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»

    Первая НФ-книга, ставшая национальным бестселлером в США. Это история «космического Маугли» - земного ребенка Майкла Валентайна Смита, воспитанного представителями принципиально иного разума и ставшего новым Мессией. Помимо очевидных художественных достоинств и открытия многих запретных для фантастики тем, значение романа в том, что он окончательно перевернул общественное представление о НФ как литературе для незрелых умов.

    Станислав Лем «Солярис»

    Флагман философской НФ. Книга замечательного польского писателя повествует о неудачном контакте с абсолютно чуждой нам цивилизацией. Лем создал один из самых необычных НФ-миров - единый разум планеты-океана Солярис. И можно брать тысячи проб, ставить сотни экспериментов, выдвигать десятки теорий - истина так и останется «там, за горизонтом». Наука просто не способна разгадать все тайны Вселенной - как ни пытайся…

    Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

    Многоплановый цикл о завоевании человеком Марса, где доживает последние дни странная и некогда великая цивилизация. Это и поэтизированный рассказ о столкновении двух различных культур, и размышления о вечных проблемах и ценностях нашего бытия. «Марсианские хроники» - одна из книг, наглядно демонстрирующих, что фантастика способна затронуть самые сложные проблемы и может на равных конкурировать с «большой» литературой.

    Урсула Ле Гуин, Хайнский цикл

    Одна из самых ярких историй будущего, шедевр «мягкой» НФ. В отличие от традиционных сценариев космической фантастики, у Ле Гуин отношения между цивилизациями опираются на особый этический кодекс, исключающий применение насилия. Произведения цикла повествуют о контактах между представителями различных психологий, философий и культур, а также об их обыденной жизни. Наиболее значительная часть цикла - роман «Левая рука Тьмы» (1969).

    Орсон Скотт Кард «Игра Эндера», «Голос тех, кого нет»

    Два романа, за которыми последовал популярный, но неоднозначный многотомный цикл, - подлинные шедевры, вершина творчества Карда. «Игра Эндера» - модернизированная «военка» с упором на психологию взросления харизматического подростка-лидера. А «Голос…» - прежде всего история контакта, взаимопонимания принципиально различных культур. Все хотят, как лучше; почему же добрые намерения оборачиваются трагедией?

    Генри Лайон Олди, цикл «Бездна голодных глаз»

    Первое в современной отечественной фантастике многослойное философско-мифологическое произведение, «Бездна голодных глаз» включает различные направления НФ и фэнтези. Создавая вселенную, соавторы используют самые разные мифологические схемы, объединяя крепкий авантюрный сюжет и качественно проработанные характеры персонажей с философским осмыслением происходящих событий.

    Несмотря на то что научная фантастика - до сих пор очень популярный жанр в кино и литературе, многие читатели знают только классиков XX века. Все помнят Брэдбери, Азимова и Филипа Дика, но мало кто может назвать современных фантастов. Научная фантастика тем не менее процветает - и хороших романов выходит не меньше, чем 50 лет назад. Look At Me собрал 12 современных фантастов, которых стоит читать.

    Мы составляли список по нескольким критериям:

    Питер Уоттс

    Год рождения: 1958




    Первый роман: «Морские звёзды» (1999)

    Лучшие романы: «Ложная слепота», «Морские звёзды», «Эхопраксия»

    Морской биолог по образованию, канадец Питер Уоттс начал писать ещё в конце 90-х, но большую часть карьеры его не замечали, пока он не разместил свои произведения в свободном доступе в интернете. После этого читатели открыли для себя «Ложную слепоту», главный роман Уоттса, и теперь писатель заслуженно считается одним из лучших современных фантастов. «Ложная слепота» - книга, которая задаёт неожиданные вопросы о нейробиологии человека и ставит под сомнение эволюционную оправданность сознания. С одной стороны, в романе намешано всё сразу: вампиры, постгуманизм, инопланетяне, с другой - это предельно минималистичная и чёткая книга, в которой нет ничего лишнего. Образование Уоттса определённо влияет на его литературу: он смотрит на человечество под нестандартным углом и придумывает новых существ, отталкиваясь от существующих морских организмов.

    Кен Маклеод

    Год рождения: 1954




    Первый роман: «Звёздная фракция» (1995)

    Лучшие романы: «Поминки по Ньютону: Космическая опера», «Вторжение», «Канал казни»

    Кена Маклеода называют «анархо-примитивистом» и «техно-утопистом»; в его романах всегда присутствуют социалистические, коммунистические и анархические идеи, а сам автор признаётся, что вдохновляется взглядами Льва Троцкого. Маклеод занимает активную политическую позицию и нередко выступает с публичными лекциями - и критикует состояние современной Великобритании. Без фантастических тем в его книгах тоже не обходится: в первую очередь его интересуют постгуманизм, киборги и культурная эволюция. Что, например, произойдёт с нашей культурой, если мы загрузим сознание в компьютер? При этом у Маклеода есть чувство юмора: его романы нередко называют сатирическими, и сам он очень любит каламбуры - скажем, называет главы своих книг двусмысленными словосочетаниями вроде «революционная платформа».

    Чайна Мьевиль

    Год рождения: 1972




    Первый роман: «Крысиный король» (1998)

    Лучшие романы: «Посольский город», «Город и город», «Вокзал потерянных снов»

    Чайна Мьевиль родился в Лондоне в семье хиппи. Родители дали ему странное имя «Китай» - так было принято в контркультурном британском обществе того времени - у него, например, был друг «Индия». Мьевиль - не фантаст в классическом понимании, но один из самых популярных современных авторов, выступающих в жанре спекулятивной литературы; он пишет и фэнтези, и хорроры, и состоит в британском фэнтези-движении «Новых странных», которые пытаются спасти фэнтези от коммерциализации и клише. В книгах Мьевиля может повстречаться что угодно: магия, люди с головами насекомых, стимпанк и киборги. Иногда, впрочем, Мьевиль занимается чистой научной фантастикой, и получается это у него блестяще. Хороший пример - его роман «Посольский город», в котором он рассматривает проблемы языка; автор пытается представить, какая культура будет у разумных существ, не способных к образному мышлению.

    Питер Гамильтон

    Год рождения: 1960




    Первый роман: «Восхождение звезды разума» (1993)

    Лучшие романы: «Звезда Пандоры», «Великий северный путь», «Мечтающая бездна»

    Англичанин Питер Гамильтон стал известен в начале 90-х благодаря трилогии детективных романов о сыщике-экстрасенсе Греге Манделе. С тех пор, впрочем, он стал писать фантастику совсем другого толка. Гамильтон - автор больших, продуманных космических эпопей, написавший несколько космических циклов, самый известный из которых - «Сага содружества». Её действие происходит в далёком будущем (сюжет всех книг, входящих во вселенную «Саги», растягивается на тысячи лет): люди колонизируют Галактику и летают к далёким звёздам. Вместе с людьми сосуществуют сразу несколько инопланетных рас; для романов Гамильтон придумал и описал сложный мир со своей политикой, экономикой и дипломатией. В общем, фантастика Гамильтона - это примерно то, что люди представляют, когда слышат словосочетание «космическая опера», только очень хорошо продуманная и написанная.

    Карл Шрёдер

    Год рождения: 1962



    Первый роман: «Вентус» (2000)

    Лучшие романы: «Порядок», «Дама лабиринтов», «Неизменность»

    Дипломированный футурист и влиятельный автор для последователей философии спекулятивного реализма , канадец Карл Шрёдер пишет романы на грани киберпанка и космической оперы. С одной стороны, действие его книг обычно происходит в далёком будущем, а сюжет связан с межзвёздными перелётами, с другой - писателя интересуют вопросы, чаще всего связанные с киберпанком: неприкосновенность частной жизни, самосознание отдельной личности (и её растворение) , дополненная и виртуальная реальность, искусственный интеллект. Футуризмом Шрёдер занимается профессионально: в свободное от творчества время он консультирует организации, прогнозирующие развитие технологий. Лучшее в книгах Шрёдера - это то, что называют словом worldbuilding; способность красиво, быстро и точно описывать воображаемые миры. В своём последнем романе «Порядок» он, например, рассказывает об очень длинных космических путешествиях и описывает сотни странных миров, от одиноких планет без звезды, освещённых лазерами, и планет, состоящих целиком из воды, до газовых планет, где люди живут на огромных аэростатах, и планет, где атмосфера похожа на огромную неоновую лампу.

    Чарльз Стросс

    Год рождения: 1964




    Первый роман: «Небо сингулярности» (2003)

    Лучшие романы: «Аччелерандо», «Оранжерея», «Правило 34»

    Самый разносторонний писатель из всей волны новой британской фантастики (британцы отличаются тягой к «жёсткому» сай-фаю и нередко левыми политическими взглядами) , Стросс за свою жизнь успел поработать программистом, фармацевтом и технологическим журналистом. Десять лет он вёл ежемесячную колонку о Linux в журнале Computer Shopper, но в итоге закрыл её, чтобы посвятить себя писательству. В литературных жанрах Стросс примерно столь же неординарен, как в выборе профессии: не считая рассказов, у него вышло около 20 книг в самых разных стилях, от «жёсткой» научной фантастики до фэнтези и ужасов в духе Лавкрафта. Его научно-фантастические романы лучше всего описывать словом «майндфак»: Стросс много обманывает читателя и придумывает самые невероятные конструкции. Образцовый роман в этом смысле (он, кстати, вполне может быть единственным, что вы прочитаете из этого списка - он настолько хорош) - «Оранжерея», в котором группа людей из будущего соглашается на эксперимент: они живут на изолированной космической станции в XX веке. Книга водит читателя за нос и несколько раз переворачивает всё с ног на голову.

    Джон Скальци

    Год рождения: 1969




    Первый роман: «Обречённые на победу» (2005)

    Лучшие романы: «Люди в красном», «Сон андроида», «Взаперти»

    Скальци - классический гик, превратившийся в писателя. С 1998 года он ведёт блог Whatever, где высказывается на самые разные темы, пишет книги и статьи о видеоиграх, кино и астрономии; он даже выступал консультантом на одном из сериалов по «Звёздным вратам». Самая известная книга Скальци - «Люди в красном», предельно гиковский роман. В нём комически обыгрывается известный штамп из «Звёздного пути» - там нередко появлялись безымянные персонажи в красной униформе, которые всегда погибали в миссиях, чтобы подчеркнуть для зрителя опасность. В основное время Скальци пишет более серьёзную - нередко военную - фантастику. Впрочем, он способен на многое: в одном из своих последних романов «Взаперти» он пишет настоящую детективную историю. Главное, что отличает книги Скальци, - ироничные, находчивые персонажи и остроумные диалоги.

    Аластер Рейнольдс

    Год рождения: 1966




    Первый роман: «Пространство откровения» (2000)

    Лучшие романы: «Пространство откровения», «Дом солнц»,
    «Толкая лёд»

    Любимый в России (издательство «Азбука» исправно печатает его романы) валлийский писатель, известный «жёсткой» научной фантастикой и масштабными космическими операми. Как и прочих авторов космических опер, его можно описывать одними только цифрами: его цикл «Пространство откровения» охватывает временной период в десятки тысяч лет (хотя основное действие происходит на протяжении трёх веков), а междзвёздные путешествия в нём происходят с помощью кораблей, которые передвигаются почти со скоростью света. Рейнольдс объясняет существованием механической расы, которая уничтожает разумные цивилизации, когда те развиваются до определённого уровня. За сложными и подробными описаниями космоса, технологий и инопланетных цивилизаций у Рейнольдса, впрочем, скрываются более личные, частные вещи: лиричные размышления о философии жизни и меланхоличное настроение.

    Стивен Бакстер

    Год рождения: 1957




    Первый роман: «Плот» (1991)

    Лучшие романы: «Проксима», «Ковчег», «Многообразие космоса»

    Автор почти 50 романов, британец Стивен Бакстер - один из самых масштабных мыслителей современной «жёсткой» научной фантастики. Бакстер придумывает по-настоящему масштабную космическую фантастику, умудряясь при этом сохранять научную достоверность (скажем, в одной из своих книг он описывает историю Вселенной со дня её рождения 20 млрд лет назад до смерти через 10 млрд лет) . Кроме этого, он выступает в жанре романа-катастрофы и альтернативной истории. Что бы Бакстер ни писал, любой свой роман он предваряет долгими и подробными исследованиями - поэтому даже будущее человечества он предсказывает по научным теориям. Сам он говорит, что вдохновляется старой фантастикой Герберта Уэллса; писатель, кстати, является вице-президентом Международного общества Герберта Уэллса.

    Адам Робертс

    Год рождения: 1965




    Первый роман: «Соль» (2000)

    Лучшие романы: «Соль», «Жёлто-голубая Тибия»,
    «Стеклянный Джек»

    Постмодернистский трикстер Адам Робертс - самый непредсказуемый автор современной фантастики. От каждой новой его книги не знаешь, чего ждать: у него есть и футуристические детективы, и романы о колонизации других планет, и космические утопии; кроме того, Робертс написал под псевдонимами А. Р. Р. Р. Робертс и Братья Робертски несколько пародий - в том числе на романы Толкина, «Матрицу» и «Звёздные войны». Каждый роман Робертса - это литературная игра, во всех книгах он использует неожиданную структуру и играет с языком. На русском скоро выходит его книга «Стеклянный Джек», и она отлично характеризует Робертса: это детективная история о трёх убийствах, написанная как классические романы Агаты Кристи, но с условием, что читатель с самого начала знает, что убийца - главный герой. Проблема Робертса состоит в том, что он никогда не продолжает свои романы и не превращает их в серии, а в фантастике это верный способ никогда не стать популярным автором: читатели научной фантастики предпочитают большие серии, саги и циклы, чтобы раз за разом погружаться в один и тот же мир.

    Энн Леки

    Год рождения: 1966



    Первый роман: «Слуги правосудия» (2013)

    Лучшие романы: «Слуги правосудия», «Слуги меча»

    Несмотря на то что Энн Леки выпустила всего два романа и ещё не успела закончить свою дебютную трилогию «Империя Радч» (заключительная часть выйдет в октябре этого года), её уже называют наряду с лучшими современными фантастами. Леки пыталась заняться научной фантастикой ещё в юности, но опубликоваться у неё не вышло. Леки вышла замуж, родила двоих детей и занялась домашним хозяйством, но, чтобы не слишком скучать дома, продолжила писать - и закончила первый набросок романа «Слуги правосудия» ещё в 2002 году. Книга вышла в 2013-м - и это один из самых необычных романов последнего времени. Главная героиня - бывший космический корабль (да, именно так),

    Первый роман: «Моксиленд» (2008)

    Лучшие романы: «Моксиленд», «Сияющие девочки», «Сломанные монстры»

    Южноафриканская писательница, в первую очередь сочиняющая детективные романы. Скажем, одна из её книг посвящена убийце, путешествующему во времени, другая - сверхъественным убийствам, природе славы и социальных сетей, ещё одна - альтернативному Йоханнесбургу, где преступников в наказание привязывают к волшебным животным. В своих романах Бьюкес исследует волнующие её современные феномены: от глобальной слежки и ксенофобии до автотюна. Сверхъестественное у неё мешается с технологиями, призраки и магия сосуществуют со смартфонами и электронной почтой, но при этом Бьюкес не пишет фэнтези - и совершенно точно не злоупотребляет африканским колоритом. По своей сути её книги - это научная фантастика, ведь главное, что отличает жанр - неожиданные вопросы, которые задаются в нём человечеству; именно этим Бьюкес и занимается.